Научная статья на тему 'Решение проблемы восприятия преподаваемого материала: демонстрация анатомических препаратов иностранны студентам'

Решение проблемы восприятия преподаваемого материала: демонстрация анатомических препаратов иностранны студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / АНАТОМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузин В. И., Волошин В. Н., Стклянина Л. В., Кожемяка И. Я., Калмыкова Э. Р.

Цель: облегчить процесс воспроизведения анатомического положения и запоминания структур анатомических препаратов среди иностранных студентов первого курса.Материалы и методы. Студенты в течение 4 недель на практических занятиях получали объяснение материала с демонстрацией правильного анатомического положения органа по отношению не к преподавателю, а непосредственно к каждому студенту. Домашнее задание включало изготовление муляжей анатомических препаратов, дублируя нативные образцы.Результаты. Примененная методика позволила повысить успеваемость студентов с 3,00 баллов до 3,72 – у студентов из Индии, и до 3,43 баллов – у студентов из Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лузин В. И., Волошин В. Н., Стклянина Л. В., Кожемяка И. Я., Калмыкова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы восприятия преподаваемого материала: демонстрация анатомических препаратов иностранны студентам»

„Свт медицини та бюлогп", номер 2 2013рж

УДК: 371.315:611

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕПОДАВАЕМОГО МАТЕРИАЛА: ДЕМОНСТРАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ ИНОСТРАННЫ СТУДЕНТАМ.

Цель: облегчить процесс воспроизведения анатомического положения и запоминания структур анатомических препаратов среди иностранных студентов первого курса.Материалы и методы. Студенты в течение 4 недель на практических занятиях получали объяснение материала с демонстрацией правильного анатомического положения органа по отношению не к преподавателю, а непосредственно к каждому студенту. Домашнее задание включало изготовление муляжей анатомических препаратов, дублируя нативные образцы.Результаты. Примененная методика позволила повысить успеваемость студентов с 3,00 баллов до 3,72 - у студентов из Индии, и до 3,43 баллов - у студентов из Африки.

Ключевые слова: Болонский процесс, методика, преподавание, анатомия.

Работа является фрагментом научно-исследовательской работой «История развития кафедры, адаптация педагогического процесса и изложение базовых дисциплин на кафедре анатомии человека», № государственной регистрации 0193и006652.

Абсолютное большинство иностранных студентов по приезде в Украину сталкивается со множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности). Наибольшие проблемы с общей адаптацией имеют студенты из неарабских стран, Индии и Африки [1]. Самая сложная область адаптации - учебная деятельность, что обусловлено необходимостью достижения высокого уровня владения русским языком, достаточного для приобретения профессионально значимых знаний и навыков. Большинство иностранных студентов считают свой уровень владения английским и русским языком достаточным для повседневного общения, но недостаточным для учебного процесса (работы с литературой, восприятия лекционного материала, устных ответов). Поэтому основные пожелания иностранных студентов в адрес руководства университета сводятся к созданию условий для учебы в рамках общежития, увеличению количества часов изучения английского и русского языка и наличию в библиотеке учебников по базовым дисциплинам на иностранных языках, содержимое которых отвечало бы календарно-тематическим планам кафедр.

Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д. Основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями высшей школы. Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы и незнакомой страны. Вхождение Украины посредством Болонского процесса в международное образовательное пространство требует организации процесса адаптации обучаемых к принципам междисциплинарной интеграции. Применительно к изложению материала по предмету анатомия практические навыки, а именно - умение правильно определять анатомическое положение органа, является центральным звеном в структуре опроса студентов, учитывая рекомендации Болонской системы не превышать лимита 10-25% учебного времени занятия, отведенного на контроль знаний [2]. Преподаватели зачастую сталкиваются с проблемой отказа студентов-иностранцев от работы с нативным материалом по религиозным соображениям, отсутствием печаток и пинцетов. Также для студентов из стран Индии и Нигерии характерной чертой является примитивная рефлексия изложенного преподавателем материала без пространственного осмысления положення органа. Так, самой распространенной ошибкой на нашей кафедре является попытка иностранных студентов при ответе в точности копировать именно то положение анатомического препарата, в котором его устанавливал преподаватель во время объяснения, тогда как не обходимо демонстрировать анатомическую структуру применительно к собственному телу. Учитывая вышеизложенные проблемы, авторы статьи решили отступить от традиционной методики преподавания.

Целью работы было улучшить контакт иностранного студента с нативным материалом и облегчить процесс определения правильного анатомического положення препаратов.

Материалы и методы исследования. Среди учащихся первого курса были отобраны две экспериментальные (Э, п=26) и две контрольные (К, п=25) группы иностранных студентов, прибывших из Индии и Нигерии. Критерием участия в эксперименте стал средний балл в группе не менее 3,00 по традиционной пятибальной системе. С начала второго модуля по теме «Спланхнология», при объяснении темы на практических занятиях по пищеварительной и дыхательной системам в группах Э анатомические препараты демонстрировались преподавателем сначала традиционно (орган -печень, селезенка, гортань, легкое - сперва устанавливался в правильное анатомическое положение по отношению к преподавателю), а затем переносился в положение, правильное по отношению к каждому студенту. В этой позиции шло детальное объяснение структур изучаемого препарата. Далее, определяя домашнее задание, каждому студенту из групп Э предлагалось самостоятельно изготовить образец анатомического образования (язык и мышцы мягкого неба, сегментарные бронхи, селезенку, ворота печени с печеночной триадой, участок толстой кишки с брыжеечными лентами, поджелудочную железу, желудок) из пластилина, картона и иных подручных средств. Рекомендовалось использовать для образца

„Ceim медицини та бюлогп", номер 2 2013piK

фотографии нативных препаратов, сделанных непосредственно на практическом занятии после объяснения темы, и анатомические атласы. Изготовленные муляжи использовались студентами на последующем практическом занятии при ответе изученной темы, и наиболее грамотно изготовленные отбирались в анатомический музей с сохранением авторской подписи, а студентам-исполнителям полагался дополнительный балл к индивидуальной работе. В группе К студенты получали объяснение материала по общепринятой методике (препараты при объяснении располагались в правильном анатомическом положении по отношению к преподавателю, а работа с нативным материалом происходила только во время занятия).

Результаты оценивались при сравнении успеваемости студентов группы Э с группой К спустя 4 недели эксперимента. Субъективную оценку примененной методики студенты давали при анонимном опросе, проведенном среди групп Э по прошествии эксперимента. Анкета для анонимного опроса содержала задание: сравнить доступность объяснения анатомических структур в течение предыдущего семестра (по общепринятой схеме) и в ходе данного экспериментального этапа во втором семестре (с объяснением препарата, стоящего в правильном анатомическом положении по отношению к студенту). Сравнение включало градацию от 0 до 3 единиц.

Результаты исследования и их обсуждение. По истечении срока эксперимента среди студентов Э и К групп были розданы анкеты анонимного опроса и произведен контроль практических навыков, построенный на демонстрации анатомического положения препаратов и описания внешних структур органов пищеварительной и дыхательной систем. Теоретические вопросы, решение клинических задач и описание микроскопических структур органов не входило в итоговый контроль. Результаты оценивались по пятибалльной системе и суммировались с результатами, полученными каждым студентом на прошедших практических занятиях по спланхнологии. В целом, в группах Э успеваемость повысилась с 3,00 до 3,72 балла среди студентов из Индии, и до 3,43 баллов - у студентов из Нигерии. В группах К суммарный результат с 3,00 повысился до 3,12 баллов. По результатам анонимного опроса, наивысшую оценку студентами в 83,70% случаев получила экспериментальная методика изложения материала второго семестра. В группах Э преподаватели отметили явное повышение интереса студентов к изучению нативных анатомических препаратов, практически отсутствовали ошибки в пространственной ориентации органов на практических занятиях. Точность и аккуратность при исполнении муляжей была свойственна в большей мере студентам из Индии.

1. Иностранным студентам с учетом трудности восприятия материала на неродном языке приемлемо персонализировать работу с анатомическим материалом, привлекая их к самостоятельному изготовлению муляжей.

2. Элемент творческой деятельности особенно позитивно сказывается на студентах из Индии помогая раскрыться их этническому потенциалу.

3. Ориентация органов в пространстве сложна для восприятия, поэтому иностранному студенту понятнее, когда объяснение материала происходит из такой позиции препарата, в которой студент в последствии должен описывать данный орган при ответе.

Перспективы дальнейших исследований. Коллектив кафедры анатомии человека ЛугГМУ планирует проведение среди иностранных студентов конкурса на лучший анатомический муляж. Также планируется привлечь студентов к созданию базы клинических задач по анатомии, которые будут использоваться при тестовом контроле теоретических знаний по данной дисциплине.

1. Антонова В. Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // В. Б. Антонова // -Вестник ЦМО МГУ. - 1998. - №1. - С.12.

2. Мшерян В.в. Методичш основи шдготовки та проведення навчальних занять в медичних вузах / В.в. Мшерян // Методичнй поабник. - Ки1в. - 2003. - С.30-31.

Р1ШЕННЯ ПРОБЛЕМИ СПРИИНЯТТЯ ВИКЛАДЕНОГО МАТЕР1АЛУ: ДЕМОНСТРАЦ1Я АНАТОМ1ЧНИХ ПРЕПАРАТ1В ДЛЯ

1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В Лузш В.1., Волошин В.М., Стклянша Л.В., Кожем'яка I., Калмикова Е.Р.

Мета. Полегшити процес вщтворення анатс^чного розташування та вивчення структур на анатс^чних препаратах серед iноземних студентов першого курсу. Матерiали та методи. Студенти протягом 4 тижшв на практичних заняттях отримували пояснення матерiалу з демонстращею вiрного анатс^чного розташування органу вщносно не до викладача, а безпосередньо до кожного студента. У домашне завдання було включено створення муляж1в анато^чних препарат!в, що дублюють нативш зразки. Результата. Застосована методика дозволила пщвищити усшшшсть студентов з 3,00 балiв до 3,72 - у студентов iз 1ндп, й до 3,43 балiв - у студенпв iз Африки.

Ключов1 слова: Болонський процес, методика, викладання,

анатс^я.

SOLUTION OF THE PROBLEMS IN PERCEPTION OF THE TEACHING MATHERIAL: DEMONSTRATION OF THE NATURAL SAMPLES FOR THE FOREIGN STUDENTS Lusin V., Voloshin V., Stklyanina L., Kozemyaka I., Kalmikova E.

Aim. Simplify the process of the spatial orientation and learning the anatomical samples among the first year foreign students.Materials and methods. Along the 4 weeks students during the practical classes have got the explanation when the described organ was kept in the anatomical position correctly relatively not to the lecture but to the student itself. Homework included the creation of the anatomical artificial samples, equal to the natural ones. Results. The applied method improved the student's results from the 3.00 balls up to the 3.72 - in Indian students, and 3.43 - in Africans.

Key words. Bolonian process, methodology, teaching, anatomy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.