Научная статья на тему 'Решение проблем освоения подземного пространства г. Владивосток'

Решение проблем освоения подземного пространства г. Владивосток Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT PROBLEM / СОПОЧНЫЙ РЕЛЬЕФ / ГОРОД / CITY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TUNNELS / MOUNTAIN RELIEF

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Летуновский Алексей Михайлович, Макаров Владимир Владимирович, Лозин Геннадий Борисович

Рассмотрены проблемы освоения подземного пространства г. Владивосток. Показано, что в условиях гористого рельефа применение тоннельных схем автомобильного транспорта является наиболее эффективным способом решения транспортных и экологических проблем города. На примере автодорожного тоннеля Луговая – 3-я Рабочая продемонстрированы способы осуществления строительства автодорожных тоннелей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Летуновский Алексей Михайлович, Макаров Владимир Владимирович, Лозин Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Underground Space Usage in Vladivostok City

The problems of the underground space using of Vladivostok city are shown. There are explain clear that in condition of mountain type of relief the road tunneling can be effectively used to design the transporting problems of the city. The example of the road tunnel construction is described on the Lugovaya-Rabochaya tunnel project.

Текст научной работы на тему «Решение проблем освоения подземного пространства г. Владивосток»

© A.M. Летуновский, B.B. Макаров, Г.Б. Лозин, 2013

УЛК 622.22.272: 622.016

A.M. Летуновский, В.В. Макаров, Г.Б. Лозин

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА г. ВЛАДИВОСТОК *

Рассмотрены проблемы освоения подземного пространства г. Владивосток. Помазано, что в условиях гористого рельефа применение тоннельных схем автомобильного транспорта является наиболее эффективным способом решения транспортных и экологических проблем города. На примере автодорожного тоннеля Луговая - 3-я Рабочая продемонстрированы способы осуществления строительства автодорожных тоннелей города.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, сопочный рельеф, город, экология, эффективность.

Владивосток - уникальный по своему географическому и природному положению город, развитие которого должно осуществляться с учетом ограниченности градостроительной территории и специфики рельефа полуострова Муравьева-Амурского. Существующие концепции развития города недостаточно учитывают эту специфику. Так в проекте «Концепции генерального плана г. Владивостока», разработанной в 2005 году, и в самом Генеральном плане, принятом в 2010 году, практически проигнорирована необходимость широкого использования подземного пространства города [1, 2].

Современная урбанистическая и градостроительная политика не только за рубежом, но и в крупных городах России невозможна без рассмотрения вопросов подземного размещения городских коммуникаций [3]. Использование подземного пространства для городских нужд наиболее актуально для развития городов с ограниченной по природным условиям территорией размещения [4]. Особую актуальность вопросы освоения подземного пространства приобретают для городов, расположенных на холмистой местности.

*Работа написана при поддержке Гранта Минобрнауки РФ №7.8652.2013 в рамках Государственного задания.

Здесь резко возрастают транспортные проблемы, проблемы размещения городских коммуникационных сетей, резко возрастают затраты на доставку воды и бытовых стоков в жилых районах.

Комплекс градостроительных проблем Владивостока, таких как транспортная, экологическая, проблемы водоснабжения и очистки бытовых и промышленных стоков не могут быть эффективно решены традиционными методами, не учитывающими специфику городской территории. Использование подземного пространства Владивостока имеет свои глубокие исторические корни [5]. Строительство Владивостокской крепости, транспортных железнодорожных тоннелей в черте города в конце 19 и начале 20 века происходило весьма интенсивно. Активная политика подземного строительства осуществляется и в других государствах и регионах АТР, имеющих островное и полуостровное расположение [6].

Однако в советский период развития Владивостока в градостроительной политике возобладали тенденции неоправданной экономии средств, выделяемых на решение основных урбанистических проблем города, в ущерб рациональности и эффективности использования застраиваемой территории. В ведущих городских проектных организациях постепенно исчезли специалисты по подземному строительству, на базе существующих университетов не велась подготовка кадров горных инженеров-строителей. Ведущие организации, специализирующиеся на подземном строительстве, такие как «Гидроспецстрой» и «Подземстрой» не были ориентированы на решение задачи масштабного освоения подземного пространства города.

Ситуация несколько изменилась после реформ 1991 года, когда появилась возможность самостоятельного решения насущных местных проблем. В 1993 году была образована Дальневосточная горно-строительная компания, специализирующаяся на вопросах подземного строительства. В настоящее время это крупная организация, имеющая разветвленную сеть филиалов по всей России и обладающая высоким проектным и кадровым потенциалом подземного строительства, в том числе городского.

В 2000 году в Дальневосточном государственном техническом университете открыта специальность «Шахтное и подземное строительство» и организована кафедра «Строительства подземных сооружений», специализирующаяся на подготовке горных инженеров-строителей. С 2005 по 2013 гг. осуществлено девять выпусков этой специальности, студенты и аспиранты которой сегодня разработали комплексную схему подземного транспорта г. Владивосток, участвуют в программах международного сотрудничества с университетами КНР, США и Австралии.

Специалистами ДВГСК были произведены предпроектные разработки по строительству системы автодорожных тоннелей в черте города, полностью решающей проблему автомобильного транспорта Владивостока и значительно улучшающей экологическую обстановку. Это наиболее острый вопрос сегодняшнего дня, поскольку рост автомобильного парка города привел в последние годы к резкому увеличению городских транспортных потоков.

Оптимальным решением при наличии сложного рельефа города и достаточно жестких нормативных требованиях к плану и профилю городских транспортных магистралей является использование различных искусственных сооружений: мостов, путепроводов, виадуков, тоннелей, развязок и т.п. Один из таких примеров, проработанных ДВГСК, приводится ниже. Предлагается строительство автодорожного тоннеля, эксплуатация которого позволит снизить транспортную напряженность на одном из самых критических по интенсивности движения участке, связывающем улицу Некрасовскую с площадью Дуговой.

Основные характеристики тоннеля приведены в табл. 1.

Ввод в строй и эксплуатация автодорожных тоннелей "Улица Дуговая - кольцевая развязка 3-я Рабочая", "Кольцевая развязка 3-я Рабочая — улица Дуговая" приведет к изменению основных инженерно-экономических, социально-экономических и градостроительных показателей, характеризующих состояние городской транспортной инфраструктуры. Сравнительные данные по предлагаемой и существующей транспортной схеме приведены в табл. 2.

Таблица 1

Основные характеристики автодорожного тоннеля «3-я Рабочая / Луговая»

Размещение (трассировка) тоннеля и размещение порталов Линия "3-9" ( Кольцевая развязка "3-я Рабочая" - участок примыкания улицы Горной к улице Луговой); линяя "10-3" (В районе улицы Луговой с входным порталом вблизи портала ж/д тоннеля — кольцевая развязка "3-я Рабочая".

Срок службы тоннеля Не менее 100 лет. Межремонтные сроки строительных конструкций постоянных устройств — не менее 50 лет.

Способ движения транспорта Раздельные тоннели с односторонним двухрядным движением

Направление осей тоннеля С северо-запада на юго-восток

Продольный профиль тоннеля Односторонние уклоны для линии "10-3" -- 4,8 % и для линии "3-9" - 4,5%

Основные параметры поперечного сечения Ширина — 13,2 м, высота - 9,7 м

Длина рамповых въездов и выездов От 40 до 150 м для пинии "10-3", от 40 до 1 00 м для линии "3-9"

Размеры тоннеля: а) длина тоннеля б) ширина проезжей части на две полосы в) ширина тротуара для эвакуации людей по линии "3-9" - 1 100 м; по линии "10-3" -920 м; 4 м; 0:75 м

Тип тоннельной обделки Монолитная железобетонная обделка

Дорожное покрытие Комбинация цементо- и асфальтобетонного материала Марка - В-25, Г-300, \У-6

Вентиляция тоннеля при движении транспорта Принудительная вентиляция и однонаправленное дополнительное проветривание

Основные потребители услуг автодорожного тоннеля — владельцы и водители пассажирского транспорта, грузового транспорта, легкового, в том числе индивидуального транспорта и такси, специального транспорта. При анализе была проведена сегментация рынка с выделением однородных групп потребителей, при этом предполагалось, что пользователями тоннеля будут владельцы автотранспорта со средним и высоким уровнем дохода, обращающие внимание, прежде всего на удобство, комфорт и сокращение времени проезда.

Таблица 2

Сравнительные показатели по использованию тоннельной вставки по линиям «10-3», «3-10» и существующей магистрали «3-я Рабочая Луговая»

Группа показателей Показатели На существующей магистрали «3-я Рабочая - Баляева - Луговая» При эксплуатации тоннеля по линиям «10-3», «3-9»

Инженерно-экономические Расстояние перемещения грузов, м 3.400 1100 и 920

Время перемещения грузов, мин. 6.8 1

Расход топлива, л/авт. 0,34 0,1

Снижение степени износа автопарка, % 0 7

Затраты на прокладку инженерных коммуникаций, % 0 30

Социально-экономические Время поездок населения, мин. 40 8

Безопасность движения транспорта и пешеходов (снижение ДТП), % к уровню на момент исследования 0 к уровню на момент исследования 30

Экологическое состояние и санитарно-гигиенические условия городской среды (снижение ПДК, %) к уровню на момент исследования 0 к уровню на момент исследования 10

Градостроительные Транспортная подвижность населения: рост 0 0,1

Воздействие транспортных потоков на здания и сооружения, % 100 40

Использование городского пространства для озеленения и жилого строительства территории под сооружение, кв. км 0,2 0,012

Коэффициент не прямолинейности 3.4 1

С целью изучения предпочтений потребителей и анализа рыночного спроса были проведены маркетинговые исследования, информационной базой которых явились социологические исследования, а также полевые исследования транспортных потоков на текущий момент с прогнозным расчетом интенсивности движения в районе предполагаемого строительства на первый период эксплуатации тоннеля.

Основой расчета общего размера рынка дорожных услуг в сфере влияния тоннеля является расчет интенсивности движения на конкурирующих транспортных магистралях города Владивостока. Для определения доли рынка тоннеля был проведен БШОТ-анализ на начальный период эксплуатации тоннеля с выделением основных критериев, оказывающих влияние на распределение транспортных потоков: время проезда, расстояние, безопасность движения, комфортность, качество покрытия, затраты на проезд.

Реализация проекта позволит улучшить экологическую обстановку в городе, поскольку при эксплуатации тоннеля выбросы отработанных газов от автомобильного транспорта будут ниже по сравнению с имеющимися выбросами, возникающими в процессе эксплуатации транспорта на существующих транспортных магистралях. Это связано с уменьшением объема сгораемого топлива, уменьшением пробега автомобилей, увеличением скорости движения, уменьшением нахождения транспорта в пути в случае пользования тоннелем. Перераспределение транспортных потоков позволит уменьшить загрязнение почв территорий, прилегающих к наземным магистралям, металлическим свинцом. Шумовое загрязнение от транспорта, движущегося через тоннель, будет практически равно нулю. В связи с перераспределением транспортных потоков, на наземных магистралях влияние шумового загрязнения на окружающую среду также будет существенно снижено.

Рассмотрение альтернативных вариантов доходных и расходных частей рассматриваемого инновационного проекта показывает, что срок окупаемости строительства составляет 12-14 лет. Таким образом, проблема движения автомобильного транспорта в городе Владивостоке с учетом строительства сети автодорожных тоннелей может быть весьма успешно решена. Представляется, что генеральный план раз-

вития города также должен учитывать и другие составляющие городской транспортной проблемы: строительство скоростного трамвая и подземное размещение большинства гаражей и автостоянок в центральной и периферийных частях города.

Помимо транспортной проблемы город Владивосток испытывает большие трудности с подземным размещением сетей ливневой и бытовой канализации, прокладкой различных кабельных сетей и их ремонтом. Большинство этих проблем также могло быть успешно разрешено при размещении указанных сетей в коллекторных тоннелях. Как в период строительства, так и в период эксплуатации сетей никаких нарушений земной поверхности и движения по ней не происходит.

При условии ограниченности территории эффективным также представляется подземное размещение торговых и культурно-спортивных комплексов, складских помещений, технологических комплексов систем водоснабжения и канализации (насосные станции, станции перекачки и т.д.). Подземное размещение этих и других объектов городского хозяйства тем более эффективно в условиях холмистой территории Владивостока, где перепад высот составляет 200-300 м. Здесь возможно безопасное многоярусное подземное строительство.

Таким образом, сегодня Владивосток располагает большим производственным, проектным, кадровым и научным потенциалом в области подземного строительства, что делает задачу эффективного освоения подземного пространства города вполне решаемой. Объединение усилий существующих проектных, производственных, учебных и научных организации в рамках Региональной и Федеральной программ может вывести город на качественно новый уровень комфортности проживания.

Все эти положения должны быть в полной мере учтены в перерабатываемом сегодня «Генеральном плане города Владивосток».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция генерального плана города Владивостока. - Приморгра-жданпроект, 2005.

2. Генеральный план Владивостокского городского округа. Сводный Том Положения о территориальном планировании, Приморгражданпроект, Текстовые материалы. - Владивосток, 2008 г.

3. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика. М.: Стройиздат, 1979.

4. Воронов В. Мосты. Тоннели. Развязки. Метро. Транспортная инфраструктура требует внимания Строительство и городское хозяйство, №59, 2003.

5. Крепость Владивосток //Н.Б.Аюшин, В.И.Калинин, С.А.Воробьев и др. - С.-Пб.: Изд-во «Остров», 2001.

6. Underground Spaces Design, Engineering and Environmental Aspects. WIT Press, 2008, 218 p. ES

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Летуновский Алексей МихайловиЧ - горный инженер-строитель. Макаров Владимир Владимирович - доктор технических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток e-mail: vlmvv@mail.ru

Лозин Геннадий .Борисович - горный инженер-строитель, главный инженер ОАО «Дальневосточная горно-строительная компания», e-mail: dvqsk@mail.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.