Научная статья на тему 'РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
репродуктивное здоровье / репродуктивный потенциал / студенты / reproductive health / reproductive potential / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елгина Светлана Ивановна, Михальцова Олеся Юрьевна, Журин Николай Владимирович, Рудаева Елена Владимировна, Мозес Кира Борисовна

Студенческий возраст – один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Студенты медицинского вуза недостаточно информированы об охране репродуктивного здоровья, ИППП, довольно часто пользуются малоэффективными и ненадежными способами контрацепции. В сочетании с широким распространением гинекологических заболеваний у девушек, а также отсутствием превентивных мероприятий, направленных на снижение гинекологических патологий и укрепление здоровья, можно ожидать снижения репродуктивного потенциала и фертильности молодого поколения. Студенты медицинских вузов входят в группу риска снижения фертильности ввиду влияния дополнительных негативных факторов: стресс, гиподинамия, отсутствие полноценного питания, интеллектуальные нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елгина Светлана Ивановна, Михальцова Олеся Юрьевна, Журин Николай Владимирович, Рудаева Елена Владимировна, Мозес Кира Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE PORTRAIT OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Student age is one of the critical periods in the biological, mental and social development of a person. Medical university students are insufficiently informed about reproductive health, STIs, and quite often use ineffective and unreliable methods of contraception. In combination with the widespread spread of gynecological diseases in girls, as well as the lack of preventive measures aimed at reducing gynecological pathologies and improving health, we can expect a decrease in the reproductive potential and fertility of the younger generation. Students of medical universities are at risk of fertility decline due to the influence of additional negative factors: stress, physical inactivity, lack of adequate nutrition, intellectual stress.

Текст научной работы на тему «РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Статья поступила в редакцию 30.08.2023 г. DOI: 10.24412/2687-0053-2023-4-69-72 EDN: QCTDJG

Информация для цитирования:

Елгина С.И., Михальцова О.Ю., Журин Н.В., Рудаева Е.В., Мозес К.Б., Мозес В.Г., Черных Н.С. РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА //Медицина в Кузбассе. 2023. №4. С. 69-72.

Елгина С.И., Михальцова О.Ю., Журин Н.В., Рудаева Е.В., Мозес К.Б., Мозес В.Г., Черных Н.С.

Кемеровский государственный медицинский университет, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Студенческий возраст - один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Студенты медицинского вуза недостаточно информированы об охране репродуктивного здоровья, ИППП, довольно часто пользуются малоэффективными и ненадежными способами контрацепции. В сочетании с широким распространением гинекологических заболеваний у девушек, а также отсутствием превентивных мероприятий, направленных на снижение гинекологических патологий и укрепление здоровья, можно ожидать снижения репродуктивного потенциала и фертильности молодого поколения. Студенты медицинских вузов входят в группу риска снижения фертильности ввиду влияния дополнительных негативных факторов: стресс, гиподинамия, отсутствие полноценного питания, интеллектуальные нагрузки. Ключевые слова: репродуктивное здоровье; репродуктивный потенциал; студенты

Еlgina S.I., Mikhaltsova O.Yu., Zhurin N.V., Rudaeva E.V., Moses K.B., Moses V.G., Chernykh N.S.

Kemerovo State Medical University, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

REPRODUCTIVE PORTRAIT OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Student age is one of the critical periods in the biological, mental and social development of a person. Medical university students are insufficiently informed about reproductive health, STIs, and quite often use ineffective and unreliable methods of contraception. In combination with the widespread spread of gynecological diseases in girls, as well as the lack of preventive measures aimed at reducing gynecological pathologies and improving health, we can expect a decrease in the reproductive potential and fertility of the younger generation. Students of medical universities are at risk of fertility decline due to the influence of additional negative factors: stress, physical inactivity, lack of adequate nutrition, intellectual stress. Key words: reproductive health; reproductive potential; students

Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека, имеющей важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Между тем, медико-демографическая ситуация в стране характеризуется снижением рождаемости, что во многом связано с неудовлетворительным состоянием репродуктивного здоровья молодежи, вступившей в фертильный возраст. Проблема репродуктивного здоровья девушек и женщин стала центром внимания педагогики, физиологии, здравоохранения [1, 2].

Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества в современных условиях, представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению среди молодёжи уровня инфекций, передаваемых половым путём (ИППП), в

том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [3, 4].

Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [5, 6].

Студентки старших курсов уже входят в фер-тильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближаются к отметке 60-70 % от общего числа поступивших на учебу. И, если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли

__я у" гч Medicine

<^У\АвШЩШ in Kuzbass Т. 22 № 4 2023 в Кузбассе

они репродуктивным функциям будущих родителей — вопрос остается открытым [7-9].

Изучение состояния репродуктивного здоровья молодого поколения и их медико-социальной направленности в современных условиях являются актуальными, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель — изучить состояние репродуктивного здоровья студентов ФГБОУ ВО КемГМУ по данным мониторинга 2023 года.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено анонимное анкетирование в формате «Google форма» 155 студентов лечебного факультета 1-6 курсов ФГБОУ ВО КемГМУ. Обработка данных исследования проведена с применением программы Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Среди опрошенных студентов 128 девушек (82,6 %) и 27 юношей (17,4 %). Из них, 139 студентов возрастом от 17 до 23 лет (89,7 %) и 16 — старше 23 лет (10,3 %). 86 человек (55,5 %) — студенты старших курсов (4-6), 69 (44,5 %) — студенты младших курсов (1-3).

Рассчитав ИМТ мы выяснили, что 21 (13,5 %) из опрошенных студентов имели дефицит массы тела (ИМТ < 18,5 кг/м2),

массу тела (ИМТ от 18,5 до 24,9 кг/м2), 25 (16,1 %) -избыточную массу тела (ИМТ от 25 до 29,9 кг/м2), 9 (5,8 %) — ожирение I степени (ИМТ от 30 до 34,9 кг/м2), 3 (2 %) — ожирение II степени (ИМТ от 35 до 39,9 кг/м2), 1 (0,6 %) — ожирение III степени (ИМТ > 40 кг/м2).

Респондентам было предложено ответить на вопросы сексуального и репродуктивного здоровья.

У 64 девушек (50 %) менструации начались в возрасте 10-12 лет, у 63 (49,2 %) — в возрасте 13-15 лет, у 1 (0,8 %) — позже 15 лет.

Продолжительность цикла составляла 1-3 дня у 18 девушек (14,1 %), 4-7 дней — у 107 (83,6 %), более 8 дней — у 3 (2,3 %). Нарушения цикла имеются у 36 девушек (28 %): нерегулярность — у 29 (80,6 %), удлинение/укорочение цикла — у 4 (11 %), межменструальные кровотечения — у 1 (2,8 %), аменорея — у 1 (2,8 %), аномальное маточное кровотечение — у 1 (2,8 %).

Среди всех девушек 12 (9,4 %) имели хронические гинекологические заболевания: СПКЯ — 4 (33,3 %), наружный эндометриоз — 2 (16,7 %), аденомиоз — 1 (8,3 %), миому матки — 1 (8,3 %), хронический сальпингит — 1 (8,3 %), хронический вульвовагинит — 1 (8,3 %), хронический цервицит — 1 (8,3 %), эрозию шейки матки — 1 (8,3 %).

Среди опрошенных 6 (22,2 %) юношей болели фимозом в детском возрасте, 6 (22,2 %) — перенесли операцию по поводу варикоцеле. Распределение студентов по возрасту сексуального дебюта пред-

ставлено на рисунке 1. Возраст сексуального дебюта от 14 до 16 лет был у 16 человек (10,3 %), в 17-18 лет - у 46 (29,7 %), в 19-20 лет - у 56 (36,1 %), позже 20 — у 11 (7,1 %). Не живут половой жизнью 26 (16,8 %) студентов.

Методы контрацепции, используемые студентами, живущими половой жизнью (129 человек — 83,2 %): презервативы — 84 человека (65,1 %), прерванный половой акт — 21 (16,3 %), комбинированные оральные контрацептивы — 20 (15,5 %), сочетание презервативов и КОК — 2 (1,5 %), вазэкто-мия — 1 (0,8 %), спермициды — 1 (0,8 %).

1-2 половых партнеров было у 91 (70,5 %) студента, 3-5 — у 30 (23,3 %) человек, более 6 — у 8 (6,2 %) человек.

ИППП перенесли 9 студентов (5,8 %), из которых 7 девушек и 2 юноши.

В семьях опрошенных студентов количество детей составило: 1 ребенок — у 40 (25,8 %), 2 — у 78 (50,32 %), 3 — у 23 (14,84 %), 4 — у 9 (5,81 %), 5 и более — у 5 (3,23 %).

Женаты/замужем среди респондентов были 21 человек (13,5 %). Имели детей (одного ребенка) 4 человека (2,6 %).

Планируют выйти замуж/жениться в возрасте до 20 лет — 7 человек (4,5 %), от 21 до 23 лет — 25 человек (16,1 %), от 24 до 27 лет — 90 человек (58,1 %), от 28 до 30 лет — 23 человека (14,8 %), после 30 лет — 10 человек (6,5 %).

Планируют иметь 1 ребенка 34 человека (21,9 %), 2 — 82 (52,9 %), 3 — 20 (13 %), больше 3-х детей — 7 человек (4,5 %). Не планируют иметь детей 12 человек (7,7 %) (рис. 2).

Среди причин отсутствия реализации репродуктивных планов 2 человека (16,7 %) указали на невозможность родить, 8 (66,7 %) — на нежелание рожать, 1 (8,3 %) — на финансовые проблемы, 1 (8,3 %) — на желание посвятить себя карьере, а не семье.

Рисунок 1

Распределение студентов по возрасту сексуального

дебюта Figure 1

The distribution of students by age of sexual debut

Возраст се ксуально го дебюта

60 50 40 30 20

14-16 лет 17-18 лет 19-20 позже 20 не живут

половой жизнью

__п у" гч Medicine

Т. 22 № 4 2023 {^МвШЩШ in Kuzbass

в Кузбассе

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Рисунок 2 Распределение студентов в зависимости от количества планируемых детей Figure 2

Distribution of students depending on the number of planned children

ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что студенты медицинского вуза недостаточно информированы об охране репродуктивного здоровья, ИППП, довольно часто пользуются малоэффективными и ненадежными способами контрацепции. В сочетании с широким распространением гинекологических заболеваний у девушек, а также отсутствием превентивных мероприятий, направленных на снижение гинекологических патологий и укрепление здоровья, можно ожидать снижения репродуктивного потенциала и фертильности молодого поколения. Студенты медицинских вузов входят в группу риска снижения фертильности ввиду влияния дополнительных негативных факторов: стресс,

гиподинамия, отсутствие полноценного питания, интеллектуальные нагрузки.

ВЫВОДЫ

Таким образом, необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение осведомленности студентов (не только медицинских вузов) о способах сохранения и укрепления фертильного здоровья.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1. Adamyan LV, Sibirskaya EV, Bogdanova EA, Koltunov IE, Smal' TA. Reproduktivnoe zdorov'e devochek i devushek g. Moskvy. Predlozheniya po sokhraneniyu reproduktivnogo potentsiala. Pediatric and adolescent reproductive health. 2016; 2: 13-14. Russian (Адамян Л.В., Сибирская Е.В., Богданова Е.А., Колтунов И.Е., Смаль Т.А. Репродуктивное здоровье девочек и девушек г. Москвы. Предложения по сохранению репродуктивного потенциала //Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2016. № 2. С. 13-14.)

2. Kuchma VR, Sukhareva LM, Polenova MA, Skoblina NA, Uvarova EV, Tarusin DI, et al. Prophylaxis of violations of reproductive health of children and teenagers. Problems of school and university medicine and health. 2018; 2: 45-62. Russian (Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А., Скоблина Н.А., Уварова Е.В., Тарусин Д.И., и др. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья детей и подростков //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 2. С. 45-62.)

3. Ushakova GA, Elgina SI. Problems of preserving the medico-biological potential of reproduction of the population in the region (socio-hygienic and clinical problems of child reproduction). Kemerovo, 1999. 110 p. Russian (Ушакова Г.А., Елгина С.И. Проблемы сохранения медико-биологического потенциала воспроизводства населения в регионе (социально-гигиенические и клинические проблемы детской репродуктологии). Кемерово, 1999. 110 с.)

4. Utochkin IuA, Vysotin SA, Sayfitova AT, Ochkova AA, Przhevalskii IN. Assessment of knowledge of seniors of risk factors of violation of reproductive health. European student scientific journal. 2019; 1: 12. Russian (Уточкин Ю.А., Высотин С.А., Сайфитова А.Т., Очкова А.А., Пржевальский И.Н. Оценка информированности старшеклассников о рисках репродуктивного здоровья //Международный студенческий научный вестник. 2019. № 1. С. 12.)

5. Elgina SI, Kondratova LA. Features of the course of pregnancy and the outcomes of childbirth in young women. Fundamental and clinical medicine. 2020; 5(2): 72-78. Russia (Елгина С.И., Кондратова Л.А. Особенности течения беременности и исходы родов у юных женщин //Фундаментальная и клиническая медицина. 2020. Т. 5, № 2. С. 72-78.)

6. Semchenko LN, Gerasimova OY. Reproductive behavior of adolescent girls and leading risk factors shaping their reproductive health. Scientific and practical peer-reviewed journal. 2017; 2: 34-35. Russian (Семченко Л.Н., Герасимова О.Ю. Репродуктивное поведение девочек подросткового возраста и ведущие факторы риска, формирующие их репродуктивное здоровье //Непрерывное медицинское образование и наука. 2017. Т. 12, № 2. С. 34-35.)

7. Vorob'eva EA, Kocherova OY, Pyhtina LA, Fil'kina OM, Shanina T.G. Features of morbidity and physical development of adolescents 15-17 years old with different rates of puberty. Journal of new medical technologies. 2007; 2: 54-56. Russian

__ft гч Medicine

¡СМбШЦиШ in Kuzbass T. 22 № 4 2023

в Кузбассе ' '

9.

(Воробьева Е.А., Кочерова О.Ю., Пыхтина Л.А., Филькина О.М., Шанина Т.Г. Особенности заболеваемости и физического развития подростков 15-17 лет с различными темпами полового созревания //Вестник новых медицинских технологий. 2007. Т. 14, № 2. С. 54-56.)

Yelgina SI, Ushakova GA, Nikulina EN. Reproductive system of full-term and premature newborn girls. Fundamental and clinical medicine. 2016; 1(3): 39-45. Russian (Елгина С.И., Ушакова Г.А., Никулина Е.Н. Репродуктивная система доношенных и недоношенных новорожденных девочек //Фундаментальная и клиническая медицина. 2016. Т. 1, № 3. С. 39-45.)

Efimova AS, Kolbasina LP. Adolescent reproductive health: pedagogical and medical aspects. Problemy sovremennogo ped-agogicheskogo obrazovaniya. 2016; 52-1: 30-37. Russian (Ефимова А.С., Колбасина Л.П. Репродуктивное здоровье подростков: педагогические и медицинские аспекты //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 30-37.)

Сведения об авторах:

ЕЛГИНА Светлана Ивановна, доктор мед. наук, доцент, профессор кафедры акушерства и гинекологии им. Г.А. Ушаковой, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: elginas.i@mail.ru

МИХАЛЬЦОВА Олеся Юрьевна, студентка лечебного факультета, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: olsya12351562@mail.com

ЖУРИН Николай Владимирович, студент лечебного факультета, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: kolya.zhurin@mail.com

РУДАЕВА Елена Владимировна, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры акушерства и гинекологии им. проф. Г.А. Ушаковой, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: rudaeva@mail.ru

МОЗЕС Кира Борисовна, ассистент кафедры поликлинической терапии и сестринского дела, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: kbsolo@mail.ru

МОЗЕС Вадим Гельевич, доктор мед. наук, профессор, директор Медицинского института, ФГБОУ ВО КемГУ, г. Кемерово, Россия. E-mail: vadimmoses@mail.ru

ЧЕРНЫХ Наталья Степановна, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры поликлинической педиатрии, пропедевтики детских болезней и последипломной подготовки, ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, г. Кемерово, Россия. E-mail: nastep@mail.ru

Information about authors:

ELGINA Svetlana Ivanovna, doctor of medical sciences, docent, professor of the department of obstetrics and gynecology named after G.A. Ushakova, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: elginas.i@mail.ru

MIKHALTSOVA Olesya Yurievna, student of the faculty of medicine, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: olsya12351562@mail.com

ZHURIN Nikolay Vladimirovich, student of the faculty of medicine, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: kolya.zhurin@mail.com

RUDAEVA Elena Vladimirovna, candidate of medical sciences, docent, docent of the department of obstetrics and gynecology named after G.A. Ushakova, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: rudaeva@mail.ru

MOZES Kira Borisovna, assistant, department of polyclinic therapy and nursing, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: kbsolo@mail.ru

MOZES Vadim Gelievich, doctor of medical sciences, professor, director of the Medical Institute, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia. E-mail: vadimmoses@mail.ru

CHERNYKH Natalya Stepanovna, candidate of medical sciences, docent, docent of the department of polyclinic pediatrics, propaedeutics of childhood diseases and postgraduate training, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia. E-mail: nastep@mail.ru

Корреспонденцию адресовать: ЕЛГИНА Светлана Ивановна, 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 22а. ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России. Тел: 8 (3842) 73-48-56 E-mail: elginas.i@mail.ru

T. 22 № 4 2023

___О /" Medicine

Ммоицит in Kuzbass в Кузбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.