Серия «Науки о Земле» 2012. Т. 5, № 1. С. 16-37
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 911.3:338.483
Заповедники и национальные парки Байкальского региона в свете современной концепции развития системы особо охраняемых природных территорий России
А. Д. Абалаков ([email protected])
Аннотация. Концепция развития системы особо охраняемых территорий Российской Федерации определяет основные направления повышения их природоохранной, научно-познавательной и рекреационной эффективности, совершенствования законодательства. В статье рассматривается их значение для заповедников и национальных парков Байкальского региона. Наиболее востребована Концепция при неупорядоченных земельных отношениях, проблемах с местными хозяйствами и диким массовым туризмом.
Ключевые слова: концепция развития системы особо охраняемых природных территорий России, заповедники и национальные парки Байкальского региона, актуальность.
Введение
В Российской Федерации (РФ) создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является традиционной и эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина РФ рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений в области экологии. Развитие и совершенствование сети ООПТ обеспечивает выполнение РФ международных обязательств в сфере охраны окружающей среды. Эффективно функционирующая система ООПТ - каркас экологической стабильности, одновременно обеспечивающий устойчивое социально-экономическое развитие страны.
В связи с углублением рыночных отношений, реформированием и модернизацией общества должны меняться принципы, система взглядов на решение проблем в области организации и функционирования ООПТ. Поэтому давно назрела потребность в разработке Концепции развития ООПТ России, соответствующей требованиям сегодняшнего дня.
Современная Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. утверждена Правительством РФ распоряжением 22 декабря 2011 г. № 2322-р. Тем же Распоряжением утвержден План мероприятий по реализации Концепции. Утверждение этих документов произошло значительно позднее при-
нятия Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об ООПТ». Для совершенствования законодательства в Концепции указана необходимость внесения в ФЗ «Об ООПТ» ряд изменений, всего по 23 позициям. Соответствующие изменения выли внесены в конце 2001 г. Они касаются организации и функционирования биосферных полигонов заповедников, регулирования земельных отношений, функционирования заповедников и национальных парков, совершенствования охраны и управления, расширения полномочий должностных лиц в сфере пресечения нарушений и др. Особое внимание уделено развитию туризма и отдыха, предоставлению в аренду земельных участков для этих целей.
В Байкальском регионе создана плотная сеть различных типов ООПТ. В нем находится семь заповедников и четыре национальных парка федерального значения. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть применение Концепции для анализа сложившейся ситуации, выявления проблем и определения направлений их дальнейшего развития.
История вопроса
К числу важнейших задач Концепции является внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об ООПТ». Необходимость решения накопившихся вопросов осознавалась давно. Еще в 1999 г. Российское представительство Всемирного Фонда дикой природы выступило с инициативой обсуждения в широком кругу специалистов, экспертов, государственных и общественных деятелей разработки Концепции системы ООПТ, определяя ее как важнейшее средство преодоления существующей кризисной ситуации. В специальном издании, посвященном этой теме [8], в систематизированном виде дана информация о различных аспектах деятельности и проблемах ООПТ России и мира в связи с подготовкой Концепции системы ООПТ страны. Уже тогда обращалось внимание, что полностью изъятые из пользования научные заповедники не должны занимать гигантских пространств. В настоящее время большая диспропорция сохраняется - на 102 заповедника в нашей стране приходится 42 национальных парка. Многие «экзотические» регионы страны (Камчатка, Сахалин, Курильские острова, Приморье) вообще не имеют национальных парков. Возможности других регионов (Горный Алтай, Карелия, Северный Кавказ, Карелия) используются недостаточно [7]. В качестве решения проблемы предлагалось расширение сети парков, преобразование значительной части заповедников в национальные парки при обязательном выделении там участков подлинной заповедности. Это даст возможность более эффективно задействовать природно-ресурный и кадровый потенциал заповедников и парков. Снятие излишних ограничений позволит удовлетворить потребности населения в отдыхе на природе и одновременно предотвратить попытки промышленной экспансии на охраняемые рекреационные территории.
Обсуждение Концепции проходило более чем за год до ее утверждения, 29 октября 2010 г. на правительственном уровне. Впервые на столь высоком уровне рассматривались проблемы и перспективы развития ООПТ. Были обозначены три основные проблемы развития ООПТ: 1) отсутствие современной туристско-рекреационной инфраструктуры, позволяющей без ущерба для сохранения природных комплексов осуществлять экологический туризм, просвещение; 2) недостаточная охрана ООПТ вследствие малой численности госинспекторов и их низкого денежного содержания; 3) плохое состояние материально-технической базы, необходимой для охраны ООПТ, противопожарной и научно-исследовательской деятельности.
В качестве основополагающей задачи, стоящей перед ООПТ, предусматривалась организация эффективной охраны природных комплексов и объектов. Ведущими направлениями решения этой задачи являются:
- усиление борьбы с нарушениями законодательства об ООПТ, в том числе с незаконными изъятием и использованием земельных и водных участков;
- пересмотр системы оплаты труда государственных инспекторов по охране ООПТ в целях ее совершенствования и усиления кадрового потенциала инспекторского состава;
- обеспечение широкого внедрения современных эффективных форм и методов оперативной работы инспекторского состава;
- ужесточение административной ответственности за нарушения режима ООПТ; наделение должностных лиц, осуществляющих их охрану правами органов дознания.
Одним из ведущих замыслов Концепции - обеспечить открытость и доступность заповедников и национальных парков, усилить социальноэкономическую эффективность их развития при приоритетности сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ. Заявленные цели достигаются посредством научной обоснованности управленческих решений, проведения мониторинга, контроля экологической ситуации и другими мероприятиями.
Разработка и принятие «Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 г.» обусловлено необходимостью преодоления проблем, накопившихся в территориальной охране природы России. Актуальность Концепции объясняется тем, что реальное состояние дел в области состояния и функционирования ООПТ не соответствует положениям ФЗ «Об ООПТ» (1995), особенно в сфере туризма и рекреации. Во многих заповедниках страны начал активно развиваться экологический туризм, а на биосферных полигонах заповедников туризм приобрел массовый характер, что с правовой точки зрения носит незаконный характер. Назрела необходимость совершенствования законодательства, усиления системы охраны, ее технической оснащенности, более четкого нормативного правового обеспечения.
Современные тенденции развития системы ООПТ
в свете Концепции
В Концепции от 22 декабря 2011 г. № 2322-р указана необходимость внесения изменения в ФЗ «Об ООПТ», а также приведения положения отдельных статей этого закона в соответствие с другими законодательными актами. Для этого требуется внести изменения в Лесное законодательство, Кодекс об административных нарушениях, уголовное законодательство, законодательство об уголовном судопроизводстве, закон «Об экологической экспертизе» и др.
Концепция ориентирована на повышение эффективности государственного управления в сфере территориальной охраны природы. Она рассматривает вопросы развития системы ООПТ федерального значения по следующим основным направлениям:
1. Расширение географической сети ООПТ.
2. Совершенствование законодательства.
3. Совершенствование государственного управления.
4. Экономическое и финансовое обеспечение.
5. Кадровая политика.
6. Организация и защита природных комплексов и объектов.
7. Регулирование использования природных ресурсов.
8. Организация научных исследований.
9. Экологическое просвещение и работа с населением.
10. Развитие познавательного туризма.
11. Сохранение культурного наследия
12. Международное сотрудничество.
В Концепции по-новому рассматривается роль заповедников в развитии туризма. Федеральным законом «Об ООПТ» (до внесения изменений в конце 2011 г.) на этих территориях не разрешалось развитие туризма вообще. Однако в действительности многие из них в той или иной мере были включены в сферу туристского обслуживания. Устраняя это противоречие, Концепция легализует в заповедниках развитие познавательного туризма; усиливается рекреационно-туристское значение национальных парков и заказников. Предлагается рассмотреть целесообразность преобразования в национальные парки ряда ООПТ федерального значения и иных категорий.
В соответствии с Концепцией и Планом мероприятий по ее реализации в ФЗ «Об ООПТ» в конце 2011 г. внесен ряд изменений, в том числе в области туризма.
На заповедники возлагается ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма. На участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника разрешается развитие познавательного туризма, физической культуры и спорта. Для их обеспечения допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры. Их перечень устанавливается Правительством РФ для каждого биосферного полигона государст-
венного природного биосферного заповедника. В особо охраняемой зоне национальных парков допускаются проведение экскурсий, их посещение в целях познавательного туризма. В национальных парках разрешается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, объектов, связанных с деятельностью национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. В целях организации рекреации, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Она осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике. Не только на биосферные заповедники, как было раньше, но и на природные заповедники и национальные парки возлагается задача ведения государственного экологического мониторинга природной и рекреационной среды.
Концепция, еще на стадии обсуждения, подверглась резкой критике с различных позиций, как со стороны работников ООПТ, ученых, так и общественности. Основные аргументы сторонников принципа «невмешательства» сводятся к тому, что открытие доступа к особо ценным природным ландшафтам приведет к их уничтожению. Опасения связаны с тем, что многие граждане недостаточно законопослушны и не обладают необходимым экологическим сознанием. У сторонников такой точки зрения имеются определенные доводы, и они приводят многочисленные примеры негативного влияния туризма на природные комплексы ООПТ.
Вместе с тем Концепция направлена, прежде всего, на развитие познавательного туризма, являющегося высокоэффективной формой эколо-го-просветительской деятельности на ООПТ. При этом в заповедниках эта деятельность должна быть строго регламентирована и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями о заповедниках. Познавательный туризм на территории заповедников будет осуществляться в виде маршрутов по специально оборудованным экологическим тропам.
Для развития познавательного туризма необходимо проанализировать возможности его организации на ООПТ. Обязательным условием является соблюдение требований экологической безопасности. Строительство объектов туристской инфраструктуры должно осуществляться на основе экологических изысканий, экологического проектирования и экспертизы проектов, с учетом функционального зонирования. Объекты туристско-
рекреационного комплекса должны размещаться преимущественно в охранной зоне заповедников и парков, на буферных территориях, биосферных полигонах, заказниках. Отечественные ООПТ имеют материальную базу, профессиональные кадры с многолетним опытом природоохранной, научной и просветительской работы, что позволяет обеспечить выполнение поставленных задач.
Реализация Концепции в России
С целью решения задач по развитию познавательного туризма в 2011 г. предполагалось выделить на развитие ООПТ дополнительное бюджетное финансирование в размере 800 млн руб. в течение трех лет. Средства направляются на реализацию пилотных проектов по развитию экологического туризма в 7 заповедниках: Кроноцкий, Алтайский, Тебердинский, Столбы, Байкальский, Байкало-Ленский и Воронежский, где построят объекты инфраструктуры для наблюдения за дикими животными и ознакомления с уникальными ландшафтами, появятся музеи природы, минигостиницы и экологические тропы. Это позволит решить одну из основных проблем ООПТ - создать развитую туристско-рекреационную инфраструктуру, позволяющую без ущерба для сохранения природных комплексов развивать экологический туризм и просвещение. Создание современной рекреационной инфраструктуры даст возможность увеличить рекреационную емкость территорий и удовлетворить потребности населения страны в отдыхе в экологически благоприятной природной среде.
Во всем мире экологический туризм приносит существенную прибыль: в США ежегодный совокупный доход от посещения ООПТ составляет более 14 млрд долл., в Австралии - 3,5 млрд, в Кении - 450 млн. В России этот показатель не достигает и 12 млн долл. Для сравнения, Долину гейзеров в Йелоустонском национальном парке (США) ежегодно посещают два миллиона человек, а на Долину гейзеров в Кроноцком заповеднике на Камчатке приезжают посмотреть всего три тысячи человек.
По данным Минприроды России, для увеличения посещаемости ООПТ в нашей стране необходимо создать около двухсот остановочных пунктов и гостевых домов, более ста объектов сферы услуг и информационных центров для посетителей, около тысячи смотровых площадок. Что касается национальных парков, то на их территории строительство объектов туризма может осуществляться не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет частных инвестиций.
Примером развития интенсивной рекреации с формами массового активного туризма является Сочинский национальный парк. Но дальнейшее расширение строительства капитальных объектов олимпийского комплекса вызывает серьезные опасения, так как может привести к нарушениям природных систем. Активно развивается экологический туризм в Кроноцком заповеднике. Здесь создана эффективная рекреационная инфраструктура. Однако некоторые популярные экологические маршруты (в долину гейзеров) пришлось закрыть вследствие чрезмерных нагрузок на экосистемы.
Как видим, некоторые российские заповедники уже давно фактически выполняют функции национальных парков, и их туристское использование осуществляется весьма интенсивно. Таковыми являются Кавказский, Крымский, Ильменский, Теберда, Столбы и другие заповедники. Более 80 % заповедников России определили на своей территории экологические тропы. Во многих из них в охранной зоне, подконтрольных заказниках и биосферных полигонах размещаются турбазы, отели, спортивные и развлекательные комплексы.
Придание заповедникам функции национальных парков - сложная и неоднозначная проблема. «Конвергенция заповедников и национальных парков» [9] может привести к нежелательным последствиям. Даже развитие ограниченного экологического туризма, по мнению строгих сторонников «принципов невмешательства», наносит невосполнимый вред природе и подрывает основы заповедности [11; 12].
Согласно Концепции, для того чтобы открыть доступ в заповедники и увеличить приток посетителей в национальные парки, необходимо обеспечить сохранность природных комплексов и объектов историкокультурного наследия, создать необходимую туристскую инфраструктуру. Исходя из экологических, ресурсных, региональных и других особенностей ООПТ, определяются направления и возможности их диверсифицированного развития. Суть такой диверсификации заключается в расширении видов и методов предоставления наиболее востребованных туристско-рекреационных услуг, регулировании туристских потоков, проведении научных исследований и эколого-просветительской деятельности, осуществлении необходимых природоохранных мероприятий. Формирование и разработка методов диверсификации туристско-рекреационной системы -важное условие ее устойчивости и адаптивности к изменению внешней и внутренней среды. Для этого требуется развитие экологически совместимых с природными комплексами видов туризма и отдыха, определение норм рекреационных нагрузок и рекреационной емкости участков территории, а также допустимых изменений экосистем в местах отдыха.
Таким образом, при соблюдении необходимых условий, прежде всего требований экологической безопасности, заповедники могут быть открыты для ограниченного познавательного туризма, а в национальных парках расширяется спектр предоставляемых туристских услуг и увеличивается интенсивность рекреационной деятельности.
В Концепции обозначен порядок развития туристской инфраструктуры в национальных парках. Объекты инфраструктуры могут строиться за счет частных инвесторов в соответствующих функциональных зонах. Предоставление земельных участков и строительство инженерных сооружений будет осуществляться только после проведения государственной экологической экспертизы. Для обеспечения развития туризма и отдыха на территории биосферных полигонов заповедников допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры.
Предусматривается анализ экосистем, позволяющий выделять рекреационные зоны без ущерба ООПТ. Госимущество проводит торги в форме аукциона на право аренды. Проект строительства проходит государственную экспертизу. В договоре аренды земельных участков предусматриваются меры по сохранению объектов природы и историко-культурного наследия. В случае невыполнения арендных условий государство вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды.
Предложения по реализации Концепции в Байкальском регионе
В Байкальском регионе, включающем три субъекта Российской Федерации - Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край -представлено семь заповедников и четыре национальных парка федерального значения. На основе Концепции определены приоритетные направления их деятельности и совершенствования функционирования (табл., рис.).
Таблица
Приоритеты развития ООПТ Байкальского региона
№ Особо-охраняемые природные территории Приро- до- охран- ные меро- при- ятия Научные исследования, экологический мониторинг Эко- ло- гиче- ское про- све- ще- ние Экологический туризм и рекреация, развитие Вос- требо- ван- ность Кон- цеп- ции
фунда- менталь- ные при- клад- ные ограни- ченное познава- тельное массовое органи- зованное
Заповедники
1 Витимский 2 3 1 1 1 1 I
2 Джергинский 2 3 2 3 4 2 III
3 Байкало-Ленский 2 3 2 2 2 2 II
4 Баргузинский 2 4 2 3 2 3 III
5 Байкальский 5 5 5 5 4 5 V
6 Сохондинский 2 3 2 2 3 2 II
7 Даурский 5 5 3 5 5 3 V
Национальные парки
1 Прибайкальский 5 4 5 5 4 5 V
2 Забайкальский 3 4 4 4 4 5 IV
3 Тункинский 5 4 5 5 4 5 V
4 Алханай 2 2 3 3 3 4 III
Ранжирование показателей, определяющих направления развития ООПТ. Значимость оцениваемого критерия: 1 (I) - наиболее низкая, 2 (II) - низкая, 3 (III) - средняя, 4 (IV) - высокая, 5 (V) - наиболее высокая.
Рис. Востребованность Концепции для ООПТ Байкальского региона
Значимость Концепции для ООПТ: I - наиболее низкая, II - низкая, III -средняя, IV - высокая, V - наиболее высокая. Заповедники: 1. Витимский (I),
2. Байкало-Ленский (II), 3. Сохондинский (II), 4. Джергинский (III) 5. Баргузин-ский (III), 6. Байкальский (V), 7. Даурский (V). Национальные парки: 8. Прибайкальский (V), 9. Забайкальский (IV), 10. Тункинский (V), 11. Алханай (III)
Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Баргузинский, Байкало-Ленский и Байкальский заповедники расположены на берегах Байкала и входят в состав центральной экологической зоны Байкальской природной территории, относимой к участку Всемирного природного наследия. Здесь строго регламентируется хозяйственная деятельность, приоритетное направление развития - экологический туризм.
Баргузинский и Байкало-Ленский заповедники находятся на противоположных берегах северного Байкала и обеспечивают сохранность гольцовых, горно-таежных, горно-степных и прибрежных природных комплексов. Эти заповедники демонстрируют репрезентативные и уникальные ландшафты северного Байкала. Наряду с развитием ограниченного познавательного туризма, принцип «доступности» достигается созданием рекреационной инфраструктуры для обслуживания посетителей на смежных территориях.
Даурский заповедник и национальный парк Алханай находятся в юговосточной части Байкальского региона в Забайкальском крае. Витимский и Джергинский заповедники находятся в наиболее удаленных и труднодоступных районах Иркутской области и Республики Бурятия.
Заповедники
Витимский заповедник расположен на стыке Станового и Байкало-Патомского нагорий на правобережье р. Витим. Здесь представлены преимущественно горно-таежные и гольцовые ландшафты.
Создание заповедника обусловлено в этом районе строительством Байкало-Амурской магистрали. Необходимость охраны природных экосистем Станового нагорья является актуальной из-за активного освоения золотоносных месторождений края на протяжении последних полутора веков, вырубки леса в долинах рек Витима и Амалык, неумеренного лова рыбы и добычи пушного зверя. Особой задачей заповедника является охрана горного оз. Орон, называемого часто «младшим братом Байкала», а также соболя и снежного барана. В заповеднике находится Кодарский ледниковый район, имеющий современное оледенение.
Отсутствие дорог в сочетании с суровыми природно-климатическими условиями и ранимостью экосистем делает едва ли единственным возможным направлением использования территории - ограниченный познавательный туризм.
Джергинский заповедник расположен в Северо-Восточном Прибайкалье в верховьях р. Баргузин. Цель его создания - сохранение в естественном состоянии природного комплекса верховий реки Баргузин и Икат-ского хребта. Наибольший интерес представляют горно-таежные и гольцовые ландшафты, горные ледниковые озера.
Вследствие труднодоступности территории и суровых природноклиматических условий, активная хозяйственная деятельность здесь не проводилась и до создания заповедника. И сейчас природные комплексы, за исключением участка дороги на БАМ, находятся в естественном состоянии. На юге заповедник граничит с хозяйственно освоенной Баргу зинской долиной. Отсюда исходят угрозы сохранению природных комплексов, что обусловливает необходимость усиления природоохранных мероприятий. Усугубляет ситуацию отсутствие охранной зоны.
Большое значение в заповеднике придается экологическому просвещению. Изученность территории недостаточная. Проводились исследования преимущественно биологического и геолого-геоморфологического характера. Приоритетные направления - изучение современного состояния экосистем, оценка антропогенного влияния, мониторинг.
Обустройство экологических троп в заповеднике откроет возможность для организации ограниченного познавательного туризма. На примыкающих участках в Баргузинской долине имеются условия для организации туристско-рекреационного комплекса местного и регионального уровня со
специализацией в области оздоровительного и лечебного отдыха на базе термальных и минеральных источников. Такой комплекс может быть создан на курорте Умхей, где имеется визит-центр заповедника, отапливаемый геотермальными водами. Множество культовых мест, самобытная культура местного населения, ведущего традиционное природопользование, определяют перспективы развития этнографического туризма.
В Байкало-Ленском заповеднике решается вопрос о включении в качестве охранной зоны мыса Заворотного. Раньше на этом участке карьерным способом добывался микрокварцит - абразивное сырье. Здесь планируется строительство туристско-рекреационного комплекса для приема и обслуживания посетителей, проведятся проектно-изыскательские работы обустройства троп с целью организации познавательного туризма. Наибольшей популярностью пользуется маршрут по экологической тропе к истокам р. Лены.
Природоохранные ограничения, высокая ценность и ранимость экосистем, практически полное отсутствие рекреационной инфраструктуры в Бар-гузинском и Байкало-Ленском заповедниках делают предпочтительным развитие на их территории ограниченного познавательного туризма по тропам.
Баргузинский заповедник - старейший в России; был организован в 1916 г., главным образом для сохранения соболя, ресурсы которого были подорваны. Баргузинский заповедник единственный на Байкале имеет в своем составе акваторию шириной 3 км. Расположен заповедник на северовосточном побережье Байкала в так называемом Подлеморье и включает в себя западный макросклон Баргузинского хребта до водораздела.
Удаленность и труднодоступность территории «облегчают» ее охрану. «Байкальский» фактор определяет направленность научных исследований. В Баргузинском заповеднике ограниченный познавательный туризм может развиваться по экологическим тропам. Здесь имеются хорошо обустроенные тропы в долинах рек Большая, Шумилиха, успешно используемые в научных целях.
Ведется проектирование туристско-рекреационного комплекса с целью развития интенсивного экологического туризма с проведением экологического просвещения в подчиненных заповеднику биосферном полигоне и заказнике Фролиха.
Отличительной чертой Байкальского заповедника является выгодное географическое положение, хорошая транспортная доступность, приближенность к крупным центрам рекреационного спроса - городам Иркутск и Улан-Удэ. На его территории представлены уникальные ландшафты, в том числе темнохвойная тайга с реликтовыми неморальными видами -«джунгли Хамар-Дабана», что обусловлено высоким снежным покровом, дождливым летом и теплой зимой. Заповедник находится на южном побережье Байкала. К заповеднику примыкает небольшая охранная зона шириной до 2-4 км. Со стороны Байкала она сильно преобразована хозяйственной деятельностью; здесь находятся железная и автомобильная дороги, станции и поселки. Сказанное предъявляет повышенные требования к про-
ведению охранных мероприятий, научных исследований, экологической пропаганде.
В охранной зоне заповедника и на отдельных участках побережья вне заповедника, а также на подчиненных ему Кабанском и Алтачейском заказниках планируется формирование туристско-рекреационного комплекса межрегионального значения. Территория самого заповедника открыта для посетителей только по экологическим тропам в режиме ограниченного познавательного туризма. Наибольшей популярностью пользуется обустроенная тропа в верховья долины р. Осиновки.
Для диверсификации предоставляемых услуг и перераспределения туристских потоков необходимо наладить взаимодействие заповедника с ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала».
Сохондинский заповедник расположен в Южном Забайкалье в пределах Хэнтэй-Даурского нагорья в районе горного массива Сохондо. Уникальность Сохондинского заповедника прежде всего в разнообразии его ландшафтов. Здесь на сравнительно небольшой площади сконцентрированы характерные для Забайкалья степные, таежные, горнотундровые, трансзональные (луга, болота, озера и т. д.) сообщества. В непосредственной близости от Сохондинского заповедника располагаются и другие ООПТ, как российские (заказники Буркальский, Ацинский, «Горная степь»), так и монгольские (национальные парки «Онон-Балдж», «Хан Хэнтий»). По соседству с заповедником планируется создание национального парка «Чи-кой». Все эти географически связанные друг с другом ООПТ могут быть объединены в рамках крупного трансграничного международного заповедника или парка, для которого предложено название «Истоки Амура». Если планы по его созданию удастся осуществить, это будет способствовать возрастанию роли Сохондинского заповедника как важнейшей части трансграничной ООПТ. В качестве первого шага этого крупного международного проекта Планом мероприятий по реализации Концепции является подготовка и согласование межгосударственных соглашений о создании трансграничной ООПТ в составе заповедников Сохондинский (РФ) и Онон-Бальджинский (Монголия).
В заповеднике и его окрестностях разработаны и используются туристические маршруты различной степени сложности. Но на большую его часть доступ людей ограничен. Территория заповедника не заселена, но с юго-восточной стороны к нему тяготеют хозяйственно освоенные земли и населенные пункты (районный центр с. Кыра и др.). Это предъявляет высокие требования к сохранению природного наследия, проведению научных исследований, экологическому просвещению, развитию туризма.
Оптимальным для заповедника является развитие ограниченного познавательного туризма, осуществляемого по экологическим тропам. На его южных границах возможно создание туристско-рекреационного комплекса районного и регионального значения. Ограничивающие факторы - удаленность и слабая транспортная доступность территории.
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» находится в Юго-Восточном Забайкалье в районе степных озер Барун-Торей и Зун-Торей на территории Ононского и Борзинского районов Забайкальского края (Читинской области).
В 1994 г. было подписано Межправительственное соглашение о создании Международного заповедника «Даурия» на базе заповедников «Даурский» (Россия), «Монгол Дагуур» (Монголия) и «Озеро Далай» (Китай). С 1997 года он входит в число биосферных резерватов ЮНЕСКО. Это заповедник кластерного типа, состоит из 9 участков. Он организован с целью восстановления и сохранения в естественном состоянии реликтовых экосистем Даурских степей, озерно-степных и водно-болотных комплексов ЮгоВосточного Забайкалья, а также для охраны гнездовых местообитаний околоводных птиц, в частности единственных в России гнездовий реликтовой чайки [4].
В 2000 г. Всемирный фонд дикой природы включил Даурские степи в число 200 экорегионов планеты, имеющих особое значение для сохранения жизни на Земле. Согласно Рамсарской конференции водно-болотные угодья имеют международное значение. В Даурских степях множество археологических и исторических объектов - это остатки стоянок каменного, железного и бронзового веков. Сохранились следы культуры «плиточных могил». С Даурскими степями связано имя великого Чингисхана - здесь его родина, здесь он собрал свое войско и по преданиям находится его могила.
В ведении заповедника находится комплексный заказник федерального значения «Цасучейский бор», охватывающий большую часть островного реликтового соснового бора, произрастающего вдоль правой террасы р. Онон.
В рамках международного заповедника проводятся международные экосмены и семинары, подготовлен буклет о международном заповеднике.
По территории заповедника и охранной зоны, а также федеральному заказнику «Цасучейский бор» проходят пять экскурсионных маршрутов, пользующихся большой популярностью у посетителей. Есть опыт приема иностранных групп.
По территории заповедника проходят два экскурсионных маршрута общей протяженностью около 80 км. Особо привлекают посетителей молочно-белые пляжи Зун-Торея и удивительной красоты сопки на северных берегах озер, где нередки находки горного хрусталя, яшмы, халцедонов. Еще три маршрута проходят по охранной зоне и заказнику федерального значения «Цасучейский бор», а также памятнику природы «Чаша».
Ведущим направлением научных исследований традиционно является изучение флоры и фауны, гидрологического режима озер, объектов историко-культурного наследия. Важным направлением работы является вовлечение в эколого-просветительскую деятельность различных государственных и коммерческих организаций. Традиционными стали региональные и международные конкурсы, выставки детского творчества, проводимые по инициативе заповедника совместно с учреждениями образования и культуры.
Осуществляя связь со многими общественными природоохранными и эколо-го-образовательными организациями страны и мира, заповедник является значимым информационно-образовательным центром региона.
На территории заказника «Цасучейский бор», в охранных, транзитных и буферных зонах национальных заповедников, а также на примыкающих территориях целесообразно создание международных туристско-рекреационных комплексов, ориентированных на осуществление научнообразовательных и эколого-просветительских программ.
Заповедные участки (кластеры) трех стран находятся в окружение земель, на которых ведется традиционная хозяйственная деятельность, расположены населенные пункты, что предъявляет особые требования к обеспечению эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов. С этой целью планируется подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве в приграничных районах. К направлениям международного сотрудничества, отраженным в Концепции, следует отнести расширение партнерских связей, включая осуществление совместных проектов научного, туристско-рекреационного и природоохранного содержания, сохранению ландшафтного и биологического разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
Национальные парки
Национальные природные парки - оптимальная форма заповедности, сочетающая в себе сохранение природных комплексов с ведением научноисследовательской работы, экологическим просвещением и туристско-рекреационной деятельностью.
Концепция ориентирует на создание новых национальных парков, расширение существующих, развитие в них туристско-рекреационной инфраструктуры. Это позволит расширить виды предоставляемых услуг, повысить их качество, посещаемость и доходы. Для этого увеличивается финансирование, усиливается охрана, совершенствуется техническая оснащенность, нормативно-правовая база и выстраивается кадровая политика.
В национальных парках менее строгий режим охраны, чем у заповедников. Режим охраны и использования отдельных участков национального парка определяется функциональным зонированием территории. Концепция расширяет возможности обустройства и использования территории в рекреационных целях, аренды и включения в состав парка земель сторонних пользователей. Внесены изменения в ФЗ «Об ООПТ» в части строительства объектов туристско-рекреационной инфраструктуры за счет средств частных инвесторов в соответствующих функциональных зонах. Предлагаемая в Концепции схема предоставления земельных участков в парках призвана обеспечить безопасность экосистем.
Рассмотрим направления реализации Концепции на примере национальных парков Байкальского региона.
Забайкальский национальный парк создан с целью охраны и рекреационного использования природных комплексов восточного побережья оз. Байкал. Главными объектами охраны являются гольцовые, горнотаежные, озерно-болотные и водные экосистемы. Уникален архипелаг Уш-каньих островов, где видеокамерами ведутся наблюдения в режиме онлайн за самым крупным на Байкале лежбищем нерпы. Территория Забайкальского парка слабо затронута хозяйственной деятельностью, на большей его части ландшафты находятся в естественном состоянии. Это определяет его имидж как Парка Дикой Природы. Поэтому большое значение придается сохранению природных комплексов, изучению биологического разнообразия, исследованиям динамики природных процессов.
На территории парка два населенных пункта с населением около 140 человек. В настоящее время местные жители слабо задействованы в туристской сфере. Основное их занятие - промысловый лов рыбы. Особой популярностью у туристов пользуется любительский лов рыбы. В зимнее время на льду Баргузинского и Чивыркуйского заливов организуются лагеря, принимающие большое количество любителей подледного лова. Здесь же, в основном, ведется ограниченный лицензионный лов рыбы. Требуется решение споров в земельной сфере и усиление контроля за рыбодобывающими организациями.
Туристская инфраструктура развита слабо. Практически все туристские объекты расположены на берегах Байкала и его заливах. На отдельных участках в местах скопления туристов - массового летнего палаточного отдыха - природные комплексы сильно нарушены. Наиболее пострадали песчаные дюны Чивыркуйского перешейка и бухты Змеевой. Дальнейшее развитие туристской инфраструктуры связывается с реконструкцией и строительством дорог, моста через р. Баргузин, подъемной канатной дороги через п-ов Святой Нос.
Для развития ограниченного познавательного туризма необходимо дальнейшее обустройство экологических троп «Путь к чистому Байкалу», «Тропою испытаний», «Чивыркуйская сказка» и прокладка в новых направлениях. В местах массового летнего отдыха на песчаных пляжах и дюнах Чивыркуйского перешейка и бухты Змеевой необходимо перераспределение турпотоков, обустройство туристских стоянок, строительство альтернативных социальных турбаз, нормирование рекреационных нагрузок. В зоне приема посетителей, а также на побережье Баргузинского залива за границей парка, в местах с благоприятными инженерно-экологическими условиями и транспортной доступностью, целесообразно создание крупных туристско-рекреационных комплексов. Они рассматриваются как узлы развития парка. Требуют решения вопросы обустройства и использования территории в рекреационных целях, арендных соглашений со сторонними пользователями, земли которых находятся на территории парка, а также туристскими фирмами в части предоставления земельных участков. Необходимо проведение торгов в форме аукциона на право аренды с после-
дующим строительством туристских объектов, в том числе за счет частных инвесторов.
Перспективы развития парка связываются с взаимодействием с ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», турбазами Максимихи и Баргузинской долиной, обладающей уникальными ресурсами для развития лечебно-
оздоровительного и этнографического туризма. В Прибайкальском, Баргу-зинском и Курумканском районах Республики Бурятия предусмотрено формирование локальных туристских кластеров. Парк может стать ядром их кластеризации.
Прибайкальский национальный парк создан с целью охраны природных комплексов, археологических и культурных памятников, организации рекреационного использования Западного Прибайкалья. Его территория включает различные гольцовые, таежные, особо ценные степные, островные и береговые экосистемы. Здесь много объектов историкокультурного наследия, особенно на о. Ольхон и западном побережье пролива Малое Море.
В состав Прибайкальского парка частично входит крупнейший остров Байкала - Ольхон. Ландшафты Прибайкальского парка отличаются, пожалуй, наибольшим разнообразием по сравнению с другими охраняемыми территориями Байкальского региона. Здесь имеются значительные по площади участки степи и лесостепи. К сожалению, большая их часть отнесена к зоне хозяйственного и традиционного природопользования и довольно интенсивно используется для нужд сельского хозяйства и, особенно, рекреации, что уже привело к сокращению численности отдельных видов редких животных и растений.
На территории парка находится множество турбаз и мест палаточного массового отдыха, часть парка относится к пригородной зоне г. Иркутска. В южной части парка вдоль берега Байкала проходит Кругобайкальская железная дорога, ее уникальные инженерные сооружения активно включены в сферу туризма. Крупные туркомплексы функционируют в поселках Листвянка и Бол. Голоустное, бухте Песчаной. Отсюда начинаются многие экологические тропы
В зимнее время в районе Малого моря активно ведется любительский лов рыбы. Множество машин выезжает на лед. Это приводит к загрязнению водоема и многочисленным несчастным случаям; ледовый покров здесь неустойчив и машины часто проваливаются в трещины и полыньи.
В парке множество нерешенных проблем. Они являются следствием ряда причин. Прежде всего, это неудачная его планировка. Территория парка вытянута узкой полосой вдоль берега Байкала на расстояние около 600 км. Отдельные участки местами разобщены. Здесь размещается около 40 населенных пунктов, для большинства из которых не определены границы. Его территория довольно легко доступна для посетителей и ее трудно контролировать, особенно в летние месяцы. У Прибайкальского национального парка также отсутствует охранная зона и охраняемая акватория. В состав парка вошли земли, имеющие разную принадлежность, как по
статусу, так и по категориям. Так, почти четверть площади составляют сельскохозяйственные земли, не изъятые из хозяйственного использования. Проблемы с местным населением и муниципальными властями по вопросам природопользования часто носят конфликтный характер. Одной из причин этого - проведенное функциональное зонирование не учитывает реальное использование земель парка. Непоправимый вред природным комплексам наносит «дикий» массовый туризм на Ольхоне и побережье Малого Моря [10]. Часто лучшие участки у берегов Байкала застроены турбазами и коттеджами. Сказанное определяет необходимость проведения землеустроительных работ, межевания земель. Требуется исследовать проблему «земель двойного назначения» и найти ее решение посредством снятия спорных ситуаций между парком и районами [1]. К числу традиционных задач относится проведение природоохранных мероприятий, экологической пропаганды, нормирование рекреационных нагрузок, ведение мониторинга.
Тункинский национальный парк расположен в одноименной котловине и на южных склонах горных хребтов Восточных Саян и Хамар-Дабана. Целью образования парка является охрана и рекреационное использование разнообразных экологических систем - от горных тундр до степей. На территории парка многочисленны памятники природы, истории и культуры, лечебные источники. Наибольшей известностью пользуются вулканы, ледник на г. Мунку-Сардык, водопады, каньоны и ущелья. Здесь широко представлены буддийские храмы, священные и культовые объекты, сохранились формы традиционной культуры и быта местного населения. Лечебно-оздоровительный отдых осуществляется на курортах и санаториях Аршан, Нилова Пустынь, Жемчуг и др. Разработаны автобусные, пешие и конные маршруты - экологические и этнографические. Наибольшей известностью пользуется тропа к минеральным источникам долины р. Шумак в Тункинских Альпах.
Территория Тункинского национального парка окружена ООПТ Монголии и России. С запада к нему примыкает монгольский национальный парк «Хевсел». Планом мероприятий по реализации Концепции предусматривается создание трансграничной ООПТ «Байкал - Хубсугул» между Монголией и Россией. В перспективе - создание межнационального парка «Мунку-Сардык», природных парков «Пик Черского», «Утулик-Бабха», «Шумак» и других, что усиливает позиции Тункинского парка как узлового центра международного туризма. Тункинский район вошел в число 15 муниципальных образований Республики Бурятия, где предусмотрено формирование туристско-рекреационных кластеров.
Тункинский парк - один из крупнейших в России и единственный, созданный в границах целого административного района. В нем оказались многочисленные населенные пункты (около 35, население более 20 тыс. человек), территории бывших колхозов, совхозов, земли сельскохозяйственного назначения и др. Земли различных собственников и постоянных пользователей составляют более четверти площади парка и используются без согласования с администрацией. В условиях совмещения границ на-
ционального парка и административного района многие виды хозяйственной деятельности местного населения должны квалифицироваться как нарушение природоохранного режима [2; 3]. В 2011 г. были возбуждены уголовные дела по фактам незаконных рубок леса, охоты. В сложившейся ситуации большое внимание должно уделяться природоохранным мероприятиям и экологической пропаганде.
Парковые научные исследования, в отличие от традиционных задач заповедной науки, ориентированных на изучение преимущественно естественной динамики природных комплексов, ведение летописи природы, должны решать специфические задачи, которые связаны с негативным влиянием природных процессов и явлений, а также выпаса скота на качество экосистемы и рекреационной среды, экологического мониторинга [5; 6]. В горно-котловинных условиях Прибайкалья наводнения, пожары и опасные геологические процессы трансформируют сплошной ареал биоценозов. Сокращается или уничтожается ареал краснокнижных и других редких видов растений и животных, снижается рекреационная ценность ландшафта. Выпас домашних животных угнетает продуктивность ландшафта, особенно на землях лесного фонда, где шире распространены реликтовые и эндемичные виды сосудистых растений. Оскудевает лесная растительность, ухудшаются условия среды обитания диких животных в таежных местностях, прилегающих к землям сельскохозяйственного назначения.
Развитие ограниченного познавательного туризма должно осуществляться по экологическим тропам преимущественно в горных районах Тун-кинских Альп и хребта Хамар-Дабан. На территории котловины в соответствующих функциональных зонах - лечебно-оздоровительной, обслуживания посетителей, а также на землях различных собственников и постоянных пользователей рекомендуется развивать массовый туризм с учетом экологических ограничений.
Для более эффективной природоохранной и туристской деятельности парка необходимо расширить «природоохранное ядро» и одновременно четко обозначить зоны рекреационного обслуживания посетителей как в самом парке, так и на сопредельных территориях. Для решения проблем земель «двойного подчинения» и связанными с ними конфликтами природопользования необходимо провести землеустройство (межевание земель), дать их кадастровую оценку. На основе полученных данных следует уточнить схему функционального зонирования, привести ее в соответствие с реальной ситуацией. Администрациями парка и района целесообразно создание постоянно действующего Координационного Совета, позволяющего оперативно решать спорные вопросы и определять направления развития территории.
Актуальна задача создания фонда распределенных и нераспределенных земельных участков, ориентированных на развитие рекреации. Такие участки могут быть выставлены на торги в форме аукциона. Те из них, которые не принадлежат парку, могут быть проданы частным инвесторам, а относящиеся к парку - сданы в долгосрочную аренду. Координационный совет должен создать условия, при которых хозяйства, ориентированные
на обслуживание посетителей, могли получить дополнительные экономические выгоды.
Современная Концепция раскрывает механизм предоставления земельных участков для строительства объектов туристкой инфраструктуры, в том числе за счет средств частных инвесторов. Это позволит решать в Тункинском национальном парке спорные вопросы землепользования и связанные с ними экологические проблемы.
Алханай - самый молодой национальный парк нашей страны; он создан в 1999 г. для охраны, изучения и рекреационного использования горнотаежных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа, приобщения к его духовной и материальной культуре.
Особенностью его фауны является существование в восточных районах Забайкалья представителей дальневосточных маньчжурских, а также европейско-сибирских видов. Главной достопримечательностью национального парка является памятник природы гора Алханай. Это одна из буддистских святынь бурятов, священное место поклонения буддистов. В состав национального парка входят 12 культовых памятников, к которым ведут характерные каменные тропы. В парке разработано и действует более 10 научно-познавательных туристических маршрутов: пеших, автомобильных и комбинированных. Важнейшее значение имеет религиозное паломничество и этноэкологический туризм.
Следует отметить относительно слабую по состоянию на сегодняшний день изученность фауны национального парка «Алханай» по сравнению с остальными ООПТ Байкальского региона.
На территории Забайкальского края определено создание 10 зон опережающего развития, в том числе 6 зон федерального уровня и 4 зоны регионального уровня значимости. К числу зон федерального уровня относится туристско-рекреационная зона «Алханай», выделяемая на базе одноименного национального парка.
Развитие этой зоны будет осуществляться в рекреационном и культово-религиозном направлениях. На туристско-рекреационной территории национального парка «Алханай» планируется создание современной многофункциональной инженерной инфраструктуры. В целях развития данной зоны опережающего развития утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Дальнейшее развитие и укрепление инфраструктуры туризма и отдыха национального парка «Алханай» (2011-2013 гг.)». Парк находится в трансграничном экологическом регионе и в будущем может стать составной частью международной ООПТ.
Для достижения намеченных целей и обоснования инвестиций необходимо опережающее развитие научных исследований. Парк «Алханай» по своей специализации близок к особо охраняемым территориям историкокультурного типа. Это способствует развитию массового религиозного паломнического туризма. Экологическое просвещение должно строиться на основе программ, которые ориентированы не только на сохранение природного наследия, но и учитывают культурные, религиозные и другие гуманно-эстетические ценности.
Заключение
Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
ФЗ «Об ООПТ» (1995) был принят при отсутствии соответствующей концепции, утвержденной в конце 2011 г. Со времени принятия закона в деятельности ООПТ произошли значительные изменения. Опыт прошедших лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы ООПТ. Появилась необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий в политических и социально-экономических условиях современной России.
Наметилась тенденция усиления рекреационной функции и коммерциализации ООПТ. Настоящая Концепция нацелена на приведение сложившейся ситуации в нормативно-правовые рамки российского законодательства, корректировку ФЗ об ООПТ. Концепция раскрывает механизмы развития туризма на ООПТ и способствует формированию модели самоокупаемых охраняемых территорий в нашей стране. Вводится понятие заповедного туризма, подразумевающего развитие ограниченного познавательного туризма внутри заповедников и более массового в буферной зоне с созданием сопутствующей туристской инфраструктуры. Особое значение современная Концепция имеет для проблемных и рекреационноориентированных ООПТ. В Байкальском регионе она будет способствовать решению спорных вопросов землепользования и развития рекреации в Прибайкальском и Тункинском национальных парках. Она даст импульс развитию национального парка Алханай, позволит найти компромиссное решение по сохранению дикой природы и развитию экологического туризма в Забайкальском парке, формированию в нем социальных турбаз массового туризма. Среди заповедников наиболее ориентирован на туризм Байкальский биосферный заповедник. В меньшей мере - Сохондинский, Джергинский, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники, на территории которых допускается ограниченный познавательный туризм, а развитие более интенсивного туризма выносится на периферийные территории, биосферные полигоны и заказники. В классическом режиме заповедности сохраняет свои позиции Витимский заповедник.
В российском биосферном заповеднике «Даурский», входящем в состав Международного заповедника «Даурия», перспективы развития связываются с трансграничным сотрудничеством с Монголией и Китаем. Прежде всего, в научной сфере и в организации регулируемого познавательного туризма и создании научно-образовательных комплексов, расположенных вне заповедной территории в буферной и охранной зонах.
Планом мероприятий по реализации Концепции предусматривается дальнейшее развитие сети ООПТ, в том числе в Байкальском регионе. Планируется создание национальных парков «Чикой» и «Кодар», расширение территории заповедников «Даурский» и «Сохондинский», создание природного заказника «Долина дзерена» в Забайкальском крае, расширение заповедника «Баргузинский» в Бурятии. В области развития междуна-
родного сотрудничества предусматривается подготовка и согласование проектов межгосударственных соглашений между Российской Федерацией и Монголией о создании трансграничных ООПТ в составе государственного природного биосферного заповедника «Сохондинский» и национального парка «Онон-Бальджинский», национальных парков «Тункинский» и «Хубсугульский».
Проектирование, строительство и функционирование сети ООПТ должно вестись с учетом требований современной Концепции, Плана мероприятий по ее реализации и изменений в Законе РФ «Об ООПТ».
Список литературы
1. Калихман Т. П. Национальный парк «Прибайкальский»: проблемы легитимизации землепользования / Т. П. Калихман // Исток : экол.-геогр. газ. Байк. региона. - 2009. - № 3(75). - С. 10.
2. Калихман Т. П. Оптимизация территории Тункинского национального парка / Т. П. Калихман // Природа Байкальской Сибири: труды заповедников и национальных парков Байкальской Сибири. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2008. - Вып. 1. -С. 10.
3. Калихман Т. П. Пути развития Тункинского национального парка / Т. П. Калихман, А. Д. Калихман // Природоохранная деятельность в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (с. Кырен, Республика Бурятия, 12-14 октября 2011 г.). - Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы, 2011. -С. 11-40.
4. Кирилюк О. К. Международный заповедник «Даурия»: 10 лет сотрудничества. Материалы к отчету о деятельности заповедника / О. К. Кирилюк, О. А. Го-рошко, В. Е. Кирилюк. - Чита : Экспресс-издательство, 2006. - 60 с.
5. Лехатинов А. М. Объекты экологического мониторинга и познавательного туризма национального парка «Тункинский» (научно-информативный путеводитель) / А. М. Лехатинов, Э. Б. Лехатинова. - Иркутск : Репроцентр А1, 2008. - 244 с.
6. Лехатинов А. М. Традиционная и инновационная деятельность национального парка «Тункинский» / А. М Лехатинов // Природоохранная деятельность в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (с. Кырен, Республика Бурятия, 12-14 октября 2011 г.). - Иркутск : Изд-во Ин-та географии им.
В. Б. Сочавы, 2011. - С. 12-18.
7. Максаковский Н. В. Развитие сети национальных парков в России /
Н. В. Максаковский. - М. : Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. - 36 с. -[Доп. материалы к Стратегии управления нац. парками России; Вып. 3].
8. Охраняемые природные территории. Материалы к созданию Концепции системы охраняемых природных территорий России. - М. : Изд-во РПО ВВФ, 1999. - 246 с.
9. Реймерс Н. Ф. Особо охраняемые природные территории / Н. Ф. Реймерс, Ф. Р. Штильмарк. - М. : Мысль, 1978. - 296 с.
10. Рябцев В. Экологические мифы / В. Рябцев // Исток : экол.-геогр. газ. Байк. - 2011. - № 1(63). - С. 10.
11. Харпер Дж. Биосферное мышление, империализм и заповедники / Дж. Харпер // Сиб. экол. вестн. - 2000. - № 13-14. - С. 42-49.
12. Чугунов Ю. От заповедника к национальному парку / Ю. Чугунов // Утро России. - 1998. - № 63 (1722). - С. 6.
Reserves and National Parks in the Baikal Region in View of the Contemporary Concept of the System of Specially Protected Natural Territories in Russia
A. D. Abalakov
Annotation. The development concept of a system of specially protected territories in the Russian Federation determines the main directions of improving of their environmental, scientific, recreational and cognitive efficiency, improvement of legislation. This article considers their implications for the nature reserves and national parks in the Baikal region. The concept for disordered land relations and for problems with local farms and wild mass tourism is increasingly in demand.
Key words: concept of a system of specially protected natural territories in Russia, reserves and national parks in the Baikal region, relevance.
Абалаков Александр Дмитриевич доктор географических наук, профессор Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: (3952) 24-32-80 Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 ведущий научный сотрудник тел.: (3952) 42-67-60
Abalakov Alexander Dmitrievitch
Doctor of Geography, professor
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
tel.: (3952) 24-32-80
Institute of Geography SB RAS
1, Ulan-Batorskaia st., Irkutsk, 664033
lead scientific specialist
tel.: (3952) 42-67-60