Научная статья на тему 'Репрезентация ценностей цифрового гражданского участия российской молодежи в новых медиа: социально-медийный анализ (на примере потоков об участии в благотворительности онлайн)'

Репрезентация ценностей цифрового гражданского участия российской молодежи в новых медиа: социально-медийный анализ (на примере потоков об участии в благотворительности онлайн) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОНЛАЙН / РОССИЙСКИЕ МОЛОДЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ НОВЫХ МЕДИА / СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫЙ АНАЛИЗ / КИБЕРМЕТРИЯ / DIGITAL CIVIC PARTICIPATION / CHARITABLE ACTIVITY ONLINE / RUSSIAN YOUNG USERS OF NEW MEDIA / SOCIAL MEDIA ANALYSIS / CYBERMETRICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна

В статье представлены основные результаты киберметрического анализа, отражающего количественные и качественные характеристики потоков новых медиа, репрезентирующих дискурс участия российской молодежи в благотворительности онлайн как части цифрового гражданского участия. Интерпретируются автоматические метрики, содержащие большие данные о социально-демографическом портрете аудитории анализируемого потока новых медиа, структуру ландшафта блогов и онлайн-групп основных акторов, семантическое ядро выгрузки сервиса для мониторинга социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF VALUES OF DIGITAL CIVIC PARTICIPATION OF RUSSIAN YOUTH IN NEW MEDIA: SOCIAL AND MEDIA ANALYSIS (on the example of streams about participation in charity online)

The article presents the main results of cybermetrics reflecting quantitative and qualitative characteristics of new media flows representing the discourse of Russian youth participation in online charity as part of digital civic participation. The author interprets the automatic metrics with big data on socio-demographic profile of audience of the analyzed stream of new media, the structure of the landscape of blogs and online groups as the main actors, the semantic core of discharge of the service for monitoring social media.

Текст научной работы на тему «Репрезентация ценностей цифрового гражданского участия российской молодежи в новых медиа: социально-медийный анализ (на примере потоков об участии в благотворительности онлайн)»

ДОМБРОВСКАЯ Анна Юрьевна — доктор социологических наук, профессор департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49); доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Московского педагогического государственного университета (119991, Россия, г. Москва, ул. М. Пироговская, 1/1, an-doc@yandex.ru)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОГО ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НОВЫХ МЕДИА: СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫЙ АНАЛИЗ (на примере потоков об участии в благотворительности онлайн)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ

и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта 19-011-31291 опн.

Аннотация. В статье представлены основные результаты киберметрического анализа, отражающего количественные и качественные характеристики потоков новых медиа, репрезентирующих дискурс участия российской молодежи в благотворительности онлайн как части цифрового гражданского участия. Интерпретируются автоматические метрики, содержащие большие данные о социально-демографическом портрете аудитории анализируемого потока новых медиа, структуру ландшафта блогов и онлайн-групп - основных акторов, семантическое ядро выгрузки сервиса для мониторинга социальных медиа. Ключевые слова: цифровое гражданское участие, благотворительная активность онлайн, российские молодые пользователи новых медиа, социально-медийный анализ, киберметрия

Цифровое гражданское участие как стратегия эффективного использования интернет-технологий, интернет-сервисов и возможностей цифровой демократии - одна из наиболее актуальных проблем, связанных с изучением цифрового поведения молодежи. Фактически тотальная вовлеченность молодого поколения России в цифровую коммуникацию обеспечивает возможность диагностики гражданских норм и ценностей его представителей, отраженных в глобальной сети [Бродовская и др. 2019а; 2019б; 2019в]. Современные исследователи фиксируют дистанцирование молодежи от политики [Гудков, Дубин, Зоркая 2011: 57-60], однако ряд ученых констатируют, наряду с аполитичностью, высокий уровень заинтересованности молодежи в информации о политических событиях в стране и возможностях участия в гражданских инициативах, не воспринимающихся как политические [Желнина 2013]. Другими словами, следует говорить об изменении моделей участия молодых людей, а не о снижении политической или гражданской активности [Cammaerts et al. 2014]. Заслуживают внимания работы, согласно которым современная молодежь не устранилась от политики и гражданского участия; она испытывает интерес к другому типу и стилю политики [Henn, Weinstein, Wring 2002]. Пространством повседневного участия молодежи представляется Интернет, который используется как неформальная площадка для выражения своих политических взглядов и гражданской позиции [Coleman 2007].

Происходит отход молодого поколения от традиционных форм участия (членство в партиях, участие в выборах и др.) к альтернативным формам, таким как подписание петиций онлайн, самоорганизация сообществ в социальных сетях и пр. [Sloam 2016]. Платформы социальных сетей также передают установки, в которых подчеркиваются проблемы социальной неспра-

ведливости, выражается готовность оказать помощь нуждающимся [Jost et al. 2018].

Особым сектором Рунета является сегмент, в котором отражается такой тип гражданских установок, как готовность участия в благотворительной деятельности онлайн. Анализ потоков, репрезентирующих данные аттитюды молодежи, может дать понимание масштаба распространения этих установок, а также содержательных и технологических особенностей цифровой коммуникации молодого поколения в благотворительности.

Исследовательский вопрос заключается в установлении того, каковы количественные и качественные характеристики социально-медийных потоков, в которых отражены установки молодых россиян на участие в благотворительности онлайн.

Описание эмпирической основы исследования. Характеристики аккумулированного контента: объем 1 000 000 сообщений (совокупно по всем анализируемым рубрикам (сегментам); язык - русский; геолокация - Россия; глубина выгрузки - с 01.06.2017 по 12.06.2019 г.; охват блогохостингов: ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, МирТесен, Facebook, LiveJournal.

Программное обеспечение: сервис для мониторинга социальных медиа IQBuzz.

Результаты анализа автоматических метрик IQBuzz

Анализ гендерного распределения аудитории данного потока свидетельствует о явном преобладании феминной группы в числе авторов и комментаторов сообщений о благотворительности: девушки и молодые женщины на треть чаще интересуются этой темой и участвуют в формировании дискуссий о благотворительной деятельности (см. рис. 1).

Мужчины

7258 (60,4%)

Рисунок 1. Гендерное распределение аудитории потока «Благотворительность онлайн»

Вполне целесообразно объяснить эти цифры социально-психологическими особенностями феминной модели поведения и нормами морали, закрепленными в гендерном контракте российского общества за женщинами: забота, милосердие, сочувствие, оказание помощи нуждающемуся. Таким образом, функцию координаторов и фасилитаторов сбора средств на благотворительность в России чаще всего на себя принимают представительницы феминной гендерной группы.

На рисунке представлен возрастной состав аудитории «благотворительного потока». Знаковым служит факт абсолютного преобладания в целевой аудитории настоящего исследования молодежи (в широком смысле — пользователи до 35 лет). Иначе говоря, поток о сборе средств на благотворительность создается, в первую очередь, молодыми россиянами от 26 до 35 лет, чуть менее плодотворны в публикационной активности пользователи от 16 до 25 лет и относительно малоактивны лица младше 16 лет (вместе с тем нужно учитывать, что фактически в группу «младше 16 лет» входят лишь пользователи, достигшие (указавшие, что достигли) 14 лет, а также 15-летние, т.е. их объективно меньше, чем всех пользователей более старших возрастных групп).

Половозрастной анализ говорит о том, что типичным представителем аудитории потока «Благотворительность онлайн» является молодая женщина 26—35 лет. Таким образом, в процессе развития онлайн-форм гражданской активности молодежи, сензитивной к участию в благотворительности, наиболее эффективно продвигать новые смыслы и значения, ориентируясь на описанный социальный портрет.

Наибольший объем сообщений потока «Благотворительность онлайн» принадлежит блогохостингу ВКонтакте (см. рис. 2), что, несомненно, связано с его большей популярностью среди российской молодежи, более интенсивным проникновением в анализируемую возрастную группу.

Время

• http://vk.com, •http://instagram.com, •http://www.odnoklassniki.ru/, •http://mirtesen.ru,

• http://www.facebook.com, •http://livejournal.com, »http://www.liveinternet.ru, • https://vc.ru,

• http://pikabu.ru, »http://habrahabr.ru,

Рисунок 2. Объем сообщений потока «Благотворительность онлайн» в разных социальных медиа

Заметен вклад в развитие потока о благотворительности еще двух новых медиа: Instagram и Одноклассники. Остальные блогохостинги располагают фактически нулевой публикационной активностью в сравнении с социальными медиа — генераторами мощных коммуникационных потоков молодых российских пользователей. Эта метрика онлайн-сервиса позволяет сделать несколько заключений: блогохостинг ВКонтакте может служить оптимальным исследовательским кейсом:

— для изучения концептосферы благотворительной деятельности как вида

гражданской активности российской молодежи, он остается ведущим социальным медиа;

- для разработки рекомендаций по развитию анализируемой онлайн-формы гражданской активности молодежи;

- для внедрения мер по привлечению российской молодежи к конструктивным форматам гражданской активности онлайн.

Наиболее ценную информацию о направленности благотворительной онлайн-активности российской молодежи дает опция сервиса 10Биц, отражающая публикационную активность онлайн-сообществ и блогов (см. табл. 1).

Таблица 1

Публикационная активность онлайн-сообществ и блогов потока «Благотворительность онлайн»

Название Источник, блогохостинг Аудитория Число сообщений, в среднем за 1 мес.

Онлайн-сообщества

Приют собачьих сердец «Верность» (с1иЬ33496160) УКо^аЙе 26800 334

«ХАТИКО» - скорая помощь животным! г. Красноярск (с1иЬ98704306) УКо^аЙе 15003 243

Приют для кошек «Котофеи» СПБРООЗЖ «Второй шанс» (с1иЬ19158506) УКо^аЙе 20584 129

Приют для животных «БиМ», Челябинск (с1иЬ53526069) УКо^аЙе 15230 84

ЯРБОО «КОШКИН ДОМ» -благотворительное сообщество (с1иЬ29073079) УКо^аЙе 24310 78

Помощь бездомным животным Набережных Челнов. Тат (с1иЬ994791) УКо^аЙе 26711 64

Алеша Благотворительный фонд|Дети Вместо Цветов (с1иЬ5478500) УКо^аЙе 57647 60

Блоги

Приют собачьих сердец «Верность» УКо^аЙе 23752 334

«ХАТИКО» - скорая помощь животным! г. Красноярск УКо^аЙе 10903 243

Приют для кошек Котофеи СПБРООЗЖ «Второй шанс» УКо^аЙе 23098 129

Телеканал «Дождь» Одноклассники 208007 125

Эхо Москвы Одноклассники 130135 98

Приют для животных «БиМ», Челябинск УКо^аЙе 12164 84

ВЕСТИ.ги РОССИЯ 24 Одноклассники 546155 80

ЯРБОО «КОШКИН ДОМ» -благотворительное сообщество УКо^аЙе 21362 78

Совершенно очевидно, что трендовый вектор молодежной благотворительности - организация и оказание помощи животным. Фактически лишь одно онлайн-сообщество из наиболее популярных и влиятельных (с аудиторией не менее 5 000 пользователей) ориентировано на благотворительность в отношении детей, все остальные - это группы помощи бездомным животным

(см. табл. 1). Аудитория наиболее весомых онлайн-сообществ и блогов - 1 161 861 пользователей, при этом аудитория, ориентированная на помощь животным,

- 1 104 214 чел. Внушительна потенциальная аудитория изучаемого потока

- 374 378 515 пользователей: столько человек могли ознакомиться с сообщениями, принадлежащими потоку. В среднем каждый представитель активной аудитории потока «Благотворительность онлайн» опубликовал 1,5 сообщения.

Семантическое ядро анализируемого потока, показанное в табл. 2, обеспечивает понимание смысловых доминант, воспринимаемых пользовательской аудиторией данного массива.

Таблица 2

Ключевые слова потока «Благотворительность онлайн»

Ключевое слово Число сообщений

Помощь 31 258

Пожертвование 27 524

Помочь 25 520

Человек 24 434

Мочь 23 953

Сумма 23 009

Жизнь 22 673

Карта 21 673

Сбербанк 21 249

Деньги 20 836

Ребенок 20 200

Сделать 19 919

Друг 18 337

Номер 17 337

Счет 17 292

Большой 16 899

Реквизит 16 716

Банк 16 695

Добрый 16 547

Нужный 16 401

Благотворительный 16 199

Рубль 16 134

Хотеть 16 085

Нужно 15 319

Россия 14 707

Логику ключевых слов изучаемого потока целесообразно построить в такой смысловой цепочке: наиболее представительный блок «Метод, инструмент действия» содержит теги: «сумма», «карта», «Сбербанк», «деньги», «номер», «счет», «реквизит», «рубль», «банк». Второй блок тегов условно можно назвать «Объект помощи», в него входят слова: «ребенок», «жизнь», «друг» (учиты-

вая предыдущие сведения, относится к обозначению животных). Третий блок содержит указание на субъект помощи: «человек», «добрый». Еще один важный смысловой блок включает компонент призыва «помочь», «помощь», «пожертвование», «нужно». Таким образом, семантически в потоке превалируют инструктивные словоупотребления, мобилизующие пользователей на оказание материальной помощи, среди семантических доминант также ссылка на нормы человеческой морали и призывы к реальным благотворительным поступкам.

Выводы

Таким образом, основными в потоке, отражающем установки на благотворительный сбор средств, являются следующие характеристики:

1) типичный представитель пользовательской аудитории - молодая женщина 26-35 лет;

- наиболее продуктивный для развития потока блогохостинг - сеть ВКонтакте;

- наиболее влиятельные онлайн-сообщества и блоги ориентированы на организацию помощи бездомным животным;

- охват потоком активной аудитории составляет 1 161 861 пользователей при их средней публикационной активности - 1,5 сообщения;

- семантическое ядро потока составляют три блока: инструментальный, субъектный и призывающий.

Резюмируя эти характеристики, следует констатировать довольно высокий интерес молодой российской пользовательской аудитории к возможностям такой формы цифрового гражданского участия, как благотворительность онлайн. Фокусом такой активности становится помощь животным, в обсуждении которой проявляются ценностные установки молодежи, приверженность нормам морали. Развитие таких форм гражданской активности молодого поколения служит средством формирования конструктивной стратегии гражданского участия ее представителей.

Перспективой исследования служит сопоставление содержательных и структурных характеристик социально-медийных потоков, отражающих установки на участие в благотворительности онлайн с массивами, репрезентирующими другие аспекты цифрового гражданского участия молодежи: подписание петиций в защиту прав личности, организация и реализация социальных проектов онлайн и т.д. Эти данные могут представлять существенный интерес для профильных комитетов и ведомств, работающих с молодежью и создающих благоприятные условия для формирования конвенциональной стратегии цифрового гражданского участия российского молодого поколения.

Список литературы

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А. А., Синяков А.В. 2019а. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 229-251.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А .А. 2019б. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде. - Власть. Т. 27. № 1. С. 91-96.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А., Карзубов Д.Н. 2019в. Молодежь России в цифровом пространстве: основания

дифференциации стратегий интернет-поведения. - Среднерусский вестник общественнъх наук. № 1. С. 23-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. 2011. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований. 96 с. Доступ: civisbook.ru/files/File/Wer_ prilGUDKOV.pdf (проверено 03.09.2019).

Желнина А.А. 2013. Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне политических протестов 2011- 2012 годов. - Социология власти. № 4. С. 139149. Доступ: http://socofpower.ranepa.ru/files/docs/4(2013)/7.pdf (проверено 03.09.2019).

Cammaerts, B. Bruter M., Banaji S., Harrison S., Anstead N. 2014. The Myth of Youth Apathy: Young Europeans' Critical Attitudes toward Democratic Life. -American Behavioral Scientist. Vol. 58. Iss. 5. P. 645-664.

Coleman S. 2007. Digital Voices and Analogue Citizenship: Bridging the Gap between Young People and the Democratic Process. - Public Policy Research. Vol. 13. No. 4. P. 257-261.

Henn M., Weinstein M., Wring D. A Generation Apart? Youth and Political Participation in Britain. - British Journal of Politics and International Relations. Vol. 4. No. 2. June 2002. P. 167-192.

Jost T.J., Barbera P., Bonneau R., Langer M., Metzger M., Nagler J., Sterling J., Tucker A.J. 2018. How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. - Advances in Political Psychology. Vol. 39. Suppl. 1. P. 85-118.

Sloam J. 2016. Diversity and Voice: The Political Participation of Young People in the European Union. - The British Journal of Politics and International Relations. Vol. 18. No. 3. P. 521-537.

DOMBROV5KAYA Anna Yur'evna, Dr.Sci. (Soc.), Professor at the Department of Political Science and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, GSP-3, Russia, 125993); Associate Professor at the Department of Socio-Political Research and Technology, Moscow State Pedagogical University (1/1 Malaya Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991; an-doc@yandex.ru)

REPRESENTATION OF VALUES OF DIGITAL CIVIC

PARTICIPATION OF RUSSIAN YOUTH IN NEW MEDIA:

SOCIAL AND MEDIA ANALYSIS

(on the example of streams about participation

in charity online)

Abstract. The article presents the main results of cybermetrics reflecting quantitative and qualitative characteristics of new media flows representing the discourse of Russian youth participation in online charity as part of digital civic participation. The author interprets the automatic metrics with big data on socio-demographic profile of audience of the analyzed stream of new media, the structure of the landscape of blogs and online groups as the main actors, the semantic core of discharge of the service for monitoring social media.

Keywords: digital civic participation, charitable activity online, Russian young users of new media, social media analysis, cybermetrics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.