Научная статья на тему 'Репутация коммерческого банка и принцип «Знай своего клиента»'

Репутация коммерческого банка и принцип «Знай своего клиента» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковский сектор / репутация коммерческого банка / управление рисками.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репутация коммерческого банка и принцип «Знай своего клиента»»

Бизянихин Н.А.

главный специалист ОАО АКБ «Росбанк» французской группы «Сосетье Женераль»

[email protected]

РЕПУТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ПРИНЦИП «ЗНАЙ СВОЕГО КЛИЕНТА»

Ключевые слова: банковский сектор, репутация коммерческого банка, управление рисками.

В настоящее время экономическое значение банков выходит за рамки денежных и кредитных отношений: без их деятельности невозможна рациональная организация хозяйственной деятельности в масштабе всего общества. Многие специалисты сходятся во мнении, что основной целью развития банковского сектора можно считать повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. Данная цель представляется недостижимой без создания доверия к банкам как к специализированным организациям. Основой же доверия, в свою очередь, должна являться надёжная деловая репутация банка. Банк как консервативная организация должен иметь четкую стратегию деятельности, которая обеспечивается созданием и поддержанием деловой репутации как серьезного конкурентного преимущества.

Формирование деловой репутации банка непосредственно связано с банковскими рисками, имеющими различную природу. Это определяет практическую необходимость организации управления рисками как одного из ведущих факторов банковской деятельности. При качественном управлении рисками формируется общее мнение о банке как об эффективной предпринимательской структуре, заслуживающей доверие клиентов и партнёров по бизнесу. В целом, эксперты ранжируют банковские риски по степени важности следующим образом [1]: кредитный риск - 60%; риск ликвидности и платежеспособности - 55%; валютный риск - 42%; ценовой риск - 35%; операционный риск - 30%; риск репутации - 20%; IT-риск - 18%; инфляционный риск - 10%. Среди приведенных рисков, риск репутации занимает особое место. Обосновано считается, что данный риск наименее изучен и слабо управляем, поэтому недооценивается во многих коммерческих банках. Риск репутации проявляется в возникновении существенных негативных изменений в публичном мнении о банке, что приводит к критическим потерям в привлечении денежных ресурсов и клиентов. Риск репутации может быть обусловлен действиями, которые создают постоянный негативный имидж, относящийся ко всем операциям банка, и в результате в существенной мере подрывается способность банка устанавливать и поддерживать отношения с клиентами.

Наиболее негативное влияние риска потери деловой репутации банка выражается в снижении его ликвидности, которое при определенных обстоятельствах может привести к банкротству. Высокая опасность, связанная с риском ликвидности, подтвердилась событиями лета 2004 года, когда обострение ситуации на российском межбанковском рынке привело к взаимному закрытию лимитов банками друг на друга. Затем публикации СМИ оказали влияние на репутацию достаточно платежеспособных банков. Следствием явилась паника клиентов. Недостаточный запас ликвидности плюс эти факторы в совокупности привели к неплатежеспособности.

Принципиальным моментом в управлении риском потери деловой репутации является то, что не ко всякому банку он может быть отнесен в полной мере. Риск потери деловой репутации актуален только для банков, имеющих положительную деловую репутацию (эффективность может быть проверена только негативными событиями). Если банк имеет отрицательную деловую репутацию, то данный вид риска ему не свойственен.

С другой стороны, одним из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе репутацион-ным риском, является принцип «знай своего клиента». В целях соблюдения данного принципа банк должен разрабатывать процедуры, включающие порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, информации об их операциях и других сделках, установления и идентификации конечных бенефициаров, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) и управление банковскими рисками. Выполнение банком рассматриваемого принципа осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности Банка обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики.

В разработанной «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» предлагается совершенствовать использование деловой репутации, при минимизации её риска, как информационной составляющей банковского бизнеса.

В зарубежной банковской практике Базельского комитета1, охватывающей период, начиная с 1988 г. (Базель-1), и в перспективе до 2019 года, соглашения «Базель-2» и недавно ратифицированное G20 (The Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors) «Базель-3», создавались как документы, максимально дифференцирующее коэффициенты достаточности капитала банка в зависимости от рисков конкретных заемщиков [4].

Таким образом, регламенты банковских отечественных и зарубежных документов, а также возрастающая роль деловой репутации на рынке банковских услуг заставляет коммерческие банки связывать свое будущее с развитием бизнеса своих клиентов, их стратегическими целями и задачами. Банки заинтересованы в платежеспособных, добросовестных клиентах, сотрудничество с которыми в значительной степени повышает деловую репутацию кредитной организации. Анализ кредитоспособности заемщика становится одним из первичных и тем самым важным элементом деловой репутации банка. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании: способности заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами и процентным платежам на ближайшую перспективу; степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах; условий предоставления ссуды. Выявление уровня кредитоспособности является процессом определения индивидуального или частного кредитного риска для банка, т.е. риска, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выдаваемой клиенту.

В практике американских коммерческих банков широко применяется система, носящая название «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си» [2]:

• ^aracter (характер заемщика);

• сapacity (финансовые возможности);

• сapital (капитал, имущество);

• ^lateral (обеспечение);

• ^Midoris (общие экономические условия).

Особое внимание уделяется прогнозированию проблемных кредитов, с целью чего были сформулированы 25 сигнальных флагов, основные из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сигнальные флаги проблемных кредитов

Сигнальные флаги Причины проявления

Сигналы из истории заемщика Недавняя финансовая несостоятельность заемщика, расхождения и противоречия в информации о заемщике

Сигналы, касающиеся руководства и управления заемщика Заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать, невысокие моральные качества руководителя, борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи - владельцами компании, частые смены в руководстве, строптивый, неуравновешенный характер руководителя, стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника

Сигналы, отражающие производственную деятельность заемщика Круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован, ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами, заемщик относится к той отрасли, испытывающей в данный момент проблемы, упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям

Сигналы, относящиеся к организации кредитования Заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит, у заемщика нет ясной программы погашения ссуды, отсутствие резервных источников погашения кредита, заемщик не имеет материального (сырьевого и т.д.) обеспечения своей цели, на которую предоставлен кредит

Сигналы, фиксирующие отклонения от установленных норм Нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности, отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.), пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды, отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании-заемщика от плановых или ожидаемых, отклонения в системе учета и контроля заемщика

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просроченные кредиты, либо выявить их возникновение. Определив сомнительные кредиты, банк принимает программу действий, направленную на погашение кредитов. В случае если заемщик еще не потерял способность отвечать по своим обязательствам, банк рассматривает вопрос об изменении условий кредитного соглашения. Новые условия затрагивают график погашения кредита, касаются организации взаимных и согласованных действий банка и заемщика, цели которых - ликвидация проблемных кредитов. Банк может взять на себя функции контролера за движением оборотных средств компании-заемщика или консультанта в процессе принятия фирмой управленческих решений. В случаях, когда заемщик исчерпал все возможности для погашения ссуды и заключение нового кредитного соглашения неэффективно, банк вынужден прибегнуть к передаче дел в суд.

1 Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов («Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements») основан в г. Базель в 1974 году президентами центральных банков стран G10. В настоящий момент членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования стран G10 (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. В 1964 году к группе присоединилась Швейцария, но название не было изменено.), а также Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России. Европейская комиссия принимает участие в работе на правах наблюдателя.

В отечественной банковской практике, при выборе стратегии кредитной работы, характерны критерии, представленные в табл. 2 [5]:

Таблица 2

Критерии и признаки банковского клиента

Критерии Признаки

Характер клиента Репутация клиента как юридического лица, складывается из длительности функционирования клиента в данной сфере бизнеса, отклонении его экономических показателей от среднеотраслевых, его кредитная история; репутация его партнеров в деловом мире, репутация ведущих менеджеров с учетом профессиональной длительности работы в качестве руководителей, их моральные качества. Важно понимать степень ответственности клиента за непогашение долга, четкость представления клиента о целях ссуды. Для банка следует обратить внимание на соответствие характеристик клиента кредитной политике банка, т.е. банковские сегменты рынка должны соответствовать сегментам рынка клиента.

Способность заимствовать средства Наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, право ведения от имени клиента переговоров, право подписи кредитных документов. По руководителю компании необходимо убедиться в дееспособности клиента (возрастные ограничения, наличие судимостей, социальное положение и т.д.)

Доходность средств Способность клиента заработать средства в ходе текущей производственной деятельности.

Оценка капитала клиента Достаточность капитала, который оценивается на основе коэффициентов финансового левереджа, степень вложения капитала клиента в кредитуемую операцию.

Обеспеченность кредита Стоимость активов заемщика и конкретной величиной источника погашения долга (залог, банковская гарантия, поручительство третьих лиц, страхование риска невыплаты процентов и невозврат кредита). Соотношение стоимости активов и размер долговых обязательств имеет принципиальное значение, если заемщик будет объявлен банкротом, при обычной ситуации, а также при недостаточности денежного потока у клиента, - более важно качество и размер вторичных источников погашения долга.

Политическая и экономическая ситуация в стране Учет политических факторов, прогноз экономической ситуации в стране, регионе деятельности заемщика, отрасли кредитуемой операции.

Осуществление контроля Наличие законодательных основ деятельности клиента, наличие нормативных основ для осуществления клиентом кредитуемых мероприятий, учет влияния изменений в налоговой политике на кредитуемое мероприятие, соответствие кредитуемого мероприятия нормативам и правилам, регулирующим кредитную деятельность коммерческого банка.

Важно учесть, что изменение критериев оценки внешних рисков в зависимости от развития ситуации во «внешнем банковском» пространстве: внешние условия ухудшаются - банковские критерии должны становиться более жесткими. Составить формализованную систему оценки внешних рисков нельзя, и здесь должны работать интуиция банковских служащих, их прошлый опыт, анализ и работа со статистикой.

Исходя из этих критериев, существуют определенные способы определения кредитоспособности. В практической деятельности рекомендовано использование в анализе одновременно несколько способов. Если построить последовательность работы при оценке кредитоспособности, то можно обозначить основные позиции в порядке проведения анализа: оценка делового риска кредитуемой компании; оценка менеджмента ссудополучателя; оценка финансовой устойчивости клиента (например, на основе системы коэффициентов); анализ денежного потока заемщика [3].

В российских банках применяется подход, предполагающий изменение коэффициентов риска в зависимости от кредитного рейтинга заемщика. Рейтинг устанавливается рейтинговым агентством, признаваемым регулирующими органами. При этом рекомендуется, что применение рейтингов для снижения коэффициентов риска не должно носить механический характер. Банки должны использовать такую возможность только там, где они и регулирующие органы удовлетворены качеством и методологией рейтингового агентства, и как следствие, банки должны выбрать единый подход к оценке, а не выбирать наиболее удобный из рейтингов.

Одним из способов снижения кредитных рисков является применение кредитного скоринга, помогающего банку создать последовательную и логически обоснованную базу для вынесения решений, предоставляя сотрудникам кредитного отдела более четкую, интуитивно понятную меру кредитного риска. Кредитный скоринг является инструментом, использующим различные количественные показатели и характеристики заемщика, и являющимся научным методом оценки риск. При его применении статистические модели устанавливают предиктивную связь между информацией о заемщике и вероятностью возврата кредита в полном объеме. Как правило, модели разрабатываются на основе накопленных эмпирических данных. Модель скоринга может базироваться на численных оценках, построенных на объективной региональной и отраслевой информации. В результате работы модели по оценке конкретного заемщика формируется кредитный портрет, позволяющий производить: деловую репутацию заемщика с возможностью выдачи или отказа кредита; расчет параметров кредитной сделки для конкретного заемщика (лимит, процент, срок, график погашения кредита); расчет риска и управления кредитным портфелем. В то же время необходимо понимать, что кредитный скоринг не дает ответа на вопрос будет или не будет возвращен каждый отдельно взятый кредит, модель определяет лишь вероятность «плохого» исхода - невозврата кредита. Скоринговая система сама по себе не может принять или отклонить заявку на получение кредита, данные в ответе на вопрос о целесообразности кредитования того или иного клиента.

В настоящее время одной из передовых систем в данной области является Система Профессионального Анализа Рынков и Компаний (СПАРК) информационного агентства Интерфакс, содержащая информацию по всем зарегистрированным юридическим лицам России, Украины и Казахстана [6]. Система включает в себя данные по потенциаль-

ному заемщику, предоставляемые федеральными государственными службами, министерствами и ведомствами, ключевыми СМИ, другими источниками (рис. 1).

_Размер компании_

Численность персонала (расчетная величина) Уставный капитал (29.04.2011) Выручка от продажи (31.12.2009) < 60 Микропредприятия

60 - 400 Малые предприятия

401 - 1000 Средние предприятия > 1000 Крупные предприятия

Индекс должной осмотрительности*

< 30 Низкий риск

30 - 49 Умеренный риск

2 50 - 69 Средний риск

70 - 89 Высокий риск

> 89 Крайне высокий риск

Кредитный риск *

< 25 Минимальный риск

25 - 49 Низкий риск

58 50 - 59 Умеренный риск

60 - 79 Средний риск

> 79 Высокий риск

* Значение индекса является скоринговым аналитическим показателем, рассчитываемым на основании публично доступной информации о деятельности юридического лица. За достоверность указанной информации Интерфакс ответственности не несет. Оценка компании может быть автоматически изменена при получении новой и/или дополнительной информации. Данная оценка является мнением Интерфакс и не дает каких-либо гарантий или заверений третьим лицам, а также не является рекомендацией для покупки, владения или продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений.

Рисунок 1.

Индексированные данные скоринговой оценки риска бизнес-партнера

Кредитный риск отражает вероятность того, насколько компания способна своевременно и полностью выполнять свои обязательства. Более высокое значение показателя свидетельствует, что у компании существует вероятность дефолта.

Представленные данные рекомендуют сотрудничество или предупреждают о риске бизнеса с потенциальным партнером, с учетом статуса индекса должной осмотрительности и кредитного риска. По заявлению разработчиков, созданная в СПАРК система оценки благонадежности компаний, «индекс должной осмотрительности» измеряет по шкале от 1 до 99 степень риска того, что компания является "технической", и была создана не для уставных целей. Точность оценки уже сейчас достаточно высока: для компаний, отчетность которых представлена в СПАРК, точность прогнозов на тестовой выборке, оцененная методом скользящего экзамена, составила 88,44%, для компаний без отчетности - 84,18%». Для российского бизнеса это первая такого рода разработка, при которой широко использовался международный опыт, были сформированы уникальные выборки, на которых специалистами отрабатывались различные модели оценки.

Индекс должной осмотрительности представляет собой значение от 1 до 100, где более высокое значение отражает большую вероятность того, что компания создана не для уставных целей, а в качестве «транзакционной единицы», не имеющей собственных активов и операций.

Факторное пространство Индекса должной осмотрительности включает в себя такие параметры как актуальность последней доступной бухгалтерской отчетности компании, наличие «массового» руководителя или адреса массовой регистрации, учитывает значение некоторых показателей финансовой отчетности компании их динамику.

Значение индекса рассчитывается с помощью таких методов аналитических методов, как модель логистической регрессии, модель классифицирующих и регрессионных деревьев, а также моделей, основанных на гибридных нейро-нечетких сетях.

Индекс, при разработке которого широко анализировался как международный опыт, так и специфика российского бизнеса, рассчитывается для 3,5 млн. действующих в России коммерческих структур. На основании значения индекса каждая компания относится к одному из пяти классов риска - согласно стандартам скоринговых систем международного агентства D&B1.

1 Международная корпорация Dun & Bradstreet занимается оказанием услуг в сфере бизнес-информации уже свыше 165 лет, является самым известным в мире источником информации о компаниях. Всемирная база данных Дан энд Брэдстрит (D&B) насчи-

101 .. 500 чел. 16 551 руб. 531,2 млн. руб.

Для российского бизнеса это первая такого рода разработка, при которой широко использовался международный опыт, были сформированы уникальные выборки, на которых специалистами отрабатывались различные модели оценки. При определении риска работы с компанией итоговая модель, в частности, учитывает такие факторы как «массовость» руководителя, массовый адрес и телефон, наличие госконтрактов, число дочерних организаций, показатели, рассчитанные на основании финансовой отчетности и другие факторы.

Вместе с тем, несмотря приведенные высокие оценки риска сотрудничества с компаниями, по мнению создателей, скоринговая модель в СПАРК будет совершенствоваться и «обучаться» с учетом новых данных, статистики, пожеланий пользователей. Это позволит получить в дальнейшем более тонкие рэнкинги и скоринги, учитывающие, помимо добросовестности и прозрачности компании, такие ее характеристики, как вероятность банкротства, способность выполнять краткосрочные и долгосрочные обязательства, экономический и финансовый потенциал.

Таким образом, при решении данных перспективных задач, актуальность разработки методов анализа и моделирования организации кредитного процесса с учетом риска деловой репутации банка и надежности компании - заемщика приобретает новый качественный уровень.

Список литературы

1. Дяченко О. Рейтинг банковских рисков: Что пугает банкиров // Банковское обозрение - 1. 2005. - http//bo.bdc.ru/2005/1/ris kmng.shtml

2. Лащинский К. Анализ кредитоспособности заемщика // Библиотека: финансы, PHD, 2011.

3. Волков С. Оценивание кредитного риска: теоретико-вероятностные подходы. - http://www.creditrisk.ru/publications/n_13

4. http//cbr.ru, - Basel «Международное сотрудничество», 2011.

5. http://www.banki-delo.ru/2011/01 - сайт об основах банковского дела, банках России и мира.

6. http://www.spark-interfax.ru - сайт информационного агентства Интерфакс.

тывает на сегодняшний день более 125 миллионов компаний, являясь самой большой в мире базой данных по юридическим лицам. Внутри России и в других странах СНГ компания предлагает информацию о зарубежных компаниях, развивает услуги, использующие передовые решения Б&В в сфере оценки рисков и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.