Научная статья на тему 'Решение систем уравнения высшей степени при помощи программы Excel'

Решение систем уравнения высшей степени при помощи программы Excel Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
198
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНО РАСТУЩАЯ ВЕЛИЧИНА / ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНО УБЫВАЮЩАЯ ВЕЛИЧИНА / IN DATE COMMUNICATION TECHNOLOGY / THE EFFECTIVENESS OF TRAINING / EXPONENTIAL GROWING QUANTITY / EXPONENTIAL DECREASING QUANTITY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Дустова Шахло Бахтиёровна

В этой статье обсуждаются практические аспекты возможностей Excel и обсуждается, как его можно использовать для решения систем, включающих уравнения высокого порядка. Обычно мы сталкиваемся с рядом трудностей при решении систем, включающих уравнения двух и более уровней. Кроме того, нам нужно много времени уделять решению таких систем. Если мы используем Excel для решения этих систем, мы сэкономим время и получим четкое решение. Предлагая учащимся самые простые способы выполнения таких заданий, как в средней школе, так и в высших учебных заведениях, мы можем ещё больше повысить их интерес к науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE EQUATIONS OF A HIGHER DEGREE USING EXCEL SOFTWARE

This article discusses the practical aspects of Excel's capabilities and discusses how it can be used to solve systems that involve high-level equations. We usually face a number of difficulties when solving systems involving equations of two or more levels. In addition, we need to devote a lot of time to solving such systems. If we use Excel to solve these systems, we will save time and have a clear solution. By offering students the easiest ways to complete these tasks in both high school and college, we can further enhance their interest in science.

Текст научной работы на тему «Решение систем уравнения высшей степени при помощи программы Excel»

РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЯ ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММЫ EXCEL Дустова Ш.Б. Email: Dustova1172@scientifictext.ru

Дустова Шахло Бахтиёровна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье обсуждаются практические аспекты возможностей Excel и обсуждается, как его можно использовать для решения систем, включающих уравнения высокого порядка. Обычно мы сталкиваемся с рядом трудностей при решении систем, включающих уравнения двух и более уровней. Кроме того, нам нужно много времени уделять решению таких систем. Если мы используем Excel для решения этих систем, мы сэкономим время и получим четкое решение. Предлагая учащимся самые простые способы выполнения таких заданий, как в средней школе, так и в высших учебных заведениях, мы можем ещё больше повысить их интерес к науке.

Ключевые слова: коммуникационная технология, эффективное образование, экспоненциально растущая величина, экспоненциально убывающая величина.

SOLVING THE EQUATIONS OF A HIGHER DEGREE USING EXCEL

SOFTWARE Dustova Sh^.

Dustova Shakhlo Bakhtiyorovna - Teacher, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL ANALYSIS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the practical aspects of Excel's capabilities and discusses how it can be used to solve systems that involve high-level equations. We usually face a number of difficulties when solving systems involving equations of two or more levels. In addition, we need to devote a lot of time to solving such systems. If we use Excel to solve these systems, we will save time and have a clear solution. By offering students the easiest ways to complete these tasks in both high school and college, we can further enhance their interest in science.

Keywords: in date communication technology, the effectiveness of training, exponential growing quantity, exponential decreasing quantity.

УДК 37.

Сегодня растет потребность в повышении эффективности образования за счет широкого использования инновационных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе [1-14]. Использование новых информационных и коммуникационных технологий на уроках математики экономит время, увеличивает комплексные знания учащихся за счет решения множества задач и примеров, позволяет им мыслить самостоятельно, самостоятельно выполнять условия задачи, получать глубокое понимание предмета и самостоятельно выражать свои идеи.

При использовании Excel для решения некоторых примеров и задач точное и простое решение может быть получено за гораздо более короткий период времени. В то же время в окне программы Excel создается изображение точного решения системы. Это, в свою очередь, позволяет ученикам учиться и слушая, и видя, и делая. Следующие системы уравнения высшей степени можно решить более простым способом с помощью Excel:

Пример 1. Решите систему уравнений графически:

Lx4, — 2х3 — Зх2 + х — у + 4

4 - Зх2 + 2х2 - Sx - 10 = у + 5л: - 6

Чтобы найти это решение, сначала выразим y из первого уравнения системы через х. В первый столбец мы вводим значения х, а под ним его значения, в первую ячейку второго столбца мы помещаем уь а в ячейку под ним мы помещаем выражение для y, выраженное через х, полученное из первого уравнения системы, и нажимаем кнопку «ENTER». В результате мы получаем значение y1, зависимой от переменной х. Затем переместите курсор в правый нижний угол этой ячейки. Когда появится толстый черный курсор (крестик), щелкните левой кнопкой мыши и перетащите курсор на столько ячеек в столбце yi, сколько ячеек в столбце х. В результате мы находим все значений y1, которые соответствуют заданным значениям х. В первую ячейку третьего столбца мы вводим выражение y выраженное через х из второго уравнения системы и повторяем тот же процесс, что мы делали для значений y1. Затем выберите все три столбца и нажмите команду «Точечная» из меню «Вставка». В результате получим график обоих уравнений в единой координатной плоскости, а точка пересечения этих линий является решением системы.

Таблица 1. Таблица значений функций у^=х4 — 2хъ — Зх2 +х — 4 и у2=х4— Зх3 + 2х2 — i Ох — 4.

x y1 =x4-2x3-3x2+x-4 y2=x4-3x3 +2x2

-5 79i

-4 328 496

-3 iOi 191

-2 14 54

-i -5 7

О -4 -4

i -7 -9

2 -14 -14

3 -1 -1

4 8О 72

5 3O1 271

6 758 686

Рис. 1. Таблица значений и графики функций у1=хА - 2х3 - Зх2 + х- 4 и у2=х4 - Зх3 + 2х2 - 10х - 4

Следовательно, решение этой системы (0; -4); (2; -14): (3; -1). Пример 2. Сколько решений имеет следующая система уравнений:

■2х2 +х-7 -у = 0 ■ 5х3 = у — Зх — 2

|х5 +4х3

х

Таблица . Таблица значений функций у^ = х5 + 4х3 — 2х2 + X — 7 и

у2 =х4 -Зх3 +2х2 -10х-4

x У1 У2

-2 -81 48

-1 -15 1

0 -7 -2

1 -3 -3

2 51 -20

3 329 -47

4 1245 -54

5 -2 13

6 -1 16

7 0 19

8 1 22

Рис. . Графики значений функций Я — ^ + 4х3 — 2х2 + х — 7 и У2 — Зх3 + 2х2 —10х — 4

Значит, эта система уравнений имеет только одно решение.

В этой статье показано, как можно широко использовать Excel в различных областях математики. Решение задач при помощи Excel имеет ряд преимуществ, которые улучшают мировоззрение, логическое мышление и упрощают их решение.

Следует отметить, что задачи, связанные с нахождением точки пересечения графиков (координаты каждой точки пересечения служат решением системы уравнений) и с решением системы линейных уравнений многих неизвестных, важны при построении уравнения Фадеева для собственных функций операторных матриц [15-25]. При этом графический метод даёт возможность найти только приближенное решение системы или ответить на вопрос о количестве решений.

Список литературы /References

1. Rashidov A.Sh. Development of creative and working with information competences of students in mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:3, 2020. Part II. Op. 10-15.

2. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to t dent // Academy. 55:4, 2020. Р . 68-71.

3. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International journal of scientific & technology research. 9:4, 2020. Р . 3068-3071.

4. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10, 2019. Р . 43-45.

5. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10, 2015), С. 16-20.

6. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 29-32.

7. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in

mall gro in teaching higher mathematic // Academy. 55:4, 2020. Р . 65-68.

8. Rasulova Z.D. Conditions and opportunities of organizing independent creative works of students of the direction Technology in Higher Education // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:3, 2020. Pp. 2552-2155.

9. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16, 2020), часть 2, С. 33-36.

10. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 21-24.

11. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16, 2020. Часть 2. С. 25-28.

12. Rashidov A.Sh. Interactive methods in teaching mathematics: CASE STUDY method // Научные исследования. 34:3, 2020.. С. 18-21.

13. Рашидов А.Ш. Интерактивные методы при изучении темы «Определенный интеграл и его приложения // Научные исследования. 34:3, 2020. С. 21-24.

14. Rashidov A.Sh. Using of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:3, 2020. Part II. Pp. 163-167.

15. Muminov M.I., Rasulov T.H. On the eigenvalues of a 2x2 block operator matrix // Opuscula Mathematica. 35:3, 2015. P . 369-393.

16. Rasulov T.H. On the finiteness of the discrete spectrum of a 3x3 operator matrix // Methods of F nctional Analy i and To ology, 22:1, 2016. P . 48-61.

17. Muminov M.I., Rasulov T.H. Embedded eigenvalues of an Hamiltonian in bosonic Fock space // Comm. in Mathematical Analy i . 17:1, 2014. P . 1-22.

18. Rasulov T.H. The finiteness of the number of eigenvalues of an Hamiltonian in Fock space // Proceeding of IAM, 5:2, 2016. P . 156-174.

19. Расулов Т.Х. Исследование спектра одного модельного оператора в пространстве Фока // Теорет. матем. физика. 161:2, 2009. С. 164-175.

20. Rasulov T.H. Investigations of the essential spectrum of a Hamiltonian in Fock space // Appl. Math. Inf. Sci. 4:3, 2010. P . 395-412.

21. Muminov M., Neidhardt H., Rasulov T. On the spectrum of the lattice spin-boson Hamiltonian for any coupling: 1D case // J. Math. Phys., 56, 2015. 053507.

22. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Threshold analysis for a family of 2x2 operator matrices // Nano y tem : Phy ., Chem., Math., 10:6, 2019. P . 616-622.

23. Muminov M.I., Rasulov T.H. On the number of eigenvalues of the family of operator matrices. // Nano y tem : Phy ., Chem., Math., 5:5, 2014. P . 619-625.

24. Расулов Т.Х. О числе собственных значений одного матричного оператора // Сибирский математический журнал, 52:2, 2011), С. 400-415.

25. Расулов Т.Х. Исследование существенного спектра одного матричного оператор // Теорет. матем. физика. 164:1, 2010), С. 62-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.