удк 316.356.2 Татьяна Викторовна Блинова,
доктор экономических наук, профессор,
ЬАр ruandre@mail.ru заместитель директора по научной работе,
Институт аграрных проблем РАН
ва» anvyal@mail.ru Анна Александровна Вялый и на,
кандидат социологических наук, научный сотрудник лаборатории социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий,
Институт аграрных проблем РАН
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ЖЕНЩИН И ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Данное исследование посвящено анализу репродуктивных предпочтений женщин, проживающих в сельской местности. Рассмотрен комплекс факторов, влияющих на особенности их формирования и возможности реализации. Отмечено, что доминирующей в городской и сельской местности остается однодетная семья, однако удельный вес двух- и трехдетных семей в селе выше, чем в городе. Результаты проведенных исследований показали наличие устойчивых субъективных предпочтений сельских женщин иметь двух детей, что свидетельствует о наличии определенных резервов роста рождаемости в ближайшей перспективе. Ограничивающими факторами являются низкий заработок мужа, неблагоприятные жилищные условия, низкие доходы сельских семей и ограниченные возможности трудоустройства, а также слабое развитие социальной инфраструктуры. Данные опросов показали, что сельские женщины ориентированы на активную демографическую и семейную политику государства. Выяснено отношение женщин к размеру детских пособий, предусмотренных в рамках реализации государственной социально-демографической и семейной политики. В качестве информационной базы исследования был использован анкетный опрос женщин фертильного возраста, проживающих в сельской местности Саратовской области.
Ключевые слова: сельские женщины, репродуктивные предпочтения, ценность детей в семье, анкетный опрос, социально-демографическая политика.
T.V. Blinova, A.A. Vyalshina
REPRODUCTIVE PREFERENCES OF WOMEN IN RURAL AREAS AND VALUE OF CHILDREN IN THE FAMILY
The paper focuses on the analysis of reproductive preferences of women living in rural areas. The complex factors influencing the formation and characteristics of the preferences are analyzed. It is noted that in the urban and rural areas one-child families prevail, but the proportion of two-and three-child families in rural areas is bigger than in the city. The study shows the presence of stable preferences of rural women to have two children, which indicates the potential for increase in fertility in the short term. The limiting factors are low income of a husband, poor housing, low income of rural families and limited employment opportunities, as well as poor social infrastructure. Survey data shows that rural women are focused on active demographic and family policy of the state. The paper clarifies the opinion of women about the size of child benefits provided within the state of socio-demographic and family policy. The data for the research is taken form the poll of women of childbearing age living in rural areas of the Saratov region.
Keywords: women in rural areas, reproductive preferences, value of children in the family, questionnaire survey, sociodemographic policy.
Процессы социальной модернизации общества как целостной системы, структурные элементы которой тесно взаимосвязаны друг с другом, затронули и демографическую сферу, претерпевшую за последние годы многочисленные преобразования. Изменение стиля жизни различных слоев населения, обусловленное сдвигами в структуре ценностей и появлением новых потребностей, утверждением прав женщин на возможность карьерного роста, профессиональной самореализации, свобода выбора форм проведения личного досуга привели к трансформации моделей репродуктивного поведения. Глобальной тенденцией экономически развитых стран и государств с переходной экономикой явилось распространение массовой однодетности.
В России наблюдается активное освоение молодыми людьми западных образцов внутрисемейных отношений, зарождение традиций «бездетности» (под влиянием набирающего силу движения «чайлдфри» (chald free) -свободных от детей партнеров). Процессы демографической модернизации охватили не только городскую, но и сельскую местность, где также меняются внутрисемейные отношения. Трансформация моделей репродуктивного поведения в сельской местности привела к резкому падению рождаемости, массовому распространению однодетной семьи, увеличению доли и числа женщин, ориентированных на бездетность, что ранее считалось социальной патологией, а теперь воспринимается как стиль жизни, выступая барьером для роста рождаемости.
Одним из объективных итогов социально-демографической модернизации является увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, стремительное старение села в результате низкой рождаемости, что порождает серьезные экономические и социальные проблемы на рынке труда, повышает давление на бюджет страны и регионов РФ [3, с. 62 - 63].
Правительством России последние несколько лет проводится активная демографическая и семейная политика, направленная на стабилизацию численности населения, рост рождаемости, повышение уровня и качества жизни семей с детьми («Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351). В рамках реа-
лизации указанной государственной стратегии введен комплекс мер пронаталистского характера, включающий увеличение размеров пособий по уходу за ребенком, дифференцированных в зависимости от очередности рождения детей; распространение права получения этих пособий на неработающих женщин; использование компенсаций за посещение ребенком детского дошкольного учреждения; реализация материнского (семейного) капитала. В регионах России отрабатывается правовой механизм передачи земельных участков в собственность многодетных семей для индивидуального жилищного строительства. В ближайшее время предполагается реализация мер, направленных на стимулирование рождаемости в регионах со сложной демографической ситуацией, в виде специального пособия при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими трех лет.
Дополнительные меры, выполняющие компенсационную функцию и играющие определенную стимулирующую роль, оказались недостаточными для массового распространения двух-, трехдетной, а тем более многодетной семьи. Несмотря на рост рождаемости, отмеченный в последние годы, в России устойчиво сохраняется и доминирует малодетный образ жизни, укорененный в практиках повседневности, социальных установках и жизненных ориентациях семей. Социологи, демографы, экономисты не прекращают споры о роли материальных стимулов в повышении рождаемости, с одной стороны, и степени влияния ценностных ориентаций на принятие решений о количестве детей в семье - с другой.
Одни авторы считают, что неблагоприятные жизненные условия, а именно отсутствие необходимого жилья (собственной квартиры), достаточного семейного дохода, развитой социальной инфраструктуры, доступных детских дошкольных учреждений, являются препятствием для роста рождаемости. Другие исследователи полагают, что время многодетности безвозвратно ушло, сформировались новые стереотипы репродуктивного поведения, другие стили жизни семей, потребности, социальные установки и жизненные ценности, соответствующие вызовам современного этапа развития. В связи с этим никакие материальные стимулы и привилегии не способны не только сформировать установки на многодетность,
но даже сделать доминирующей двух-, трехдетную модель семьи.
Однако все большее число ученых приходит к выводу, что для радикального сокращения масштабов депопуляции, обеспечений условий для замещения поколений и поддержания простого воспроизводства населения необходимо целенаправленное формирование у молодежи потребности в семье с несколькими детьми [1; 2; 5; 7]. Исходя из этого, наряду с политикой материального стимулирования рождаемости необходима стратегия формирования потребности в детях и укрепления социального статуса семьи. Следует согласиться, что исследование вопроса о месте потребности в детях в структуре других потребностей имеет не только научное, но и большое практическое значение. Оно поможет в определении путей смены малодетного образа жизни среднедетным, что возможно только при кардинальном изменении всей системы потребностей [2, с. 44].
Целью данного исследования является анализ репродуктивных предпочтений женщин, проживающих в сельской местности, определение факторов, влияющих на их формирование и реализацию. Информационную базу исследования составили результаты анкетного опроса сельских женщины в возрасте 18 - 45 лет, имеющих детей, проведенного в Саратовской области сотрудниками Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института аграрных проблем РАН*.
Доминирующей в городской и сельской местности остается однодетная семья, однако удельный вес двух-и трехдетных семей в селе выше, чем городе. Результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. позволяют оценить изменения, произошедшие в структуре домохозяйств, состоящих из двух и более человек, по числу детей до 18 лет по сравнению с 2002 г. Так, доля домохозяйств с одним ребенком в среднем по стране увеличилась на 0,5%, с двумя детьми - уменьшилась на 2,5%, а доля домохозяйств с тремя (и более) детьми выросла на 6% (рис. 1).
* В выборку включены сельские женщины в возрасте 18 -45 лет, имеющие детей. Исследование проводилось в 10 районах Саратовской области (август 2010 г.), N = 173.
Необходимо отметить, что город и село продемонстрировали различные модели репродуктивного поведения, обусловившие эти изменения. Так, основные изменения, произошедшие в структуре городских домохозяйств с разным числом детей до 18 лет, связаны с незначительным сокращением доли однодетных домохозяйств (на 0,9%) и значительным ростом доли домохозяйств с тремя и более детьми (на 14,3%) при сохранении числа двухдетных домохозяйств. То есть в городе сокращение доли однодетных домохозяйств произошло за счет роста доли семей, имеющих трех и более детей. В то же время среди сельских домохозяйств с детьми до 18 лет выросла доля однодетных домохозяйств (на 4,4%) за счет сокращения доли двухдетных домохозяйств (на 6,6%). Доля домохозяйств с тремя и более детьми в селе с 2002 по 2010 гг. осталась неизменной. Таким образом, если город продемонстрировал сокращение доли однодетных и рост удельного веса семей с тремя детьми и более, что косвенно может быть результатом реализации мер активной демографической и семейной политики государства, то в сельской местности увеличилась доля однодетных семей, при этом удельный вес многодетных сохранился на прежнем уровне.
Важной задачей проведенного социологического опроса сельских женщин фертильного возраста было не только оценить репродуктивные планы сельских женщин в настоящее время, но и сопоставить их с репродуктивными желаниями и факторами, мешающими их реализации. Это позволит оценить относительные резервы роста рождаемости и выявить существующие барьеры.
Анализ социально-демографических групп сельского населения, желающих иметь детей еще, кроме тех, которые уже воспитываются в семье, позволяет косвенно оценить «резервы» роста рождаемости, которые возможно мобилизовать с помощью определенных мер демографической и семейной политики. Для этой цели ответы на вопрос о желании иметь еще детей были распределены по типам семей в зависимости от числа уже имеющихся. Полученные значения были сопоставлены с планами по рождению детей и факторами, влияющими на рост рождаемости в сельской местности, по мнению женщин фертильного возраста.
По данным проведенного исследования, более трети (33,2%) опрошенных сельских женщин хотят иметь еще детей. Среди них доминируют женщины с 1 - 2 детьми - 40,2%; 21,7% приходится на женщин с 3 детьми; 23,5% - женщин с 4 - 8 детьми. Однако планируют рождение еще одного ребенка только 26,6% малодетных женщин (с 1 - 2 детьми), 10,9% женщин с 3 детьми и 16,4% многодетных (с 4 - 8 детьми). При этом разница между долей желающих иметь детей и планирующих еще одно рождение выше всего у малодетных женщин (с 1 - 2 детьми), что косвенно свидетельствует о том, что именно малодетным женщинам труднее всего решиться на еще одно рождение по сравнению, на-
Рис. 1. Структура домохозяйств, состоящих из двух и более человек, по числу детей до 18 лет, 2002 - 2010 гг.
пример, с многодетными женщинами (таблица). Как показывают данные опросов, проведенных в разных регионах РФ, высокие репродуктивные установки характерны прежде всего для верующих людей, семей из этнических республик, лиц, исповедующих ислам, где в механизмах системной самоорганизации социума особую роль играют неформальные институты, ценностные ориентации и социальные нормы.
Разница между желанием иметь детей и планами по их рождению в зависимости от количества имеющихся детей, %
Число детей в семье Хотите иметь еще детей? Планируете иметь еще детей? Разница между желанием и планами по рождению детей
Да Нет Трудно сказать Да Нет Трудно сказать
1 - 2 ребенка 40,2 49,1 10,7 26,6 58,0 15,4 13,6
3 детей 21,7 73,9 4,3 10,9 76,1 13,0 10,8
4 - 8 детей 23,5 60,3 16,2 16,4 71,6 11,9 7,1
Реализация планов по рождению детей опосредована целым комплексом экономических, социальных, демографических, медицинских, психологических, этнокультурных факторов, затрагивающих не только условия жизнедеятельности и меры государственной политики, но и характер внутрисемейных отношений, здоровье, а также образ жизни супругов, структуру ценностных ориентаций, социальные установки женщины на профессиональную и семейную занятость. Между желанием иметь определенное количество детей, планами по их рождению и фактическим числом детей в семье существуют большие различия, которые детерминированы целым комплексом социальных, экономических, демографических, социокультурных факторов, условий и предпосылок.
Анализ ответов сельских женщин, имеющих от одного до восьми детей, относительно инструментов, способных повлиять на рост рождаемости в сельской местности, позволяет сделать следующие выводы. Основное условие роста рождаемости сельские женщины видят в расширении возможностей хорошо зарабатывать посредством создания высокооплачиваемых рабочих мест - на это указали 57,2% респондентов. При этом чаще других за возможность зарабатывать высказывались малодетные женщины (имеющие 1 - 2 детей) - 62,2%, а по мере роста числа детей в семье доля высказавшихся за эту меру уменьшалась - от 56,6% среди женщин с 3 детьми до 45,6% среди многодетных (с 4 - 8 детьми).
Государственная поддержка семей с детьми в виде материнского капитала, увеличения пособий на детей, обеспечения доступности детских садов, качественных услуг образования и здравоохранения способна дать импульс росту рождаемости на селе по мнению 45,6% многодетных женщин (с 4 - 8 детьми) и 32,6% среднедетных женщин (с 3 детьми) при среднем показателе по выборке 30,7%. Однако мало-
детные женщины (с 1 - 2 детьми) реже указывают на важность государственной поддержки материнства и детства для роста рождаемости на селе - 24,3%. Здесь четко видна дифференциация стратегий обеспечения экономического благополучия домохозяйства в семьях с разным количеством детей.
В настоящее время для малодетных домохозяйств (с 1 - 2 детьми) характерна ориентация на занятость мужчин вахтовым методом, а для мужчин из многодетных домохозяйств (с 4 - 8 детьми) - на занятость в собственном подсобном хозяйстве. Отсутствие официально зарегистрированной занятости с ориентацией на труд в собственном хозяйстве, промыслы (в основном рыбную ловлю и охоту) и случайные заработки представляет собой важную стратегию адаптации сельских семей к современным условиям. Характер ее распространения в сельском сообществе определяется в числе других факторов количеством имеющихся в домохозяйстве детей. Так, если среди малодетных домохозяйств (с 1 - 2 детьми) только для 4,9% мужчин работа в собственном хозяйстве является основным видом занятости (при среднем показателе по выборке 12,8%), то среди среднедетных домохозяйств (с 3 детьми) - уже 22,5% мужчин, а среди многодетных домохозяйств (с 4 - 8 детьми) - 25,0% мужчин. Таким образом, работа в собственном хозяйстве является не только наилучшей формой адаптации к текущим условиям жизни, но и важным фактором выживания многодетной семьи в современном селе.
Одной из задач проведенного опроса сельских женщин было выяснить, как финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. повлиял на принятие решений в отношении рождения детей. Обобщение полученных данных формирует представление о возможных вариантах влияния экономической нестабильности на репродуктивные установки сельских женщин (рис. 2). По данным
100,0
90.0
80.0
70.0
50.0
40.0
30.0
20.0
10.0
0.0
Рис.
13,6
32,5
23,9
50,3
17,6
□ Трудно сказать
□ Кризис - не лучшее время для рождения детей
■ Лучший способ переждать кризис - это родить ребенка истать получателем государственной поддержки □ Истинное желание иметь детей не зависит от денег и обстоятельств
малодетные (с 1-2 детьми)
среднедетные (с 3 детьми)
многодетные (с 4-8 детьми)
2. Распределение ответов респондентов по их отношению к рождению детей в период финансово-экономического кризиса
опроса, многодетные женщины (с 4 - 8 детьми) чаще других считают, что истинное желание иметь детей не зависит от денег и обстоятельств (55,9%), их не пугает перспектива родить ребенка в период финансово-экономического кризиса. Именно среди них меньше всего доля тех, кто считает, что кризис не лучшее время для рождения детей (17,6% при среднем показателе по выборке 27,2%), и выше всех доля тех, кто уверен, что лучший способ переждать кризис - это родить ребенка и стать получателем государственной поддержки (7,4% при среднем показателе 4,9%).
Анализ базовых репродуктивных установок, выявленных в результате исследования, свидетельствует о высокой ценности семьи для многих женщин. В связи с этим структура жизненных ценностей семьи, в которой важное место занимают дети, выступает важными детерминантами репродуктивного поведения сельских женщин. При этом половина попавших в выборку многодетных женщин (с 4 - 8 детьми) рассматривают свою семью как смысл жизни (49,1%), среди среднедетных женщин (с 3 детьми) таких 45,5%, а среди малодетных (с 1 - 2 детьми) - только 38,8% при среднем показателе по выборке 42,4%. Для 11% опрошенных сельских женщин семья является социальной нормой: именно так считают 16,4% многодетных женщин (с 4 - 8 детьми) и 10,1% малодетных (с 1 - 2 детьми) женщин. Около 9,1% среднедетных женщин (с 3 детьми) рассматривают свою семью в качестве монотонного и неинтересного домашнего труда.
В.Н. Архангельский особо подчеркивает, что ценностные ориентации влияют не только на потребность в детях, но и на восприятие условий ее реализации, которое зависит как от объективной характеристики ситуации (например, доход, жилищные условия, занятость, бюджет времени), так и от ее значимости для индивида в зависимости от уровня его притязаний [2, с. 43].
Вместе с тем вне зависимости от того, какую модель поведения выбирает женщина, как во время кризиса, так и в период стабильности, семья нуждается в определенных финансовых ресурсах, услугах детских учреждений, эффективно функционирующей системе социальной поддержки семьи, материнства и детства. Несмотря на принятые в 2007 г. меры поддержки семей с детьми и их индексацию с 2007 по 2011 гг. приблизительно на 46% (а материнский капитал - на 37%), сегодня у большинства семей нет экономической свободы выбора и принятия решения в отношении рождения второго или третьего ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им 16 лет для малоимущих семей Саратовской области в 2011 г. составляло 279,44 руб. - 5,7% от величины прожиточного минимума детей (5184 руб. на III квартал 2011 г. в Саратовской области) [6], или 6,8% минимального размера оплаты труда (с 01.01.2009 г. - 4330 руб.), или приблизительно 1,8% от среднемесячной начисленной заработной платы в октябре 2011 г. (16208 руб.). И это в то время, как около 32% опрошенных сельских женщин считают, что увеличение детских пособий на детей может реально повысить уровень их жизни.
Важным направлением эффективного функционирования системы государственной социальной поддержки сельских семей с детьми является помощь в компенсации социально-экономических рисков, препятствующих нормальному функционированию сельских семей. Размер ежемесячного пособия на ребенка за 1997 - 2011 гг. вырос в 4,2 раза (с 70 руб. до 279 руб.), в то время как прожи-
точный минимум детей в Саратовской области увеличился за это же время более чем в 14 раз - с 368 руб. до 5184 руб. (по данным на III квартал 2011 г.). В результате этого доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась с 17% (1997 г.) до менее 6% (2011 г.). Пособие по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (2194,34 руб.) составило в октябре 2011 г. 13,5% от средней зарплаты (16 208 руб.), а за вторым (4388,67 руб.) - около 27%, в то время как в 1996 г. данное пособие не дифференцировалось по очередности рождения детей и составляло 19,2%. Указанное пособие на первого ребенка составляет около 42% от прожиточного минимума детей (ПМД) в Саратовской области (5184 руб. на III квартал 2011 г. для Саратовской области), а на второго -почти 85%. Единовременное пособие при рождении ребенка составляло в 1996 г. 1138,5 руб., что было эквивалентно 3,05 ПМД. Увеличение пособия до 11703,13 руб. в 2011 г. (приблизительно 2,3 ПМД) все равно оставляет это пособие на уровне, худшем, чем в 1996 г.
Согласно результатам выборочного социологического исследования с целью изучения отношения сельских женщин к мерам социальной поддержки семей с детьми, около 10,2% опрошенных сельских женщин считают необходимым повысить размер ежемесячного пособия на ребенка до достижения им 16 лет для малоимущих семей Саратовской области до 500 руб., еще 49,7% - от 501 до 1000 руб., 24,5% - от 1001 до 2000 руб. и 15,6% - более 2001 руб. Соответствующие размеры ежемесячного пособия будут способствовать повышению уровня жизни сельских семей с детьми. Важно отметить, что на мнение о необходимом размере ежемесячного пособия на ребенка влияют уровень образования женщины (чем он ниже, тем меньший размер пособия указывается в качестве необходимого), семейное положение (наличие брачного партнера детерминирует больший размер пособия), статус занятости супруга (женщины, чьи супруги не заняты, в среднем высказываются за меньший размер пособия), место работы супруга (женщины, чьи супруги работают вдали от места жительства семьи и, следовательно, имеют более высокий уровень дохода, указывают на максимальный размер пособия - на уровне прожиточного минимума).
Важное значение имеет целевое назначение пособий в рамках социальной поддержки семей с детьми. Так, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, дифференцированное по очередности рождения детей, исполняет роль компенсации потери дохода женщиной при рождении ребенка и рассматривается в качестве вклада в семейный бюджет. Единовременное пособие при рождении ребенка является разовой выплатой и представляет собой ценность для семьи в качестве вклада в бюджет семьи с целью минимизации вновь возникших расходов в связи с рождением ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка для малоимущих семей играет, пожалуй, самую важную роль ввиду предписанной ему роли компенсации части ежемесячных расходов на детей родителям, которые испытывают сложности в связи с материальными затруднениями. При этом данное пособие, как правило, является одним из источников формирования семейного бюджета, особенно для многодетных семей. Таким образом, разные требования к размерам тех или иных пособий являются следствием их различной функциональной нагрузки.
♦---------------------------------------------------
Анализ характера и направления влияния мер социальной поддержки семей с детьми на уровень их жизни и репродуктивное поведение семей представлен в ряде статей [4; 6], но в них не рассматриваются особенности восприятия этих мер современными сельскими семьями. Результаты проведенного прикладного социологического исследования подтверждают важность государственной поддержки семей с детьми. Согласно данным репрезентативной выборки, абсолютное большинство респондентов (96,5%) считают, что государство должно предпринимать дополнительные меры поддержки семей с детьми.
Около 39,4% опрошенных сельских женщин считают, что приоритетной мерой поддержки материнства и детства должно стать повышение благосостояния населения, рост уровня оплаты труда. На втором месте по приоритетности следует материальная поддержка матерей - об этом сказали 25,4% опрошенных сельских женщин. Еще 14,3% женщин высказались за необходимость обеспечивать матерей доступным жильем, а 13,3% считают целесообразным развивать систему льгот для семей с детьми. Для 10,4% женщин актуальным представляется наличие гарантий трудоустройства матерей, для 9,7% - развитая инфраструктура помощи в воспитании ребенка (доступные и бесплатные детские сады, ясли, кружки, секции, детский досуг). Интересно, что лишь 0,7% опрошенных женщин указали на то, что сейчас государство делает достаточно для поддержки материнства и детства. Согласно результатам исследования, проведенного Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), интегральная оценка эффективности существующих мер социальной поддержки семей с детьми находится в отрицательном диапазоне: число отрицательно оценивающих эффективность этих мер заметно превышает число тех, кто оценивает их в той или иной мере положительно (62% и 26% соответственно). При этом главным критерием такой оценки является низкий уровень денежных выплат, предоставляемых социальных пособий и льгот. В рамках проведенного исследования сделан вывод о том, что «осуществляемые государством меры по социальной поддержке семей с детьми в большинстве случаев не являются такой прибавкой к семейному бюджету, которая позволила бы приблизиться к уровню жизни семьи до рождения ребенка». Учитывая это, необходимо создать лучшие условия для реализации уже сформировавшейся потребности различных слоев населения и социальных групп в детях, повышая статус современных семей.
---------------------------------------------------♦
Потребность в определенном количестве детей имеет предпосылки и этапы своего формирования, а также условия реализации, которых в полном объеме может и не быть. В связи с этим репродуктивные предпочтения и ожидания, с одной стороны, и реализованные репродуктивные установки - с другой, как правило, не совпадают. В системе мер государственной социальной политики все большее внимание уделяется материальному стимулированию рождаемости, что в последние годы приносит положительные результаты. Однако в значительно меньшей степени внимание уделяется проблемам формирования потребности молодых семей в детях. Вместе с тем задача формирования потребности в детях имеет стратегический характер, и на ее решение, которое должно быть системным, целесообразно направить весь комплекс мер экономической и социальной политики в ближайшей перспективе.
Научным сообществом, судя по результатам проведенных исследований и публикациям, достигнуто понимание той важной роли структуры ценностей, которую играет потребность в детях в механизме реализации репродуктивного потенциала различных социально-демографических групп населения. В дальнейшей эволюции семьи это может послужить фактором, сдерживающим процесс распространения норм малодетности, способствовать сокращению барьеров на пути роста рождаемости и стабилизации численности населения России.
В связи с этим важно учитывать, что ценностные ориентации различных слоев сельского населения выступают самостоятельным социальным ресурсом роста рождаемости сельского населения, который необходимо использовать при разработке долгосрочных стратегий демографического развития села.
1. Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в ХХІ веке и приоритеты демографической политики. М., 2005.
2. АрхангельскийВ.Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2006.
3. Блинова Т.В., Былина С.Г. Высокая смертность сельского населения в трудоспособном возрасте как фактор ограничения структурных сдвигов в экономике // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).
4. Овчарова Л., Пишняк А. Новые меры поддержки материнства и детства: рост рождаемости или уровня жизни семей с детьми? // ЭРБРО. 2007. № 6.
5. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М., 2008.
6. Синявская О., Головляницина Е. Новые меры семейной политики и население: будет ли длительным повышение рождаемости? иР1_: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0421/ апаІІЮ1.рЬір.
7. Шабунова А.А., Калачикова О.Н. Рождаемость и воспроизводство населения территории. Вологда, 2011.
удк 316.354 Евгения Александровна Зиновьева,
. _ # # соискатель кафедры экономической социологии,
^63^ bichenko@mail.ru рекламы и связей с общественностью,
СГСЭУ
АДХОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Обосновывается необходимость формирования самообучающихся организаций в контексте становления российского инновационного общества. Доказывается, что в рамках самообучающихся организаций объективно формируется организационная культура адхократического типа. Представляется оценка процессов формирования