Научная статья на тему 'Решение матричной задачи о математическом сейфе с различными замками'

Решение матричной задачи о математическом сейфе с различными замками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЕЙФ / МНОЖЕСТВО ЗАМКОВ / РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ СРАВНЕНИЙ / ФИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЙФА / КЛАСС ВЫЧЕТОВ ПО МОДУЛЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Бинь

Впервые исследуется матричная задача о математическом сейфе с замками различных типов. Доказываются две теоремы, что позволяет получить решение задачи для конкретных типов замков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical safe problem in case of locks of various types is solved for the first time in this paper. Two theorems are proved, that allow to obtain solution to this problem for specific types of locks

Текст научной работы на тему «Решение матричной задачи о математическом сейфе с различными замками»

УДК 378/014(045)+378:006 (470)+352

КОНСТАНТИНОВ Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 39 научных публикаций, в т.ч. двух учебно-методических пособий

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Местное самоуправление, муниципальное управление, государственный образовательный стандарт, специальность «государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер»

Местное самоуправление в современном российском обществе переживает очередной этап реформирования. После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, в 1995 году - федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местном самоуправлении трансформационного российского общества произошли существенные качественные изменения. Муниципальная форма организации местного самоуправления получила свое правовое обоснование. Она базируется на собственной территориальной, социальной, экономической и организационной основах. Новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3, Бюджетный и Налоговый кодексы, другие федеральные законы окончательно оп-

ределили роль и место муниципальной власти в системе государственного и муниципального управления.

Государство так нивелировало закрепленные в Конституции РФ гарантии самостоятельности местного самоуправления принятыми в 2003-2007 годах законодательными актами, что к концу первого десятилетия XXI столетия местное самоуправление практически останется при минимальной финансовой обеспеченности своих полномочий. Бюджеты муниципальных образований уже прочно вписаны в систему государственных финансов. О какой самостоятельной финансовой деятельности органов местного самоуправления в части использования экономических ресурсов и потенциала территорий муниципального образований можно говорить, если налоговая база местного самоуправления сведена к минимуму?

Муниципальная собственность в виде земли, движимого и недвижимого имущества, которая не соответствует своему предназначению, то есть вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления, подлежит передаче органам государственной власти или должна быть приватизирована. Муниципальные учреждения переведены на казначейское обслуживание своих смет, то есть находятся под неусыпным контролем государственных и муниципальных финансовых органов. Большинство муниципальных предприятий должно быть акционировано, если они не выполняют функции, связанные с предоставлением населению услуг по вопросам местного значения.

Сформированная двухуровневая система муниципальной власти должна не только приблизить власть к местному населению, но и обеспечить его участие в местном самоуправлении на территории его проживания. Иллюзия народовластия формируется посредством государственной поддержки территориального общественного самоуправления, развитие которого регулируется соответствующими законодательными актами и практической финансовой помощью в виде государственно-муниципальных грантов и конкурсов.

В условиях очередной муниципальной «контрреформы» вновь, как и на начальной стадии становления местного самоуправления, одной из наиболее сложных и злободневных проблем муниципального управления являются вопросы подготовки и переподготовки муниципальных кадров. При этом речь идет не столько об управленческих кадрах для муниципальных организаций, подведомственных органам муниципальной власти, сколько о специалистах в области государственного и муниципального управления, способных своей профессиональной деятельностью оказывать влияние на эффективность управления муниципальной организацией местного самоуправления на уровне городского или сельского поселения, муниципального района или городского округа. Не менее актуальной задачей является формирование кадрового состава муниципальных управленческих организаций -

органов местного самоуправления, а также органов территориального общественного самоуправления и других самоорганизующихся некоммерческих организаций гражданского общества, функционирующих на территории муниципальных образований.

Проблемы кадрового обеспечения органов муниципальной власти специалистами в области муниципального управления обуславливают необходимость обратиться к анализу вопроса об эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления в системе высшего профессионального образования.

Как известно, высшие учебные заведения страны, в том числе Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, осуществляют обучение и выпуск студентов по специальности «государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер». Прошло достаточно времени для того, чтобы объективно оценить, насколько оправданным и обоснованным является введение в системе вузовского образования данной специальности. Накопленный в российских вузах опыт подготовки менеджеров позволяет также сделать некоторые прогнозные оценки в части определения перспектив эффективного использования специалистов в муниципальном управлении.

Государственный образовательный стандарт определил квалификацию специалиста государственного и муниципального управления как менеджера, который в соответствии с его назначением и местом в системе управления призван осуществлять различные виды профессиональной деятельности. К их числу относится планирование индивидуальной и совместной работы; организация работы по целям, ресурсам и результату; руководство коллективом и координации деятельности во внешней среде; исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками; инновационная деятельность в области управления.

Анализ общей характеристики специальности и требований к ее квалификации, содержа-

нию деятельности менеджера в области государственного и муниципального управления вызывает ряд серьезных вопросов.

Само название специальности - «государственное и муниципальное управление» - не вызывает особых нареканий, так как подготовка специалистов для органов государственной и муниципальной власти является одной из актуальных и злободневных задач высшей школы. Как известно, в Советском Союзе функционировала целая сеть профессиональных учебных заведений, которая осуществляла подготовку и переподготовку управленческих кадров. При этом обучение осуществлялось на базе среднего или высшего профессионального образования, но при условии наличия стажа работы на руководящих должностях в органах власти и управления.

С распадом СССР система подготовки и переподготовки профессиональных управленческих кадров претерпела серьезные качественные изменения. Введение в высших учебных заведениях специальности «государственное и муниципальное управление» представляло собой попытку подготовки менеджеров-специалистов для органов государственной и муниципальной власти и подведомственных им предприятий и учреждений.

Отсюда, как это видно из характеристики государственного образовательного стандарта, чрезмерно расширенная область профессиональной деятельности менеджера-специалиста государственного и муниципального образования: обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

В качестве объектов профессиональной деятельности специалистов выступают различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Обратим внимание на противоречивость обозначенного в стандарте статуса менеджера как специалиста государственного и муниципального управления. Это нашло свое отражение в определении области содержания его профессиональной деятельности. Однако в практике муниципального управления виды профессиональной деятельности, обозначенные в образовательном стандарте, далеко не всегда соответствуют реальной действительности.

Если деятельность менеджера осуществляется на муниципальном унитарном предприятии, то к ней должны предъявляться требования корпоративного менеджмента. В данном случае менеджер - это наемный управляющий, специалист по управлению. Менеджмент рассматривается как «управление производством, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибы-ли»1.

Имеет свою специфику профессиональная деятельность менеджеров в муниципальных учреждениях, которые в основном сосредоточены в социальной сфере. Эти муниципальные организации находятся на сметном финансовом обеспечении и на казначейском обслуживании. Поле деятельности менеджера весьма ограничено: управление муниципальной собственностью, переданной на правах оперативного управления, управление муниципальной организацией.

И в первом и во втором случае менеджер -специалист государственного и муниципального управления - должен, по нашему глубокому убеждению, обладать определенными компетенциями в области технологии организации производственного процесса, как на муниципальном унитарном предприятии, так и в муниципальном учреждении. Следовательно, требуется специализация менеджерской деятельности в процессе его обучения в высшем учебном заведении.

Наша позиция заключается в следующем. Подготовку менеджеров для государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений должны осуществлять высшие учебные заведения, которые проводят обуче-

ние специалистов по соответствующим отраслям экономики и социальной сферы. В тех вузах, где имеется специализация по подготовке менеджеров для организаций городского (местного) хозяйства, его отдельным отраслям (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), в качестве обязательной специальной дисциплины должен изучаться курс «Муниципальная организация местного самоуправления». Будущие менеджеры должны иметь представление о муниципальной организации муниципальной власти, ее миссии, функциях, структуре и роли ее структурных элементов в управлении территорией муниципального образования и местными сообществами. Что касается изучения экономики местного хозяйства, то одна должна преподаваться как составная часть региональной экономики и других экономических дисциплин. Осуществлять специальную подготовку менеджеров муниципального хозяйства в рамках специальности «государственное и муниципальное управление» в данном случае нет никакой необходимости.

Обратимся к другой области профессиональной деятельности менеджеров-специалис-тов государственного и муниципального управления. Напомним, в государственном образовательном стандарте объектами профессиональной деятельности менеджера, специалиста государственного и муниципального управления, являются процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Нетрудно заметить, что в изложенном выше понимании профессиональной менеджерской деятельности в области государственного и муниципального управления четко прослеживается экономико-менеджерский подход, согласно которому решающая роль в экономической и социальной жизни общества должна принадлежать менеджерам. «Менеджеризм» как теорию управления производством предлагается распространить на управление обществом как целостной социальной системой, социально-территориальными общностями в регионах и местными

сообществами в муниципальных образованиях. В трансформационном российском обществе именно «менеджеризм» лежит в основе государственной политики, бесцеремонно вторгаясь во все сферы его жизнедеятельности и навязывая свои правила игры и поведения.

Вышеизложенная характеристика объектов профессиональной деятельности соответствует совершенно другому уровню подготовки управленческих кадров для органов государственной и муниципальной власти. Речь идет об уровне переподготовки и повышении квалификации руководящих работников этих органов, осуществляемом на базе учебных заведений, находящихся под непосредственной юрисдикцией Президента РФ, Правительства РФ, а также высших учебных заведений, получивших лицензию на переподготовку кадров для органов государственной и муниципальной власти.

Если высшая школа осуществляет подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления, то в федеральном государственном стандарте следует четко определить их квалификацию и конкретный уровень профессиональной управленческой деятельности. На наш взгляд, трактовка менеджера как специалиста государственного и муниципального управления, с одной стороны, кардинально изменяет смысл и содержание профессии менеджера, с другой - создает в обществе в целом, и у студентов в частности, ложное представление о сущности и содержании профессиональной деятельности менеджера в органах государственной и муниципальной власти.

Обратимся к анализу вопроса о профессиональном поле деятельности менеджера в муниципальных управленческих организациях. Органы местного самоуправления рассматриваются нами в качестве муниципальных управленческих организаций в структуре муниципальной организации местного самоуправления. Их правовой статус закреплен в федеральном законодательстве и муниципальных нормативных правовых актах. Организационный статус как элементов структуры муниципальной власти определяется ролью каждой муниципальной управленческой организации в управлении ме-

стными сообществами на территории их проживания в границах муниципального образования.

Кадровый состав органов местного самоуправления определяется реестром должностей муниципальной службы, которые подразделяются на следующие группы:

• высшие муниципальные должности;

• главные муниципальные должности;

• ведущие муниципальные должности;

• старшие муниципальные должности;

• младшие муниципальные должности.

На основе реестра в органах муниципальной власти формируется состав муниципальных служащих. В соответствии с функциями муниципальной управленческой организации определяются полномочия высших должностных лиц. Функции структурных подразделений организации закрепляются в соответствующих положениях, на основе которых разрабатываются должностные инструкции муниципальных служащих, каждому из которых определена должностная инструкция с его обязанностями.

В реестре должностей муниципальной службы отсутствует должность менеджера. Далеко не все должности муниципальной службы по своему содержанию можно определить как управленческие. Вместе с тем далеко не каждая должность требует специальной менеджерской подготовки. Сравним поле деятельности муниципального служащего, определенного в должностной инструкции, с предлагаемой в образовательном стандарте вариативностью будущей профессиональной деятельности менеджера в муниципальном управлении: они далеко не всегда будут совпадать. Приходим к выводу о том, что это вполне закономерно.

С одной стороны, как отмечалось выше, содержание профессиональной деятельности муниципального служащего в этих управленческих организациях ограничено его статусом. С другой стороны, поле профессиональной деятельности в органах местного самоуправления более широко по своему характеру, чем его определяет государственный образовательный стандарт по подготовке менеджеров. Полученное ими образование не позволяет занимать многие должности в органах муниципального управления, так как для этого требуются до-

полнительное профессиональное образование по соответствующей специальности.

Возникает несколько вопросов принципиального характера. Насколько соответствует подготовка специалистов в области государственного и муниципального управления с квалификацией «менеджер» современным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалистов в органах местного самоуправления? В каких специалистах испытывают сегодня потребность органы муниципальной власти на всех уровнях муниципального управления? Является ли обязательным условием для муниципальных служащих, замещающих должности высших должностных лиц, руководителей структурных подразделений и так далее, наличие диплома по специальности «государственное и муниципальное управление»?

Все поставленные вопросы можно в обобщенном виде сформулировать следующим образом. Если муниципальные управленческие организации нуждаются в профессиональных управленцах, то по каким направлениям и уровням муниципальной деятельности (направление здесь одно - «государственное и муниципальное строительство», уровни подготовки могут быть разными) необходимо осуществлять подготовку и переподготовку муниципальных служащих в высших учебных заведениях?

Если исходить из требований функционирующего в настоящее время государственного образовательного стандарта по данной специальности, то мы имеем дело с подготовкой специалистов по его единственной квалификации - «менеджера». Как показывает практика муниципального управления, такая узкая специализация не отвечает требованиям профессиональной муниципальной деятельности, которая по своему содержанию выходит за границы поля профессиональной деятельности менеджера, обозначенного в государственном образовательном стандарте.

Муниципальное управление нельзя рассматривать только сквозь призму профессиональной менеджерской деятельности, охватывающей все сферы жизнедеятельности местных сообществ. Такой односторонний взгляд на муниципальное управление, предлагаемый представи-

телями экономической науки и нашедший свое отражение в настоящем образовательном стандарте, приводит к непониманию или сознательному искажению самой природы института местного самоуправления, который нередко подменяется авторами учебников и учебных пособий понятием «муниципальное управление».

К сожалению, приходится констатировать, что в практическом плане муниципальное управление, как правило, сводится органами местного самоуправления, его выборными и высшими должностными лицами к обязанности субъекта хозяйственной деятельности на территории муниципального образования по решению вопросов местного значения, определенных в российском федеральном законодательстве. Вместе с тем органы муниципальной власти практически не уделяют должного внимания вопросам создания муниципальной организации функционирования местного самоуправления в муниципальных образованиях, эффективного использования ее как социального механизма, позволяющего максимально использовать социально-экономический и культурно-исторический потенциал местных сообществ для улучшения жизнедеятельности местного населения.

Как очень тонко заметил глава сельского муниципального района, оценивая итоги развития местного самоуправления в своем муниципальном образовании, муниципальная власть есть, муниципальные чиновники есть, а местного самоуправления нет. Таковы «плоды» практического воплощения экономического менеджеризма в муниципальном управлении. Законы есть, власть муниципальная есть, а народ остался ни с чем: ни власти, ни собственности, ни прав на реальное осуществление своей власти на территории своего проживания.

Современный опыт становления и развития местного самоуправления в трансформационном российском обществе свидетельствует о следующем.

Во-первых, местное самоуправление и муниципальное управление - это взаимосвязанные, но далеко не однопорядковые понятия. Оба эти термина гораздо объемнее и более глубоки по своему содержанию, чем предлагает их рассматривать экономическая наука. Вместе с

тем попытка фактического отделения местного самоуправления от муниципального управления, как это наблюдается в государственном образовательном стандарте 1999 года, приводит к фактическому непониманию природы местного самоуправления, его роли и места в жизни общества. Одновременно наблюдается «примат» муниципального управления как формы и средства экономического воздействия на социально-экономические процессы и жизнедеятельность местных сообществ в границах их проживания.

Во-вторых, местное самоуправление - это явление, прежде всего, социальное. Муниципальное управление - это один из видов социального управления, а не только вид экономической деятельности, связанный с управлением социально-экономическими системами в границах проживания местных сообществ. В связи с этим вряд ли можно свести понятие «управленец» к понятию «менеджер». Слишком, на наш взгляд, большая разница между ними. Можно быть отличным менеджером на производстве, но никуда не годным управленцем в муниципальном управлении. Современный российский опыт массового прихода корпоративных менеджеров в органы муниципальной власти подтверждает наш вывод. Конечно, бывают и исключения, но уж слишком мало таких примеров в практике муниципального управления.

В-третьих, местное самоуправление - это и политическое явление, так как связывается с реализацией гражданами своего права на самоуправление с целью защиты гарантированных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Местные сообщества формируют муниципальную организацию местного самоуправления. Ее можно рассматривать в качестве одного из элементов гражданского общества, так как своей деятельностью она способствует созданию условий для самоорганизации граждан в различные общественные организации с целью реализации своих собственных интересов, в том числе и для участия в любой форме самоуправления на территории своего проживания.

В-четвертых, местное самоуправление -это социально-духовный и социально-культурный феномен. Участие местного населения в

местном самоуправлении развивает социальную активность граждан, формирует у них социальный опыт управления в местном сообществе, способствующий самостоятельному решению вопросов его жизнедеятельности.

Итак, наше личное убеждение заключается в том, что местное самоуправление следует рассматривать как явление социальное, политическое, экономическое, духовное в жизни общества. Его совершенно неправомерно отождествлять с муниципальным управлением как видом экономической деятельности, как это сделано в государственном образовательном стандарте в редакциях 1995, 1999 годов. Муниципальное, как, впрочем, и государственное управление рассматривается нами как вид социального управления, так как связывается с управлением социумом и местными сообществами. Муниципальное управление, как вид экономической деятельности, решает лишь одну из задач социального управления и не может его подменять или отождествляться с ним. Муниципальному управлению нужны не только менеджеры в области управления муниципальными образованиями. Еще большую потребность муниципальная власть испытывает в специалистах в области социального управления, способных эффективно управлять местными сообществами, муниципальными организациями местного самоуправления, муниципальными управленческими организациями,

активизировать социальные сети в местном самоуправлении с целью максимального использования социального и духовного потенциала местных сообществ, развития социальной активности граждан.

Социально-политические и социально-экономические изменения, которые происходят в современном российском обществе, опыт проведения административной реформы в государственном управлении и в местном самоуправлении, переход на многоуровневую подготовку специалистов в системе высшего образования обуславливают необходимость разработки нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Государственное управление и местное самоуправление». В его основу должен быть положен междисциплинарный принцип формирования программы стандарта, включая и экономико-менеджерский подход. Междисциплинарный подход создает условия для использования потенциала общественных наук, занимающихся исследованием проблем государственного и муниципального управления. Это позволит максимально эффективно использовать полученные результаты для подготовки специалистов государственного управления и местного самоуправления, сделав эту деятельность более содержательной и разносторонней.

Примечания

1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб / Ин-т новой экономики. М., 1999. С. 454.

Konstantinov Alexandr

ON SOME ISSUES OF MUNICIPAL MANAGEMENT SPECIALISTS TRAINING IN THE SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The article analyses issues of training managers - state and municipal management specialists for the local government bodies in compliance with the state educational standard and requirements of the local government reform to the municipal management specialists. While writing the article the author relied upon his 15 years’ experience of work in the local government institutions of Arkhangelsk and 10 years’ teaching activity.

Рецензент - ДрегалоА.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.