Оригинальная статья
Original Paper
УДК 330.342.24:502.171 © Е.Е. ЖерновН, Н.В. Осокина, 2024
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», 650000, г. Кемерово, Россия Н e-mail: [email protected]
UDC 330.342.24:502.171 © E.E. ZhernovH, N.V. Osokina, 2024
Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, 650000, Russian Federation H e-mail: [email protected]
Репутационная рента угледобывающей компании: сущность и приращение под влиянием ESG-фактора
Reputational rent of a coal mining company: the essence and increment under the impact of the ESG factor
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-11-29-33 -
В статье раскрыта сущность репутационной ренты и показан рост ее значения для угольной компании в связи с распространением в бизнесе концепции ЕБС. Установлено приращение репутационной ренты ресурсодобывающей компании за счет ЕБС-фактора, вобравшего прогрессивные идеи экономики доверия, устойчивого развития, управления талантами, знаниями и этического управления. Его учет позволяет дополнить рентную систему положительным образом. Получаемую современной ресурсодобывающей компанией репутационную ренту следует расценивать как положительное явление и учитывать в репутационных рейтингах. В этом случае рентная система явится одной из важных предпосылок динамичного социально-экономического развития не только компании, но и региона ее хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: доверие, репутация, рента, угольная компания, нематериальные активы, репутационный менеджмент, концепция ESG. Для цитирования: Жернов Е.Е., Осокина Н.В. Репутационная рента угледобывающей компании: сущность и приращение под влиянием ESG-фактора // Уголь. 2024;(11):29-33. 001: 10.18796/0041-5790-2024-11-29-33.
ЖЕРНОВ Е.Е.
Канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономики КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 650000, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ОСОКИНА Н.В.
Доктор экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 650000, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
Abstract
The article discloses the essence of the reputational rent and shows the rise of its importance for a coal mining company due to spreading of the ESG concept in business. The paper identifies an increase in the reputational rent of a resource-mining company due to the ESG-factor, which incorporates the progressive ideas of the economy of trust, sustainable development, as well as the talent, knowledge and ethical management. Its accounting allows to supplement the rent system in a positive way. The reputational rent received by a modern resource-mining company should be regarded as a positive phenomenon and needs to be taken into account in the reputation ratings. In this case, the rent system will become one of the important prerequisites for a rapid social and economic development not only of the company but also of the region where it operates.
■
ЭКОНОМИКА • ECONOMICS
Keywords
Trust, reputation, rent, coal company, intangible assets, reputation management, ESG concept. For citation
Zhernov E.E., Osokina N.V. Reputational rent of a coal mining company: the essence and increment under the impact of the ESG factor. Ugol'. 2024;(1 1):29-33. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2024-11-29-33.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью становления репутационного характера экономики ресурсодобывающих компаний в парадигме экономики доверия [1]. Эта парадигма особенно востребована в обществе в период сложного нынешнего кризиса: обманутое доверие ведет к его полной утрате, а порой и к вражде. В такой экономике управление репутацией обеспечивает компании возможность получения дополнительной экономической выгоды, а обществу, выдавшему фирме кредит доверия, - требуемых социально-экономических благ. Поскольку феномену репутации присущи кумулятивный и инерционный эффекты, компании, стабильно занимающие высокие места в репутационных рейтингах, более устойчивы к финансово-экономическим кризисам. Дефицит же доверия провоцирует и усугубляет такие кризисы.
В отчете Всемирного экономического форума 2020 г. указано на дефицит доверия как на основной будущий риск для горнодобывающей отрасли [2]. Обладание положительной деловой репутацией поможет горнодобывающим компаниям заслужить доверие в обществе.
Фундамент исследования составляют теория коллективных репутаций нобелевского лауреата по экономике 2014 г. Ж. Тироля и теория репутации Ф. Кидланда и Э. Прескотта, лауреатов Нобелевской премии по экономике 2004 г. Для большой организации Ж. Тироль предложил формализованную аналити ческую модель коллективной репутации. В ней репутация группы есть совокупность репутаций отдельных членов - социальный объект, возникающий в результате комплексных коммуникационных взаимодействий. Математическая модель описывает такие экономические понятия, как репутация, качество, честное поведение [3].
С 1 января 2009 г. Центральный банк РФ ввел деловую репутацию в российские стандарты учета в составе нематериальных активов. И теперь репутация в бизнесе - часть нематериальных активов фирмы, так называемого корпоративного гудвилла (англ. goodwill), имеющего стоимостную оценку. «Деловая репутация» и / или «корпоративная репутация» - репутация любой организационной системы. В определении деловой репутации правильным видится предложение совместить два сущностных момента:
- общее мнение об организации в сфере делового оборота;
- способность приносить сверхнормативную прибыль [4, с. 91]. Вся прибыль сверх какой-то определенной нормы и есть рента.
Сегодня понятие «деловая репутация» все больше сближается с понятиями «социальная ответственность», «эко-
логически ответственное поведение», «ответственное корпоративное управление» концепции ESG - новой своей комплексностью для угольных компаний философии бизнеса в области экологии, социального развития и корпоративного управления. Предполагается, что следование концепции ESG в долгосрочной перспективе улучшит деловую репутацию угольной компании [5].
Цель статьи - раскрыть сущность репутационной ренты и показать рост ее значения для угольной компании в связи с распространением в бизнесе концепции ESG.
РЕПУТАЦИОННАЯ РЕНТА
И ESG-СИСТЕМА УГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ
В экономике доверия фирмам выгодно поддерживать на высоком уровне свою деловую репутацию. В соответствии с теорией самовыполняющихся соглашений, основанной на концепции репутации, «честность продавца» рассматривается как экономическое понятие - честность окупается [6, с. 305]:
ч
или
Pi - ci ^ i(ci- co),
(1)
(2)
гдер1 - цена единицы продукта высокого качества; с1 - издержки производства единицы продукта высокого качества; I - рыночная ставка процента; с0 - издержки производства единицы продукта низкого качества.
Окупаемость честности - необходимое условие незапятнанности репутации, или иначе, условие репутационного равновесия [7]. Последнее - это устойчивое положение фирмы-продавца во времени, когда она постоянно поддерживает высокое качество своего товарного продукта и тем самым всегда оправдывает ожидания покупателей.
Время играет важную роль в рассматриваемых процессах - «репутация по самой своей сути является динамическим понятием» [6, с. 302]. Снижая на момент / качество, продавец экономит на издержках производства (с1 - с0). При этом он теряет свою репутационную ренту [6, с. 305]:
(A-Ci)(S + 52 +83 +...) =
где 5 - коэффициент дисконтирования, равный Л +i у
8 =
(3)
(4)
Итак, условие репутационного равновесия состоит в экономической окупаемости, честности производителя и качестве продукции. Следовательно, высококачественная продукция должна давать производителю премию, которую рассматривают как экономическую отдачу от его репутации или как поощрительную плату за сохранение им качества. Данная премия получила в экономической науке название репутационной ренты. Иными словами, «репута-ционная рента - прибавка к цене, которую получает продавец, следующий честной стратегии поведения на рынке» [8]. В стоимостном виде репутационная рента фирмы (Рреп) определяется по формуле:
P = (p. - c.) / i.
реп ** 1 V
(5)
Таким образом, условиями получения фирмой непрерывного потока репутационного рентного дохода являются поставки продукции высокого качества, отражаемого в цене, неизменное желание потребителей покупать ее продукцию и оптимизация издержек на создание репутации. Так, например, основной продукт угольного сегмента крупнейшей интегрированной «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК) - высококалорийный уголь с низким содержанием золы, серы и азота. Уголь как товарный продукт имеет свои особенности [9].
Меры обеспечения высокого качества продукции СУЭК:
- инвестиции в разработку месторождений высококачественного угля и расширение мощностей обогатительных фабрик;
- разработка инновационных технологий глубокой переработки и производства бездымных брикетов;
- постоянное совершенствование системы контроля качества;
- использование механизированных методов отбора и подготовки образцов продукции. Вся реализуемая продукция проходит добровольную сертификацию. К каждой отгруженной партии выпускается удостоверение качества, подтверждающее требуемые договорные характеристики.
СУЭК преимущественно заключает контракты напрямую с теми, кто использует ее продукцию, чтобы исключить необоснованное увеличение цен при перепродаже и способствовать ответственному использованию ее продуктов [10, с. 101].
Как издержки на создание репутации может быть интерпретирована разность (с1 - с0) в формуле (2). Сегодня на угледобывающих предприятиях в их состав включают затраты на экологию, растущие при декарбонизации экономики; затраты на социальные проекты, возросшие в условиях пандемии С0УЮ-19.
Соответственно растут затраты предприятий на репута-ционный менеджмент, от исполнителей которого требуется настоящее искусство. Решаемые вопросы касаются доверия, уважения потребителя к компании, социально-экономического восприятия ее деятельности в части инноваций, продуктов, условий труда, управления, эффективности и ответственности. Внимание уделяют также поддерживающему поведению потребителей, включая согласие покупать товар компании.
По секторам бизнеса репутация складывается следующим образом: «первое место - за автомобильным сектором, за ним следуют потребительские товары и высокие технологии. На последних местах - финансы, транспорт и энергетика» [11]. Мировое сообщество приняло решение к 2050 г. отказаться от добычи угля и угольной генерации, использования угля в металлургии, так называемого кар-бонового следа. Одним из инструментов выполнения этого решения является углеродный налог, вводимый с 2023 г. ЕС на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов. «По разным оценкам, нашим предприятиям не только придется сократить экспорт угля, но и вносить в бюджет ЕС от 6 до 50 млрд евро ежегодно» [12]. Ны-
нешний энергетический кризис в Европе ставит под сомнение целесообразность этой меры ЕС.
Спрогнозировать перспективы развития бизнеса с учетом всех реалий на практике помогает менеджерам реализация концепции ESG. Многие консалтинговые и исследовательские организации выделяют это направление в качестве одного из ведущих факторов, влияющих на развитие бизнеса. Следование новым трендам в экономике и менеджменте неизбежно отражается на репутации компании. В этом случае владелец ESG-фактора получает за его счет приращение репутационной ренты Тогда ре-
путационная рента компании, использующей ESG-фактор, будет равна:
pESG _ р . kpESG
реп реп *
(6)
Принципов ESG придерживается СУЭК, развивая в этой сфере свою систему (см. рисунок).
Следует понимать, что репутацию фирмы создают действия, поступки ее конкретных сотрудников в определенных сферах деятельности, объединенных на рисунке в шесть групп. Вместе с тем репутация фирмы и сумма репутаций работников не конгруэнтны: они не совпадают полностью друг с другом по разным причинам, в том числе по социально-экономическим. Так, согласно опросу международной рекрутинговой компании ANCOR, 50% российских соискателей заявили, что не стали бы работать в компании с плохой репутацией, даже при более высокой заработной плате [13]. В условиях дефицита кадров, особенно молодых, работодателям следует учитывать этот факт.
В случае работы на репутацию рентоориентированное поведение фирмы следует оценивать положительно. Ведь конструктивные усилия коллекти ва осозна н но сосредоточены на участии в рыночном перераспределении ресурсов: преследуемая здесь цель - заслуженно получить создаваемый таким путем доход в виде ренты. Рентоориентированное поведение компании в этом случае не имеет негативной коннотации природно-ресурсной ренты (деструкция доверия, честности, безусловного выполнения контрактных обязательств) в плане его влияния на развитие регионального социума и экономики. Репутационная рента - инструмент разумного понуждения компании к социализации бизнеса и экономики в целом [14]. Ее можно рассматривать как «эффективную» ренту, которая порождает стимулы к поведению, способствующему росту общей эффективности экономики в экосистемах всех уровней [15]. Ее материализация будет способствовать трансформации природной ренты в интеллектуальную ренту, а значит, преобразованию зависимой сырьевой экономики в суверенную интеллектуальную экономику.
Использование ESG-менеджмента позволило уточнить принципы управления репутационной рентой:
1. Организация новых управленческих условий, обеспечивающих создание, накопление репутации и использование ее результатов.
2. Влияние внутрифирменного управления на величину используемой во благо работников репутационной ренты фирмы и отдельно на абсорбцию и сохранение репутации.
3. Развертывание процедур использования репутационной ренты по трем направлениям: экологическому, соци-
ЭКОНОМИКА • ECONOMICS
Управление рисками Корпоративное управление Промышленная безопасность и охрана окружающей среды
Развитие сотрудников Инновации Комплаенс и непрерывность бизнеса
ESG-система СУЭК[10, с. 25] The ESG System, SUEK[10. p.25]
альному, управленческому, что будет способствовать созданию системы многоцелевого и многоуровневого доверия.
Классические функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) следует по-новому, в свете ESG-менеджмента, применить к управлению репу-тационной рентой для его дальнейшего развития в период кризиса в контексте вопросов репутационных издержек и добросовестной конкуренции. При этом надо помнить про особенности духовного производства репутации. Сначала предприниматель работает на репутацию, потом репутация работает на предпринимателя, обеспечивая ему даровую часть ренты в системе видов ренты на территории присутствия [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение сущности и проблем создания репутационной ренты угольной компании имеет научное значение для развития теории рентных отношений в региональной экономике и концепции репутационного менеджмента компании в условиях многосоставного кризиса, поразившего мир. Практическое значение исследования определяет выявленный результат соотношения положительного репутационного рентоориентированного ESG-поведения компании и отрицательного природно-ресурсного рентоискатель-ства по их влиянию на траекторию развития социально-экономической системы ресурсодобывающего региона. Проблемы, связанные с эффективным рентоориентиро-ванным поведением крупной компании, в условиях сложного нынешнего кризиса приобрели не только утилитарно-экономическое, но и экологическое, и социальное значение. Репутационная рента под влиянием ESG-фактора стимулирует инновации, инвестиции в знания, таланты работников, охрану окружающей среды и экономическое развитие, поэтому она является социально-желательной и востребованной на всехуровняхуправления.
Получаемую современной компанией репутационную ренту следует расценивать как положительное явление и учитывать в репутационных рейтингах. В этом случае рентная система явится одной из важных предпосылок динамичного социально-экономического развития территории. Сегодня для корпоративной репутации особенно важен ESG-фактор, вобравший прогрессивные идеи экономики доверия, устойчивого развития, управления талантами, знаниями и этического управления. Его учет позволяет угольной компании не просто выживать, а сохранять устойчивость в период сложнейшего кризиса с целью уверенного социально-экономического развития в будущем.
Список литературы • References
1. Итоги ПМЭФ-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb. com/news/news/itogi-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/ (дата обращения: 15.10.2024).
2. Data can help mining companies tackle their trust deficit. World Economic Forum. [Electronic resource]. Available at: https://www. weforum.org/agenda/2020/07/data-help-mining-companies-tackle-trust-deficit/ (accessed 15.10.2024).
3. Tirole J. A theory of collective reputations (with applications to the persistence of corruption and to firm quality). The Review of Economic Studies. 1996;63(1):1-22. DOI: 10.2307/2298112.
4. Горин С.В. Верю - не верю... Теоретические основы репутацио-логии // Креативная экономика. 2007. № 5. С. 89-96.
Gorin S.V. I believe - I don't believe... Theoretical foundations of Reputationology. Kreativnayaekonomika, 2007;(5):89-96. (In Russ.).
5. Tracking the 2021 mining industry trends. Deloitte Insights. [Electronic resource]. Available at: https://www2.deloitte.com/ content/dam/insights/articles/GL0B114059_2021-TTT-collection/ DI_Tracking-the-trends-2021.pdf (accessed 15.10.2024).
6. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. Санкт-Петербург: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. 702 с.
7. Shapiro C. Premiums for high quality products as returns to reputations. The Quarterly Journal of Economics. 1983;98(4):659-679. DOI: 10.2307/1881782.
8. Институциональная экономика. Глоссарий. [Электронный ресурс]. URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Institutsionaljjnaya-ekonomika.73.html (дата обращения: 15.10.2024).
9. Zhernov E., Nekhoda E., Peters D. Nature and economy in the mining region: holistic approach / E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 105. IVth International Innovative Mining Symposium. Article 04012. DOI: 10.1051/e3sconf/201910504012 (дата обращения: 15.10.2024).
10. СУЭК. Устойчивость путем диверсификации. Интегрированный отчет за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www. suek.ru/upload/iblock/e2f/SUEK_AR20_RUS.pdf (дата обращения: 15.10.2024).
11. 100 иностранных компаний с лучшей репутацией в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/375209-10-inostrannyh-kompaniy-s-luchshey-reputaciey-v-rossii (дата обращения: 15.10.2024).
12. Клишин В., Гоосен Е., Никитенко С. Угольная отрасль в поисках «стрессоустойчивости». [Электронный ресурс]. URL: http://avant-partner.ru/rang/8549.html (дата обращения: 15.10.2024).
13. «Советуем вовремя позеленеть», или зачем российским компаниям принципы ESG. [Электронный ресурс]. URL: https:// delovoymir.biz/zachem-rossiyskim-kompaniyam-principy-esg. html (дата обращения: 15.10.2024).
14. Жернов Е.Е., Нехода Е.В. Концепция социализации экономики знаний в ресурсодобывающем регионе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 2. С. 163-174. DOI: 10.17223/19988648/34/14.
Zhernov E.E., Nekhoda E.V. The conception of knowledge economy socialization in the resources-extractive region. Vestnik Tomsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2016;(2):163-174. (In Russ.). DOI: 10.17223/19988648/34/14.
15. Zhernov E.E., Nekhoda E.V., Rusak I. Digitalization in a resource-extracting region: from cluster to business ecosystem / E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 315. Vlth International Innovative Mining Symposium. Article 04009. DOI: 10.1051/e3sconf/202131504009.
16. Жернов Е.Е., Осокина Н.В. Взаимозависимость видов ренты как фактор эффективного недропользования на территории // Уголь. 2022. № 1. С. 33-38. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-1-33-38. Zhernov E.E., Osokina N.V. Interdependence of types of rent as a factor of effective subsoil use in the territory. Ugol'. 2022;(1):33-38. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2022-1-33-38.
Authors Information
Zhernov E.E. - PhD (Economic), Associate Professor, Head of Economics department, Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, 650000, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Osokina N.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Economics department, Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, 650000, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Информация о статье
Поступила в редакцию: 5.05.2024 Поступила после рецензирования: 17.10.2024 Принята к публикации: 28.10.2024
Paper info
Received May 5,2024 Reviewed October 17,2024 Accepted October28,2024
Более 30 социальных проектов для красноярцев получат поддержку Фонда Мельниченко
Все они вошли в число победителей конкурса социальных проектов «Гран-ты.ФМ», который Благотворительный фонд Мельниченко проводил с июля по октябрь в регионах, где работают предприятия СУЭК и СГК. Красноярский край стал лидером по количеству как присланных, так и одобренных заявок - 32 инициативы получат финансовую поддержку Фонда.
В Фонде Мельниченко подчеркивают: при выборе победителей они ориентировались прежде всего на значимость проектов в контексте комплексного развития территорий и собственных проектов СУЭК и СГК. В Красноярске, например, в числе лучших названа идея библиотеки имени Н. Островского по созданию напольной игры «Прогулки по Красноярску» - уже несколько лет СГК проводит в краевом центре автобусные экскурсии «Красноярские огни», на которых рассказывают горожанам об истории энергетики в крае - от первой лампочки до современных, эффективных и экологичных ТЭЦ.
В городе Бородино Фонд Мельниченко поможет создать 30-лабораторию в местном Центре технического твор-
чества - Центр тесно работает с СУЭК по формированию у школьников познавательной активности и инженерно-технического мышления, на средства угольщиков здесь ранее был создан Музей занимательных наук «ПознаниУм», действует «Лего-студия».
В Назарово Фонд Мельниченко поддержал инициативу Назаровского энергостроительного техникума по оборудованию молодежной мультимедийной студии - техникум является опорным для СУЭК и СГК, вместе педагогический состав, угольщики и энергетики внедряют на базе техникума федеральную программу «Профессионалитет», проводят для ребят экскурсии на производства, квесты, квизы, в том числе в рамках программ Фонда по профессиональной навигации «Профкоманды.ФМ» и «Профклас-сы.ФМ», организуют для учащихся старших курсов производственную практику, выплачивают именные стипендии.
В Шарыпово развитие получат палеонтологическая тема и проект Краеведческого музея города «Шарыповская палеонтология: мифы и реальность» - решением Агентства по туризму Красноярского края, Администрации Шарыпово, Фонда Мельниченко и СУЭК палеонтология выбрана туристическим брендом Шарыпово, ведется строительство семейного «Динопарка», в августе на площадках парка состоялся Первый палеонтологический фестиваль «Открытие» с участием 12 тысяч жителей и гостей города.
С полным списком победителей конкурса можно ознакомиться по ссылке https://grantsfm.ru/assets/files/itogi-grantyi.fm.pdf.
Пресс-служба АО «СУЭК-Красноярск»
Г СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ