Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ'

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая задача / решение задач / урок математики / сингапурская методика обучения / mathematical problem / problem solving / lesson mathematics / Singapore teaching methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жавнерович Наталья Александровна

В статье представлены два урока математики в 4 классе с подробным объяснением решения задач по сингапурской методики. При её применении у обучающихся повышается интерес к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING PROBLEMS USING THE SINGAPORE TEACHING METHODOLOGY

The article presents two math lessons in 4th grade with a detailed explanation of solving problems using the Singapore methodology. When using it, students' interest in learning increases.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ»

DOI - 10.32743/UniPsy.2024.123.9.18129 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Жавнерович Наталья Александровна

учитель начальных классов МОУ "СОШ№ 55" г. Магнитогорска, РФ, г. Магнитогорск E-mail: 15nata74mail.ru

SOLVING PROBLEMS USING THE SINGAPORE TEACHING METHODOLOGY

Natalia Zhavnerovich

Primary school teacher MOE "Secondary school No. 55 " Magnitogorsk, Russia, Magnitogorsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены два урока математики в 4 классе с подробным объяснением решения задач по сингапурской методики. При её применении у обучающихся повышается интерес к обучению.

ABSTRACT

The article presents two math lessons in 4th grade with a detailed explanation of solving problems using the Singapore methodology. When using it, students' interest in learning increases.

Ключевые слова: математическая задача, решение задач, урок математики, сингапурская методика обучения. Keywords: mathematical problem, problem solving, lesson mathematics, Singapore teaching methodology.

4 КЛАСС. УРОК 1

Тема урока: числа от 1 до 1000: чтение, запись, сравнение

Цель: научиться называть числа от 1 до 1000 в порядке их следования при счёте, записывать и сравнивать их.

Задачи: вспомнить нумерацию чисел от 1 до 1000; повторить разряды чисел от 1 до 1000; узнать новый способ (сингапурский) решения задач; отображать описанные в задачах ситуации в виде краткой записи, схематических чертежей, рисунков, таблиц; повышать интерес обучающихся к работе над задачей.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. На парте лежит учебник математики, тетрадь, пенал и дневник.

II. Постановка целей и задач урока

— Познакомимся с новым учебником. Полистайте его. Какие условные обозначения есть? Что они обозначают?

— Откройте учебник на с. 4, прочитайте тему урока и рассмотрите рисунки. Скажите, чему будем учиться сегодня на уроке? (На доске плакат со словами.)

ВСПОМНИМ...

ПОВТОРИМ...

УЗНАЕМ...

НАУЧИМСЯ...

(Вспомним, как читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторим счет чисел от 1 до 100, узнаем новые способы решения задач; научимся решать задачи сингапурским методом)

III. Актуализация знаний. Повторение пройденного в 3 классе

Работа по учебнику

— В учебнике на с. 4 найдите и прочитайте сведения у красной черты.

— Что такое числовой ряд?

— Во что при счёте объединяются 10 единиц? (В десяток.)

— 10 десятков? (В сотню.)

— 10 сотен? (Образуют тысячу.)

Стр. 4, №1.

— Кто может назвать это число?

— Как записать? (655)

— Напишите число в тетради одну строчку. (Минутка чистописания)

Стр. 4, №2. (Фронтальная работа.)

— Вспомним, что значит «предшествующее число» и «последующее число»? (Дети называют числа по цепочке.)

Стр. 4, №3

— Повторим, какой разряд составляют единицы? (I разряд.)

— Десятки? (II разряд.)

— Сотни? (III разряд.)

(Обучающиеся читают числа в таблице по цепочке.)

Библиографическое описание: Жавнерович Н.А. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. 9(123). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/18129

Стр. 5, №4

(У доски 3 человека с объяснением решения.)

Проверка

999 + 1 = 1000 700 + 80 + 9 = 789 570 + 30 - 330 = 270 900 - 1 = 899 347 - 7 - 40 = 300 950 + 50 - 660 = 340

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности

Решение задачи сингапурским методом

Стр. 5, №5

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждому ученику присваивается номер, который не меняется на протяжении урока. Рядом сидящие ученики являются партнёрами "по плечу", а друг напротив друга - "по лицу".

Работа над задачей в группах начинается с приветствия членов группы, пожелания успехов, доброжелательного настроения, что является хорошим началом для создания позитивной и комфортной атмосферы.

— Сначала поприветствуем друг друга в своих четвёрках: партнеры "по плечу" дайте "пять" друг другу (взяться в воздухе за руки); партнеры "по лицу" - ударьтесь кулачками и подарите улыбку друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Каждый ученик читает задачу. Партнёры "по лицу" выделяют данные и искомые величины. Для этого вы задаёте вопросы и отвечаете на них, как вы понимаете задачу?

— О ком или о чём говорится в задаче? (О девочках и мальчиках.) Где они находятся? (В классе.) Что известно? (В классе 19 человек, из них

9 мальчиков.) Что сказано о девочках? Сколько их? (Неизвестно.) Что является искомым в задаче? (Количество девочек в классе).

Партнёры "по плечу" за 30 секунд находят вопрос задачи.

— Как сформулирован вопрос задачи? (Сколько в этом классе девочек?)

Далее учитель чётко распределяет обязанности между участниками группы: учащиеся под номером 1 составляют краткую запись задачи; ученики под номером 2 выполняют схематический чертёж; школьники под номером 3 делают рисунок к задаче; учащиеся под номером 4 записывают условие и вопрос задачи в таблице. На данную работу отводится до 3 минут и предлагают следующие варианты наглядной интерпретации задачи.

Краткая запись

Схематический чертеж

Рисунок

ддддддддд оооооооооо

Рисунок 1. Иллюстрация к задаче № 5

Таблица 1.

Таблица

Ученики Количество учеников Всего учеников

Мальчики 9 19

Девочки ?

После составления моделей задачи учащиеся встают со своих мест, объединяются в 4 большие группы и в течение 2 мин сравнивают составленные ими наглядные интерпретации задачи.

Затем представители от каждой из 4 больших групп фиксируют на доске лучший вариант модели задачи, выбранный их группой. На эту работу отводится 2 мин.

В течение следующих 4 мин школьники самостоятельно записывают решение задачи в тетради, ориентируясь на наиболее понятную каждому из них наглядную интерпретацию.

Решение: 19 - 9 = 10 (д.).

Ответ: в классе 10 девочек.

Партнёр "по лицу" проверяет решение задачи (30 с), а партнёр "по плечу" оценивает, как

выполнена наглядность и решение задачи, учитывая аккуратность сделанных записей, правильность оформления модели задачи и записи её решения. Время оценивания - 30 с.

V. Обобщение и систематизация

Мы рассмотрели новую методику изучения задач. На этом уроке мы потратили много времени. На следующих уроках потренируемся в решении задач и сократим время, будем успевать решать несколько задач таким образом.

VI. Домашнее задание

Учебник: стр. 5, № 5 - письменно решить две обратные задачи к данной, выполненной в классной работе, выбрав одну из четырёх наиболее понятную модель задачи (краткая запись, схематический чертёж, рисунок, таблица).

4 КЛАСС. УРОК 2

Тема урока: числа от 1 до 1000: установление закономерности в последовательности, упорядочение, классификация

Цель: вспомнить правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

Задачи: научиться применять правила о порядке выполнения арифметических действий при нахождении числового выражения; продолжить работу над решением задач сингапурским методом; научиться решать задачи в 2 - 3 действия по новой методике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания

Двое детей работают у доски. Первый обучающийся пишет цифры, второй человек решает примеры. Остальные дети выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

— Запиши числа цифрами в первой строке.

Четыреста четыре, пятьсот пятьдесят, триста

шестьдесят восемь, семьсот шестьдесят, четыреста, восемьсот три.

— Увеличь каждое число на 6, запиши второй строчкой.

— Реши примеры.

752 - 50 373 + 37

870 - 700 500 - 45

840 - 1 677 - 78

871 + 10 763 - 48

Проверка работы учеников у доски и самопроверка остальных учащихся.

1 ученик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

404, 550, 368, 760, 400, 803. 410, 556, 374, 766, 406, 809.

2 ученик

752 - 50 = 702 870 - 700 = 170 840 - 1= 839 871 + 10 = 881 373 + 37 = 410 500 - 45 = 455 677 - 78 = 599 763 - 48 = 715

III. Мотивация к учебной деятельности

— Что можно сказать о решённых примерах? (Знаки действий: «+» и «-».)

— Посмотрите на следующие примеры. Найдите сходство. (Одни и те же числа, знаки действий: «:», «•» и " - ".)

— Найдите отличия. (У первого примера нет скобок, у следующих примеров - есть скобки. Разный порядок действий.)

300 : 3 - 2 • 3 (300 : 3 - 2) • 3 300 : (3 - 2) • 3

(Трое человек решают примеры у доски самостоятельно.)

300 : 3 - 2 • 3 = 94 (300 : 3 - 2) • 3 = 294 300 : (3 - 2) • 3 = 900

— Почему ответы в примерах получились разные? (Разный порядок действий.)

— Чему будем учиться сегодня? (Вспомним правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях.)

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности

Учебник, стр. 6

— Познакомьтесь с новыми математическими сведениями. (Чтение текста у красной черты).

— Что получится, если соединить числа знаками арифметических действий? (Числовое выражение.)

— Мы уже повторили правила порядка выполнения всех действий в выражениях со скобками и без скобок.

— Что вы ещё не знали, прочитав правило? (Если выражение содержит несколько пар скобок, то сначала находят значения выражений в скобках, а затем выполняют действия по известным нам правилам.)

Стр. 6, № 11

(Ученики устно по цепочке объясняют, почему действия следует выполнять в порядке, указанном синими цифрами.)

Стр. 6, № 12

(Четыре ученика решают на доске первый столбик примеров, указывая сверху порядок действий, расписывая каждое действие. Если необходимо, то решение действий записывают в столбик. Второй столбик

примеров дети решают самостоятельно. Проверка по эталону.)

V. Закрепление изученного материала

Стр. 7, № 18

Использование сингапурской методики при решении задач

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждому ученику присваивается номер, который не меняется на протяжении урока. Рядом сидящие ученики являются партнёрами "по плечу", а друг напротив друга - "по лицу".

Работа над задачей в группах начинается с приветствия членов группы, пожелания успехов, доброжелательного настроения, что является хорошим началом для создания позитивной и комфортной атмосферы.

— Сначала поприветствуем друг друга в своих четвёрках: партнеры "по плечу" дайте "пять" друг другу (взяться в воздухе за руки); партнеры "по лицу" - ударьтесь кулачками и подарите улыбку друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Каждый ученик читает задачу. Партнёры "по лицу" выделяют данные и искомые величины. Для этого вы задаёте вопросы и отвечаете на них, как вы понимаете задачу?

— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась выражением:

250 : 5 + 240 : 8. (Сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали?)

Примерные вопросы и ответы могут быть следующими.

— О чём говорится в задаче? (О заготовке семян.) Какие были семена? (Семена были двух видов: астр и гвоздик.) Что ещё известно о семенах? (Семена упаковывали в пакеты.) Пакеты с семенами были одинаковыми по массе? (Нет. Пакеты с семенами астр были по 5 г, а с семенами гвоздик - по 8 г.) Известно ли, сколько было семян астр и гвоздик? (Да. Общая масса семян астр 250 г, а гвоздик - 240 г.) Много ли в задаче данных? (Да, много.) Можно ли разделить данные задачи на части, чтобы удобнее было работать? (Можно. К первой части отнесём данные о семенах астр, ко второй - о гвоздиках.) Что будет искомым в задаче? (Количество пакетов

с семенами астр и гвоздик.) Как прозвучит вопрос задачи? (Сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали?)

Ученики составляют следующие наглядные интерпретации задачи.

Краткая запись

Схематический чертеж

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок

Рисунок 2. Иллюстрация к задаче № 18

Таблица

Таблица 2.

Масса одного пакета Количество пакетов Общая масса семян

Астры 5 г ? 250 г

Гвоздики 8 г ? 240 г

Процесс составления модели задачи носит творческий характер. Каждый ученик предлагает свой вариант моделирования. Все способы наглядной интерпретации задач обсуждаются.

Решение:

250 : 5 + 240 : 8 = 80 (п.)

Ответ: всего 80 пакетов с семенами цветов упаковали.

Партнёр "по лицу" проверяет решение задачи (30 с), а партнёр "по плечу" оценивает, как выполнена наглядность и решение задачи, учитывая аккуратность сделанных записей, правильность оформления модели задачи и записи её решения. Время оценивания - 30 с.

VI. Коллективная рефлексия

Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске).

VII. Подведение итогов урока

— Поднимите руку те, кто понял, как решать задачи сингапурским методом?

— Поднимите руку те, кто уважал друг друга, работая в группах?

Домашнее задание. Учебник, стр. 7, №19 -поставить вопрос к задаче и решить её, выбрав одну из четырёх наиболее понятную модель задачи (краткая запись, схематический чертёж, рисунок, таблица.)

Список литературы:

1. Бут О.В. Использование сингапурской методики при решении задач // Начальная школа. 2022. № 2. С. 46 - 48.

2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020 - №67. - С. 68-70.

3. Кошевая О.Г Сингапурские образовательные технологии в обучении как средство повышения качества образования // Вестник научных конференций. - 2021 - №11. - С. 67-69.

4. Мокрополова И.Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников. //Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2014 - С. 186-188.

5. Павлова Е.П., Парникова С.П. Сингапурская методика в развитии коммуникативных умений младших школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 249 - 251.

6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике.4 класс: 4 - е изд - М.: ВАКО, 2020. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.