Научная статья на тему 'Решение проблемы эффективного применения и развития АСУ ГТК на основе многолетнего опыта разработки и эксплуатации систем на горных предприятиях'

Решение проблемы эффективного применения и развития АСУ ГТК на основе многолетнего опыта разработки и эксплуатации систем на горных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УП4 РАВЛЕНИЯ ГОРНО4ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ / АСУ ГТК "КАРЬЕР" / ТЕХНИ4 ЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АУДИТ СИСТЕМ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / МОТИВАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКОЙ / DISPATCHING / VG KARIER AUTOMATED MINE FLEET MANAGEMENT SYSTEM / TECHNICAL SUPPORT / SYSTEM AUDIT / INTEGRATION OF INFORMATION SYS4 TEMS / OPERATOR AND PERSONNEL MOTIVATION / PRODUCTION AND MACHINERY FLEET MANAGEMENT ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белых К. В., Клебанов Д. А.

Внедрение автоматизированных систем управления горнотранспортными комплексами (АСУ ГТК) и ввод ее в промышленную эксплуатацию зачастую является недостаточным фактором для достижения необходимого результата. Важную роль в обеспечении эффективного использования и функционирования АСУ ГТК играют вопросы организации процессов работы персонала с системой, получения достоверной информации и степень ее применения для решения задач управления производством. В связи с этим актуальной задачей управления и эксплуатации АСУ ГТК является своевременное обслуживание системы, периодический аудит эффективного применения системы, техническая поддержка АСУ ГТК, своевременная модернизация функционала, а также обеспечение технической готовности системы в год, близкой к 100%. В итоге если горнодобывающая компания экономит на техподдержке в месяц, в результате АСУ ГТК теряет в эффективности за счёт недоиспользование функционал, 20-30% в год, что ведет к недополученному эффекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solving the problem of the efficient application and development of the VG KARIER Automated Mine Fleet Management System on the basis of the experience of the system development and operation at mines

Application of the Mine Fleet Management System and its commercial operation in many cases seem to be a sub-optimal factor for the achievement of the desired result. Of great importance for the efficient application and functioning of the Mine Fleet Management System are the aspects of engineering of the processes of the personnel work with the system, generation of reliable information and the scale of its application for the solution of production control problems. Therefore, timely maintenance of the system, periodical audit of the system operation efficiency, technical support, timely modernization of its features, as well as provision of its nearly 100% annual availability present an important management task. On the whole, if a mining company saves technical support monthly costs, the Mine Fleet Management System annually loses 20-30% of its efficiency because of the underutilization of the system features that results in the loss of the desired effect.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы эффективного применения и развития АСУ ГТК на основе многолетнего опыта разработки и эксплуатации систем на горных предприятиях»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ОАО «ВИСТ Групп»

Решение проблемы эффективного применения и развития АСУ ГТК

на основе многолетнего опыта разработки и эксплуатации систем на горных предприятиях

К.В. Белых, руководитель управления перспективных разработок ОАО «ВИСТ Групп»

Д.А. Клебанов, к.т.н., директор по развитию ОАО «ВИСТ Групп»_

В настоящее время все больше компаний стремятся оптимизировать производственные процессы и управление горнотранспортными комплексами с помощью современных автоматизированных систем управления горнотранспортными комплексами (АСУ ГТК) и увеличить их производительность при соблюдении установленных норм охраны труда и технологической дисциплины. Внедрение АСУ ГТК и ввод ее в промышленную эксплуатацию зачастую недостаточны для достижения необходимого результата.

Важную роль в обеспечении эффективного использования и функционирования АСУ ГТК играют вопросы организации процессов работы персонала с системой, получения достоверной информации и степени ее применения для решения задач управления производством. В связи с этим актуальными задачами управления и эксплуатации АСУ ГТК становятся своевременное обслуживание системы, периодический аудит эффективного применения системы, техническая поддержка АСУ ГТК, своевременная модернизация функционала, а также обеспечение технической готовности системы в год, близкой к 100%. Под коэффициентом технической готовности АСУ ГТК понимается вероятность того, что система окажется в работоспособном состоянии в течение года.

На ряде схожих по горнотехническим и организационным условиям предприятиях после успешного ввода АСУ ГТК в промышленную эксплуатацию через год-два на одних наблюдается эффективность применения функционала и устойчивое развитие системы, а на других - деградация ее использования и, как следствие, в перспективе потеря первоначальных инвестиций, направленных на процесс внедрения. Эта проблема рельефно обозначилась в результате анализа информации об эффективности работы более 50 российских и зарубежных предприятий, использующих АСУ ГТК. Основные проблемы обобщены на основе многолетнего опыта разработки, эксплуатации и поддержки АСУ ГТК и других информационных систем на горных предприятиях и схожи для всех предприятий горнодобывающей отрасли как в России, так и за ее пределами.

АСУ ГТК является важным элементом управления работой современного горно-транспортного комплекса. И как любая АСУ ТП, система требует своевременного обслуживания и модернизации для обеспечения бесперебойной работы и удовлетворения потребностей бизнеса. С точки зрения бизнес-пользователей АСУ ГТК «КАРЬЕР» - это набор наиболее востребованных функций [1]:

• контроль за работой ГТК - отображение всей необходимой информации о состоянии ГТК в реальном времени для принятия диспетчерскими службами оперативных решений;

• автоматизированное управление - оптимизация работы ГТК в реальном времени для повышения его производительности и снижения эксплуатационных издержек;

• анализ производственной деятельности - специальные формы и отчеты для проведения производственного и элементов экономического анализа работы ГТК за различные периоды времени, выявления скрытых резервов экономии и развития;

• автоматизированный учет результатов работы - автоматическое измерение и накопление информации о результатах производственной деятельности, таких как объем вывезенной горной массы, количество выполненных рейсов, изменение качества руды на складе и т.д., позволяющих исключить ошибки и приписки.

В то же время для администраторов и наладчиков АСУ ГТК «КАРЬЕР» - это сложный объект обслуживания, состоящий из бортового и серверного оборудования, оборудования связи и программного обеспечения:

• более 15 программных модулей, 50 окон и отчетов;

• более 150 таблиц, процедур и пакетов;

• несколько серверов, СУБД Oracle, прикладное программное обеспечение;

• до 300 контроллеров, установленных на горной технике и более 1000 датчиков, передающих информацию о работе узлов и состоянии техники.

О технической поддержке функционирования АСУ ГТК

АСУ ГТК должна функционировать без сбоев в круглосуточном режиме, предоставлять пользователям определенный сервис, а обслуживание ее должно проходить как можно незаметней для пользователей. Очевидно, что выполнить эти требования невозможно без качественного постоянного сопровождения системы как со стороны предприятия, так и со стороны поставщика АСУ ГТК. У горнодобывающей компании всегда должна быть возможность обратиться к разработчику системы и получить исчерпывающую консультацию по использованию тех или иных функций, получить помощь в случае возникновения сбоя. Кроме того, горнодобывающие предприятия постоянно развиваются, меняются план горных работ и состав техники, что ведет к адаптации системы к новым условиям.

В связи с тем что на различных предприятиях собственные службы имеют различные формы поддержки эксплуатируемых АСУ ГТК, состав специалистов и их квалификация в этой связи также различаются. Некоторые предприятия полностью

отказываются от поддержки систем, выводя несвойственные функции обслуживания АСУ ГТК разработчикам, берущим ответственность за определенный уровень технической готовности системы за год. В связи с этим варианты технической поддержки АСУ ГТК могут разниться от базового варианта, где компания разработчик лишь консультирует администраторов системы предприятия и ключевых пользователей по наиболее сложным вопросам функционирования и использования систем, а также предоставляет обновление базовых модулей до полного обслуживания как бортового оборудования техники с системы связи и поддержки функционалов модулей АСУ ГТК. С другой стороны, ряд предприятий, понимая важность работоспособности системы и максимизации использования функционала АСУ ГТК, который был приобретен, требуют обеспечения поддержки от разработчиков системы, предоставляя только поддержку корпоративной локальной сети, а все вопросы по обслуживанию бортового и серверного оборудования, поддержке сети передачи данных и консультированию пользователей АСУ ГТК по эффективному использованию ее функционала обеспечивается специалистами компании разработчика АСУ ГТК.

Состав базового варианта технической поддержки АСУ ГТК, предоставляемой горнодобывающей компании:

• консультирование пользователей и обслуживающего персонала по любым вопросам, связанным с системой;

• устранение ошибок использования системой;

• периодические обновления базового программного обеспечения сервера и бортового оборудования, установленного на технике;

• разработка новых форм и отчетности по дополнительным спецификациям;

• контроль статуса заявок и ремонтов;

• режим работы 24/7 или 12/7.

Базовый вариант предназначен главным образом для предприятий с собственной хорошо развитой службой эксплуатации и требует наличия штата монтажников, администратора системы со знанием СУБД Oracle и прикладного программного обеспечения. Базовый вариант технической поддержки имеет свои недостатки:

• нет заранее оговоренного времени решения заявок пользователей;

• новые задачи назначаются специалистам в порядке их появления;

• на предприятии требуется штат компетентных администраторов, наладчиков и программистов;

• требуются закупка и обновление комплекта запасных частей.

Предприятия, работающие в удаленных регионах, кроме Табл. 1 Пример базового Service Layer Agreement (SLA)

ОАО «ВИСТ Групп»

базового, выбирают расширенный вариант технической поддержки с индивидуальным подходом к каждому клиенту для получения наилучшего соотношения цена/качество услуг. Основные отличия расширенного варианта от базового:

• работа по Service Layer Agreement (SLA) - позволяет определить и отразить требуемый уровень сервиса в договоре с каждым клиентом, обеспечить прозрачность услуг и расчета их стоимости, определить штрафные санкции в случае невыполнения уровня сервиса или неработоспособности АСУ ГТК;

• выделенные специалисты поддержки - определенная доля рабочего времени специалиста запланирована для конкретного предприятия, что позволяет:

- благодаря глубокому знанию специфики конкретного предприятия быстрее проводить обслуживание системы;

- не держать штат собственных программистов, администраторов для системы. Специалисты ВИСТ Групп могут работать как удаленно, так и находиться непосредственно на предприятии;

- проводить периодический анализ и аудит функционирования и использования АСУ ГТК, выявляя случаи неправильного или неполного использования возможностей системы, а также специфических задач предприятия по анализу производственной информации.

Сервис-инженеры - специалисты ВИСТ Групп, работающие на территории заказчика и обслуживающие все бортовое оборудование и систему радиосвязи, позволяют избежать непрофильных функций для специалистов горнодобывающего предприятия и сократить прямые издержки, связанные с наличием собственного штата наладчиков. Также расширенная техническая поддержка для предприятия, позволяет использовать региональный склад запчастей ВИСТ Групп, обеспечивающий экономию средств предприятия на необходимости держать у себя определенную собственную номенклатуру запасных частей системы (составляющую несколько процентов от стоимости всего оборудования системы).

Адаптация системы к изменяющимся условиям предприятия может быть включена в стоимость поддержки, а использование единой службы и сервис-инженеров компании ВИСТ Групп позволяет создать единую точку ответственности за работоспособность системы на предприятии.

Service Layer Agreement (SLA) - соглашение о качестве сервиса поддержки:

• Определяет параметры работы техподдержки.

• Устанавливает критерии качества обслуживания.

• Вводит санкции за невыполнение уровня сервиса.

SLA в базовой версии определяет следующие параметры (табл. 1):

Приоритет Описание Время регистрации заявки Время оказания консультации Время устранения сбоя ПО Время согласования изменений Время ремонта бортового оборудования

High Система не работоспособна. Существенно затронуты важные бизнес-процессы и устранение проблемы либо обходной путь требуются немедленно. 1 час. 4 час. 8 час. 16 час. 4 час.*

Medium Важные бизнес-процессы затруднены. Производительность работы отличается от стандартной, но приемлема. 1 час. 8 час. 16 час. 32 час. 8 час.*

Low Низкое влияние на бизнес-процессы; замена обходного решения, запланированное изменение. 1 час. 16 час. 24 час. 32 час. 8 час.*

ОАО «ВИСТ Групп»

• Время регистрации заявки.

• Время оказания консультации.

• Время устранения сбоя в программном обеспечении.

• Время согласования изменений.

• Время ремонта бортового оборудования. Стоимость расширенного договора зависит от:

• Функциональности конкретной АСУ ГТК. Использование оптимизации и автоматической диспетчеризации требует наиболее жесткие SLA, а использование только учетных функций предъявляет наименьшие требования, так как не требует работы в жестком реальном времени. Кроме того, стоимость поддержки зависит от количества установленных модулей системы, а также используемого программно-аппаратного решения для обеспечения надежной работы серверного ПО.

• Количества необходимых сервис-инженеров. Количество инженеров зависит от уровня SLA для бортового оборудования, а также количества и разнообразия видов техники;

• Региона клиента. Приходится учитывать возможность найма сотрудников в регионе или использование вахтового метода. Если в регионе несколько предприятий-клиентов, это позволяет создать общий склад запасных частей и центр компетенции и удешевить стоимость обслуживания.

• Использования собственного транспорта.

• Специфических требований предприятия.

Таким образом, ВИСТ Групп предоставляет предприятиям тот уровень технической поддержки, который действительно необходим предприятию в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системам подобного уровня.

Об аудите функционирования и использования АСУ ГТК

Опыт ВИСТ Групп по внедрению и обслуживанию АСУ ГТК показывает, что в процессе эксплуатации системы управления горнотранспортным комплексом могут возникать ситуации, при которых регламент ее использования нарушается, отсутствуют лица, ответственные за функционирование системы и формируемую в ней информацию. При низкой степени вовлеченности персонала в работу системы, а также при отсутствии инициативы сотрудников предприятия на местах цели внедрения АСУ ГТК «КАРЬЕР» и ожидаемые результаты зачастую не достигаются или достигаются не в полной мере. Исходя из этого периодическое проведение технического аудита АСУ ГТК «КАРЬЕР» является актуальной задачей, успешное решение которой позволит оценить результаты эксплуатации системы, а также обеспечит достижение ожидаемого эффекта от ее внедрения. При предоставлении технической поддержки АСУ ГТК есть возможность оценки функционирования и использования системы дистанционно, что существенно влияет на оперативность предоставления аудиторского заключения и рекомендаций. В рамках данного аудита ВИСТ Групп оценивает:

• эффективность использования АСУ ГТК;

• достижение целей внедрения;

• статус внедрения АСУ ГТК;

Табл. 2 Ключевые показатели эффективности (KPI)

кн

Доступность сервиса 98% рабочего времени

Регистрация 99% запросов регистрируется вовремя

Консультация 96% консультаций оказывается вовремя

Устранение сбоя 96% устраняется вовремя

Внесение изменений 96% запросов устраняется вовремя

• оперативность принятия решений на основе критических сообщений АСУ ГТК и предоставляемой отчетности;

• динамику коэффициентов полезной эффективности (КР1), характеризующих работу отдельных подразделений предприятия.

Для проведения технического аудита АСУ ГТК ВИСТ Групп была выбрана методология, включающая обследование системы по трем составляющим [2]:

функционирование АСУ ГТК ^ использование модулей и функционала АСУ ГТК ^ оценка операционных коэффициентов полезной эффективности КР1.

Данные логические группы характеризуют степень внедрения АСУ ГТК и ее работоспособность, степень ее использования персоналом, а также в рамках операционных КР1 позволяют оценить эффект от внедрения(табл. 2). Результаты технического аудита позволяют систематизировать и уточнить задачи, решаемые на конкретном предприятии с помощью АСУ ГТК «КАРЬЕР», оценить характер взаимодействия различных подразделений предприятия, выявить существующие проблемы. Предлагаемая последовательность анализа является логически обоснованной, так как говорить о КР1 и производственных показателях до использования системы или при ее некорректном использовании невозможно. Также неверно оценивать результат использования системы без предварительного анализа ее функционирования и полноты внедрения. Опыт ВИСТ Групп показывает, что проводить такую проверку желательно раз в полгода на каждом из карьеров, где стоит АСУ ГТК.

Рассмотрим примеры обслуживания и функционирования АСУ ГТК на двух конкретных реально действующих предприятиях (обезличив их, но обозначив их №1 и №2), в которых покажем подход к применению АСУ ГТК и решению задач повышения эффективности использования горнотранспортных комплексов.

Эффективность использования АСУ ГТК можно укруп-ненно оценить по следующим качественным и количественным показателям:

• Вовлеченность системы в основные технологические процессы горнотранспортного комплекса - укрупненно оценивается, насколько система полезна для предприятия в его текущем развитии, какие возможности системы для повышения эффективности производства могут быть дополнительно задействованы.

• Использование приобретенного функционала системы в ежесменной работе - оценивается, насколько эффективно используется функционал приобретенных модулей.

• Использование системы при планировании работ и оперативном управлении:

- планирование работ на смену - оценивается, насколько формализован и автоматизирован процесс планирования и согласования наряд-заданий;

- выдача нарядов, печать путевых листов - оценивается, насколько автоматизирована выдача сменных заданий персоналу;

- оперативное диспетчерское управление - оценивается степень вовлеченности системы в обнаружение нештатных ситуаций в карьере и принятие необходимых управленческих решений.

• Степень автоматизации сбора информации при подготовке итоговой отчетности работы ГТК:

- оценивается количество ручного ввода информации по отношению к общему объему информации в сменно-суточной отчетности ГТК;

Ощутите прогресс

Liebherr R 9100 — техн<

|уж6е Вашего успеха

Энергичные рабочие циклы: уникальная система управления иеЬИегг для оптимального распределения мощности

Экономичный расход топлива: эффективный 12-цилиндровый У-образный дизельный двигатель ЫеЫпегг

Высокая производительность: усиленные ковши собственной разработки ЫеЫпегг Удобное обслуживание: централизованное расположение сервисных точек Комфорт машиниста: эргономичная кабина, оснащённая по последнему слову техники

ЛИБХЕРР-РУСЛАНД ООО

РФ, 121059, Москва, ул. 1-я Бородинская, 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва: тел. (495) 710 83 65, факс: 710 83 66

Санкт-Петербург: тел.: (812) 602 09 01, факс: 602 09 02

Краснодар: тел.: (861) 238 60 07, факс: 238 60 08

Екатеринбург: тел.: (343) 345 70 50, факс: 345 70 52

Новосибирск: тел.: (383) 319 19 00, факс: 319 10 19

Кемерово: тел.: (3842) 345 900, факс: 346 465

Хабаровск: тел.: (4212) 74 78 47, факс: 74 78 49

E-mail: [email protected]

www.facebook.com/LiebherrMining

www.liebherr.com

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ОАО «ВИСТ Групп»

- насколько используется в системах планирования ресурсов предприятия собранные системой данные об объемах перевезенной горной массы, затраченном топливе, используются основные КПИ (время работы, простоев, КТГ, КИО) и т.д.

• Качество обслуживания системы:

- среднее время пребывания автосамосвала в работе с неисправным оборудованием АСД - насколько допускается возможность ввода ручных данных в систему;

- среднее время ремонта оборудования АСД - насколько быстро производится замена неисправного оборудования, наличие ЗИП, мотивированной оперативной бригады и т.д.

Данные показатели позволяют определить текущую «полезность» системы для предприятия по сравнению с периодом начала эксплуатации, степень заинтересованности различных подразделений предприятия в системе, а также выявить пути повышения эффекта от владения системой.

Итак, рассмотрим два однотипных предприятия, с похожей ресурсной базой и технологическими процессами. Одно предприятие (№1) при внедрении системы глубоко проработало изменения в технологические процессы, связанные с использованием системы. Были исключены большинство операций, связанных с ручным заполнением документов, пересылкой файлов Excel, формализованы процессы взаимодействия персонала в течение смены. Отчетность системы была синхронизирована с отчетностью ERP, были определены ключевые показатели оценки работы карьера, формируемые системой, были настроены интерфейсы передачи данных со смежными системами [3]. Была разработана система поощрений персонала, связанная с использованием автоматизированно собираемых данных на основных уровнях управления и учета результатов работы ГТК и отлажена система обеспечения требуемого уровня сервиса системы, которая обеспечивает не менее 95% постоянной готовности всех элементов системы. В данном случае за работоспособность системы отвечает служба поддержки компании ВИСТ Групп, включая инженеров на местах для оперативного ремонта бортового оборудования и

Табл. 3 Расходы на внедрение и поддержку функционирования и использования АСУ ГТК на примере двух предприятиях

Предприятие №1 Предприятие №2

Год Инвестиции в АСУ ГТК* Эффективность ГТК** Инвестиции в АСУ ГТК* Эффективность ГТК**

0 50000 0 50000 0

1 0 50000 0 40000

2 7500 55000 500 30000

3 7875 60500 1000 15000

4 8268,75 66550 0 10000

5 8682,1875 73205 0 0

Общие инвестиции за 5 лет 82325,9375 305255 51500 95000

ROI (1 год) 1 0,8

* инвестиции в АСУ ГТК накопленным итогом (ТП+ ЗИП + аудит); ** эффективность ГТК накопленным итогом в пересчете на рубли

оборудования связи. Функционал системы используется на 93-95%. При этом ВИСТ Групп также финансово заинтересована в достижении данного показателя.

Другое предприятие (№2) решило закупить только основные модули, связанные с работой автотранспорта. Взаимодействие с системами учета других подразделений, например рудоуправлением, а также ERP системами, продолжало осуществляться через пересылку выгруженных отчетов и файлов Excel почтой. Не была формализована ответственность и показатели успешного использования системы. Функции контроля за состоянием бортового оборудования были возложены на существующее подразделение АСУ без дополнительной мотивации. Вопросы, связанные с поддержкой и обновлением ПО, решались нашей компанией только в течение бесплатной годовой поддержки после внедрения.

В итоге по прошествии одного года после внедрения системы предприятие №1 не только добилось эффекта от внедрения системы и вышло на плановые показатели окупаемости и расчетного роста производительности после внедрения системы, но и поддерживает эффект в течение нескольких лет, за счет того, что система тесно интегрирована в процессы предприятия, осуществляется своевременная техническая поддержка и развитие системы. Для предприятия №2, несмотря на то что в первое время удалось добиться ощутимого результата, эффект от владения системой через несколько лет значительно снизился. Здесь система не стала основным ин-

Новые решения по автоматизированному управлению и контролю эксплуатации карьерных самосвалов БЕЛАЗ. Возможности прогнозной аналитики

В апрельском номере журнала International Mining за 2016 г. опубликована статья директора по развитию ВИСТ Групп, к.т.н. Дмитрия Клебанова о новых решениях для автоматизированного управления и контроля эксплуатации самосвалов БЕЛАЗ. На сегодняшний день два карьерных самосвала серии БЕЛАЗ-7513 с внедренной многофункциональной системы диагностики (МСД) проходят испытания в условиях Качканарского ГОКа.

О возможностях прогнозной аналитики и других технических новинках, которые используются на технике БЕЛАЗ благодаря сотрудничеству с ВИСТ Групп, вы можете узнать, ознакомившись с материалами данной статьи.

HSjtH

Перевод статьи на русском языке Вы можете • «ijHfl л р прочитать на сайте:

https://vistgroup.ru/pressroom/7f113/

Рис. 1 Диаграммы эффективности АСУ ГТК и затрат на владение системой на Предприятии №1 по годам ее эксплуатации

струментом для получения достоверной и оперативной информации о работе карьера, а выполняет лишь вспомогательные функции: к ней обращаются в основном при проведении анализа подозрительного ручного учета. Для получения такого же эффекта, как на предприятии №1, сейчас требуется аудит системы и фактически повторное ее внедрение.

Расходы по годам на внедрение и поддержку функционирования и использования АСУ ГТК на двух рассмотренных предприятиях показаны в табл. 3. Подчеркнем, принципиальное отличие в организации процесса управления горнотранспортным комплексом заключается в том, что Предприятие №1 интегрировало АСУ ГТК в процессы управления предприятием, а Предприятие №2 - нет. В итоге, через 5 лет эффект от внедрения АСУ ГТК за год на Предприятии №2 фактически равен нулю.

Возврат инвестиций от внедрения АСУ ГТК на Предприятии №2 оказался менее быстрым в связи с отсутствием мотивации персонала использовать данные в системе. Фактически система продолжала дублировать отчеты, подготавливаемые производственным персоналом для акционеров предприятия.

На рис. 1 и 2 показаны диаграммы зависимости эффективности АСУ ГТК и затрат на систему на двух рассмотренных предприятиях в течение 5 лет. Через 5 лет Предприятие №2 столкнулось с утерей возможности использовать функционал системы, в связи с постепенным обновлением парка, возникновением критической массы выхода из строя датчиков системы, а также отсутствием мотивации персонала использовать объективные данные, получаемые автоматически в АСУ ГТК.

О мотивации водителей и операторов горной техники к эффективному применению АСУ ГТК

Третьим важным и основным фактором эффективного использования АСУ ГТК, а также дальнейшего развития функционала системы является мотивация персонала использовать автоматически формируемые данные в системе, в частности мотивация водителей самосвалов и машинистов горной техники на основе комплексного КР1 использовать систему.

Среди КР1, характерных для оценки работы машиниста экскаватора, можно выделить следующие показатели: объем план/факт, количество циклов на погрузку и средняя за-полняемость ковша, отработка контуров в соответствии со сменным заданием, соблюдение высотной отметки и среднее время цикла. Для водителей самосвалов важны такие показатели, как грузооборот, время пересменки, оптимальная скорость на участке, время подъезда под загрузку, нарушение режимов эксплуатации. Работу машиниста бурового станка можно оценивать по точности и времени выхода на

ОАО «ВИСТ Групп»

Рис. 2 Диаграммы затрат на владение системой и эффективности АСУ ГТК на Предприятии №2 по годам ее эксплуатации

новую скважину, времени бурения и количеству пробуренных погонных метров, точности бурения до необходимой отметки. Все вышеперечисленные эксплуатационные KPI рассчитываются автоматически в современной АСУ ГТК и, если начисление заработных плат персоналу будет вестись автоматически путем интеграции АСУ ГТК и бухгалтерской системы, то в процесс использования и функционирования системы вовлекаются службы и рабочие, непосредственно эксплуатирующие горную технику и систему, то есть влияющие на эффективность их работ.

В заключение отметим, что для руководства горнодобывающей компании вопросы организации эффективного сопровождения и применения АСУ ГТК после ее ввода в промышленную эксплуатацию не менее, а может быть даже и более важны, чем вопрос принятия решения о внедрении системы на предприятии. Те предприятия, которые понимают это и правильно выстраивают бизнес-процессы эксплуатации АСУ ГТК после внедрения системы, в том числе и с участием компании-разработчика, в итоге получают многократный выигрыш по эффективному использованию АСУ ГТК и, как следствие, всей техники на предприятии, по сравнению с начальными инвестициями на приобретение системы. Предприятия, пренебрегающие технической поддержкой, периодическим независимым техническим аудитом АСУ ГТК и модернизацией системы в период ее эксплуатации, в итоге через некоторое время полностью расстраивают первоначальный потенциал эффективности применения АСУ ГТК и вынуждены через некоторое время начинать ее внедрение практически с нуля.

Информационные источники:_

1. Трубецкой К.Н., Кулешов А.А., Клебанов А.Ф., Владимиров Д.Я. Современные системы управления горнотранспортными комплексами, СПб: Наука, 2007, 306 с.

2. Клебанов Д.А. К вопросу о техническом аудите АСУтранспортными комплексами на горных предприятиях. Автоматизация в промышленности. № 1, 2010, с. 56-62.

3. Батаев А.В. Резервы повышения операционной эффективности горнодобывающих компаний: ремонты оборудования / А.В. Батаев, Д.А. Клебанов // Горная промышленность - 2013 - №5 (111) - С. 47-49.

VIST Group

Information Systems & Technologies Implementation

Центральный офис ОАО «ВИСТ Групп»

107078, Москва, Докучаев переулок, д. 3, стр. 1 тел.: +7 (499) 975-2217, 975-3394 факс: +7 (499) 975-1846 e-mail: [email protected] • www.vistgroup.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.