Научная статья на тему 'Решение профессиональных проблем педагогов ресурсами сети'

Решение профессиональных проблем педагогов ресурсами сети Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОБЛЕМНО-ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / NETWORK COMMUNITIES / METHODOLOGICAL ASSOCIATIONS / PROBLEM AND CREATIVE GROUPS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюгина Татьяна Геннадьевна

Методические объединения педагогов в Интернете. Работа в сети как способ решения профессиональных проблем, формирование межрегиональных сетевых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение профессиональных проблем педагогов ресурсами сети»

РЕ ШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ проблем педагогов ресурсами сети

Татьяна Геннадьевна Митюгина,

учитель английского языка Кокинской средней школы Брянской области

С появлением Интернета у педагогов появились новые возможности профессионального развития — делиться опытом и идеями, находясь на рабочем месте.

• сетевые сообщества • методические объединения • проблемно-творческие группы • повышение квалификации • самообразование

Методическая работа — важнейшее средство повышения педагогического мастерства учителя, его профессионального роста. В «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) даётся такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели её — освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов».

Во всех школах существует проверенная годами система методической работы, с некоторыми модификациями в разных школах: группы взаимоподдержки (наставничество, консультирование), временные исследовательские коллективы (для решения конкретной задачи, подготовки к педсовету) и так далее. Всё это можно представить в виде схемы (рис. 1).

В этой системе наиболее важные звенья — методические объединения и проблемно-творческие группы. Проблемнотворческие группы формируются из учителей разных предметов, работающих над одной проблемой. Так, в нашей школе в прошлом учебном году созданы четыре творческие группы: «Исследовательская деятельность», «Технология индивидуального стиля учебной деятельности»,

«Интеллектуальные карты», «Интернет в образовании». Однако не все учителя изъявили желание работать в творческой группе.

Количество и названия методических объединений зависят от численности педагогического коллектива, конкретной школы. До недавнего времени методические объединения в большинстве школ формировались как предметные — учителей русского языка и литературы, учителей физики и математики, учителей начальных классов и т.д. Теперь в школах стали чаще появляться цикловые школьные методические объединения: учителей гуманитарного цикла (русский язык и литература, иностранный язык, история и обществознание, ОБЖ и физкультура), учителей естественно-математического цикла (биология, химия, математика, физика, информатика), учителей начальных классов и методическое объединение классных руководителей.

Такие объединения решают общие дидактические и методические проблемы. Они рассматривают вопросы повышения уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, тематику научно-методических докладов, открытых уроков и открытых внеклассных занятий по предмету, определяют формы и сроки контроля качества знаний, умений и навыков учащихся. В таких объединениях учителю-предметнику трудно получить конкретную помощь по своему предмету.

Существуют также районные и кустовые предметные методические объединения, куда входят учителя одного предмета. Недостаток таких объединений в том, что их работа носит эпизодический характер, заседания таких методобъединений проводятся не чаще раза в четверть. В большинстве случаев они рассматривают теоретические проблемы, учитель не может своевременно получить индивидуальную помощь по интересующему его вопросу. И тогда на выручку приходит Интер-

нет — сетевые, виртуальные методические объединения педагогов. Они доступны в любую минуту, готовы оказать адресную, целенаправленную помощь. Они проводят систематическую работу по повышению квалификации учителя и его самообразованию. Например, общеобразовательный портал Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ сегодня охватывает более 80 сообществ и 55 творческих групп на базе федерального и 42 региональных разделов и насчитывает более 85 000 учителей со всех уголков России. На этом портале регулярно проводятся мастер-классы по разным темам, конкурсы учительских работ, на форумах готовы ответить на любой волнующий учителя вопрос.

Два года назад начал работу интернет-портал http://www.englishteachers.ru/, созданный специально для учителей английского языка под патронатом издательства «Титул» и компании «Образовательные компьютерные технологии». Как показали исследования, многие учителя считают, что они недостаточно владеют информационными технологиями, не вполне представляют себе, как можно их использовать на уроках английского языка методически грамотно. Портал помогает учителям овладевать информационными технологиями, узнавать о методике их использования в обучении английскому языку.

За годы существования портал привлёк несколько тысяч пользователей из России, Украины, Беларуси, Казахстана, США, Германии и других стран, и их количество растёт с каждым днём. Учителя на нём общаются между собой и с методистами России в режиме онлайн, консультируются с авторами учебников, участвуют в различных конкурсах, получают новейшую информацию от ведущих специалистов в области преподавания английского языка. Каждый учитель может задать вопрос и получить на него немедленный ответ и конкретную помощь. Помимо этого, учителя могут

пользоваться методическими ресурсами, размещёнными на форуме — статьями, практическими разработками, звуковыми файлами к учебникам, дополнительными упражнениями, материалами олимпиад и книг для учителя к различным УМК, скачать демоверсии мультимедийных приложений к учебникам издательства «Титул».

В работе портала принимает участие И.В.Ла-рионова, заведующая кабинетом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. С новейшими достижениями методики любой посетитель форума может ознакомиться в тематическом разделе «Методическая школа профессора Р.П. Мильруда». Ведущий этого раздела — видный учёный, доктор педагогических наук, автор учебников по методике, заведующий кафедрой теории и практики преподавания английского языка Тамбовского государственного педагогического университета имени Г.Р.Державина.

Учителя публикуют на форуме свои разработки, помогают друг другу найти необходимые ссылки и материалы.

На форуме проводился творческий конкурс презентаций «Лучший российский учебник английского языка», при технической поддержке компании «Образовательные компьютерные технологии». Цель конкурса — способность учителей к обмену опытом для повышения качества обучения английскому языку в российских школах и развитие умение методически анализировать учебники. Победители конкурса, занявшие три первых места, получили гранты на участие в V Всероссийском семинаре «Обучение английскому языку в российских школах».

В ноябре прошлого года прошёл конкурс презентаций к песне из УМК Клары и Марианны Кауфман «Happy English.ru» для 10-го класса. В том же году вышли два пособия для учащихся 10—11-х классов «Санкт-Петербург» и «Москва», по которым в школе тоже объявили конкурсы: «О Петербурге с любовью» и «О Москве с любовью».

Совсем недавно организовано профессиональное сообщество педагогов МЕТОДИСТЫ.ру http://metodisty.ru/. Сегодня оно насчитывает

11 310 участников в 53 различных творческих группах. Творческая группа «Преподавание английского языка» http://metodisty.ru/ m/groups/view/pre-podavanie_angliiskogo_yazyka насчитывает 464 участника из всех регионов России от Камчатки до Калининграда, из Украины и Белоруссии.

Методический совет группы считает основными целями своей работы:

• оказание действенной помощи учителям английского языка;

• обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

• совершенствование урока английского языка;

• повышение уровня внеурочной воспитательной работы по английскому языку.

Мы ставим такие задачи:

• совершенствование учебных планов и программ;

• повышение эффективности урока английского языка;

• внедрение новых форм, методов

и средств обучения, передового педагогического опыта, новых информационных технологий.

Мы стремимся оказывать действенную своевременную помощь учителям английского языка с помощью форума, собранных в нашей библиотеке разработок уроков и внеклассных мероприятий, рабочих программ и календарно-тематических планов, составленных самыми опытными учителями нашей творческой группы.

Члены методического совета группы ведут индивидуальные консультации для учителей, по внутренней почте сайта отвечают на волнующие участников группы вопросы, помогают правильно оформить работы для публикации в Интернете.

Учителя имеют возможность получить сертификат за опубликованные в группе разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий и другие работы, востребованные всеми участниками группы.

Все их разработки находятся в библиотеке нашей творческой группы по таким разделам:

• конкурс «Неделя английского языка» (разработки внеклассных мероприятий);

• английский язык в начальной школе;

• планы и программы;

• внеклассная работа;

• подготовка к ГИА и ЕГЭ;

• теория и методика;

• грамматика;

• планы и конспекты уроков;

• использование песен в обучении английскому языку;

• учитель — учителю (презентации, советы, новые подходы к обучению);

• интернет-ресурсы (тематический каталог интернет-ресурсов, дополнительная информация к различным темам программы);

• работы учеников (проекты, презентации, творческие работы);

• наши документы (советы учителю по работе на сайте);

• мастер-класс. Учимся друг у друга;

• видеофильмы на уроках и во внеклассной работе.

В библиотеку поступают лучшие работы учителей со всей страны, прошедшие тщательную проверку в разделе «модерация», работы, которые помогают учителям английского языка проводить уроки на самом высоком современном уровне с применением новейших технологий, цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных компьютерных обучающих программ.

В прошлом учебном году мы решили создать «копилку» внеклассных мероприятий по английскому языку. Не секрет, что внеклассная работа по языку во многих школах ведётся не так успешно и систематически, как преподавание языка на уроках. Причины разные: нехватка времени у учителя, отсутствие разработанных пособий (учителю приходится самому искать и подбирать материал для внеклассной работы), отсутствие интереса у школьников и другие.

С этой целью был объявлен конкурс среди участников творческой группы. В Положении

о Конкурсе предусматривалось создание содержательного, охватывающего все возрастные группы школьников, плана проведения Недели английского языка и творческая разработка мероприятий из этого плана.

Учителя с большим интересом отнеслись к этому конкурсу, разрабатывали сценарии проведения праздников, викторин, игр для учеников разного возраста. Все разработки сопровождались методическими рекомендациями по их проведению, приложениями с карточками-заданиями для учеников, фотографиями и т.п. Наша «Копилка» пополнилась прекрасными материалами для внеклассной работы, которыми свободно могут пользоваться все учителя английского языка нашей страны.

Это: «Своя игра» Андреевой В.Ю. (1); «Аукцион» ко Дню Святого Патрика Беляковой С.В. (2); Лингвистическая игра «Enjoy Train» Печковой Р.Х. (3); Альманах «Familiar and unfamilia Britain» Кана-бейской С.В. (4); «Брейн-ринг» Матушкиной Ж.Н. (5); «Кто хочет быть миллионером» Умриловой О.Л (6); Конференция «Healthliving guide» Агеевой Л.В. (7).

И многие, многие другие замечательные работы творческих учителей английского языка со всей нашей страны.

Конкурс так захватил всех, что пришлось продлить время его проведения.

Всего было подано 52 конкурсные работы учителей английского языка из 30 регионов России, а именно: из Москвы, Калининградской, Брянской, Новосибирской, Ростовской, Кемеровской, Свердловской, Орловской областей и других регионов.

Самые интересные разработки представили Ирина Евгеньевна Бородуля (1-е место), учитель английского языка школы № 3 г. Суража Брянской области (8).

Дипломы за второе место в конкурсе получили: Татьяна Михайловна Капранова

учитель английского языка, Новолядинская средняя школа Тамбовского района Тамбовской области; (9) Янина Михайловна Банбан и Елена Фёдоровна Гусарова (совместная работа), учителя английского языка средней школы г. Пионерский Калининградской области (10).

Дипломами за третье место награждены:

Елена Александровна Деменева, учитель английского языка гимназии г. Нытва Пермского края (11); Елена Сергеевна Зарина, учитель иностранных языков Павловской средней школы с. Павловска Алтайского края (12).

Всем участникам высланы сертификаты, подтверждающие участие в конкурсе. А самое главное помог раскрыть потенциал учителей, в библиотеке творческой группы находятся разработанные и готовые к использованию сценарии внеклассных мероприятий для учеников разного возраста со 2-го по 11-й класс.

Творческая группа провела ещё один конкурс ученических исследовательских проектов «Моя малая Родина».

Одна из новых интересных форм работы нашей творческой группы — это совместные дистанционные проекты. Например, совместный проект «Использование песен и музыкальных презентаций на уроке английского языка».

Сетевые сообщества и, в частности, наша творческая группа «Преподавание английского языка», предлагают учителю новые интересные формы самообразования, повышения профессионального уровня:

• общение с коллегами в режиме онлайн;

• возможность быстро получить квалифицированный ответ на свой вопрос;

• возможность работать в мастер-классе по выбору;

• участвовать во всероссийских творческих конкурсах;

• создавать свою библиотеку цифровых образовательных ресурсов;

• использовать на уроках лучшие разработки учителей всей страны;

• творчески работать в совместных дистанционных проектах.

Новые формы методической работы, которые предлагают сетевые сообщества, оказывают дей-

ственную помощь учителям в повышении педагогического мастерства, в самообразовании, в стремлении овладевать новыми методами и формами проведения уроков и внеклассных мероприятий. Каждый учитель знает, что с течением времени мы настолько убеждаемся в правильности и эффективности своего методического арсенала, что с недоверием и опаской начинаем смотреть на что-то новое. И тут совершенно незаметно для нас самих начинает снижаться уровень профессионализма, начинается отставание.

Но хороший учитель понимает: чтобы учить чему-то новому, нужно это новое сначала узнать самому. Этому и помогают сетевые виртуальные методические объединения педагогов. НО

Ссылки на работы участников творческой группы:

1. http://metodisty.ru/m/files/view/na_konkurs -nedelya_angliiskogo_yazyka-2010-04-06

2. http://metodisty.ru/m/files/view/na_konkurs_ nedelya_angliiskogo_yazyka_v_shkole

3. http://metodisty.ru/m/files/view/na_konkurs_ nedelya_angliiskogo_yazyka-2010-04-16

4. http://metodisty.ru/m/files/view/ konkurs_-nedelya_angliiskogo_yazyka

5. http://metodisty.ru/m/files/view/nedelya_ angliiskogo_yazyka-2010-04-26-0

6. http://metodisty.ru/m/files/view/nedelya_ inostrannogo_yazyka-2010-04-22-4

7. http://metodisty.ru/m/files/view/ na_konkurs

____-nedelya_angliiskogo_yazyka-_

8. http://metodisty.ru/m/files/view/konkurs _-nedelya_angliiskogo_yazyka-2010-04-27

9. http://metodisty.ru/m/files/view/nedelya_ angliiskogo_yazyka_-5_keys_of_the_treasure_house

10. http://metodisty.ru/m/files/view/tvorcheskii_ konkurs_- nedelya_angliiskogo_yazyka_v_shkole

11. http://metodisty.ru/m/files/view/na_konkurs_-nedelya_angliiskogo_yazyka-2010-05-01

12. http://metodisty.ru/m/files/view/konkurs_-nedelya_angliiskogo_yazyka-2010-04-30

13. http://metodisty.ru/m/groups/files/ prepodavanie_angliiskogo_yazyka?cat=43

14. http://metodisty.ru/m/files/view/metodich-eskie_priemy_ispolzovaniya_pesen_-i_muzykalnyh_ prezentacii_-na_urokah_angliiskogo_yazyka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.