Научная статья на тему 'Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР в 1930-е годы'

Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР в 1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2432
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГРАМОТНОСТЬ / МАЛОГРАМОТНОСТЬ / ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ / ЛИКБЕЗ / ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КУЛЬТПОХОДЫ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИ / СОЦСОРЕВНОВАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОХОДЫ / РСФСР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фишева Анастасия Александровна

Рассмотрен процесс ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения на территории РСФСР в 1930-е гг. В частности, исследуются основные формы ликбезa, такие как социалистическое соревнование, культпоход. Подробно анализируются итоги ликвидации неграмотности на основе архивных материалов, многие из которых введены в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фишева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the process of illiteracy's liquidation among adult population on RSFSR area in 1930th years. Such forms of liquidation of illiteracy as the cultural campaign, socialist competition are investigated. Results of liquidation of illiteracy are also presented on the basis of a great number of sources, including unpublished materials.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР в 1930-е годы»

13. Алексеев, А.С. Безответственность монарха и ответственность правительства [Текст] / А.С. Алексеев. - М., 1907.

14. Красный архив. - 1933. - Т. 59 (4).

15. Казанский, П.Е. Власть всероссийского императора [Текст] / П.Е. Казанский. — Одесса, 1913. - С. XV.

16. Еллинек, Г. Конституции, их изменения и преобразования [Текст] / Г. Еллинек. - СПб., 1907.

17. Корнилов, А.А. Воспоминания [Текст] / А.А. Корнилов // Вопр. истории. - 1994. - № 9.

18. Савич, Н.В. Воспоминания [Текст] / Н.В. Са-вич. - СПб., 1933.

19. Красный архив. - 1926. - Т. 15 (2).

20. РГИА. Ф. 1161. Оп. 1. Д. 148.

21. Курлов, П.Г. Гибель императорской России [Текст] / П.Г. Курлов. - М.: Современник, 1991.

22. Глинка, Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906-1917: дневники и воспоминания [Текст] / Я.В. Глинка. - М., 2001.

23. Поливанов, А.А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника. 1907-1916 гг. [Текст] / А.А. Поливанов - Т. 1. -М.: Высш. воен. ред. сов., 1924.

24. Наумов, А.Н. Из уцелевших воспоминаний. 1968-1917 [Текст] / А.Н. Наумов. - Т. 2. - Нью-Йорк: Наумова и Кусевицкая, 1955.

25. Коковцов, В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903-1919 [Текст] / В.Н. Коковцов. -Т. 2. - М.: Наука, 1992.

26. РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 848.

27. Ковалевский, М.М. Спасительный тормоз или губительная запруда? [Текст] / М.М. Ковалевский // Вестн. Европы. - 1914. - Кн. 4.

28. Бородин, А.П. Усиление позиций объединенного дворянства в Государственном совете в 1907-1914 годах [Текст] / А.П. Бородин // Вопр. истории. - 1977. - № 2.

29. РГИА. Ф. 1148. Оп. 10. 1914 г. Д. 7.

30. Там же. 1915 г. Д. 2.

31. РГИА. Ф. 1642. Оп. 1. Д. 344.

УДК 371-053.8(47) «193»

А.А. Фишева

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕГРАМОТНОСТИ И МАЛОГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1930-е ГОДЫ

Степень грамотности населения напрямую зависит от экономического уровня развития страны. В этой связи грамотность считается одной из черт индустриального общества, однако сегодня около 16 % населения мира не обладает навыками чтения, письма и счета [1, с. 169].

Большевики начали решать проблему неграмотности фактически сразу же после прихода к власти. Уже 26 декабря 1919 года вышел Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», предписывающий всему населению в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте [2, с. 377]. Этот документ стал основополагающим в деле ликбеза.

Особенно актуальной проблема неграмотности в Советском Союзе стала в начале 1930-х годов, когда была поставлена задача превратить страну из аграрной в индустриальную.

После XVI съезда ВКП (б) в стране был введен всеобуч, который дал толчок к активизации процесса ликвидации неграмотности. Теперь ряды неграмотных не пополнялись за счет

непрошедших начальную школу подростков. Система ликбеза могла полностью переключиться на борьбу с неграмотностью среди взрослых.

По данным переписи населения 1926 года, в СССР грамотными были 51,1 % населения, причем на долю городского населения приходилось 76,3 % грамотных, сельского — всего 45,2 %. По РСФСР уровень грамотности был выше и составлял 55 %. Острее всего проблема неграмотности проявилась в Дагестанской АССР, где в 1926 году грамотными были только 13,9 % населения. Самый высокий процент грамотного населения (75,7 %) был зафиксирован в Ярославской области [3, л. 23, 24].

Согласно инструкции по учету неграмотных, изданной Управлением по образованию взрослых Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1932 году, к неграмотным относили совсем не умеющих читать и писать или умеющих читать, но совсем не умеющих писать либо пишущих с массовым пропуском букв, а к малограмотным — умеющих читать и пи-

сать без массового пропуска букв на родном или русском языке, но не знающих элементарной арифметики или знающих нумерацию в пределах 1000, умеющих делать письменное сложение и вычитание трехзначных чисел, умножение и деление лишь на однозначное число. К неграмотным причисляли также окончивших школы грамоты или имеющих знания в объеме программы этих школ.

Ликвидировать неграмотность значило научить неграмотного медленно, по слогам читать печатный и разборчивый письменный текст. Обученный должен был понимать прочитанное и уметь его пересказать, уметь написать свою фамилию, отчество, число, месяц и год, справку, короткое письмо, разного рода несложные деловые бумаги. Он должен был знать цифры, основные меры времени, длины, веса и емкости, складывать и вычитать в пределах небольших величин, иметь понятие о доле и проценте, решать несложные задачи, составленные на материале окружающей жизни. Ликвидировать малограмотность значило развить у учащихся навыки по чтению, письму и счету в таком объеме, чтобы дать им возможность самостоятельно работать с книгой, продолжать обучение на рабочих или крестьянских курсах, в школе повышенного типа и т. д. [4, л. 45].

Можно предположить, что ликвидация неграмотности была направлена прежде всего на выработку социальных навыков. Ликвидация малограмотности уже могла позволить взрослому человеку продолжить свое обучение и овладевать знаниями, которые были необходимы для индустриального общества.

В начале 1930-х годов в работе по ликвидации неграмотности появились новые формы и методы. Одной из важнейших форм был культурный поход. Основные задачи культпохода — ликвидация безграмотности, проведение культурной и просветительской работы. Культпоход осуществлялся силами культармейцев. Культ-армия состояла из разных людей: одни должны были обучать неграмотных, другие — смотреть и ухаживать за маленькими детьми, пока их мамы учатся, третьи — изыскивать средства, четвертые — создавать маленькие библиотеки и привлекать к чтению уже научившихся читать. Данная форма ликвидации неграмотности решала основную задачу ликбеза — в процесс обучения на добровольных началах вовлекались

огромные массы населения при минимальных затратах. В 1930-е годы культпоход приобрел политическую окраску, о чем свидетельствуют стоявшие перед ним задачи, например: «дать решительный отпор классовым врагам пролетариата, пытающимся спекулировать на культурной отсталости некоторой части населения» [5, с. 4]. Практиковались различные мероприятия: разъяснение населению директив партии, вовлечение в активное социалистическое строительство трудящихся и др.

В начале 1930-х годов получила распространение новая форма культпохода — культурная эстафета. Инициаторами ее выступили московские комсомольцы. В Москве всего за месяц было мобилизовано 30 тыс. культармейцев, которые были тесно связаны с фабриками и заводами. По мнению властей, столь успешный опыт Москвы был обусловлен тем, что культэстафета исходила от масс и проводилась массами, поэтому данный позитивный опыт должен распространиться по всей территории СССР. В ходе культэстафеты мобилизованные массы разбивались в добровольном порядке на культотряды, а те, в свою очередь, — на команды и бригады. Каждый отряд получал общее задание, которое делилось на отдельные задания по командам [6]. Вскоре культэстафета получила распространение на всей территории РСФСР. Так, в январе 1931 года в ходе культэстафеты в школы Пензы было вовлечено более 90 % неграмотных и малограмотных рабочих и членов их семей [7, с. 215].

Однако постепенно кульпоходы и культэс-тафеты начали утрачивать свое значение, так как к середине 1930-х годов стало понятно, что они привели к сокращению сроков обучения, но при этом понизилось его качество. Обученные малограмотные не усваивали полученные знания и вновь попадали в категорию «неграмотные». В связи с этим произошла реорганизация всей системы ликбеза. Вместо пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных создавались единые начальные школы для взрослых с тремя курсами обучения: на первом ликвидировали неграмотность, на втором — малограмотность, на третьем давалась общеобразовательная подготовка [8, с. 57].

Одной из основных форм, направленных на активизацию масс, было социалистическое соревнование. По мнению его организаторов,

соцсоревнование вносило в дело ликбеза необходимую гласность, ценную инициативу, положительный опыт, делая достижения общим достоянием. Основой договоров о соцсоревновании были такие показатели, как полный учет неграмотных и малограмотных, охват сетью ликбеза определенного количества лиц, подлежащих обучению грамоте, посещаемость ликпунтов. Например, в июне 1929 года был подписан договор о соцсоревновании по ликвидации неграмотности между Северным Кавказом и Сибирью. Победил в нем Северный Кавказ, так как этому региону удалось мобилизовать большее количество культармейцев на борьбу с неграмотностью и процент отсева из школ неграмотных и малограмотных здесь был ниже [9, с. 407].

Разновидностью соцсоревнования явилось соревнование промышленных предприятий, которое проходило под лозунгом «За грамотный завод». Цель такого соревнования — добиться ликвидации неграмотности среди членов коллектива предприятия и членов их семей. Данный вид соревнования давал положительные результаты. Так, в 1930 году Саратовский завод им. В.И. Ленина, участвовавший в 1929 году в таком соревновании, был признан заводом сплошной грамотности [10, с. 39]. Недостатком соцсоревнования был сугубо количественный подход к охвату обучением неграмотных и малограмотных в ущерб качеству, что и привело к постепенному отказу от него.

Итак, распространение в начале 1930-х годов таких форм ликвидации неграмотности и малограмотности, как культпоход, культэс-тафета, соцсоревнование, было вынужденной мерой. Система образования не была готова к массовой ликвидации неграмотности и малограмотности в кратчайший срок, как того требовала форсированная индустриализация. Поэтому ставка была сделана на чрезвычайные меры, ограниченные во времени и с неизбежностью выливавшиеся в кампании, когда масштабную проблему пытались решить за короткий срок, привлекая к ней всеобщее внимание и мобилизуя все ресурсы системы (политические, организационные, кадровые, финансовые и пр.) [11, с. 79].

Основывались все вышеперечисленные формы прежде всего на индивидуально-групповом методе обучения, который осуществлял-

ся силами культармейцев. Культармейцем мог стать любой грамотный гражданин. Среди них были представители различных общественных организаций, профсоюзов, комсомола, демобилизованные военнослужащие, учащиеся и студенты. Необходимо отметить, что показатели качества обучения у культармейцев были значительно ниже, чем у учителей-совместителей и платных учителей-ликвидаторов, тем не менее, деятельность общественников внесла серьезный вклад в дело борьбы с неграмотностью, и горкомы и райкомы неоднократно в своих отчетах отмечали, что без помощи культармейцев невозможно было бы охватить обучением всех неграмотных [12, л. 76].

Наряду с этим применялись и экспериментальные методы борьбы с неграмотностью. Ярким примером может служить метод «плакатного букваря», который впервые был применен в Елецком округе Центрально-Черноземной области. Суть метода: по всему селу через каждые семь дворов развешивались крупные плакаты — вначале с буквами, потом со словами, картинками и т. д. По мнению разработчиков метода, плакаты должны были побуждать малограмотных и неграмотных людей к прочтению того, что написано на плакате. Для придания урокам «плакатного букваря» функции зрительных раздражителей буквы на плакатах имели огромный размер: для первых уроков — 29,5 х 42 см, для последующих — 21 х 29,5 см. Использование этого метода в Елецком округе было достаточно удачным: из 1400 обучавшихся по данному методу 852 могли читать и писать. Основываясь на успехах, достигнутых в этом округе, Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности приняла решение о применении плакатного метода в массовом масштабе. Кроме того, было решено, что данный метод может также использоваться в помещениях на фабриках, заводах, в мастерских, в клубах общежитий, казармах, домах коммуны — везде, где работают и живут люди [13, л. 1].

К экспериментальным методам относилось также обучение рабочих бригад до начала работы — в период с 6 до 8 часов утра, осуществляемое через день. Отмечалось, что такая форма борьбы с неграмотностью была достаточно эффективной, так как обучение проводилось с утра, в вечернее же время учащимся сложнее давалось усвоение материала [14, л. 8].

В 1930-х годах государственно-партийный аппарат в своих постановлениях неоднократно обращался к проблеме неграмотности. В этих документах указывались одни и те же недостатки, что, в свою очередь, свидетельствовало о нерешенности вопроса. В нормативно-правовых документах также предлагались различные мероприятия по ликвидации неграмотности: проверка выполнения планов, обеспечение помещениями школ по обучению неграмотных и малограмотных, активизация работы секций по ликбезу при городских, районных, сельских советах, обеспечение широкого освещения в печати работы школ неграмотных и малограмотных, издание учебников, методических пособий (возлагались обязательства на Учпедгиз), корректировка сроков обучения в ликпунктах и школах для малограмотных. Однако ликвидировать неграмотность к концу 1930-х годов так и не удалось.

Необходимо отметить, что в периодической печати часто преподносилась более позитивная информация относительно дела ликбеза. Так, в «Учительской газете» сообщалось, что в 1934 году в РСФСР грамотные составляли 92 % взрослого населения и республика стала одной из первых по грамотности [15].

Единственная в истории проведения переписей в СССР и России однодневная перепись 1937 года фактически должна была окончательно подтвердить укоренившееся в газетах мнение, что СССР стал страной сплошной грамотности, однако ее предварительные итоги показали другой результат. В соответствии с данными этой переписи, несмотря на заниженность критериев, в Советском Союзе грамотные среди мужчин составляли 86 %, среди женщин — 66 %. Однако во всех возрастных группах сохранялся определенный процент неграмотного населения, и чем старше была возрастная группа, тем выше был процент неграмотных [16, с. 94]. Таким образом, перепись продемонстрировала значительный прогресс по сравнению с 1920-ми годами, однако грамотность оказалась не «сплошной». Состояние грамотности стало одной из причин, из-за которых итоги переписи были поставлены под сомнение, разработка ее результатов так и не была начата, а предварительные материалы были изъяты и засекречены.

Всесоюзная перепись населения 1939 года показала, что грамотность населения СССР до-

стигла 81,2 %, по РСФСР эта цифра была чуть больше — 81,9 % [3, л. 23]. Основной процент грамотных приходился на мужчин, по РСФСР этот показатель составлял 92,1 %; грамотность женщин находилась на уровне 73 %. Наибольший процент грамотных был в Крымской АССР — 89,8 %, хуже всего дело ликбеза было организовано в Якутской АССР, где уровень грамотности составлял 67,8 %. [Там же. Л. 24]. В СССР грамотных среди городского населения было 89,5 %, среди сельского — 76,7 %. В РСФСР доля грамотного городского и сельского населения была выше — соответственно 90,3 и 77,2 % [Там же. Л. 26]. По данным оперативного учета, на 1 января 1939 года в РСФСР насчитывалось 2 703 964 неграмотных, однако на 1 апреля того же года числилось уже 3 246 453 неграмотных [17, л. 9]. Такое значительное расхождение в цифрах Наркомрос РСФСР объяснял, во-первых, «очковтирательством» со стороны местных органов народного образования, во-вторых, частыми рецидивами: неграмотные, прошедшие курс обучения грамоте, переходили в категорию «малограмотные», однако спустя какое-то время из-за низкого качества полученных знаний они вновь возвращались в категорию «неграмотные». На 17 января 1939 года, согласно форме 12 Всесоюзной переписи населения, в РСФСР насчитывалось 15 587 352 неграмотных в возрасте от 9 до 70 лет [Посчитано по: 18, л. 108]. Эта цифра включала в себя всех неграмотных людей до 70 лет, в свою очередь, органы оперативного учета включали в подсчет неграмотных до 50 лет. Более 50 % всех неграмотных составляли люди в возрасте от 50 до 70 лет. Этим можно объяснить разницу между данными оперативного учета и переписи населения. В целом за период с 1936 по 1938 год план по обучению неграмотных был выполнен всего на 36,9 %. Планировали обучить 7 130 500 неграмотных, но обучили всего 2 635 100 [17, л. 51].

Невыполнение планов в ликбезработе было связано не только с недооценкой важности ликвидации неграмотности, которая нашла отражение в теории «очередности кампаний». Серьезной причиной того, что ликбез не был завершен в 1930-е годы, явились завышенные плановые установки, не соответствовавшие реальным возможностям их исполнения. Например, ликвидацию неграмотности плани-

ровалось завершить еще в 1930 году, когда не было введено всеобщее обучение детей. Получалось, что необученные дети, основной источник пополнения неграмотных, еще не были охвачены всеобучем, а ликбез нужно было уже

завершить. Тем не менее необходимо отметить, что в 1930-е годы СССР продемонстрировал беспрецедентный опыт по вовлечению огромных масс населения в процесс краткосрочного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Охватить обездоленных: всемирный доклад по мониторингу ОДВ за 2010 г. [Текст]. — Париж, 2010.

2. Народное образование в СССР [Текст]: сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974.

3. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Д. 241.

4. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 5083.

5. Ликвидация безграмотности в Советской России [Текст] // Русская речь. — 1967. — № 4.

6. Всесоюзная культэстафета началась [Текст] // Комсомольская правда. — 1930. — № 7.

7. Винокуров, Г.Ф. Ликвидация неграмотности на территории Пензенского края [Текст] / Г.Ф. Винокуров // Очерки истории нар. образования Пенз. края. — Пенза, 1997.

8. Кулинич, Н.Г. Ликвидация массовой неграмотности в городах Дальнего Востока России (1923—1940 гг) [Текст] / Н.Г Кулинич // Отеч. история. — 2010. — № 4.

9. История Сибири [Текст]. — Т. 4. — Л., 1968.

10. Терентьева, Л.А. Культпоход на Нижней Волге [Текст] / Л.А. Терентьева. — Саратов, 1967.

11. Ульянова, С.Б. Предпосылки формирования кампанейских принципов советской политики в послеоктябрьский период [Текст] / С.Б. Ульянова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. История России. — 2007. — № 1.

12. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 2. Д. 303.

13. ГАРФ. Ф. А-2314. Оп. 9. Д. 74.

14. ГАНО. Ф. 61. Оп. 1. Д. 1421.

15. Учительская газета [Текст]. — 1934. — № 9.

16. Жиромская, В.Б. Полвека под грифом «секретно» [Текст] / В.Б. Жиромская. — М., 1996.

17. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 5101.

18. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Д. 640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.