Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ: ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ: ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ТРУД / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / MOTIVATION / LABOUR / CONVICTED PERSONS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галич Т. В.

Автор раскрывает потенциал такой формы работы, как социально-психологический тренинг в решении проблемы формирования мотивации к труду у осужденных. В рамках работы описаны стратегии формирования мотивации к трудовой занятости во время отбывания наказания и мотивации к трудовой деятельности как к образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution to the Problem of Formation of Work Motivation for in Convicts: Opportunities of Social and Psychological Training

The author reveals the potential of such a form of work as socio-psychological training while solving the problem of forming motivation for work of convicts. Within the framework of the work, strategies for formation of motivation for employment during serving of sentence and motivation for work as a way of life are described.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ: ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

Т. В. ГАЛИЧ T. V. GALICH

доцент кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат психологических наук, полковник внутренней службы

Решение проблемы формирования у осужденных мотивации к труду: возможности социально-психологического тренинга

Solution to the Problem of Formation of Work Motivation for in Convicts: Opportunities of Social and Psychological Training

Аннотация. Автор раскрывает потенциал такой формы работы, как социально-психологический тренинг в решении проблемы формирования мотивации к труду у осужденных. В рамках работы описаны стратегии формирования мотивации к трудовой занятости во время отбывания наказания и мотивации к трудовой деятельности как к образу жизни.

Ключевые слова: мотивация, труд, осужденные, исправительные учреждения, социально-психологический тренинг.

Annotation. The author reveals the potential of such a form of work as socio-psychological training while solving the problem of forming motivation for work of convicts. Within the framework of the work, strategies for formation of motivation for employment during serving of sentence and motivation for work as a way of life are described.

Key words: motivation, labour, convicted persons, correctional institutions, socio-psychological training.

Важность формирования положительного отношения и мотивации к труду особенно остро проявляется в контексте дискурса о современных тенденциях развития средств исправления в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС).

Согласно части второй статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественно полез-

ный труд является одним из основных средств исправления осужденных [1].

В Европейских пенитенциарных правилах труд в местах лишения свободы рассматривается как позитивный элемент исправительного воздействия, профессиональной подготовки и административного управления (пункт 71.1). При этом получение финансовой прибыли от труда не является главной целью (пункт 72.2) [2].

12

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Эффективность функционирования пенитенциарной системы Российской Федерации по реализации уголовных наказаний и исправлению осужденных, несомненно, зависит от многочисленных факторов, одним из которых является обеспечение трудовой занятости осужденных, в процессе которой вырабатывается устойчивый интерес к результатам своего труда, другим - поощрение осужденных за их трудовую активность [3].

По мнению ряда исследователей, в современных условиях развития пенитенциарной системы перед исправительным учреждением не стоит задача экономической самоокупаемости [4].

Исправляющее действие общественно полезного труда состоит в возможности формирования внутренней мотивации к труду. Труд оказывает не только социализирующее воздействие, но благотворно влияет на личность осужденного в целом: позволяет сформировать адекватную самооценку, определить свое место в мире и отношениях с другими людьми, почувствовать моральное удовлетворение от выполненной работы и прочее.

Исходя из этого, можно сказать, что в задачи администрации исправительного учреждения входит:

- выявление структуры трудовой мотивации осужденных;

- создание условий для формирования внутренней мотивации к труду;

- проведение тренингов трудовой мотивации осужденных в перспективе будущего;

- поддержание и стимулирование личностного роста, направленного на исправление осужденных [4].

Направленная работа по формированию у осужденных устойчивой мотивации к труду и вовлечение их в различные

формы трудовой деятельности (общественно полезной, творческой, производственной) позволяют качественно изменять взгляды осужденного.

Наибольшим потенциалом для решения проблемы формирования мотивации к труду у осужденных обладает такая форма работы, как социально-психологический тренинг. Группа в тренинге представляет собой особую форму взаимоотношений, которая обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием группы. В процессе межгруппового общения возможно:

- сформировать позитивное отношение к труду;

- сформировать представления о труде как о необходимой части жизни человека;

- сформировать перспективную мотивацию к труду и осуществить ресоциа-лизацию через труд;

- развить навыки, необходимые для успешной трудовой ресоциализации (планирование финансов, оценка рынка рабочей силы, прохождение собеседования и прочее) [5].

Группа позволяет в безопасной ситуации моделировать различные формы поведения и сразу получать обратную связь, дает возможность увидеть реакцию людей на слова и поведение. Рабочие группы, включающие трех-четырех человек, обеспечивают возможность проиграть многие ситуации, почувствовать себя в разных социальных ролях. Материал, полученный в ходе групповых занятий, дает почву для последующей индивидуальной работы.

Достаточно трудно собирать стабильную группу в определенное время и поддерживать ее в динамике в течение нескольких месяцев. Конечно, группы, собирающиеся на занятия в неизмен-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

13

ном составе каждую неделю, имеют более выраженный и стойкий результат, но поскольку эти условия не всегда выполнимы, сотрудники УИС должны быть готовы к тому, что может потребоваться повторное прохождение некоторых тем либо фрагментарное преподнесение материала.

Коррекцию мотивационной сферы личности осужденных можно осуществить на двух уровнях:

- актуальном, то есть мотивировать осужденных на участие в трудовой деятельности в исправительном учреждении;

- перспективном, то есть мотивировать осужденного на труд после освобождения [6].

Рассмотрим возможности социально-психологического тренинга в реализации задач первого и второго уровня.

Как уже было указано выше, на первом этапе происходит работа с актуальной мотивацией включения в трудовую деятельность в исправительном учреждении. Целью этого этапа является повышение лояльности осужденного к общественно полезному труду, мотивирование на работу на производстве, формирование позитивного отношения к осужденным, ведущим активную трудовую жизнь.

На первом этапе тренинга важно актуализировать у участников группы их представления о включенности в трудовую деятельность и подвести к осознанию причин выбора такой позиции.

Сотрудник, проводящий занятие, предлагает группе высказать свое мнение по поводу того, какие возможности трудовой занятости в исправительном учреждении может найти для себя осужденный, какие виды работ считаются наиболее уважаемыми и интересными, что является целью трудовой занятости

в исправительном учреждении и зачем осужденному трудиться, что может стать стимулом для работы, а что, напротив, -привести к отказу.

Далее ведущий предлагает членам группы составить общий список причин отказа от работы, записывая каждую на доске или большом листе. Серьезность каждой причины члены группы должны оценить по 10-балльной шкале, где оценка «1» - причина совсем незначительная, а «10» - она полностью заслуживает доверия. Таким образом, отпадают причины, которые не могут быть восприняты всерьез (например, «нет настроения», «нечего надеть» и прочие), и остаются те, которые могут служить веским поводом для отказа от труда (например, «боюсь изменения своего статуса в отряде» и прочие).

Ведущий предлагает участникам группы найти контраргументы против каждой причины и найти способ поддержать человека, для которого эта причина значима.

Можно предложить для обсуждения следующие вопросы:

- Что изменится, если я буду включаться в трудовую деятельность?

- Что заставляет меня считать, что произойдут именно эти изменения?

- Что я чувствую, когда думаю об этих возможных изменениях?

Важно подвести членов группы к осознанию выгод и потерь в двух разных позициях - при включении в трудовую деятельность и при избегании трудовой деятельности. Для этого, например, ведущий предлагает всей группе составить список тех выгод, которые получает осужденный, включенный в трудовой процесс в исправительном учреждении. В обсуждении этого вопроса роль ведущего состоит в том, чтобы подводить

14

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

членов группы к таким неочевидным выгодам от приобщения к труду, как:

- возможности облегчения условий содержания;

- уважение других осужденных и персонала исправительного учреждения;

- удовольствие от хорошо выполненного задания;

- удовольствие от того, что справился с работой лучше других, начал обучать, приобрел авторитет и прочее;

- возможность оказать помощь близким, накопить немного личных средств;

- ощущение своей самостоятельности, возможность не быть на полном иждивении, хоть что-то делать для своей состоятельности;

- закрепление привычки к труду, которая будет необходима после освобождения;

- возможность занять время чем-то полезным, побыть на свежем воздухе, подвигаться и прочее.

Отказываясь от труда, осужденный отказывается от всех этих выгод, даже не осознавая этого.

На втором уровне начинается работа по формированию устойчивой мотивации к труду за пределами исправительного учреждения, имеющая более широкую направленность. В этом

формате работы целями программы являются:

- формирование позитивного отношения к труду;

- формирование представления о труде как о необходимой части своей жизни;

- коррекция неверных представлений о собственности и процессе зарабатывания денег;

- формирование мотивации к труду и ресоциализации через труд, вырабатывание навыков, необходимых для успешной трудовой ресоциализации (планирование финансов, поиск работы и прочие).

Психокоррекционная программа, направленная на формирование, коррекцию и поддержание мотивации трудовой занятости у осужденных, проводилась на базе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области. В ней принимали участие 30 осужденных.

Для определения уровня мотивации к труду в исправительном учреждении среди участников программы были проведены опрос и анкетирование. Повторное исследование было проведено по итогам прохождения программы.

В таблице 1 представлены сравнительные результаты итогов анкетирования и опроса по основным позициям.

Таблица 1

Отношение осужденных к трудовой деятельности в исправительном учреждении

Варианты ответов Кол-во ответов, %

I этап II этап

Положительное Работаю 11 25

Не работаю 15 17

Нейтральное Работаю 13 18

Не работаю 22 17

Отрицательное Работаю 24 10

Не работаю 15 13

Ведомости

уголовно-исполнительной системы № 12/2019 15

Таблица 2

Факторы, способствующие развитию у осужденных положительной мотивации к труду

Ранг Варианты ответов Кол-во ответов, %

I этап II этап

1 Возможность условно-досрочного освобождения 38 27

2 Дополнительные поощрения, помощь семье 30 25

3 Постоянная занятость, возможность «ускорить» время 12 18

4 Общение с другими осужденными 8 12

5 Заработная плата 7 10

6 Личное развитие, освоение новой специальности 5 8

По итогам реализации программы отмечается значительное увеличение числа осужденных, которые положительно относятся к трудовой занятости в исправительном учреждении, а также осужденных, включенных в трудовую деятельность. Как отмечали сами осужденные, в ходе прохождения занятий они смогли найти для себя личную заинтересованность в трудовой деятельности, выстроить перспективную мотивацию развития своей жизни, понять, что даже незначительный и малооплачиваемый труд на этом этапе жизни может быть для них полезным.

Число осужденных, имеющих отрицательную мотивацию и не включенных в трудовой процесс, практически не изменилось, поскольку эти осужденные имеют криминальную деформацию личности и приобщены к криминальной субкультуре.

На первом этапе выгода для осужденных от труда была связана в первую очередь с возможностью условно-досрочного освобождения, а также получения дополнительных поощрений (таблица 2).

Остальные преимущества трудовой занятости для большинства участников программы были неочевидны. По итогам прохождения программы осужденные отмечали, что их представления о позитивном воздействии труда на личность расширились. В беседах на втором этапе исследования озвучивались следующие индивидуальные ответы, не вошедшие в общую таблицу: «возможность быть нужным», «понимание своей значимости и ответственности», «спокойствие», «разнообразие в жизни».

Как отмечали осужденные, до прохождения программы они не понимали, почему люди получают удовольствие от работы, даже не будучи «миллионерами», а беседы с психологом в рамках занятий помогли найти новые смыслы в возможностях трудовой занятости.

Низкая заработная плата является одним из основных поводов отказа от включения в трудовую деятельность в исправительном учреждении (таблица 3). Поэтому возникает проблема в том, чтобы вообще мотивировать осужденных к различным видам занятости. Как

16

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы, способствующие развитию у осужденных отрицательной мотивации к труду

Ранг Варианты ответов Кол-во ответов, %

I этап II этап

1 Низкая оплата 57 33

2 Жесткая дисциплина и высокие требования 12 7

3 Плохие условия труда 8 8

4 Плохие отношения в рабочем коллективе 8 14

5 Однообразная, неинтересная работа 8 18

6 Отсутствие перспектив развития личности 7 20

можно видеть по итогам программы, фактор низкой оплаты труда не теряет своего доминирующего значения, но по сравнению с ответами первого этапа его выраженность значительно снижается. При этом повышается значение таких факторов, как отношения в коллективе, содержание работы и возможности развития.

Как отмечали осужденные, в ходе прохождения программы у многих произошло смещение смысловых акцентов в плане оценки возможностей, предоставляемых работой.

Таким образом, можно отметить, что при направленной системной работе коллектива сотрудников исправительного учреждения в среде осужденных происходят позитивные процессы, связанные с изменением отношения к трудовой деятельности. Для повышения эффективности работы по ресоциали-зации осужденных рекомендуем включить указанные в статье формы работы в занятия школы подготовки к освобождению, а также в расписание воспитательных мероприятий, проводимых в

исправительном учреждении на регулярной основе. Ф

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Европейские пенитенциарные правила // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http: //docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 15.04.2019).

3. Лосева С. Н., Гарник С. В. Организация труда осужденных в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 3. С. 16-19.

4. Мокрецов Ю. В. Социальные права осужденных: мотивация труда // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Междунар. науч.-практ. межведомственной конф. Самара, 2016. 784 с.

5. Каверин С. Б. Мотивация труда : учебник. М. : ИП РАН, 2008. 209 с.

6. Бабурин С. В. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к труду у осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 4. С. 7-12.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.