УДК 811.163.4
Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2013. Вып. 4
У. В. Паутова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «МУШКАРАЦ» (МУЖЧИНА) В СЕРБСКИХ И ХОРВАТСКИХ ПОСЛОВИЦАХ
Цель данной статьи — выявление и описание некоторых признаков концепта «мушкарац» (мужчина) в сербохорватском языке на материале пословиц. В современной лингвистике много литературы, посвященной такому явлению, как концепт. Тем не менее, этот термин не имеет однозначного толкования.
Понятие концепта появилось еще в эпоху средневековья. В лингвистику оно сравнительно недавно попало из математической логики, среди советских ученых первым внимание на него обратил С. А. Аскольдов. Он обозначил концепт как «зародыш мыслительных операций» [1, с. 273]. Концепт и концептуализация являются предметом научного интереса многих ученых, в связи с чем существуют и иные мнения о концепте. Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что концепт имеет ядро, включающее главное понятие, наиболее яркий образ, и периферию — накопленные культурой и опытом человека признаки. Одной из спорных характеристик концепта является его идеальность. А. Соломоник полагает, что концепт — это абстрактное научное понятие [2, с. 246]. С. Г. Воркачев тоже называет концепт «"фантомным" ментальным образованием» [3, с. 42]. В. В. Колесов, напротив, представляет концепт объективно существующим, реалией [4, с. 19]. По мнению Ю. Е. Прохорова, концепт одновременно виртуален и реален [5, с. 28, 139]. Главную функцию концепта ученые видят в его способности в процессе мышления замещать множество однородных предметов. Ю. Е. Прохоров поясняет, что концепт замещает действительную картину мира бытия человека группой знаков и символов — некой вторичной картиной, которая сформировалась в процессе познания мира, для того чтобы упростить, упорядочить и приспособить для существования в первичной картине [5, с. 88, 155]. Д. С. Лихачев выделяет, помимо заместительной, и вторую важную функцию концепта — способность расширять значение, оставляя возможности для домысливания [6, с. 282]. Н. Д. Арутюнова определяет функцию концепта как посредника между человеком и действительностью [7, с. 21]. Согласно позиции большинства исследователей, концепт обязательно реализуется в слове [5, с. 153, 159; 8, с. 67], хотя есть и мнение о существовании невербальных концептов [9, с. 170]. Концепт ученые чаще всего представляют как стабильное и динамичное образование [5, с. 155]. В сознании человека концепт формируется из опыта, предметной деятельности, мыслительных операций с уже существующими в сознании концептами, языкового общения и сознательного познания языковых единиц (из словаря) [10, с. 68-69].
В этой статье за основу берется понимание концепта как объективно существующей, выражаемой в языке единицы ментальности, имеющей ядро и периферию, находящейся в стабильном положении, но способной меняться.
Паутова Ульяна Владимировна — магистр лингвистики, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
© У В. Паутова, 2013
Анализируемый здесь концепт «мушкарац» (мужчина) в народной мудрости сербов и хорватов занимает одно из центральных мест. В статье рассмотрены 56 наиболее ярких пословиц, содержащих компонент «човек» (мужчина, муж) и другие компоненты, называющие лиц мужского пола, как то: «муж», «детиЬ» (парень), «момак» (парень), «мушко» (мужчина, существо мужского пола), наименования родственников («син», «отац», «таст», «брат», «зет»), компонент, называющий мужчину по одной из его социальных ролей, — «домаЬин» (хозяин). Пословицы извлечены из сборника сербских пословиц Вука Стефановича Караджича, книги Й. Кекеза "Svaki je kamen da se kuca gradi", «Антологии народного творчества» Миливое В. Кнежевича и интернет-словарей пословиц [11-16]. Все собранные пословицы условно разделены по семантике на 4 группы: I — пословицы, описывающие отношения мужчин и женщин;
II — пословицы, дающие оценку роли мужчин в бытовой и общественной жизни;
III — пословицы, оценивающие свойства характера мужчин; IV — пословица, дающая отрицательную оценку вредной привычке мужчин.
Пословицы, описывающие отношения мужчин и женщин, можно разделить еще на 4 подгруппы: 1) взгляды мужчин на свадьбу и брак; 2) взгляды мужчин на бытовые и семейные отношения мужа и жены; 3) роль мужчины в семье, согласно тому, каким членом семьи он является, и отношение к нему; 4) оценка отношениям мужчины и женщины в связи с их внешними характеристиками. Среди пословиц первой подгруппы особый интерес представляют пословицы, отражающие отрицательное отношение мужчин к женитьбе, браку. Так, например, в пословице «Ожени се, стаЬе ти волак на ногу» (Женись — встанет тебе вол на ногу) брак уподобляется некоему бремени («волу»), которое является препятствием для хорошей жизни мужчины, делает его жизнь более трудной, чем до свадьбы. В пословице «Да jе добро, и ^аво би се женио» (Если бы это было хорошо, и дьявол бы женился) непосредственно дается негативная оценка мужчиной такому явлению, как брак. В иронической форме то, что мужчина становится счастливым лишь после смерти жены, отражено в пословице «СреЬноме жене умиру, а несреЬном кобиле цркаваjу» (У счастливого жены умирают, а у несчастного кобылы дохнут). Обнаружена и пословица, отрицательно характеризующая брак по расчету и его последствия: «Узех врага све због блага, блага неста, враг ми оста» (Взял черта из-за богатства, богатство исчезло, черт у меня остался). Речь идет о том, что женитьба ради денег невесты, а не по любви, счастья мужчине не принесет, так как деньги могут закончиться, а с нелюбимой женой нужно будет жить дальше — и без денег, и без любви. Пословица имеет пейоративный оттенок. Однако в сборнике пословиц Вука Караджича обнаружена и пословица «Човек не може бити човек, докле га жена не крсти» (Мужчина не может быть мужчиной, пока его не крестит женщина) с пояснением «док се не ожени, и постане чоек своjе жене» (пока он не женится и не станет мужем своей жены). Она указывает на важную роль женщины в становлении мужчины, на важность брака для мужчины. В пословице «Ко рано руча и млад (рано) се ожени, неЬе се ^ати (не ^е се)» (Кто рано обедает и молодым (рано) женится, не будет раскаиваться (не раскаивается)) брак оценивается с позитивной стороны, причем женитьба именно в молодом возрасте.
Среди пословиц первой группы интересны также пословицы, отражающие то, каким образом мужчине следует искать себе жену. Во-первых, нужно особо относиться к родственникам будущей жены: «Кад ти девоjку просим, лубав ти носим»
(Когда я сватаю твою девушку [дочь], несу тебе любовь). Здесь выражено представление о том, что молодой человек, который просит у родителей девушки ее руки, должен приходить к ним с открытым сердцем, чтобы расположить их к себе. В пословице «Ко Ьер хоЬе да доби^е, матери вала да се умилава» (Тому, кто хочет получить дочь, следует входить в доверие к матери) говорится о таком поведении жениха по отношению к матери невесты, которое поможет ему завоевать ее расположение. Если сватающийся понравится будущей теще, это поспособствует свадьбе. Пословица носит рекомендательный характер. Сам мужчина не должен затягивать со сватовством понравившейся девушки, иначе это сделать может другой: «Ко пре дево^ци, онога ^е девочка (ко пре дево^ци, гаему девочка)» (Кто первым к девушке, того и девушка). Пословица «Ако неЬеш ти, оно Ье друга три» (Если не ты, то другие три [человека]) обнаружена в сборнике Вука Караджича с припиской «Кад се ко шчигаа да проси д^ево^ку» (Когда кто-то медлит сватать девушку). Эта пословица, как и предыдущая, говорит о необходимости не терять времени и скорее сватать понравившуюся девушку. Мужчине при выборе жены не следует полагаться только на красоту девушки: «Ушима, а не очима вала се женити» (Ушами, а не глазами следует жениться). Важно, какое мнение сложилось о девушке, что говорят о ней и ее родственниках другие люди. Наконец, если нет подходящей по возрасту девушки для создания семьи, не зазорно жениться и на женщине, уже, возможно, побывавшей замужем и овдовевшей, или просто более зрелой, чем молодая девушка: «Кад девочке нема, добра ^е и баба» (Когда девушки нет, хороша и баба). Для вступления в брак существуют возрастные границы: «Женити се млад рано ^е, а стар доцно ^е» (Жениться молодым рано, а старым — поздно). Иными словами, с женитьбой не стоит спешить, так как слишком молодой парень может быть не готов к семейной жизни, но не надо и затягивать, иначе может быть поздно заводить детей, поднимать их, сил на обеспечение семьи уже будет меньше, чем в молодости. В пословицах проявляется резко негативное отношение к мужу-подкаблучнику: «Ко се жене бо^и, нека децу до^и» (Кто жены боится, пусть детей кормит грудью). Пословица имеет пейоративную окраску и построена на сравнении подчиняющегося жене мужа с женщиной (что рассматривается как позор для мужчины): муж, боящийся жены, наделяется женскими качествами и должен делать то, что могут и должны только женщины в силу своей физиологии, то есть происходит обмен тендерными ролями в семье.
В пословицах показано, что мужчина может воспитывать и поучать с помощью рукоприкладства жену, дочь и при необходимости даже женщин не из своей семьи, если те ведут себя не как должно: «Удри дево^ци место где седи» (Ударь девушку по месту, на котором она сидит) или «На псето замахни, а девочку удри» (На собаку замахнись, а девушку ударь). С другой стороны, применение физической силы по отношению к жене оценивается отрицательно: «Ако жену тучеш, сво^у среЬу тучеш» (Если бьешь жену, бьешь свое счастье).
Согласно пословицам, очень важную роль в семье играет отец: он носитель традиций, передающий их новым поколениям, поэтому сыну рекомендуется жить и работать так же, как и отец: «Плети котац где (као) ти и отац» (Плети загон, где (как) и твой отец). Отец — пример для детей: «Што чине деца? — Што виде од оца» (Что делают дети? — Что видят от отца). Здесь отражено то, что дети перенимают от отца его поведение, привычки, а во взрослой жизни они ориентируются на опыт, полученный в детстве. Об этом же речь идет в пословице «Какво гниздо таква тица, ка-
кав отац таква дица» (Какое гнездо, такая птица, какой отец, такие дети). Отец — хозяин дома, кормилец: «Где ни^е оца, ни^е ни лонца» (Где нет отца, нет и горшка). Поскольку традиционно женщина не зарабатывала, то дом, где не было мужчины-хозяина, являлся бедным: даже самых необходимых вещей в нем могло не быть. Есть и пословицы, говорящие о проблемах, возникающих у отца в связи с детьми разного пола. Сына отцу воспитывать труднее: «Ласно ^е дете имати, ма ^е тешко сина имати» (Легко иметь ребенка, но трудно иметь сына). Сына труднее вывести в люди, поднять на ноги, чем дочь, потому что сын в будущем сам станет хозяином в доме, кормильцем, человеком, обеспечивающим семью, а значит, надо вырастить его достойным человеком, что требует больших усилий со стороны отца. Однако дочь труднее выдать замуж: «Ко ни^е куЬу градио и кЬер удавао, та^ не зна шта ^е трошак» (Кто дом не строил и дочь замуж не выдавал, тот не знает, что такое расходы). Речь идет о том, что выдача дочери замуж (как и постройка дома) — очень затратное дело для семьи, сопряженное с расходами на свадьбу, выделением приданого для дочери. Именно поэтому отец девушки не может жить спокойно: «Житни купац и дево^ачки отац не могу среЬни бити» (Торговец зерном и отец девушки не могут быть счастливыми). Эта пословица обнаружена в сборнике Вука Караджича. Вук поясняет, что продавец зерна несчастен, возможно, потому, что «грех торговать той вещью, без которой нельзя жить». С другой стороны, из-за частых неурожаев торговцу невозможно со всей уверенностью рассчитывать на прибыль. Причина, по которой отец девушки не может быть счастливым, Вуком не объясняется и рассматривается как само собой разумеющееся: «Отец девушки — известно почему [не может быть счастливым]». По поводу женитьбы детей дана такая рекомендация отцу: «Сина жени кад хоЬеш, а кЬер уда^ кад можеш» (Сына жени, когда хочешь, а дочь выдавай замуж, когда сможешь). Социальный статус мужчины выше, чем статус женщины, для женитьбы возраст мужчины менее важен, поэтому мужчине легче жениться, причем практически в любом возрасте. Дочь же, согласно пословице, надо выдавать замуж сразу, когда появляется такая возможность, не только потому, что красивая и молодая жена — предмет гордости мужа, но еще и потому, что детородный возраст женщины ограничен: если девушка засидится в девках, ее может потом никто не взять замуж.
Одна пословица показывает огромное значение рождения сына для семьи, так как именно сын — работник в семье, продолжатель рода и семейных традиций, а дочь, выйдя замуж, покидает родительскую семью: «Кад се детиЬ роди, и тигле се на куЬи обеселе» (Когда мальчик родится, и черепица на доме обрадуется).
Обнаружены и пословицы о братьях. Некоторые из них отражают теплые отношения, согласие между братьями, например: «Где се братска срца сложе, и олово пливат' може» (Где сердца братьев поладят, там и свинец плавать может); «БраЬа била, браЬа мила» (Братья били, братья милы). Последняя пословица зафиксирована в сборнике Вука Караджича с пояснением «Ако ме сво^ и избище, опет ^е мио и он мени и ^а гаему» (Если меня свой [брат] и побьет, снова мил и он мне, и я ему). Таким образом, эта пословица показывает, что родные братья друг на друга всерьез не обижаются, они всегда после ссоры мирятся и могут простить многое друг другу. Несколько пословиц характеризуют напряженные, прохладные отношения между братьями. Так, пословица «Ако злотвора немаш, ма^ка Ье ти га родити» (Если у тебя нет врага, мать тебе его родит) имеет пейоративную окраску и непосредственно
характеризует брата как противника, недруга, который может испортить жизнь другому брату. Обнаружены пословицы, отражающие то, что родство братьев не дает им права на имущество друг друга: «Ако смо ми браЬа, нису кесе сестре (БраЬа ка' и браЬа, а тобоци ка' и крвници)» (Хотя мы братья, наши кошельки не сестры (Братья как братья, а кошельки как враги)). Компоненты этой пословицы вариативны, она встречается и во многих других славянских языках (ср. рус. Брат мой, ешь хлеб свой).
Одна пословица дает оценку быту зятя: «Ко има зета, има и магарца» (У кого есть зять, у того есть и осел). Здесь налицо оттенок иронии: зять характеризуется как рабочая сила в доме, как человек, которого, как и осла, тесть может постоянно заставлять работать. На таком положении чаще всего находился зять-примак: он приходил в дом жены, не имея ни собственного дома, ни средств на его постройку, а поскольку тесть принимал его в свою семью, то, разумеется, тесть и был главным в доме, мог командовать зятем.
Пословица, отражающая отношение к тестю зятьев, носит насмешливый характер: «Не узда^ се, тасте, да те зети часте» (Не надейся, тесть, что зятья тебя угостят). Зятья не очень привечают тестя (это лишний рот), не особо ждут в гости, и поэтому не станут его сытно, гостеприимно кормить.
Среди пословиц, дающих оценку отношениям мужчины и женщины в связи с их внешними характеристиками, интересна паремия, отражающая бесполезность для мужа красоты жены: «Од ране трешае и лепе жене човек мало користи има» (От ранней черешни и красивой жены мужчине пользы мало). Важнее, чтобы супруга была хозяйственной. Кроме того, красивая жена — предмет ревности мужа, потому что на красавицу может польститься другой мужчина, и причина для беспокойства, так как мужу постоянно надо за ней следить: «Ко има лепу куЬу и лепу жену, ни^е господар од ае» (У кого красивый дом и красивая жена, тот не является их хозяином). Пословицы характеризуют и отношения между мужем и женой разного возраста, например: «Стару човеку млада жена годименат, а младу човеку стара жена погиби^а» (Для старого мужчины молодая жена — наслаждение, а для молодого мужчины старая жена — погибель). С другой стороны, «У старца млада жена беда готова» (У старика молодая жена — готовая беда). Такая оценка, по-видимому, мотивирована тем, что молодая жена может изменить старому мужу, обмануть его.
В группе пословиц, дающих оценку роли мужчин в бытовой и общественной жизни, выделены 2 подгруппы: 1) характеристика мужчины как хозяина; 2) характеристика мужского труда и его результатов. Пословица «Сваки ()е) домаЬин дому владика» (Каждый хозяин — владыка дома) отражает то, что хозяин — главный в доме, ему подчиняются домочадцы. Хороший хозяин должен быть предусмотрительным, заботиться о завтрашнем дне: «Ко^и домаЬин не мисли увече шта у^утру вала радити, ту нити ^е куЬе ни домаЬина» (Какой хозяин не думает вечером, что надо делать утром, тут нет ни дома, ни хозяина). Пословица «Тешко куЬи где луд заповеда» (Трудно дому, где безумный распоряжается) говорит о том, что безответственность и неорганизованность хозяина не способствуют благоприятной обстановке в доме. Хороший хозяин — это человек гостеприимный: «У добра домаЬина гости разблу^ени» (У хорошего хозяина гости избалованные). У такого человека гостям уютно, как в своем доме. Кроме того, в доме всегда есть что подать к столу, чем развлечь гостей.
Мужской труд в пословицах характеризуется как очень важный, нужный. Мужчины в отличие от женщин являются, согласно пословицам, людьми созидающими, трудолюбивыми: «Жене су да зборе а луди да творе» (Женщины [существуют], чтобы говорить, а мужчины — чтобы делать). То, что приносит в дом мужчина, более ценно, чем результаты женской работы, так как женщины занимались домашним трудом: готовили, убирали, ткали, пряли (их труд считался легче), а мужчины пахали, сеяли, строили. Это отражает пословица «Мушки донос богати донос» (Мужская прибыль — богатая прибыль).
Пословицы, оценивающие свойства характера мужчин, разделяются на несколько подгрупп: 1) качества, составляющие основу характера мужчин; 2) качества, нежелательные для мужчин; 3) рекомендация оценивать мужчин по уму; 4) пословица, показывающая необходимость для мужчин работать над собой; 5) пословицы, отражающие, что не внешние данные, присущие мужчинам, позволяют назвать человека мужского пола настоящим мужчиной. Так, пословица «Красно момче, ка' ба-лаво сомче» (Красивый парень как несмышленый соменок) характеризует красивого молодого человека через сравнение его с неразумным детенышем сома. Пословица отражает незрелость, неумелость, неопытность красивого молодого парня. Слово «балав» имеет пейоративную окраску. Молодые мужчины — любители веселого времяпрепровождения: «Шарено и гиздаво младу ^е драго» (Пестрое и нарядное молодому мило). Парни свободнее женатых мужчин, так как у них нет груза ответственности за семью: «ДетиЬу ни^е кам врх главе» (У парня нет камня над головой). Камень — символ гнета, неволи. Парни более беспечны в отношении брака, они позже созревают для женитьбы, чем девушки: «У девочке играну, у детиЬа не зна^у (У девочке коло игра, у детиЬа ни у ум ни^е)» (У девушки танцуют, у парня не знают (У девушки танцуют коло, у парня в голову не приходит)). Когда девушки выходят замуж, их сверстники парни еще и не думают о свадьбе. После смерти супруги мужчины недолго печалятся: «Муж жену короту^е од дома до гроба, па од гроба до дома» (Муж скорбит по жене от дома до могилы и затем от могилы до дома). Эта пословица имеет иронический оттенок: речь идет о том, что муж скорбит по жене ровно столько, сколько длится путь с телом жены до кладбища и обратный, а потом, придя домой, он про нее забывает, может завести новую жену. Пословицы представляют мужчину более свободным в поведении, чем женщина: «У мушкога ^е срамота под петом, а у женскога ме^у очима» (У мужчины стыд под пяткой, а у женщины — между глазами). Поведение женщины более на виду общества, чем поведение мужчины; к тому, как она себя держит, общество предъявляет больше требований. Мужчине легче скрыть поступки, достойные порицания. Отрицательно характеризуют пословицы небережливость мужчины как помеху для создания семьи: «Ко не купи мрвице, неЬе стеЬи пунице» (Кто не собирает крошки, не приобретет тещи). Тестям такой человек как будущий зять не понравится из-за его неэкономности уже в малом, которая в семейной жизни может распространиться и на более важные предметы и дела. Отрицательная оценка дается нежеланию мужчины прислушиваться к мнению других мужчин: «Ко луди не слуша, ни^е ни он човек» (Кто мужчин не слушает, и он не мужчина). Мужчина должен доказывать свою принадлежность к сильному полу делами. Негативно в пословицах оценивается глупость, умственная недоразвитость, незрелость мужчины: «Залуду ^е лепа брада, кад ^е слаба глава» (Ни к чему красивая борода, когда голова слаба). Речь идет о том, что даже наличие бороды — символа
зрелости, мудрости — не поможет, если человек глуп, не скроет его глупость. Ум очень ценное качество для мужчины. Мужчину следует оценивать по уму: «Гледа^ човеку брк а делили трк» (Смотри у мужчины на ус, а у воина — на бег). Усы в народе всегда считались признаком зрелости и мудрости, как и борода. Мужчине необходимо всегда работать над собой, трудиться: «Многи човек ни^е назидан Богом веЬ собом» (Многие люди созданы не Богом, а собой). Изначальные способности, заложенные в человеке, могут развиться только тогда, когда человек к этому стремится. Мужчина утверждается в качестве такового лишь через мужские поступки, дела, а не через ношение мужской одежды и наличие мужской внешности: «Ни^е сваки човек, ко^и гаЬе носи» (Не каждый, кто носит штаны, мужчина), «Брада не чини човека» (Не борода делает мужчиной).
Отдельно выделена пословица, дающая отрицательную оценку вредной привычке мужчины: «У п^анцу нема ни човека ни кунака» (В пьянице нет ни мужчины, ни героя). Пьянство превращает человека в безвольное, презираемое существо.
Итак, обобщая данные анализа пословиц о мужчинах, можно сделать некоторые выводы о восприятии сербами и хорватами мужчин, а также о взглядах на мир самих хорватских и сербских представителей сильного пола. Брак мужчины чаще оценивают отрицательно, так как он приносит им трудности, заботы, но только женщина может помочь становлению мужчины, поэтому брак необходим. Не следует жениться только по расчету. Время для вступления в брак ограничено возрастными рамками, которые, однако, для мужчин менее четки, чем для женщин. Для женитьбы надо суметь расположить к себе родных невесты и не откладывать сватовство, иначе девушку выдадут за другого. Выбирать жену нужно с осторожностью и не покупаться только на ее красоту, от которой мужчине, согласно пословицам, нет пользы — есть только одни проблемы. Стоит прислушиваться к мнению людей о невесте. Лучше всего иметь молодую жену, но если девушки на примете нет, можно жениться на женщине постарше. Мужчина должен быть хозяином в семье и в доме, а если он подчиняется жене, то его презирают. Муж имеет право поучать женщин в семье (и даже вне ее) битьем, если они делают что-то плохое, предосудительное, однако ему следует помнить, что рукоприкладство — препятствие для семейного счастья. Мужчина в семье выполняет несколько социальных ролей. Роль отца особенно велика, так как именно он глава дома, носитель традиций, на него равняются дети, с него берут пример, по его поведению общество оценивает его детей, мнение о нем распространяется и на них. Роль отца в воспитании детей также неоспорима: именно ему нужно воспитывать сына, несмотря на то что это трудно, и решать проблемы с замужеством дочери, связанные с большими расходами. Рождение сына — огромное счастье для семьи, так как он работник и продолжатель рода. Другая социальная роль мужчины — брат. В пословицах об отношениях братьев много противоречий: братья рассматриваются и как самые близкие друг другу люди, и как враги друг для друга. Негативные коннотации имеют пословицы о зяте и тесте, вероятно, потому, что это не самые близкие родственники. Поскольку мужчина — хозяин дома и его защитник, ему следует быть собранным, решительным, властным. Безответственный хозяин принесет дому и семье только проблемы. Мужской труд ценится выше, чем женский. Оценивать мужчину следует не по красоте, а по уму и поступкам. Парни мало, в отличие от девушек, заботятся о свадьбе. Они любят беззаботно проводить время, веселиться. Молодые люди характеризуются как неопытные и менее от-
ветственные, чем взрослые мужчины. Умершую супругу муж может быстро забыть. Мужчина более свободен в поведении, чем женщина. Неэкономность мужчины — то отрицательное качество, которое отталкивает родственников невесты, а следовательно, не способствует будущему браку. Согласно пословицам, мужчиной не делает ни мужская внешность, ни мужская одежда, а только поступки.
Итак, на основе анализа пословиц о мужчине были выявлены некоторые признаки концепта «мушкарац» в сербской и хорватской языковых картинах мира. Эти признаки помогли составить общее представление о восприятии мужчины сербами и хорватами и о воззрении мужчин на самих себя и свои взаимосвязи с обществом. В целом, в пословицах отражены довольно консервативные взгляды на положение мужчины в семье, доме, обществе. В наши дни, несмотря на то что некоторые традиции и представления сохраняются, происходит демократизация и либерализация прежних норм и правил как неизбежный результат веяния современности.
Литература
1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
2. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.
3. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. 192 с.
4. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2004. 240 с. (Slavica Petropolitana).
5. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2008. 176 с.
6. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. C. 280-287.
7. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка. Культурные концепты / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. С. 21-30.
8. Колесов В. В. Слово и дело. Из истории русских слов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 702 с.
9. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с.
10. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2003. 193 с.
11. КарациЪ В. Ст. Српске народне пословице и друге различне као оне у обича; узете ри^ечи. У Бечу: у штампари;и |ерменскога манастира, 1849. 388 с.
12. Kekez J. Svaki je kamen da se kuca gradi. Osijek: Revija, 1990. 161 str.
13. КнежевиЪ В. Миливо)е. Антолоща народних умотворина // Антолоща српске каижевности. URL: http://www.ask.rs/ (дата обращения: 02.03.2013).
14. Српске народне пословице // Вики-цитат [информ. портал]. URL: http://sr.wikiquote.org/sr/ (дата обращения: 11.01.2013).
15. Izreke o zenama i muskarcima // Izreke i poslovice. Poezija — Zanimljivosti — Mudrosti [информ. сайт].2011. URL: http://izrekeiposlovice.com/2011/02/izreke-o-zenama-i-muskarcima/ (дата обращения: 11.01. 2013).
16. Narodne poslovice // Mudre misli. Raskrsnica razmisljanja [информ. сайт]. 2008. URL: http://www. mudremisli.com/2008/06/narodne-poslovice-i-n/ (дата обращения: 11.01.2013).
Статья поступила в редакцию 31 октября 2013 г.