Научная статья на тему 'Решение проектных задач как средство формирования субъектной позиции младших школьников'

Решение проектных задач как средство формирования субъектной позиции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / МЕТОД ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTNESS / АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / PROJECT TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Логинова Дарья Игоревна

Рассматривается решение проектных задач как средство формирования субъектной позиции младших школьников. Обосновывается тезис о том, что формирование субъектных свойств личности в школе необходимо, поскольку учащиеся должны быть готовы занять активную жизненную позицию после выпуска. Описывается потенциал использования проектных задач в формировании субъектной позиции школьников. Рассмотрено понятие «субъектная позиция», выявлены различия между проектом и проектной задачей, а также рассмотрены трудности использования метода проектных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TASK SOLVING AS MEANS OF FORMATION OF STUDENTS’ SUBJECTNESS AT PRIMARY SCHOOL

The article presents research on project task solving as means of formation of students’ subjectness at primary school. The formation of subjectness at school is indispensable since the students should be prepared to take up an active position in life after graduation. The article unfolds the concept of subjectness, focuses on the differences between a project and a project task and examines the difficulties of project task solving implementation in the lessons.

Текст научной работы на тему «Решение проектных задач как средство формирования субъектной позиции младших школьников»

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мосина Маргарита Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Логинова Дарья Игоревна

студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г.Пермь

E-mail: [email protected]

PROJECT TASK SOLVING AS MEANS OF FORMATION OF STUDENTS' SUBJECTNESS AT PRIMARY SCHOOL

Margarita Mosina, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Darya Loginova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]

Аннотация: рассматривается решение проектных задач как средство формирования субъектной позиции младших школьников. Обосновывается тезис о том, что формирование субъектных свойств личности в школе необходимо, поскольку учащиеся должны быть готовы занять активную жизненную позицию после выпуска. Описывается потенциал использования проектных задач в формировании субъектной позиции школьников. Рассмотрено понятие «субъектная позиция», выявлены различия между проектом и проектной задачей, а также рассмотрены трудности использования метода проектных задач.

Ключевые слова: проектная деятельность; метод проектных задач; субъектность; активная позиция учащихся; начальная школа.

Abstract: The article presents research on project task solving as means of formation of students' subjectness at primary school. The formation of subjectness at school is indispensable since the students should be prepared to take up an active position in life after graduation. The article unfolds the concept of subjectness, focuses on the differences between a project and a project task and examines the difficulties of project task solving implementation in the

lessons.

Key words: project; project task; subjectness; primary school.

Сегодня от школы требуется гораздо больше, чем проводить обучение детей в рамках учебных предметов. Приоритетная задача современного образования - сформировать творческую инициативную личность, обладающую самостоятельностью мышления, решительностью, ответственностью за собственные результаты, умеющую быть стратегом своей жизни и готовую к активному действию с опорой на свой потенциал. Поскольку понятие «субъектная позиция» включает в себя большинство из вышеперечисленных черт, целесообразно полагать, что формирование субъектности учащихся входит в цели современного образования.

Субъектная позиция, или субъектность, - это личностная характеристика человека. В психологии она определяет способность человека быть активным и самостоятельным, уметь ставить цели, осознавать мотивы, анализировать и корректировать свою деятельность [1; 4]. По мнению В.И. Слободчикова, субъектность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностным свойством этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий [4].

Стоит заметить, что понятие «субъектность» очень тесно связано с регулятивными универсальными учебными действиями: они лежат в основе данного понятия. Овладев регулятивными УУД в УУД рамках школьных предметов и научившись организовывать свой учебный процесс, учащиеся способны занять активную жизненную позицию за пределами школьных стен, применяя эти умения. Без владения же регулятивными УУД едва ли можно говорить о субъектности человека, поскольку она лишится основы.

Такая неразрывная связь субъектности с регулятивными УУД подтверждает тот факт, что задача формирования субъектных свойств личности ложится на общеобразовательные учреждения, стандарты требуют формирования активных, самостоятельных и ответственных деятелей. Не случайно в последнее время слово «ученик» все чаще заменяется словами «учащийся» и «обучающийся», тем самым подчеркивается субъектная активная позиция ученика.

В связи с этим возникает вопрос: как формировать субъектные свойства личности учащегося? В старших классах с этим справляются

правильно организованные учебные проекты: к этому моменту учащиеся свободнее владеют учебным материалом и универсальными учебными действиями, их когнитивные способности развиты в достаточной степени, чтобы позволять им справляться с проектной деятельностью. При выполнении проектов старшеклассники развивают навыки работы самостоятельно и в команде, приобретают опыт применения теории на практике в нестандартной ситуации, учебной деятельности, реализуют познавательный интерес. Самое важное - это то, что в ходе проектной работы школьники не подвергаются контролю учителя и учатся ответственно подходить к задачам, понимая, что результат - продукт их воображения и труда - полностью зависит от качества их работы.

Однако как быть в отношении учащихся начальной школы, которые еще не готовы к полноценной самостоятельной работе? В начальных классах учебные проекты успешно заменяются проектными задачами.

А.Б. Воронцов понимает под проектной задачей такую задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [3, с. 47]. Проектная задача устроена так, что через систему или набор заданий задаются возможные «стратегии» ее решения с целью создания нового «продукта» детской рабочей деятельности; рамки самого задания при этом не устанавливаются, детям предоставляется детям свобода творчества. Такая структура, с одной стороны, максимально приближает этот вид деятельности к проекту, а с другой - значительно облегчает процесс поиска решения проблем и позволяет детям беспрепятственно осваивать основы проектной деятельности. Следовательно, проектную задачу можно определить как средство обучения учащихся проектной деятельности, «упрощенный образец» проекта с предоставлением необходимых средств, материалов и действий.

Как всякая проектная деятельность, метод проектных задач эффективен при формировании всех видов УУД [2, с. 25], повышает внутреннюю мотивацию и уровень самостоятельности детей, а также дает им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым адаптируясь к изменившейся ситуации школьного обучения. Являясь шагом к проектной деятельности в школе, проектные задачи поддерживают детскую индивидуальность, формируют необходимые навыки работы в сотрудничестве и позволяют учащимся применить полученные знания на практике (в модельной ситуации).

Структура проектной задачи имеет сходные с проектом этапы. Среди

них:

1. Этап анализа. Описание проблемной ситуации, ее анализ (надо ли

решать проблему?). Формулировка задачи должна быть скрыта в описании проблемной ситуации, чтобы учащиеся могли сами ее определить.

2. Этап моделирования. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Система заданий заменяет такие этапы проектной деятельности, как поиск средств и путей решений, а также их выбор; количество заданий в проектной задаче равняется количеству действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).

3. Этап синтеза. Объединение результатов выполненных действий в конечный (цельный) «продукт». Сопоставление полученных результатов с поставленной на первом этапе задачей (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура проектной задачи

Чтобы наглядно продемонстрировать структуру, приведем пример проектной задачи на уроке английского языка, нацеленной на формирование разновозрастного сотрудничества во 2 и 5-м классах. В данной задаче используется метод обучения по станциям и это звучит следующим образом:

«Дорогие ребята! Город N просит вас помочь создать для его зоопарка яркую брошюру. Владельцы зоопарка на протяжении нескольких месяцев проводили опрос среди посетителей, какое животное им больше всего нравится. По результатам опроса победила тигрица! Поэтому владельцы зоопарка решили сделать ее главной героиней брошюры».

От учащихся требуется создать брошюру для зоопарка, посвященную тиграм. Работая на разных станциях, учащиеся создают части брошюры: 1) общая информация о тиграх; 2) рассказ о тигрице, живущей в зоопарке; 3) карта зоопарка; 4) рисунок тигра. Ребята делятся на мини-группы, в каждой из которых есть один - два старшеклассника; последним предоставляется возможность частично занять место учителя по отношению к ученикам 2-го класса, поэтому они играют ведущую и организующую роль, следят за порядком.

Всего в задаче пять станций, обозначенных буквами алфавита: На станции А ребятам предлагается текст и набор дополнительных

фактов о жизни тигров; здесь учащимся нужно отобрать общую информацию о животных, которую они хотят включить в брошюру.

Станция B посвящена «друзьям» тигрицы, живущей в зоопарке; имена «друзей» зашифрованы в ребусах.

Станция C - логическая задачка, решив которую ребята создают карту зоопарка (см. рис. 2). Звучит она следующим образом:

There are 9 animals in the zoo: tiger, lion, elephant, zebra, wolf, fox, bear, owl and monkey. Each animal lives in its own cage.

You know the following facts:

1. Elephant lives in cage 8.

2. Owl and Zebra live on the 2nd row.

3. Wolf and Fox are neighbors

4. Lion doesn't live in the corner.

5. Bear lives on the left from Zebra and below Monkey.

6. The bird lives above the biggest animal.

7. Wolf lives on the right from Fox.

Where does the Tiger live?

1 2 J

Рис. 2. Станция С

На станции D проходит аудирование: учащиеся слушают рассказ тигрицы о себе, имея перед глазами опорные вопросы, на которые следует ответить в брошюре (Сколько ей лет? Что она любит делать в свободное время?).

На последней станции Е ребята в свободной форме рисуют тигров, чтобы приложить красочные рисунки к своей работе.

По прохождении всех станций команды возвращаются к себе на место и соединяют все материалы в брошюру; после этого готовые продукты презентуются и оцениваются учителем вместе с ребятами, проводится рефлексия.

Говоря о трудностях, с которыми сопряжена проектная деятельность, следует заметить, что, несмотря на наличие готового алгоритма, педагоги сталкиваются с рядом трудностей при использовании проектных задач на своих уроках.

Первым и главным препятствием является тот факт, что проектные задачи почти совсем не включены в современные учебно-методические комплексы и их разработка полностью ложится на плечи педагога. Разработка проектной деятельности для начальных классов занимает много времени, ведь нужно не только продумать единую систему заданий, которые бы формировали у детей навыки сотрудничества, личностные качества (в том числе и субъектность) и УУД, но и убедиться, что данная деятельность им понятна и интересна, соответствует их возрастным особенностям.

Помимо этого, не всегда получается адекватно оценить способности учащихся, и этап выполнения проектной задачи выявляет отсутствие или недостаточный уровень развития у учеников общих учебных умений и навыков. Это, в свою очередь, приводит к снижению интереса учащихся и эффективности проектной деятельности, поскольку ребята не стараются вникнуть в цели и задачи, поставленные перед ними, урок им в целом не нравится. Во избежание подобных проблем учителю необходимо отрабатывать те умения и навыки, которые будут задействованы при выполнении проектной задачи. Следует помнить, что к решению проектных задач надо подходить постепенно, поскольку это новый и достаточно сложный для учащихся вид деятельности и без подготовки они не смогут достичь максимального успеха.

Наконец, педагоги могут обнаружить себя в следующей ситуации: проектные задачи на уроках используются уже длительное время, но видимых качественных изменений у учащихся не наблюдается. В такой ситуации следует помнить, что формирование субъектной позиции учащихся младшего школьного возраста требует особого терпения и что метод проектных задач - это лишь подготовительная ступень к серьезному выполнению учебных проектов. Не стоит ожидать, что к четвертому классу ребята начнут активно планировать свою деятельность и продумывать стратегии подготовки к переходным экзаменам.

Кроме этого, педагог должен убедиться, что правильно организует решение проектных задач. Следует помнить, что проектную деятельность ни в коем случае нельзя завершать этапом презентации, поскольку для формирования у учащихся умения самостоятельной работы важно научить их анализировать свою деятельность. На этапе рефлексии анализу подвергается как конечный продукт, так и продолжительная деятельность учеников. При таком условии использование метода проектных задач в полной мере подготовит учащихся к самостоятельной проектной деятельности в старших классах и заложит прочные основы формирования субъектных свойств личности.

Метод проектных задач помогает педагогам начальных классов подготавливать учащихся к трудностям основной и старшей школы и закладывать в них основы всесторонне развитых, ответственных и

активных будущих выпускников. Кроме того, благодаря проектным задачам учащиеся младших классов становятся более заинтересованными в учебе, мотивированными к дальнейшему получению новых знаний и саморазвитию. Это достигается за счет творческого элемента проектных задач, ведь в процессе их решения учащиеся создают продукты своего воображения и умения. Этот элемент помогает педагогам раскрыть в ребятах таланты и интересы, вовлечь их в активную работу и сделать процесс обучения веселым, интересным, а значит, наиболее эффективным. Однако, чтобы ввести использование метода проектных задач в широкую практику, необходимо создать для учителей базу готовых разработок, которыми они смогут пользоваться на уроках. Следует помнить, что в рамках системы современного образования у педагогов часто не хватает времени на создание авторских, по-настоящему оригинальных и интересных заданий для ребят. Потому им нужна помощь молодых исследователей, полных идей, энергии и желания создавать для растущих гениев проектные задачи.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. — 712 с.

2. Сафонова Т.В., Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — С. 21-25.

3. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений: в 2 вып. Вып. 2 / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина / под ред. А.Б. Воронцова — М.: Просвещение, 2012. — 144 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2000. — 400 с.

© Мосина М.А., Логинова Д.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.