Научная статья на тему 'Решение задач по теме «Целочисленная арифметика» при изучении электронных таблиц'

Решение задач по теме «Целочисленная арифметика» при изучении электронных таблиц Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
779
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Златопольскии Дмитрии Михаилович

Автор на примере Microsoft Excel демонстрирует возможность применения электронных таблиц для решения задач из целочисленной арифметики. Разобрано несколько примеров, многие из которых связаны с решением практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение задач по теме «Целочисленная арифметика» при изучении электронных таблиц»

Златополъский Дмитрий Михайлович

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЦЕЛОЧИСЛЕННАЯ АРИФМЕТИКА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

В числе множества задач, решаемых с помощью электронных таблиц, находятся и задачи по теме, которую при изучении программирования называют «Целочисленная арифметика» [1-2]. Знакомство учащихся с задачами по этой теме при изучении электронных таблиц является целесообразным, так как показывает им область возможного применения этих популярных программ.

В статье приведен ряд задач по указанной теме. Прежде чем предъявлять задачи учащимся, следует ознакомить их с двумя функциями, имеющимися в программе Microsoft Excel* : ЦЕЛОЕ и ОСТАТ.

Первая из них округляет значение своего аргумента до ближайшего меньшего целого. Ее синтаксис: ЦЕЛОЕ(аргумент), где аргумент - число, адрес ячейки или арифметическое выражение.

Функция ОСТАТ имеет синтаксис ОСТАТ(число; делитель) и воз-

вращает остаток от деления аргумента число на аргумент делитель.

1. Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 1.

2. Дана масса в килограммах. Найти число полных центнеров в ней.

числа аолЯш upfafoftejioli...

Таблица 1

А B С

1 Задача 1

2 Введите расстояние в сантиметрах

3 Число полных метров в нем

4

...—глог и оеж*ж.

* При использовании других программ рассматриваются аналогичные функции, имеющиеся в этих программах.

Таблица 2

А В С

1 Задача 6

2 Первый размер прямоугольника: 670

3 Второй размер прямоугольника: 410

4 Количество квадратов:

5

3. Дана масса в килограммах. Найти число полных тонн в ней.

4. Дано расстояние в метрах. Найти число полных километров в нем.

5. Дан прямоугольник с размерами 543 X 130 мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него? (Задача решается без использования электронных таблиц).

6. Дан прямоугольник с размерами 670 X 410 мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него?

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 2.

7. Дан прямоугольник с размерами а X Ь мм. Сколько квадратов со стороной 130 мм можно отрезать от него?

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 3.

8. Дан прямоугольник с размерами а X Ь мм. Сколько квадратов со стороной с мм можно отрезать от него?

9. Дано целое число к (1 < к < 365), означающее номер дня года, в котором 1 января - понедельник. Определить, сколько полных недель прошло с начала года.

10. Дано целое число к (1 < к < 365), означающее номер дня года, в котором

Таблица 3

¿^¿гый

асолыо нолНих Недель пробила с Накала го^а.

1 января - понедельник. Найти номер дня недели (1 - понедельник, 2 - вторник, ... 6 - суббота, 0 - воскресенье*) для этого дня года.

11. С начала 1990 года по некоторый день прошло п месяцев и 2 дня (п > 1). Определить, сколько полных лет прошло с начала 1990 года.

12. С начала 1990 года по некоторый день прошло п месяцев и 2 дня (п > 1). Определить номер месяца этого дня (1-январь, 2 - февраль и т.п.). Например, при п = 3 номер месяца равен 4 (апрель).

А В С

1 Задача 7

2 Введите первый размер прямоугольника^

3 Введите второй размер прямоугольника^

4 Количество квадратов:

5

...

фсолько ...

мофНа оЛр,е^аЛь оЛ

Номер дня 0 для воскресенья принят условно для того, чтобы можно было использовать общую для всех дней недели формулу определения номера дня. В качестве варианта задачи можно рассмотреть случай, когда воскресенье имеет порядковый номер - 7.

Таблица 4

А В С

1 Задача 13

2 Введите двузначное число —

3 Число десятков в нем:

4 Число единиц в нем:

5 Сумма его цифр:

6 Произведение его цифр:

7

13. Дано двузначное число. Найти:

а) число десятков в нем;

б) число единиц в нем;

в) сумму его цифр;

г) произведение его цифр.

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 4.

14. Дано двузначное число. Получить число, образованное при перестановке цифр этого числа.

15. Дано трехзначное число. Найти:

а) число единиц в нем;

б) число десятков в нем;

в) число сотен в нем;

г) сумму его цифр;

д) произведение его цифр.

16. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.

17. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее в конце. Найти полученное число.

18. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число.

19. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа.

20. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке второй и третьей цифр заданного числа.

21. Дано трехзначное число. Получить 6 чисел, образованных при перестановке цифр заданного числа.

22. Дано четырехзначное число. Найти:

а) сумму его цифр;

б) произведение его цифр.

»V/ н—1

А___* -Л^Зи^Эл^

и.

"ОаЯо фбу^ЯагЯое гисло, 'Нол^гиЛл гисло, обрлуоблККое при переайлКо&се «ирр гисла.

23. Дано четырехзначное число.

а) найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево;

б) получить число, образуемое при перестановке двух первых и двух последних цифр заданного числа. Например, из числа 4566 получить 6645, из числа 7304 -473.

в) получить число, образуемое при перестановке первой и второй, третьей и четвертой цифр заданного числа. Например, из числа 5434 получить 4543, из числа 7048 -784.

г) получить число, образуемое при перестановке второй и третьей цифр заданного числа. Например, из числа 5084 получить 5804.

24. Дано натуральное число п (п > 9). Найти число единиц в нем.

25. Дано натуральное число п (п > 99). Найти число десятков в нем.

26. Дано натуральное число п (п > 99). Найти число сотен в нем.

27. Дано натуральное число п (п > 999). Найти число тысяч в нем.

28. С начала суток прошло п секунд (п - вещественное число). Определить:

"ОаЯо &р£х%Я&гЯое гисло, ^ Яем $лгермЯ((ли пербфл сле&л «и^ру и приписали ее 6 каЩе. аолугеЯ^ое гислл.

Таблица 5

А В С

1 Задача 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Введите число секунд п

3 Количество полных часов, прошедших с начала суток:

4 Количество секунд, прошедших с начала очередного часа:

5 Количество полных минут, прошедших с начала очередного часа

6 Количество секунд, прошедших с начала очередной минуты:

7 Количество полных секунд, прошедших с начала очередной минуты

8

а) сколько полных часов про шло с начала суток;

б) сколько полных минут прошло с начала очередного часа;

в) сколько полных секунд прошло с начала очередной минуты.

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 5.

@ Накала суЛок прошло п секуНф...

Используемые формулы:

1) в ячейке В3

2) в ячейке В4

3) в ячейке В5

4) в ячейке В6

5) в ячейке В7

=ЦЕЛ0Е(В2/3600);

=0СТАТ(В2;3600);

=ЦЕЛ0Е(В4/60);

=0СТАТ(В4;60);

=ЦЕЛ0Е(В6).

29. Даны целые числа Н, т, s (0< Н < 23, 0 < т < 59, 0 < я < 59), указывающие момент времени: «Н часов, т минут, ^ секунд». 0пределить угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и в указанный момент времени. Вычислить два значения: число целых градусов и вещественное значение угла.

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 6. Используемые формулы:

1) в ячейке В5: =0СТАТ(В2;12);

2) в ячейке В6: =В4+В3/60+В4/3600;

3) в ячейке В7: =В6*30* ;

4) в ячейке В8: =ЦЕЛ0Е(В7).

30. С начала суток часовая стрелка повернулась на У градусов (0 < У < 360, У - вещественное число). 0пределить число полных часов, прошедших с начала су-

Таблица 6

,,,кам4а& сЛрелка повернулась На ... градусов...

А В С

1 Задача 29

2 Введите число часов И —

3 Введите число минут т—

4 Введите число секунд 8 —:

5 Количество полных часов, прошедших с начала суток или после 12 часов дня:

6 Количество часов, прошедших с начала суток или после 12 часов дня

7 Вещественное значение угла

8 Число целых градусов

9

За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол 30°.

Таблица 7

А В С

1 Задача 30

2 Введите значение У —

3 Число часов, прошедших с начала суток:

4 Число полных часов, прошедших с начала суток:

5 Количество минут, прошедших с начала очередного часа:

6 Количество полных минут, прошедших с начала очередного часа:

7

ток, и число полных минут, прошедших после целого часа.

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 7. Используемые формулы:

1) в ячейке В3: =В2/30*;

2) в ячейке В4: =ЦЕЛ0Е(В3);

3) в ячейке В5: =(В3-В4)*60;

4) в ячейке В6: =ЦЕЛ0Е(В5).

31. Часовая стрелка образует угол У с лучом, проходящим через центр и через точку, соответствующую 12 часам на циферблате, 0 < У < 2р. 0пределить значение угла для минутной стрелки (в градусах и радианах).

Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 8. Используемые формулы:

1) в ячейке В3: =6*В2/3,14**;

2) в ячейке В4: =ЦЕЛ0Е(В3);

3) в ячейке В5: =(В3-В4)*60;

4) в ячейке В6: =В5*6*** ;

5) в ячейке В7: =6,28*В6/360.

Таблица 8

А В С

1 Задача 31

2 Введите значение У —

3 Число часов, прошедших с начала суток:

4 Число полных часов, прошедших с начала суток:

5 Количество минут, прошедших с начала очередного часа:

6 Угол минутной стрелки в градусах:

7 Угол минутной стрелки в радианах:

8

* За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол 30°. ** За 1 час часовая стрелка поворачивается на угол я/6 » 3,14/6 радиан. *** За 60 минут минутная стрелка поворачивается на угол 360°.

32. В некоторой стране используются денежные купюры достоинством в 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 единиц. Каким наименьшим количеством таких денежных купюр можно выплатить сумму денег п (указать количество каждой из используемых для выплаты купюр)? Предполагается, что имеется достаточно большое количество ку-

В НекоЛорой сЛраНе иствльруоЛся феНефНие

кутори фосЛо>иНс&$вм & 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 ефиНщ.

Таблица 9

А В С

1 Задача 32

2 Введите величину суммы денег п —

3 Для выплаты этой суммы необходимы купюры:

4 Достоинство Кол-во

5 64

6 32

7 16

11 1

б)

А В С

1

2 Введите величину суммы денег п —

3 Для выплаты этой суммы необходимы купюры:

4 Достоинство Кол-во

5 1

6 2

7 4

11 64

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Общее число купюр:

14

пюр всех достоинств. Решение целесообразно оформить так, как показано в таблице 9 а, б.

Указания по решению задачи вторым способом: значения в ячейках В5:В11

получить по формулам одного вида, полученных путем распространения (копирования) формулы, введенной в одной из ячеек указанного диапазона. При решении допускается ввод данных в другие ячейки.

Литература.

1. Абрамов С.А. Гнездилова Г.Г. Капустина Г.Г. Селюн М.И. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988.

2. Задачи по программированию. 7-11 класс / Златополъский Д.М. М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.

Златополъский Дмитрий Михайлович, доцент Московского городского университета,

учителъ гимназии № 1530 г. Москвы1.

© Наши авторы: 2002. Оиг аи1Иогэ, 2002,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.