Научная статья на тему 'Решение центрального банка РФ о повышении нормативов'

Решение центрального банка РФ о повышении нормативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение центрального банка РФ о повышении нормативов»

РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ О ПОВЫШЕНИИ НОРМАТИВОВ

Банк России с 1 сентября 2008 г., повысил нормативы отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) по обязательствам перед банками-нерезидентами. По мнению отдельных экспертов, эта мера поможет связать денежную массу и, соответственно, снизить инфляцию, вернув ее в запланированные рамки.

Ассоциация региональных банков считает, что только при скоординированной политике Минфина и Банка России действия ЦБ приобретают смысл.

Существенное (более чем на 20 %) повышение нормативов отчислений по обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте (с 7 до 8,5 %) является фактором, работающим на снижение срочности банковских пассивов. До сих пор именно иностранные банки-кредиторы остаются одним из основных поставщиков длинных ресурсов для отечественной банковской системы. В состав резервируемых обязательств не включаются денежные средства, привлеченные на срок более 3 лет. Это означает, что финансирование, предоставленное зарубежными банками на 2-3 года, будет обходиться для российских банков существенно дороже. Особенно серьезно эта мера ударит по отечественным банкам, поскольку для кредитных организаций, являющихся дочками иностранных банков, существует возможность получать долгосрочные кредитные линии у материнских компаний.

Сейчас более половины российской ипотеки косвенно профинансировано зарубежными кредиторами, поэтому всякое увеличение резервов напрямую работает на рост ипотечных процентных ставок.

По мнению президента Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолия Аксакова, снижение доли долгосрочных иностранных заимствований должно немедленно замещаться ресурсами, аккумулированными Минфином.

На 1 августа 2008 г. размер обязательных резервов составил 388 млрд руб., это — деньги, фактически лежащие мертвым грузом в Банке России. Под лозунгом борьбы с инфляцией государство практически вывело с национального финансового рынка и аккумулировало в разнообразных государственных фондах более 5 трлн руб. По сравнению с этими средствами новое увеличение обязательных нормативов не даст сколь-либо значительного эффекта.

Использование части сбережений государства, слабо вовлеченных в финансовый оборот, в целях поддержания ликвидности и среднесрочного рефинансирования кредитных организаций позволит повысить устойчивость сектора, поддержит темпы роста без «десуверенизации».

В целях минимизации инфляционных последствий механизмы долгосрочного рефинансирования должны дополняться ограничениями на использование предоставленных средств. Среди возможных механизмов — рефинансирование валютных кредитов, выданных российскими банками российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий, рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование, рефинансирование кредитов в рублях, выданных предприятиям секторов, генерирующих немонетарную инфляцию.

Важнейшие причины неэффективности существующей антиинфляционной политики — специфика используемых инструментов и недооценка влияния немонетарных факторов. Во-первых, стерилизация денежной массы, которая продолжает использоваться как основной инструмент антиинфляционной политики, практически не оказывает влияния на немонетарную составляющую инфляции. Во-вторых, в 2006 — 2007 гг. стерилизацион-ный механизм неудовлетворительно справлялся со сдерживанием источника монетарной инфляции — быстрым ростом денежной массы. Глубинная причина инфляции — несоответствие набора инструментов, применяемых для борьбы с инфляцией ее характеру. Для борьбы с инфляцией используется ограничение роста денежного предложения, в то время как по оценкам МЭР немонетарные факторы в последние годы обеспечивают около 46 % роста цен в 2007 г. Устранить немонетарную составляющую инфляции с помощью ограничения денежного предложения невозможно. Более того, подобные попытки, как правило, оборачиваются демонетизацией экономики и замедлением экономического роста, о чем свидетельствует опыт проведения антиинфляционной политики в России и других странах.

Центральный банк РФ, на который формально возложена борьба с инфляцией, фактически не имеет действенных инструментов по сдерживанию даже монетарной составляющей инфляции,

финансы и кредит

75

которая объясняет чуть больше половины роста цен. Инструменты бюджетной и конкурентной политики, которые позволяют сдерживать немонетарную составляющую, в принципе находятся в ведении других регулирующих органов. В рамках существующей модели антиинфляционной политики возникает конфликт между краткосрочными целями выхода на целевые показатели по инфляции и экономическим ростом в долгосрочной перспективе.

Рассматривая монетарную составляющую инфляции, следует отметить, что даже такие, потенциально более действенные, нежели ФОР, инструменты, как управление ставками рефинансирования и операции на открытом рынке, пока незначительно влияют на динамику денежного предложения, которая зависит прежде всего от состояния платежного баланса.

При существенной немонетарной составляющей российской инфляции требуется использование инструментов, направленных не на сдерживание роста денежного предложения, а на создание условий роста предложения товаров и услуг через развитие конкуренции, снижение издержек бизнеса за счет развития инфраструктуры, совершенствование законодательства, повышение эффективности аллокации ресурсов. Напротив, умеренно мягкая монетарная политика через рас-

ширение кредитования секторов, чья продукция дорожает в наибольшей степени, может способствовать сокращению немонетарной инфляции. Поэтому в условиях инфляции сдерживание кредитной экспансии должно касаться в первую очередь потребительского кредитования, которое лишь усугубляет разрыв между спросом и внутренним производством.

Для того чтобы исключить существенные инфляционные последствия, механизм долгосрочного рефинансирования должен дополняться ограничениями на использование предоставленных средств. Среди механизмов, которые могут применяться для стимулирования неинфляционной кредитной экспансии банков и роста предложения товаров и услуг:

1) рефинансирование валютных кредитов, выданным российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий;

2) рефинансирование кредитов в рублях, замещающих внешнее фондирование;

3) рефинансирование кредитов в рублях, выданных предприятиям секторов, генерирующих немонетарную инфляцию.

Механизмы неинфляционной кредитной экспансии вполне способны заменить коррупцион-ноемкое прямое распределение бюджетных средств на безвозмездной основе.

ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КРЕДИТОВ

Банк России намерен ужесточить требования к оценке качества кредитов. На взгляд регулятора, залоги, принимаемые банками в обеспечение по ссудам, не компенсируют кредитные риски.

Намерение ЦБ РФ навести порядок в кредитном бизнесе комментирует главный консультант Центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков России Светлана Федотова: «Так как у наших банков на сегодня одним из основных инструментов рефинансирования кредитов являются займы у иностранных инвесторов, то задача ЦБ — поддержать банки в условиях мирового финансового кризиса.

В силу того, что на российском рынке поток выплат по ипотечным кредитам нестабилен, данные кредиты считаются высокорисковыми,

и желание регулятора ужесточить требования к выдаче таких кредитов понятно. Но ужесточение требований, например 100-процентное резервирование, серьезно затруднит деятельность банков, существенно повысив их финансовые затраты. Так, при выдаче 3 млн руб. на ипотеку банк должен сразу же эти три миллиона положить в резерв. Если банк этого не сделает, он рискует отзывом лицензии.

С одной стороны, получается, что увеличение резервирования приведет к снижению рисков невозвратов кредитов для банков, но при этом выведет с рынка мелкие и средние банки, которые не смогут увеличить свой уставный капитал. Получается, что ужесточение требований к оценке качества кредитов — это еще один способ оставить на банковском рынке только крупных игроков».

76

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.