Научная статья на тему 'РЕСЕНТИМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РЕСЕНТИМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СОЗНАНИЕ / АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ / СВЕРХЧЕЛОВЕК / РЕСЕНТИМЕНТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Анжелика Ивановна

В статье рассмотрены проблемы развития субъектности, ресентимента. Ницше продолжает полемизировать с современниками. В настоящее время приходится снова взглянуть на «смерть» искусства, бога и человека, на его «планетарное мышление», «переход к глобальному». Повышенный интерес к философии Ницше на современном этапе очевиден в связи с проблемами, которые испытывает Европа: брексит, неконтролируемые миграционные процессы, сложность интеграции и выживания, зачастую «стадное» существование мигрантов. Следует отметить популярность политических идей Ницше. Целью статьи не является анализ мыслей Ницше, об этом написано много, речь будет идти о применении его идей для осмысления субъектности человека и ресентимента, применительно к современной ситуации. Такой ракурс исследования предполагает рассмотрение философии Ницше с целью выявления проблем субъектности, при этом внимание будет сосредоточено в раскрытии природы субъектности. Методологическую основу исследования составил системный подход, с помощью которого были выявлены особенности формирования субъектности. Сочетание сравнительного и проблемного изложения материала позволило проследить проявление ресентимента в современной Европе. Методологическая платформа позволяет связать формирование субъектности с экзистенцией человека. Данная исследовательская установка показывает то, что развитие субъектности затрагивает не только гносеологические, аксиологические параметры, но и в целом развитие человека и его место в мире. Отмечены перспективы исследования, в рамках социально-ценностной модели формирования субъектности. Статья позволяет дополнить исследования, посвященные анализу работ Ницше. Новизной работы является осмысление развития субъектности в контексте ресентимента, В сегодняшних реалиях, в негативном плане, когда рассмотрение социальных проблем в политической, культурной сферах начинается с образа врага как основного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESENTMENT IN MODERN CONDITIONS

The article deals with the problems of development of subjectivity. In the twenty-first century, Nietzsche has become one of the most published and discussed authors again. The question of the integrity of Nietzsche’s work remains open. It should be noted that there is no logic in his philosophy, but he continues to polemize with his contemporaries. At present, we have to look again at the “death” of art, God and man, at his “planetary thinking”, “the transition from a national political order to a global one”, the search for a new person and values. The increasing interest in Nietzsche’s philosophy at the present stage is obvious in connection with the problems that Europe is experiencing: Brexit, uncontrolled migration processes, the complexity of integration and survival, the often “herd” existence of migrants, some massification in science, art. Today, the popularity of Nietzsche’s political ideas, interpretations of democracy, liberalism, and socialism is obvious. The purpose of the article is not to analyze the thoughts of Nietzsche, much has been written about this, so the problems related to language and art will not be touched upon, it will be about the application of his ideas for understanding the subjectivity of man, in relation to the modern situation. This perspective of the research involves the consideration of Nietzsche’s philosophy in order to identify the problems of subjectivity, while the attention will be focused on revealing the nature of subjectivity. The methodological basis of the article was the dialectical approach, which identified the features of the formation of subjectivity as continuity, the relationship between the individual and the social, and continuity in development. The methodological platform allows us to link the formation of subjectivity with human existence. This research installation shows that the development of subjectivity affects not only epistemological, axiological, but also anthropological parameters in general. The research prospects are noted. The article allows us to add insufficiently explored area in Nietzsche’s teaching and the need for a social-value model of subjectivity formation. The novelty of the work is the understanding of the development of subjectivity in the context of Nietzsche’s thoughts.

Текст научной работы на тему «РЕСЕНТИМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 740.179

А. И. Сергеева

Ресентимент в современных условиях

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития субъектности, ресентимента. Ницше продолжает полемизировать с современниками. В настоящее время приходится снова взглянуть на «смерть» искусства, бога и человека, на его «планетарное мышление», «переход к глобальному». Повышенный интерес к философии Ницше на современном этапе очевиден в связи с проблемами, которые испытывает Европа: брексит, неконтролируемые миграционные процессы, сложность интеграции и выживания, зачастую «стадное» существование мигрантов. Следует отметить популярность политических идей Ницше. Целью статьи не является анализ мыслей Ницше, об этом написано много, речь будет идти о применении его идей для осмысления субъектности человека и ресенти-мента, применительно к современной ситуации. Такой ракурс исследования предполагает рассмотрение философии Ницше с целью выявления проблем субъектности, при этом внимание будет сосредоточено в раскрытии природы субъектности. Методологическую основу исследования составил системный подход, с помощью которого были выявлены особенности формирования субъектности. Сочетание сравнительного и проблемного изложения материала позволило проследить проявление ресентимента в современной Европе. Методологическая платформа позволяет связать формирование субъектности с экзистенцией человека. Данная исследовательская установка показывает то, что развитие субъектности затрагивает не только гносеологические, аксиологические параметры, но и в целом развитие человека и его место в мире. Отмечены перспективы исследования, в рамках социально-ценностной модели формирования субъектности. Статья позволяет дополнить исследования, посвященные анализу работ Ницше. Новизной работы является осмысление развития субъектности в контексте ресентимента, В сегодняшних реалиях, в негативном плане, когда рассмотрение социальных проблем в политической, культурной сферах начинается с образа врага как основного понятия.

Ключевые слова: субъектность, ценности, сознание, аномия, социальное, сверхчеловек, ресенти-мент

A. I. Sergeeva

Resentment in modern conditions

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article deals with the problems of development of subjectivity. In the twenty-first century, Nietzsche has become one of the most published and discussed authors again. The question of the integrity of Nietzsche's work remains open. It should be noted that there is no logic in his philosophy, but he continues to polemize with his contemporaries. At present, we have to look again at the "death" of art, God and man, at his "planetary thinking", "the transition from a national political order to a global one", the search for a new person and values. The increasing interest in Nietzsche's philosophy at the present stage is obvious in connection with the problems that Europe is experiencing: Brexit, uncontrolled migration processes, the complexity of integration and survival, the often "herd" existence of migrants, some massification in science, art. Today, the popularity of Nietzsche's political ideas, interpretations of democracy, liberalism, and socialism is obvious. The purpose of the article is not to analyze the thoughts of

СЕРГЕЕВА Анжелика Ивановна - к.филос.н., доцент кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: myaki10@mail.ru

SERGEEVA Anzhelika Ivanovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Nietzsche, much has been written about this, so the problems related to language and art will not be touched upon, it will be about the application of his ideas for understanding the subjectivity of man, in relation to the modern situation. This perspective of the research involves the consideration of Nietzsche's philosophy in order to identify the problems of subjectivity, while the attention will be focused on revealing the nature of subjectivity. The methodological basis of the article was the dialectical approach, which identified the features of the formation of subjectivity as continuity, the relationship between the individual and the social, and continuity in development. The methodological platform allows us to link the formation of subjectivity with human existence. This research installation shows that the development of subjectivity affects not only epistemological, axiological, but also anthropological parameters in general. The research prospects are noted. The article allows us to add insufficiently explored area in Nietzsche's teaching and the need for a social-value model of subjectivity formation. The novelty of the work is the understanding of the development of subjectivity in the context of Nietzsche's thoughts.

Keywords: subjectivity, values, consciousness, anomie, social, overman, resentment.

Введение

Политический, культурный кризис в Европе направляет на поиск решения проблем субъектности. Литература по проблемам субъекта и субъектности обширна. Современные исследования показывают, что данная проблема является одной из важных, начиная с греческой классики. Известны декартовская модель субъекта, герменевтический субъект, революционный, цинический, психоаналитический, религиозный модели субъекта. В рамках статьи интерес представляет субъектность в содержательном плане. Сегодня важно найти нравственное пространство развития субъектности. Необходимо искать модель, которая позволит найти выход из современного кризиса. Ресентимент сегодня имеет социальный, политический, культурный смысл, как подход, который можно применить при анализе миграционного процесса.

Субъектность определяют как способность человека интериоризировать, усваивать социокультурный опыт, способность самовыражения [1]. Современные трансформационные процессы непосредственно затрагивают развитие субъектности человека. Проблема аномии в социальной жизни оказалась сложнее, сегодня с трудом идёт процесс интегрирования в глобальное пространство, в «виртуальную реальность». Также и миграционные процессы в странах Европы показали остроту проблем человека. В связи с этим наблюдается внутренняя неустойчивость индивида, проблема формирования целостности, «силы», субъектности человека. Сегодняшние проблемы показывают необходимость всестороннего анализа формирования субъектности, с учётом аксиологического компонента, связи индивидуального и социального.

Формирование субъектности рассматривается как один из главных факторов развития современного общества, как условие для формирования характера, как ценностный аспект деятельности. В рамках ресентимента [2], субъектность может приводить позитивным и негативным результатам. Сегодня возникла потребность в личности с созидающим потенциалом. Обычно на формирование субъектности влияют артисты, информация из интернета, реклама, СМИ и т. д.

Субъектность показывает преобладание внутренних мотивов, способность рефлексии, выбор ценностей, жизненной цели. В статье предполагалось оперировать следующими идеями Ницще, которые были необходимы для раскрытия субъектности человека: ресентимент, забытая «рациональность»; о существовании «по ту сторону» культуры; представление о «весёлом уме», преодоление нигилизма; идеи самоопределения; иллюзия, которая является, по мнению Ницше, опасным явлением и требует преодоления, «воля к власти» как преодоление невозможного; «сила», «переоценка ценностей», «смерть Бога», «сверхчеловек». «Сила» оказывается той энергией, которая будит человека, направляет на развитие субъектности.

Методология и методы исследования

Использование системного метода, сравнительного анализа позволили рассмотреть субъектность как системное явление, в целостности с формированием субъекта, субъективности. Рефлексия выступает в качестве основного модуса существования субъекта, предполагает достижение взаимопонимания с другими, восстановление «разумности» (Ницше). В то же время предполагается показать содержательную связь между «смертью человека» и «смертью субъекта» в постмодернистком плане, как потерю субъектности. Выявить и то, как формируется субъектность.

Работы Ницше достаточно изучены, например, тема нигилизма (М. Хайдеггер, К. Кам-пер, М. Фуко, Ж. Делез, П. Клоссовски и другие), проблемы этики, эпистемологии и аксиологии, политических идей. Об этом свидетельствуют изданные в России работы (Гусейнов А., Данилевский Р.Ю [2]. Евлампиев И. И [3]. Кантор В. [4], В.Каплун, Б. Марков [5], Мелих Ю. Б [6] и др.). Идеи Ницше можно найти в работах Г. Зиммеля, Хосе Ортега-и-Гассета, А. Камю, Ж. Деррида, Данто А. [7] и других. Содержание статьи можно использовать при ведении семинаров по социальной философии, психологии, педагогике.

Философия Ницше показала антропологический кризис, «фикцию» существования субъекта, повлияв на формирование постмодернистского дискурса как «смерть субъекта» (М. Фуко, Ж. Делеза и др), в котором человек представлен в виде «симулятивного» феномена, потерявшего свою индивидуальность, зависимого от социума, других людей. Описываемый тип человека достаточно широко представлен в литературе, в искусстве, где человек просто существует (без цели, без будущего). Личность выступает центром самоорганизации. Можно выделить субъектность в негативном плане [8], где характерна зависимость, незаинтересованность, где формируются различные ценности, вокруг которых выстраивается жизнь вплоть до потребности эксплуатировать других (в книгах Э. Фромма). Жизнь за счёт других, означает потерю себя, отрицание своей субъектности. По Ницше, формируется «слабый» человек, потерявший «силу», свою субъектность, он не хочет развиваться, не рефлексирует, подобную ситуацию можно назвать утратой субъектности, создаётся своеобразный «экзистенциональный вакуум» (В.Франкл).

Согласно Ф. Ницше, ресентимент возник в Европе как «комплекс негативных эмоций», как всплеск ненависти, неприязни [9, с. 298]. Феномен ресентимента достаточно изучен зарубежными и российскими исследователями. По мнению Ф. Ницше, формированию ресентимента предшествует осознание субъектом своего низкого положения в обществе, в результате у него формируются отчаяние, зависть, злость. Проявление данных чувств можно заметить в создании образа врага. Если субъект обвиняет во всём правительство, других лиц, формируется экстравертируемый тип ресентимента. Интравертируемый тип ресентимента формируется, когда субъект признаёт свою несостоятельность, теряет «силу», волю и стремление изменить свою жизнь, вся злость направляется на самого себя. В анализе этих типов, обнаруживается изменение поведения субъектов -мигрантов. Модель субъекта-мигранта в этом случае предстаёт как субъекта с комплексом униженных. Современная ситуация не только в Европе показывает, что социальное неравенство интра-вертирует бедные слои общества, особенно мигрантов.

Социокультурное пространство неоднородно. Формированию ресентимента способствует также и «киберпространство», влияя на сознание субъектов. Так, ресентимент становится «силой», которая изменяет ценностную систему и способна стать «источником социальных взрывов» (Ницше), организуя социальных субъектов на деструктивные действия. Решению негативной стороны ресентимента может способствовать нравственно-воспитательная, творческая среда, в частности для детей мигрантов.

Во все времена всплывают нигилистические процессы, которые описывал Ницше. По Ницще, человек не вышел из своего животного состояния, не осознал свою истинную природу, которая должна быть реализована в идеале сверхчеловека. Понимая человека подобным образом, Ницше демонстрирует противоречивость действий и отсутствие устойчивых аксиологических параметров, поэтому человек находится в процессе становления, неопределенности. Данная проблема может быть преодолена развитием всех возможностей в качестве сверхчеловека, который будет подлинным человеком, можно сказать субъектом своего внутреннего мира.

По мнению М. Фуко, человек не имеет твердой основы своей целостности, не воспринимает себя как единую целостность. В литературе, кризисное положение человека описаны как «заброшенность» (М.Хайдеггер), «абсурдность» (А.Камю), «молчаливая пассивность» (Ж. Бодрияр), «отчужденность» (К. Маркс), эксцентричность (Х. Плеснер), «фикция» субъекта (Ф. Ницше), незавершенность (Эспиноза), недостаточность (А. Гелен) и т.д. Подобные высказывания о человеке, показывают всю проблематичность потери себя в качестве субъекта.

Субъектность человека может развиваться, как «самосознающее» сознание (К.Поппер), как «незаменимая» личность (Ю. Хабермас), «царство, космос» (С. Л. Франк), «сверхчеловек» (Ф.Ницше) и т.д. Современный человек демонстрирует противоречивость действий и нуждается в обретении онтологической устойчивости. Не девальвационные процессы приводят к потере субъективности, а проблема заключается в самом процессе формирования субъективности. Проблемы (в аксиологическом плане) личностного бытия приводят к аномии. Личностная аномия проявляется как ощущение отсутствия ясных ориентиров существования и стабильности, что зачастую проявляется у мигрантов в рамках ресен-тимента. Как описывали подобное состояние античные мыслители, счастье не в вещах, а в нашем отношении к ним. Лишает прочности отношение человека к ситуации, а не сама ситуация. Все это ведет к чувству морального опустошения и бесцельности жизни, потери веры. Подобное состояние показывает бессилие, «слабость» ( Ф. Ницше) человека. Жизнь в неустойчивом мире позволяет обратиться к самому себе. Подчеркивается, что субъективность, субъектность формируются с детства [8].

Результаты и обсуждение

В структуре субъектности можно выделить индивидуальный и социальный компоненты. Индивидуальный компонент характеризует субъекта в качестве уникальной личности, а социальный показывает связь человека с обществом, с нормами общества. Эти два компонента не существуют друг без друга, бытие определяется социальными и культурными параметрами. Слепой миграционный процесс показал, что ресентимент приводит к разрыву этих компонентов, происходит «переоценка ценностей», внутренний конфликт, противоречие, что приводит к кризису, особенно, если у человека не сформирован внутренний стержень, как ответ на вызов. Но проблема заключается в том, что человеку сложно найти баланс между индивидуальным и социальным.

Отсюда актуальным становится поиск сущности субъектности, роль и способы проявления в социальном бытии.

Субъективность формируется в результате воздействия выработанных ценностей и норм. В сущностном плане, понимание человеком самого себя через рефлексию способствует самораскрытию, конструированию. Рефлексируя человек формирует субъективность. Данный процесс можно проследить в философии Ф. Ницше, который одним из первых заговорил об идеале сверхчеловека. Человек находится в процессе постоянного становления, неопределенности. «Смерть Бога» изменяет ценностные ориентиры человека, по Ницше, человек должен пройти через «переоценку ценностей», отвоевать творческую

свободу, которая не ограничивает человека в пути становления сверхчеловеком. Сегодня это не звучит как призыв стать сверхчеловеком, но направляет к формированию субъект-ности. Человек в своем личностном бытии не воспринимает себя и социальное бытие как единую целостность, поэтому часто, воспринимает мир однобоко. Это может привести к чувству духовного опустошения и потерю смысла. Подобное состояние вызывает бессилие человека, современному человеку, как призывал Ницше, необходимо восстановить «силу», найти логику и смысл во всем происходящем. Отсутствие смысла в неустойчивом мире приводит как «... говорил Заратустра», созиданию новых ценностей.

Нигилизм показал сложность и слабость человека. Научно-технический прогресс XVII-XVIII вв. направил человечество перед вынужденным решением культурно-исторической дилеммы, как и в наше время. Христианские ценности не отвечали запросам времени, Ницше обозначил как «гибель христианства - от его морали». Такая ситуация культурного противоречия в Европе стала основой для развития нигилизма Ницше. Именно, декаданс, при котором высшие ценности прошлого были обесценены, развивается нигилизм как протест. Ницше воспринимает нравственный нигилизм как способ реализации творческой свободы человека, как вызов преодолеть нравственный кризис Европы XIX века. Идея «смерти Бога», по утверждению М. Хайдеггера, не тезис атеизма, а . опыт западной истории. А. Камю писал, что Ницше нашел его мертвым «в душе своей эпохи».

Одной из причин появления нигилизма Ницше считает противоречие как представляется автору, между индивидуальным и социальным бытием [7. с.405]. Нигилизм отождествляется с проявлением воли, с борьбой против слабости души, с призывом творческой жизни и свободы, проявился в усталости, когда «существовавшие цели и ценности более не соответствуют ей и уже не вызывают веры к себе» [7, с.407], происходит потеря веры в себя, в свою силу. Ницше намечает путь создания нового мировоззрения, как и в наше время, идёт поиск новых ценностей, мировоззрения, идеи, «мораль до сих пор была средством задержать развитие физиологических основ человека [10, с. 246]. Ницше критикует человека-толпу, который не понимает свою истинную природу, что «обожествление» человека, сострадание привели к появлению «массовых» людей. Стадность, омассовление, обезличивание людей привело Европу в «больницу культуры» [9, с.335]. Сегодняшняя миграционная политика Европы словами Ницше, проводится по принципу, «все должны быть равны» и одинаковы [11, с. 116]. По сути, это то положение, в котором находятся многие мигранты из других стран. Скорее всего, всё, о чем писал Ницше о «стаде», - это психологическая характеристика слоя людей, которых породила эпоха, политические, экономические, культурные условия жизни. Этим вся жизнь вульгаризируется [7, с. 46]. Слова Ницше о пессимизме и об отчаянии, «слабости», об иссякающей силе, о разочаровании, то, что Европа не в состоянии создать ничего нового, возрастание бессмысленности жизни - это «мировая ночь», опускающаяся на сегодняшнюю Европу. Миграционная политика Европы воспринимается как «смерть» гуманизма. Европа через миграционную политику, не развивает людей, превращает в «массу», которая получает пособия, помощь от государства, входят в рамки программ для мигрантов. В XX веке, считал Ницше, будут страшные войны, когда энергия стада вырвется наружу, гуманизм стал обоснованием нигилизма, бунтов. Ницше писал, «истинный мир» потерял свою значимость, не спасает, не помогает, спасает искусство [12, с. 190]. Призыв Ницше «переоценки всех ценностей», можно понять, как призыв развивать ценности, которые должны отвечать потребностям человека, помогут преодолеть нигилизм. Ницше, в отличие от гуманистов, видел в человеке борьбу, бессилие, сложность и противоречие, «в человеке тварь и творец соединены воедино.» [13, с. 346]. Ницше показывает тупик, гуманизм не занимается разрешением противоречий.

Мысли Ницше сохраняют значение и в наши дни, выступают в феномене массовой культуры. «Массовые учения», «массовые» писатели, можно продолжить ... массовые психологи, психотерапевты... Даже наука стала массовой. В частности, в просторах интернета и в печати, часто можно встретить статьи о несостоятельности диссертаций по экономике. Снова настало время «переоценки ценностей».

Субъектность означает усвоение системы ценностей, которые являются ориентиром поведения. Волонтёрское движение, благотворительная деятельность сегодня становятся хорошим подспорьем в развитии субъектности [14,15]. Формирование субъектности задаётся внутренним миром, является итогом осознанного выбора, мотивации, формирования личности.

Ценностный аспект формирования субъектности способствует формированию характера, при котором все действия определяются принципами, соответствующими «нравственному закону» (Кант). Современная ситуация показывает необходимость мировоззренческой позиции, которая могла способствовать формированию человека современной эпохи. Формирование субъектности есть системное развитие, включает результат индивидуальной работы, рефлексии, содействие со стороны родителей, наставников. Субъектность есть часть культуры, так как влияет на выбор жизненных ориентиров и ценностей, которые в свою очередь являются онтологической основой жизни. Сегодня исследование работ Ницше продолжается, интерес к его творчеству осмысливается с разных сторон [16, 17, 18, 20].

Заключение

Субъектность как онтологическая, аксиологическая и гносеологическая сущность человека. Необходимо изучить содержательную модель субъектности, что позволит по-новому понять проблему человека в соответствии с ожиданиями современной эпохи, определить педагогико - психологические параметры. В качестве оснований конституирования смыслового содержания субъектности выступают единство индивидуального и социального, аксиологические, герменевтико-коммуникативные, социальные компоненты, которые выражают духовно-нравственное развитие субъектности и экзистенциальное существование человека. Необходимо выделить рациональный, экзистенциальный компоненты субъект-ности, определить аксиологические возможности, соответствие определенным социокультурным параметрам, стороны проявления субъектности: социальные, психологические, коммуникативные и др.

Возможно, сегодня формируется новый тип человека эпохи глобализации, гармоничное развитие которого понимается как развитие двойственной природы, индивидуального и социального существа. Стороны проявления феномена субъектности многомерны, многогранны, так как субъектность связывает в единый совокупный опыт бытие в целом, позволяя обрести целостность взгляда. Представление о субъектности человека, позволяет по-новому понять философские проблемы бытия человека. Субъектность структурирует, гармонизирует человека, способствует самостоятельному нахождению аксиологических параметров бытия. Также выступает как норма, определяет отношение человека к действительности. Субъектность является качественной характеристикой человека, показывает онтологическую сущность человека, как понятие, фиксирует связь индивидуального и социального. В перспективе метод ресентимента может быть использован как один из методов в формировании субъективности. В среде мигрантов, негативный ресентимент может проявляться как бессознательная подчиненность. «Миграционный» субъект столкнулся с ситуацией, когда собственное пространство стало для него бессмысленным, зачастую у многих мигрантов жизнь в Европе превратилась в выживание. Мигрант как субъект теряет «силу», перестал выполнять роль субъекта, теряя познавательную функцию. В результате

можно констатировать противоречие между миграционным субъектом и субъективностью, жизнь для мигранта предстаёт как мечта, иллюзия.

Также следует отметить социальную дифференциацию общества, социальную аномию, отчуждение, неустроенность. Такая ситуация способствует формированию экстраверти-руемого и интравертируемого видов ресентимента, которые опасны для человека и общества, так как формируют образ врага, ненависть, враждебность, агрессию, что приводит к деформации внутреннего мира субъекта, способствует формированию деструктивных склонностей. Источником такого отношения является бессилие, которое трактуется Ницше как неспособность к творчеству, недостаточность возможностей, ресурсов, это и неумение увидеть вещи в их истинном свете. Опасность ресентимента заключается в создании «силы», объединяющей социальных субъектов, как угрозу стабильности общества, на формирование их сознания и поведения, когда месть направлена на другого (восстание рабов - «мораль рабов»). Миграцию необходимо рассматривать не только как изменение пространственно-территориальной подвижности, но и учитывать изменение сознания мигрантов, что важно при принятии разных программ, законов. Мигранты восприимчивы к социальным, культурным изменениям, могут внести конфликт в общество, вызывая противоречия в существующие общественные отношения. Миграция может вызвать неуправляемый бунт, проявляя себя в социальных волнениях, особенно в современной Европе, так как недостаточно продумана миграционная программа, из чего следует необходимость управления данным явлением.

Литература

1. Сергеева, А. И. Онтологическая основа социального взаимодействия / А. И. Сергеева. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. - 140с.

2. Данилевский, Р. Ю. К истории восприятия Ф. Ницше в России / Р. Ю. Данилевский // Русская литература. - 1988. - № 4. - С. 232-239.

3. Евлампиев, И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / И. И. Евлам-пиев // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 102-118.

4. Кантор, В. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) / В. Кантор // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 60-72.

5. Марков, Б. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б. Марков. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2005. - 788 с.

6. Мелих, Ю. Б. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Ю. Б. Мелих // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 97-102.

7. Данто, А. Ницше как философ / А. Данто. - Москва : Идея-Пресс, ДИК, 2001. - 280 с.

8. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше. - Москва, 2001.

9. Сергеева, А. И. Развитие субъектности: детерминированность от «начальных условий» / А. И. Сергеева, М.П. Филиппова // Общество: социология, психология, педагогика. - Выпуск № 12. - Краснодар : ИД «Хорс», 2020.

10. Фридрих Ницше и философия в России: сборник статей / Сост. H. В. Мотрошилова, Ю. В. Синеокая. - Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. - 312 с.

11. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. - Москва : Эксмо, 2003. - 864 с.

12. Ницше, Ф. Утренняя заря / Ф. Ницше. - Свердловск : Воля, 1991. - 304 с.

13. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф.Ницше. - Сочинения : в 2 т. - Т. 2. - Москва, 1990. - 829 с.

14. Синеокая, Ю. В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше / Ю. В. Синеокая // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С.69-8.

15. Эбаноидзе, И.А. Ницше Ф. Письма Фридриха Ницше / Сост. и перев. И. А. Эбаноидзе. - Москва : Культурная революция, 2007. - 400с.

16. Simon, R. Volunteers of the world. - London, 2016.

17. Struth, A. Volunteers in Europe and the USA. - Amsterdam: HOUSE, 2017.

18. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Незавершенный трактат Фридриха Ницше / Сост. ред. В. Миронов. - Москва : Культурная Революция, 2005. - 880 с.

19. Синеокая, Ю. В. Три образа Ницше в русской культуре / Ю. В. Синеокая. - Москва : ИФРАН, 2008. - 197 с.

20. Синеокая, Ю. Идеи Ницше в контексте формирования политики национальных интересов России: 1990-е годы / Ю. Синеокая // Ницше и современная западная мысль. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 267-290.

References

1. Sergeeva , A.I. Ontologicheskaya osnova social'nogo vzaimodejstviya // Irkutsk: Izd-voBGUEP, 2011. -140s.

2. Danilevskij, R.YU. K istorii vospriyatiya F. Nicshe v Rossii // Russkaya literatura, 1988.-№ 4.-S. 232-239.

3. Evlampiev, I. I. Dostoevskij i Nicshe: na puti k novoj metafizike cheloveka // Voprosy filosofii, 2002, №2. - S. 102-118.

4. Kantor, V. Antihrist, ili Ozhidavshijsya konec evropejskoj istorii (Solov'ev contra Nicshe) // Voprosy filosofii. Moskva, 2002. -№ 2. - S. 60-72.

5. Markov, B. CHelovek, gosudarstvo i Bog v filosofii Nicshe. S-P.: Vladimir Dal', 2005. -788s.

6. Melih, YU. B. Utverzhdenie i osuzhdenie individualizma u Fridriha Nicshe i Vladimira Solov'eva // Voprosy filosofii. 2002, №2. -S. 97-102.

7. Danto, A. Nicshe kak filosof. M.: Ideya-Press, DIK, 2001. -280s.

8. Nicshe, F. K genealogii morali. - M.,2001.

9. Sergeeva, A.I. , Filippova M.P. Razvitie sub»ektnosti: determinirovannost' ot «nachal'nyh uslovij» // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. Vypusk№12 , Krasnodar, izd.dom «Hors», 2020.

10. Fridrih Nicshe i filosofiya v Rossii: Sbornik statej (costaviteli: H. V. Motroshilova, YU. V. Sineokaya). - SPb.: Russkij Hristianskij gumanitarnyj institut, 1999. - 312 s.

11. Nicshe, F. Volya k vlasti. - M.: Izd-vo Eksmo, 2003. - 864s.

12. Nicsh,e F. Utrennyaya zarya. - Sverdlovsk, Volya, 1991. - 304s.

13. Nicshe, F. K genealogii morali // Nicshe F. Sochineniya : v 2 t. T. 2. M., 1990. - 829 s.

14. Sineokaya, YU. V. Problema sverhcheloveka u Solov'eva i Nicshe // Voprosy filosofii. - 2002. -№2. - S.69-80.

15. Ebanoidze, I.A. Nicshe, F. Pis'ma Fridriha Nicshe (sost. i perev. I.A.Ebanoidze). - M.:Kul'turnaya revolyuciya., 2007. - 400s.

16. Simon, R. Volunteers of the world. -London, 2016.

17. Struth ,A. Volunteers in Europe and the USA. -Amsterdam: HOUSE, 2017

18. Nicshe, F. «Volya k vlasti: opyt pereocenki vsekh cennostej. Nezavershennyj traktat Fridriha Nicshe» (sost., red., V.Mironov). - M.: Kul'turnaya Revolyuciya, 2005. - 880s.

19. Sineokaya, YU.V. Tri obraza Nicshe v russkoj kul'ture. - M., IFRAN, 2008. -197s.

20. Sineokaya, YU. Idei Nicshe v kontekste formirovaniya politiki nacional'nyh interesov Rossii: 1990e gody \\ Nicshe i sovremennaya zapadnaya mysl'. C-IL, 2003. - S.267-290.

^SMSMir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.