Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / региональное развитие / гражданское общество / устойчивое развитие / экономическая безопасность / гражданское общество / безопасность экономических систем / regional economy / regional development / civil society / sustainable development / economic security / civil society / security of economic systems

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е В. Лехман, Н С. Козырь

В статье рассмотрена роль гражданского общества в решении экономических и социальных проблем местного самоуправления, сделан обзор основных формы участия граждан в деятельности муниципальных органов власти, а также определены возможности и ограничения общественных организаций. Обеспечение условий для самоорганизации населения способствует развитию демократических процессов, улучшению качества жизни и формированию активного гражданского общества. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что важно повышать уровень коммуникации (механизмы обратной связи) между местными властями и населением, чтобы граждане могли выражать свои мнения, предложения и обращения по важным вопросам. Решением вопроса могло бы стать формирование локальных обучающих программ, инициированных органами власти муниципальных образований, направленные на развитие навыков участия граждан в местном самоуправлении. Эффективное участие граждан и общественных организаций в местном управлении требует устранения барьеров и содействия созданию открытых и включающих механизмов взаимодействия. Преодоление сдерживающих факторов развития общественных организаций позволит создать более устойчивые и ответственные системы управления, соответствующие интересам и потребностям Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: THE ROLE OF CIVIL SOCIETY

The article examines the role of civil society in solving economic and social problems of local self-government, reviews the main forms of citizen participation in the activities of municipal authorities, and identifies the opportunities and limitations of public organizations. Providing conditions for self-organization of the population contributes to the development of democratic processes, improving the quality of life and the formation of an active civil society. The results of the study led to the conclusion that it is important to increase the level of communication (feedback mechanisms) between local authorities and the population so that citizens can express their opinions, suggestions and appeals on important issues. The solution to the issue could be the formation of local training programs initiated by the authorities of municipalities aimed at developing the skills of citizens' participation in local government. Effective participation of citizens and public organizations in local government requires the removal of barriers and the promotion of open and inclusive mechanisms of interaction. Overcoming the constraints on the development of public organizations will make it possible to create more stable and responsible management systems that meet the interests and needs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Таблица 3 - Технико-экономический анализ вариантов облицовочных систем

Показатели стоимости Материал облицовки

Фасад из фиброцементных панелей Фасад из керамогранитных плит Фасад из композитных панелей

Облицовочный материал, тыс. руб. 1126,400 1075,200 1536,00

Подсистема для облицовочного материала, тыс. руб. 358,400 512,00 481,280

Стоимость утеплителя, тыс. руб 358,400 358,400 358,400

Стоимость монтажа, тыс. руб. 1288,800 1536,000 1638,400

Суммарная стоимость облицовки вентилируемого фасада, тыс. руб. 3072,000 3481,600 4014,080

По результатам технико-экономического сравнения мы выяснили, что применение вентилируемой фасадной системы с облицовкой из фиброцементных панелей на 11,76 % дешевле, чем с облицовкой из керамо-гранитных плит, и на 23,47 % дешевле, чем фасад из композитных панелей.

Заключение. В результате исследовательской работы мы изучили рынок отделочных материалов для фасадов общественных зданий. Определили три популярных современных строительных материала, обладающих высокими эстетическими свойствами - фиброцементную панель, керамогранитную плиту и композитную панель. Сравнили их физико-механические характеристики и выяснили, что все они отвечают требованиям по прочности. Долговечность всех трех материалов составила 25-50 лет, что сильно превышает долговечность стандартных материалов отделки. При сравнении экологичности и энергоэффективности материалов определили, что все фиброцементная плита обладает высокой экологичностью и энергоэффективностью, когда керамо-гранит и композит обладают только одним из этих показателей. По результатам технико-экономического сравнения определили, что вентилируемый фасад из фиброцементных плит обладает самой низкой стоимостью в сравнении с керамогранитными плитами и композитными панелями. Устройство вентилируемого фасада из фиброцементных панелей на 11,76 % дешевле фасада из керамогранитных плит и на 23,47 % дешевле фасада из композитных панелей. Можно сделать вывод, что фиброцемент - перспективный новый материал, который активно применяется в технологии вентилируемых фасадов.

Источники:

1. Адаскин, А. М. Материаловедение и технология металлических, неметаллических и композиционных материалов. Учебник: моногр. / А.М. Адаскин, А.Н. Красновский. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 167 c.

2. Сердюченко, В. М. Использование нанотехнологий в строительстве / В. М. Сердюченко, А. А. Руденко, А. Н. Городничая // VII Международный студенческий строительный форум - 2022 : Сборник докладов VII Международного студенческого строительного форума, Белгород, 24 ноября 2022 года. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. - С. 282-287. - EDN IDGOCI.

3. Bratoshevskaya, V. Study of the relationship between concrete and its reinforcement elastic-plastic characteristics / V. Bratoshevskaya // Materials Science Forum. - 2021. - Vol. 1043 MSF. - P. 109-114. - DOI 10.4028/www.scientific.net/MSF.1043.109. - EDN FNLIHQ.

4. Межян, С. А. Особенности архитектурно-планировочных требований к гражданским зданиям / С. А. Межян, В. В. Братошевская // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, в 3-х томах, Курск, 2224 января 2021 года. Том 3. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 92-96. - EDN FQEBUN.

5. Лейер, Д. В. Экономические аспекты инновационных решений купольной системы ботанического сада / Д. В. Лейер, А. В. Бакулин // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). - С. 168-172. - EDN RLMBDW.

6. Сердюченко, В. М. Фибробетон. Его виды и свойства / В. М. Сердюченко // Наукосфера. - 2021. - № 7-1. - С. 199-201. - EDN LUVPFQ.

7. Серга, Г. В. Инновационные решения строительства жилых, промышленных и административных зданий / Г. В. Серга, Д. Г. Серый // Урбанистика: опыт исследований, современные практики, стратегия развития городов, Саратов, 11-12 мая 2017 года. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2017. - С. 205-207. - EDN ZTHAZN.

8. Peresypkin, E. N. To determination of stresses in the stretched armature of extracredly compressed elements in the limit condition / E. N. Peresypkin, S. E. Peresypkin // Materials Science Forum. - 2019. - Vol. 974. - P. 556-563. - DOI 10.4028/www.scientific.net/MSF.974.556.

9. Peresypkin, E. N. Determination of coefficients for defining the deformations when calculating reinforced concrete structures on deformation and cracking disclosure / E. N. Peresypkin, S. E. Peresypkin // Materials Science Forum. - 2019. - Vol. 974. - P. 564-569. - DOI 10.4028/www.scientific.net/ MSF.974.564. - EDN DLWGIP.

EDN: OAUKZA

Е.В. Лехман - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E.V. Lekhman - candidate of economic sciences, associate professor, Department of the Economic Security, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia;

Н.С. Козырь - к.э.н., доцент кафедры кибербезопасности и защиты информации, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],

N.S. Kozyr - candidate of economic sciences, associate professor, Department of the Cybersecurity and Information Protection, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА SOLVING ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: THE ROLE OF CIVIL SOCIETY

Аннотация. В статье рассмотрена роль гражданского общества в решении экономических и социальных проблем местного самоуправления, сделан обзор основных формы участия граждан в деятельности муниципальных органов власти, а также определены возможности и ограничения общественных организаций. Обеспечение условий для самоорганизации населения способствует развитию демократических процессов, улучшению качества жизни и формированию активного гражданского общества. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что важно повышать уровень коммуникации (механизмы обратной связи) между местными властями и населением, чтобы граждане могли выражать свои мнения, предложения и обращения по важным вопросам. Решением вопроса могло бы стать формирование локальных обучающих программ, инициированных органами власти муниципальных образований, направленные на развитие навыков участия граждан в местном самоуправлении. Эффективное участие граждан и общественных организаций в местном управлении требует устранения барьеров и содействия созданию открытых и включающих механизмов взаимодействия. Преодоление сдерживающих факторов развития общественных организаций позволит создать более устойчивые и ответственные системы управления, соответствующие интересам и потребностям Российской Федерации.

Abstract. The article examines the role of civil society in solving economic and social problems of local self-government, reviews the main forms of citizen participation in the activities of municipal authorities, and identifies the opportunities and limitations of public organizations. Providing conditions for self-organization of the population contributes to the development of democratic processes, improving the quality of life and the formation of an active civil society. The results of the study led to the conclusion that it is important to increase the level of communication (feedback mechanisms) between local authorities and the population so that citizens can express their opinions, suggestions and appeals on important issues. The solution to the issue could be the formation of local training programs initiated by the authorities of municipalities aimed at developing the skills of citizens' participation in local government. Effective participation of citizens and public organizations in local government requires the removal of barriers and the promotion of open and inclusive mechanisms of interaction. Overcoming the constraints on the development of public organizations will make it possible to create more stable and responsible management systems that meet the interests and needs of the Russian Federation.

Ключевые слова: региональная экономика, региональное развитие, гражданское общество, устойчивое развитие, экономическая безопасность, гражданское общество, безопасность экономических систем.

Keywords: regional economy, regional development, civil society, sustainable development, economic security, civil society, security of economic systems.

Введение

Гражданское общество играет важную роль в местном управлении, предоставляя механизмы для активного участия граждан в процессах принятия решений. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 говорится: «Огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем играет местное самоуправление - самый близкий к людям уровень публичной власти. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны».

Участие граждан и общественных организаций способствует более открытому, ответственному и эффективному управлению. Однако существуют как возможности, так и ограничения для воздействия граждан и общественных организаций в этом контексте.

Граждане могут участвовать в публичных консультациях и обсуждениях по важным вопросам, высказывая свои мнения и предложения. От вовлеченности граждан в процесс принятия решений зависит в целом эффективность местного самоуправления (В. В. Серватинский) [1]. Организация общественных слушаний по ключевым вопросам позволяет гражданам высказывать свои точки зрения напрямую. Ученый Г. Г. Куневич в своей публикации пишет о том, что «Общественные слушания (публичные слушания) являются новой формой прямого волеизъявления или участия населения в осуществлении местного самоуправления» [2]. Общественные слушания как форма эффективного взаимодействия власти и граждан подтверждается научными исследователями Е. И. Хлудневым [3], Е. В. Реутовым [4], В. Г. Кошкидько [5] и многими другими [6-8]. В публикации О. С. Рыбаковой отмечается позитивные результаты общественных слушаний в формировании комфортной городской среды [9]. В исследовании рассмотрены основные формы участия граждан в деятельности муниципальных органов власти, а также определены возможности и ограничения общественных организаций.

Результаты исследования

Основные формы участия гражданского общества (вовлеченность в процессы принятия решений органов местной власти), которые способствуют повышению уровня развития территории - это гражданский мониторинг и общественные советы.

Мониторинг деятельности органов власти (гражданский мониторинг). Общественные организации и активные граждане могут осуществлять мониторинг деятельности местных органов власти для обеспечения прозрачности и эффективности. В отдельных исследованиях отмечается необходимость поиска эффективных способов взаимодействия власти с общественностью, т.к. это влияет на общий имидж муниципального образования, что в свою очередь способствует развитию территории [10, 11]. Следует отметить, что социологические опросы, являясь самым эффективным инструментом мониторинга (В. А. Виняр), сохранили свое доверие в современной действительности [12].

Представительство интересов в форме общественных советов. Создание и участие в общественных советах позволяет гражданам представлять свои интересы и рекомендации при разработке и реализации политики.

Практика общественных советов в РФ применяется на всех уровнях власти. Так, например, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе, если иной порядок формирования общественных советов при отдельных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации. На уровне законодательства общественные советы регламентированы Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Граждане и группы могут запускать собственные инициативы для решения местных проблем, таких как благоустройство районов или поддержка местных предприятий. Наряду с этим, имеются примеры позитивного влияния местного самоуправления в формировании потребительского права и национальной системы защиты прав потребителей [13]. Также местное самоуправление может влиять на общую социальную стабильность путем предотвращения межэтнических конфликтов[14].

Несмотря на ряд возможностей, которыми обладают общественные организации, воздействие общественных организаций ограничивается различными факторами, среди которых присутствует нехватка денежных ресурсов [15-17]. Возможности и ограничения воздействия общественных организаций представлены в таблице.

Общественные организации играют ключевую роль в обществе, представляя интересы граждан перед

властями и обеспечивая активное участие граждан в формировании решений посредством разным видов реализации своего влияния, например: представление интересов граждан, обеспечение участия граждан, контроль деятельности органов власти, содействие развитию гражданского общества.

Таблица - Возможности и ограничения воздействия общественных организаций

п/п Возможности реализации Ограничения реализации

1 Представление интересов граждан механизм для объединения гражданских групп и представления их интересов перед органами местного управления Финансовые ограничения Затрудняет воздействие и участие в масштабных проектах

2 Экспертное мнение и ресурсы способствуют разработке более обоснованных решений Политические ограничения В странах с ограниченной демократией или с авторитарной системой управления

3 Партнерство с властями способствует разработке и реализации эффективных программ и проектов Недостаточная эффективность и узкая представительность Не способствует полному вовлечению разнообразных гражданских групп

Общественные организации действуют как голос общества, выступая за интересы определенных групп или сообществ. Они могут выступать в качестве защитников прав и свобод граждан, защищать интересы меньшинств, бороться за социальную справедливость и улучшение условий жизни. Так, общественные организации могут мобилизовать граждан и обеспечивать их активное участие в политической и общественной жизни. Это может включать в себя проведение общественных акций, петиций, митингов, а также образовательные и информационные кампании. Общественные организации следят за деятельностью властей, выявляют коррупцию, злоупотребления и нарушения прав граждан, а также требуют прозрачности и открытости в работе государственных органов. И, наконец, общественные организации способствуют развитию гражданского общества, обеспечивая свободное объединение граждан, инициируя общественные дискуссии и дебаты, а также способствуя развитию гражданских навыков и активного гражданство.

Многие общественные организации обладают экспертными знаниями и ресурсами, что делает их незаменимыми партнерами для властей в решении различных вопросов. Они способны предоставлять фактическую информацию и разрабатывать альтернативные подходы [18]. Общественные организации могут играть роль в повышении осведомленности граждан по различным вопросам. Через образовательные программы и информационные кампании они способны формировать мнение общества и активизировать диалог. Сотрудничество между общественными организациями и властями может стать краеугольным камнем в разработке и реализации проектов. Это партнерство может содействовать более эффективному и устойчивому управлению.

Вместе с этим, многие общественные организации ограничены в финансовых ресурсах, что может снизить их способность воздействовать на процессы принятия решений (ограничения в проведении мероприятий и программ, зависимость от внешних источников финансирования, ограничения в лоббировании интересов). Общественные организации часто зависят от грантов, что может создавать зависимость и ограничивать их независимость (А. А. Румянцев) [19]. В различных странах и обществах общественные организации могут сталкиваться с политическими ограничениями, особенно в условиях авторитарных режимов. Запрет на деятельность, цензура и давление могут серьезно ограничивать их деятельность. Некоторые общественные организации могут сталкиваться с проблемой недостаточной эффективности и узкой представительностью. Они иногда могут представлять интересы ограниченного круга граждан, что уменьшает их общественное воздействие. Мобилизация граждан и их активное участие в деятельности общественных организаций не всегда легко достижима. Различные социокультурные факторы, апатия и недостаточное осведомление могут стать препятствиями.

На рисунке представлены принципы государственной политики РФ в области развития местного самоуправления.

Рисунок - Принципы государственной политики РФ в области развития местного самоуправления

В стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года говорится о том, что основное призвание органов местного самоуправления - обеспечение условий для самоорганизации населения. В документе также говорится о мировом опыте в части подтвержденной практики устойчивого развития территорий -наличие эффективного института местного самоуправления.

Говоря о предоставлении условий для самореализации граждан, можно сказать о широком поле творчества в деятельности местных институтов власти. Так, местные органы самоуправления могут активно поддерживать создание и развитие общественных организаций, неправительственных организаций (НПО) и других форм самоорганизации населения. Взаимодействие власти и населения требует определенного уровня доверия, где обязательным атрибутом является прозрачность деятельности управленцев [20]. В этой связи, местные власти должны обеспечивать доступность информации о своей деятельности, ресурсах и возможностях участия граждан в решении важных вопросов.

Обеспечение условий для самоорганизации населения способствует развитию демократических процессов, улучшению качества жизни и формированию активного гражданского общества. Развитие местного самоуправления в России основывается на принципах Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов, регулирующих эту область. Местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с законом и уважением к конституционным принципам. С учетом специфики каждого муниципального образования устанавливаются различные формы и порядок местного самоуправления, а также объем и содержание местных полномочий. Взаимодействие между местными органами власти и федеральными органами государственной власти строится на основе соблюдения конституционного порядка. Государство обеспечивает местным органам власти финансовую самостоятельность и обеспечивает их соответствующими финансовыми ресурсами для реализации полномочий и выполнения функций. Деятельность местных органов власти должна быть открытой для общественности. Граждане имеют право на доступ к информации о деятельности местных органов, участие в принятии решений и контроль за их исполнением. Местное самоуправление должно осуществляться с учетом и защитой прав и свобод граждан, а также их интересов, в том числе через обеспечение социального и экономического развития территории.

Выводы

В результате проведенного исследования выявлено, что типичный сдерживающий фактор в реализации потенциала гражданского общества заключается неравномерных инфраструктурных условиях, которые сформированы на уровнях муниципалитетов. Вместе с этим, ограниченность финансовых ресурсов может создать значительные вызовы для общественных организаций, однако с помощью эффективного управления и поиска альтернативных источников финансирования они могут продолжать свою деятельность и оказывать влияние на общественные процессы.

Местное самоуправление может активно поддерживать инициативы и проекты, которые развиваются из самого сообщества. Важно создать механизмы обратной связи между местными властями и населением, чтобы граждане могли выражать свои мнения, предложения и обращения по важным вопросам. Органы власти муниципальных образований могут проводить обучающие программы и мероприятия, направленные на развитие навыков участия граждан в местном самоуправлении.

Эффективное участие граждан и общественных организаций в местном управлении требует устранения барьеров и содействия созданию открытых и включающих механизмов взаимодействия. Преодоление ограничений позволяет создать более устойчивые и ответственные системы управления, соответствующие интересам и потребностям Российской Федерации.

Источники:

1. Серватинский В. В. Эффективность общественного самоуправления как структуры гражданского общества // Экономика и управление. 2011. № 10(72). С. 67-71.

2. Куневич Г. Г. Общественные слушания как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Право. Экономика. Психология. 2021. № 4(24). С. 19-25.

3. Хлуднев Е. И. Общественные обсуждения и публичные слушания как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и формы общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 3. С. 37-40.

4. Реутов Е. В. Ответственное участие в делах местного сообщества как фактор развития местного самоуправления // Управление городом: теория и практика. 2020. № 1(35). С. 8-13.

5. Кошкидько В. Г. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в России: современная практика и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2015. № 3. С. 76-88.

6. Тернавщенко К. О., Лехман Е. В., Кротова М. А. Экономическая безопасность региональных социально-экономических систем. - Краснодар : КубГТУ, 2023. - 244 с.

7. Портнова Л. В. Применение метода кластерного анализа в оценке и прогнозировании уровня безработицы в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 4(140). С. 158-163.

8. Оганесян Л. Л. Трансформация концепции регионального развития в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 1(120). С. 68-75.

9. Рыбакова О. С. Публичные слушания и общественные обсуждения как формы участия населения в решении вопросов градостроительства и формирования комфортной городской среды // Градостроительное право. 2023. № 3. С. 8-10.

10. Лехман Е. В. Использование потенциала локализованных инфраструктурных систем для управления экономикой на основе целевых региональных программ // Экономика устойчивого развития. 2020. № 1(41). С. 106-111.

11. Оганесян Л. Л. Проблемы и перспективы применения новых технологий дизайна в социокультуре / // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 33(1). С. 178-180.

12. Виняр В. А. Оценка деятельности органов местного самоуправления // Управленец. - 2012. - № 9-10(37-38). - С. 22-29.

13. Формирование хозяйственных связей в рамках кластерных структур / Е. Н. Клочко, Л. Л. Оганесян, Т. Л. Оганесян, А. В. Троценко // Вестник Академии знаний. 2021. № 44(3). С. 127-133.

14. Рева Д. В., Астафьева О. Н. Роль органов местного самоуправления в предотвращении этноконфессиональных конфликтов // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2018. № 6(13). С. 71-74.

15. Лаптева Е. В., Огородникова Е. П., Портнова Л. В. Оценка факторов, влияющих на денежные доходы российского населения / Е. В. Лаптева, // Век качества. 2020. № 2. С. 110-124.

16. Седых Н. В., Назарько Ю. И. Кластерный подход в контексте совершенствования государственной региональной инвестиционной политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2(65). С. 431-434.

17. Седых Н. В. Перспективы развития региональных банков в современных условиях трансформации российской банковской системы // Финансы и кредит. 2019. Т. 25, № 5(785). С. 1086-1100.

18. Ильина Т. В. Кривошеев Д. В., Смирнов Д. С. Заработная плата в РФ: проблемы и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. С. 70-72.

19. Румянцев А. А. Научно-инновационная деятельность в регионе как фактор его устойчивого экономического развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - Т. 11, № 2. - С. 84-99.

20. Кротова М. А., Ковалева Е. И.Развитие методических подходов к исследованию региональных экономических систем // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1(37). С. 177-184.

EDN: NCGJZX

М.И. Львова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

M.I. Lvova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia;

Н.Ю. Исакова - к.э.н., доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

N.Yu. Isakova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia.

ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА IPO В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DYNAMICS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE IPO MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Статья посвящена анализу динамики и тенденций развития рынка первичных публичных предложений акций (IPO) в Российской Федерации в период с 2017 по 2024 годы. Исследование начинается с обзора общего состояния российского рынка IPO, с акцентом на его молодость и ограниченность по сравнению с мировыми аналогами. Особое внимание уделяется Московской бирже как крупнейшей платформе для проведения IPO в России. В статье подробно рассматривается рост числа IPO на фоне ухода иностранных инвесторов и снижения медианного размера размещения в 2022 году по сравнению с предыдущими годами. Анализируются структурные изменения рынка, вызванные геополитическими потрясениями и осторожной политикой российских институциональных инвесторов, а также повышение интереса со стороны физических лиц. В заключение обсуждаются проблемы и перспективы развития рынка IPO в России, в том числе рост стоимости привлечения капитала через банковские кредиты и облигации, что поднимает вопросы о поиске альтернативных способов финансирования.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the dynamics and development trends of the market for initial public offerings (IPO) in the Russian Federation in the period from 2017 to 2024. The study begins with an overview of the general state of the Russian IPO market, with an emphasis on its youth and limitations compared to its global counterparts. Particular attention is paid to the Moscow Exchange as the largest platform for IPOs in Russia. The article takes a closer look at the rise in IPOs as foreign investors exit and the median offering size declines in 2022 compared to previous years. Structural changes in the market caused by geopolitical turmoil and the cautious policies of Russian institutional investors, as well as increased interest from individuals, are analyzed. Finally, the problems and prospects for the development of the IPO market in Russia are discussed, including the rising cost of raising capital through bank loans and bonds, which raises questions about the search for alternative methods of financing.

Ключевые слова: IPO, рынок IPO в России, Московская биржа, первичное публичное предложение, институциональные инвесторы, фондовый рынок, привлечение капитала.

Keywords: IPO, IPO market in Russia, Moscow Exchange, initial public offering, institutional investors, stock market, capital raising.

Введение

В последние десятилетия глобальный финансовый ландшафт претерпел значительные изменения, обусловленные как технологическим прогрессом, так и динамичным развитием мировой экономики. В таком контексте рынок первичных публичных предложений акций (IPO) занимает особое место, являясь критическим инструментом для компаний, стремящихся к привлечению капитала, расширению своего бизнеса и повышению его прозрачности. Рынок IPO в Российской Федерации, несмотря на свою сравнительную молодость, демонстрирует важные тенденции, которые могут служить индикаторами как текущего состояния экономики страны, так и перспектив её развития.

Актуальность исследования рынка IPO в России обуславливается рядом факторов. Прежде всего, это стремительное развитие российского фондового рынка и увеличение числа компаний, заинтересованных в привлечении капитала через публичное размещение своих акций. Вместе с тем, мировые экономические и политические нестабильности, а также специфические для России регуляторные и экономические условия создают уникальный набор вызовов и возможностей для участников рынка.

Важность данного исследования подчёркивается также и тем, что анализ динамики и тенденций на рынке IPO позволяет выявить основные препятствия и риски, с которыми сталкиваются компании при попытке привлечь капитал на российском рынке. Это включает в себя ограниченное количество платформ для проведения IPO, уход иностранных инвесторов, изменения в законодательстве и регуляторной политике, а также нестабильность экономической среды. Понимание этих факторов критически важно для разработки стратегий, способствующих устойчивому развитию рынка IPO в России.

Дальнейшая актуальность темы обусловлена изменением структуры участников рынка IPO в России, в частности, ростом доли физических лиц как инвесторов и снижением медианного размера размещения акций. Эти изменения отражают широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в стране, и требуют глубокого анализа и понимания.

Исследование рынка IPO в Российской Федерации также актуально с точки зрения выявления потенциальных возможностей для развития и интеграции российского фондового рынка в глобальную экономическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.