Научная статья на тему 'Репрезентация межрасовой любви в американской романтической кинокомедии'

Репрезентация межрасовой любви в американской романтической кинокомедии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
658
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раса / расовое смешение / романтическая комедия / Голливуд / кинорепрезентация / race / racial mixing / romantic comedy / Hollywood / cinema representation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дёмина Елена Викторовна

Межрасовые романтические отношения и динамика их репрезентации в голливудском кинематографе анализируется с точки зрения присутствия расистских стереотипов и образов. Исследуются исторические корни расистских образов. Главная тенденция Голливуда в изображении межрасовых романтических отношений такова, что проблема расы элиминируется из сферы политического в сферу приватного. Такой дискурс позволяет низвести расизм к индивидуальной реакции каждого отдельного человека на цвет кожи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF INTERRACIAL ROMANCE IN AMERICAN ROMANTIC COMEDY

Interracial romantic relationships and the dynamics of their representation in Hollywood cinema is analyzed in terms of racist stereotypes and images. The historic roots of the racist images are explored. The main trend to depict an interracial romance in Hollywood is that the problem of race is eliminated from the political sphere into the private sphere. This discourse takes racism as an individual reaction of every single person to skin color.

Текст научной работы на тему «Репрезентация межрасовой любви в американской романтической кинокомедии»

UNIVERSUM:

, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

• 7universum.com

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕЖРАСОВОЙ ЛЮБВИ В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ КИНОКОМЕДИИ

Дёмина Елена Викторовна

магистр культурологии, аспирант кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина,

Украина, г. Харьков E-mail: elena dyomina@outlook.com

REPRESENTATION OF INTERRACIAL ROMANCE IN AMERICAN ROMANTIC COMEDY

Elena Dyomina

master of culturology, postgraduate student of the Department of theory of culture and philosophy of science, V. N. Karazin Kharkiv National University,

Ukraine, Kharkiv

Межрасовые романтические отношения и динамика их репрезентации в голливудском кинематографе анализируется с точки зрения присутствия расистских стереотипов и образов. Исследуются исторические корни расистских образов. Главная тенденция Голливуда в изображении межрасовых романтических отношений такова, что проблема расы элиминируется из сферы политического в сферу приватного. Такой дискурс позволяет низвести расизм к индивидуальной реакции каждого отдельного человека на цвет кожи.

Interracial romantic relationships and the dynamics of their representation in Hollywood cinema is analyzed in terms of racist stereotypes and images. The historic roots of the racist images are explored. The main trend to depict

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Дёмина Е.В. Репрезентация межрасовой любви в американской романтической кинокомедии // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17) .

URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2433

an interracial romance in Hollywood is that the problem of race is eliminated from the political sphere into the private sphere. This discourse takes racism as an individual reaction of every single person to skin color.

Ключевые слова: раса, расовое смешение, романтическая комедия, Г олливуд, кинорепрезентация.

Keywords: race, racial mixing, romantic comedy, Hollywood, cinema representation.

Американская романтическая кинокомедия — один из самых массовых голливудских жанров. Жанровая специфика романтической комедии выстраивается вокруг темы любви. Романтическая любовь в западной культуре — чувство, которое имеет отчетливые коннотации универсальности и трансгрессивности в отношении классовых, расовых, гендерных границ. Однако романтическая любовь исторична и всегда имеет «координаты» в том смысле, что ее формы обусловлены определенными культурным нормами и законами. Любовь — та сфера, где соприкасаются приватное и публичное, что и делает романтические комедии интересным объектом анализа [1, с. 204].

Романтическая любовь, репрезентированная в американской романтической комедии, отнюдь не универсальна. Более того, она доступна только ограниченному кругу тех, кто имеет подходящие классовые, расовые и гендерные характеристики. В подавляющем большинстве голливудских романтических комедий центральный персонаж — герой или героиня — белые, гетеросексуальные жители мегаполиса с хорошим образованием и карьерными амбициями. Героями романтических комедий редко становятся представители других рас, кроме европеоидной. Более того, в подавляющем большинстве фильмов о межрасовых романтических отношениях репрезентирована пара — белый мужчина и черная женщина. Эти репрезентации вызывают живой интерес, так как в США межрасовые браки между белыми женщинами и черными мужчинами заключаются в два раза чаще, чем между черными

женщинами и белыми мужчинами. Однако когда в голливудских фильмах исследуются межрасовые любовные отношения, то это почти всегда пара белого мужчины и экзотической цветной женщины, а не наоборот.

Межрасовые романтические отношения, как правило, становятся предметом изображения не комедии, а драмы: «Угадай, кто придет

к обеду» (1967), «Тропическая лихорадка» (1991), «Китаянка» (1987). В исторических репрезентациях межрасовые отношения были квалифицированы как презренные. Они изображались как опасные, неполноценные и, в конечном итоге, нежелательные как для индивидов, так и общества. Традиционный месседж Голливуда о межрасовых романах — это трагичные связи без счастливого конца. «Угадай, кто придет к обеду» (1967) стал первый фильмом о межрасовой любви с оптимистическим финалом. Эта тенденция продолжилась в таких романтических комедиях, как «Свой в доску» (1986), «Сделано в Америке» (1993), «Госпожа горничная» (2002), «Правила съема: метод Хитча» (2005), «Угадай, кто» (2005),

«Что-то новое» (2006).

И хотя современные репрезентации романтических отношений кажутся прогрессивными, они содержат осадочные расовые представления предшествующих исторических периодов. Некоторые элементы предшествующих расовых представлений сохраняются практически неизменными, а другие — трансформируются в ответ на вызовы глобализации, транснационализма и распространения массовой информации. В конечном счете, эти фильмы позиционируют желание, а не сферу политики пространством расового примирения [3].

В 2005 году на классический фильм о межрасовом романе «Угадай, кто придет к обеду» (1967) был снят ремейк — «Угадай кто». Эти фильмы, на наш взгляд, являются репрезентативными в вопросе о межрасовой романтике, хотя первый — драма, а второй — романтическая комедия. Оба фильма показательны для аргумента о том, что желание неполитично и является царством, где расы могут найти гармонию. Предлагая этот «аполитичный»

месседж, они воспроизводят и укрепляют традиционные взгляды на межрасовые романтические отношения, расу и гендер, усиливая историческую политику, которая вытесняет расизм и сексизм в приватную сферу и тем самым подрывает усилия по обеспечению социальной справедливости на политическом уровне.

Эндогамия, или практика заключения браков внутри своей расовой группы, считается само собой разумеющейся в американском обществе и культуре. Эндогамная гетеросексуальность специфично не исследована как институт, хотя нормативна и отклонения от этой нормы рассматриваются как нежелательные. А репрезентация межрасовой гетеросексуальности либо бросает вызов, либо поддерживает традиционные идеологии и практики, окружающие расу, сексуальность и брак [3].

Хотя межрасовые отношения имели место на протяжении всей истории Соединенных Штатов, однако их публичные репрезентации были редкостью и не давали положительного образа любви. В американской культуре, которая имеет длинную историю расовой сегрегации, конструирования нормативной маскулинности всегда зависело от образа Другого, который воплощал отсутствие маскулинности. В американской истории «немужчин», репрезентировали различные группы (европейские аристократы, индейцы, африканцы, евреи, ирландцы, итальянцы, японцы, вьетнамцы). Отрицание этих групп трансформировало для американских мужчин их собственные дефиниции мужественности [2, с. 131]. Черные рабы считались немужественными, так как они не могли защитить своих женщин и детей. Как отмечает исследователь американской маскулинности Майкл С. Кижмел, «те самые группы, которые исторически рассматривались как лишенные мужественности, одновременно также часто характеризовались как супермаскулинные, как сексуально агрессивные, как дикие хищные звери, против которых «цивилизованные» мужчины должны решительно бороться и таким путем спасать цивилизацию» [2, с. 132]. Устойчивый миф массового сознания о черном насильнике включал представления о гипертрофированно развитой

сексуальности черных. Образ черного насильника подкреплялся также отсутствием данных о сексуальном насилии в отношении черных женщин. «Черный насильник» стал символом угрозы черных белой цивилизации, ее моральной чистоте. Именно миф о черном насильнике предопределил дискурс межрасовых отношений в массовой культуре как таковой и кинематографе в частности. Образ белой женщины как объекта желания всех других рас является одним из общих источников расовых репрезентаций

ХХ века [4, с. 164]. Смешение женского тела с представлениями

о благоденствии целой расы требовал от (белой) женщины оставаться чистой, благочестивой, домашней и покорной, что воплотилось в культ Истинной Женственности. Женщины, которые не хотят или не могут достичь этих строгих стандартов, были признаны не женщинами вообще, оправдывая изнасилования черных женщин белыми мужчинами [4, с. 166].

В связи с этим важна репрезентация межрасовой гетеросексуальности в фильме «Угадай, кто придет к обеду», при участии Сидни Пуатье, Спенсера Трейси, Кэтрин Хепберн. Вышедший в прокат в 1967 году, в тот самый год, когда Верховный суд признал запрет межрасовых браков незаконным, фильм изображает эмоционально насыщенный день из жизни двух семей, чьи белые дочь и черный сын объявили о своих планах жениться. Джон Прентис, всемирно известный врач, сын черных родителей из рабочего класса Лос-Анджелеса. Его отец категорически против предстоящей свадьбы, но мать выражает сочувствие и просит его вспомнить, как это чувствовать страсть. Джоанна, невеста Джона, — дочь богатой белой пары, Мэтта и Кристины Дрейтон, из Сан-Франциско. Мистер Дрейтон — успешный издатель, который поначалу выражает серьезные возражения по поводу брака, но в конечном счете предлагает молодой паре свою поддержку. Миссис Дрейтон была удивлена, но искренне поддерживает свою дочь и доктора Прентиса в их планах. Она говорит мужу: «[Джоанна] такова, какой мы ее воспитали... мы говорили ей, что не правильно считать, что белые люди по существу превосходят черных людей — или коричневых, или красных, или желтых...

Так мы говорили... И когда мы так говорили, мы не добавляли — никогда не влюбиться в цветного мужчину».

Интересно, что самое сильное сопротивление Джон и Джоанна получили от отца Джона и черной экономки Дрейтонов Тилли. На протяжении всего фильма отношения Джона и Джоанны постоянно упоминаются как «ситуация» и «проблема», и зритель в конечном счете понимает, что наиболее актуальной проблемой является реакция на пару таких, как Тилли. Фильм, впрочем, сосредоточен скорее на взаимодействии между людьми и их мнениями, которые продиктованы эпохой и реалиями мужского доминирования. Джоанна, миссис Дрейтон и миссис Прентис — все они сконцентрированы на порыве чувств. Джон, мистер Дрейтон и мистер Прентис обеспокоены рациональными вопросами о том, что миллионы людей будут «шокированы, оскорблены и потрясены» поступком Джона и Джоанны и что они могут пострадать в результате.

Фильм был новаторским в его исторически уникальной репрезентации влюбленных черного мужчины и белой женщины в их планах пожениться и был коммерчески успешным. Таким образом, заявление отца Джона о том, что в «шестнадцати или семнадцати штатах [Джон и Джоанна] нарушили бы закон», чтобы пожениться, эта репрезентация межрасовой пары влюбленных предлагается как политическое заявление. Во время движения за гражданские права в 1960-е годы, романтические отношения между черными и белыми для некоторых стали частью политической борьбы за равенство. Вопрос о расовом смешении стал предметом дискуссий во время Движения за гражданские права. Правозащитники, однако, были осторожны в этом вопросе, утверждая, что приоритетным для них является равенство в таких институциях, как школа, место работы, медицина, жилье, а не изменение нормы внутри института брака.

«Угадай, кто придет к обеду» предлагает политический месседж о межрасовых браках и сексуальности черный мужчин и различных ответах, которые они порождают, хотя эти месседжи являются менее прогрессивными,

чем они могли бы показаться на первый взгляд. Фильм можно считать «проблемной картиной», в том смысле, что он представляет аудитории социальную «проблему», которая дистанциирована от своего социальнополитического контекста и сводится к межличностному конфликту, обретая счастливую развязку в финале. Такая повествовательная стратегия позволила Голливуду быть в курсе современного социально-политического климата в американском обществе, одновременно и поддерживая статус-кво, и инкорпорируя бунтарские политические импульсы [3].

Сохраняя политический консерватизм более раннего фильма, «Угадай, кто» (2005), романтическая комедия о межрасовой паре с Берни Мак и Эштоном Кутчером, повторяет центральный месседж «Угадай, кто придет к обеду» (1967), который в действительности является апологетикой статуса-кво. Ремейк фильма 1960-годов на первый взгляд кажется радикально отличающимся от оригинала. Теперь пара состоит из белого мужчины — восходящей звезды в финансовом секторе, и черной женщины — фотографа, дочери богатых родителей. Высокий классовый статус черных родителей предполагает, что их раса не стала препятствием для достижения ими американской мечты. И создается впечатление, что раса для них не является на столько заметной, в отличие от черных родителей в «Угадай, кто придет к обеду».

В «Угадай, кто» (2005) сюжетом является знакомство Саймона Грина с семьей его черной невесты Терезы Джонс по случаю годовщины свадьбы ее родителей. Отец Терезы изображается огромным, склонным к насилию и плохо контролирующим свои эмоции, среди которых преобладает гнев. Саймон акцентирует эти его характеристики, что созвучны демонизации черных в расистском дискурсе. А Саймон, в свою очередь, воспринимается Перри как недостаточно мужественный, так как не спортсмен, не умеет водить машину и белый. И хоть Перри постоянно отрицает какое-либо значение цвета кожи Саймона, однако, когда он описывает друга своей дочери своему коллеге по работе, то делает его черным. И хоть в черной семье постоянно активно

обсуждается расовая принадлежность Саймона, затрагивание социальнополитического контекста расы в американском обществе строго пресекается (анекдот Саймона о безработице среди черных).

Центральная идеологическая линия созвучна оригинальному фильму — нечувствительность к цвету кожи и попытка сублимировать масштаб социального неравенства к индивидуальным различиям цвета кожи. Мэрилин, мать героини в «Угадай, кто» (2005), говорит своему мужу: «Мы учили наших девочек видеть людей, а не цвета». Ее слова созвучны монологу миссис Дрейтон в «Угадай, кто придет к обеду» (1967). То, что звучит как либеральная надежда белых в фильме 1960-х годов, звучит инородно из уст черной женщины.

Безусловно, политический контекст обоих фильмов отличается. В 1960-е годы Движение за гражданские права выдвигало требования интеграции и отмены законов, запрещающих межрасовые браки. Сегодня нет необходимости указывать на сходство между расами или выступать за легализацию межрасовых браков. Прежним остается, однако, отрицание того, что расизм есть нечто больше, чем личные реакции на различия цвета кожи. Таким образом, то, что проявляется на поверхности как принятие межрасовых любовных отношений, в действительности — терпимость к ним в определенных контекстах, которая маскирует апологию нормативной американской белой семьи.

Сохранение белой женственности, хоть она и скрыта в фильме «Угадай кто» (2005), сделано явно в дискурсе превосходства белой расы. Смешение рас уравнивается с ненормативными белыми семьями (Саймон из неполной семьи) и определяется неудачливым белым мужчинам (Саймон, хоть и многообещающий молодой специалист, но безработный). Современная американская романтическая комедия о межрасовых парах отказывается изображать их в белой семье и с белой женщиной, тем самым сохраняя святость белой женственности.

Таким образом, американская романтическая комедия поддерживает статус-кво американского общества в отношении проблемы расы. Межрасовые отношения маргинальны в дискурсе романтической любви. Они вытеснены на периферию нормативной сексуальности и интегрированы в мир черной семьи. Постоянно артикулируемое расовое различие влюбленных определяется как индивидуальная реакция окружающих их людей на цвет кожи, в то время как для самих влюбленных раса репрезентируется как невидимая. Романтическая любовь, таким образом, предлагает решение проблемы расовой дискриминации в межличностной плоскости, а не на социально-политическом уровне обеспечения равных прав и возможностей американцам всех рас.

Список литературы:

1. Демина Е.В. Романтическая кинокомедия в контексте американской культуры: генезис, нарративная структура и конвенции жанра // Вісник ХНУ імені В.Н. Каразіна. — № 1012. Серія «Філософія. Філософські перипетії». — 2012. — С. 203—208.

2. Kimmel, Michael S. Masculinity as Homophobia: Fear, Shame, and Silence in the Construction of GenderIdentity // Theorizing Masculinities, eds. Harry Brod and Michael Kaufman. — Thousand Oaks: Sage Publication, 1994. — P. 119—141.

3. Leverette Tru. Guess Who's Welcome to Dinner: Contemporary Interracial

Romance and the New Racism // Reconstruction. — 2008. — Vol. 8, № 4 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://reconstruction.eserver.org/Issues/084/leverette.shtml (дата обращения: 10.07.15).

4. Sielke S. Race and racism // Encyclopedia of rape, ed. By Merril D. Smith. — Greenwood Press, 2004. — P. 164—167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.