Научная статья на тему 'Решение проблем молодой семьи в рамках государственной политики (на примере Республики Башкортостан)'

Решение проблем молодой семьи в рамках государственной политики (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1251
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / YOUNG FAMILY / STATE POLICY / PROBLEMS OF YOUNG FAMILIES / FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завялова Арина Александровна, Бородина Ангелина Владимировна

В современных условиях актуальность темы решения проблем молодой семьи в рамках государственной политики очень остра, поскольку молодые семьи ежедневно сталкиваются с набором социальных, экономических, психологических и других проблем. Некоторые проблемы могут быть решены самой молодой семьей, а некоторые требуют внешней поддержки. Государство пытается активно осуществлять социальную политику, обеспечивать меры социальной помощи молодым семьям. В статье анализируются некоторые аспекты стратегического управления решением части затруднений молодых семей. Статья основана на материалах российских и иностранных ученых, нормативных документов, данных вторичных общероссийских и республиканских исследований, результатах оригинальных исследований и рекомендаций, направленных на улучшение мер государственной поддержки молодых семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION OF THE PROBLEMS OF YOUNG FAMILIES IN THE FRAMEWORK OF STATE POLICY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

In the modern world, the topic of solving the problems of a young family in the framework of state policy is very relevant, so as, young families face an unlimited number of social, economic, psychological and other problems every day. Some problems can be solved on their own, but some require external support. The state has long been trying to actively implement social policy, provides social assistance and support to young families. In this regard, there is already some experience of strategic management to solve some problems of young families, which requires analysis. The article is based on the works of domestic and foreign researchers involved in the study of the problems of a young family. The empirical base of the article is regulatory documents, data of secondary all-Russian and republican sociological studies, the results of original research and recommendations aimed at improving the measures of state support for young families.

Текст научной работы на тему «Решение проблем молодой семьи в рамках государственной политики (на примере Республики Башкортостан)»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 316.43

А.А. Завялова, А.В. Бородина

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

В современных условиях актуальность темы решения проблем молодой семьи в рамках государственной политики очень остра, поскольку молодые семьи ежедневно сталкиваются с набором социальных, экономических, психологических и других проблем. Некоторые проблемы могут быть решены самой молодой семьей, а некоторые требуют внешней поддержки. Государство пытается активно осуществлять социальную политику, обеспечивать меры социальной помощи молодым семьям. В статье анализируются некоторые аспекты стратегического управления решением части затруднений молодых семей.

Статья основана на материалах российских и иностранных ученых, нормативных документов, данных вторичных общероссийских и республиканских исследований, результатах оригинальных исследований и рекомендаций, направленных на улучшение мер государственной поддержки молодых семей.

Ключевые слова: молодая семья, государственная политика, проблемы молодых семей, семейная политика. Введение

В современном мире молодые семьи регулярно сталкиваются с набором социальных, экономических, психологических и других проблем. Некоторые проблемы могут быть решены самостоятельно, а некоторые требуют государственной поддержки на разных уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Государство прилагает определенные усилия, каждый год пересматривая меры социальной помощи молодым семьям. Однако тема решения проблем молодой семьи в рамках государственной политики продолжает оставаться актуальной, поскольку в рамках теоретического анализа этот современный опыт не успевает анализироваться. Кроме того, текущие результаты эмпирических исследований семейных проблем не всегда отражены в мерах государственной поддержки.

Объектом исследования являются социальные проблемы молодой семьи в современном обществе.

Предмет исследования - особенности решения проблем молодой семьи в рамках государственной политики (на примере Республики Башкортостан).

Методы исследования. Теоретической основой исследования являются работы российских и иностранных ученых, исследующих проблемы молодой семьи. Эмпирическая основа статьи - анализ правовых документов о государственной семейной политике (государственные концепции и программы решения проблем молодой семьи), данные вторичных социологических исследований, результаты пилотного опроса и данные включенного наблюдения А. Завяловой [8], статистические данные.

Результаты. Существуют различные определения термина «молодая семья».

Например, Л.М. Иванова к основному признаку, определяющему сущность молодой семьи, относит прежде всего наличие одного или двух детей [1]. Однако это определение оставляет ряд вопросов: является ли молодой семьей семья без детей? Или семья с тремя или более детьми?

Определение Е.В. Антонюк отражает мнение зарубежных исследователей и понимание семьи как молодой семьи на этапе с момента вступления в брак с рождением ребенка [2]. По нашему мнению, это определение также противоречиво, так как дети уже могут иметься на момент вступления в брак, и рассматривается только один, первый этап существования молодой семьи, не воспроизводящий общую картину ее последующего функционирования.

О.А. Коряковцева и М.И. Рожков определяют понятие «молодой семьи» как семьи, которая существует в первые три года после брака (в случае родов, без ограничения длительности брака), когда оба супруга моложе 30 лет, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [3]. Это определение более конкретно, поскольку в нем подчеркивается такая черта молодой семьи, как границы ее возрастного интервала (до 30 лет), что также является основным критерием определения социально-демографической группы «молодежи», общепринятой в научной и социальной литературе и законодательных актах.

В российском законодательстве понятие молодой семьи включает прежде всего следующие признаки: состояние первых трех лет после брака (в случае родов - без ограничения длительности

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

брака), возраст супругов не более 30 лет; в случае неполной семьи с детьми возраст взрослого - не более 30 лет [4].

Поскольку современное российское общество «стареет», а возраст вступления в брак возрастает, в целом мы должны согласиться с определением молодой семьи, в котором границы возрастного интервала более сдвинуты в сторону старших возрастов. Согласно Закону Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» от 24 июля 2002 года, к молодой семье относится семья, возраст супругов в которой не больше 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного молодого взрослого, которому не больше 35 лет, и одного или нескольких детей [5].

Чтобы более глубоко определить сущность молодой семьи, необходимо дифференцировать юные семьи и взрослые, а также определить проблемы, присущие именно молодым семьям.

У молодых семей есть существенные отличия от зрелых семей. Главное различие заключается в том, что они находятся «в процессе становления и жизненных переживаний трудностей, которые качественно влияют на развитие каждого из них» [6]. Существенное отличие от зрелых семей также заключается в том, что в молодых семьях воспитываются 75 % от всего числа детей [7]. Дети в молодых семьях, в силу раннего возраста, требуют повышенного внимания и ухода, в том числе связанного с повышенными физическими и временными усилиями родителей.

Для минимально комфортного существования молодая семья должна обладать достаточными материальными ресурсами, чтобы удовлетворить основные потребности членов этой семьи. Когда молодые люди вступают в брачный союз и определяют принципы семейной жизни, им следует подумать о главных правилах: где жить, кто будет материально обеспечивать семью, для чего нужно существовать. Молодые семьи чаще всего находятся в сложном финансовом положении, когда семейный бюджет расходуется только на самое необходимое, несмотря на высокую потребность молодежи в личностном развитии.

В 2010 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 800 молодых семей, живущих в городе Уфе Республики Башкортостан. Как оказалось, финансовые трудности испытывают почти 3/4 опрошенных семей (68,1 %), у почти половины опрошенных (48,5 %) денег хватает только на самое необходимое, 1/5 респондентов (18,9 %) считают, что их семья живет от зарплаты до зарплаты, а у 0,7 % респондентов нет денег даже на самое насущное [7]. Большинство участников опроса тратят большую долю бюджета семьи на покупку продуктов питания, бытовой химии, одежды, аренду жилья, а также оплату коммунальных услуг, услуг автомобильного транспорта. И только относительно небольшая часть молодых семей способна позволить себе отложить деньги, оплатить кредит, приобрести недвижимость (даже в ипотеку), автомобиль, организовать досуг, собственное образование или образование детей. В большинстве случаев присутствует довольно низкий уровень жизни, который удовлетворяет только основные физиологические потребности молодых семей.

Самые значимые материальные трудности молодая семья вынуждена испытывать в период рождения детей. Однако и после исполнения ребенку 1,5 лет материальное положение женщины, и, соответственно, молодой семьи, если ребенок не устроен в детский сад и мама не выходит на работу, остается ограниченным. Пока ребенку не исполнится 3 года, женщина все еще будет находиться в декретном отпуске согласно действующему российскому законодательству, и она по-прежнему нуждается в материальной поддержке со стороны государства. Но, согласно статистике, ситуация с наличием мест в детских садах достаточно сложная (см. таблицу 1, 2 и рис.).

Таблица 1

Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными организациями (на конец года; в % от численности детей соответствующего возраста)

2012 2013 2014 2015 2016 2017

По республике 62,7 65,8 67,5 69,3 69,2 70,5

г. Уфа 65,8 65,3 65,0 65,8 63,7 65,6

В 2012 году как по Республике Башкортостан, так и по городскому округу г. Уфы, местами в дошкольных образовательных учреждениях было охвачено немного больше половины детей, и если по РБ в целом эта ситуация с годами улучшается ( а именно, с 2012 по 2017 год процент охвата этими учреждениями вырос на 7,8 % и в 2017 году составил 70,5 %), то по г. Уфе ситуация не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается (табл. 1). Так, в сравнении с 2012 г. в 2016 г. наблюдалось за-

метное уменьшение охвата (чуть более чем на 2 %), после чего к 2017 г. ситуация вновь улучшилась, но в сравнении с 2012 г. в 2017 г. процент охвата все равно понизился [26].

Таблица 2

Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных организациях (на конец года; мест на 1000 детей)

2012 2013 2014 2015 2016 2017

По республике 574 583 602 608 605 614

г. Уфа 514 499 488 487 456 460

Аналогичная ситуация наблюдается на основе данных о непосредственном количестве имеющихся мест на 1000 детей (табл. 2). Если по Республике Башкортостан в целом число мест в организациях дошкольного образования с 2012 по 2017 г. увеличилось на 40, хоть это и не так много, то в столице Башкортостана - городе Уфе - наблюдается отрицательная тенденция и количество полученных мест на 1000 детей сократилось на 54 [26].

Рис. Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных организациях по регионам Приволжского федерального округа в 2017 году (на конец года, человек)

В региональном разрезе по Приволжскому федеральному округу (рис.), в Республике Башкортостан ситуация самая плачевная, так как здесь на 100 мест в учреждениях дошкольного образования приходится 115 детей, самая наилучшая ситуация среди представленных регионов - в Кировской области (где на 100 мест приходится 98 воспитанников), что на 17 человек меньше, чем в РБ.

Также небольшой дефицит мест в ДОО наблюдается в Пермском крае (102 чел. на 100 мест), Республике Мордовия и Самарской области (104 чел. на 100 мест), Нижегородской области (106 чел. на 100 мест), Оренбургской области (108 чел. на 100 мест).

Достаточно значим разрыв между имеющимся и требуемым количеством мест в учреждениях дошкольного образования в Пензенской области (111 чел. на 100 мест), Республике Татарстан и Ульяновской области (112 чел. на 100 мест), в Удмуртской Республике, в которой ситуация лучше на 2 человека на 100 мест в сравнении с Башкортостаном [27].

Включенное наблюдение одного из авторов статьи также свидетельствует о проблеме получения путевки в детский сад для ребенка. Микрорайон города Уфы, где живет автор, очень густо заселен, а строительство новых домов и их заселение продолжаются каждый день. Например, квартирный

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

комплекс «Полесье» состоит из 10 жилых зданий разной высоты [28], включая социальное жилье для реализации в рамках государственных программ, в том числе для молодых семей. Также активно строится и заселяется комплекс жилья «Акварель» [29]. Даже на главных страницах сайтов этих жилых комплексов в их описании нет информации о строительстве в них детских садов. В то же время, по словам сотрудника Департамента дошкольного образования в Калининском районе города Уфы, в этих двух жилых комплексах так много детей, сколько существует мест в дошкольных организациях всего микрорайона «Инорс».

Аналогичная ситуация наблюдается по всему городу. Трудности присутствуют не только с получением мест в детских садах, но и с комфортностью пребывания детей в них, так как чтобы сократить очереди на получение путевки в сад, принято решение увеличить количество детей в группах, и теперь это количество доходит до 50 человек. И это при том, что согласно санитарным нормам одна группа может вмещать всего 15-25 человек [30]. В связи с этим на двоих детей - по одному шкафчику, а родители покупают раскладушки, или дети спят по двое, кому не хватило спального места [31]. По нашему мнению, вся эта ситуация обусловлена тем, что застройщики ориентированы только на получение прибыли от продажи жилых помещений и абсолютно не заинтересованы в создании социальной инфраструктуры мест застройки.

Кроме того, стоит обратить внимание на недостаточную приспособленность жилищной, дворовой и другой окружающей городской среды для семей с детьми (мало или нет детских площадок, оборудованных мест в транспорте, удобных лифтов, пандусов для колясок и т. д.).

Актуальной является проблема организации досуга для семей, особенно отдыха с детьми. Например, в столице Республики Башкортостан существует множество торгово-развлекательных комплексов, но только некоторые, новейшие из них, оснащены, например, комнатой матери и ребенка, где молодая семья, следуя через центр, может удовлетворить гигиенические потребности ребенка или уединиться для кормления ребенка. Такую же проблему можно наблюдать и в различных местах общественного питания или отдыха. Кроме того, проблема организации свободного времени молодых семей связана с высокой стоимостью различных услуг семейного досуга. Например, билеты в театры, кинотеатры, на концерты, квесты и т. д. довольно дороги. Недешево стоит досуг ребенка в детской игровой комнате. Например, в городе Уфе минимальная стоимость нахождения ребенка в игровом зале «Йети» составляет 350 рублей за 1,5 часа в зависимости от дня недели [9], в детском парке развлечений «Мегаленд» стоимость входа для ребенка в игровой комнате - от 220 рублей в час [10]. В результате единственным доступным местом для семейного отдыха остается детская площадка на улице, часто также не в лучшем состоянии, имеющаяся в большинстве дворов высотных зданий.

Существует острая проблема доступности образования как для самих молодых родителей, так и для детей новоиспеченной семьи, особенно дошкольного возраста. Высокая стоимость коммерческого образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях является значительным препятствием для получения образования молодыми людьми. Кроме того, если обучение производится по очной форме, то нет возможности устроиться на высокооплачиваемую работу (которая часто требует негласно неограниченного рабочего дня). Более вероятно трудоустройство на работу с гибким графиком или на неполную ставку, однако это не приносит высокого дохода, а стипендия не покрывает даже основные потребности молодой семьи. Если это заочное обучение, тогда стипендия не предоставляется и на сессию рабочий молодой человек обычно должен либо брать оплачиваемый отпуск в ущерб его досугу и отдыху, либо оформлять административный отпуск, который не оплачивается, что очень пагубно для бюджета неопытной семьи, тем более если обучение происходит на коммерческой основе.

Следующей актуальной проблемой является занятость молодых людей. На занятость молодых мужей и жен воздействуют конъюнктура рынка труда региона и препятствия при поиске работы для молодых людей [11]. Как следствие, эти затруднения влияют на желание молодых людей создавать новую ячейку общества (особенно официально). Например, работа неполный рабочий день или отсутствие работы являются серьезным барьером для построения стабильной и благополучной семейной жизни. А так как главными источниками пополнения семейного бюджета для молодой семьи (тем более с ребенком) являются различные пособия, стипендия или зарплата одного из супругов и финансовая помощь родителей, то среднемесячный доход у молодой семьи намного ниже (примерно в 1,5 раза) в сравнении со средним доходом по стране [12]. Вот почему проблема поиска работы, подходящей для члена молодой семьи, представляется одной из самых значимых и актуальных для сего-

дняшней молодежи, и следует подчеркнуть, что она, естественно, связана с материальным, внутренним и имущественным обеспечением молодых семей.

Жилищный вопрос - один из самых острых для молодой российской семьи. Согласно данным исследования 2010 года в г. Уфе Республики Башкортостан, только примерно у половины (45,2 %) опрошенных имеется собственное жилье, в том числе свой дом, коттедж (6,8 %), своя квартира (38,4 %). Практически каждый третий-четвертый (29,4 %) респондент проживает совместно с родителями мужа (жены), арендованное место проживания - у 16,9 %, живут в общежитии - 8,5 % опрошенных. Таким образом, для более чем каждого второго (54,8 %) опрошенного участника молодых семей жилищная проблема насущна [7].

Данная ситуация характерна не только для Уфы, она является общероссийской. По результатам оценок экспертов и некоторых исследований, на данный момент в Российской Федерации примерно 10 миллионов молодых семей и больше половине из них необходима помощь в улучшении условий проживания [13]. У очень немногих молодых семей есть квартира или другое удобное жилое пространство, по крайней мере небольшое. В регионах, как и по РФ в целом, почти половина молодых семей живут с родителями, и, следовательно, лишь более половины молодых семей живут обособленно от родственников [14].

Стоит обратить внимание на то, что даже собственная хорошо оборудованная жилая площадь не всегда является гарантией того, что жилищный вопрос молодой семьи будет разрешен, поскольку это жилье может быть очень маленьким, находиться в неудобной области, в удручающем состоянии и т. д.

Жилищные проблемы молодых семей имеют ряд государственных решений. Молодая семья обладает правом взять ипотечный кредит на покупку или строительство жилья, если они поставлены на учет как имеющие необходимость в совершенствовании жилищных условий. Почти 1/4 опрошенных уфимских молодых семей надеются решить свою проблему за счет ипотечных условий, а большинство из них даже уже начали рассматривать данный вопрос в соответствующих организациях. Также более 1/3 (30,8 %) респондентов уже получили реальную помощь в решении жилищного вопроса по данной программе [7].

Сегодня в Республике Башкортостан действуют несколько федеральных и республиканских программ, которые помогают молодым семьям с жильем. Например, на федеральном уровне до 2025 года в стране действует государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», в которой предусмотрен проект «Обеспечение жильем молодых семей» [15].

Также на решение жилищной проблемы можно потратить средства федеральной программы по материнскому капиталу [16] или льготной ипотеки [17]. На региональном уровне существуют программы: единовременной выплаты для улучшения жилищных условий [18], программа жилищностроительных сбережений [19]; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в РБ [20].

Помимо перечисленных программ, в республике для решения молодежных жилищных проблем действуют и иные. Специальные инициативы подготовлены для молодых семей, живущих в сельской местности, а также для ситуации, если один из семейной пары (одинокий родитель) является молодым медицинским работником или учителем.

Участвуют в решении жилищных вопросов молодежи и такие субъекты социального партнерства, как работодатели и профсоюзы. Однако эта помощь в масштабах жилищных проблем молодежи пока не столь значительна. Только крупные организации имеют возможности предоставить специальные корпоративные ипотечные программы, единовременные выплаты семьям или льготные кредиты для молодых семей. Например, в Башкортостане в разное время оказывали помощь своим работникам в улучшении жилищной ситуации такие организации, как ГУП «Башкиравтодор», УАПО, УАТ, «Гидравлика», УМПО, «Газпромтрансгаз-Уфа», «Уралсибнефтепровод», «Башнефтегеофизи-ка», «УУБР», МУП «Спецавтохозяйство г. Уфы», МУП «Уфаводоканал», другие предприятия ЖКХ, проектный институт «Башпростройпроект», ОАО «КПД», ОАО «Башинформсвязь» [21].

Выводы и рекомендации. Таким образом, в современных условиях молодые семьи, как и семьи в целом, испытывают в первую очередь материальные затруднения. У молодых семей причина этого прежде всего в невозможности большинства таких семей в течение срока получения образования одного из супругов или малолетнего возраста детей, нуждающихся в уходе, полностью реализовать свой трудовой потенциал.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вследствие материальных трудностей, невзирая на имеющиеся результаты государственной политики, продолжает оставаться актуальной проблема предоставления жилья молодым семьям. Она остается одной из основных причин развода. По официальным оценкам, на сегодняшний момент в Башкортостане в очереди ожидания улучшения жилищных условий состоит более 28 тысяч молодых семей. При этом в РБ в среднем 27 000 браков в год, 80 % от которых - молодые семьи. Из этих молодых семей через год сохраняется примерно 17 тысяч семей [5].

Отсутствие внешнего комфорта, наряду с психологической адаптацией супругов друг к другу, испытывает крепость молодых семей. Большинство только заключенных браков не проходят эти тесты. Статистические данные свидетельствуют, что примерно треть разводов приходится на семьи, проживающие менее года, на треть больше разводятся супруги с опытом брака от одного до пяти лет, и в целом вероятность распада брака для людей со стажем до 20 лет в два раза выше [7].

Кроме того, мало развита сфера социальных услуг для молодых семей, экономические условия во время кризисов еще сильнее затрудняют принятие решения о рождении, а после - возможности достойного воспитания детей (рост цен на продукты питания, сокращение предприятий и высокая стоимость недвижимости в городах и т. д.).

В последние годы наметилась тенденция отделять семейную политику в относительно самостоятельную часть социальной политики, имеющую свою собственную идеологию, управление, основные формы, механизмы реализации, законодательные, кадровые, научные и информационные основы.

Нормативно особо выделяется и государственная политика в отношении молодых семей. Это комплекс мер, принимаемых государственными органами для поощрения создания и сохранения молодых семей, защиты их прав и улучшения демографической ситуации.

В частности, согласно Закону о государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан, целями государственной политики в отношении молодых семей в Башкортостане являются создание условий и побудителей для создания, укрепления и сохранения молодых семей; улучшение демографических показателей в республике; создание гарантий молодым семьям по защите их прав и законных интересов; всестороннее обеспечение деятельности государственных органов по поддержке молодых семей и т д. [22].

На территории Республики Башкортостан имеются следующие государственные программы помощи семьям с детьми, в том числе молодым семьям (табл. 3).

Таблица 3

Перечень государственных программ социальной помощи семьям с детьми,

в том числе молодым семьям

За счет средств федерального бюджета За счет средств республиканского бюджета

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком Ежемесячное пособие на ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка Ежемесячная финансовая выплата малодоходным многодетным семьям на каждого ребенка, третьего и последующего, в возрасте от 1,5 до 3 лет

Пособие в период беременности и родов Ежемесячная финансовая компенсация отдельным категориям многодетных семей

Единовременное пособие для женщин, вставших на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности Ежемесячное пособие отдельным видам многодетных семей

Единовременное пособие в период беременности супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву Ежемесячное пособие семьям при одновременном рождении двоих и более детей

Ежемесячная финансовая выплата нетрудоспособным женщинам с детьми до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации Отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ежегодно)

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву Специальное пособие семьям студентов и аспирантов, имеющих детей

Единовременное финансовое пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей)

36_А. А. Завялова, А.В. Бородина_

2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Окончание табл. 3

Единовременная адресная социальная помощь по социальному контракту

Пособие детям граждан, имеющих особые заслуги (ежемесячно)

Единовременная финансовая выплата семьям, воспитывающим 9 и более несовершеннолетних детей

Несмотря на принятые действия, стоит отметить, что комплекс мер социальной помощи молодой семье в целом страдает и существенными недостатками: отсутствует целостность концепции и идеологии, а почти все меры направлены на решение существующих проблем, а не на предотвращение негативных явлений в сфере содействия семьям с детьми, в том числе молодым.

Все вышесказанное позволяет аргументировать положение о том, что политику в отношении молодых семей должно анализировать и рассматривать как отдельную, независимую часть семейной государственной политики. Есть необходимость регулярно исследовать положение молодых семей и эффективность решения их затруднений, формировать и реализовывать комплекс специально направленных мер социальной помощи молодым семьям, что будет способствовать повышению стабильности их состояния.

Подводя итоги анализа различных источников, в том числе анализа данных включенного наблюдения и вторичных данных, в отношении проблем молодых семей, мы бы хотели предложить ряд рекомендаций, направленных на их решение в рамках государственной политики.

Согласно Конституции Российской Федерации мы живем в социальном государстве, поэтому, конечно, социальная политика российского государства должна быть направлена на предоставление достойного уровня жизни для каждого гражданина, поддержку и развитие личности.

Общепринято, что молодая семья является семьей в первые три года официального союза, где возраст супругов составляет от 18 до 30 лет, или это неполная семья (состоящая из одного родителя и ребенка), в то время как родитель также находится в возрасте до 30 лет.

Однако возрастное требование для молодой семьи не одинаково для всех правовых актов, связанных с социальной поддержкой молодой семьи. Например, в подпрограмме «Предоставление молодым семьям жилья» возраст супругов в молодой семье достигает 35 лет. Это относительно усложняет реализацию социальной поддержки молодой семьи, и поэтому стоит установить единый возрастной лимит, обеспечивающий возраст 35 лет для молодой семьи по закону. В частности, в свете принятого законопроекта о повышении пенсионного возраста увеличение возраста для молодой семьи, на наш взгляд, будет вполне справедливым.

Женщины, находящиеся в декретном отпуске с детьми до 3 лет, являются одной из наиболее социально незащищенных групп населения. Этот тезис пока валидно не апробирован, однако косвенно подтверждается результатами разных вторичных исследований, а также данными пилотного исследования, проведенного А.А. Завяловой в период с 15 мая по 15 июня 2018 года среди молодых семей Республики Башкортостан. Согласно последнему, большинство респондентов однозначно не считают свою семью социально защищенной (тип выборки - стихийная, объем выборки - 176 респондентов, 116 человек из 176 опрошенных (65,9 %) являются женщинами в декретном отпуске) [8]. В настоящий момент прожиточный минимум составляет 8 615 рублей (8 695 рублей на ребенка) [23], а минимальная ежемесячная надбавка по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с 1 февраля 2018 года составляет 3 613,68 рублей [24], что более чем в 2 раза ниже прожиточного минимума даже для ребенка.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо увеличивать выплату пособий по уходу за ребенком минимум до 1,5 лет до суммы прожиточного минимума.

Далее, до исполнения ребенку 3 лет матери по уходу за ним предоставляется только скромная ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей [25]. В современных условиях сравнение этой суммы с величиной прожиточного минимума не отвечает даже основным потребностям человека. В связи с этим необходимо срочное решение проблемы очередей по устройству детей от 1,5 до 3 лет в детский сад.

Мы предлагаем законодательно разработать для застройщиков новых жилых комплексов обязательство строить детские сады с количеством мест по отношению к количеству квартир в строящемся жилом комплексе пропорционально строительству жилых домов, что в комплексе с другими мерами

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

поддержки молодых семей обеспечит большинство детей до 3 лет дошкольным образованием, благодаря чему молодые мамы смогут вносить свою лепту в бюджет молодой семьи.

Решение недостаточной приспособленности жилищной, дворовой и другой окружающей среды для детей нами видится в том, чтобы законодательно обязать управляющие компании обеспечить доступную среду для маломобильных категорий граждан, к которым относятся в том числе беременные и люди, везущие коляску с ребенком [32]: оборудовать безопасные современные детские площадки в каждом дворе, так как в тех дворах, где они имеются, многие из них не соответствуют минимальным требованиям безопасности. Эту рекомендацию можно реализовать за счет средств, собранных жильцами на капитальный ремонт.

Несомненно, эффективность реализуемых государственных программ повысится, если усилить вовлеченность целевых групп государственной семейной политики. В результате анализа использованных источников предлагаем для профилактики недоверия государству и его социальным программам и проектам обеспечить максимальную открытость результатов участия в этих программах молодых семей; повысить престиж органов социально-психологической поддержки населения, их деятельности, увеличив с помощью усиления государственных мер информированность молодежи о них, делая акцент на доступности и квалифицированности мер социально-правовой поддержки семей, в том числе молодых.

В целом необходимо пересмотреть принцип формирования государственных социальных программ, согласно которому преобладают меры социальной помощи, направленные на решение проблем молодых семей, в сторону их направленности на регулярную профилактику социальных, психологических и других проблем молодых семей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Л.М. Судьба молодой семьи. М., 1989. 135 с.

2. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1989. № 4. С. 25-34.

3. Коряковцева О.А., Рожков М.И. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. пособие. М., 2008. 204 с.

4. Постановление ВС РФ от 03.06.93 № 5090-i «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/ 14880 (дата обращения 28.08.2018.)

5. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года № 131 «О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/935122313 (дата обращения 10.06.2018).

6. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. СПб.: 2013. 222 с.

7. Васильева Н.У. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки // Вестник ВЭГУ. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15190305 (дата обращения 28.05.2018).

8. Завялова А. Результаты пилотного социологического опроса, проведенного с 15 мая по 15 июня 2018 года среди молодых семей Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/ d/1k6heNXqowJTiEh1067oLas55G8tYzF8kWwXLrETDwrE/edit (дата обращения 25.05.2018).

9. Официальный сайт детского центра развлечений «Йети» [Электронный ресурс]. URL: http://yeti-kids.ru (дата обращения 23.05.2018).

10. Официальный сайт детского парка развлечений «Мегаленд» [Электронный ресурс]. URL: http://ufa.megalandpark.ru/ stocks-prices (дата обращения 23.05.2018)

11. Панкова Л.М. Для будущих супругов. М.: 2015. 345 с.

12. Зубкова Т. С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: уч. пособие. М., 2013. 405 с.

13. Постановление Правительства РФ от 28.08.2002 № 638 (ред. от 15.05.2003, с изм. от 21.10.2004) «О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2002-2010 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_38509/3d9193033bc64ba683c7b428b61595eee45797e0 (дата обращения 13.09.2018).

14. Климантова Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики: уч. пособие // Государственная семейная политика. М., 2012. 228 с.

15. Постановление от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Россий-

ской Федерации»» (с изменениями на 23 ноября 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/556184998 (дата обращения 17.12.2018).

16. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями на 30 октября 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902021711 (дата обращения 17.12.2018).

17. Постановление от 30 декабря 2017 года № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» (с изменениями на 21 июля 2018 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/556189577 (дата обращения 17.12.2018).

18. Указ от 09 марта 2017 года № УГ-32 «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446246445 (дата обращения 17.12.2018).

19. Постановление от 14 февраля 2014 года № 56 «О порядке реализации на территории Республики Башкортостан мероприятий по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/463513065 (дата обращения 17.12.2018).

20. Постановление от 31 декабря 2014 года № 686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан»» (с изменениями на 15 августа 2018 года). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430565714 (дата обращения 17.12.2018).

21. Бородина А.В. Молодежные проблемы и социальное партнерство в Республике Башкортостан. Монография. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. С. 25-30.

22. Закон Республики Башкортостан от 24 июля 2002 года № 350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/935104869 (дата обращения 28.08.2018).

23. Официальный сайт ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения» [Электронный ресурс]. URL: http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8390 (дата обращения: 28.08.2018).

24. Официальный сайт ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения» [Электронный ресурс]. URL: http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8543 (дата обращения: 28.08.2018).

25. Сайт «Пособие на ребенка. Все о детских выплатах» [Электронный ресурс]. URL: http://posobie-expert.ru/po-uhodu/do-3-let/#3 (дата обращения 6.06.2018).

26. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: статистический сборник / Башкортостанстат. Уфа, 2018. 277 с.

27. О-23 Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2018г. 123 с.

28. Официальный сайт жилого комплекса «Полесье» [Электронный ресурс]. URL: http://полесье.жк-уфа.рф/ (дата обращения 10.06.2018).

29. Официальный сайт Жилого Комплекса «Акварель» [Электронный ресурс]. URL: http://акварель.жк-уфа.рф/ (Дата обращения 10.06.2018)

30. Досадная ситуация // Интернет-журнал «Звезда». [Электронный ресурс]. URL: http://city.zvzda.ru/ articles/ 695d22d735d3 (дата обращения 17.12.2018).

31. В самом густонаселенном микрорайоне Уфы не могут достроить детский сад // Официальный сайт ФГУП ВГТРК ГТРК «Башкортостан». [Электронный ресурс]. URL: https://gtrk.tv/novosti/119709-samom-gustonaselennom-mikrorayone-ufy-ne-mogut-dostroit-detskiy-sad (дата обращения 17.12.2018).

32. СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089976 (дата обращения 15.05.2018).

Поступила в редакцию 18.01.2019

Завялова Арина Александровна, бакалавр направления «Социология» E-mail:[email protected].

Бородина Ангелина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и работы с молодежью E-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» 450076, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4, Гуманитарный корпус

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

A.A. Zavyalova, A. V. Borodina

SOLUTION OF THE PROBLEMS OF YOUNG FAMILIES IN THE FRAMEWORK OF STATE POLICY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

In the modern world, the topic of solving the problems of a young family in the framework of state policy is very relevant, so as, young families face an unlimited number of social, economic, psychological and other problems every day. Some problems can be solved on their own, but some require external support. The state has long been trying to actively implement social policy, provides social assistance and support to young families. In this regard, there is already some experience of strategic management to solve some problems of young families, which requires analysis. The article is based on the works of domestic and foreign researchers involved in the study of the problems of a young family. The empirical base of the article is regulatory documents, data of secondary all-Russian and republican sociological studies, the results of original research and recommendations aimed at improving the measures of state support for young families.

Keywords: young family, state policy, problems of young families, family policy.

Received 18.01.2019

Zavyalova A.A., bachelor of sociology E-mail: [email protected]

Borodina A.V., Candidate of Sociology, Associate Professor at Department of sociological and youth work

E-mail: [email protected]

Bashkir State University

Karla Marksa st., 3/4, Ufa, Russia, 450076

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.