ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
М.Н. Крутова, магистрант
Волгоградский государственный университет
(Россия, г. Волгоград)
Аннотация. В статье рассматриваются требования к участникам закупки товаров, работ и услуг, установленные отечественным законодательством и законодательством Европейского союза. Предлагается введение новых, дополнительных требований к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
Ключевые слова: закупка, участники закупки, подрядчик, требования, поставщик, исполнитель, нарушения.
При проведении процедуры закупок часто возникают трудности из-за отсутствия сбалансированных требований к поставщику и заказчику, что увеличивает риски в деятельности заказчика и может привести к большим штрафным санкциям за нарушение федерального законодательства.
Разработка и принятие сбалансированных критериев отбора поставщиков повысит прозрачность и формализует процедуру принятия решений в выборе поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также повысит вероятность выбора надежных участников закупочной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ [1] заказчик устанавливает следующие общие требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям законодательства к виду деятельности (лицензия и прочее);
- непроведение ликвидации/банкротства (конкурсного производства);
- неприостановление деятельности;
- отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет;
- отсутствие судимостей за экономические и коррупционные преступления, в т.ч. по ст. 19.28 КоАП РФ;
- обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (при необходимости);
- не офшор;
- отсутствие конфликта интересов (брак, близкие родственники и прочее);
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
А в соответствии с часть 2 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования [2], которые распространяются на ограниченное количество видов закупок, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта, оборудование и материальные ресурсы, опыт и деловая репутация, кадровые ресурсы.
Представляется, что изложенная норма Закона не сможет кардинально изменить ситуацию с участием в торгах недобросовестных компаний. Субъективная оценка участников приводит к признанию победителем закупки малоопытной организации (кроме случаев, установленных в Правительством РФ), не способной качественно выполнить работы, что влечет за собой срыв сроков, расторжение контракта и нерациональное расходование бюджетных средств. И результат торгов зависит только от того, какую цену готов предложить каждый участник.
В Европейском союзе данный вопрос урегулирован Директивой 2014/24/ЕС [3] (например, ст. 19, 57, 58, а также в декларативных пунктах 100, 101 и др). Она устанавливает критерии отбора (требования к участию) экономических операторов, схожие с российским правом, но отметим, что полной аналогии быть не может, так как речь идет о внутригосударственном праве и между-
народном праве соответственно. Итак, это: правоспособность, финансовые и экономические возможности, соответствие требованиям законодательства к виду деятельности (лицензия и прочее), технические и профессиональные возможности (кадровые и технические ресурсы), отсутствие конфликта интересов, непроведение ликвидации/банкротства (конкурсного производства), отсутствие судимостей за участие в криминальных организациях, коррупцию, мошенничество, терроризм (террористическую деятельность), отмывание денег или финансирование терроризма, торговлю людьми или детский труд, опыт, подтвержденный надлежащими ссылками на контракты, исполненные в прошлом (не обязательный критерий), отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет.
При этом, указывается, что все требования должны быть связаны с предметом контракта и соразмерны ему. Так, Директива содержит и положения, регламентирующие случаи отстранения участников, при этом, если такое отстранение будет явно несоразмерным, например, если не уплачены незначительные суммы налогов, или же данное основание было устранено, каким-либо надлежащим образом разрешено экономическим оператором, например, при банкротстве участие становится возможным в случае, если оператор сможет исполнить контракт с учетом применимых национальных норм и мероприятий, касающихся непрерывности бизнеса при банкротстве.
Итак, указанная Директива помимо требований к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) содержит еще и основания для их отстранения (ст. 57), помимо несоответствия перечисленным требованиям, например, в случаях, когда доказано, что поставщик:
- нарушил обязательство в сфере экономического, трудового и экологического законодательства, либо положений международного трудового права;
- совершил серьезные профессиональные проступки, которые ставят под сомнение его профессиональную этику;
- заключил соглашение с другими экономическими операторами в целях искажения конкуренции;
- демонстрировал значительные или систематические недостатки при выполнении существенных требований предыдущего контракта, которые привели к досрочному его расторжению, к взысканию убытков или к аналогичным санкциям;
- исказил данные при подаче информации, требуемой для проверки отсутствия оснований для отстранения или удовлетворения критериев отбора, удержал такую информацию или не может представить подтверждающие документы;
- попытался оказать влияние на процесс принятия решения заказчиком, получения конфиденциальной информации, которая может предоставить ему необоснованные преимущества в рамках закупочной процедуры, или недобросовестного предоставления вводящей в заблуждение информации и прочее.
Однако, государства-члены ЕС имеют возможность предусмотреть отступления от таких случаев обязательного отстранения в особых ситуациях, когда преобладающие потребности общего интереса делают заключение контракта необходимым. К таковым, например, могут относиться случаи, когда срочно необходимые вакцины или аварийно-спасательное оборудование могут быть закуплены только у экономического оператора, к которому применяется одно из обязательных оснований для отстранения.
Данные положения говорят о гибкости правовой системы Союза и о том, что эффективное, надлежащее, своевременное, и, самое главное качественное «предоставление услуги» является первостепенной задачей и главным интересом государства в сфере закупок. Возможность устранения несущественных нарушений требований, предъявляемых к участникам закупочных процедур, с тем, что данный участник явля-
ется наиболее подходящим, а также ков, исполнителей) и увеличить количе-расширение перечня таких требований ство подаваемы заявок на участие в помогло бы решить проблему участия торгах. ненадлежащих поставщиков (участни-
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - №14. - Ст. 1652.
2. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» // Собрание законодательства РФ. - 09.02.2015. - №6. - Ст. 976.
3. Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement and repealing Directive 2004/18/EU // Official Journal of the European Union. - 28.03.2014. - P. 94-242.
REQUIREMENTS TO PARTICIPANTS FOR PURCHASING GOODS, WORKS, SERVICES TO ENSURE STATE AND MUNICIPAL NEEDS
M.N. Krytova, graduate student Volgograd state university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article considers the requirements for participants in the procurement of goods, works and services, established by domestic legislation and European Union legislation. The introduction of new, additional requirements to suppliers (executors, contractors) is proposed.
Keywords: procurement, participants in procurement, contractor, requirements, supplier, performer, violations.