Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
8 Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 125-128.
9 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психоло-
УДК 159.9.072
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СУБЪЕКТ»
КАК ТРАНЗИТИВНОЙ ФУНКЦИИ В ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
В. М. Статный, Ю. А. Шаранов
В данной статье обосновывается предположение о том, что субъектные атрибуты являются имманентными характеристиками различных уровней человека — индивида, личности, индивидуальности и, собственно, субъекта. Высший уровень развития личности — субъектный, совпадает с уровнем ее зрелости и креативности.
Ключевые слова: субъект, интегративная зрелость, транзитивность, развитие, креативность.
Обращение к исследованию феномена субъект-ности в последние десятилетия обусловливается многими причинами, в том числе новыми достижениями в психологической науке и ее прикладных отраслях. Концепция субъекта становится во многом альтернативой известных традиционных подходов к трактовке личности, дающей более конкретную интерпретацию механизмов ее профессионального становления, развития и самореализации. Многие сторонники субъектного подхода утверждают, что в старой модели корпоративной деятельности человек рассматривался как «живой робот», нанятый для бездумного выполнения инструкций. Такого человека всегда можно было заменить, и никого из руководителей, как правило, не волновали уникальные личностные качества, креативность и талант работника. В условиях, когда отсутствовала свобода выбора человеком стратегии жизненного пути и «собственного времени», субъектное, созидательное, творческое, а потому неповторимое начало личности как субъекта деятельности вос-требовалось не полностью.
В современную эпоху конвергентных, синергетических процессов, когда в профессиональных операциях интегрируются достижения многих сфер научного и технологического знания, государственные и частные организации вынуждены опираться на специалистов, нередко выполняющих сложные профессиональные задачи, которыми никто заниматься больше не способен. Многие социальные организации, службы, государственные институты уже стоят на пороге дефицита кадров, когда для выполнения определенных задач невозможно найти подходящих по своим субъектным качествам работников. Началась эпоха, когда уникальность и незаменимость
гического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.
10 Маклаков А. Г., Авдиенко Г. Ю. Феномен социальнопсихологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 100-104.
личности как субъекта социальных изменений, с активной гражданской и профессиональной позицией неизмеримо возрастает. Вполне сформирован социальный запрос на уникальный, авторский стиль деятельности в различных сферах самореализации субъекта — от «авторского прочтения роли» до авторского кино, художественного произведения или творческого служения делу.
В связи с этим многие сторонники теории субъ-ектности непосредственно связывают эффективность проводимых реформ и инновационных преобразований в органах внутренних дел с актуализацией ресурсов личности сотрудника как субъекта профессиональной деятельности. Собственно, только сегодня в сознании и практике политических, профессиональных элит постепенно начинает осуществляться переход от абстрактного гуманизма к реальному, к интерпретации личности как непрерывно развивающейся системы под влиянием преимущественно социально-экономических и других социальных факторов (правовых, культурных и т. д.), а также под влиянием возрастной динамики личности как субъекта жизненного пути. Активно осмысливаются проблемы и выявляются противоречия, которые препятствуют реализации человеческой сущности сотрудника, по-новому оцениваются личностно-психологические затраты, цена человеческой деятельности и достигаемого результата. Установлено, что профессиональный сотрудник, умело использующий современные, инновационные технологии в своей службе и одновременно конструктивно преобразующий профессиональную среду в правоохранительных органах, пока еще достаточно редкое явление '.
Значимость свойств субъектности для функционирования личности сотрудника возрастает и в связи с тем, что субъект обладает дифференцированной способностью к быстрой смене функций. Это помогает личности адаптироваться к новым условиям и обретать новую идентичность. Данная функция обеспечивает интеграцию всех уровней человека, его внутренних интенций, социальных ролей и статусов в интересах сохранения стабильности и самоорганизации личности. Тем самым происходит «раздвигание» системы личности и субъекта посредством возрастания объема передаваемых от личности к субъекту регулируемых функций и действий, в результате этого экономится энергия и упрощается функционирование самой личности. Именно на этом моменте настаивал Б. Г. Ананьев, когда описывал основные
32
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
характеристики человека как субъекта деятельности, а также предостерегал об опасности слишком большой дистанции между личностью и субъектом. Он подчеркивал, что структура субъекта должна соответствовать объективным условиям существования человека, структуре его труда и обеспечивать сохранение целостности личности 2.
Гипотетически можно предположить, что именно активность, самостоятельность и самодостаточность, социальная значимость индивидуальной воли человека как транзитивной, посреднической функции субъекта вызывает сегодня возрастание интереса к его сущности, а также интенсивную теоретическую рефлексию очевидной тенденции к экспансии его «базовой функции» в различных сферах знаний о человеке и общественной практике в целом. По-видимому, когда происходит смена одного социального порядка по причине его исчерпанности и возникновение другого, обостряется восприятие кризисности самого человеческого бытия и непредсказуемости нового, грядущего социального порядка. В связи с этим идея особой, транзитивной и посреднической роли субъекта последовательно подчеркивается и раскрывается в философии, искусстве, социальной психологии и истории.
В постмодернистской трактовке художественной литературы подчеркивается, что субъект свою роль осуществляет в том числе и через язык: «...это посредническая функция субъекта между импульсами и социальной практикой в языке, разгороженном сегодня на множество часто не сообщающихся систем. Речь идет о том субъекте, который достиг кульминации в христианско-капиталистическую эру, став ее скрытым двигателем, влиятельным, могущественным и неведомым, одновременно подавляемым и источником нового.» 3. Субъект как «творческий дискурс» сегодня пока не осмыслен: нет ответов на вопросы, связанные с пониманием закономерностей взаимосвязи и трансформации различных уровней и целостностей личности, начиная с индивида, личности и индивидуальности; не установлены значение и выраженность свойств личности как субъекта в процессе становления множественности социально-психологической и личностной зрелости 4, этапности возрастного развития субъекта деятельности; сохраняется многозначность в понимании самого феномена «субъект» 5.
Не прекращаются дискуссии и поиски «единицы психического», «единого объяснительного принципа», которые сохраняли бы все свойства целого и из которых можно было бы вывести все элементы субъ-ектности. При этом проблема субъекта, принципы, методы, критерии и условия его развития на практике уже давно и повсеместно выступают предметом научной рефлексии, характеризуются разнообразием используемых теоретических моделей, являются непременным индикатором диагностики и атрибутом инновационных технологий деятельности. Так, в акмеологии и акмесинергетике понятие «субъ-
ект» имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, так как его теоретико-объяснительный и прикладной потенциал широко используется в теории познания, герменевтике, психологии личности, психологии развития, последовательно осуществляется проекция на каждую из них. Однако в любом случае каждый автор научной рефлексии не может механически перенести классическое понимание субъекта в свой исследовательский контекст и вынужден трансформировать его, добавляя к нему собственное толкование и смыслы.
Это обусловливается в том числе существующим различением в понимании субъекта общих (в пределах общей социальной системы, по Абульхановой-Славской) атрибутивных свойств, таких как активность, самодеятельность, саморазвитие, самодетерминация, и специфических, или дифференциальных, для раскрытия и оценки конкретного субъекта социальных отношений. Например, специфическими для субъекта, осуществляющего правосудие, являются атрибутивные свойства: самостоятельность, исследовательская креативность, поисковая активность и инициатива, самодисциплина, самообразование, ответственность за конечный результат, критическая самооценка результатов собственной деятельности в соответствии с существующими критериями и др. 6 Именно принадлежность субъекта к определенной профессиональной группе служит основанием разнообразия и, по сути дела, принципиальной незавершенности или открытости списка атрибутивных качеств личности.
Следует подчеркнуть, что субъекта «вообще», вне конкретного предмета социально значимой деятельности не бывает. По сути дела, общие и специфические атрибуты субъектности в известном смысле составляют полисистемную, субъектноцентри-рованную, развивающуюся целостность личности. Если общие свойства субъекта являются универсальными, его относительно стабильными атрибутами, по крайней мере, большинство специалистов в области субъектогенеза личности придерживаются сравнительно небольшого списка обязательных свойств субъекта, то специфические характеризуются предметно обусловленными интенциями, имманентной динамичностью системы психических проявлений, что создает эффект диссипативной, неравновесной, противоречивой структуры психики человека в целом 7.
Интерпретация субъекта как внутренне противоречивого явления восходит еще к З. Фрейду. Именно в психоанализе субъект находится в состоянии постоянного напряжения, судорожно пытается восстановить свою целостность посредством символической функции воображения, которая сама по себе есть не что иное, как фикция. Естественно, в данной трактовке речь идет о «глубоко нетрадиционном субъекте», субъекте, лишенном целостности сознания, принципиально фрагментированном, в противоположность классическому «неделимому» индивиду.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
33
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
Современные исследования личности характеризуются акцентированием внимания именно на интегративности и целостности психических явлений. Так, В. Н. Мясищев подчеркивал социопсихофизиологическую природу личности, где исходными методологическими принципами в понимании личности выступают принципы целостности, активности и развития. Сегодня эта тенденция связана в том числе с усилением субъектного подхода к анализу психики (C. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.), в котором субъект — это дифференцированное многомерное целое (система), выполняющая роль стержня или интегрирующего звена, объединяющего различные проявления (компоненты, модальности) психики и уровни ее организации.
На сегодняшний момент недостаточно изучены механизмы формирования субъектных свойств, закономерности их динамики в процессе становления индивида 8, индивидуальности, их отдельных параметров и интегративных, системных характеристик на уровне личности и собственно субъекта 9. У Б. Г. Ананьева в качестве основного конструкта выделяется не личность и не субъект, а индивидуальность. По его мнению, индивидуальность — это вершина развития человека, как «глубина» личности и субъекта деятельности. При этом среди психологических особенностей взрослого человека, этапов его психологической зрелости не субъектность, а фактор индивидуальности начинает действовать в качестве источника развития человека. Тем самым потенциал и роль субъекта в дальнейшем становлении зрелости личности на стадии ее раннего, среднего и позднего субъектогенеза в теории «человека как предмета познания» остается не до конца понятной 10. До сих пор в психологии традиционно уделяется больше внимания развитию ребенка, нежели взрослого человека. Более того, некоторые авторы утверждают, что о ребенке, о закономерностях его развития известно все, тогда как именно развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем современной психологии 11.
Возникает также вопрос о взаимосвязи субъектных свойств и специфике механизмов их порождения в онтогенезе личности. Исходя из той логики развития человека, которую в свое время обосновали Б. Г. Ананьев и его последователи, можно заключить, что субъектные свойства и определенные элементы зрелости имеют место быть уже на уровне индивида, затем они интегрируются и составляют целостность личности и интегральной индивидуальности человека. Как известно из экспериментальных работ В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность человека — это частный случай саморазвивающейся и саморегулируемой живой системы. Получается, что даже такое целостное образование, как «интегральная индивидуальность человека», всего-навсего частный случай в огромной живой системе,
к которой относится человек. Именно эта система («интегральная индивидуальность») состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи — биохимического, общесоматического, нейродинамического, психодинамического, личностного, метаиндивидуального, а также уровня социально-исторических индивидуальных свойств. Между этими иерархическими уровнями интегральной индивидуальности существуют много-многозначные (полиморфные) связи, вскрывающие непричинный — телеоном-ный — тип детерминации (в отличие от однозначных связей на одном и том же уровне, вскрывающих каузальный тип детерминации).
В онтогенезе полиморфные связи возникают, как правило, равновероятно благодаря опосредующей функции цикла промежуточных переменных 12. Такой опосредующей переменной, по В. С. Мерлину, выполняющей транзитивную и системообразующую функции, является индивидуальный стиль деятельности субъекта. В данном случае подразумевается не просто личность как субъект, а субъект, который в результате действий интегративных механизмов достиг целостности и стал обладателем такого свойства, как индивидуальный стиль деятельности. В свою очередь, процесс становления индивидуального стиля деятельности выступает в качестве истории развития самого субъекта деятельности, как частного случая, результата действия механизмов саморегуляции, самоорганизации и саморазвития интегральной индивидуальности человека. Другими словами, субъект — это относительно самостоятельный уровень в иерархии системы целостностей индивидуальности человека, посредством которого реализуется ключевая способность человека к производственной деятельности и одновременно с этим появляется возможность к социальному управлению его собственным социальным развитием.
Свойства личности как субъекта принципиально устойчивы, транзитивны, т. е. переходят от возраста к возрасту, от одного качественного уровня развития человека к другому, в том числе потому, что базовым или первичным уровнем субъектности, по Б. Г. Ананьеву, является структура индивидуальной целостности, которая сохраняет константы поведения «во всех возрастах и проявляет себя с первых недель жизни до умирания» 13. Прежде всего речь идет об индивидуально-типических, первичных свойствах человека (конституциональные, нейродинамические, билатеральные особенности симметрии организма) и производных от них вторичных свойствах — темпераменте, структуре органических потребностей, задатках, мотивации элементарных действий и др. Все первичные и вторичные свойства индивида отличаются высоким уровнем интеграции. Высокий уровень интеграции служит источником формирования различных целостностей — природной или биологической организации человека как вида, соци-
34
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
альной и личностной иерархии целостностей, лежащих в основе различных видов идентичностей. Здесь перед нами многоуровневая или множественная характеристика субъектности, а также множественная характеристика зрелости субъекта 14.
Для того чтобы быть стержнем, выступать в качестве, например, критерия уровня зрелости, целостности или «глубины» индивидуальности и личности, субъект должен быть способен непрерывно продуцировать имманентно присущий ему «базовый эффект» интегрирующего звена и перехода между последовательными изменениями психики и деятельности человека. Тем самым постоянно преодолевается тенденция к «слипанию» индивидных, первичных свойств человека с личностным уровнем посредством актуализации процесса формирования необходимых личности субъектных свойств, ее способности к самоорганизации, самосовершенствованию и саморазвитию. Для характеристики данного процесса лучше всего подходит феномен темпоральности. Последний отражает динамическую составляющую функционирования психики и представляет собой процесс превращения «структуры, формации личности (в том числе смысловой) из одной формы существования в другую форму существования посредством преобразующей, превращающей транзитной работы» 15. Именно динамика внутренней психической работы, многочисленные механизмы связывания временных форм психической активности служат основным источником и основанием процессов жизнедеятельности субъекта как перехода. Переход необходим «для утверждения существования человека, его воспроизведения и производства (творения)» 16.
Зрелый субъект, с внутренне сложившейся интенцией к успеху, самоутверждению и самореализации, принципиально не может допустить как остановки в собственном развитии, так и статичности окружающего мира. Угроза дальнейшему развитию всякий раз возникает в связи с появлением очередного уровня интеграции, целостности в иерархии функциональных и профессиональных подсистем психики личности. В том числе и в связи с тем, что каждый профессионал одновременно является субъектом разных видов деятельности: индивидуальной деятельности, профессионального сообщества и представителем своей организации, т. е. социальным субъектом 17. Поэтому субъект вынужден «забегать» вперед индивидуальности, чтобы реализовать «в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» 18. В этом смысле субъектность не тождественна индивидуальности, это разные уровни и функции человека. Если субъект, например, осознал необходимость воспроизводства и развития определенных свойств индивидуальности в качестве проблемы, то он может ее представить не такой, какой индивидуальность складывается в настоящее время, а какой она может быть в будущем. То есть процесс
развития индивидуальности осуществляется с прицелом на будущее, в том числе прогнозируется ее возможная идентичность.
Эта «непоглощенность» субъекта текущим временем функционирования личности служит одним из источников раздвоения его самосознания и мотивов, направленных или на сохранение и поддержание комфортного психического состояния индивидуальности, или на его изменение в интересах развития социально значимой деятельности или самого субъекта. Сохраняет ли при этом «базовый эффект» свою транзитивную, регулирующую функцию и в отношении, например, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных и других свойств личности? Ответ на данный вопрос мог бы вывести нас на понимание единой системы представлений о сущности субъекта, о механизмах сопряжения его свойств с конкретными культурно-историческими условиями развития индивида, индивидуальности, личности, с пониманием ценности и внутренних закономерностей достижения человеком зрелости 19.
Таким образом, субъект — это интегральное качество человека, обладающего совокупностью общих и оригинальных ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, высокой социальной активностью, обеспечивающих жизнеспособность личности и индивидуальности посредством интеграции когнитивной и мотивационной сферы, ценностей и смыслов личности в деятельности, а также организации взаимодействия, диалога между личностью и окружением, между личностью и универсумом в соответствии с нормами и ценностями, культивируемыми в социуме. В связи с выполнением своей транзитивной функции субъект превосходит любую специфическую ситуацию или событие в жизни индивидуальности. Субъект осуществляет выбор и разрешает противоречия между реальными и социально требуемыми возможностями личности, ее соответствия-несоответствия труду, профессии не столько в контексте решения задач сохранения и реализации индивидуальных, неповторимых качеств личности, сколько в более широком контексте жизнедеятельности человека.
Очевидно, что сегодня универсальные субъектные свойства личности запрашиваются в контексте «переходного общества», «переходного человека» и совпадают с образом человека, которого в акмеоло-гии называют зрелым. Критериями зрелости субъекта выступают совокупность идеальных образов человека, которые культивируются в обществе и распространяются посредством образования, воспитания, морали и отражаются в профессиональной деятельности. Благодаря этим социально-психологическим механизмам постепенно складываются представления об идеальном полицейском, сотрудниках правоохранительных органов в целом. Концепция реформы органов внутренних дел также содержит внутренние интенции, определяющие необходимость развития нового типа субъектности полицейского,
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
35
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
владеющего акмеологической культурой, опытом творческой деятельности и методологией научного познания, способного самостоятельно обновлять свои знания, расширять кругозор и систематически совершенствовать профессиональное мастерство. По сути дела, новый тип субъектности полицейского — это не что иное, как новый уровень интеграции зрелой личности: особая представленность ее свойств в социальной перцепции (или «владении социальным окружением»), в устойчивой целостности ее личностных свойств, ценностных ориентаций и устремленности к идеалу профессиональноличностной самореализации.
Этап достижения зрелости является наиболее продолжительным периодом онтогенеза (по Э. Эриксону) и характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности 20. По ходу наших рассуждений мы уже определяли некоторые параметры и критерии зрелой личности. Однако в связи с многозначностью понятия «зрелая личность» возникает необходимость уточнения содержания хотя бы одного из конкретных признаков личностной зрелости. Анализ литературных источников по данному вопросу не привел нас к однозначному выводу. Большинство авторов, несмотря на желание выделять небольшое, но достаточное количество признаков, критериев и характеристик зрелой личности, на самом деле предлагают их необозримое количество. Эта тенденция объясняется, прежде всего, сложностью анализируемого явления. Так, по мнению А. А. Бодалева, «ступень зрелости (вершина зрелости, акме) — это многомерное состояние человека, которое характеризует, насколько он вырос как гражданин, личность, супруг, родитель и особенно как специалист-труженик (профессионал „экстракласса")» 21. А. А. Реан выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости, являющихся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир 22. Собственно, и А. А. Бодалев, и А. А. Реан раскрывают акмеологическую зрелость личности. В отличие, например, от дефинитивной зрелости, которая после прохождения своего плато начинает с возрастом постепенно снижаться, акмео-логическая, наоборот, после достижения вершины (акме) продолжает увеличиваться, достигать новых вершин за счет системных трансформаций психических свойств субъекта 23. По акмеологическим представлениям, даже физически беспомощный человек преклонного возраста нередко может представлять собой образец одухотворенной, просветленной личности (индивидуальности, субъекта).
Представляется, что близким по своим акмеоло-гическим характеристикам, модальности и содержанию понятия «зрелой личности» может быть суще-
ствующий в социальной психологии такой базовый признак личности, как психосоциальная зрелость. А. Л. Журавлев утверждает, что такая зрелость личности предполагает «обязательную, толерантную по отношению к другим людям, гуманистическую направленность, реализацию общественно значимых целей и в целом миросозидательную функцию зрелой личности» 24. Другими словами, зрелой личности присущи принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях, неприятие условностей, но уважительное отношение к нравственным и служебным нормам совместной деятельности и общения, отсутствие попыток их игнорирования, обязательное соблюдение интересов дела при установлении с людьми доброжелательных личных отношений. Такое содержание базового признака не противоречит современной трактовке зрелости личности как индивидуальности и субъекта правоохранительной деятельности и одновременно с этим отражает основную цель реформирования органов внутренних дел.
В разработанной в психологии и акмеологии оригинальной концепции развития личности на протяжении всей жизни человека — от раннего детства до поздней взрослости было убедительно показано, что личностное развитие индивида не прекращается на этапе взрослости: взрослый человек способен к обучению, усвоению новых областей знаний и к переучиванию. Поздняя взрослость, или этап позднего субъектогенеза, также не является периодом умножающихся потерь, так как в этот период проявляется ведущая роль морально-мировоззренческой составляющей, задающей ценностные координаты сознания и определенную конфигурацию эмоциональных состояний личности 25. С акмеистской точки зрения возраст является не источником — формой развития личности, а этап поздней взрослости может рассматриваться как высшая стадия зрелости.
В органах внутренних дел большинство сотрудников проходят службу в раннем периоде взрослости (от 21 года до 25 лет), в период среднего (от 20 до 40 лет) и позднего периода субъектогенеза, т. е. старше 45 лет. Большинство характеристик зрелости человека в той или иной степени обусловливаются его возрастным статусом. Так, субъектно-содержательные личностные свойства (ценностно-смысловые и эмоциональные характеристики, цели, самоотношения, самооценки) созревают в акмеологическом смысле только к 30-50 годам. Нравственные свойства субъекта также созревают довольно поздно. В связи с этим исследования динамики становления Я-концепции личности на различных этапах взрослости и на протяжении всей профессиональной карьеры сотрудника, в зависимости от разнообразных акме-условий, акме-факторов и акме-событий, приобретают сегодня особую актуальность. Так, несмотря на дефицит исследований о динамике Я-концепции личности и самосознания взрослого после наступления
36
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «субъект» как транзитивной функции...
половой и социальной зрелости, все же имеются данные о том, что в зрелости Я-концепция превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в котором частные Я-концепции не всегда взаимообусловлены. Следовательно, выделить конкретный аспект и исследовать его достаточно трудно, а учесть в исследовании весь комплекс Я-концепции пока не представляется возможным 26.
Даже в условиях образовательного пространства организаций высшего образования МВД России можно исследовать только некоторые аспекты процесса становления и развития параметров зрелости Я-концепции у курсантов и слушателей. Как правило, в системе общего или профессионального образования достигается один из уровней зрелости (или идентичности) личности, связанный с ее готовностью к самостоятельной профессиональной деятельности. И если в процессе обучения педагогами осуществляется контроль и оценка компетенций, обеспечивается разрешение противоречий между механизмами порождения целостностей, стадиями и уровнями развития субъектных качеств, актуальным и потенциальным в психическом развитии, то после получения образования личность вынуждена разрешать подобные противоречия самостоятельно. При этом возникает проблема не столько транзитивности (переноса) имеющихся у личности качеств субъектности в иную ситуацию, сколько их формирование и развитие по критериям акмеологичности, т. е. высшему уровню зрелости. А это означает необходимость порождения новых субъектных качеств или даже нового субъекта (субъектов) деятельности, исходя из существующих в обществе и профессиональной среде культурных стандартов самореализации и достижения личного успеха.
Речь идет о том, что слишком высокий уровень ожиданий со стороны общества, а также уровень притязаний самой личности может превосходить возможности конкретной профессиональной среды или даже существующей социальной системы в целом. В этом случае базовые ценности конформности, самоограничения побуждений и действий, выживания и стабильности, уважения и поддержания традиций могут уже не устраивать личность. Возникает естественное противоречие между стремлением молодого специалиста соответствовать социальным ожиданиям, в том числе и возрастным, и мотивацией к сохранению собственной индивидуальности. Наступает этап сомнений, поисков, внутреннего конфликта, переживания творческого кризиса, корректируется существующая и формируется новая динамическая структура отношений личности к различным ценностям, стремлениям и стратегиям поведения, уравновешивающая (или неуравновешивающая) собственную независимость взглядов с терпимостью и уважением людей, имеющих противоположные позиции и ценности. Новый тип субъекта — это новая целостность личности,
новая личностно-профессиональная идентичность, направленность которой может быть связана с поведением «для себя» (по Л. С. Выготскому) или с изменениями и социально значимыми достижениями посредством проявления высшего уровня компетентности и профессионализма, независимости и свободы.
Таким образом, транзитивная функция субъекта рассматривается в контексте задач непрерывного становления личности профессионала. Только в этом случае возникает возможность между всеми изменениями личности проследить определенную закономерность, выявить тесную онтологическую, ценностно-смысловую связь личности и деятельности, которая в различных формах идентичности и составляет сущность механизма транзитивности субъектных свойств из настоящего в будущее личности. 1 11
1 Статный В. М., Шаранов Ю. А. Акмесинергетиче-ская среда становления профессионала органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С. 16-21.
2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1980. С. 108 ; Его же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 210.
3 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С. 143-144.
4 Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М., 2011. С. 280-298.
5 Психологическая наука в России XX столетия. Проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997. 576 с.
6 Аграрова Е. А. Акмеологические детерминанты развития исследовательской компетентности судьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. С. 6.
7 Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности : дис. ... д-ра психол. наук. Ставрополь, 2004. С. 98-100.
8 Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал / ред. И. И. Чеснокова. 2003. Т. 24, №1. С. 29-47.
9 Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1. С. 86-99.
10 Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004. 415 с.
11 Аверин В. А. Механизм психического развития ребенка // Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. С. 20-72 ; Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999. С. 6-25 ; и др.
12 Щебетенко А. И. Функционально-генетическая характеристика межуровневых структур интегральной индивидуальности: методология, теория, эксперименты, перспективы исследования. Пермь, 2001. С. 92-97.
13 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 49.
14 Русалов В. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 83-92.
15 Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998. С. 144.
16 Магомед-Эминов М. Ш. Психика как работа // Вестник МГУ Сер. 14: Психология. 2011. № 4. С. 92-108.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
37
Алексеева Е. А. Проблемы формирования навыков устной коммуникации студентов-юристов...
17 Брушлинский А. В. Психология субъекта. М., 2003. С. 21-51.
18 Абульханова-СлавскаяК. А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 245.
19 Сергиенко Е. А. Проблемы психологии развития: некоторые острые вопросы и пути их решения // Психологический журнал. 1990. Т. 11, № 1. С. 150-160.
20 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М., 1996. 344 с.
21 Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Акмеология — новая наука. 2005. URL: http://hpsy.ru/public/ x798.html (дата обращения: 29.12.2014).
УДК 378.14
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В РАМКАХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Алексеева
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности в устной речи у студентов юридических вузов, влияние изменения приоритетных методов контроля в системе школьного и высшего обучения на формирование навыков устной коммуникации студентов-юристов. Представлены результаты эмпирического исследования, предложены рекомендации относительно форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе, способствующих компенсаторному развитию соответствующих навыков.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, навыки устной речи, методы контроля, общеобразовательные и высшие профессиональные учебные заведения, многоуровневая система образования, принцип последовательности обучения.
Традиционно профессия юриста, вне зависимости от специализации и занимаемой должности, предполагает наличие развитой коммуникативной компетентности, т. е. «лингвистической (языковой), социолингвистической (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурной (умение пользоваться знанием истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивной (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника), стратегической (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником) и социальной (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией)» '. Так, В. Л. Цветков и Ю. В. Слободчикова обоснованно указывают, что «в условиях совершенствования деятельности полиции, повышения требований к сотрудникам возрастает значимость такого важного элемента их профессиональной подготовленности, как коммуникативная компетентность, и особенно ее развитие у курсантов» 2.
Ключевую роль в коммуникативной компетентности играют навыки устной речи, способность гра-
22 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2007. С. 92-93.
23 Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 4. С. 23-29.
24 Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М., 2011. С. 284.
25 Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 33-146.
26 Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. С. 441-442.
мотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности, свои идеи, точку зрения, вести устную коммуникацию в рамках профессионального и научного общения. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» 3 также закрепляет данные навыки среди требований, предъявляемых к результатам освоения образовательных программ среди общекультурных и профессиональных компетенций юриста.
За последние годы в педагогической практике намечаются негативные тенденции, способные повлиять на развитие навыков устной речи будущих юристов. Типичное проявление данной проблемы в высшей школе представляет неспособность студентов как начальных, так и выпускных курсов структурировать свой устный ответ на экзамене (зачете) и изложить его «юридически грамотным» языком, что выражается в слабом использовании понятийно-категориального аппарата и скудном словарном запасе в целом. При этом с каждым годом указанная проблема усугубляется — количество студентов с неразвитыми коммуникативными навыками увеличивается.
По нашему мнению, это вызвано коренным изменением методов контроля (всех его видов: текущего, промежуточного и итогового) 4 сразу на двух уровнях российского образования: средней и высшей школы — переориентацией на письменные ответы учащихся (тесты и письменные задания с развернутыми ответами), а также увеличением популярности блицопросов, которые сводят необходимость построения грамотной и логически последовательной устной речи к минимуму.
Следует обратить внимание на то, что массовая популяризация письменных ответов началась более 10 лет назад, с введением единого государственного экзамена в системе среднего образования. Данная система, призванная исключить коррупционные проявления при поступлении абитуриентов в вузы, в долгосрочной перспективе оказала «медвежью» услугу всем гуманитариям, и прежде всего юристам. Реалии педагогической деятельности (на любом уровне обучения), в теории обозначенные как приобретение определенных знаний, умений и навыков, на практи-
38
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)