УДК 332.1+338.2
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Соловьева Татьяна Сергеевна,
научный сотрудник, e-mail: [email protected], Вологодский научный центр РАН, г. Вологда
Пандемия коронавируса оказала воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Обострились проблемы безработицы, неравенства, падения выручки предприятий и снижения доходов, уязвимости отдельных категорий населения, усилилась нагрузка на системы здравоохранения и социального обеспечения, многие отрасли были вынуждены уйти в «онлайн» и т.д. В статье актуализируется роль социальных инноваций в решении проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19. Показано, что как действующие, так и созданные под влиянием эпидемиологического фактора проекты внесли значительный вклад в преодоление последствий распространения коронавируса. Особое внимание уделено социальному предпринимательству как одному из основных проводников социальных инноваций, оперативно отреагировавшему на вызовы новой реальности. Рассмотрены ключевые аспекты его развития и способы трансформации деятельности в период пандемии. Определено, что в целом социальные предприятия смогли адаптироваться к происходящим изменениям. Обозначена роль и основные меры поддержки социальных инноваций и социального предпринимательства в России и за рубежом. Отмечена необходимость адресной поддержки социальных предпринимателей.
Ключевые слова: социальные инновации, проблемы развития территорий, социальное предпринимательство, пандемия, COVID-19, поддержка социальных инноваций и социального предпринимательства
RESPONDING TO CHALLENGES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT IN THE FACE OF THE COVID-19 PANDEMIC: SOCIAL INNOVATIONS' CONTRIBUTION
Soloveva T.S.,
researcher, e-mail: [email protected], Vologda Research Center of Russian Academy of Sciences, Vologda
The coronavirus pandemic has affected every area of public concern. This has been manifested in the exacerbation
of unemployment and inequality, fall in the enterprises' revenue and income of the population, vulnerability of
certain groups, online activities, etc. The article was devoted to the role ofsocial innovations in solving problems
of territorial development in the context of the COVID-19 pandemic. It was shown that both existing projects
and initiatives created under the influence of the epidemiological factor have made a significant contribution to
overcoming consequences of the spread of the coronavirus. Special attention was paid to social entrepreneurship
as one of the main agents of social innovation, which promptly responded to the challenges of the new reality.
The study addressed the key aspects of the development of social entrepreneurship and ways of transforming its
activities during the pandemic. It established that social enterprises have adapted to the ongoing changes. The
paper also highlighted the role and main measures to support social innovation and social entrepreneurship in
Russia and abroad. In conclusion, it was noted that the need for targeted support of social entrepreneurs.
Keywords: social innovations, problems of territorial development, social entrepreneurship, pandemic, COVID-19, support for social innovation and social entrepreneurship
DOI 10.21777/2587-554X-2021-2-87-95
Введение
Пандемия COVID-19 оказала значительное воздействие на развитие всех без исключения сфер жизнедеятельности: следствием мер социального дистанцирования и локдауна стали закрытие предприятий, рост безработицы, ухудшение благополучия населения в целом и углубление социального неравенства, перевод многих отраслей в онлайн-режим работы и т.д. Распространение коронавируса поставило под угрозу сохранение имеющихся успехов по достижению целей устойчивого развития [8]. В частности, по оценкам специалистов, в результате непосредственного влияния и последствий пандемии до 130 млн человек в мире окажутся в крайней нищете, увеличится нагрузка на женщин, усилится гендерное и социально-экономическое неравенство, возрастут риски нехватки продовольствия в ряде стран и риски потери рабочих мест и др.1 Помимо этого, пандемия стала мощным психотравми-рующим фактором, провоцирующим рост тревоги, депрессии, алкоголизации, домашнего насилия и суицидального поведения [2, с. 301]. В сложившейся ситуации население, органы власти и хозяйствующие субъекты были вынуждены адаптироваться и реагировать на происходящие изменения. В то же время, несмотря на предпринимаемые правительствами меры, только их усилиями невозможно решить все возникшие проблемы, в результате чего к этому процессу подключились и другие акторы: бизнес, структуры гражданского общества, социальные предприниматели и т.д.
По мнению экспертов, в новых условиях возрастает роль инноваций для социально-экономического развития территорий [1, с. 9]. Это касается не только инноваций, связанных со здоровьем населения, масштабы инвестиций в которые многократно увеличились2, но и нововведений во многих других сферах жизни общества. Учитывая тот факт, что эффективность государственного управления в постпандемический период будет оцениваться в большей степени социальными индикаторами [3, с. 8], особо важная роль в контексте пандемии COVID-19 и преодоления ее последствий принадлежит социальным инновациям и социальному предпринимательству, значимость которых в настоящее время только растет3. Основной их миссией выступает решение тех или иных общественных проблем, неслучайно их называют первыми субъектами, которые отреагировали на проблемы, вызванные пандемией4. В связи с этим рассмотрим роль социальных инноваций в решении проблем развития территорий в условиях пандемии коронавируса, основываясь на анализе научного и практического дискурса в рамках данной тематики.
1. Социальные инновации в решении проблем развития территорий в период пандемии
COVID-19
Как показывает мировой опыт, социальные инновации, в самом общем виде представляющие «новые идеи, которые удовлетворяют социальные потребности, создают социальные отношения и способствуют развитию новых форм сотрудничества»5, успешно справляются с проблемами в сферах здравоохранения, образования, занятости, экологии, социального обеспечения, транспорта и др. Тем самым они вносят значимый вклад в достижение целей устойчивого развития территорий [5]. Социальные инновации чаще всего реализуются социальными предпринимателями и структурами гражданского общества, однако, в принципе могут быть инициированы органами власти и бизнес-сообществом. В условиях пандемии COVID-19 социальные инновации стали одним из важных направлений борьбы с
1 Brief#2: putting the UN framework for socio-economic response to COVID-19 into action: insights [Электронный ресурс]. - NY: UNDP, 2020. - 19 р. - URL: https://www.undp.org/content/dam/undp/library/covid19/Brief2-COVID-19-final-June2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
2 Covid-19 R&D Tracker [Электронный ресурс]. - URL: https://www.policycuresresearch.org/covid-19-r-d-tracker (дата обращения: 06.04.2021).
3 Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles [Электронный ресурс]. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/ view/?ref=135_135367-031kjiq7v4&title=Social-economy-and-the-C0VID-19-crisis-current-and-future-roles (дата обращения: 06.04.2021).
4 Social entrepreneurs are first responders to the COVID-19 crisis. This is why they need support [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.weforum.org/agenda/2020/09/social-entrepreneurs-are-first-responders-to-the-covid-19-crisis (дата обращения: 06.04.2021).
5 European Commission "Annual Growth Survey" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ec.europa.eu/europe2020/pdf/ ags2012_en.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
преодолением кризиса. В данном случае речь идет как об уже работающих проектах, так и о разработке новых, толчком к которой послужило именно распространение коронавируса, а также о социальных инновациях с использованием технологического компонента и без него. Безусловно, в период пандемии создание новых проектов ввиду социального дистанцирования происходило в значительной степени с использованием информационных и цифровых технологий (таблица 1).
Таблица 1 - Примеры социальных инноваций с технологической составляющей и без, разработанных в период пандемии СОУГО-19
Основные типы социальных инноваций Пример
Продукт UVD Robots (Дания) - роботы для осуществления дезинфекционных работ в медицинских учреждениях с целью снижения риска заражения медицинских работников
Услуга Navimize (США) - виртуальная комната ожидания для пациентов. Система уведомляет каждого пациента о точном времени приема, чтобы он мог направиться прямо в кабинет врача, снижая риски для здоровья от ожидания в коридоре медицинской организации
Организационная форма Frena la curva (Испания) - гражданская платформа, сообщество, способствующая организации сотрудничества между различными акторами для решения проблем, возникших в период пандемии. Помогает соединить людей, которым нужна помощь и тех, кто может оказать им поддержку
Процесс JD's Robots (Китай) - автономные системы доставки (от медикаментов до предметов первой необходимости), минимизирующие вероятность заражения
Правила и нормы Drive-through testing (Южная Корея) - введение стандартов масштабного тестирования на коро-навирус с низким уровнем контакта на базе автостоянок и парковок
Источник: составлено по: Balamatsias G. Social Innovation in the times of COVID-19 (https://www.socialinnovationacademy.eu/8-social-innovations-for-covid-19) с дополнениями автора.
Исследования показывают, что пандемия открыла новые возможности для развития цифровых социальных инноваций, в частности, цифрового посредничества и предоставления услуг [9]. Первые решали проблемы взаимодействия акторов, которые ранее не сотрудничали, либо в новых условиях не могли его осуществлять. Так, разрабатывались специальные платформы, позволяющие соединить друг с другом высвободившихся в результате закрытия предприятий работников с организациями, которые нуждались в рабочей силе. В отношении цифровых услуг активизировались онлайн-рекрутмент, онлайн-образование и наставничество, причем даже в таких сферах, которые рассматривают личный контакт как необходимость для предоставления услуги (например, религиозная деятельность).
Уже существующие проекты также адаптировались к сложившейся ситуации при активном участии интернет-технологий. FoodCycle (Великобритания), специализирующаяся на решении проблем одиночества и обеспечения хорошим питанием нуждающихся, до локдауна предоставляла для них здоровую пищу, приготовленную добровольцами из местного сообщества, одновременно создавая пространство для общения, во время карантина организовала производство на вынос, а также онлайн-чат, где добровольцы общались с людьми, которые были изолированы6. Учитывая, что и до пандемии многие люди, особенно городские жители [6], имели невысокую двигательную активность, в данный период стали актуальны проекты, позволяющие поддерживать физическую форму в онлайн-формате. Это касается не только фитнес-услуг, йоги и т.д., но и танцевальных занятий и удаленных дискотек (например, The Cares Family7).
Социальное предпринимательство как один из основных проводников социальных инноваций внесло значимый вклад в борьбу с коронавирусом. В связи с загруженностью формальных систем здравоохранения социальные предприятия оказали существенный объем медицинской и социальной помощи населению. Так, в Великобритании более 30 % всех медицинских услуг по уходу за больными и социальных услуг были предоставлены социальными предприятиями8.
В свою очередь, пандемия также оказала на социальное предпринимательство определенное воздействие, которое во многом определялось размером, длительностью и сферой деятельности организации, ее ресурсным потенциалом. Исследования, проведённые во Франции, показали, что самыми
6 Our impact [Электронный ресурс]. - URL: https://www.foodcycle.org.uk (дата обращения: 06.04.2021).
7 About us [Электронный ресурс]. - URL: https://www.thecaresfamily.org.uk/about (дата обращения: 06.04.2021).
8 Social Enterprise and COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.socialenterprise.org.uk/wp-content/uploads/2020/05/ Social-Enterprise-C0VID-19-research-report-2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
уязвимыми оказались предприятия, функционирующие менее пяти лет и имеющие в штате менее 10 сотрудников9. В целом около 60 % опрошенных социальных предприятий в Великобритании прогнозировали снижение спроса на их услуги и продукцию10. В качестве основных проблем, с которыми столкнулись социальные предприниматели во время пандемии, можно обозначить: трудности финансового обеспечения деятельности, в частности, увеличение расходов на закупку средств индивидуальной защиты; сложности выплат заработной платы сотрудникам и арендной платы, бремя налоговой нагрузки. Социальное дистанцирование и самоизоляция ограничили возможности деятельности социальных предпринимателей: некоторые организации были вынуждены закрыться/временно приостановить свою работу (предприятия в сфере туризма), вынуждены работать в закрытом режиме (например, учреждения здравоохранения и пансионаты для пожилых людей).
Социальные предприятия по-разному реагировали на происходящие изменения:
- часть из них продолжала функционировать, как и раньше, в связи с ростом спроса на услуги;
- ряд предприятий закрылись;
- некоторым пришлось ограничить спектр своей деятельности с целью обеспечения финансовой устойчивости из-за ограниченности ресурсов, трудностей доступа к государственной поддержке, отсутствия навыков финансового прогнозирования и цифровой коммуникации11;
- еще часть организаций переориентировала бизнес-модели либо модернизировала свою деятельность на время кризисных явлений.
Опрос социальных предпринимателей, проведенный SEUK и Британским советом в августе-сентябре 2020 года в различных регионах мира, показал, что в целом организациям удалось адаптироваться к происходящим изменениям (таблица 2). Только 2 % предприятий в Европе и тропической Африке закрылись, и около 7 % временно приостановили работу.
Таблица 2 - Реакция социальных предпринимателей в условиях пандемии СОУГО-19, % опрошенных
Вариант ответа Тропическая Африка Юго-Восточная Азия Южная Азия Европа
Производство (рост объемов) продукции/предоставление услуг онлайн 44 53 59 57
Производство новых продуктов/предоставление новых услуг 37 43 37 43
Производство продукции/предоставление услуг в сниженном объеме 32 31 25 38
Предоставление новой/дополнительной поддержки, непосредственно ориентированной на тех, кто нуждается в помощи из-за пандемии СОУ1Б-19 38 41 45 34
Временное закрытие 9 10 10 5
Закрытие 2 0 0 2
Источник: Darko E., Hashi F.M. Innovation and resilience: A global snapshot of social enterprise responses to Covid-19. London: British Council, 2020. 33 р.
Рассмотрим различные варианты трансформаций в работе социальных предпринимателей. Во-первых, они адаптировали свои функции под потребности определенных групп населения, особо уязвимых в период пандемии. Так, проект "La Cantine pour tous" (Канада), специализирующийся на производстве здорового питания для детей в школах, поставлял свою продукцию для пожилых людей, находящихся на самоизоляции12. Ряд предприятий в США работали на доставку еды для обучающихся некоторых сельских школ, которые были закрыты из-за коронавируса13.
9 Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles [Электронный ресурс]. - URL: https://www.read.oecd-ilibrary. org/view/?ref=135_135367-031kjiq7v4&tiÜe=Social-economy-and-the-COVID-19-crisis-current-and-future-roles (дата обращения: 06.04.2021).
10 Social Enterprise and COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.socialenterprise.org.uk/wp-content/uploads/2020/05/ Social-Enterprise-COVID-19-research-report-2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
11 Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles [Электронный ресурс]. - URL: https://www.read.oecd-ilibrary. org/view/?ref=135_135367-031kjiq7v4&title=Social-economy-and-the-C0VID-19-crisis-current-and-future-roles (дата обращения: 06.04.2021).
12 COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lacantinepourtous.org/services/covid-19 (дата обращения: 06.04.2021).
13 Policy implications of Coronavirus crisis for rural development [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/policy-implications-of-coronavirus-crisis-for-rural-development-6b9d189a/#figure-d1e543 (дата обращения: 06.04.2021).
Во-вторых, по мере роста спроса на определенные товары и услуги социальные предприятия на временной или постоянной основе переориентировались на их производство. К примеру, в Бельгии, две организации, которые непосредственно столкнулись с дефицитом средств индивидуальной защиты, в сотрудничестве с еще одним предприятием с использованием труда волонтеров создали совместное производство многоразовых масок для медицинского персонала14. При этом изготовление шаблонов для пошива масок осуществлялось сотрудниками с ОВЗ одной из компаний. Аналогичную схему трансформации производства использовали и ряд других проектов15. В России в качестве примера такой стратегии можно назвать студию лазерной резки «Фотон», которая ранее производила развивающие игрушки, сувениры и элементы декора из дерева. В условиях пандемии компания стала изготавливать трехмерные защитные щитки для лица. Еще один проект - «Мастерская полезных вещей Mir3d» (выпуск изделий из пластика для людей с ОВЗ) стала производить респираторы на 3D-принтере16.
В-третьих, ряд организаций полностью изменили направление своей деятельности. В частности, веломагазин из Бельгии "Bikeworks", организующий велоклубы для людей с ОВЗ, создал службу доставки продуктов питания, медикаментов и ряда других вещей для нуждающихся17.
В-четвертых, ускорение процессов цифровизации вследствие пандемии в целом привело к позитивным результатам для некоторых предприятий. Многие проекты перенесли свою деятельность в он-лайн-среду посредством открытия собственных интернет-магазинов или размещения своей продукции на крупных маркетплейсах18. Центр предоставления социально полезных услуг «Душевные люди» (г. Ня-гань) в условиях невозможности деятельности в традиционном формате разработал модель дистанционных социальных услуг на базе сотовой и интернет-связи19. Компания «Сколиолоджик.ру» (г. Санкт-Петербург), специализирующаяся на лечении сколизов, ортезировании и протезировании верхних и нижних конечностей, организовала систему дистанционного изготовления ряда ортопедических изделий, а также онлайн-консультирование специалистов, что привело к выходу проекта на новые рынки20.
Кроме того, возможности технологий и цифровизации стали активнее использоваться в плане привлечения новых клиентов, обмена информацией, привлечения финансирования. Так, краудфандин-говая платформа La Bolsa Social (Испания) на своей основе создала альянс с частными инвесторами и инвестиционными фондами для поддержки стартапов в области решения проблем, связанных с последствиями COVID-1921. Организация "Eneza Education" (Танзания) в допандемический период предоставляла образовательные услуги для детей, не имеющих возможности посещать школы. В новых условиях во время закрытия школ она расширила масштабы своей деятельности (в т.ч. в Кении, Руанде и Кот-д'Ивуаре), охватив 2,2 млн обучающихся, не имеющих постоянного доступа к сети Интернет на основе учебных ресурсов на базе USSD/SMS22. В дистанционном формате работали и многие образовательные проекты в России23. В то же время, как показывают исследования [7, с. 9], в регионах мира, имеющих
14 Mask coronavirus brussels [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ecores.eu/project/mask-coronavirus-brussels (дата обращения: 06.04.202i).
15 Mask Community [Электронный ресурс]. - URL: https://www.the-sewing-rooms.co.uk (дата обращения: 06.04.202i); Sustainable fashion Made in Italy [Электронный ресурс]. - URL: https://www.shop.progettoquid.com/chi-siamo-moda-etica-made-in-italy/?lang=en (дата обращения: 06.04.202i).
16 Полонская-Письман Л. Пандемия научила нас ценить жизнь и собственное здоровье [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.expert.ru/russian_reporter/2020/04/pandemiya-nauchila-nas-tsenit-zhizn-i-sobstvennoe-zdorove (дата обращения: 06.04.202i).
17 'I hope we don't forget the lessons we're learning now' - Zoe Portlock, Bikework [Электронный ресурс]. - URL: https://www. pioneerspost.com/business-school/202004i7/i-hope-we-don-t-forget-the-lessons-were-learning-now-zoe-portlock-bikeworks (дата обращения: 06.04.202i).
18 Социальные предприниматели теперь представлены на Wildberries [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-fund.ru/ press-center/news/sotsialnye-predprinimateli-teper-predstavleny-na-wildberries (дата обращения: 06.04.202i).
19 Пандемия: новые возможности для поставщиков социальных услуг в Югре [Электронный ресурс]. - URL: https://www.myopenugra. ru/news/society/pandemiya_novye_vozmozhnosti_dlya_postavshchikov_sotsialnykh_uslug_v_yugre (дата обращения: 06.04.202i).
20 Испытание на прочность. Последствия [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/454863i (дата обращения: 06.04.2021).
21 Convocatoria: Inversión de impacto para hacer frente al coronavirus [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bolsasocial.com/ blog/abrimos-convocatoria-inversion-de-impacto-soluciones-contra-el-coronavirus (дата обращения: 06.04.202i).
22 Category Archive [Электронный ресурс]. - URL: https://www.enezaeducation.com/category/enezas-response-to-covid-19 (дата обращения: 06.04.2021).
23 Все в онлайн! Как социальные предприятия работают во время коронавируса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-forum.ru/useful/vse-v-onlain-kak-sotsialnie-predpriyatiya-rabotayut-vo-vremya-koronavirusa (дата обращения: 06.04.2021).
низкий уровень доступа к интернету, социальные предприниматели не имели возможности перевести свою деятельность в онлайн.
2. Поддержка проектов социальных инноваций и социального предпринимательства
в период пандемии COVID-19
Социальные инновации и социальное предпринимательство, как было показано выше, играют значительную роль в решении многих проблем развития территорий в контексте пандемии и преодоления ее последствий. Однако данным проектам пришлось столкнуться с дефицитом финансирования, кадровых ресурсов и клиентов, и для того, чтобы продолжать функционировать, они нуждались в поддержке. По результатам опроса социальных предпринимателей SEUK и Британским советом, более трети организаций отметили, что в их стране (регионе) им не предоставлялась государственная поддержка [7, с. 14]. Негосударственная поддержка оказывалась в основном в форме онлайн-курсов и ве-бинаров, предоставлении грантов и помощи волонтеров.
В апреле 2020 года под эгидой Всемирного экономического форума был создан Альянс поддержки социальных предпринимателей в условиях COVID-1924. В рамках данной структуры была подготовлена соответствующая Программа действий25, определяющая основные посылы для различных акторов в целях оказания всесторонней поддержки социальным предпринимателям (таблица 3).
Многие структуры (как частные, так и государственные), оказывающие образовательные, консультационные и иные услуги в сфере социального предпринимательства, перешли на онлайн-формат и оказывали их дистанционно (Social Impact Award, Social Enterprise NL и UK, Центр развития социального предпринимательства РГСУ, ФРСП «Наше будущее» и др.). В Южной Корее правительство стало поощрять органы власти различного уровня участвовать в льготной программе закупок у социальных предпринимателей26. Кроме того, было решено субсидировать не только выплату заработной платы, но и трансформацию бизнес-моделей социальных предпринимателей, а также часть стоимости их продукции для ее реализации по сниженным ценам на специальной интегрированной рыночной платформе.
Таблица 3 - Основные рекомендации альянса поддержки социальных предпринимателей для
различных акто зов
Актор Основные рекомендации
Посредники Быть ориентированными на клиентов и сообщество; корректировать направления поддержки для адаптации бизнес-моделей социальных предпринимателей; обмениваться опытом и передовыми практиками; устанавливать взаимовыгодные партнерские отношения; использовать экосистемный подход и создавать коалиции для борьбы с СОУГО-19
(Импакт)-инвесторы Пересмотреть процессы и условия предоставления финансирования; рассмотреть возможности для направления благотворительной поддержки социальным предпринимателям; расширить техническую поддержку; использовать возможности совместного инвестирования для диверсификации рисков; разработать план поддержки на долгосрочную перспективу
Корпорации (бизнес) Придерживаться обязательств перед поставщиками; авансировать платежи, рассмотреть возможности повышения гибкости условий контрактов или переноса кредитного риска на корпоративный уровень; налаживать новые партнерские отношения с социальными предприятиями и поддерживать существующих партнеров; инвестировать в наращивание потенциала социальных предприятий за счет ресурсов корпоративного волонтерства
Спонсоры и филантропы Расширить поддержку социальных предпринимателей за пределами текущего портфеля инвестиций; ускорить принятие решений о предоставлении финансирования; взять на себя больший риск, чем планировалось; сотрудничать и расширять программы совместного финансирования; поддерживать инновационные и экспериментальные, даже радикальные проекты
24 Supporting 90,000 social entrepreneurs on the frontlines of the COVID-19 crisis [Электронный ресурс]. - URL: https://www. weforum.org/our-impact/we-are-supporting-90000-social-entrepreneurs-on-the-frontlines-of-the-covid-19-crisis (дата обращения: 06.04.2021).
25 COVID-19 Action Agenda Leaders on the Front Line: Why Social Entrepreneurs Are Needed Now More than Ever [Электронный ресурс]. - URL: http://www.weforum.org/docs/C0VTD19_SocEnt_Alliance_Report_2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
26 Policy response to COVID-19 for SSE enterprises in the Republic of Korea [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ilo.org/ global/topics/cooperatives/news/WCMS_742645/lang--en/index.htm (дата обращения: 06.04.2021).
Государственные структуры
Расширить финансирование и поддержание ликвидности социальных предприятий; ускорить принятие решений о предоставлении финансирования; осуществлять финансовую и нефинансовую поддержку организациям-посредникам; снимать регуляторные барьеры для участия социальных предпринимателей в получении доступа к финансированию, в т.ч. в программах государственных закупок и контрактов
Источник: составлено по: COVID-19 Action Agenda Leaders on the Front Line: Why Social Entrepreneurs Are Needed Now More than Ever (http://www.weforum.org/docs/COVID19_SocEnt_Alliance_Report_2020.pdf).
Согласно данным опроса РГСУ, проведённого в апреле 2020 года, самыми востребованными мерами поддержки среди российских социальных предпринимателей стали «безвозвратные субсидии, льготная аренда/безвозмездное пользование, снижение налоговых отчислений и отчислений в государственные фонды, привлечение инвесторов, а также информационное и образовательное сопровождение»27.
Социальным предпринимателям по всему миру предоставлялась поддержка в рамках общих направлений поддержки МСП (гранты и займы, налоговые льготы, информационная поддержка, отсрочка оформления административных документов и т.д.). Создавались и специализированные инструменты. Так, во Франции было создано несколько фондов для упрощения доступа к кредитам, предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов с отсроченным механизмом их погашения28. Активно поддерживалось развитие цифровых платформ для расширения сотрудничества между различными субъектами экономики в целях решения социальных проблем, спровоцированных пандемией.
В России многие социальные предприниматели в силу несоответствия их деятельности по ОКВЭД, обозначенной в нормативно-правовых актах, не были включены в категорию МСП, которые получили поддержку от государства29. Те же субъекты, которые попали в данный список, могли получить помощь в контексте предоставления кредитных и налоговых каникул, беспроцентных кредитов на заработную плату, отсрочку и снижение страховых взносов и арендных платежей и др. Ряд проектов, действующих в формате СО НКО, могли претендовать на некоторые льготы в виде арендных и налоговых каникул, снижения налоговой нагрузки, предоставления субсидий и грантов, инфраструктурной поддержки и т.д.30
Крупные российские компании, поддерживающие социальных предпринимателей в рамках корпоративной социальной ответственности, к примеру, АО «ОМК», также не остались в стороне и продолжили конкурсные программы по выделению грантов для развития проектов [4]. ФРСП «Наше будущее» также расширил спектр поддержки в плане отсрочки выплат по займам; выдачи грантов наиболее пострадавшим от пандемии социальным предпринимателям на покрытие текущих расходов; скупки продукции с целью последующей благотворительной реализации; антикризисной консалтинговой под-держки31. Краудфандинговая платформа Planeta.ru, в т.ч. для социальных предпринимателей, разрешила открывать сборы на выплату заработной платы и оплаты аренды помещений, для чего предусмотрена сниженная комиссия32. За рубежом крупные компании также оказывали поддержку социальным предпринимателям. Так, IKEA в рамках инициативы IKEA Social Entrepreneurship, в период пандемии сохранила объемы заказов от социальных предпринимателей, а во время приостановки производства направила грантовую помощь наиболее пострадавшим проектам33.
27 Безвозвратные субсидии, льготная аренда, снижение налогов, привлечение инвесторов [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/53161 (дата обращения: 06.04.2021).
28 Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles [Электронный ресурс]. - URL: https://wwww.read.oecd-ilibrary. org/view/?ref=135_135367-031kjiq7v4&title=Social-economy-and-the-COVID-19-crisis-cuiTent-and-future-roles (дата обращения: 06.04.2021).
29 «Социальные предприниматели не должны выпадать из фокуса внимания» - Елена Тополева-Солдунова [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oprf.ru/ru/press/news/2617/newsitem/55632 (дата обращения: 06.04.2021).
30 C0VID-2019. Антикризисный план общенационального союза некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. - URL: https://www.antivirus.rosnko.ru (дата обращения: 06.04.2021).
31 Фонд «Наше будущее» окажет адресную помощь социальным предпринимателям во время пандемии коронавируса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-fund.ru/press-center/news/fond-nashe-budushchee-okazhet-adresnuyu-pomoshch-sotsialnym-predprinimatelyam-vo-vremya-pandemii-kor (дата обращения: 06.04.2021).
32 Planeta.ru поможет малому бизнесу и социальным предпринимателям [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asi.org.ru/ news/2020/04/07/planeta-ru-sotspredprinimateli-pomoshh (дата обращения: 06.04.2021).
33 Annual Review FY20 IKEA Social Entrepreneurship [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gbl-sc9u2-prd-cdn.azureedge. net/-/media/ikeasocialentrepreneurship/ise-annual-review-fy20.pdf?rev=006dce6024d646c38d91d1c17c3f4cf1 (дата обращения: 06.04.2021).
Заключение
Таким образом, социальные инновации, в частности, социальное предпринимательство, являются весьма значимыми субъектами в плане преодоления последствий пандемии COVID-19. По мнению экспертов ОЭСР, в долгосрочной перспективе именно социальные предприятия могут «перестроить посткризисную экономику, продвигая инклюзивные и устойчивые экономические модели»34. В то же время введенные ограничения существенно повлияли на работу многих проектов и снизили их финансовую устойчивость. Однако социальные предприятия зачастую работают при ограниченности ресурсов и характеризуются гибкостью и инновационными подходами в решении различных проблем. Тем не менее, они нуждаются в соответствующей поддержке со стороны различных стейкхолдеров. Как показывает мировая практика, спектр оказываемой помощи достаточно широк. В то же время, к примеру, в России, отмечается, что ряд социальных предприятий в силу специфики их деятельности выпали из фокуса внимания органов власти, поэтому необходимо реализовывать мероприятия, направленные, в том числе, непосредственно на поддержку данной категории организаций. Это позволит активизировать реализацию новых проектов и оказать помощь уже функционирующим социальным предприятиям в целях решения проблем развития территорий в условиях пандемии и нивелирования ее влияния на различные сферы жизнедеятельности.
Список литературы
1. Аганбегян А. Мир после коронавирусной пандемии // Мир перемен. - 2021. - № 1. - С. 8-23.
2. Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2020. - Т. 5, № 2 (18). - С. 291-308. - DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.010.
3. Паньшин Б.Н., Серебряков Д.А. Методологические и методические аспекты оценки социальной и экономической эффективности социальных новшеств // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № 2 (33). - С. 7-14. - DOI: 10.21777/2587-554X-2020-2-7-14.
4. Полонская-Письман Л. Пандемия научила нас ценить жизнь и собственное здоровье [Электронный ресурс]. - URL: https://www.expert.ru/russian_reporter/2020/04/pandemiya-nauchila-nas-tsenit-zhizn-i-sobstvennoe-zdorove (дата обращения: 06.04.2021).
5. Соловьева Т.С. Влияние социальных инноваций на региональное развитие: концептуальные положения // Вопросы региональной экономики. - 2018. - № 3 (36). - С. 91-88.
6. Соловьева Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом // Проблемы развития территории. - 2016. - № 3 (83). - С. 119-136.
7. Darko E., Hashi F.M. Innovation and resilience: A global snapshot of social enterprise responses to Covid-19. - London: British Council, 2020. - 33 р.
8. Kituyi M. et al. The Impact of the COVID-19 Pandemic on Trade and Development: Transitioning to a New Normal. - Geneva: UNCTAD, 2020. - 113 р.
9. Scheidgen K., Aslan Gümüsay A., Günzel-Jensen F., Krlev G., Wolf M. Crises and entrepreneurial opportunities: Digital social innovation in response to physical distancing // Journal of Business Venturing Insights. - 2021. - Vol. 15. - DOI: 10.1016/j.jbvi.2020.e00222.
References
1. Aganbegyan A. Mir posle koronavirusnoj pandemii // Mir peremen. - 2021. - № 1. - S. 8-23.
2. Byhovec Yu.V., Kogan-Lerner L.B. Pandemiya COVID-19 kak mnogofaktornaya psihotravmiruyushchaya situaciya // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. - 2020. -T. 5, № 2 (18). - S. 291-308. - DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.010.
3. Pan'shin B.N., Serebryakov D.A. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty ocenki social'noj i ekonomicheskoj effektivnosti social'nyh novshestv // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2020. - № 2 (33). - S. 7-14. - DOI: 10.21777/2587-554X-2020-2-7-14.
34 Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles [Электронный ресурс]. - URL: https://www.read.oecd-ilibrary. org/view/?ref=135_135367-031kjiq7v4&title=Social-economy-and-the-COVID-19-crisis-current-and-future-roles (дата обращения: 06.04.2021).
4. Polonskaya-Pis'man L. Pandemiya nauchila nas cenit' zhizn' i sobstvennoe zdorov'e [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.expert.ra/mssian_reporter/2020/04/pandemiya-nauchila-nas-tsenit-zhizn-i-sobstvennoe-zdorove (data obrashcheniya: 06.04.2021).
5. Solov'eva T.S. Vliyanie social'nyh innovacij na regional'noe razvitie: konceptual'nye polozheniya // Voprosy regional'noj ekonomiki. - 2018. - № 3 (36). - S. 91-88.
6. Solov'eva T.S. Uroven' fizicheskoj aktivnosti i motivirovannosti gorodskogo naseleniya k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom // Problemy razvitiya territorii. - 2016. - № 3 (83). - S. 119-136.
7. Darko E., Hashi F.M. Innovation and resilience: A global snapshot of social enterprise responses to Covid-19. - London: British Council, 2020. - 33 p.
8. Kituyi M. et al. The Impact of the COVID-19 Pandemic on Trade and Development: Transitioning to a New Normal. - Geneva: UNCTAD, 2020. - 113 p.
9. Scheidgen K., Asian Gümüsay A., Günzel-Jensen F., Krlev G., Wolf M. Crises and entrepreneurial opportunities: Digital social innovation in response to physical distancing // Journal of Business Venturing Insights. - 2021. - Vol. 15. - DOI: 10.1016/j.jbvi.2020.e00222.