ЖАНРЫ СМИ
УДК 811.161.138:070(470)
DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-86-91
Н. С. Данкова
Пенза, Россия
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЖАНРАХ РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Статья посвящена исследованию дискурсивных механизмов, создающих репрезентации судебной власти в российских печатных СМИ. Цель работы - выявление типичных жанров, в рамках которых отражена деятельность данного института. Автор утверждает, что для определенных жанров характерны те или иные типичные репрезентации института правосудия. В статье рассматриваются информационные, аналитические и художественно-публицистические группы жанров. Выявлены особенности использования жанровых форм печатными изданиями, имеющими разные идеологические позиции. В заключение сделан вывод о том, что репрезентации института правосудия в правительственной и либеральной газетах существенно различаются, так же как различаются и жанровые формы, используемые журналистами. Статья способствует пониманию дискурсивных механизмов СМИ, конструирующих образ судебной власти.
Ключевые слова: судебная власть, СМИ, жанр, репрезентация.
Сведения об авторе: Данкова Наталья Станиславовна, аспирант кафедры «Английский язык». Место работы: Пензенский государственный университет.
E-mail: [email protected]
Введение
Проблема репрезентации власти в СМИ привлекает внимание исследователей, что обусловлено способностью СМИ потенциально воздействовать на общественное мнение. Полагаем, что способы освещения судебной власти в СМИ также представляют интерес, поскольку судебная система - самостоятельная ветвь власти и отношение граждан к системе правосудия, которое в той или иной мере зависит от репрезентаций СМИ, является показателем общего уровня благополучия в обществе.
Natalia S. Dankova
Penza, Russia
REPRESENTATION OF JUDICIAL POWER IN THE GENRES OF RUSSIAN PRINT MEDIA
The research paper is devoted to the problem of discursive construction of judicial power in Russian printed media. The purpose of the article is to distinguish the dominating genres through which the work of the institution is revealed. The author indicates that certain genres are characterized by typical representations of the judiciary.
The article analyses the use of informational, analytical and publicist genre groups. The researcher reveals characteristic features in the use of genres chosen by papers supporting opposite ideologies. The conclusion indicates that the representations of the judiciary are different in the governmental paper and the liberal one as well as the usage of genres chosen by the journalist.
The article promotes deeper understanding of mass media discursive mechanisms that construct the image of the judiciary.
Key words: judicial power, mass media, genre, representation.
About the author: Dankova Natalia Stanislavovna, PhD student of the Department «English Language». Place of employment: Penza State University. E-mail: [email protected]
1. Материал и методология исследования
Материалом для исследования послужили статьи о судебной власти, опубликованные в идеологически противоположных печатных изданиях: правительственной «Российской газете» (далее - «РГ») и либеральной «Новой газете» (далее - «НГ»). Статьи отбирались из электронных архивов печатных изданий методом случайной выборки по ключевым словам «суд» и «судья» за период с января 2013 г. по декабрь 2014 г. Период, за который отбирался материал, не обусловлен какими-либо специфическими факторами и был выбран
© Данкова Н. С., 2017
произвольно. Общий объем материала составляет 100 статей: 50 для «РГ» и 50 для «НГ». При отборе материала учитывался тот факт, что статьи должны представлять различные журналистские жанры.
Методология исследования основана на традициях критического анализа медийного дискурса. Методика обработки материала включает несколько шагов. Сначала статьи для анализа были взяты из электронных архивов изданий. Затем корпус текстов был изучен, в нем были выделены основные жанры, используемые журналистами, в которых были выявлены доминирующие типы репрезентаций.
2. Обзор литературы
Понятие «жанр» получает разные толкования. Определение А. А. Тертычного сочетает в себе два подхода: с точки зрения формы и содержания, и поэтому представляется нам наиболее удачным. Исследователь подразумевает под жанрами «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [1]. Классифицируя жанры СМИ, большинство отечественных исследователей, чьи точки зрения мы берем за основу в данной работе, исходят из функциональной направленности жанра и выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические группы жанров [1; 2]. Ученые выступали также с идеей классифицировать жанры журналистики, основываясь на теории речевых жанров М. М. Бахтина. Так, Л. Р. Дускаева, рассматривая журналистский дискурс в аспекте речевых жанров, выделяет информационные, оценочные (диагностирующие) и побудительные группы жанров [3]. Классификацию, основанную на базе учения академика В. В. Виноградова, предлагает Т. Г. Добросклонская, которая разделяет функционально-жанровые типы текстов СМИ, исходя из реализации двух основных функций СМИ - информационной и воздействующей. Кроме того, исследователи говорят о «размытости», «гибридизации» жанровых форм [4; 5]. Отмечается также связь журналистских и литературных жанров [6].
Выбор жанра обусловлен предметом репрезентируемой действительности, а также информационной задачей, стоящей перед журналистом [5]. Как представляется, выбор жанровой формы во многом определяет способ репрезентации правосудия в СМИ. Далее мы проследим, какие жанры используются журналистами российских газет для освещения деятельности судебной системы и какие создаются репрезентации института правосудия в рамках того или иного жанра.
3. Результаты
Проведенный анализ позволил выделить следующие жанры, используемые в проправительственной и либеральной газетах для освещения деятельности судебной власти: новостная заметка, информационный отчет, репортаж, аналитическая статья, комментарий, интервью, журналистское расследование, пародия. Мы изучаем выделенные нами жанры в такой последовательности, исходя из их функциональной направленности - от информирования к воздействию. Рассмотрим каждый из них более подробно.
3.1. Заметка
Заметка представляет собой публикацию небольшого объема, которая основана на произошедших событиях и излагает результаты деятельности судебной власти в связи с этими событием. Для этого жанра типичны подзаголовки, имеющие форму полного развернутого предложения в прошедшем времени, непосредственно сообщающие новость, о которой пойдет речь далее:
Суд оставил под стражей подпольных банкиров («РГ» 04.07.14);
Конституционный суд защитил молодые семьи при покупке квартиры («РГ» 09.07.14).
Данный жанр способствует объективной репрезентации действительности, поскольку его основу составляет фактологическая информация. Несмотря на отсутствие эксплицитно выраженной оценки в отношении деятельности суда, жанр заметки, тем не менее, способен создавать репрезентации, в которых судебная система представлена как справедливая авторитетная инстанция (оставил под стражей, защитил), которая наказывает виновных (подпольных банкиров) и защищает права граждан (молодые семьи).
Следующий подзаголовок, в котором деятельность судебной власти выражена кратким страдательным причастием (осужден), также указывает на справедливость судебного решения посредством указания причины наказания (за взятку) :
Прокурор осужден за взятку («НГ» 22.05.13).
Следует отметить, что жанр заметки, помимо создания репрезентаций, указывающих на справедливость суда, способен выражать критические замечания в адрес правосудия. Так, публикация под заголовком «Суд приказал не болеть» («НГ» 06.08.14) сообщает новость о том, что в соответствии с решением суда на неделю приостановлена деятельность единственной больницы Нефтегорска. Исходя из контекста публикации, заголовок статьи следует рассматривать как сарказм автора, который
считает данное судебное решение нецелесообразным.
Как видим, жанр заметки, основная цель которого сообщение новости, стремится к объективности освещения событий. Однако, несмотря на то что заметка принадлежит к информационным жанрам, она может содержать субъективную оценку автора, что отмечено нами в «НГ».
3.2. Информационный отчет
Использование информационного отчета характерно для «РГ». Этот жанр отличает наличие особого предмета отображения, такого как конференция, семинар, собрание и т.д. Информационный отчет в правительственной прессе приурочен к ежегодному совещанию в Мосгорсуде, на котором подводятся итоги работы за год. Журналист ссылается на высказывания председателя Московского городского суда О. Егоровой, которая дает оценку работе судей за минувший год. Представитель судебной власти оценивает деятельность судей положительно, что достигается лексическими (легко и спокойно, улучшению, качеству) и грамматическими (самые лучшие) языковыми средствами:
В начале совещания она рассказала, что проводит его уже в 14-й раз, но в этом году ей особенно легко и спокойно — потому что в прошлом году были самые лучшие результаты («РГ» 30.01.13);
Говоря о планах на 2013 год, она пообещала и дальше продолжить работу по улучшению судебной системы, качеству написания судебных решений («РГ» 30.01.13).
В информационном отчете упоминается, что в работе судей существуют также недостатки. Однако упоминание о том, что ошибки допускают все, позволяет сдвинуть фокус с отрицательных аспектов деятельности судебной власти и акцентировать достижения судей.
Она не стала отрицать, что недостатки существуют, но они не такие грубые и безалаберные, это ошибки, которые допускают все («РГ» 30.01.13).
В соответствии с требованиями жанра автор никак не комментирует увиденное и услышанное. Его задача - изложить основные итоги совещания. Данный жанр создает эффект объективности и конструирует репрезентации, указывающие на эффективность и результативность деятельности судебной власти.
3.3. Репортаж
Жанр репортажа используется журналистами «НГ», тогда как примеры использования данного жанра в «РГ» нам не встречались. Задача репортажа заключается в том, чтобы
дать аудитории возможность увидеть ситуацию глазами очевидца, что предполагает вовлеченность журналиста в события, которые он описывает [1]. В «РГ», напротив, наблюдается отстраненность журналиста от описываемых им событий. Жанр репортажа в «НГ» характерен для освещения «громких» судебных дел, способных вызывать общественный резонанс. Одним из таких дел является процесс участников митинга на Болотной площади в Москве 2012 г. Журналисты используют жанр репортажа для репрезентации событий из зала суда. Данный процесс позиционируется в «НГ» как политический, а сами фигуранты представлены как жертвы политических репрессий. Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя [1]. Так, образные языковые средства (средневековая дичь, узникам, ада и тьмы, изнанки жизни, зверь затащил невинных) в сочетании с негативно окрашенными эпитетами (душной, пыточной, черной, кошмарной) в следующем фрагменте подчеркивают авторитарность суда, с одной стороны, и беззащитность простых людей, с другой:
Это какая-то средневековая дичь, адвокаты, говорящие узникам в щели. Что отвечают с той стороны, не слышно, тогда адвокаты прикладывают уши к щели и слушают глухие голоса, доносящиеся с другой стороны стекла, из душной пыточной клетки, из ада и тьмы тюрьмы, из той черной кошмарной изнанки жизни, куда зверь затащил невинных («НГ» 26.06.13).
Для репортажа характерно использование метода наглядного изображения действительности. Однако в данном примере наглядность едва ли несет чисто информативную функцию. Очевидно, что данный фрагмент, который можно сравнить с художественным текстом, выражает авторскую позицию.
Примечательно, что жанр репортажа используется в статьях с негативной оценоч-ностью. Полагаем, этот жанр востребован журналистами «НГ», поскольку позволяет воздействовать на восприятие читателей посредством апелляции к их чувствам.
3.4. Аналитическая статья
Аналитическая статья нацелена не столько на сообщение новостей, сколько на их анализ, истолкование. Данный жанр характерен для обеих газет. Однако репрезентации, создаваемые посредством этого жанра, существенно различаются. Примером использования этого жанра в «РГ» служит публикация под заголовком «Правосудие онлайн» («РГ» 14.01.13), автором которой является представитель судейского сообщества А. Иванов. Лексическая
единица «правосудие» в заголовке имеет положительную семантику и задает общую тональность публикации. Статья предлагает анализ современного состояния системы правосудия. Отмечаются положительные стороны работы суда и проблемы, стоящие перед судейским сообществом. А. Иванов подчеркивает необходимость совершенствования системы правосудия, при этом характеризуя судебную систему в целом положительно. Так, в следующем фрагменте положительная оценка достигается лексическими (уверенно) и грамматическими (более важное) языковыми средствами:
Судебная система России занимает все более важное место в жизни общества, уверенно выполняя роль, возложенную на нее Конституцией Российской Федерации («РГ» 14.01.13).
Примером аналитической статьи в «НГ» является публикация «Переезд в Петербург Высшего арбитражного и Верховного судов РФ - смертельно опасен. "Кто конкретно ответит за смерть хотя бы одного ребенка?"» («НГ» 21.01.13), в которой автор дает оценку предстоящему переезду. Поскольку судьи предположительно должны были разместиться в здании Городской клинической больницы № 31, судьи в статье противопоставляются пациентам больницы и представлены как сила, которая разрушает устоявшийся уклад. Это выражено посредством противопоставления лексических единиц с противоположной семантикой (богатые - немногое). Аналитическая составляющая публикации представлена также лексическими единицами с отрицательной семантикой (цинизм, негодует, отбирают):
«Трудно поверить, что возможен такой цинизм», — негодует отец троих детей Олег Костин. — «Федеральные судьи — богатые люди. У них есть все. Зачем они отбирают у наших детей то немногое, что у них осталось»? («НГ» 21.01.13)
Заканчивает статью риторический вопрос автора, который, с одной стороны, подчеркивает уязвимость пациентов больницы, с другой стороны, силу власти:
У маленьких, да и у взрослых пациентов ГКБ № 31 сейчас в Петербурге нет вариантов и условий, которые бы заменили им то, что они теряют. А у судей? («НГ» 21.01.13)
Жанр аналитической статьи наглядно демонстрирует то, насколько различается подход журналистов «РГ» и «НГ» к процессу отбора фактов, выбранных для освещения. Если для «РГ» публикации о судебной власти являются частью рутины, то в результате анализа публикаций «НГ» создается впечатление, что для данного издания характерна погоня за сенсационностью.
3.5. Комментарий
Комментарий относится к группе аналитических жанров. Публикации, написанные в рамках данного жанра, обсуждают уже известные аудитории события, в них превалирует отношение к предмету отображения [1]. Так, в статье «Блондинка с пистолетом» («РГ» 22.03.13) приводятся противоположные точки зрения, указывающие на неоднозначную реакцию общества, вызванную приговором студентке Плехановского института, которая ранила из травматического оружия двух молодых людей. Журналист открыто выражает свою позицию в отношении приговора, прибегая к образным средствам языка (неприятный осадок):
После приговора остался неприятный осадок и много вопросов, на которые общество так и не получило ответа. Почему при рассмотрении этого дела не прозвучало слово «самооборона»? («РГ» 22.03.13).
Здесь же приводится официальный комментарий пресс-службы суда, в котором поступок ответчицы характеризуется посредством эпитетов с отрицательной коннотацией (антисоциальный, дерзкий, агрессивный, опасный):
Действия Александры Лотковой носили яркий антисоциальный, дерзкий, агрессивный и опасный характер, в действительности ничуть не связанный с необходимой обороной, как это представлено стороной защиты, - заявили корреспонденту «РГ» в пресс-службе Тверского суда Москвы («РГ» 22.03.13).
Публикация содержит также мнения представителей общества, указывающие на неоднозначное отношение граждан к судебному решению.
Комментарии приговора по делу А. Лотковой в «НГ» также указывают на объективность репрезентаций. Представлена как авторская оценка приговора (жесткий, обескураживает), так и мнение экспертов (закономерен):
Жесткий приговор Лотковой — особенно на фоне недавнего освобождения в зале суда Расула Мирза-ева, неосторожный удар которого повлек за собой смерть 19-летнего Ивана Агафонова, — несомненно, обескураживает («НГ» 22.03.13);
Произошедшее самообороной не является ни при каких обстоятельствах, так что приговор вполне закономерен («НГ» 22.03.13).
Однако жанр комментария в «НГ» не всегда дает возможность читателям посмотреть на проблему с разных сторон. Публикации, написанные в жанре комментария, могут выражать авторскую позицию и позицию редакции в целом. Так, статья под заголовком «Вялотекущая шизофрения судебной системы» («НГ» 11.10.13) является комментарием в отношении приговора одного из участников
так называемого «болотного дела». Метафорический образ психического заболевания (вялотекущая шизофрения) создает репрезентацию, в которой представители судебной власти представлены как лишенные здравомыслия.
Как видим, жанр комментария дает возможность выразить отношение общества к результатам работы суда, а также выразить мнения журналистов.
3.6. Интервью
Жанр интервью в анализируемом материале представлен по-разному. В качестве интервьюируемых в правительственной газете выступают представители судебной власти. Отмечено, что интервью дает возможность судье продемонстрировать свою принадлежность к судейскому сообществу и выразить коллективное мнение по многим вопросам, которые касаются судебной системы [7]. В ходе интервью судьи подчеркивают эффективность работы системы в целом, а также отмечают шаги, предпринятые для дальнейшего совершенствования судопроизводства. Такие репрезентации достигаются посредством использования лексики с положительной семантикой (совершенствование, повышение качества, эффективности):
Вячеслав Лебедев: Съезд определил в качестве главных направлений деятельности дальнейшее совершенствование судопроизводства, повышение качества правосудия и эффективности защиты прав и свобод граждан <...> («РГ» 19.02.13).
Если в «РГ» участниками интервью становятся представители власти, то «Нг» обращается к чувствам и переживаниям фигурантов судебных разбирательств, показывая их как обычных людей, а не нарушителей закона. Примером этому является интервью под заголовком «Петр ОФИЦЕРОВ: Раньше было страшно...А теперь я знаю, что меня посадят. Значит, и бояться нечего» («НГ» 15.05.13). Фигурант дела представлен как муж, отец, семьянин, гражданин. Акцент непосредственно с судебного дела сдвигается на человеческие качества фигуранта.
Таким образом, жанр интервью в СМИ предоставляет возможность высказаться как представителям судебной системы, так и участникам судебных разбирательств.
3.7. Журналистское расследование
Журналистское расследование - жанр, характерный для «НГ». Журналисты прибегают к использованию этого жанра при описании судебного процесса по делу С. Магнитского, погибшего в тюрьме. Данный жанр обозначен самим журналистом как «публичная защита
Сергея Магнитского». Однако публичная защита является скорее речевым жанром, который в рамках журналистских жанров представляет собой не что иное, как журналистское расследование. Целью публикации является доказательство невиновности подсудимого. Для достижения этой цели журналист в ходе своего расследования прибегает к методу анализа документов. Использование данного жанра свидетельствует не только о недоверии журналистов судебной власти, но и об оппозиционном настрое по отношению к ней.
3.8. Пародия
Судебный процесс в отношении участников митинга на Болотной площади в Москве в одной из публикаций представлен в жанре классической пьесы и представляет жанр пародии, принадлежащий к группе художественно-публицистических жанров. «Пьеса» состоит из пролога и трех действий:
Действие первое — представление доказательств обвинения. <...> Действие второе — представление доказательств защиты <... > Действие третье происходит в совсем уж камерной обстановке Замоскворецкого суда («НГ» 17.01.14).
Публикация создана на основе метафоричного образа театрального представления и содержит лексические единицы, объединенные в семантическом поле «театр»: «актеры»-омоновцы, роль, сценарии, зрителей, представление, декорации, сцену, реквизит. Полагаем, что эта публикация является пародией на театральную постановку. Имитируя театральное представление, автор дискурсивно создает репрезентации, в которых судебный процесс показан как фальшивый и подстроенный. Так, следующий фрагмент наглядно демонстрирует сарказм автора:
«Актеры»-омоновцы и сотрудники ППС зачастую «давали петуха»: плохо знали свою роль, расходились с тем, что было написано в сценарии, выступали в жанре гротеска («Меня трижды ударили куском асфальта по голове, от третьего удара он развалился, но зато я хорошо запомнил стоявшего в двадцати метрах обвиняемого») («НГ» 17.01.14).
Как представляется, художественно-публицистические жанры, к которым принадлежит пародия, позволяют не только показать судебный процесс с помощью художественных средств, но и выразить свою оценку происходящим в зале суда событиям, причем сделать это ярко и экспрессивно.
Выводы
Проведенный анализ показал, что для освещения деятельности судебной власти используется широкий спектр жанровых форм.
Среди информационных жанров мы выделили заметку, информационный отчет и репортаж. Несмотря на то что основной целью данной группы жанров является информирование, мы отметили наличие авторской оценки, которая в большей или меньшей степени присуща этим жанрам.
К аналитическим жанрам, используемым журналистами для освещения деятельности суда, мы отнесли аналитическую статью, комментарий, интервью и журналистское расследование. Репрезентации, создаваемые посредством этих жанров в «РГ» и «НГ», существенно отличаются. Отличаются и сами факты, выбранные для освещения. Если для «РГ» характерны репрезентации, акцентирующие эффективность работы судебной системы, то для «НГ» интерес представляют скандальные ситуации и громкие судебные дела.
Средихудожественно-публицистическихжан-ров выделен жанр пародии, используемый в «НГ». Данный жанр позволяет выразить авторскую оценку художественными средствами языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.
2. Цвик В. Л.Введение в журналистику: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 134 с.
3. Дускаева Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры речи. 2013. № 1 (9). С. 51-58.
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Наука, 2008. 264 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Данкова Н. С. Репрезентация судебной власти в жанрах российских печатных СМИ // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 86-91. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-1586-91
5. Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики. URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main\&level2= articles\&textid=1434 (дата обращения: 02.09.2016).
6. Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. 240 с.
7. Дубровская Т. В. Интервью с судьями как гибридный тип дискурса // Юрислингвистика. 2010. Вып. 10. С. 21-33.
REFERENCES
1. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoy pechati [Genres of periodical press]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 312 p.
2. Tsvik V. L. Vvedenie v zhurnalistiku. 2-ye izd., dop. i pererab. [Introduction into journalism]. Moscow, Izd-vo MNEhPU, 2000. 134 p.
3. Duskaeva L. R. Zhurnalistskiy diskurs v aspekte rechevykh zhanrov [Speech genres of the journalistic discourse ]. Zhanry rechi [Speech genres], 2013, no. 1 (9), pp. 51-58.
4. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyy podkhod k izucheniyu yazyka SMI: sovremennaya an-gliyskaya mediarech' [Media linguistics: system approach to studying mass media language : modern English media language]. Moscow, Nauka Publ., 2008. 264 p.
5. Shibaeva L. V. Zhanry v teorii ipraktiki zhurnalistiki (Genres in the theory and practice of journalism). Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/ wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1434 (accessed 02 September 2016).
6. Prozorov V. V. Vlast' i svoboda zhurnalistiki. 2-ye izd., pererab. [Power and freedom of journalism, 2nd ed. curr.]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2012. 240 p.
7. Dubrovskaya T. V. Interv'yu s sud'yami kak gibrid-nyy tip diskursa [Interview with judges as hybrid type of discourse]. Yurislingvistika [Jurislinguistics], 2010, iss. 10, pp. 21-33.
Статья поступила в редакцию 13.12.2016
For citation
Dankova N. S. Representation of Judicial Power in the Genres of Russian Print Media. Speech Genres, 2017, no. 1 (15), pp. 86-91. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-86-91 (in Russian).