Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 18 (309). История. Вып. 56. С. 41-44.
К. Д. Таран
РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ НА КИРОВСКОМ ТАНКОВОМ ЗАВОДЕ (Г. ЧЕЛЯБИНСК) В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Государственное соглашение №°14.В37.21.0001.
Исследуются решения жилищного вопроса на Кировском танковом заводе в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается ситуация с обеспечением жильем накануне и в годы Великой Отечественной войны. Акцент делается на определение форм и методов решения жилищной проблемы в экстремальных условиях.
Ключевые слова: Кировский танковый завод, социальная политика в годы Великой Отечественной войны, жилищная проблема, временное жилье, капитальное строительство, индивидуальное строительство.
Одна из насущих проблем, которую необходимо было решать в годы Великой Отечественной войны, - проблема обеспечения жильем в экстремальных условиях. В тыл были перебазированы тысячи промышленных объектов, учреждений и организаций. Одновременно проходила массовая эвакуация производительных сил, которые надо было разместить на новом месте. Местные органы власти не были готовы к решению данного вопроса. О том, как обеспечивалось жильем новое население регионов, можно проследить на примере Кировского танкового завода в г. Челябинске.
Целесообразность такого подхода обусловлена двумя причинами. Во-первых, Кировский завод в годы войны был одним из ведущих предприятий по производству танков в СССР и его деятельность находилась в центре внимания советского правительства. Во-вторых, на сегодняшний день в историографии интересующая нас проблема не получила должного освещения. В центре внимания исследователей оказывались в основном вопросы строительства завода, вклада в победу над фашистской Германией1. Лишь отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в работе коллектива авторов под руководством Л. С. Комарова, в монографии Леннарта Самуэльсона2.
31 марта 1940 г. завод выпустил 100 тыс. тракторов. Число людей, занятых на производстве, строительстве и обслуживании достигло 75 тыс. человек. Жилой фонд рай-
она составлял всего 118 тыс. м2. Возникли неплановые поселки: Нагорный, Озерный, Ключевка, Чурилово. Были построены жилые участки 2, 3, 5, 6, 7. Работало 7 школ, 11 детсадов, 8 яслей, баня, 3 клуба (клуб ЧТЗ, театр ЧТЗ, клуб УКСа на 7 участке); введены в эксплуатацию пионерлагерь и база отдыха «Акакуль», санаторий «Кисегач». Однако, как свидетельствуют архивные документы, «... жилплощадью постоянного типа было обеспечено лишь около половины работающих..., многие здания, построенные в начале 30-х гг., вообще устарели, . многие люди продолжают жить в бараках, не имея водную и канализационную магистраль»3. План жилищного строительства не выполнялся. Кроме того, как отмечалось в многочисленных отчетах, большинство новых домов было «сдано с недостатками», часто отключались электроэнергия и отопление, не хватало объектов соцобеспечения и так далее4. Ситуация, сложившаяся с жилищно-бытовым обеспечением на ЧТЗ накануне Великой Отечественной войны, была следствием социальной политики государства в период индустриализации, когда решение связанных с ней вопросов отодвигалось на второй план.
Начавшаяся Великая Отечественная война усугубила ситуацию. По данным российских историков, весной 1942 г. в Челябинскую область вместе с промышленными предприятиями прибыло 427,7 тыс. чел. Кроме эвакуированных в это время в регионе были размещены «трудармейцы» (26 480 трудмо-
билизованных немцев)5. Их всех нужно было обеспечить местом проживания. Аналогичная ситуация с размещением эвакуированных складывалась в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
6 октября 1941 г. распоряжением Государственного Комитета Обороны СССР предписывалось эвакуировать танковое производство Ленинградского завода в г. Челябинск. В этот же день приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод им. Сталина был переименован в Кировский завод (далее КТЗ). Предписывалось перевозку всех грузов для КТЗ осуществлять наравне со срочными воинскими грузами. Около 30 тыс. рабочих и членов их семей прибыло на Кировский завод6.
В условиях массовой эвакуации жилищно-бытовая проблема решалась путем представления перемещенным под жилье объектов соцназначения и уплотнения жилого фонда. 25 июля 1941 г. Челябинский горисполком потребовал от председателей райисполкомов высвободить путем уплотнения и забронировать для размещения направленного в г. Челябинск эвакуированного населения не менее 30 % жилой площади. С 1 сентября норма жилой площади в городе была установлена до 3 м2 на человека. В общежитиях Кировского завода норма составила 2,3 м2. Жилищная проблема решалась не только за счет уплотнения жителей Челябинска, но и за счет переселения части эвакуированного населения, не занятого в промышленности и хозяйстве городов, в сельскохозяйственные районы7.
В Тракторозаводском районе Челябинска для прибывших для работы на Кировский завод в первые месяцы был освобожден дом по улице «40 лет Октября» и 5 заводских общежитий. Заселялись помещения системы образования (школы, техникумы и ФЗУ). Затем началось уплотнение населения Челябинска. Жильцам, ранее проживавшим в квартирах, оставляли жилплощадь в пределах военной нормы - до 3 м2 на человека: «... обычную комнату уже делили пополам, жильцы отгораживались друг от друга простынями». Заселяли подвалы домов. Часть из них, например, подвалы домов Инорса (дома иностранных специалистов) № 1, 4 и каменных домов участков № 6 и № 7 были переоборудованы под общежития. Кировскому заводу под жилье рабочих были переданы Шершневские дачи облисполкома8.
Но жилья не хватало. Поэтому жилой фонд интенсивно пополнялся жилыми помещениями упрощенного типа и землянками. Жилье строилось без отопления, отсутствовали вентиляция, полы. Упрощенное строительство стало настоящим бичом для Челябинска. При строительстве изготовлялись плетеные щиты из ивняка, которые впоследствии устанавливались на деревянном каркасе и заполнялись землей. К началу 1942 г. в городе было построено более 40 тыс. м2 жилья с применением такой технологии9. Но даже в домах капитального типа условия проживания эвакуированных и населения в целом оставляли желать лучшего: «Многие дома имели плохое тепловое отопление и проводку., в общежитиях и подвалах было грязно, отсутствовали матрасы, постельное белье, горячая вода, мебель, сушилки., многие временные жилые помещения не были электрифицированы., с началом зимы в домах становилось холодно»10. Все это требовало иного подхода к решению жилищной проблемы. Необходимо было строить капитальное жилье. Именно на это нацеливало и постановление ГКО от 21 декабря 1941 г. о жилищном и культурно-бытовом строительстве на Урале. За 2 года (1942 и 1943 гг.) в Тракторозаводском районе г. Челябинска было построено 144 каменных и 129 деревянных домов, 239 жилых бараков (табл. 1).
Таблица 1
Изменение состояния жилого фонда Трак-торозаводского района г. Челябинска (1942-1943 гг.) (в единицах)11
№ п/п Тип жилого строения (без индивидуального строительства) 1942 г. 1943 г.
1 Каменные дома 57 87
2 Деревянные дома 43 86
3 Жилые бараки 97 142
Всего 197 315
В целом за указанный период ввод в эксплуатацию нового жилищного фонда вырос в 1,6 раза. Но увеличение количества новых жилых помещений проходило в основном за счет ввода в эксплуатацию деревянных домов и жилых бараков. Данная ситуация со строительством нового жилья в Тракторозавод-ском районе отражала общую тенденцию с расширением капитального жилищного строительства как в целом по Уралу, так и в Челябинской области12.
Решение жилищной проблемы на Кировском танковом заводе.
43
Одной из причин сложившейся ситуации была нехватка строительных материалов в регионе. В марте 1942 г. СНК принял постановление № 408, предусматривающее строительство 61 завода по производству строительных материалов, в том числе в Челябинской области - 7. Но их надо было еще строить. Действующие мощности кирпичных заводов в регионе составляли 255 млн. штук кирпича в год. Для обеспечения жилищной программы требовалось не менее 500 млн. шт. кирпича. Первый секретарь Челябинского обкома ВКП (б) Н. С. Патоличев отмечал по этому поводу, что в I полугодии 1942 г. фактическая общая обеспеченность кирпичом не будет превышать 15-20 % от потребности13. С другой стороны, в условиях военного времени местные власти и администрация заводов уделяли основное внимание выполнению производственных заданий, в то время как решение жилищного вопроса не являлось приоритетной задачей. На КТЗ жилищный фонд за счет строительства каменных капитальных домов за период 1942-1943 гг. увеличился лишь на 27,6 %. Ситуация оставляла желать лучшего. Весной-летом 1943 г. на Урале прошли пленумы областных комитетов партии, где жилищное строительство было приравнено к промышленному строительству14. Но решить проблему не удалось как в целом по Челябинской области, так и на Кировском тракторном заводе до конца войны. Так, к маю 1945 г. в Тракторозаводском районе в бараках, землянках, переоборудованных подвалах продолжало проживать 21 330 человек, что составляло 26 % от общей жилой площади15.
В 1943 г. на заводе была предпринята попытка улучшить состояние жилого фонда за счет индивидуального строительства16. О том, насколько эффективна оказалась эта мера в решении жилищного вопроса, можно судить из нижеприведенной таблицы (табл. 2):
Таблица 2
Индивидуальное жилищное строительство на Кировском танковом заводе (1944 г.)17
№ п/п Параметры План Фактич.
1 Число застройщиков 100 чел. 124 чел (0,4 % от общей численности)
2 Выдано ссуд 1000 тыс. 799 тыс.
застройщикам руб. руб.
3 Число домов строящихся - 124
4 Число домов выстроенных - 103
Из приведенных в таблице данных становится ясно, что в 1944 г. индивидуальное строительство не получило распространения: число индивидуальных застройщиков составляло 0,4 % от общей численности трудового коллектива; общая сумма ссуд выданной застройщикам оказалась на 201 тыс. рублей ниже запланированной.
При оценке процесса решения жилищной проблемы необходимо остановиться на такой ее стороне, как поддержание в пригодном состоянии ранее построенного жилья. К середине 1942 г., как свидетельствуют архивные документы, многие дома довоенного периода и построенные в военное время не отвечали санитарным нормам: имели плохую электропроводку, некачественный строительный материал быстро приходил в негодность, в домах было холодно и так далее. К концу 1943 г. из общего заводского фонда жилья 48,8 % (154 дома) требовали капитального ремонта и 44 % (139 домов) - сезонного. Администрации завода в условиях военного времени не хватало финансов, стройматериалов, достаточного количества стройорганиза-ций для гражданского строительства. Решение этих вопросов в значительной мере легло на плечи самих жильцов и общественных организаций, которые регулярно проводили субботники по благоустройству18. В условиях военного времени ситуация вполне оправданна. Но она не изменилась и к началу 1945 г., когда ситуация как на фронте, так и в тылу изменилась. В 1944 г. на ремонт жилого фонда было выделено 2 млн. рублей, которые не были освоены: ремонтно-строительная контора выполнила капитальный ремонт лишь на 42 %, текущий - на 50 %19.
Таким образом, решить жилищную проблему на Кировском танковом заводе в военные годы не удалось. В условиях войны, когда на первый план выдвигалось решение производственных задач, ситуация вполне закономерна. Но при этом надо учитывать то, что накануне войны завод не обладал достаточным жилищным фондом для обеспечения
собственных работников. Массовая эвакуация и прибытие на завод значительного количества работников обострили ситуацию. Потребовалось не только уплотнение населения, использование для размещения объектов соцназначения, но и широкомасштабное строительство временного жилья. Администрация для решения проблемы развернула капитальное строительство. Но оно, по ряду объективных и субъективных причин, не дало ожидаемого результата. Не получил на заводе широкого распространения и другой метод решения жилищной проблемы - индивидуальное строительство.
Примечание
1 Заржевский, Н. И. Челябинский тракторный завод. Челябинск, 1962 ; Шмакова, Н. П. Наш тракторный. Челябинск, 1966 ; Павленко, В. Д. Трудовые подвиги комсомольцев и молодежи Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. Челябинск, 1980 и др.
2 Комаров, Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховин, Н. И. За-ржевский. 1939-1945. М., 1972 ; Леннарт Са-муэльсон. Танкоград: секреты русского тыла. 1917-1953. М., 2010.
3 ОГАЧО. Ф. 792, Оп. 5, Д. 5, Л. 277 ; Д. 484, Л. 51.
4 Там же. Ф. 124, Оп. 1, Д. 137, Л. 102; Ф. 984, Оп. 1, Д. 225.
5 См.: Потемкина, М.Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урал: люди и судьбы : монография. Магнитогорск, 2002. С. 257 ; Гончаров, Г. А. «Трудовая армия» на Урале в годы Великой Отечественной войны : монография. Челябинск, 2006. С. 110.
6 См.: Комаров, Л. С. Летопись Челябинского тракторного. С. 223-224 ; Великий подвиг труда : сборник документов. Из истории Челябинской области. Челябинск, 1970. С. 19.
7 См.: Павленко, В. Д. Роль Челябинского облисполкома в приеме и размещении эвакуированного населения (июнь 1941-1942 гг.) // Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области) : материалы науч.-практ. конф. Челябинск, 2003. С. 215 ; Общество и власть. Российская провинция. 1917-1985 : науч. изд. Т. 1. Челябинская область. Документы и материалы. Челябинск, 2005. С. 425.
8 ОГАЧО. Ф. 124, Оп. 1, Д 285, Л. 2-3; Ф. 792, Оп. 7, Д. 40, Л. 5 ; Ф. П-288. Оп. 42. Д. 19. Л. 307. Отпуск.
9 См.: Сталь для Победы. М., 1983. С. 143.
10 ОГАЧО. Ф. 124, Оп. 1, Д. 224, Л. 17,20
11 Таблица составлена по данным: ОГАЧО. Ф. 124. Оп. 1, Д. 184, Л. 9 ; Д. 285. Л. 12-14.
12 См.: Гончаров, Г. А. Жилищное строительство и продовольственный вопрос на Урале в годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в ХУШ-ХХ вв. Челябинск, 1997. С. 57-67.
13 Ленинская поступь пятилеток. Из истории развития промышленности и рабочего класса Челябинской области : сборник документов и материалов. Т. I. 1929-1950 гг. Челябинск, 1986. С. 214.
14 См.: Гончаров, Г. А. Жилищное строительство и продовольственный вопрос на Урале в годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в ХУШ-ХХ вв. Челябинск, 1997. С. 60.
15 Подсчитано по данным: ОГАЧО. Ф. 124, Оп. 1, Д. 553, Л. 27-30.
16 ОГАЧО. Ф. 282, Оп. 1, Д. 257, Л. 31.
17 Таблица составлена по данным: ОГАЧО. Ф. 282, Оп. 1, Д. 250, Л. 5-27.
18 ОГАЧО. Ф. 124. Оп. 1, Д. 224, Л. 7,17,20 ; Д. 441, Л. 2 ; Д. 285, Л. 12-14.
19 Там же. Ф. 792. Оп. 7, Д. 24, Л. 11.