РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Боскынбай Н.1, Искакова М.Т.2
1Боскынбай Нурбуби - магистрант, образовательная программа «Математика»;
2Искакова Макпал Толеугалиевна - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: статья посвящена вопросам формирования творческого мышления учащихся средних школ на уроках математики путем решения нестандартных, олимпиадных задач. Рассмотрены элементы творческого мышления учеников и специфика обучения решению нестандартных (олимпиадных) задач. Ключевые слова: творческое мышление, креативное мышление, решение задач, олимпиадные задачи, нестандартные задачи.
Проблема развития мышления учащихся - одна из главных задач в методике обучения математике. Однако в настоящее время учителя уделяют недостаточно внимания развитию творческих способностей обучающихся, поэтому огромный развивающий потенциал математики используется в неполной мере. Такая ситуация приводит к противоречиям между целями образования: стремлением получить всесторонне развитую личность, способную к креативному мышлению и реальными результатами обучения.
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Исследование PISA нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса [1].
В настоящее время в сфере образования на первый план выходит проблема воспитания творческой личности, становление которой происходит во всевозможных условиях и видах деятельности. Для развития творческого мышления необходимо развивать обучающихся по решению олимпиадных задач. Под «нестандартной задачей» мы понимаем задачу, заключающую в себе нечто оригинальное, творческое. «Олимпиадная задача» трактуется как определённое задание из какой-либо области знаний, данное учащимся для соревнования.
Решение олимпиадных задач - это творчество, определяющееся самим процессом (результат решённой задачи не является социальной ценностью). Для реализации этого творческого процесса учащийся должен овладеть аппаратом творческой деятельности. При воспитании творчества у школьников, прежде всего, следует обратить внимание на то, что основу в этом возрасте составляет создание одних элементов творчества и приведение других к виду, который должен соответствовать творчеству, а вовсе не компоновка элементов творчества в систему. Вот почему чем большее число значимых элементов, составляющих процесс творчества, задействовано, тем быстрее будет достигнута цель. Часто бывает так, что серьёзное увлечение математикой начинается с решения какой-либо понравившейся нестандартной задачи. Такая задача может встретиться на уроке в школе, на занятии математического кружка, в журнале или книге [2].
Богатым источником таких задач служат различные олимпиады - от школьных, районных и городских до международных. Решение олимпиадных задач обычно не требует знаний, выходящих за рамки школьной программы. Такие задачи, как правило, сформулированы так, что они не принадлежат ни к одному из стандартных типов задач школьного математического курса. Поэтому решение каждой такой задачи требует особого подхода, наличие способности к интенсивному творческому труду. Умение решать нестандартные задачи свидетельствует о глубоком владение математическим аппаратом и развитой культуре математического мышления, а владение предметом гораздо важнее, чем просто «чистые знания», которые всегда можно пополнить с помощью хороших справочников.
В целом школа содействует бессистемному формированию и развитию творческих аспектов у школьников. Поэтому следует особо отметить, что более перспективно вести обучение творчеству в системе в связи с наличием всех факторов ученика и условий для его воспитания.
Творческое мышление можно характеризовать по следующим элементам:
- признаки (развитое воображение, критичность мышления, аналитичность, широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность);
- качества (открытость опыту, широта категоризации, аналитичность, беглость мышления, оригинальность);
- умения (способность экстраполировать, определять скрытый признак, анализировать, быстро переходить от одной категории к другой) [3].
Умения при решении нестандартных задач школьников зависят от возраста ребёнка, а их развитие и формирование - от особенностей возраста. Исходя из степени развития аппарата творчества, проявляются качества, способствующие решению нестандартной задачи (анализировать, синтезировать, предвидеть). Возрастные видовые особенности ребёнка влияют на успешное формирование различных творческих качеств. Но для этого необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. Воспитывая качества творческого мышления, следует учитывать его структуру, включающую: понятие, с его приёмами анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения; суждение, содержащее аргументацию и доказательство; умозаключение, предполагающее аналогию, дедукцию, индукцию. Ориентироваться надо на аспекты творческой деятельности, присущие компонентам структуры творческого мышления. Внимание уделять внутри возрастным особенностям (кризисном и стабильному возрасту). Так, для кризисного возраста рационально ориентироваться, в первую очередь, на сравнение, обобщение, аналогию и только затем на наиболее высшую ступень - анализ, синтез [4].
В стабильном возрасте при развитии творческого мышления, когда от сформированное™ мыслительных операций зависит преобладание форм мышления, обучать мыслительным операциям следует в системе.
Специфика обучения решению нестандартных (олимпиадных) задач вытекает из возрастных особенностей школьников. Обучение детей кризисного возраста предполагает разбор каждого этапа решения нестандартных задач, когда проговаривается название, уточняется его суть, каждый этап разбирается на конкретной задаче, и в дальнейшем постоянно происходит его отработка. Дети стабильного возраста обучаются в системе, где придерживаются определённой последовательности творческой деятельности по решению нестандартных задач. Основные аспекты, сопутствующие обучению решению нестандартных задач, включают ряд ключевых составляющих успеха, которые характерны для различных периодов школьного возраста и соотносятся с личностно, культурно, деятельностно-ориентированными принципами. Сами принципы применимы не только к механизму усовершенствования аппарата творчества, необходимого для решения нестандартных (олимпиадных) задач, но и к классификации обучения решению нестандартных задач по изучаемым разделам математики [5].
В результате процесс обучения обретает систему, которая даёт возможность не только активно использовать задачи по основным направлениям математического материала, но и в полной мере соответствовать особенностям данного возраста и индивидуальности каждого учащегося, что приводит к более действенным результатам.
Список литературы
1. Горина О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике / О.П. Горина // Начальная школа, 2002. № 5. С. 109-111.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики / Межвузовский сб. научных трудов. Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского. Вып. 6, 2004.
4. Подласый И.П. Организация опытно -экспериментальной работы в школе. М. Просвещение, 2006. С. 10-19.
5. Алгебра: сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М. Дрофа, 2004. С. 192.