Научная статья на тему 'Репрезентация романтико-реалистических тенденций в творчестве г. Гейне на материале поэмы "Германия. Зимняя сказка"'

Репрезентация романтико-реалистических тенденций в творчестве г. Гейне на материале поэмы "Германия. Зимняя сказка" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1470
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / IDEA / МОТИВ / MOTIF / ПОЭМА / POEM / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / РЕАЛИЗМ / REALISM / РОМАНТИЗМ / ROMANTICISM / СИМВОЛ / SYMBOL / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / CREATIVE METHOD / ТЕМА / THEME / ТЕНДЕНЦИЯ / TREND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Алена Игоревна

Исследовательская работа затрагивает проблемные вопросы, связанные с творчеством Генриха Гейне, в частности, с его поэмой «Германия. Зимняя сказка», отражающей связь романтических и реалистических традиций, как характерных явлений эпохи XIX века в творчестве писателей западноевропейских стран. В статье анализируются идейно-тематические компоненты поэмы, символическая природа образов, рассматривается принцип контраста и пр. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практике преподавания: на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация романтико-реалистических тенденций в творчестве г. Гейне на материале поэмы "Германия. Зимняя сказка"»

REPRESENTATION OF ROMANTIC-REALISTIC TRENDS IN THE CREATIVITY OF HENRICH GEEIN ON MATERIAL POEMS "GERMANY. WINTER FAIRY TALE" Medvedeva A.I. (Russian Federation) Email: Medvedeva535@scientifictext.ru

Medvedeva Alyona Igorevna — Student, FACULTY OF HISTORY AND PHILOLOGY, DEPARTMENT OF PHILOLOGY, BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the research work touches on the problematic issues related to the work of Heinrich Heine, in particular, with his poem "Germany. Winter Tale", reflecting the relationship of romantic and realistic traditions, as characteristic phenomena of the XIX century in the writings of writers of Western European countries. The article analyzes the ideological and thematic components of the poem, the symbolic nature of the images, examines the principle of contrast, etc. The practical significance of the article is due to the fact that its results can be used in the practice of teaching: in literature lessons.

Keywords: idea, motif, poem, problem, realism, romanticism, symbol, creative method, theme, trend.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РОМАНТИКО-РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГЕЙНЕ НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «ГЕРМАНИЯ. ЗИМНЯЯ СКАЗКА» Медведева А.И. (Российская Федерация)

Медведева Алена Игоревна — студент, кафедра филологии, историко-филологический факультет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: исследовательская работа затрагивает проблемные вопросы, связанные с творчеством Генриха Гейне, в частности, с его поэмой «Германия. Зимняя сказка», отражающей связь романтических и реалистических традиций, как характерных явлений эпохи XIX века в творчестве писателей западноевропейских стран. В статье анализируются идейно-тематические компоненты поэмы, символическая природа образов, рассматривается принцип контраста и пр. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практике преподавания: на уроках литературы.

Ключевые слова: идея, мотив, поэма, проблема, реализм, романтизм, символ, творческий метод, тема, тенденция.

Генрих Гейне - вождь немецких реалистов. Творчество Гейне - явление огромного масштаба и огромной сложности, являющееся противоречивым по своей природе. Поэт прошел многоэтапный путь от поэта-романтика (1820) к поэту-реалисту (1830-1850). Вступал в противоречия с собой. Как романтик Гейне считал себя учеником Гофмана. Гейне последний немецкий романтик и первый реалист в Германии. О.О. Цыбулько отмечает, что «лирический герой Гейне, как и эксплицитный автор в прозе -это универсум, который в творчестве, и прежде всего в лирике, проявляется во всем многообразии. Гейне-автор и повествователь в прозе - носитель вселенной, поэтому в его довольно кратких произведениях мир предстает в огромном пространственном и историческом масштабе» [3, с. 17].

Вершиной политического взлета Гейне-реалиста стала поэма «Германия. Зимняя сказка», созданная в 1844 году. Поэма написана по конкретному поводу: она обобщила путевые воззрения Гейне в Германию (1843, 1844 гг.). Произведение Гейне мыслилось как поэма политическая и романтическая, которая в дерзкой и личной форме должна выражать дух современности.

Цель нашего исследования - анализ поэмного творчества Генриха Гейне как художественного явления, отражающего романтико-реалистические тенденции. Объект исследования - поэма Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка». Предметом изучения является творческий метод писателя, соединяющий в себе черты романтического и реалистического направлений. Поставленные цель, объект и предмет исследования определили следующий ряд задач:

1. Раскрыть своеобразие творчества Г. Гейне на материале поэмы «Германия. Зимняя сказка».

2. Проанализировать идейно-содержательную сторону произведения.

3. Выявить романтические и реалистические черты в поэме «Германия. Зимняя сказка». Господствующим началом в поэме является реализм, но в ней также присутствуют и элементы

романтики. В этом смысле показательны главы XIV-XVI, рисующие фантастическую встречу

73

поэта с Барбароссой. Фантастический прием используется для того, чтобы показать пропасть между прошлым и настоящим. В связи с этим поэма строится на контрастах: прошлое и настоящее, романтическое и повседневное.

Поэт широко использует средства романтиков - легенды, мифы, фантастическое видение мира, аллегории, символы. В жанровом отношении Гейне выступает как новатор - злободневные факты общественной жизни он сочетает со старинными легендами, фантастику - с реальностью, а лирическое -с гневным сарказмом.

Главный вопрос поэмы - проблема настоящего и будущего Германии. Произведение состоит из двадцати семи глав, самостоятельных эпизодов, которые объединяются общим идейным замыслом автора и мотивом путешествия. В начале поэмы возникает образ настоящей Германии. В экспозиции поэмы Германия представлена как стоячее болото, скованное морозом. Морозная стужа выступает символом немецкой реакции сковавшей Родину поэта. Но эта Германия видит сны о весне, о пробуждении немецкой души, об освобождении немецкого духа. На данном контрастном фоне формируется мысль о том, что в такой духовной спячке немцев рождаются революционные мотивы и настроение. Стоит отметить, что в замороженном состоянии Германии появляются образы солнца, огня, гневного пламени возмездия.

В сцене въезда в Германию лирический герой слышит песню нищенки, прославляющую загробную жизнь. Эта песнь символизирует смирение, отречение от жизненных благ и от борьбы за жизненные права. В этом эпизоде вводятся темы клокочущей огневой жизни.

Тевтобургский лес (следующий эпизод поэмы) - национальная святыня Германии. Здесь древние германцы одержали победу над римскими легионами. С этого дня начинается летоисчисление Германии как самостоятельного государства. Гейне выступает против реакционных национальных традиций. Задача эпизода - развенчание святынь, которыми хвалятся немецкие националисты. В конце эпизода немецкая мысль пробуждается благодаря поэтам.

Условно названный эпизод «На прусской таможне» завершается темами революционной мысли, которые живут в человеке, а не вне его. В сцене с двойником возникает образ революционного борца готового с мечом в руках отстаивать народное дело. Сначала возникает идея, а затем уже сами борцы, руками которых будет осуществляться замысел. У мысли, по Гейне, тоже есть разящий меч. Слово - это оружие поэта в революционной борьбе.

В эпизоде «Приведения в коронах» двойник сражает мечом призраков монархии, приведений в коронах. Как видим, в данном фрагменте реализуется функция свободной мысли, т.е. функция оружия в борьбе с призраками застоя.

В сцене с Ротбартом (Фридрих Барбаросса) - мы видим раздвоенность образа: с одной стороны -Фридрих существует в легендах, он идеализирован, выступает в роли освободителя Германии, с другой же - это король-завоеватель, реальный образ. Ключевой идеей эпизода является то, что Германии не нужны ни живые, ни мертвые короли.

В финале реализуется мотив вечного солнца как карающего светила. В сцене с Рейном река одушевляется, наделяется речью и памятью. Основной костяк эпизода - беседа с батюшкой Рейном. Здесь возникает тема Франции и Наполеона. Гейне убежден, что идея привнесения революции извне абсурдна.

Эпизод «В Гамбурге» - встреча с богиней Гамбурга Гамонией, у которой есть горшок, где хранится тайна Германии. Лирический герой засунул в него голову с целью увидеть будущее страны, но не сказал ни слова. Герой понял, что тридцать шесть княжеств Германии пока не проснутся. Эпизод снова завершается внедрением мотива живительного пламени, которое растопит лед.

Общим выводом поэмы является то, что стихи - это живое пламя революции, а поэт - боец и трибун. Поэзия - это средство пробуждения народных масс.

Таким образом, «Германия. Зимняя сказка» не только вершина политической лирики Гейне, но и одно из самых фундаментальных произведений всей немецкой литературы середины XIX века, вобравшее в себя основные идеи романтического и реалистического искусства. По мнению А. Дейча, «поэма как бы открыла читателям новое лицо поэта, провозвестника грядущей революции 1848 года» [2, с. 137].

Список литературы / References

1. Гейне Г. Германия. Зимняя сказка. М.: Художественная литература, 1971. 140 с.

2. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. М.: Государственное издательство художественной

литературы, 1963. 447 с.

3. Цыбулько О.О. Новеллистика Генриха Гейне в контексте немецкого романтизма: автореф. дис. ...

канд. филол. наук. Москва, 2010. 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.