УДК 338.001.36; 339.976
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ - ПЕРВАЯ ЦЕЛЬ В ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ООН
О.В. Воронкова
Новосибирский государственный технический университет
оуогопкоуа@п^ .ги
В данной статье, во-первых, представлен подход Организации Объединенных Наций к развитию через такие программы, как «Цели развития тысячелетия» (2000 г.) и «Цели в области устойчивого развития» (2015 г.), в которых первое место в буквальном смысле занимает решение проблемы бедности. Проблема бедности рассматривается как препятствие, которое тормозит развитие каждого отдельного человека, каждой страны и мира в целом. Во-вторых, проанализированы показатели мониторинга процесса решения задач, обеспечивающих достижение цели номер один на примере стран Евроазиатского экономического союза.
Ключевые слова: бедность, цели развития, устойчивое развитие, Евроазиатский экономический союз.
Б01: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-36-44
В 2000 г. с целью решения глобальных му по борьбе с бедностью и общему повы-
проблем человечества Организация Объе- шению уровня жизни, которая называлась
диненных Наций (ООН) приняла програм- «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ) (табл. 1).
Таблица 1
Цели развития тысячелетия
№ Цель
1 Ликвидация крайней бедности и голода
2 Обеспечение всеобщего начального образования
3 Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин
4 Сокращение детской смертности
5 Улучшение охраны материнства
6 Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями
7 Обеспечение устойчивого развития окружающей среды
8 Формирование глобального партнерства в целях развития
Несмотря на значительные успехи в период с 1990 года по 2015 год включительно, руководство ООН во многих областях отмечает неравномерность и значительные недоработки в осуществлении ЦРТ. К числу основных нерешенных проблем отно-
сятся следующие: гендерное неравенство; большой разрыв между беднейшими и самыми богатыми домохозяйствами, а также между сельскими и городскими районами; изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды; политические кон-
фликты и отсутствие доступа бедных людей к основным услугам [8].
На саммите ООН по устойчивому развитию, проведенному 25—27 сентября 2015 г., были обозначены 17 целей в области устойчивого развития на период до 2030 г. (табл. 2).
Все три компонента устойчивого развития при идеальном подходе должны на-
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что новые цели и задачи носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического [7].
ходиться в сбалансированном состоянии (табл. 3).
Таблица 2
Цели в области устойчивого развития
№ Цель
1 Повсеместная ликвидация бедности во всех ее формах
2 Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшения питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
3 Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
4 Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
5 Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
6 Обеспечение наличия и рационального использование водных ресурсов и санитарии для всех
7 Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
8 Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
9 Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций
10 Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними
11 Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов
12 Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
13 Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
14 Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
15 Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия
16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
17 Укрепление средств достижения устойчивого развития, активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития
Таблица 3
Взаимодействие компонент устойчивого развития и их характеристика
Взаимодействие компонент Характеристика
Экономическая + социальная Достижение справедливости в рамках одного поколения и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения
Экономическая + экологическая Идеи стоимостной оценки и интернализации внешних воздействий на окружающую среду
Экологическая + социальная Вопросы, связанные с равенством внутри поколения и между поколениями, в том числе с соблюдением прав будущих поколений и участием населения в процессе принятия решений
Триединая концепция социально-экономико-экологического развития позволяет сделать акцент на том, что природа является основой жизнедеятельности человека, и ее истощение и деградация при существующих экономических отношениях отрицательно сказываются на социальных отношениях, росте бедности, структурах производства и потребления.
Позиция ООН базируется на концепции «человеческое развитие», которая, в свою очередь, основывается на таких элементах, как продуктивность, равенство, устойчивость и расширение возможностей, с помощью которых можно добиться оптимизации связи между экономическим ростом и человеческим развитием (табл. 4).
Таблица 4
Составные элементы концепции «человеческое развитие»
Элемент Содержание
Продуктивность Увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействие реализации способностей человека, его участию в производстве и распределению благ
Равенство Более справедливое распределение дохода и богатства, обеспечение материальной основы развития человеческого потенциала
Устойчивость Достижение сбалансированности социальных расходов, всемерное укрепление экономической базы социальной сферы
Расширение возможностей Осуществление людьми своего выбора в политической, социальной и экономической сферах; особое внимание должно уделяться тем группам населения, чьи возможности были по тем или иным причинам ограничены
А. Сен, как один из авторов этой концепции, интерпретирует «бедность» как отсутствие основных возможностей, таких как долгая и здоровая жизнь, знания, экономические ресурсы и участие в жизни общества. Кроме того, расширение возможностей инициирует социальные перемены, которые во многом выходят за рамки экономических перемен, и роль человека как инструмента перемен на-
много важнее его роли в экономическом производстве, поскольку способствует социальному и политическому развитию. Таким образом, человек — не только средство производства, но и конечная цель производственного процесса. Возможности человека прямо влияют на благосостояние и свободу индивидуумов, и косвенно — на социальные перемены и на экономическое производство [5].
Концепция устойчивого развития, опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности; содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Президенты и премьер-министры участвовавших в саммите 2015 года стран пообещали «положить конец бедности и голоду во всех их формах и проявлениях и добиться, чтобы все люди могли жить в здоровой окружающей среде и реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства» [4].
Таким образом, ликвидация бедности во всех ее формах и проявлениях является глобальной задачей № 1 и одним из ключевых условий устойчивого развития.
Бедность присуща всем странам мира и является результатом воздействия различных факторов, которые, взаимодействуя друг с другом, усугубляют лишения и трудности населения. Универсальность основных составляющих понятия «бедность» позволяет перечислить ситуации, когда домохозяйства или индивиды являются бедными. Чаще всего это происходит из-за отсутствия активов, низкого дохода, плохого здоровья, недостаточного образования или из-за потери производственных активов в результате неблагоприятных обстоятельств. Отсутствие прав или политических свобод, уязвимость и социальная экс-клюзия ограничивают возможности людей, сокращая доходы, активы и т. д. Важно отметить, что бедность не является ген-дерно нейтральной, так как процессы, порождающие бедность, влияют на мужчин и женщин по-разному и в разной степени. Женская бедность является более распространенной и более жестокой, чем мужская.
Деградация окружающей среды, природные катаклизмы, являясь до определенной степени результатом бедности, в большей степени влияют на бедных людей.
Бедность — это такая ситуация, из которой люди стараются найти выход, что не всегда возможно сделать без помощи и поддержки извне. Правительства многих стран предпринимают действия, направленные на защиту людей от некоторых неблагоприятных обстоятельств, расширяя доступ беднейших слоев населения к материальным и общественным благам, обеспечивая занятость, профессиональную подготовку и т. д. Проводимая в каждой стране социально-экономическая политика определяется характером общественной системы, деятельностью правящих групп, политической ситуацией, уровнем экономического развития, национальной спецификой, сложившимися культурными стереотипами поведения, этическими идеалами социального равенства и справедливости и т. п. [2].
ООН, особенно выделяя значимость решения проблемы бедности для устойчивого развития в настоящем, подчеркивает, что важно предпринимать меры для предотвращения проявления ее в будущем. Акцент на уязвимости позволяет увидеть различие между мерами, сокращающими бедность в настоящем, и мерами, предотвращающими ее в будущем; кроме того, уязвимость к бедности неблагоприятно влияет на благосостояние в настоящем. Рассмотрение уровня бедности в настоящем через количество бедных в будущем является принципиальным для проведения социально-экономической политики. Социально-экономическая политика направлена, с одной стороны, на решение задачи повышения благосостояния, обеспечения должного уровня и качества жизни населения, с другой стороны,
на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, выполнение хозяйственных задач и т. п. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние всех сфер жизнедеятельности общества, так как социальные и экономические составляющие находятся в сложных взаимозависимых отношениях.
Основные принципы государственного регулирования уровня бедности осуществляются следующим образом:
• через совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста;
• через развитие социальной политики в направлении усиления ее адресности и ориентацию на поддержку наиболее уязвимых к бедности слоев населения;
• через расширение и углубление прав и возможностей людей как активных членов общества;
• через разработку и развитие системы мониторинга, позволяющей отслеживать тенденции реализации стратегий и корректировать их в случае необходимости [1].
Представим и проанализируем показатели для мониторинга процесса решения задач, обеспечивающих достижение цели №№ 1 ЦРТ: Ликвидация крайней бедности и голода (табл. 5) на примере стран, входящих в Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС) (табл. 6). Договор о ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015 года. К странам ЕАЭС относятся Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация (перечислены в алфавитном порядке). Тематика ЕАЭС представляет значительный теоретический и практический интерес для исследователей по многим причинам, в том числе и потому, что все эти страны имели общее прошлое в составе СССР и сохранили дружественные отношения, став независимыми государствами [3].
Задачи Показатели для мониторинга прогресса
Задача 1. Сократить вдвое за период 1990—2015 годов долю населения, имеющего доход менее 1 доллара США в день 1. Доля населения с доходом по паритету покупательной способности (ППС) менее 1,25 доллара США в день 2. Коэффициент нищеты 3. Доля беднейших двадцати процентов населения в структуре дохода или потребления
Задача 2. Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе женщин и молодежи 4. Рост ВВП на одного работающего 5. Доля занятых в общей численности населения 6. Доля занятых, живущих менее чем на 1,25 доллара США (ППС) в день 7. Доля занятых индивидуальной трудовой деятельностью и неоплачиваемых работников, занятых в домашнем хозяйстве, в общем числе занятых
Задача 3. Сократить вдвое за период 1990—2015 годов долю населения, страдающего от голода 8. Доля детей в возрасте до пяти лет с пониженной массой тела 9. Доля населения, недополучающего питание
Таблица 5
Задачи для достижения цели № 1 ЦРТ и показатели для мониторинга процесса
их достижения
В целом статистика ООН по ЦРТ ох- Это связано, прежде всего, с тем, что стра-
ватывает период с 1990 по 2015 год, но для ны ЕАЭС в этот период, несмотря на не-
нашего анализа мы ограничимся ее пред- полноту статистических данных, представ-
ставлением за отрезок с 2004 по 2013 год. лены в наибольшей степени [6].
Таблица 6
Статистические данные ООН по цели № 1 для стран ЕАЭС
Страны,-'^'^ ^^^^ Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доля населения с доходом по ППС менее 1,25 доллара США в день, в %
Армения 7,6 4,2 3,2 3,4 1,4 1,6 2,5 2,5 — —
Беларусь 0,1 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 — —
Казахстан 1,5 0,0 0,4 0,2 0,0 — 0,1 — — —
Кыргызстан 11,0 19,9 13,4 1,9 5,5 5,6 6,0 5,1 — —
РФ 0,7 0,2 0,2 0,1 0,0 0,0 — — — —
Коэффициент нищеты, в %
Армения 1,7 0,9 0,5 0,6 0,3 0,3 0,4 0,4 0,3 —
Беларусь 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 — —
Казахстан 0,3 0,0 0,1 0,0 0,0 — 0,0 — — —
Кыргызстан 2,3 5,9 3,4 0,1 1,4 1,5 1,4 1,2 — —
РФ 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 — — — —
Доля всего населения с доходом ниже национальной черты бедности1, в %1
Армения - — — — 27,6 34,1 35,8 35,0 32,4 32,8
Беларусь 17,8 12,7 11,1 7,7 6,1 5,4 5,2 7,3 6,3 5,5
Казахстан 33,9 31,6 18,2 12,7 12,1 8,2 6,5 5,5 3,8 2,9
Кыргызстан — — 39,9 35,0 31,7 31,7 33,7 36,8 38,0 37,0
РФ 17,6 17,8 15,2 13,3 13,4 13,0 12,5 12,7 10,7 10,8
Доля беднейших двадцати процентов населения в структуре дохода или потребления, в %
Армения 7,6 8,1 8,5 8,7 8,9 9,1 8,9 8,8 8,8 —
Беларусь 9,4 8,9 8,8 8,8 9,2 9,1 9,0 9,4 — —
Казахстан 8,5 9,5 9,0 9,0 9,4 — 9,5 — — —
Кыргызстан 7,7 6,2 6,4 8,8 6,7 7,0 7,1 7,7 — —
РФ 5,8 6,4 6,2 6,4 8,2 6,5 — — — —
Рост ВВП на одного работающего, в %
Армения 5,32 20,50 13,76 12,81 —0,47 —11,89 —0,59 5,60 — —
Беларусь 12,04 8,56 8,70 7,54 5,62 0,74 — — — —
Казахстан 6,60 8,50 5,57 5,65 0,33 0,61 4,51 5,07 2,46 —
Кыргызстан 3,76 —4,3 2,17 5,69 6,83 1,40 —1,68 4,38 —0,47 12,06
РФ 5,62 4,79 6,86 6,08 6,90 —5,71 3,72 2,91 2,41 1,56
Доля занятых в общей численности населения, оба пола, в %
Армения 43,4 — 42,5 — 49,8 48,1 49,6 51,4 — —
Беларусь — — — — — 57,7 — — — —
Казахстан 64,0 — — — 66,4 66,1 67,1 67,8 67,9 —
Кыргызстан 58,3 — 60,1 — — 58,5 58,7 59,3 58,8 57,3
РФ 60,3 61,3 61,7 63,1 63,2 62,0 62,7 63,9 64,9 67,8
Окончание табл. 6
Страны-''''''^ ^^^^ Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доля занятых, живущих менее чем на 1,25 доллара США (ППС) в день
Армения 4,0 2,0 1,4 1,6 0,6 — — — — —
Беларусь 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 — — — — —
Казахстан 1,1 0,3 0,1 0,1 0,1 — — — —
Кыргызстан 11,7 18,9 4,9 1,6 5,2 5,0 — — — —
РФ 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 — — — —
Доля занятых индивидуальной трудовой деятельностью и неоплачиваемых работников, занятых в домашнем хозяйстве, в общем числе занятых, в %
Армения - — — 35,7 29,4 25,2 27,5 29,8 — —
Беларусь — — — — — 2,1 — — — —
Казахстан 35,8 34,4 33,6 32,8 31,9 31,3 31,0 30,4 29,2 28,6
Кыргызстан 49,8 48,5 47,3 — — — — — — —
РФ 5,9 6,2 6,0 5,8 5,7 — — — — —
Доля детей в возрасте до пяти лет с умеренно или существенно пониженной массой тела, в %
Армения — 4,2 — — — — 5,3 — — —
Беларусь — 1,3 — — — — — — — —
Казахстан — — 4,9 — — — 3,7 — — —
Кыргызстан — — 2,7 — — 4,7 — — 3,7 —
РФ — — — — — — — — — —
Доля населения, недополучающего питание, в %
Армения 14,7 10,9 8,2 6,7 6,1 6,1 6,5 6,8 6,8 6,7
Беларусь 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Казахстан 5,4 5,5 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Кыргызстан 12,4 10,4 9,4 9,2 9,1 8,7 7,9 7,2 6,6 6,2
РФ 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
1 Этот показатель не входит в основной состав показателей мониторинга прогресса, но отражен в статистике ООН по ЦРТ.
По таким показателям, как доля населения с доходом по паритету покупательной способности менее 1,25 доллара США в день, коэффициент нищеты, доля всего населения с доходом ниже национальной черты бедности и доля занятых, живущих менее чем на 1,25 доллара США (ППС) в день, Кыргызстан и Армения имеют самые высокие значения и занимают первое и второе места соответственно за весь рассматриваемый период. Кроме того, в Кыргызстане доля населения, имеющего доход ниже националь-
ной черты бедности, стала резко увеличиваться, начиная с 2010 года.
Доля беднейших двадцати процентов населения в структуре дохода или потребления в 2011 году была самой высокой (9,4 %) в Беларуси по сравнению с 8,8 % в Армении и 7,7 % в Кыргызстане. В Казахстане годом раньше этот показатель находился на уровне 9,5 %, но и в предшествующий рассматриваемый период он был примерно на этом же уровне. В Российской Федерации в целом этот показатель является самым низким относительно данных стран.
Динамика показателя «Рост ВВП на одного работающего» — весьма нестабильна для всех стран. Можно отметить, что в 2009 и 2010 годах продолжилось его сокращение или резкое снижение во всех странах, за исключением Казахстана.
Данные для показателей «Доля занятых в общей численности населения», «Доля занятых индивидуальной трудовой деятельностью и неоплачиваемых работников, занятых в домашнем хозяйстве, в общем числе занятых», «Доля детей в возрасте до пяти лет с умеренно или существенно пониженной массой тела» являются неполными по рассматриваемым годам или не представ-ленны вообще, поэтому трудно поддаются анализу.
Показатель «Доля населения, недополучающего питание» полно представлен по всем рассматриваемым странам и годам. Для Беларуси, Казахстана и Российской Федерации отмечается стабильная ситуация в 5 %. Для Кыргызстана ярко выражено снижение с 12,4 % в 2004 году до 6,2 % в 2013 году. В Армении отмечаются некоторые скачки, но если брать весь период, то очевидно заметное снижение этого показателя к 2013 году.
Выводы
• Реализация целей развития тысячелетия (2000 год) принесла результаты в борьбе с крайней бедностью во всем мире и обозначила необходимость, во-первых, устранения ее коренных причин и, во-вторых, интеграции экономических, социальных и экологических измерений, что нашло отражение в целях в области устойчивого развития (2015 год).
• Бедность, рассматриваемая как отсутствие возможностей выбора в политической, социальной и экономической сфе-
рах, является таким явлением, которое препятствует развитию не только каждого отдельного человека, каждой страны, но и мира в целом.
• Динамика показателей, используемых ООН для мониторинга цели № 1 ЦРТ — ликвидации крайней бедности и голода, в целом отражает улучшение ситуации по странам Евроазиатского экономического союза за период с 2004 по 2013 год. Однако в Кыргызстане и Армении в большинстве случаев значения показателей значительно превышают значения аналогических показателей в остальных странах союза.
Литература
1. Воронкова О.В. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и других странах // Terra Economicus. — 2009. - Т. 7, № 2. - С. 74-81.
2. Литвинцева Г.П., Стукаленко ЕА, Воронкова О.В. Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — 340 с.
3. Литвинцева Г.П. Неравенство экономического развития и доходов населения в странах Евразийского экономического союза и Центральной Азии: анализ и выводы для политики // Alatoo Academic Studies. — 2015. — № 4. — С. 103—110.
4. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]: web-сайт. — URL: http:// www.un.org/ru/index.html (дата обращения: 22.08.2016).
5. Сен А. Развитие как свобода / пер. с англ. под ред. Р.М. Нуреева. — М.: Новое издательство, 2004. — 432 с.
6. Показатели достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия [Электронный ресурс]. — URL: http:// mdgs.un.org/unsd/mdg/Data.aspx (дата обращения: 05.09.2016).
7. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]: web-сайт. — URL: www
un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals (дата обращения: 22.08.2016).
8. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год [Электронный ресурс]. — URL: www.
un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf (дата обращения: 25.04.16).
TACKLE POVERTY - FIRST GOAL IN THE DEVELOPMENT PROGRAMMES OF THE UNITED NATIONS
O.V. Voronkova
Novosibirsk State Technical University ovoronkova@ngs .ru
In this article, firstly, the approach of the United Nations to development through such programs as "Millennium development goals" (2000) and "Sustainable development goals" (2015) is provided. The first place in literal sense is won by poverty problem. The problem of poverty is considered as an obstacle which slows down development of each certain person, each country and world in general. Secondly, the indicators of monitoring of process of the solution of the tasks providing goal achievement number one on the example of the countries of the Eurasian Economic Union are analysed.
Keywords: poverty, development goals, sustainable development, Eurasian Economic Union.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-36-44
References
1. Voronkova O.V Gosudarstvennaya politika regulirivaniya urovnya bednosti naseleniya v Rissii i drugih stranah [Public policy of population poverty level adjustment in Russia and other countries]. Terra Economicus, 2009, vol. 7, no. 2, pp. 74—81.
2. Litvintseva G.P., Stukalenko E.A., Voronkova O.V Differentsiatsiya dokhodov naseleniya i gosudarstvennaya politika ee sni%heniya v Rossiiskoi Federatsii [Income differentiation of population and the state policy of its decrease in the Russian Federation]. Novosibirsk, NSTU Publ., 2012. 340 p.
3. Litvintseva G.P. Neravenstvo ekonomi-cheskogo razvitiya i dokhodov naseleniya v stra-nakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i Tsentral'noi Azii: analiz i vyvody dlya politiki [Inequality of economic development and population income in the countries of the Eurasian economic union and Central Asia: analysis and political con-
clusions]. Alatoo Academic Studies, 2015, no. 4, pp. 103-110. (In Russian)
4. Organi%atsiya Ob"edinennykh Natsii [United Nations]: website. Available at: http://www.un.org/ ru/index.html (accessed 22.08.2016)
5. Sen A. Development as Freedom. New York, Knopf, 1999 (Russ. ed.: Sen. A. Ra%yitie kak svoboda. Translated from English by R.M. Nureev. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2004. 432 p.).
6. Millennium Development Goals Indicators. (In Russian) Available at: http://mdgs.un.org/ unsd/mdg/Data.aspx (accessed 05.09.2016)
7. Sustainable development goals: website. (In Russian) Available at: www.un.org/sustainabledevelop-ment/ru/sustainable-development-goals (accessed 22.08.2016)
8. Millennium Development Goals: 2015 report. — Available at: www.un.org/ru/millennium-goals/mdgreport2015.pdf (accessed 25.04.16).