Научная статья на тему 'Решение одной из экологических проблем г. Москвы путем осуществления очистки автомобильных выбросов при эксплуатации подземных автомагистралей'

Решение одной из экологических проблем г. Москвы путем осуществления очистки автомобильных выбросов при эксплуатации подземных автомагистралей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
82
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Субботин В. А., Байдурганова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение одной из экологических проблем г. Москвы путем осуществления очистки автомобильных выбросов при эксплуатации подземных автомагистралей»

© В.А. Субботин, Е.А. Байдурганова, 2005

УДК 622.8

В.А. Субботин, Е.А. Байдурганова

РЕШЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ г. МОСКВЫ ПУТЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЧИСТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ

¥7* жегодное увеличение количества транспорта и его состояние сказывается на условиях функционирования городской среды и качестве жизни населения. Автотранспорт столицы насчитывает примерно 3 млн. единиц, который не только сжигает необходимый кислород, но и выбрасывает в атмосферу огромное количество токсичных и вредных веществ. Выбросы автомобилей составляют до 87 % всех вредных выбросов в городе. В среднем на одного москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

Поскольку в дальнейшем сокращение автотранспорта не предвидится, а наоборот, ожидается увеличение автопарка города, то предлагается осуществить строительство двух подземных автомагистралей протяженностью каждая около 25-30 км с выездами и въездами из них через 1,5-2,0 км. Каждая магистраль будет состоять из двух прямолинейных в плане попарно параллельных тоннеля с односторонним движением транспортных средств. Сооружение этих тоннелей предлагается осуществить с использованием разработанного в МГГУ комплекса «МУСКАТ» (модульный универсальный скоростной комплекс с пригрузом забоя для сооружения автодорожных тоннелей).

Перевод части автомобильного потока под землю при эксплуатации предлагаемых автодорожных тоннелей улучшит транспортную ситуацию на наземных автомагистралях и развязках, поскольку освободит территории, которые можно будет использовать для других нужд города, в том числе и для озеленения Москвы, сократится время проезда на личном

Рис. 1. Конструкция модуля «МОВГ-600»:

1 - корпус модуля, 2 - сорбент, 3 - катализатор

транспорте из одного конца города в другой, что защитит водителей и пассажиров от дополнительных стрессов, связанных с простаиванием в автомобильных пробках, представится возможным не только уловить выхлопные газы автомобилей в тоннелях, но и произвести частичную очистку от них, что снизит содержание вредных компонентов в атмосферном воздухе.

Произведен расчет по очистке автомобильных выбросов для участка автомагистрали от портала на улице Крупской до первого выезда на Университетском проспекте длиной 2 км. Одновременно на этом участке в одном тоннеле может находиться до 1600 автомобилей. Скорость движения транспорта в тоннеле за счет отсутствия светофоров будет в пределах 80-100 км/ч. Поскольку проезд по автомагистралям будет платным, то, в основном, поток автотранспорта представляет собой поток легковых автомобилей.

Рис. 2. Схема расположения модулей «МОВГ - 600» в тоннеле:

1 - камера, где собираются отработанные вентиляционные газы, 2 - камера для сбора очищенного воздуха

Принято, что 85 % от всего количества автомобилей - это автомобили с карбюраторным двигателем и 15 % - автомобили с дизельным двигателем, а также 90 % из них составляют легковые автомобили и 10 % грузовые.

Анализ предполагаемого состава атмосферы в тоннеле показывает, что концентрации вредных веществ (оксид углерода СО, оксиды азота КОх, многочисленная группа углеводородов СтНп, сернистый газ 8О2, акролеин, формальдегид) превышают ПДК по этим веществам в 20-100 раз. Поэтому необходимо обеспечить снижение концентраций до допустимых.

За долгое время существования проблемы автомобильных выбросов и загрязнения ими атмосферного воздуха было разработано множество методов и способов, позволяющих уменьшить количества или снизить их токсичность.

Для рассматриваемого тоннеля из всех вышеприведенных способов наиболее подходящим является способ каталитической нейтрализации, сущность которого заключается в обезвреживании уже образовавшихся токсикантов различными способами.

В данном случае для очистки автомобильных выбросов целесообразно применить достаточно эффективный каталитический нейтрализатор, представленный в виде модулей «МОВГ - 600» (рис. 1). Он предназначен для очистки вентиляционных выбросов из гаражей - автостоянок, но подобными каталитическими нейтрализаторами могут быть оборудованы и автодорожные тоннели.

Поскольку катализатор содержит оксиды переходных металлов, а также модуль работает при температуре окружающего воздуха энергетические затраты при эксплуатации малы в отличие от катализаторов на основе металлов платиновой группы, рабочая температура которых соответствует 350-500 °С.

Для очистки автомобильных выбросов в данном тоннеле предлагается применить схему из 100 модулей «МОВГ - 600» из расчета один модуль на 10 автомобилей. Эти модули будут расположены в верхней части тоннеля, специально предназначенной для размещения системы очистки. У порталов будут находиться воздухособирающие установки для вентиляционных газов, откуда воздух поступит в камеру 1, а далее - пройдет через систему очистки. И уже очищенный воздух поступит в камеру 2, где у портала будет собираться и выпускаться на поверхность (рис. 2).

Модулями «МОВГ-600» был оборудован гараж-автостоянка в одном из московских жилых районов с плотной застройкой Ясенево, где возведение гаражей без системы очистки вентиляционных выбросов строго запрещено санитарными нормами г. Москвы.

Испытания показывают, что концентрации СО, углеводородов и КО2 в вентиляционном выбросе из этого гаража ниже ПДК соответствующим рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.

Подобного результата предполагается получить и в рассматриваемом тоннеле.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------------------

Субботин Валерий Александрович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Сопротивление материалов»,

Байдурганова Екатерина Анатольевна - бакалавр,

Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.