Научная статья на тему 'Решение проблем по регулирования межнациональных отношений на примере Ленинградской области'

Решение проблем по регулирования межнациональных отношений на примере Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межнациональные отношения / межнациональное регулирование / государственное регулирование в Ленинградской области / the international relations / international regulation / state regulation in the Leningrad region

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьменко Александр Валерьевич

В научной статье содержатся результаты исследования способов решения основных проблем по регулированию межнациональных отношений в Ленинградской области в сравнении с другими регионами Российской федерации. Оценивается опыт, который имеет Ленинградская область, по решению основных проблем национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution of problems on regulation of the international relations on the example of the Leningrad region

The scientific article contains results of research of ways of the solution of the main problems on regulation of the international relations in the Leningrad region in comparison with other regions of the Russian Federation. Experience which the Leningrad region according to the solution of the main problems of national policy has is estimated.

Текст научной работы на тему «Решение проблем по регулирования межнациональных отношений на примере Ленинградской области»

Решение проблем по регулирования межнациональных отношений на примере

Ленинградской области

The solution of problems on regulation of the international relations on the example of the

Leningrad region.

Кузьменко Александр Валерьевич,

магистрант 1 курса

направления «Государственное и муниципальное управление» СЗИУ РАНХиГС,

г. Санкт-Петербург

Kuzmenko Alexander Valeryevich,

1 course magistrate of State and municipal management in NWIMRANEPA,

Saint-Petersburg

Аннотация

В научной статье содержатся результаты исследования способов решения основных проблем по регулированию межнациональных отношений в Ленинградской области в сравнении с другими регионами Российской федерации. Оценивается опыт, который имеет Ленинградская область, по решению основных проблем национальной политики.

Ключевые слова:

межнациональные отношения, межнациональное регулирование, государственное регулирование в Ленинградской области

Abstract.

The scientific article contains results of research of ways of the solution of the main problems on regulation of the international relations in the Leningrad region in comparison with other regions of the Russian Federation. Experience which the Leningrad region according to the solution of the main problems of national policy has is estimated.

Keywords:

the international relations, international regulation, state regulation in the Leningrad region

На протяжении всей истории России государственное регулирование межнациональных отношений имело очень большое значение, в связи с многонациональным и поликонфессиональным составом нашей страны. В разные периоды национальный вопрос играл решающую роль в будущем существовании государства и именно поэтому во всех военных конфликтах оппоненты делали ставку на разделение России именно по этому признаку. Внутри страны основные проблемы, связанные с национальным вопросом, на межнациональной почве имели характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной законодательной и исполнительной власти - центром и регионами. Достаточно значительную роль в этих конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. Причин для национально-этнических конфликтов много.

На сегодняшний день, проблема государственного регулирования очень актуальна и приобретает еще большее значение, чем ранее. В современной России конфликты на межнациональной почве в основном носят политический характер, поэтому решение данной проблемы могут быть очень специфичны. При подходе к решению основных задач по регулированию необходимо быть очень осторожным и деликатным, это касается как законодателя, так и исполнителя. [4,с. 35].

В государственно-правовой науке наблюдается значительное отставание разработки вопросов межнациональных отношений. Нужно отметить, что до настоящего времени еще серьезно не разрабатывались вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений и российской государственности в целом. Также, небольшое влияние уделено реализации разделения властей по вертикали, что приводит на практике к разносторонним поискам, выходящим за пределы правового поля. А это может оказать негативное влияние на развитие национальных отношений и выработку национальной политики в Российской Федерации. [7, с. 152]

Проблема регулирования межнациональных отношений в России уже становилась предметом изучения, большой вклад в ее исследование внесли Абуладзе Д. Г. в своей работе «Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия» [2,с.65], а также Михайлова Л. Я. «Межнациональные отношения в современной России» [6, с. 12]. Работы ученых в данной сфере затрагивают общие проблемы

межнациональных отношений и пути их решения на примере всей страны, федеральных округов, крупных федеральных центров. В данной статье проведен анализ решения проблем по регулированию междунациональных отношений на примере Ленинградской области.

В Ленинградской области, как и в других регионах России, проживает большое количество национальностей и народностей. Основная особенность региона такова, что, несмотря на то, что русских по данным Всероссийской переписи населения 2010 года насчитывается около 95 %, 5 оставшихся процентов составляют 140 национальностей и 80 народностей. Всего, по данным этой переписи в нашем регионе проживает 1 миллион-700 тысяч человек.

Государственная политика региона направлена, прежде всего, на свободное, дружественное существование всех национальностей на территории Ленинградской области, а также на возрождение и популяризацию национальных традиций народов-меньшинств, на сохранении их самобытности при полной интеграции с обществом. [7, с.134]Именно поэтому государством повсеместно поддерживаются культурные объединения, представляющие в Ленинградской области практически, все основные этнические группы.

Основными направлениями деятельности этих объединений являются:

• Сохранение национальной культуры;

• изучение родного языка;

• установление контактов с малой Родиной;

• оказание правовой и социальной поддержки представителям своей национальности. Для сохранения гармоничного существования на территории Ленинградской области всех народностей государственные органы региона еще в 2013 году начали реализацию долгосрочных целевых программ «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области» и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области». [1, с. 43]

Также, Образован Совет при Губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям и экспертно-консультативный совет по национальной политике, цель которых - обеспечение экспертно-аналитического сопровождения реализации программ в данной сфере.

Для более эффективной работы были сформированы советы по межнациональным отношениям во всех муниципальных районах Ленинградской области.

Неотъемлемой частью гармоничного существования является культурная интеграция. Для этого, реализация национальной политики ведется совместно с комитетом по культуре Ленинградской области, комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. [5, с. 67]

Комитетом разработана и апробирована система обучения лиц, ответственных за реализацию национальной политики в муниципальных образованиях, которая включает семинары, «круглые столы», конференции по вопросам устойчивого общественного развития; проводится мониторинг состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений; идёт работа по профилактике и предотвращению предконфликтных и конфликтных ситуаций в Ленинградской области.

В рамках реализации задачи распространения знаний об истории и культуре народов Российской Федерации созданы и распространяются пять анимационных короткометражных фильмов о коренных малочисленных народах Ленинградской области (водь, ижора, вепсы, тихвинские карелы и ингерманландские финны) в сети «Интернет». Серия ориентирована, прежде всего, на молодежь, подростков и детей. Общее количество просмотров составило более 100 тыс. в сети «Интернет». Первый год посвящен финно-угорским народам.

Созданные анимационные ролики являются уникальными в своем роде. К созданию были привлечены профессиональные этнографы, сотрудники российской академии наук и представители общественных организаций. Также, на территории Ленинградской области разработаны и реализуются уникальные этнокультурные проекты, такие как:

1) Проект «Перекрёсток» - создан для перевода традиционного фольклора коренных народов. Проект направлен на популяризацию уникального, но малоизвестного фольклора коренных народов Ленинградской области.

2) Проект «Национальная мобильная школа коренных малочисленных народов Ленинградской области. Данный проект представляет собой систему мобильного национального образования представителей коренных малочисленных народов Ленинградской области (ижора, водь и вепсы) и местных жителей - представителей других национальностей.

3) Этнодизайн-проект - проект посвящен мифологии коренных народов Ленинградской. Проект направлен на развитие терпимости среди жителей Ленинградской области, на совместное творчество, как представителей коренных малочисленных народов, так и представителей других национальностей, проживающих на территории Ленинградской области. [5, с 78]

Одной из основных проблем почти во всех регионах страны состоит в том, что взаимодействия национально-культурных автономий и религиозных организаций между собой, с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления очень мала. Очень мало уделяется внимание диаспорам, а ведь они имеют огромный авторитет среди своих национальностей. Тесное взаимодействие с представителями

национальных общин и диаспор является одним из важнейших факторов поддержания стабильной, контролируемой миграционной обстановки. Отличительная особенность Области состоит в том, что эта работа не прекращается. Эта работа дает свои плоды. Межэтническая преступность в Ленинградской области меньше чем в среднем по стране.

Очень важным этапом интеграции для представителей других национальностей является проект, который назвали «Дом Дружбы». Областным комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным связям был объявлен конкурс по организации проведения мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области, среди которых «справочник мигранта», школа мигрантов, курсы русского языка для мигрантов, методические пособия для мигрантов. При этом идет активная работа над концепцией национальной политики региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных проблем на протяжении существования России было взаимоотношение между ее многонациональным народом. Во все времена именно этот фактор использовался нашими противниками в расшатывании ситуации в стране. На современном этапе эта проблема не потеряла своей актуальности. В течении 25 последних лет Россия находится в состоянии постоянных изменений в экономической, политической и социальной жизни общества. Этот сопровождается серьезными экономическими проблемами и высоким уровнем социального расслоения и поэтому для реализации гармоничного существования всех наций Российской федерации необходимо использовать только лучшие примеры в решении данной проблемы. Этим примером можно считать политику, проводимую в Ленинградской области. Основными особенностями успешного развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области являются несколько факторов: тесное взаимоотношение между государственными органами и представителями диаспор; взаимоотношение между религиозными организациями, принадлежащих к разным конфессиям; также, очень большое внимание уделяется финансовой поддержки национальных объединений, целью которых служит: возрождение, сохранение и развитие национальной культуры и традиций своего народа, изучение родного языка;оказание правовой и социальной поддержки представителям своей диаспоры; установление контактов с исторической Родиной.

Также, отличительной особенностью является тот факт, что в реализации государственной национальной политики Ленинградской области принимают участие не только органы государственной власти Ленинградской области, но и учреждения культуры, образовательные учреждения, учреждения системы работы с молодежью, научные организации, учреждения социального обслуживания, иные некоммерческие организации, также, активно привлекаются к работе средства массовой информации. Активное участие принимают органы местного самоуправления Ленинградской области и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий.

Список литературы

1. Абуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия. - М., 2000. - 145 с.

2. О долгосрочной целевой программе «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы» [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2012-2016. URL: http://docs.cntd.ru/document/537917321

3. Глава комитета по местному самоуправлению Ленобласти Михаил Лебединский: Реформа МСУ -объективная необходимость / Ленинградское областное информационное агентство [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2003-2016. URL: http://www.lenoblinform.ru/news/2014/04/10/Lebedinskiy-intervyi-100414.html

4. Касперович Ю. Н. Национальный интерес в контексте современной российской национальной политики: социально-философский анализ: диссертация. - Краснодар, 2008. - 137 с.

5. Михаил Лебединский о межнациональных отношениях, трудовых мигрантах и просто о жизни.../ Всеволожский муниципальный район Ленинградской области Муниципальное образование «Заневское городское поселение» [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2015. URL: http ://www. zanevka. org/index.php?id= 1348

6. Михайлова Л.Я. Межнациональные отношения в современной России. - М., 2006. - 258 с.

7. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.