Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
УДК 343.848.5 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/45
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ НА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СТАДИЯХ
©Боцан А. В., ORCID: 0000-0002-7776-5314, Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, [email protected]
RESOCIALIZATION OF MINOR CONSIDERATIONS AT THE PENITENTIARY AND POST-PENITENTIARY STAGES
©Botsan A., ORCID: 0000-0002-7776-5314, Tomsk State University, Novosibirsk, Russia, [email protected]
Аннотация. Реабилитация и социальная адаптация несовершеннолетних осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы — это социально значимая проблема, которая требует особого внимания со стороны государства, объединения усилий органов власти и общественных организаций, комплексных подходов и решений, а также обязательного совершенствования законодательства. Без соответствующей работы с данной категорией лиц, они неизбежно превращаются в резерв рецидивной преступности, что создает угрозу для безопасности общества.
Abstract. Rehabilitation and social adaptation of juvenile convicts who have served a sentence of imprisonment is a socially significant problem that requires special attention from the state, joining the efforts of government authorities and public organizations, comprehensive approaches and solutions, as well as mandatory improvement of legislation. Without appropriate work with this category of persons, they inevitably turn into a reserve of recidivism, which poses a threat to the security of society.
Ключевые слова: ресоциализация, несовершеннолетние осужденные, стадии ресоциализации.
Keywords: resocialization, juvenile convicts, stages of resocialization.
Современный уголовный закон закрепляет исправление осужденного как один из основных конечных результатов, на который преднамеренно направлен процесс наказания в Российской Федерации. В свою очередь, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в статье 9 определяет понятие исправления осужденных, как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Однако, законодатель, указывая на исправление осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, как на две основные цели уголовного наказания, упускает важный момент, который взаимосвязывает обе эти цели, а именно — процесс ресоциализации осужденного. Стоит признать, что среди юристов и ученых не сложилось единого мнения, касательно определения понятия ресоциализации. Как замечает М. С. Рыбак, в теории уголовно-исполнительного права имеет место такое явление, как подмена понятия «ресоциализация осужденных» понятием «исправление осужденных» [1].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
Однако ставить знак равенства между данными понятиями было бы ошибочно, на мой взгляд ресоциализация как явление более глубокое, нежели исправление осужденного.
Для удобства понимания, воспользуемся определением, данным Н. А. Крайновой: ресоциализация осужденных — это процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения им в дальнейшем противоправных деяний [2]. Таким образом, процесс ресоциализации протекает в двух этапах — пенитенциарном (осуществляется в учреждениях уголовно-исполнительной системы) и постпенитенциарном (после отбытия несовершеннолетним наказания). Каждый этап ресоциализации имеет свой специфический набор задач и средств.
Главной задачей на пенитенциарном уровне является подготовка несовершеннолетнего к реинтеграции в общество. В период пребывания в местах лишения свободы индивидом утрачиваются положительные социальные связи, он находится в дали от дома, родных и близких людей, отсутствует прямой контакт с внешним миром. Это становится серьезным препятствием для взрослых людей, и порой непосильным препятствием для подростков, которые являются наиболее уязвимыми и подверженными негативным психоэмоциональным состояниям.
Согласно российскому законодательству, средствами пенитенциарной ресоциализации являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Первым из средств пенитенциарной ресоциализации является режим, потому что именно он, согласно ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, создает условия для применения других средств исправления осужденных. Согласно ч. 1 указанной статьи режим в исправительных учреждениях определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения, он приучает осужденных в исправительных учреждениях к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. Но также посредством режима реализуется наказание в виде лишения свободы, то есть карательная функция. На указанной биполярности понятия режима и строится его содержание, как средства ресоциализации: с одной стороны всегда будет правовой аспект, а с другой стороны педагогический. Так на первоначальной стадии использования режима, на первое место выходит правовой аспект режима, то есть обязывание, помимо воли осужденного, исполнение установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. А уже в процессе отбытия наказания правовой аспект режима уступает место педагогическому, то есть происходит
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
переход от состояния принудительного исполнения условий режима, к состоянию стимулирования правомерного поведения.
Следующим средством ресоциализации несовершеннолетних является проводимая с ними воспитательная работа. Так, в ч. 1 ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и на повышения их образовательного и культурного уровня. В связи с тем, что воспитательная работа с осужденными проводится на основе психолого-педагогических методов, можно апеллировать понятиями, использующимися в педагогике, касаемо вопросов воспитания. Основная педагогическая задача воспитательной работы — сформировать положительную мотивацию, для включения в процесс воспитания. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность осужденных в общении, а в зависимости от формы воспитательной работы (индивидуальной, групповой и массовой), удовлетворяется не только потребность в общении, но и потребность в принадлежности к группе и участию в совместной деятельности.
Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными должна носить особенный характер: необходимо учитывать индивидуальность подростка, его поведенческие проявления, акцентировать внимание на его положительных качествах, создать условия для активации желания измениться самому и менять свою жизнь [3].
Подростковый период характеризуется неустойчивыми эмоциональными реакциями, повышенной раздражительностью, поэтому особенно важно создавать для осужденных благоприятные условия. 2020 год внес коррективы в жизни людей во всем мире, и если для обычных граждан была частично ограничена свобода передвижения, то осужденные к лишению свободы фактически оказались под действием двойной изоляции. В целях предупреждения распространения заболеваемости среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации главным государственным санитарным врачом ФСИН России было вынесено постановление «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)» [4]. В соответствии c данным постановлением с 16.03.2020 и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторах ФСИН России было приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий. Для поддержаниях социальных связей осужденных были предприняты специальные меры. Например, осужденным, отбывающим наказания в исправительных учреждениях была предоставлена услуга «Видеосвидание». Она предназначена для организации видеопереговоров родственников, друзей и близких с осужденными. Видеопереговоры проводятся с помощью видеотерминалов, установленных в исправительных учреждениях. При этом видеозвонок не является заменой обычному или краткосрочному свиданию и приравнивается к телефонному разговору. Поэтому подобное общение может происходить ежедневно. Ограничивается только продолжительность — до 15 минут. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства. Такое определение целей воспитательной работы с осужденными дает нам право называть воспитательную работу не просто средством исправления, на именно средством ресоциализации.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
Еще одним средством ресоциализации, призванным удовлетворить вторичные потребности человека является труд. Труд — Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей [5]. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления, и он же традиционно входит в число мер направленных на ресоциализацию осужденных, вследствие того как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 97 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ. Труд, как средство, играет особую роль для несовершеннолетних, потому что они, в силу своего возраста, еще не имеют профессиональных навыков и опыта. Их получение, несомненно, поможет приспособиться к жизни на свободе.
Важную роль в восприятии осужденными общественно полезного труда как средства ресоциализации играет его максимальная приближенность к условиям труда всех граждан государства. Данное требование закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [6] и неоднократно подчеркивается в разделе о труде Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и находит свое отражения в отечественном законодательстве. Так, в учреждениях, исполняющих наказания, сохраняется принцип материальной заинтересованности. Труд осужденных оплачивается в соответствии с законодательством о труде. Однако особенностью правового положения осужденных в сфере труда является возможность привлечения к труду без его оплаты, но Уголовно-исполнительный кодекс РФ исключает все иные неоплачиваемые виды работ, кроме работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.
Немаловажными средствами реосциализации, наравне с общественно полезным трудом и воспитательной работой, является получение общего образования и профессиональное обучение. Так, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях осужденным не просто гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, формирования целостности личности, его гармоничного воспитания и развития, то есть они направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения задач исправительных учреждений в сфере ресоциализации осужденных. В связи с этим, общее образование является средством ресоциализации.
В ч. 1 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уже содержится ресоциализация, в качестве цели получения начального профессионального образования или профессиональной подготовки, а именно: «в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения». Таким образом, законодатель, говоря о
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
том, учитывает потребности исправительных учреждений, а также региональных рынков труда рабочей силы, сам указывает на профессиональную подготовку, как на средство ресоциализации. Получение образования становится хорошей платформой для несовершеннолетних заключенных, позволяющей трудоустроиться после отбытия наказания.
Еще одно средство ресоциализации — общественное воздействие. Конечно, нормативного закрепления понятия общественного воздействия в Российской Федерации нет, но анализ имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы дает возможность сформулировать цель общественного воздействия на осужденных: общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества.
Формы общественного воздействия закрепляют Минимальные стандартные обращения с заключенными, а именно: религиозное воспитание осужденных (правила 65, 66), информационное просвещение осужденных, основанное на формировании библиотек (правило 64), поддержание контактов с внешним миром посредством общения с семьей, друзьями (правила 58, 106), проведение просветительской работы (чтение газет, журналов, прослушивание радиопередач, лекций) (правило 60), а также участие общественных, правительственных и иных организаций в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания (правила 107, 108).
Учитывая, что общественное воздействие может выражаться в различных организационно-правовых формах, иметь различные виды, использовать многообразные средства, а уголовно-исполнительное законодательство не определяет ограничений их выбора при работе с осужденными, правовые отношения, возникающие при его реализации, могут регулироваться достаточно широким кругом законов и нормативно-правовых актов
После освобождения из мест заключения бывшие заключенные, как правило, сталкиваются со значительными трудностями при самореализации в обществе, что нередко становится основной причиной для совершения новых преступлений. Кроме того, несовершеннолетние в силу своей психологической незрелости, отсутствия должных моральных установок легко поддаются антиобщественной идеологии. Агрессивность и неповиновение выступает как средство для повышения своего статуса в кругу друзей, а чрезмерная демонстрация уверенности в себе провоцирует подростка на совершение противоправных действий. Развитие криминальной субкультуры обусловливает антиобщественное и криминальное поведение несовершеннолетних, их система ценностей и жизненных стилей имеет ярко выраженную противоправную направленность [7]. Так, согласно информации об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, предоставленной Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 1 полугодие 2020 г. : к лишению свободы на определенный срок было осуждено 996 лиц, 183 из которых ранее были осуждены к реальному лишению свободы.
Помочь бывшему заключенному с приспособлением к новой или изменившейся, прежней социальной среде, а также закрепить результаты исправительного воздействия для предупреждения совершения ими новых преступлений призван процесс постпенитенциарной ресоциализации.
К механизму постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, относятся [8]:
-социальная диагностика — анализ состояния лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в различных сферах их жизнедеятельности с целью определения проблем их функционирования с использованием методов диагностической беседы, наблюдения,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
интервьюирования, анкетирования, тестирования, а также корреляции;
-социальная терапия — система целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с целью их социального и психологического оздоровления;
-социальная коррекция — деятельность субъектов постпенитенциарной ресоциализации по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которые не соответствуют общепринятым ценностям и стандартам, с помощью методов восстановления, компенсирования, стимулирования и контроля со стороны органов государственной власти и местного управления.
Рассмотрим, какие средства предоставляет нам законодатель для проведения процесса постпенитенциарной ресоциализации.
Гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ посвящена вопросам помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Безусловно, в вопросах ресоциализации необходимо взаимодействие исправительных учреждений с гражданскими институтами (органами, комиссиями). В этой связи был принят Федеральный закон от 26 июля 2019 г. №208-ФЗ «О внесении изменения в ст. 180 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации», которым на администрацию учреждения, исполняющего наказания, возлагается обязанность по уведомлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о предстоящем освобождении несовершеннолетнего осужденного [9].
В целях упорядочения деятельности по содействию в трудовом и бытовом устройстве, а также оказанию помощи осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве [10], а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В п. 1 указанной Инструкции перечисляются субъекты постпенитенциарной ресоциализации, а именно: администрация исправительного учреждения, органы местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральная служба занятости населения по избранному лицами, освобождаемыми от отбывания наказания, месту жительства.
Согласно п. 2 Инструкции подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя: проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
Таким образом, на первой подготовительной ступени постпенитенциарной ресоциализации, средствами ресоциализации будут являться воспитательная и социальная работа, а также работа администрации учреждения, исполняющего наказание, по уведомлению органов опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью, в случае отсутствия у такого несовершеннолетнего родственников и иных лиц.
Следующая ступень постпенитенциарной ресоциализации, это ступень непосредственного освобождения, которая включает в себя уведомление родственников несовершеннолетнего осужденного о дне его освобождения, где предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Несовершеннолетние осужденные направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. Кроме того, лица, освобождаемые из исправительных учреждений, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда, а при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства.
Стоит отметить, что очень важно, чтобы на данном этапе, все задействованные органы и службы сработали слаженно, профессионально, ведь от наличия первоначального фундамента зависит то, как в дальнейшем сложится судьба у освобождаемого осужденного.
Большая часть ответственности ложиться на плечи администрация учреждения, исполняющего наказание, ведь именно администрации рассылает запросы в различные социальные службы, ведет переписку с родственниками осужденных, с органами местного самоуправления, однако и внутри пенитенциарного учреждения ведется работа по подготовке самого осужденного к освобождению: важно дать правильную и четкую установку на замотивировать осужденного на выбор правопослушного образа жизни за стенами пенитенциарного учреждения, кроме того обладая актуальной и объективной информацией (благодаря работе, проделанной на первой ступени постпенитенциарного этапа ресоциализации) о трудностях, с которыми столкнется осужденный по выходу из пенитенциарного учреждения.
Для этих целей в исправительных учреждениях организованы справочно-консультационные пункты, деятельность которых направлена на разъяснение осужденным порядка трудового и бытового устройства после освобождения, законодательства о труде, о сети профессиональных образовательных учреждений и других вопросов. Разъясняются конституционные права и обязанности осужденных после освобождения, проводятся беседы по вопросам трудоустройства, жилищного обеспечения, получения паспорта, регистрации и т. д. Для проведения лекций приглашаются юристы, психологи, работники органов социальной защиты. В большинстве территориальных органов ФСИН России разработаны памятки и справочники для освобождающихся из мест лишения свободы, в которых разъясняются их права, порядок трудоустройства, пенсионного обеспечения, рекомендации по решению жилищных и других проблем. Существенную помощь в подготовке осужденных к жизни на свободе оказывают материалы федеральной службы занятости населения о возможности трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы, о наличии вакансий на предприятиях области, размерах оплаты труда, условиях трудоустройства через центр занятости населения, публикуемые в многотиражных газетах территориальных органов ФСИН России.
Однако, до сих пор отсутствует единый государственно-правовой механизм социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, не обеспечивает в полной мере
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан. Имеющиеся центры социальной реабилитации, социальные приюты в силу их малочисленности не способны охватить своим воздействием всех освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи.
О важности функционирования института ресоциализации и социальной адаптации в России говорят уже долгие годы. Правительство Российской Федерации не один раз поднимало вопрос о создании специализированной службе пробации [11]. 14 октября 2010 г. принято распоряжение №1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». В числе мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе, предполагается создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
На сегодняшний день многие из прогрессивных идей Концепции, так и не были реализованы, что оставляет необходимость в дальнейшей работе по реформированию и повышению эффективности процесса ресоциализации.
Список литературы:
1. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2004.
2. Крайнова Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.
3. Гусева Е. В. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вестник Самарского юридического института. 2019. №4. С. 111-114.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2015. 944 а
5. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.).
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
7. Минстер М. В. Современные тенденции развития криминальной субкультуры и ее негативное воздействие на преступность несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. 2017. №6 (19). С. 290-299.
8. Бабаян С. Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4. С 13-19.
9. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 26.07.2019 №208-ФЗ.
10. Приказ Минюста России от 13.01.2006 №2 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».
11. Москалькова Т. Н. Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Бюллетень уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2020. №8. С. 4-13.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
References:
1. Rybak, M. S. (2004). Resotsializatsiya osuzhdennykh k lisheniyu svobody: problemy teorii i praktiki. Saratov. (in Russian).
2. Krainova, N. A. (2002). Problemy resotsializatsii neodnokratno sudimykh lits: authoref. J.D. diss. Vladivostok. (in Russian).
3. Guseva, E. V. (2019). Psychological and pedagogical features of educational work with juvenile convicts. Bulletin of the Samara Law Institute, (4), 111-114. (in Russian).
4. Ozhegov, S. I., & Shvedova, N. Yu. (2015). Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Moscow. (in Russian).
5. Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (The Nelson Mandela Rules) (Revised Text) (adopted by UN General Assembly Resolution on December 17, 2015).
6. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly).
7. Minster, M. (2017). Modern trends of development of criminal subculture and its negative impact on juvenile delinquency. Bulletin of Science and Practice, (6), 290-299. (in Russian).
8. Babayan, S. L. (2016). On the issue of post-penal resocialization. Penitentiary science, (4), 13-19. (in Russian).
9. Federal Law "On Amendments to Article 180 of the Criminal Executive Code of the Russian Federation" dated July 26, 2019, no. 208-FZ.
10. Order of the Ministry of Justice of Russia dated January 13, 2006 No. 2 (revised on December 26, 2019) "On approval of the Instruction on rendering assistance in labor and household arrangements, as well as rendering assistance to convicts released from serving their sentences in correctional institutions of the penal system".
11. Moskalkova, T. N. (2020). Problemy resotsializatsii osuzhdennykh i lits, osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody. Byulleten'upolnomochennogopopravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii, (8), 4-13. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.04.2021 г. 23.04.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Боцан А. В. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 425-433. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/45
Cite as (APA):
Botsan, A. (2021). Resocialization of Minor Considerations at the Penitentiary and Post-penitentiary Stages. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 425-433. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/45