Научная статья на тему 'Репрезентация власти как форма политического конструирования социальной среды'

Репрезентация власти как форма политического конструирования социальной среды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1454
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ / POWER REPRESENTATION / СИМВОЛЫ / SYMBOLS / РИТУАЛЫ / RITUALS / ПРАЗДНИКИ / HOLIDAYS / ПАРАДЫ / PARADES / ДЕМОНСТРАЦИИ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА / MONUMENTAL PROPAGANDA / ПЛАКАТ / КИНЕМАТОГРАФ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ / DOCUMENTARIES / DEMONSTRATIONS / MOVIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барышева Елена Владимировна

В статье рассматриваются различные аспекты репрезентации власти в ранний период советской истории. В задачи статьи входит анализ различных форм репрезентации власти, таких как праздники, парады и демонстрации, монументальная пропаганда и архитектура, революционные плакаты, кинематограф и т. д. Новые идеологемы власти конструировали социально-политическую среду, что нашло отражение во всех сферах повседневной жизни и проявилось в символических формах репрезентации власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power Representation: Political Form of Creating Social Environment

Each change in social environment of any society is ambivalently linked with the transformation of forms and symbols of power representation. The article considers different aspects of power representation in early Soviet period and analizes various forms of power representation, such as bank holidays, parades and demonstrations, monumental propaganda and architecture, revolutionary placates, movies, etc. New ideological forms of power created social-political environment which was reflected in every sphere of human activity and assumed various symbolic forms of power representation.

Текст научной работы на тему «Репрезентация власти как форма политического конструирования социальной среды»

Практики исследований

Е.В. Барышева

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются различные аспекты репрезентации власти в ранний период советской истории. В задачи статьи входит анализ различных форм репрезентации власти, таких как праздники, парады и демонстрации, монументальная пропаганда и архитектура, революционные плакаты, кинематограф и т. д. Новые идеологемы власти конструировали социально-политическую среду, что нашло отражение во всех сферах повседневной жизни и проявилось в символических формах репрезентации власти.

Ключевые слова: репрезентация власти, символы, ритуалы, праздники, парады, демонстрации, монументальная пропаганда, плакат, кинематограф, документальные фильмы.

Всякое изменение социально-политической среды в любом обществе амбивалентно связано с изменением форм и символов репрезентации власти.

В современной науке существует огромное количество интерпретаций понятия «власть». Интересной для нас представляется трактовка этого понятия «как общение и говорение». Так, в списке генетически исходных смыслов власти, составленном Э. Бенвенис-том на материале индоевропейских языков, приводится понимание термина царь (власть) как справедливость; власть - авторитет -сила - превосходство; власть - чудо - религия; власть - общение -говорение1. Именно общение и составляет основу того, что политологи и историки называют диалогом власти и общества, который происходит по различным каналам и недостаток которого является провокатором социальных катаклизмов.

© Барышева Е.В., 2011

Субъект власти, будучи владельцем определенной информации, которая предназначается объекту власти, отправляя ее (информацию), осуществляет коммуникацию, которая в значительной мере конструирует социальную реальность. Н. Луман отмечает: «В конечном счете каждая коммуникация - как в том, что она вычленяет, так и в том, что она предает забвению, - способствует конструированию реальности»2.

Характер отношений власти и общества обусловливает различные способы ее реализации в коммуникации. Н. Луман утверждает, что функция власти состоит именно в том, что она устанавливает возможные сцепления событий абсолютно независимо от воли подчиненного этой власти человека, основываясь при этом на каузальных связях3. Эта идея созвучна с представлением власти Р. Бартом: власть существует в форме дискурсивных стратегий, выражая себя через язык «идеологической природы»4.

Одним из свойств и механизмов осуществления коммуникации власти и общества является репрезентация власти.

Суть репрезентации в современных исследованиях определяется через представление одного в другом и посредством другого, создание некоего образа, представления. Репрезентировать кого-то или что-то означает не обладать собственным значением, а представлять нечто иное.

Репрезентация, представительство - черта, присущая любой власти. Образ власти является одним из способов выражения государственной идеологии, поскольку всякая государственная идеология должна быть соответствующим образом подана и адекватно воспринята населением.

Понятие репрезентация используется и для обозначения процесса производства значений и обмена ими между носителями определенной культуры, который включает в себя использование как языка, так и знаков и образов, которые символизируют или репрезентируют вещи5.

Восприятие власти и придаваемые этому понятию субъективные значения материализуются в ее предметных символах6. В то же время репрезентация верховной власти в различных символических образах на протяжении всей истории взаимодействовала с практикой государственного управления и решала задачу конструирования политической действительности. Таким образом, можно говорить о том, что взаимоотношения общества и власти конструируются символически, на основании символов и образов, создаваемых как самой властью для манипуляции общественным сознанием, так и обществом, которое воспринимает власть в виде образов и символов, основанных на традиционном, архаическом сознании7. В многочис-

ленных исследованиях репрезентация власти выступает главным условием для поддержания стабильности потестарных структур8.

Эффективное существование политического режима, особенно в условиях трансформации политической системы, требует согласованности политических акторов в использовании власти. В целях легитимации политический актор должен решать задачу укрепления доверия граждан к осуществляемой им политике, договариваться с обществом, организовывать с ним конструктивный диалог. Позитивное отношение граждан к политической власти, ее решениям и действиям, ценностям, социальным ориента-циям достигается путем определенных интеллектуальных и дея-тельностных решений политических акторов.

Проблема легитимности власти также решается с помощью репрезентации. И здесь важную роль играют символы власти и ритуальные практики.

Репрезентация как процесс коммуникативный конструирует политическую и социальную реальность разными способами и разными средствами, при этом субъект и объект власти должны владеть символическим языком коммуникации, их идентичности должны определенным образом совпадать.

После завоевания власти большевиками задачей повседневной советской публичной политики стала система мер по репрезентации государства посредством политической символики в коммуникативном процессе. После октябрьской революции 1917 г. у новой государственной власти наравне с репрессивной политикой по отношению к лицам, не испытывавшим лояльности к большевикам, возникла и одна из важнейших задач в идеологической сфере: формирование позитивного образа и его репрезентация среди широких слоев населения. Важно было не только информировать граждан о целях нового государства, разъяснять позиции по многим актуальным вопросам, но и пропагандировать коммунистические идеи, осуществлять агитацию за государственное устройство на новых основаниях, адаптировать массовое сознание к новым принципам функционирования общества и власти.

Используемая властью политическая символика как форма коммуникативного символического действия была направлена на эстетизацию власти и формирование политической идентичности; освещение и разъяснение политического процесса в соответствии с задачами власти; конституирование особого информационного пространства общества, в котором символически отображалась реальность. Советскому государству, так же как, впрочем, и любому другому государству, были свойственны драматургия и театральные эффекты.

Процесс репрезентации власти включал систему политических и государственных символов, советских праздников и обрядов, элементы монументальной пропаганды, архитектурные проекты.

Стратегия советской власти проявилась в попытке утвердиться путем стирания следов прошлой власти, выразившейся в уничтожении памятников, переименовании улиц, вытеснении религиозных праздников и т. п. Пространство города стало сценой репрезентации властных дискурсов.

В условиях неграмотности большей части населения плакат как доходчивое, выразительное и оперативное средство информации и агитации был востребован и государственной властью, и обществом.

Система революционных и политических символов формировалась постепенно, и символический ряд советского плаката прошел ряд трансформаций.

Плакаты первых лет советской власти отражают борьбу со старым государственным строем и со старой властной символикой. Сюжеты попрания обломков имперского герба, короны, скипетра и державы символизировали свержение монархии и возникновение в результате социалистической революции государства рабочих и крестьян. Российский триколор, двуглавый орел и портрет последнего императора создавали обобщенный образ дореволюционной России и ее государственное устройство. «Генерал», «чиновник», «поп», «капиталист», «кулак» изображали несправедливое социальное устройство прежнего общества. Красный флаг из символа свободы и разумного государственного устройства в послеоктябрьский период трансформировался в символ крови, пролитой за победу революции. После октябрьской революции красный флаг как самый употребляемый символ в репрезентации обозначал воплощение идеи создания государства рабочих и крестьян. Почти в каждом плакате основными элементами, символизирующими государственную власть, были красный флаг (часто с надписью РСФСР или «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), плуг (реже серп) и молот, красная пятиконечная звезда.

Наиболее распространенным сюжетом плаката того времени был Георгий Победоносец со змием на фоне Кремля или красного флага, а позднее в роли Георгия Победоносца выступал красноармеец, а змия - Антанта и Врангель.

Центральную идею государственной власти - «власть рабочих и крестьян» - представляли фигуры рабочего и крестьянина с орудиями труда в руках (молот у рабочего, серп и коса у крестьянина) и с характерными жестами удара или размаха9.

В 1924 г. самой популярной символической фигурой октябрьской революции становится В.И. Ленин (портрет или мавзолей, книга с надписью «Заветы Ильича). «Ленин на броневике» был самым распространенным образом, где броневик символизировал революционную мощь большевистской партии.

С изменением политической обстановки в конце 20-х годов в символическом ряду репрезентации появляется новая политическая традиция, которая предлагает массам иное восприятие революции. По замыслу идеологов советского государства революция предстает уже не стихийным процессом, а тщательно спланированным политическим событием партии большевиков во главе с вождями Сталиным, Марксом и Энгельсом, которые изображаются наравне с Лениным.

Одним из способов воздействия власти на общество стало психологическое и нравственное воспитание населения с использованием праздничной культуры. Советский массовый праздник должен был консолидировать граждан на основе официального канона символов и риторических фигур. В этой связи празднику была отведена чрезвычайно важная роль в строительстве нового общества.

Репрезентация духовных ценностей социализма началась уже в 1917 г. с отмены многих старых государственных и церковных праздников. В 1918 г. советская власть объявила общегосударственными праздниками не только 7 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, но и 22 января (в память о «кровавом воскресенье»), 12 марта (день падения самодержавия), 17 января (день памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург), 22 декабря (день памяти московского вооруженного восстания), 16 апреля (день приезда Ленина в Петроград в 1917 г.). Эти праздники отмечались главным образом в городской среде. Идеологической основой разработанных новой властью праздничных мероприятий (парады, праздничные концерты, салюты, театрализованные массовые действа с торжественным сожжением чучела «буржуя») стало марксистское учение. Изложение российской истории в массовых театрализованных инсценировках (таких, как «Взятие Зимнего дворца» или «К мировой коммуне», «Всемирный Октябрь») неизбежно и безальтернативно завершалось социалистической революцией и так запечатлевалось в памяти участников празднеств. Режиссура праздников представляла пришедший к власти режим большевистской партии как логическое завершение длительной революционной традиции и подчеркивала значение октябрьского переворота для всех трудящихся масс10.

Обрядность в структуре советского образа жизни являлась одним из специфических способов выражения, закрепления и вос-

производства соответствующих социальных и духовных ценностей. Праздники, юбилеи, обряды, ритуалы, церемониалы составляли неотъемлемую часть, характерную черту, социально-культурную форму общения членов общества. Для советского общества это почти всегда была торжественная, необыденная, праздничная сторона самой жизнедеятельности11. Различные репрезентацион-ные механизмы формировали новое отношение к празднику как к труду: в праздник можно и нужно было работать, трудовые свершения стали называться праздником. Так, например, субботники просуществовали весь советский период, а слова из песни «На работу как на праздник» в 1970-1980-е годы каждое утро раздавались из радиоприемников советских граждан.

Революционные праздники меняли свою форму и эволюционировали под пристальным вниманием идеологических структур власти. Партийные и государственные деятели разрабатывали теоретические основы пропаганды в искусстве, праздниках, ритуалах: П.М. Керженцев - «Революция и театр» и «Искусство на улице», А.В. Луначарский - «О народных празднествах», Л.Д. Троцкий -«Водка, церковь и кино», Н.И. Подвойский - «Массовое действо: руководство к организации празднования десятилетия Октября и других революционных праздников» и др. Издавалась специальная методическая литература, анализировался опыт проведения праздничных мероприятий. Так, созданная в 1927 г. специальная комиссия при Президиуме ЦИК СССР по организации и проведению празднования 10-летия Октябрьской революции издавала собственный бюллетень, в котором местным партийным и государственным организациям предлагались символические образы, которые в тот исторический момент соответствовали реальным задачам и способствовали конструированию социальной действительности.

Внушение советским людям состояния постоянного праздника и эмоционального подъема было необходимо для снятия ощущения неустроенности и неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому для поддержания вновь созданного образа жизни демонстрации и митинги стали обрядоподобной формой.

Для утверждения нового образа жизни и новой культуры требовалось разрушить традиционную культуру, что и делалось государством: сознательно и планомерно искоренялись «пережитки прошлого», уничтожались религиозные обряды и традиции. Социалистическая обрядность, основанная на искусственно создаваемых массовых агитационных действах и зрелищах, насильственно внедрялась в жизнь общества12.

Власть становится зрелищной. Торжественные инсценировки (не только праздники, но и собрания, «активы», съезды советских

времен) служили средством представления власти и включения в коммуникационный процесс13 и со временем стали обычным способом самовыражения властной элиты14.

Звуковой и зрительный ряд революционных праздников довольно скоро оказался перенесенным на киноэкраны. Образ революции и легитимной власти репрезентировался в знаменитых в советское время картинах «Октябрь» (1927 г.), «Юность Максима» (1934 г.), «Ленин в Октябре» (1937 г.) и др., которые можно считать «классикой» жанра конструирования событий. Не случайно В.И. Ленин так высоко отзывался об искусстве кино, а Л.Д. Троцкий называл кинематограф самым демократическим орудием театральности. «Кинематограф развлечет, просветит, поразит воображение образом и освободит от потребности переступать церковный порог»15, - писал он.

Еще одной стороной репрезентации властных позиций стало создание новых ритуалов похорон. С похоронной проблемой большевики столкнулись сразу после захвата власти. Только в Москве «бескровная» революция унесла жизни нескольких сотен человек. Для создания героического образа вождей революции в 1925 г. вводится новый обряд погребения - «замуровление урны с прахом в кремлевской стене».

Сложившийся в первые годы советской власти ритуал похорон менялся только в деталях. В 1920-е годы нередко гроб устанавливали в Кремле, но затем, по мере усиления мер по защите жизни вождей, прощание и гражданская панихида происходили в Доме Союзов. После этого товарищи по партии на руках несли гроб с усопшим на Красную площадь, где проходил митинг, были выстроены войска. Фоторепортажи с этих траурных событий публиковались в центральной печати. Так, например, на страницах популярного журнала «Огонек» освещались последний путь М.В. Фрунзе, похоронное шествие на площади Революции за гробом Наримана Нариманова, прощание с Ф.Э. Дзержинским в Доме Союзов16.

Новые праздники и обряды создавались в целях репрезентации советского образа жизни, оформляли советские ценности как эталоны общественной жизнедеятельности человека, пропагандировали нормы социалистического общежития, образа жизни, духовных ценностей.

Властный пропагандистский проект включал в себя, кроме праздников, еще целый ряд мероприятий. Ленинский «план монументальной пропаганды» предусматривал открытие памятников, мемориальных досок, произнесение по этому поводу торжественных речей и должен был доводить до народных масс символику и ключевые понятия новой власти. Первым мероприятием ленинского

плана стало открытие мемориальной доски в честь павших участников революции и выступление на нем В.И. Ленина.

Архитектура играет важную роль в системе репрезентации власти: она демонстрирует, с одной стороны, заботу власти о благе общества, с другой - ее мощь и волю. При материально-технической и организационно-плановой поддержке властей деятели архитектуры работали на репрезентацию устремлений и социальной политики власти (и тоталитарной, и демократической). Строились новые города, радикально реконструировались старые жилые массивы, появлялись общественные здания и комплексы, высотные ансамбли и т. п.17

Общим направлением деятельности тоталитарных режимов в 1930-е годы была коренная реконструкция столиц (Рима, Берлина, Москвы) и их центров с прокладкой через районы исторической застройки широких парадных магистралей и строительством крупных общественных зданий и комплексов. Сверхмонументальность архитектурных замыслов была характерной для тоталитарных режимов.

Новые идеологемы власти конструировали социально-политическую среду, что нашло отражение во всех сферах советской повседневной жизни и проявилось в символических формах репрезентации власти. Символика властной репрезентации моделировала восприятие и оценку нового советского государства. Репрезентация власти посредством государственных символов служила средством развития гражданского сознания, легитимировала и делала узнаваемой новую власть. Изменение парадигмы репрезентации власти при смене режима (Французская революция, Октябрьская революция, приход фашизма в Италии и нацизма в Германии) свидетельствует и о типологической общности символической репрезентации, и об определенной закономерности ее эволюции.

Примечания

1 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995. С. 249-292. См. об этом: Бессонова Л.Е. Концептуальная и семантическая природа лексемы «власть» в лексикографическом дискурсе // http://workinggroup.org.ua/publbesson.shtml.

2 Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2005. С. 160.

3 Луман Н. Власть / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001. С. 23, 25.

4 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

10

5 Hall S. The work of representation // Representation: Cultural representation and signifying practices / Ed. by Stuart Hall. L.: Sage publ. the Open univ., 1997. P. 15.

6 Щепанская Т.Б. Символическая репрезентация власти: атрибутика // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. Т. 1: Власть в антропологическом дискурсе. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 313-326.

7 См.: O'Malley J.B. Sociology of Meaning. L.: Human Context Books. (N.d.). Р. 110187; Thompson E.P. The making of the English working class. L., 1963.

8 См. об этом: Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. С. 24.

9 См.: Ельшина М.А. Революционная и государственная символика в раннем советском плакате (1917-1926) // Геральдика: Материалы конф. «10 лет восстановления Геральдической службы России». СПб., 2002. С. 49-56. См.: Рольф М. Указ. соч. М., 2009. С. 73, 75.

11 См.: Закович Н.М., Зоц В.А. Праздники и обряды как элемент советской культуры // Вопросы научного атеизма. 1980. Вып. 26. С. 165-177.

12 См.: Алексеевский М.Д. Советские праздники в русской деревне: к постановке проблемы // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Вып. 2. Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22-24 ноября 2004 г.) Архангельск, 2004. С. 162-169.

13 См.: Рольф М. Указ. соч. С. 23.

14 См.: Муратова А.С. Обряд и праздник // Мир психологии. 2001. № 4. С. 67-76.

15 Троцкий Л. Водка, церковь и кинематограф // Правда. 1923. № 154. 12 июля.

16 См.: Огонек. 1925. № 15 (106). 5 апр.; № 47 (138). 15 нояб.; 1926. № 31 (175). 1 авг.

17 Хайт ВЛ. Архитектура ХХ века и проблема власти // emsu.ru/um/view.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.