Научная статья на тему 'Репрезентация национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в журналистике'

Репрезентация национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЖУРНАЛИСТИКА / ETHNIC CULTURE / REPRESENTATION OF NATIONAL VALUES / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

В предлагаемой статье поднимается вопрос этнокультурного наполнения журнала «Отечественные записки» начала 2000-х годов, периода, характеризующегося динамикой развития межнационального диалога с республиками Северного Кавказа. Журналистике отведена особая роль в контексте этого диалога – формирование инновационного сознания современного общества, основанного на знании глубинных основ культуры этносов и, как следствие, направленного на открытость понимания содержания жизни других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Cultural Values Representation of the Peoples from the North Caucasus in Journalism

This article brings the issue of ethnic and cultural content of the journal "Fatherland Notes" in the beginning of the 2000s, i.e. a period characterized by the dynamics of the international dialogue with the republics of the North Caucasus. Journalism has a special role in the context of this dialogue the innovative consciousness formation of modern society, based on knowledge of the underlying foundations of the ethnic groups culture and, as a consequence, the way to open up understanding of the content of other peoples’ lives.

Текст научной работы на тему «Репрезентация национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в журналистике»

УДК 002.703.0+930.85 ББК 76.12(=35)

Рева Екатерина Константиновна

кандидат филологических наук, доцент кафедра журналистики Пензенский государственный университет г. Пенза Reva Ekaterina Konstantinovna Candidate of Philology, Assistant Professor Chair of Journalism Penza State University Penza

Репрезентация национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в журналистике1 National Cultural Values Representation of the Peoples from the North

Caucasus in Journalism

В предлагаемой статье поднимается вопрос этнокультурного наполнения журнала «Отечественные записки» начала 2000-х годов, периода, характеризующегося динамикой развития межнационального диалога с республиками Северного Кавказа. Журналистике отведена особая роль в контексте этого диалога - формирование инновационного сознания современного общества, основанного на знании глубинных основ культуры этносов и, как следствие, направленного на открытость понимания содержания жизни других народов.

This article brings the issue of ethnic and cultural content of the journal "Fatherland Notes" in the beginning of the 2000s, i.e. a period characterized by the dynamics of the international dialogue with the republics of the North Caucasus. Journalism has a special role in the context of this dialogue - the innovative consciousness formation of modern society, based on knowledge of the underlying foundations of the ethnic groups culture and, as a consequence, the way to open up understanding of the content of other peoples' lives.

Ключевые слова: этнокультура, репрезентация национальных ценностей, журналистика.

Key words: ethnic culture, representation of national values, journalism.

Национальный вопрос, обладающий высокой степенью актуальности в

современном обществе и науке, является основополагающим в работах С.А.Арутюнова, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, М.Н. Губогло, В. К. Мальковой, И. Л. Набока, Ю. П. Платонова, В. А. Тишкова.

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Гуманитарные парадигмы инновационного сознания современного общества» (14.В37.21.2119). Вестник ЧГПУ102012 300

Однако лингвистический, социологический, психологический аспекты рассмотрения этнической проблемы не решают всех задач межкультурной коммуникации.

Это объясняет цель настоящей статьи - определить этнокультурное наполнение журнала «Отечественные записки» начала 2000-х годов как фактора формирования объективного образа нации посредством отражения в нем особенностей национальной культуры народов Северного Кавказа.

Культуру этноса, функционирующую в журналистском тексте, мы рассматриваем как объективную категорию отражения «портрета» этноса. В силу многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов, социально-политических преобразований, изменений вектора государственной и, как следствие этого, информационной политики, образ нации посредством акцентирования средствами массовой информации событийного аспекта рассмотрения проблемы может быть представлен неполноценно, что, в свою очередь, провоцирует искаженное восприятие массовой аудиторией образа конкретного этноса. Национальная культура является элементом объективной «обрисовки» этноса, понимания его ментальности посредством репрезентации национальных культурных ценностей.

В контексте выдвинутого нами тезиса немаловажное значение имеет утверждение филолога Н. Г. Михайловой, которая в работе «Народная культура как предмет культурологии» пишет: «... духовная культура представляет собой сложную систему, которая включает в себя народное мировоззрение, экономику и мораль, педагогику, правосознание и художественную культуру» [7, 17]. Автор научной статьи «Национальная культура в сравнительной перспективе» Г. Д. Базиева акцентирует усиление внимания к национальной культуре как выполняющей социальные и эстетические функции в межкультурном диалоге: «В современный период активизируются процессы изучения национальных языков, фольклора, мифологии, обостряется интерес к национальным корням, истории, родословным и т.д.». Но наряду с данными позитивными тенденциями отмечает, что «конструируются национальные мифы, построенные на воз-

величивании или уничижении культур того или иного этноса (что приводит к обострению межэтнических отношений)» [2, 61].

Действительно, в современном информационном пространстве образ нации существенно искажается в сознании массовой аудитории в силу того, что доминирует событийный аспект освещения национальных проблем (внутри- и межэтнические конфликты, войны). Нам представляется важным учитывать глубинные основы жизни этноса. Одним из компонентов сущностной природы этнической общности является национальная культура, которая находит свое отражение в контексте различных затрагивающихся в средствах массовой информации общественно-политических проблем, на первое место среди которых ставятся религиозные и нравственные вопросы. Наглядным подтверждением тому может служить рассматриваемый нами центральный общественно-политический журнал «Отечественные записки». Для выявления этнокультурного компонента в публикациях данного издания нами были рассмотрены номера журнала с 2000 по 2005 гг. - времени острых межнациональных отношений, обусловленных последствиями русско-чеченской войны.

Учитывая общественно-политическую и межнациональную ситуацию в России, значимым фактором формирования образа этноса имеет проблема дифференциации ислама в республиках Северного Кавказа, поднимающаяся в одном из номеров, полностью посвященном роли ислама в России. В интервью Натальи Абакумовой с министром РФ по национальной политике Владимиром Зориным в 2001-2004 годах последним разграничивается мирный ислам и радикальные течения, которые создают напряжение в среде верующих-мусульман, поскольку «ваххабиты отрицают даже обряды нашего традиционного ислама» [1]. Респондент подчеркивает, что в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне есть понимание необходимости противодействия этим явлениям, тем самым развеивает распространенное представление о тождественности вероисповедания народов Северного Кавказа ваххабитскому течению «Экстремисты - это не ислам. Экстремистских религий не бывает. Ни одна мировая религия не выдвигает экстремистских ло-Вестник ЧГПУ102012 302

зунгов. И Коран, и шариат основываются на принципах мира, взаимопонимания и взаимотерпимости» [1]. В данном контексте важное значение имеет следующее суждение, высказанное авторским коллективом цитируемой работы: «... Ислам в России возрождается, прежде всего, как культура и нравственность, как система традиционных семейных и внутриобщинных отношений, основанных на авторитете старших, на высокой морали.» [4, 19].

Говоря о культуре этноса, И. Л. Набок отмечает, что национальные культуры, «обладают разной степенью устойчивости, разным потенциалом развития» [8, 204], и к числу наименее меняющихся исследователь относит религию. Например, одна из мыслей статьи Леонида Сюкияйнен, уделившей внимание юридическому аспекту осмысления постулатов ислама с опорой на Коран, сводится к тому, что шариат осуждает пустое накопительство, то есть сосредоточение в одних руках имущества, которое: «не используется, не расходуется в полезных целях», и потому «именно из этих положений возник такой специфический институт мусульманского налогового права, как закят - обязательное пожертвование, которое состоятельные мусульмане должны предоставлять нуждающимся» [9]. Реализация темы религии осуществляется и с точки зрения общественно-политических институтов. Так, Алексей Малашенко делает вывод о том, что: «ислам, пожалуй, самая мирская, социализированная религия, там нет деления на духовное и светское. Религиозные законы регламентируют все -от родов до создания государства» [6].

Этнокультурный аспект - важная составляющая понятия толерантность, которую ученый-психолог Д. А. Леонтьев рассматривает как «готовность интересоваться иным как чем-то самоценным, признавать его в качестве самостоятельной реальности». То есть, по мнению исследователя, «вступать с ним в определенное взаимодействие - оказывается важным ресурсом личностного развития» [5, 9]. В работе упомянутого ученого «К операционализации понятия "толерантность"» показывается и обратный процесс - интолерантная закрытость к иному, которая классифицируется им как психологическая потребность консервации наличного состояния, приводящая к стагнации как личности, так и

социальной группы. Отсюда следует, что журналистика способна выступать коммуникационным источником в межкультурном и межэтническом взаимодействии, позволяющим расширить представления об этносе, раскрыть его национальные духовные ценности, обуславливающие образ мышления этнической группы, ее поведенческие стратегии, миропонимание в целом. В свою очередь, это доминирующий фактор и в процессе адаптации населения ино-культурного информационного пространства к специфике национальных культур.

Журнал «Отечественные записки» актуализируют культуроформирую-щий компонент в разных тематических блоках издания. Так, в номер, посвященный военной тематике, включена статья Гамида Булатова этнокультурной направленности. Автор акцентирует устойчивость и непрерывность этнической традиции, связанной с почитанием старших на Северном Кавказе. В контексте этой проблемы представлены некоторые элементы национальной культуры и примеры их реализации в системе родовой и внесемейной коммуникации: «В селении любой человек почтенного возраста имел право сделать замечание подростку или юноше, который чем-то нарушал общественный порядок, принятые нормы поведения, мог дать более молодому мужчине какое-то поручение, и попробовал бы последний как-то огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников. Общественное осуждение и урон для чести рода были гарантированы» [3]; «Согласно традиционным нормам этикета чеченцев, равно как и других народов Кавказа, уважение к человеку старше себя, тем более старику, оказывается независимо от его национальной принадлежности. Тот, кто не уважает чужих стариков, не будет уважать и своих» [3].

Автором поднимается вопрос, имеющий не только сугубо национальную, этнокультурную основу («Особое отношение к старшим, к старикам было связано и с той ролью, которую они играли в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре по-

коления кровных родственников - родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин, жена основателя первоначальной семейной ячейки» [3]), он важен в контексте межнациональных отношений. В тексте статьи Г. Булатова есть характерные фрагменты, указывающие на это: «Носителями традиционных норм ценностей являются, как правило, люди старшего поколения. И в локальных конфликтных ситуациях, как прежде, так и сейчас, именно их привлекают для недопущения разрастания конфликта и умиротворения враждующих сторон. И даже во время войны в Чечне известно немало примеров, когда представители старшего поколения чеченцев пытались своими действиями хотя бы частично нейтрализовать, снизить накал ожесточения. Казалось бы, люди, пережившие депортацию, лишения, потерю близких, должны выступать в качестве наиболее непримиримых и активных противников российской власти. На деле же чаще всего происходило наоборот. Жизненный опыт, мудрость, видимо, приводят к тому, что человек, если он не в силах воспрепятствовать массовому кровопролитию, старается не добавлять зла к уже творящемуся»; «Ни один кавказец, получивший нормальное воспитание в семье и усвоивший хотя бы основные из традиционные норм, просто физически не может сидеть в присутствии даже незнакомого человека намного старше его» [3].

Г. Булатов в своей статье замечает: «На обывательском уровне все, что связано с Кавказом, часто имеет негативный оттенок, а традиции, обычаи кавказских народов воспринимаются как непонятные, воинственные, жестокие» [3]. Автор отмечает, что история северокавказских этносов и суровые условия жизни действительно воспитывали воинские качества у мальчиков, но это один

из элементов многогранной культуры народов Северного Кавказа, отличающейся гуманными национальными традициями.

В ходе рассмотрения этнокультурного наполнения журнала «Отечественные записки», мы пришли к выводу, что религиозная составляющая этнокуль-туры часто автономизируется. Однако соблюдение постулатов ислама находится в неразрывной связи с национальной культурой этносов Северного Кавказа, регламентируя законы жизни и этику поведения народонаселения Дагестана, Ингушетии, Чечни. Важно подчеркнуть, что анализируемое в нашей статье издание предлагает массовому читателю не просто журналистское видение проблемы, а обоснованное экспертное (авторами статей в основном являются специалисты в определенной области) мнение, что повышает степень объективности подачи культурологической, политологической, этнологической информации.

Библиографический список

1. Абакумова, Н. Российский ислам / Н. Абакумова [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2003. - № 5. - URL : http://magazmes.mss.ru/oz/2003/5/2003_5_65.html

2. Базиева, Г. Д. Национальная культура в сравнительной перспективе / Г. Д. Базиева // Вопросы культурологи. - 2012. - № 8. - С. 59-62.

3. Булатов, Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе / Г. Булатов [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2005. - № 5. - URL : http : //magazines.rus s .ru/oz/2005/5/2005_5_28. html

4. Иордан, М. В. Исламский мир в контексте актуальных проблем культурной и этнической антропологии / М. В. Иордан, Р. Г. Кузеев, С. М. Червонная // Ислам в Евразии / под ред. М. В. Иордана. - М. : Пргресс-Традиция, 2001. - 516 с.

5. Леонтьев, Д. А. К операционализации понятия «толерантность» / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 3-16.

6. Малашенко, А. Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное противостояние / А. Малашенко [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2001. - № 1. - URL : http : //magazines.russ. ru/oz/2001/1/mal .html

7. Михайлова, Н. Г. Народная культура как предмет культурологии / Н. Г. Михайлова // Народная культура в современных условиях / под ред. Н. Г. Михайловой. - М. : РИК, 2000. - 135 с.

8. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 303 с.

Сюкияйнен, Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов / Л. Сюкияйнен [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2004. - № 6. - URL: http: //magazines.russ. ru/oz/2004/6/2004_6_9. html

Bibliography

1. Abakumov, N. Islam in Russia [Electronic Resource] / N. Abakumov // Domestic Notes. - 2003. - № 5. - Access Mode: http://magazines.russ.ru/oz/2003/5/2003_5_65.html

2. Baziev, G. D. National Culture in Comparative Perspective [Text] / G. D. Baziev // Questions of Cultural Studies. - 2012. - № 8. - P. 59-62.

3. Bulatov, G. Attitude to the Elderly and Longevity in the Caucasus [Electronic Resource] / G. Bulatov // Domestic Notes. - 2005. - № 5. -Access Mode: http://magazines.russ.ru/oz/2005/5/2005_5_28.html

4. Jordan, M. V. Islamic World in the Context of Topical Problems of Cultural and Ethnic Anthropology [Text/ M.V. Jordan, R. G. Kuzeyev, S. M. Chervonnaya // Islam in Eurasia / Ed. by M. V. Jordan. - M. : Progress-Tradition, 2001. - 516 p.

5. Leontiev, D. A. To Operationalize the Concept of "Tolerance" [Text] / D. A. Leontiev // Questions of Psychology. - 2009. - № 5. - P. 3-16.

6. Malashenko, A. Political Islam: Peaceful Coexistence or Global Confrontation [Electronic Resource] / A. Malashenko // Domestic Notes. - 2001. - № 1. -Access Mode: http://magazines.russ.ru/oz/2001/1/mal.html

7. Mikhailova, N. G. Popular Culture As a Subject [Text] / N. G. Mikhailova // Popular Culture in Modern Conditions / Ed. by N. G. Mikhailova. - M. : RIK, 2000. - 135 p.

8. Nabok, I. L. International Communication Pedagogy [Text] / I. L. Nabok. -Moscow : The Academy, 2010. - 303 p.

9. Syukiyaynen, L. Muslim Ownership : Legal Interpretation of Religious Precepts [Electronic Resource] / L. Syukiyaynen // Domestic Notes. - 2004. - № 6. -Access Mode: http://magazines.russ.ru/oz/2004/6/2004_6_9.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.