Научная статья на тему 'Решение шахматных задач как способ развития мышления студентов'

Решение шахматных задач как способ развития мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1097
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ПОЗИЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / ТАКТИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / НЕОРДИНАРНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / CHESS / POSITION / SPATIAL TYPE OF THINKING / TACTICAL TYPE OF THINKING / STRATEGIC TYPE OF THINKING / UNUSUAL TYPE OF THINKING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцев Вадим Владимирович, Корнеев Виктор Александрович, Корнеев Петр Александрович

Шахматы способствуют развитию мышления. Выделены четыре типа мышления с примерами шахматных задач. Приведенные шахматные задачи позволяют развить мышление студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of chess problems as a way of thinking of students

The article is devoted to chess the game, which has a long history. The article highlights four types of thinking with examples of chess problems. These chess problems enable students to develop their thinking.

Текст научной работы на тему «Решение шахматных задач как способ развития мышления студентов»

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

УДК 378.147:794.1

В. В. Зайцев, В.А. Корнеев, П.А. Корнеев

Сибирский государственный индустриальный университет

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Шахматы - игра, имеющая многовековую историю, в большой степени способствует развитию мышления. Шахматы несут в себе многогранное воздействие на человека, в частности на студента вуза, которое заключается в воспитании и формировании мировоззрения [1]. Как отмечает Б.А. Злотник, большой интерес в процессе игры сильного шахматиста представляет его мышление, которое зависит от многих факторов, таких как врожденные задатки, развивающиеся при обучении шахматам и при специальной подготовке [2].

Кафедрой физического воспитания СибГИУ среди различных спортивных дисциплин большое внимание уделяется обучению студентов шахматам. В работе [3] были выделены четыре типа мышления студентов, развиваемые в процессе решения шахматных задач:

- пространственный (или просто пространственное мышление);

- тактический (тактическое мышление);

- стратегический (стратегическое мышление);

- неординарный (неординарное мышление).

Развитие пространственного типа мышления происходит в процессе анализа положения шахматных фигур на доске. Тактический тип мышления развивается при анализе взаимодействия фигур и конкретных угроз в создавшейся позиции, а также в процессе расчета

а

возможных вариантов в партии. Развитие стратегического типа мышления происходит при предварительной оценке позиции и составлении плана дальнейших действий. Неординарный тип мышления развивается при анализе нестандартных позиций и в процессе поиска необычных ходов, в том числе жертв и промежуточных ходов, а также при поиске нового плана игры в целом.

На рис. 1-4 приведены примеры задач, способствующих развитию рассмотренных типов мышления.

В задаче на развитие пространственного типа мышления белые начинают и ставят мат в один ход (рис. 1, а).

Решение: 1. <£gl#.

Также развитию пространственного мышления способствуют задачи на расстановку фигур с определенными условиями (рис. 1, б) [4]. В таких задачах решение не всегда единственное. Например, необходимо разместить на шахматной доске семь однопольных слонов так, чтобы они не атаковали друг друга (цвет фигур в этой задаче значения не имеет). На рис. 1, б приведен один из вариантов решения.

В задаче на развитие тактического типа мышления белые начинают и ставят мат в пять ходов (рис. 2). Черные выигрывают при своем ходе: ставят мат или выигрывают слона и ферзя.

Рис. 1. Задачи на развитие пространственного типа мышления

-66-

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

Рис. 2. Задача на развитие тактического типа мышления

Решение при ходе белых: 1. Фа8+ КрЫ 2. Фа1+ Крс2 3. ФЬ2+ Kpdl 4. ФЫ! Кре2 5. Фе1#. При ходе черных: 1 ...Фе2(П)+ 2. Крс5 (2. Kpd4 Фс13. и далее как в основном варианте) ФЬ5 3. Kpd4 ФdЗ! 4. Кре5 (4. Крс5 Фй5#) ФхсЗ 5. Крхе4 ФхЬ8-+.

В задаче на развитие стратегического типа мышления ход белых. Необходимо определить основные недостатки в позиции черных и найти план выигрыша за белых (рис. 3) [3].

Решение. В позиции черных имеются следующие недостатки: слабость поля f6 (не защищенное; его невозможно защитить одним ходом и в принципе невозможно защитить пешкой), слабость диагонали сЗ - g7 (при попадании белого ферзя на поле сЗ или f6 будет шах черному королю, а затем мат ходом Og7); черные ладья а5 и слон d7 не защищены. Исходя из этого, белые выбирают план атаки короля противника ферзем с полей сЗ или f6 с последующим матом. Для переброски ферзя на поле сЗ требуется два хода (1. Фе1 и 2. ФсЗ), на поле f6 - три хода (маневр Фс 1 -h4-f6). поэтому, поскольку с хода Фе1 начинаются оба

а

Рис. 3. Задача на развитие стратегического типа мышления

маневра ферзя, очевидно, что он и будет первым ходом белых в этой позиции. Также отметим, что с поля el ферзь нападает на незащищенную ладью а5. Проверяем варианты: 1. Фе1! Ь4 (1 ...J12. Фха5!+-; 1 ...Ла2 2. ФсЗ f6 3. Фх1'6 Kpg8 4. Фg7#.) 2. ФЬ4 g5 (2 ...Kpg8 3. Фf6 и 4. Фg7#; 2 ...Jlg8 3. Фf6++-) 3. Фxg5 JIg8 4. Ф16 JIg7 5. Фxg7#. Эти варианты подтверждают, что, начиная атаку на короля ходом Фе1, белые ставят мат или выигрывают ладью, получая решающее материальное преимущество.

В задаче на развитие неординарного типа мышления белые начинают и ставят мат в два хода (рис. 4, а).

Решение: 1. ЛЬЗ+! (жертва - достаточно неординарный ход) gxh3 2. g3#.

В задаче (рис. 4, б) белые начинают и выигрывают. Решение: 1. Kpf5! (вместо того, чтобы уйти слоном с поля ИЗ на П - «естественного» хода в этой позиции - белые приближают своего короля!). Теперь черным грозит мат ходом 2. Cxg4 и их вынужденный ответ: 1 ...gxh3. 2. Kd5! - в этом ходе белых суть их замысла: гро-

б

Рис. 4. Задачи на развитие неординарного типа мышления

-67-

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

Рис. 5. Позиция из партии Эд. Ласкер - Томас (1911 г.)

зит 3. Kf6#, а после вынужденного ответа черных 2 ...е4 последует ход 3. Kf4#.

Для развития двух или более типов мышления целесообразно использовать различного рода комбинации, связанные с жертвами и промежуточными ходами, особенно многовариантные или многоходовые (решение таких задач развивает неординарное, тактическое и пространственное мышление), шахматные этюды (их решение зачастую развивает все описанные выше четыре типа мышления), а также другие достаточно сложные шахматные задачи.

В задаче (рис. 5) белые начинают и выигрывают [3].

Решение: 1. ФхЬ7+! (жертва ферзя - неординарный ход - с целью завлечения черного короля на поле h7, а затем и на первую линию) Kpxh7 2. Kxf6 (этот и последующий ходы белых находят в основном, используя пространственное и тактическое мышление) Kph6 (или 2. ...Kph8 3. Kg6#) 3. Keg4+ Kpg5 4. h4+ Kpf4 5. g3+ Kpf3 6. Ce2+ (возможно также 6. Kpfl или

6. 0-0, и на любой ход черных - 7. Kh2#) Kpg2

7. JIh2+ Kpgl 8. Kpd2#! (мат ходом короля -достаточно неординарная идея; возможен также ход 8. 0-0-0#).

В этюде П. Хейекера (рис. 6) белые начинают и выигрывают [3].

Решение: предварительная оценка позиции показывает, что белые могут выиграть только в том случае, если проведут свою пешку в ферзи. Однако прямолинейный путь к победе, начинающийся с хода 1. Ь7, не приводит к желаемому результату: 1. h7? е4, с ничьей. Более перспективным выглядит способ достижения победы с помощью отвлечения слона d4 с большой чернопольной диагонали (неординарная идея). Проверим вариант: 1. Са7! Сха7 2. Ь7, белые проводят пешку в ферзи (ходом Ь8Ф) и выигрывают.

Рис. 6. Этюд П. Хейекера

Однако после хода черных 1. ...СсЗ! выигрыша у белых не видно: 1. Са7 СсЗ 2. Крс2 Cal

3. Kpd3 е4 4. Крхе4 Kph5, с ничьей.

К победе белых в этом варианте приводит неординарный, труднонаходимый ход 3. Cd4 (с идеей блокады черной пешки белым королем): 1. Са7! СсЗ! 2. Крс2 Cal 3. Cd4H (сразу под удар двух фигур противника!) Cxd4 (...exd4 4. Kpd3 и 5. h7) 4. Kpd3 Cal 5. Kpe4 и далее 6. h7 и 6. Б8Ф+-.

Таким образом, анализ позиции показывает, что, начиная ходом 1. Са7, белые проводят свою пешку в ферзи и выигрывают.

Рассмотренные примеры шахматных задач позволяют конструктивно подойти к развитию каждого типа мышления. Акцентирование внимания на развитие данных типов мышления у студентов в процессе обучения их шахматам способствует не только повышению спортивных достижений, но и улучшает общие показатели успеваемости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зайцев В.В. Тактические приемы в шахматах. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2008,- 132 с.

2. Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. - М.: Физкультура и спорт, 1986,- 128 с.

3. Зайцев В.В., Корнеев П.А., Корнеев В.А. Развитие неординарного мышления студентов с помощью шахматных задач. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2010. -57 с.

4. Гик Е.Я. Математика на шахматной доске. - М.: Аванта+, 2009. - 320 с.

© 2014 г. В. В. Зайцев, В. А. Корнеев, П.А. Корнеев Поступила 15 декабря 2014 г.

-68 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.