УДК 316.454.54-053.81
Панич Наталья Александровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры современной социологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Panich Natalia Aleksandrovna
PhD in History, Associate Professor, Modern Sociology Department, Lomonosov Moscow State University
Мороз Наталья Александровна
аспирант кафедры теоретической и специальной социологии Московского педагогического государственного университета
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Moroz Natalia Aleksandrovna PhD student,
Theoretical and Special Sociology Department, Moscow State Pedagogical University
REPRESENTATION OF THE LIFEWORLD OF THE YOUTH IN SOCIAL MEDIA
Аннотация:
В статье рассматривается взаимодействие российских подростков и молодежи в социальных сетях интернета. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью того, как подобные онлайн-сервисы вписаны в структуру жизни молодых россиян. Авторами сделан вывод, что подобные площадки используются для достижения различных целей, а также становятся неотъемлемой частью жизненного мира и формирующим элементом социальной реальности подростков и молодежи. На примере исследования сообществ социальной сети «ВКонтакте», проведенного с привлечением методов качественного контент-анализа и вторичного анализа данных, показан характер влияния социальных площадок на трансформацию ценностных ориентаций в структуре жизненного мира молодого поколения. Отмечается, что социальные сети становятся полноценным социальным пространством, глубоко проникая в повседневные практики молодых граждан.
Ключевые слова:
социальные сети, интернет, жизненный мир, жизненные ценности, социальные трансформации, молодежь.
Summary:
The study discusses the interaction of Russian adolescents and youth in social media sites. The relevance of the chosen issue comes from gaps in knowledge of how such online services are integrated into the life structure of young Russians. The authors have come to the conclusion that such social networking services are used by the younger generation to achieve different goals and also become an integral part of the lifeworld and an element, which forms the social reality of adolescents and youth. The nature of the influence of social media on the transformation of values of the lifeworld of the younger generation is demonstrated within the example of research conducted by qualitative content analysis and secondary data analysis methods in the social network VKontakte. It is noted that social media, deeply integrating into the daily practices of young Russians, is becoming a full-fledged social space.
Keywords:
social media, Internet, lifeworld, life values, social transformations, youth.
Социальные сети интернета прочно вошли в повседневный обиход людей по всему миру. Не является исключением и российская аудитория. В контексте продвигаемой политики цифро-визации в РФ количество активных интернет-пользователей увеличивается. По данным исследовательской компании Mediascope [1], 58 % россиян ежедневно взаимодействуют в социальных сетях, из них 22 % составляют пользователи в возрасте 12-24 лет.
Другими словами, социальные сети стали неотъемлемым инструментом коммуникации людей в российском обществе. Преобладание представителей молодого поколения среди аудитории данных сервисов обусловлено тем, что вся или значительная часть жизни подростков и молодежи проходит в условиях интернетизации. Таким образом, соцсети выступают формирующим элементом социальной реальности молодых граждан, для которых они очень важны. В современной России «социальные сети являются одним из основных видов социальной помощи и защиты» [2, с. 24]. Глубокая интеграция соцсетей в повседневные практики подрастающего поколения приводит к активной трансформации поведения и мировоззрения. Недостаточная изученность того, как соцсети и взаимодействие в них вписаны в структуру жизненного мира молодых людей, делает эту тему актуальной и интересной для исследователей. Отталкиваясь от идеи Е.Н. Юдиной, что «для пользователей интернет - целый мир, в котором они находят информацию для работы и проводят досуг», мы используем социологическую категорию «жизненный мир» для характеристики взаимодействия молодежи с интернетом [3, с. 117].
Понятие «жизненный мир» предложено Э. Гуссерлем в начале ХХ в. и затем сформулировано в концепции жизненного мира (Lebenswelt) в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Э. Гуссерль трактовал его как «мир донаучных данностей, составляющих смысловой фундамент всякого научного исследования; но в то же время это и смысловой универсум в целом, включающий в себя также и построения наук» [4, а 74]. Он акцентировал внимание на первичности жизненного опыта, приобретаемого в процессе повседневных практик, и противопоставлял жизненный мир академическим описаниям окружающей действительности. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах учеников и коллег Э. Гуссерля: Ю. Ха-бермаса, М. Хайдеггера, А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Штомпки. В современной науке жизненный мир понимается шире, чем «допонятийный опыт», он включает личный, практический, социальный и перцептивный опыт индивида в конкретный исторический период.
Для российского социологического знания жизненный мир выступает относительно новым подходом к описанию уже известных и только возникающих социальных процессов и явлений. Трактовки этого понятия в трудах российских исследователей стали возникать в конце XX - начале XXI в. Анализ жизненного мира с точки зрения концепции повседневности фигурирует в работах И.Т. Касавина, С.П. Щавелева, Г.П. Любимова. Философское представление о жизненном мире как о новом направлении социальной науки на стыке социологии, философии и социальной психологии предложено Ю.М. Резником [5]. Психологические аспекты данной категории разработаны Ф.Е. Василюком [6]. Культурологический подход отражен в концепции И.Б. Пржиленской [7], согласно которой трансформационные процессы служат факторами эволюции жизненного мира.
Отечественные социологи стремятся расширить представления о социальной реальности посредством концепции жизненного мира. Так, К.С. Дивисенко выделяет два направления изучения жизненного мира - социально-феноменологическое и социально-критическое. Д.А. Леонтьев разрабатывает типологию жизненных миров в зависимости от структуры времени и соотношения индивида и общества [8].
Наиболее актуальное и содержательное, на наш взгляд, описание термина «жизненный мир» содержится в работах Ж.Т. Тощенко: это «мир Человека, мир людей, мир в человеческом измерении, мир существования и функционирования человеческого потенциала, мир возможностей человека, его восприятия и реакции на происходящие в обществе перемены, его готовности понять, принять / не принять, содействовать / быть пассивным / противостоять осуществляемым государством и обществом преобразованиям» [9, а 13-14].
Как мы отмечали ранее, под жизненным миром подразумевается совокупность объективного и субъективного понимания индивидом окружающей действительности, социальных процессов и природных явлений [10]. В его основе лежат применение собственного и накопленного предыдущими поколениями опыта, а также взаимодействие с другими людьми и их интерсубъективное восприятие.
Содержание жизненного мира раскрывается посредством жизнепрактических смыслов. Их можно интерпретировать как своеобразные индикаторы и маркеры жизни человека, которые отражают ценности его бытия. Смыслы - это ключевые цели, помогающие индивиду в реализации его жизненных планов. Они необходимы для его существования и развития в обществе. Определяющей характеристикой смыслов является их превращение в жизненную необходимость, удовлетворение которой становится обязательным этапом для достижения жизненных целей [11]. Смыслы отвечают на вопросы о роли и месте человека в обществе, его предназначении и окружающей его социальной реальности. В структуре жизненного мира они воплощаются через раскрытие основного смысла, пронизывающего всю жизнь индивида, и характеристику его ведущих жизненных ориентаций согласно его участию в ключевых сферах общества (экономической, социальной, политической, культурной, духовной).
Анализ социальных процессов и явлений с позиции концепции жизненного мира и жизнепрактических смыслов позволяет осуществить более полное описание различных сторон жизни общества и его представителей. Выявление, характеристика и интерпретация ключевых моментов жизни человека способствуют углублению представлений о социальных трансформациях, определению закономерностей и изменений в общественном сознании и поведении, раскрытию новых тенденций и актуальных проблем развития современного социума.
Неотъемлемой частью повседневных практик современных россиян стала коммуникация в интернет-пространстве. Активнее адаптируется к меняющимся условиям социальной действительности молодое поколение. В данной работе, в частности, речь идет о представителях верхней границы поколения Y (1984-2000 г. р.) и поколения Z ^ 2000 г. р.). Их взросление проходило параллельно с процессами интернетизации и цифровизации российского общества. Типичный представитель современных подростков и молодежи - это «цифровой человек», который практически постоянно и непрерывно коммуницирует в Мировой паутине, решая различные задачи.
Одна из наиболее предпочтительных форм этого взаимодействия - пользование так называемыми социальными сетями. Лидирующее место среди них в России занимает «ВКонтакте», ее активными пользователями являются 92 % подростков и молодежи (12-24 года) [12].
В связи с глубокой интегрированностью социальных сетей в жизненный мир молодых россиян представляется актуальным вопрос, какие жизнепрактические смыслы отражают взаимодействие подростков и молодежи в соцсетях и как трансформируются их ценностные ориентации. Мы обратились к рассмотрению жизненного мира молодого поколения россиян, формирующегося в условиях интенсивного воздействия соцсетей, на основе данных проведенного нами социологического исследования.
Эмпирическое исследование осуществлялось методом качественного контент-анализа на примере популярных сообществ соцсети «ВКонтакте», основная аудитория которых представлена подростками и молодежью в возрасте от 14 до 24 лет. Для этого были использованы данные сервисов анализа сообществ социальных сетей Brand Analytics и Popsters.
На основе рейтинга сообществ топ-50, который составляет компания Brand Analytics, а также исходя из показателей индекса вовлеченности пользователей «ВКонтакте», выбраны три группы с высокой, средней и низкой степенью активности подписчиков - MDK, «Яжемать!», «Че». Кроме того, критериями отбора также послужили основная возрастная аудитория группы - пользователи от 14 до 24 лет (MDK - 67,3 %, «Яжемать!» - 59,7, «Че» - 79,8 %), страна проживания подписчиков - Россия, доступность на странице сообщества функции комментирования публикаций. Контент представленных в исследовании групп имеет развлекательную направленность, однако в постах сообщества «Яжемать!» делается акцент на высмеивании легкомысленных и нерадивых матерей. С помощью сервиса Popsters в каждой из трех групп для последующего изучения в качестве единиц анализа выбраны публикации, набравшие наибольшее количество лай-ков (всего 101 пост), и комментарии к ним. Затем методом вторичного анализа оценивались результаты анкетного онлайн-опроса «Исследование "ВКонтакте": портрет молодежи» [13] и сравнивались с данными, полученными в ходе качественного контент-анализа.
Результаты показали, что в структуре жизненного мира российских подростков и молодежи репрезентируются следующие жизнепрактические смыслы: духовно-нравственные и семейные ценности, социальная успешность, образование, досуговые практики. Далее дана их характерстика.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь россиян оказывает влияние на все области их деятельности. В частности, в социальной сфере среди ценностей жизненного мира молодого поколения преобладают семья, любовь и дружба. Молодежь волнуют взаимоотношения с противоположным полом, однако далеко не всегда речь идет о приверженности модели традиционной семьи. Широкое распространение получают так называемые свободные отношения, подразумевающие отсутствие обязательств перед партнером, регистрации брака, сожительство и т. д. Обилие в интернете примеров подобных отношений, усвоение и повторение их молодежью приводят к изменениям в структуре современной семьи.
В вопросе межличностного доверия не наблюдаются значительные трансформации. Авторитетным для подростков и молодежи является мнение родителей, а также близких друзей, к выбору которых они подходят с осторожностью (не более 5 человек). Молодое поколение также готово прислушаться к человеку, например медийной личности или блогеру, который обладает следующими качествами: добротой, искренностью, уверенностью в себе, умом и честностью. Вероятно, стремление следовать родительскому примеру обусловлено тем, что молодые люди не завершили путь социализации и еще не успели создать собственную семью. Они только начинают приобретать опыт самостоятельной жизни и не оторвались от родительской семьи.
Среди экономических смыслов жизненного мира молодых россиян значительную роль играют материальное благополучие и социальная успешность. В молодежной среде последняя определяется в основном демонстрацией модных предметов одежды, дорогих гаджетов, машин, фотографий с популярных мероприятий, хорошей физической формы. Социальные сети становятся инструментом самопрезентации, демонстрации своих достижений. Современное общество требует от человека постоянно напоминать о себе, делать публикации в соцсетях, чтобы не оказаться в изоляции, потому что «если тебя нет "ВКонтакте" - ты не существуешь».
Состояние здоровья, его сохранение и поддержание волнуют молодое поколение в основном контексте достижения социальной успешности. Критерий привлекательности современного человека - это стройное, подтянутое тело, ухоженное лицо без изъянов. Подростки и молодежь редко задумываются о здоровье как о ценности. Они совершенствуют свою физическую форму и проявляют заботу о внешности для самопрезентации в соцсетях, позиционирования себя как современного, следующего актуальным тенденциям человека, принадлежащего к определенной статусной группе. Однако по мере взросления люди осознают
необходимость получения высшего образования для достижения социальной успешности. Ценностью ориентации студенческой молодежи в структуре их жизненного мира начинают смещаться в сторону овладения профессиональными навыками, повышения образовательного уровня по выбранной специальности.
Среди духовно-нравственных ориентиров молодого поколения важное место занимает социальная справедливость. В процессе взаимодействия в сетях подростки и молодежь выражают нежелание мириться с такими отрицательными социальными явлениями, как грубость, хамство и оскорбления. При этом они готовы бороться за свои интересы, а также вставать на защиту более слабых членов общества. Однако религия не нашла отражения среди смыслов жизненного мира молодых россиян. Вероятно, это связано с потерей духовности в современном социуме, недостатком религиозного воспитания детей. Ориентированность на потребление материальных благ отодвигает духовно-нравственные вопросы на второй план. Своеобразным идеалом становится предприимчивый человек, который полагается на собственные силы, а не на высшие, извлекает из всего выгоду, тем самым достигая социальной успешности.
Глубокое проникновение соцсетей в повседневные практики молодых россиян и почти ежедневное пользование ими порождают изменения в духовной сфере жизенного мира подростков и молодежи. В цифровом пространстве не ощущаются границы морально-нравственных норм - можно позволить более грубые или фривольные высказывания в адрес собеседника. Отношения носят поверхностный, эгоистичный, ни к чему не обязывающий характер, поскольку могут быть прерваны в любое время и без объяснения причин.
Досуговые практики являются важной частью жизненного мира молодых россиян. Соцсети настолько органично интегрированы в их социальную действительность, что становятся неотъемлемым средством получения информации, общения и развлечения. По результатам исследования для подростков и молодежи соцсеть «ВКонтакте» - это основной источник новостей об окружающем мире, ключевое средство коммуникации и способ организации досуга (прослушивание музыки и просмотр видеороликов). Другую форму активности в соцсетях представляет участие в различных сообществах - публикация комментариев, лайки, репосты. Таким образом, разнообразие функционала позволяет использовать данные платформы для решения различных задач, а времяпрепровождение здесь становится для молодого поколения вариантом организации досуговой деятельности.
Исследование также показало, что в структуре жизненного мира подростков и молодежи не нашли отражения политические ценностные ориентации. Молодые россияне стараются быть в курсе новостей, но по отношению к политической ситуации в стране занимают в целом пассивную позицию. Вероятно, на данном этапе социального становления они не ощущают готовность полноценно участвовать в политической жизни государства и влиять на решение существующих проблем.
Итак, исследование позволило выделить основные смыслы жизненного мира российских подростков и молодежи, которые представлены в социальной сети «ВКонтакте». В ценностной структуре прослеживается ориентация на такие составляющие, как семья и дружба. Однако такое же немаловажное значение имеет материальное благополучие, которое необходимо для удовлетворения витальных потребностей. Особое место в системе жизненного мира молодых россиян занимает стремление к социальной успешности и профессионализму. Нередко показатели успешности вырабатывают соцсети. Они подталкивают пользователей к постоянной самопрезентации, демонстрации физической привлекательности, широкого представления своих реальных и вымышленных достижений и формируют стремление достигнуть высокого статуса в определенной социальной группе. Иногда это приобретает характер зависимости от лайков, потребности в постоянном признании и одобрении виртуальным сообществом.
Коммуникация в социальных сетях способствует открытости и коммуникабельности современного поколения, так как в интернет-пространстве стираются понятия авторитетов, иерархии и социального доминирования. В то же время отсутствие социальных фильтров и незначительное регулирование поведения пользователей приводят к тому, что подростки и молодежь становятся менее критичными к аморальным поступкам. В сознании участников сетевого общения нивелируются границы дозволенного и недозволенного, ослабевают морально-нравственные ориентиры. Высокая интеграция соцсетей в повседневные практики трансформирует традиционные формы культурной и досуговой деятельности. Появляется такой феномен, как визуализация, связанный с эмоциональной составляющей и усиливающий образность восприятия.
Интернетизация российского общества приводит к изменению повседневных практик современного человека. Нынешнее поколение подростков и молодежи проводит значительную часть времени в виртуальном пространстве, под влиянием которого формируются их представления о социальной реальности. Наряду с традиционными институтами взаимодействие в интернете, в
частности в социальных сетях, становится одним из факторов социализации. Соцсети прочно вписаны в жизненный мир молодого поколения. Они оказывают не прямое, но опосредованное влияние на ценностные ориентации молодых россиян. Соцсети, порой превращаясь в жизненную необходимость, становятся естественной средой обитания молодых людей, которая способна удовлетворить различные потребности и предоставить возможности для решения разного рода задач.
Активное освоение Мировой паутины трансформирует повседневные практики и структуру жизненного мира подростков и молодежи. Для современного молодого поколения соцсети перестают быть просто инструментом получения информации и коммуникации, а становятся полноценным социальным пространством. Под влиянием цифровизации возникает новая система ценностей, которая в последствие может спровоцировать существенные изменения в социальных процессах российского общества.
Ссылки:
1. Курносова Е. Социальные сети в цифрах [Электронный ресурс] // Mediascope. 2019. Февр. URL: https://mediascope.net/up-load/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_Екатерина Курносова_РИФ+КИБ 2019.pdf (дата обращения: 11.04.2020).
2. Юдина Е.Н. Реальность массмедиа в контексте социального пространства // Социология власти. 2007. № 1. С. 113-120.
3. Юдина Е.Н., Захарова С.А. Социальные сети в свете научных парадигм // Труд и социальные отношения. 2015. № 3. С. 23-34.
4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб., 2004. 310 с.
5. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира: введение в социологию жизни. М., 1995. 102 с.
6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-101.
7. Пржиленская И.Б. Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ставрополь, 2008. 40 с.
8. Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // II Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии : материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2004. С. 114-116.
9. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 9-14.
10. Юдина Е.Н., Мороз Н.А. Категория «жизненный мир» в социологии и литературе // Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 110-118.
11. Тощенко Ж.Т. Смысл как качественная характеристика жизненного мира // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2. С. 9-18.
12. Курносова Е. Указ. соч.
13. Исследование ВКонтакте: портрет молодежи [Электронный ресурс] // ВКонтакте. 2017. URL: https://vk.com/doc9637095_453312678?hash=c6dfaccfaa71 d45a88&dl=78b1 e86a48dc7da26f (дата обращения: 13.04.2020).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна