Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ АЛГОРИТМА ОПТИМИЗАЦИИ ПУСКОВЫМ ПРОЦЕССОМ УСТАНОВКИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ'

РЕШЕНИЕ АЛГОРИТМА ОПТИМИЗАЦИИ ПУСКОВЫМ ПРОЦЕССОМ УСТАНОВКИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / OPTIMAL CONTROL / ПУСКОВАЯ ОПЕРАЦИЯ / START-UP OPERATION / ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / OPTIMAL STRATEGY / ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / DYNAMIC PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Сафарова А.А.

В статье cформулирована физически обоснованная постановка задачи оптимизации пусковой операции разогрева ЭЛОУ АВТ-2 с учетом неопределенности характеристик рассматриваемого объекта управления. Задача оптимального управления пуском установки ЭЛОУ АВТ-2 описывается задачей динамического программирования с использованием принципа оптимальности, учитывающего многостадийное описание процесса пуска.The article formulates physically reasonable formulation of the problem optimization start-up heating of the ELOU-AVT-2 with the uncertainty of the characteristics of the object of control. The problem of optimal control commissioning of ELOU AVT-2 describes the dynamic programming problem using the principle of optimality that takes into account multi-stage description of the process start-up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Сафарова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ АЛГОРИТМА ОПТИМИЗАЦИИ ПУСКОВЫМ ПРОЦЕССОМ УСТАНОВКИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ»

УДК 681.372.54

РЕШЕНИЕ АЛГОРИТМА ОПТИМИЗАЦИИ ПУСКОВЫМ ПРОЦЕССОМ УСТАНОВКИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

Сафарова А.А. ®

Доцент, кандидат технических наук Азербайджанский государственньй университет нефти промышленности

Аннотация

В статье cформулирована физически обоснованная постановка задачи оптимизации пусковой операции разогрева ЭЛОУ АВТ-2 с учетом неопределенности характеристик рассматриваемого объекта управления. Задача оптимального управления пуском установки ЭЛОУ АВТ-2 описывается задачей динамического программирования с использованием принципа оптимальности, учитывающего многостадийное описание процесса пуска.

Ключевые слова: оптимальное управление, пусковая операция,оптимальная стратегия, динамическая программирования.

SOLUTION OF THE OPTIMIZATION ALGORITHM FOR THE START-UP PROCESS

OF A PRIMARY OIL REFINERY

Safarova A.A.

Azerbaijan State University of Oil and Industry

Summary

The article formulates physically reasonable formulation of the problem optimization startup heating of the ELOU-AVT-2 with the uncertainty of the characteristics of the object of control. The problem of optimal control commissioning of ELOU AVT-2 describes the dynamic programming problem using the principle of optimality that takes into account multi-stage description of the process start-up.

Keywords: optimal control, start-up operation, the optimal strategy, dynamic programming.

Оптимизация пусковой операции разогрева установки первичной переработки нефти (ЭЛОУ АВТ) заключается в минимизации затрат топлива в нагревателе нефти Н-101 при выводе установки на эксплуатационный температурный режим.

С учётом математической формы процедуры вывода, целевая функция записывается в виде: [1,3]

Q = U=1u(i) * T(i) ^ min (1)

где Y- число шагов управления (на единицу меньше количества вершин графа переходов описывающего процесс, т.е. без учёта начальной или нулевой вершины);

u(i) -значение управляющего воздействия (расхода топлива в нагревателе Н-101) предпринимаемого на -ом шаге;

T(i)- период времени, требуемый для достижения i- ой вершины графа. Ограничение, накладываемое на среднюю скорость роста температуры для каждого этапа управления, запишется в виде:

T(i) > T(i) (2)

— mm v /

® Сафарова А.А., 2017 г.

где 1уп1п-минимальным период времени, выступающим как ограничение на скорость достижения ¿- ой вершины графа. [4]

Проведенный анализ современных методов оптимизации сложных ХТС показал наилучшую применимость для данного случая принципа оптимальности динамического программирования.[2 ] В пользу данного вывода свидетельствует математическая форма процедуры вывода, представляющая объект управления как многостадийный процесс. Под оптимальной стратегией и_((У-1)) понимается стратегия управления многостадийным процессом, включающим У-1 последних стадий исходного процесса, придающая критерию оптимальное значение:

= (3)

Где /\ - величина, оценивающая эффективность каждой стадии процесса заданная в виде функции от переменной состояния стадии 5® принятого на ней управления и® .

Процедура решения задачи оптимизации при помощи принципа оптимальности начинается с оптимизации последней стадии процесса, результатом чего является набор оптимальных решений (управлений) на ней для любых возможных состояний входа этой стадии. Оптимизация последней стадии сводится к оценке Су возможных вариантов управлений в Ьу-1 состояниях выхода (У-1) -ой стадии (£у-1 состояниях входа У стадии). Обследованию подлежат (£у.1* Су) вариантов, что позволяет выделить Ьу-1 оптимальных

(у )

управлений иопт на У стадии, соответствующих Ьу.1 состояниям выхода предыдущей стадии и обеспечивающих переход на последнюю стадию с оптимальным значением критерия F1, который в соответствии с (3) будет равен величине эффективности - /у перехода. При этом Су - является количеством дискретных значений управляющего параметра задействованных в базе экспертных оценок процесса для У вершины графа. Согласно (3), минимум критерию ^ доставляет величина/у, которая в свою очередь представляет суммарный расход топлива

на последней У стадии, из чего следует, что оптимальному переходу соответствует минимум показателя эффективности /у.

Управления, найденные на последней стадии, оптимальны для любой стратегии управления, которая принята на предыдущих стадиях процесса, поскольку обследованы все возможные состояния входа У стадии (выхода (У-1)-й стадии). Выбор оптимального управления на (У-1)-й стадии должен производится с учетом уже найденного оптимального управления для последней стадии. Он требует обследования (¿у_2* 6гу.1) вариантов, так как оптимальные управления для У - стадии уже определены. В результате, определяется Ьу.2

(У —1)

оптимальных управлений иопт на (У-1)-й стадии, соответствующих Ьу.2 состояниям выхода предыдущей (У-2)-й стадии и обеспечивающих минимум критерию , который согласно (3)

У

будет равен сумме величин эффективности - ^ для переходов соответственно в (У-1)-ю

1=У —1

и У стадии. Представим в виде выражения:

^—2)) = ШИ1 Л—! (и<У—1), —2))+ ^ (т(У—1))) (4)

Воспользовавшись математическим описанием стадий процесса можно записать:

^—2)) = Шп(Л—!(и(У—1), Т(У—2))+ ^(Я?—1)(и—1),Т<У—2)))) (5)

Обобщая, таким образом (5), на У стадии процесса, находим:

Ъ(Т(0)) = ш|п(Л (и(1), Т(0))+ ^—!(Я«(и(1),Т(0)))) (6)

и '

Выражение (6) является математической формулировкой принципа оптимальности для пусковой операции разогрева установки ЭЛОУ АВТ и может быть представлено в рекуррентном виде:

^(Т<У—')) = Шп (/у_+1 (и(У—Т(У—))+ ^, (ЯТУ—г+1)(и<У—Т(У—)))) (7)

и

г = 1,...,Y

Для начала расчетов по полученному рекуррентному соотношению (7) необходимо задаться начальной функцией, порождающей последовательностью функций. В качестве такой начальной функции можно принять

^ (т) )= 0 (8)

что естественным образом соответствует отсутствию процесса за пределами последней стадии.

Логическим завершением проведенных исследований является алгоритм управления расходом топлива в нагревателе нефти технологической установки ЭЛОУ АВТ-2 для пускового режима. На рис 1 представлена блок-схема алгоритма.

Апробация алгоритма была проведена на установке ЭЛОУ АВТ-2 Бакинского нефтеперерабатывающего завода имени Г. Алиева для трех сезонов гола обусловивших различные начальные условия (температуру холодной нефти - +10, +20 и +30°С). Целью экспериментов являлось выполнить пусковой разогрев установки по оптимальной траектории, предлагаемой программным обеспечением. Оценка качества модели прогнозирования средней скорости роста температуры в кубе К-2 по отдельным этапам была проведена на основании сравнения реальных отрезков времени, затраченных для достижения ключевых температур (вершин графа) и предсказанных моделью. В результате стандартное отклонение ошибки прогнозирования по времени составило 4,97; 2,2; 2,7 мин. соответственно для экспериментов 1, 4, 7 в таблице 3.2 (см. после выводов). Что составило соответственно 0,4; 0.2 и 0,2% от итогового реального времени, затраченного в период выхода на регламентную температуру в кубе К-2 для 3-ех указанных экспериментов. Кроме того, для оценки возможных потерь, при отличном от оптимального управления расходом топлива, были проведены эксперименты с участием операторного персонала установки (эксперименты 2, 5, 8 - ускоренный разогрев; эксперименты 3, 6, 9 - замедленный разогрев в таблице 1). После ввода начального условия моделировался разогрев объекта управления в режиме пуска. На множестве возможных траекторий разогрева, методом динамического программирования определялась оптимальная. В задачу экспериментатора входило поэтапно предлагать участникам эксперимента (экспертам-операторам) возможный сценарий управления и фиксировать их оценки относительно времени достижения следующей вершины графа (ключевой температуры в кубе колонны К-2). Полученные оценки усреднялись, принимались за достоверное поведение (темп разогрева) ОУ (в таблице представлены как «Реальное время достижения К-ой вершины графа») и сравнивались с предсказаниями по модели. Любое расхождение автоматически адаптировало модель, что позволяло алгоритму оптимизации корректировать оптимальную стратегию управления. В завершении экспериментов были получены итоговые значения расхода топлива в нагревателе нефти за период выхода на регламентируемую температуру. Увеличение расхода (потерь) топлива при ускоренном пуске составило 2,4; 4,7 и 3,2% для начальных условий (температура холодной нефти) 10, 20 и 30°С соответственно. Увеличение расхода топлива при замедленном пуске составило 5,6; 8,0 и 7,9% для начальных условий (температура холодной нефти) 10, 20 и 30°С соответственно. Таким образом, экспериментальная апробация разработанного алгоритма подтвердила его работоспособность и эффективность в выборе оптимальных траекторий разогрева оборудования.

Рис.1. Блок-схема алгоритма управления

Таблица 1

Результаты вычислительного эксперимента по прогонке алгоритма оптимизации пусковой операции разогрева установки ЭЛОУ АВТ-2

№ испытания Оптимальное управление на 1-ом шаге Принятое управление на 1-ом шаге Оптимальное управление на 2-ом шаге Принятое управление на 2-ом шаге Оптимальное управление на 3-ом шаге Принятое управление на 3-ом шаге Оптимальное управление на 4-ом шаге Принятое управление на 4-ом шаге Итоговый расход топлива

1,58 1,74 2,12 2,5

1 1,58 1,74 1,74 2,12 2,12 2,54 2,54 41,7 м3

2 1,6 1,74 1,8 2,12 2,2 2,52 2,6 42,8 м3

3 1,51 1,74 1,62 2,08 2,02 2,54 2,42 44,1 м3

1,57 1,68 2,12 2,5

4 1,57 1,68 1,68 2,12 2,12 2,5 2,5 39,3 м3

5 1,6 1,72 1,8 2,12 2,2 2,52 2,6 41,1 м3

6 1,51 1,68 1,62 2,12 2,02 2,54 2,42 42,4 м3

1,58 1,72 2,12 2,52

7 1,58 1,66 1,66 2,12 2,12 2,5 2,5 37,9 м3

8 1,6 1,66 1,8 2,12 2,2 2,52 2,6 39,1 м3

9 1,51 1,68 1,62 2,12 2,02 2,5 2,42 40,9 м3

Литература

1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория / Пер. с англ. М.: Айрис-пресс-2002.- С576 .

2. "Итоги науки и техники" Серия "Современная математика и ее приложения". Тематические обзоры. Т. 110. "Оптимальное управление и динамические системы". Научный редактор серии Р.В. Гамкрелидзе. Москва, ВИНИТИ-2006-С 272 .

3. Конюховский П.В. Математические методы исследования операций: пособие для подготовки к экзамену. - СПб.:Питер-2001-С 121.

4. Шикин Е. В., Чхартищвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. - 2-е издание, испр. - М.: Дело-2002- С440 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.