Научная статья на тему 'Решение кадровой проблемы судоходных компаний в условиях экономического кризиса'

Решение кадровой проблемы судоходных компаний в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / СУДОХОДНЫЙ БИЗНЕС / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / РЕАДАПТАЦИЯ / PERSONNEL / SHIPPING BUSINESS / NAVY / RE-ADAPTATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буйнов Ю. П., Григорьев Н. Н., Мартынов Н. П.

Решение кадровых проблем судоходных компаний в условиях экономического кризиса / Ю.П. Буйнов, Н.Н. Григорьев, Н.П. Мартынов // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 1 (20). С. 70. Предлагается вариант решения кадровых проблем российского судоходного бизнеса за счет военнослужащих, увольняемых из Военно-Морского флота; их трудоустройство после адаптации к гражданским специальностям будет способствовать решению социальных и экономических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of the personnel problems of the shipping companies in the conditions of economic crisis

Solution of the personnel problems of the shipping companies in the conditions of economic crisis / Yu.P. Buynov, N.N. Grigoriev, N.P. Martynov // Transport of Russian Federation. 2009. № 1 (20). P. 70. The article suggests a possibility of a solution to the personnel problems of Russia's shipping business owing to the servicemen discharged from the Navy; their employment after adapting to the civilian professions would be conductive to answering social and economical problems.

Текст научной работы на тему «Решение кадровой проблемы судоходных компаний в условиях экономического кризиса»

Решение кадровой проблемы

судоходных компаний в условиях экономического

кризиса

Ю. П. БУЙНОВ, канд. экон. наук, генеральный директор Фонда рыночных исследований, Н. Н. ГРИГОРЬЕВ, канд. техн. наук, профессор кафедры ТСС ГМА им. адм. С.О. Макарова, Н. П. МАРТЫНОВ, контр-адмирал, канд. техн. наук, начальник Военно-морского инженерного института

В статье обсуждаются проблемы нехватки кадров в области судоходства, системы морского образования, трудоустройства уволенных из рядов вооруженных сил военно-морских специалистов.

Состояние судоходного кадрового рынка (справка)

В настоящее время судоходные компании РФ испытывают острую нехватку квалифицированных кадров [1]. Основная причина — непрестижность морских профессий, что характерно для всего мирового судоходства. Глобализация кадрового рынка моряков еще более усугубляет ситуацию на российском рынке, так как наиболее квалифицированные отечественные специалисты идут работать в иностранные судоходные компании, где заработная плата выше, и формирование экипажей российских судов происходит по остаточному принципу. Решить проблему насыщения российского кадрового рынка за счет увеличения приема в морские учебные заведения не представляется возможным вследствие, повторим, непрестижности морских профессий. Кроме того, российские моряки высоко котируются на мировом рынке труда, а следовательно, прежде чем моряк придет на российский флот, необходимо насытить потребности западных судоходных компаний. Качество подготовки российских моряков снизилось (мировая тенденция), но все еще остается достаточно высоким. Основным препятствием для проникновения в серьезные западные компании остается плохое знание английского языка. Что же касается субстандартного судоходства, то в таких компаниях уровень требований существенно занижен как по части квалификации, так и в отношении состояния здоровья, поэтому и здесь российские моряки востребованы.

Перспективы развития морского транспорта

По расчетам Минтранса строительство новых судов, возвращение судов под российский флаг, разработка и добыча углеводородного сырья в районах Северного морского пути позволит довести тоннаж отечественного флота до 14-17 млн т. При этом потребуется создать примерно 70 тыс. дополнительных рабочих мест (20 тыс. мест на флоте и 50 тыс. в сфере обслуживания), в смежных областях число рабочих мест может приблизиться к 150 тыс. В нынешних экономических условиях это весьма ощутимо!

Значение транспорта в экономике России

В мире около 90% всех грузовых перевозок приходится на долю морского транспорта как самого дешевого, а порой и единственного. Вклад транспорта в ВВП соответствует 7% (4-е место) среди всех отраслей хозяйственного комплекса России (из доклада министра транспорта РФ И. Е. Левитина).

В России более 60% внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом, причем на долю российских судовладельцев приходится около 3% этого объема. Планируемое увеличение перевозок до 50% позволит внести существенный вклад в экономику государства.

Кадровая политика и подготовка морских кадров

Система подготовки кадров для морского флота в России нуждается в

пересмотре. Пора переходить на контрактную форму обучения [1]. Сегодня специалисты, подготовленные за бюджетные средства, уходят работать в иностранные судоходные компании. Почему-то этот факт воспринимается вполне лояльно всеми сторонами. А ведь такое отношение губит систему морского образования [2]. Пропасть между потребностями флота и возможностями учебного заведения стремительно растет. Судовладелец не может выставить свои требования к качеству подготовки, ведь «продукт» он получает бесплатно.

Срочно нужна реформа системы морского образования, но с ней почему-то не торопятся.

Ресурс морских кадров

Если говорить о глубинных причинах кадровых проблем морского флота, то на поверку оказывается, что моряков в России достаточно. Вот только попасть сегодня в судоходную компанию не так-то просто. Если у моряка был длительный перерыв в работе на флоте, то при повторном трудоустройстве от него потребуют помимо диплома о морском образовании внушительное количество сертификатов на соответствие требованиям международных кодексов и конвенций. Обучение и сдача экзаменов и тестов на соответствие требованиям конвенций займет от 1,5 до 2 месяцев и потребует 2-2,5тыс.долл. в качестве оплаты. Сегодня судоходные компании (тем более круинговые) неохотно берут расходы на себя. Нередки случаи, когда моряк, обучившись за счет одной компании, идет работать в другую.

Есть еще одна категория моряков, которая оказалась невостребованной. Это специалисты Военно-морского флота (ВМФ), увольняемые из вооруженных сил. Многие из них готовы продолжить работу на судах морского

• КАДРЫ

флота, но не могут этого сделать по двум причинам. Первая, но не основная, — требуется пройти дополнительное обучение, которое позволит восполнить недостаток знаний в области морского судоходства. Вторая, наиболее важная, — реадаптация к новым условиям жизни после увольнения из вооруженных сил. Проблема реадаптации является общей для всех военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил (средний возраст около 40 лет). В нашем случае речь идет о моряках ВМФ, специальности которых родственны специальностям, необходимым морскому флоту. Именно такие моряки представляют существенный резерв для судоходных компаний РФ.

Психологические проблемы реадаптации увольняемых из вооруженных сил

Особенность трудоустройства увольняемых из вооруженных сил состоит в том, что военнослужащие, по сути, попадают в другой мир, непривычный для них. Повседневная занятость на службе, удаленность гарнизонов и баз фактически не дают возможности присмотреться, что же происходит в гражданском мире. Он для военнослужащих чужой.

Подчинение требованиям устава имеет свои достоинства и недостатки. У военного человека вырабатываются психология и навыки исполнителя инструкций, отступление от которых недопустимо при реализации планов вышестоящих командиров. Инициатива имеет четкие границы, за пределы которых выходить строго запрещается, иначе это может привести к срыву проводимого масштабного мероприятия. В результате развитие необходимых в современном мире бизнеса навыков — гибкости, дара убеждения, умения работать с информацией, инициативности, рассудительности и др. — приходится сдерживать.

В подавляющем большинстве случаев карьерный рост военнослужащего вполне предсказуем вплоть до увольнения из вооруженных сил. При увольнении стресс неизбежен, хотя увольнение наступило в соответствии с планом. Чаще всего увольнению подлежит молодой, здоровый человек, которому около сорока лет. На него неожиданно обрушивается целый ряд проблем, которые ему не нужно было решать в предыдущий период жизни. Это чаще всего переезд, а значит, решение жилищной проблемы, устройство детей в учебные заведения, увеличение материальных

затрат. Возникает проблема личного трудоустройства. Среди множества возможных вариантов, пожалуй, самый нежелательный — понижение статуса, если должность не соответствует ни уровню подготовки, ни уровню запросов военнослужащего. Это невыгодно для обеих сторон, и для государства, и для человека.

Другой вариант («применение умений и знаний») представляется наиболее органичным, так как не происходит ущемления интересов ни одной из сторон. Необходимо после краткосрочной переподготовки адаптироваться к гражданской специальности по профилю, родственному военной специальности. В данном случае речь идет об увольняемых из ВМФ.

Что же требуется для реализации второго варианта трудоустройства военнослужащего, уволенного из вооруженных сил? Прежде всего, понимание и добрая воля самого военнослужащего, а также администраций судоходных компаний, их готовность трудоустройства. Государству необходимо выделить требуемые средства для реадаптации и дополнительного образования на предмет соответствия требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года с дополнениями.

Неспециалистам может показаться, что подобная переподготовка не является затратной. Например, широко

распространено мнение, что штурманские специальности одинаковы на ВМФ, морском и рыболовных флотах. В действительности сходны только методы и средства определения места корабля или судна. Различия заключаются в организации несения ходовых и стояночных вахт, в предназначении деятельности штурмана. На ВМФ это обеспечение использования оружия, на морском флоте — экономная, качественная и безопасная доставка грузов, на рыболовном флоте — добыча природных биоресурсов. А в последнее время это еще и добыча нефти и газа на морском шельфе. Кроме того, существует и специализированный флот, имеющий свои особенности эксплуатации, где тоже требуются специалисты.

Кто-то может выразить сомнения по поводу средств, затраченных на переподготовку увольняемых из вооруженных сил. Следует отметить, что обучение морским специальностям относится к числу наиболее дорогостоящих видов обучения. Это связано с применением дорогих тренажеров, причем в современных условиях обучение по некоторым специальностям приходится частично проводить за границей. А с учетом высокой текучести кадров среди выпускников морских учебных заведений и существенного их оттока в зарубежные судоходные компании без компенсации затрат на обучение вариант переподготовки увольняемых из вооруженных сил выглядит перспек-

тивным. При этом будут решаться не только социальные, но и экономические проблемы государства, так как повышается вероятность обеспечить российские судоходные компании кадрами на более длительный срок и с меньшими удельными затратами. Очевидно, люди, знакомые со спецификой работы в экстремальных условиях, не склонны искать что-то другое, тем более, что найти работу на берегу с заработком, сопоставимым с заработком на морском флоте, трудно.

Человеку, подготовленному для службы на ВМФ, работа на судах морского флота не будет казаться слишком обременительной [3], особенно в части надлежащего ведения документации. Не секрет, что ненадлежащее ведение документации становится причиной выявления несоответствий требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью и предотвращением загрязнения окружающей среды (МКУБ), а это приводит к задержанию судов.

Пройдя стадию юношеского максимализма, уволенные из вооруженных сил менее подверженны искушению альтернативой, что, конечно, приведет к снижению текучести кадров.

Уволенные из вооруженных сил, естественно, не могут рассчитывать, что сразу же попадут в старший командный состав на судне, однако сроки пребывания на каждой должности непродолжительные, что позволяет сделать достаточно успешную карьеру. Поэтому первоначальный статус не должен восприниматься как принижающий. Точно так же переход специалистов морского флота с одного типа судна на другое нередко сопровождается понижением в должности.

Решение кадровых вопросов в период кризиса в мировой экономике

Нынешнее кризисное состояние мировой экономики ведет к сокращению рабочих мест практически во всех сферах деятельности. Но в судоходной деятельности, которая переживает глубокий кадровый кризис, ситуация, наоборот, может улучшиться. Проблемы с трудоустройством моряков на берегу приведут к тому, что они вновь начнут возвращаться к своим первоначальным специальностям. Казалось бы, для судовладельца наступает кадровый золотой век. Однако это не более чем иллюзия. Среди искателей места станет больше обладателей фальшивых документов. Для тех, кто действительно

имел морские специальности, неминуемо снижение квалификации (длительный перерыв в работе по специальности).

Вряд ли кадровые проблемы удастся решить снижением объема перевозок морским транспортом и выводом из эксплуатации части судов. Интенсификация же обучения не представляется возможной вследствие непопулярности морских профессий и демографических проблем.

Таким образом, кардинального изменения состояния кадрового рынка не предвидится. С наступлением кризиса долгосрочные планы освоения нефтяного шельфа Северного морского пути, увеличение объема перевозок российскими судами не утратили своей актуальности.

Однако нельзя забывать, что в стране существует серьезная проблема социального характера — трудоустройство увольняемых из вооруженных сил Российской Федерации. Целый ряд обстоятельств объективного и субъективного характера препятствуют привлечению специалистов ВМФ к работе в судоходных компаниях по родственным специальностям.

Целесообразность привлечения специалистов ВМФ в российские судоходные компании определяется способностью к обучению, мобильностью и дисциплинированностью военных моряков. Способность адаптироваться к работе в экстремальных условиях приведет к низкому уровню текучести кадров, следовательно, к более высоким стандартам безопасности.

Для лучшей адаптации специалистов ВМФ России, увольняемых из вооруженных сил, и решения кадровых проблем морского транспортного флота, следует максимально использовать учебно-материальные базы военно-морских учебных заведений. В пользу такого шага свидетельствуют два обстоятельства.

Во-первых, существующие учебно-материальные базы, несмотря на отмеченные различия, в основном могут быть задействованы в учебном процессе при переподготовке. В отдельных случаях, например при подготовке га-зотурбинистов, в которых остро нуждаются при комплектовании экипажей на газовозы, военные специалисты просто незаменимы, так как подготовки по этой специальности в морских учебных заведениях практически не ведется.

Во-вторых, переподготовка именно на учебно-материальной базе военно-

морских учебных заведений способна снизить стресс, вызванный переходом в иной социальный статус. Психологическая составляющая этого процесса является весьма важной для человека, который поставлен перед фактом перехода, по сути, в параллельный мир. Включение в состав военно-морских учебных заведений курсов адаптации к родственной специальности на морском флоте позволит прогнозировать карьерный рост и сгладить шероховатости перехода к гражданской жизни.

С позиций государства использование военно-морских специалистов для морского флота позволит эффективнее решать жилищную проблему для семей военнослужащих, так как уровень заработной платы на судах морского флота достаточно высокий.

Доподготовку (такой термин уместнее) специалистов следует проводить на соответствие требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. с дополнениями.

Все вышеизложенное органично вписывается в рамки государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей».

Заключение

Таким образом, для успешного трудоустройства увольняемых из вооруженных сил следует использовать практику психологической реадаптации военно-морских специалистов с целью их трудоустройства по родственной специальности на морском флоте. Требуется подготовить сотрудников судоходных компаний, способных представлять себе нужды увольняемых из вооруженных сил при их трудоустройстве. Кроме того, увольняемым из вооруженных сил необходимо демонстрировать перспективы карьерного роста как в отдельной компании, так и в судоходной отрасли в целом.

Литература:

1. Григорьев Н. Н. Как обустроить систему морского образования России // Транспорт Российской Федерации, 2008, № 1(14).

2. Григорьев Н. Н. Белые пятна морского образования // Транспорт Российской Федерации, 2008, № 5(18).

3. Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиз-дат, 1997. — 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.