Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПОИСКА И ПОДБОРА РАДИОКОМПОНЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ'

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПОИСКА И ПОДБОРА РАДИОКОМПОНЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПОИСКА / КЛАССИФИКАТОР / БАЗА ДАННЫХ / РАЗРАБОТКА / ДИРЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ципина Н.В., Карпухин Д.Н.

В данной статье рассматривается комплексный подход к проблеме оптимизации поиска и подбора радиокомпонентов в электрической схеме. Любой разработчик, реализующий сегодня какой-либо проект, сталкивается с трудностью нахождения элементной базы для свободного и правильного интегрирования их в своё изделие. Целью данной статьи является описание методики, по которой любая организация сможет создать у себя на предприятии простую базу данных, которая в свою очередь, позволит оптимизировать процесс подбора компонентов и тем самым, снизить затрачиваемое время на их поиск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ципина Н.В., Карпухин Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПОИСКА И ПОДБОРА РАДИОКОМПОНЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ»

подкрепляющих стержней, труд наемных рабочих. Чтобы быть уверенным за правильность подкрепления и рассчитывать на премию за рациональное использование представленных Вам ресурсов, необходимо выполнить расчет и проанализировать различные варианты. Учтем особенность нашей работы по группам. Обсуждение ведем тихими голосами. Стараемся работать синхронно, не мешая соседним подгруппам».

Опыт показывает, что небольшая предыстория в начале работы настраивает студентов позитивно.

Для успешной работы студентов в предложенной конкретной ситуации создателю кейс-задания необходимо определить место данного занятия в структуре учебной дисциплины, сформулировать задания по анализу ситуации и пояснительную записку для преподавателя.

В пояснительной записке разработчик занятия должны указать рекомендации по разбору ситуаций, приложить образец решения одного задания, написать рекомендации по методике проведения занятия.

Разработанное нами занятие включает в себя следующие этапы: ознакомление студентов с текстом кейса, литература: решение кейса, организация обсуждения кейса, оценивание участников дискуссии, подведение итогов работы.

Студенты с кейсом знакомятся на практическом занятии, потому что теоретические основы и методы расчета на прочность при осевом растяжении - сжатии уже были прочитаны и проработаны студентами на практических занятиях при решении задач. Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод кейс-стади в своей педагогической практике, связана с соблюдением ряда принципов:

-принцип партнерства, сотрудничества;

-принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания - снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;

-принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт (вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.)

Педагогический потенциал кейс-метода значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Тем не менее, Не стоит полагать, что «кейсы» могут заменить изучение нового материала, теорию, лекции. Их подготовка и методика отработки требуют много времени. Задания выполняются непросто, что может отпугнуть от них некоторых обучающихся. Кейсы более наглядно показывают, как на практике применяются теории.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод анализа ситуаций, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором, в совершенстве владеет игротехниче-ским менеджментом. Именно эти характеристики дают возможность современному преподавателю быть конкурентноспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и прогрессивными технологиями.

Использование педагогами активных методик, интенсивных образовательных и информационных технологий, меняет привычную роль учителя в учебном процессе, как транслятора знаний. Это изменяет традиционный образовательный процесс и отношения между его участниками. Современный педагог наряду с традиционной функцией, осваивает роли оператора, координатора, администратора, эксперта, модератора и тьютора. При этом в его деятельности усиливается роль психологических знаний, без которых проектирование современного образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и ее способностей, не достигнет гарантированно качественного результата -успешной социализации. Заметно меняется стиль общения с обучаемыми: авторитарность сменяется партнерскими отношениями, авансировано доброжелательным стилем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохоров В.Ю. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.Ю. Прохоров, В.В. Быков, И.Г. Голубев и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.

2. Прохоров В.Ю., Макарова И.А. STORITELLING как современная стратегия преподавания. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2019. Т. 2. С. 149-151.

3. Прохоров В.Ю., Макарова И.А. Помощник в образовательном процессе среднего профессионального обучения. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2018. Т. 1. С. 315-317.

4. Макарова И.А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании. Труды международного симпозиума Надёжность и качество. 2014. Т. 1. С. 334.

5. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе / Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.

6. Маргвелашвили Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе // Обучение за рубежом. № 10. 2000.

7. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов: Сб. "Инновации в российском образовании". М., 2000.

УДК 681.3

Ципина Н.В., Карпухин Д.Н.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», Воронеж, Россия РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПОИСКА И ПОДБОРА РАДИОКОМПОНЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СХЕМ

В данной статье рассматривается комплексный подход к проблеме оптимизации поиска и подбора радиокомпонентов в электрической схеме. Любой разработчик, реализующий сегодня какой-либо проект, сталкивается с трудностью нахождения элементной базы для свободного и правильного интегрирования их в своё изделие. Целью данной статьи является описание методики, по которой любая организация сможет создать у себя на предприятии простую базу данных, которая в свою очередь, позволит оптимизировать процесс подбора компонентов и тем самым, снизить затрачиваемое время на их поиск. Ключевые слова:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПОИСКА, КЛАССИФИКАТОР, БАЗА ДАННЫХ, РАЗРАБОТКА, ДИРЕКТОРИИ

Введение. При проектировании современных радиоэлектронных средств (РЭС), инженер-разработчик на этапе ознакомления с рынком затрачивает значительные ресурсы времени на поиск и подбор нужной элементной базы.

Проблемой является то, что на многих предприятиях выпускающих военную продукцию нет постоянного доступа к интернет на рабочем месте, и для выполнению поставленной задачи приходится переходить в специально оборудованный кабинет для выхода в интернет. Конечно, для небольших проектов вполне подходит это решение, и все необходимое будет возможно найти в любом удобном браузере. Для таких целей существуют платформы специально предназначенные для поиска электронных компонентов. Эти инструменты действительно могут помочь сэкономить много времени [1,2]. Впроцессе проектирования РЭС необходимо учитывать комплексный подход для подбора компонентов

[3,4,5]. На данный момент их насчитывается более десятка и этот список постоянно пополняется. Подобные платформы можно разделить на отечественные Efind, Chipfind, Optofind и др. (efind.ru, chipfind.ru) и зарубежные Digikey, Mouser и др. (mouser.com, digikey.com)■ Но если проект более трудоемкий, и структура схемы сложнее, то возникает потребность в создании собственной базы данных не требующей постоянного выхода в интернет, с возможностью внесения или замены устаревших компонентов, на более новые.

В статье приведен алгоритм (Рисунок 1) , по которому следует разработчик от получения технического задания, до изготовления опытного образца. Из анализа следует, что существенные затраты времени происходят на этапе ознакомления с рынком. Для снижения потерь времени, будет полезна разработка методики, которая поможет снизить трудоемкость на этапе подбора радиокомпонентов.

Рисунок 1 - Алгоритм проектирования нового изделия

Для решения задач оптимизации используются следующие подходы:

1. Использование готовой базы радиокомпонентов. В теории возможно сделать запрос компании производителю на предоставление базы компонентов с её последующей интеграцией на свое предприятие. Плюсом данного способа является быстрое решение поставленной задачи. Минусами являются большие интеллектуальные затраты в организации мероприятия, привязка к одной фирме, что ограничивает возможность использование более подходящих вариантов других производителей и не гарантируется положительное решение по запросу.

2. Разработка собственной базы радиокомпонентов, способной удовлетворить все запросы инже-

неров разработчиков. Решением этой задачи является создание своей базы, которая представляет собой многоуровневый классификатор на базе таблицы Excel, предназначенный для более быстрого поиска компонентов, в нем будет реализована возможность, открытия через ссылку документации на тот или иной компонент и перехода по ссылкам в библиотеки таких продуктов как Altium, P-CAD и другие САПР. Так же это дает возможность, предприятиям у которых нет свободного доступа в интернет на личном рабочем месте, не вставая с этого места, получить доступ к компонентам и тем самым сэкономить затрачиваемое время. На рисунке 2 представлен алгоритм предлагаемой концепции.

Рисунок 2 - Алгоритм создания базы данных на основе таблицы Excel

Шаг 1. Все элементы, содержащиеся в базе Одновременно происходит создание базовой ди-

радиокомпонентов, должны быть классифицированы ректории, содержащей самый низкий логический

по разделам, классам и, если необходимо, по уровень деления.

группам и подгруппам по логическому предназна- Каталоги в этой директории должны соответ-

чению. ствовать разделам классификатора.

Шаг 2. База компонентов представляет собой Например: если библиотека компонентов P-CAD

файл в формате Microsoft Excel осуществляющего общая на весь базовый уровень она должна содер-

упрощения поиска необходимых файлов и директорий жаться в директории «Библиотека P-CAD» распо-

при помощи гиперссылок. ложенном в базовой директории; если datasheet

Шаг 3. Создание каталога базы данных содер- разделены по производителям, для каждого произ-

жащего директории. водителя должна быть организована своя директо-

Шаг 4. Разделение директорий на более низкие рия внутри папки datasheet, также рекомендуется

уровни (Класс, группа, подгруппа). для серии компонентов и конкретного компонента

Шаг 5. Для каждого нижнего уровня в класси- создавать свои директории на тот случай если бу-

фикаторе, должен быть организован отдельный лист дет информация общая на серию или несколько

в виде таблицы Excel. На нем должны быть разме- datasheet на один радиокомпонент,

щены записи компонентов. Каждая запись содержит: Шаг 6. Заполнение базовой директории и ниж-

название производителя, наименование компо- него раздела классификатора файлами,

нента, ссылку на документацию (ТУ, datasheet и Шаг 7. Для наглядности деления базы данных,

т.п), ссылку на библиотеки САПР (Altium, P-CAD логический уровень, содержащий базовые дирек-

и т.д), параметры компонентов (ток, напряжение, тории, должен быть выделен цветом отличным от

рассеиваемая мощность, интерфейсы и т.п) по ко- других уровней содержащих базовые директории,

торым осуществляется подбор подходящего. Пара- Заключение: Таким образом, в данной статье

метры компонентов следует выбирать характерные была затронута тема оптимизации времени на поиск

для заданной группы. Так же запись может содер- и подбор радиокомпонентов. Разработана методика

жать элементы необходимые для выполнения задач позволяющая реализовать практически любому че-

организации (наименование изделия, где применя- ловеку не обладающим продвинутым уровнем про-

лись компоненты, реквизиты исполнителя и руко- граммирования с помощью бесплатных ПО

водителя и т.п) [6]. (OpenOffice, LibreOffice и др.) универсальную

базу данных, которой не требуется выход в интернет для работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеграция в процессе производства устройства для проверки целостности электрических цепей/ Н.В. Ципина, Д.Д. Чеснаков, А.В. Степанова// Труды международного симпозиума надежность и качество, Издательство: Пензенский государственный университет (Пенза). 2018. Т. 2. С. 64-66.

2. Моделирование механических характеристик многослойных печатных плат средствами CAE анализа / З.Х.М. Аль-Араджи, А.В. Муратов, А.В. Турецкий, Ю.В. Худяков // Труды международного симпозиума надежность и качество, Издательство: Пензенский государственный университет (Пенза). 2018. Т. 1. С. 224-227.

3. Макаров О.Ю. Комплексное моделирование и оптимизация характеристик в процессе конструкторского проектирования радиоэлектронных средств / О.Ю.Макаров, А.В.Турецкий, Н.В.Ципина, В.А.Шуваев // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2015. Т. 11. № 6. С. 100-104.

4. Макаров О.Ю. Комплексный подход к решению задач анализа и обеспечения тепловых характеристик при проектировании РЭС / О.Ю.Макаров, Н.В.Ципина, В.А.Шуваев // Радиотехника. 2017. № 6. С. 166170.

5. Иванов С.В. Методы тестирования и испытаний в системе качества ISO 9000 / С.В. Иванов, В.Н. Хорошилов, Н.В. Ципина // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2004. № 4-4. С. 41-48.

6. Дергачева Л.М. Изучение технологии создания, хранения и поиска информации в базе данных // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. № 13. С. 15-21.

УДК 004.5

Аксенов1 А.С., Алексеев2 В.В., Вагин1 В.В., Власов1 Ю.А.гКраюхин1 С.Б., Залозный1 Н.В.

1Межвидовой центр подготовки и боевого применения войск радиоэлектронной борьбы (учебный и испытательный), Тамбов, Россия

2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия

ИНФОРМАЦИОННАЯТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Проведён анализ учебно-тренировочных средств, применяемых в процессе освоения систем специального назначения, в результате которого была выявлена потребность в новьх подходах к реализации информационных технологий построения мультимедийных УТС.

Была сформулирована универсальная структура архитектуры построения учебно-тренировочного средства обеспечивающая гибкость и высокую функциональность, позитивно влияющую на взаимодействие программной и аппаратных частей, позволяющих улучшить как внешнюю, так внутреннюю оперативную обратную связь.

С целью устранения распространённых недостатков в архитектуре и графическом интерфейсе моделируемых объектов к применению были рекомендованы определённые методы построения модели, в зависимости от конкретного объекта моделирования, а так же даны рекомендации по организации контроля и оценки создаваемых объектов компетентными лицами.

Помимо недостатков в интерфейсе моделируемых объектов во многих мультимедийных УТС была выявлена проблема в обеспечении интерактивного взаимодействия обучаемого с УТС. С целью её решения были внесены изменения в применяемую технологию обеспечения режима интерактивности, основанные на отображении логических связей между результатами выполненных действий пользователем.

Ключевые слова:

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО, СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В качестве одного из приоритетных направлений Применение виртуальных моделей реального обо-

подготовки операторов систем специального назна- рудования, технологических процессов, различ-чения (ССН)является широкое применение, в про- ного рода аварийных и нештатных ситуаций в муль-цессе их освоения, учебно-тренировочных средств тимедийных УТС позволяет многократно воспроиз-(УТС). Для повышения эффективности применения водить те или иные режимы работы, условия, не УТС необходимо совершенствование информационных затрачивая при этом ресурсов настоящего обору-технологий их построения, развитие форм и ме- дования и не подвергая опасности персонал. тодов освоения с их использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.