Научная статья на тему 'Репрезентация концепта «Богатство» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»'

Репрезентация концепта «Богатство» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
537
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / «БОГАТСТВО» / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИДИОСТИЛЬ / Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ / "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" / "WEALTH" / "THE BROTHERS KARAMAZOV" / CONCEPT / CULTURAL LINGUISTICS / IDIOSTYLE / FYODOR DOSTOYEVSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафонова Светлана Григорьевна

В статье рассматривается репрезентация концепта «богатство» в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Содержание концепта в романе исследуется в соответствии с полевой структурой концепта: ядро, ближняя и дальняя периферии. Доказывается, что именно периферии отражают особенности выражения концепта «богатство» у Ф.М.Достоевского и составляют специфику художественного отражения действительности в романе «Братья Карамазовы». Реализация концепта «богатство» в произведении свидетельствует об индивидуальном восприятии Ф.М.Достоевским данного понятия, а его исследование позволяет реконструировать художественную картину мира романа и идиостиль автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE CONCEPT OF «WEALTH» IN FYODOR DOSTOYEVSKY’S NOVEL «THE BROTHERS KARAMAZOV»

This article discusses the representation of the concept of "wealth" in F.M.Dostoevsky’s novel "The Brothers Karamazov." In the novel, the content of the concept is studied in accordance with its field structure: the core and the near and far peripheries. It is proved that it is the peripheries which represent the expression of Fyodor Dostoyevsky’s concept of "wealth" and constitute the characteristic features of artistic reflection of reality in the novel "The Brothers Karamazov." The implementation of the concept of "wealth" indicates Dostoyevsky’s individual perception of this concept, and its study makes it possible to reconstruct the artistic picture of the world in the novel and the author idiostyle.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта «Богатство» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)

УДК 811.161.1

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «БОГАТСТВО» В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

© С.Г.Сафонова

В статье рассматривается репрезентация концепта «богатство» в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Содержание концепта в романе исследуется в соответствии с полевой структурой концепта: ядро, ближняя и дальняя периферии. Доказывается, что именно периферии отражают особенности выражения концепта «богатство» у Ф.М.Достоевского и составляют специфику художественного отражения действительности в романе «Братья Карамазовы». Реализация концепта «богатство» в произведении свидетельствует об индивидуальном восприятии Ф.М.Достоевским данного понятия, а его исследование позволяет реконструировать художественную картину мира романа и идиостиль автора.

Ключевые слова: концепт, «богатство», лингвокультурология, идиостиль, Ф.М.Достоевский, «Братья Карамазовы».

В современной лингвистической науке прочно утвердился термин «концепт». И, хотя этот термин до сих пор не имеет четкого определения, такие исследователи, как, например, З.Д.Попова и И.А.Стернин [1], В.А.Маслова [2], Е.С.Кубрякова [3] и др., сходятся на том, что концепт - это «ментальная единица человеческой памяти, которая отражает знания и опыт человека» [3: 12]. Система концептов составляет картину мира (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный «рисунок», на основе которого человек мыслит мир. Концепт является выражением «культурной темы», поэтому в определении термина «концепт» отражается и собственно лингвистическая, и культурологическая проблематика. Анализ мировоззренческих и культурологических концептов в последнее время становится важной языковедческой задачей. «Изучение понятийного наполнения базовых концептов русского сознания позволяет сделать выводы о специфике мировоззрения, мировидения человека прошлых веков, а также пронаблюдать за тенденциями в развитии семантического потенциала ключевых понятий языковой картины мира» [4: 72]. Интерес представляет изучение концептов, отражающих своеобразие мира человека. Часть из них связана с внешними по отношению к человеку явлениями, которые прочно вошли в жизнь людей в связи с социальной природой человеческого общества.

Концепт «богатство» - один из ключевых концептов когнитивного сознания народа, так как проблема материальных ценностей стала актуальной со времен возникновения общества людей. В связи с этим репрезентация концепта «богатство» интересует многих исследователей. «Анализ сочетаемости лексем, объективирую-

щих концепт в языке, также дает возможность выявить некоторые составляющие концепта» [1: 179]. Поскольку концепт находит реализацию в значениях языковых единиц, при его изучении необходимо обратиться прежде всего к данным словарей. Согласно «Толковому словарю» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, семантика слова «богатство» представлена следующими основными семами:

1. Обладание материальными ценностями;

2. Обилие, роскошь, множество;

3. Нематериальные ценности, такие как семья, любовь, счастье, дружба, здоровье и т.п. Переносный смысл.

4. Богатство - противопоставление бедности [5: 278].

Смысловое содержание концепта, воспроизводимое по данным словарных статей, свидетельствует о том, что богатство в русском языковом сознании бывает двух видов: духовное и материальное. Для русского менталитета наиболее важным в структуре данного концепта является богатство духовное. Это доказывает большое количество русских пословиц, в которых слово богатство употребляется с ярко выраженной негативной коннотацией. Например, «Богатство человека в собаку превращает» [6: 25], «Богатство гинет, а нищета живет» [7: 70] и т.п. Такая ситуация обусловлена влиянием православной религии, которая резко осуждает обладателей богатства материального: «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [8: 24].

Русский классик, писатель Ф.М.Достоевский, будучи человеком глубоко религиозным, ценил именно духовное богатство, и многие его произведения так или иначе раскрывают губительное влияние материального достатка на человече-

скую душу. В одном из его лучших романов «Братья Карамазовы» отражаются различные составляющие концепта «богатство». Материал романа позволяет исследовать специфику реализации данного концепта в творчестве великого писателя.

Любой концепт имеет определенную структуру: состоит из ядра, ближней и дальней периферий. Такая структура называется полевой, и она подобна модели значения слова (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии). Ядро концепта - это первичные, наиболее наглядные образы, периферией же являются более абстрактные понятия [1: 26]. В связи с нашим исследованием можно предположить, что именно периферии будут отражать особенность выражения концепта «богатство» у Ф.М.Достоевского и составлять специфику художественного концепта в романе «Братья Карамазовы».

Наиболее часто концепт «богатство» в романе соотносится с такими понятиями, как «капитал», «состояние», «имущество». Данные понятия составляют ядро рассматриваемого концепта и выражают значение «обладание материальными ценностями». Например: Имел он состояние независимое, по прежней пропорции около тысячи душ [9: 36]; Федора Павловича, отца своего, узнал и увидал в первый раз уже после совершеннолетия, когда нарочно прибыл в наши места объясниться с ним насчет своего имущества [9: 37]; ...образовался характер расчетливый, копящий капитал [10: 441]. К значению «обладание материальными ценностями» можно отнести и такую репрезентацию концепта «богатство», как «наследство». Данная репрезентация составляет ближнюю периферию концепта.

«Толковый словарь» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дает следующее толкование слова «наследство»:

1. Имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. Получить в наследство что-нибудь.

2. То же, что наследие. Духовное наследство.

3. То же, что наследование. Право наследства. Получить по наследству [5: 385].

В романе слово «наследство» наиболее часто встречается в первом значении - «имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу». Подобная репрезентация является характерной для данного произведения, так как именно наследство является причиной конфликтов между героями романа: Превосходное имение его находилось сейчас же на выезде из нашего городка и граничило с землей нашего знаменитого монастыря, с которым Петр Александрович,

еще в самых молодых летах, как только получил наследство, мигом начал нескончаемый процесс... [9: 36]; Считая себя сам (и на это есть факты) незаконным сыном Федора Павловича, он мог ненавидеть свое положение сравнительно с законными детьми своего господина: им, дескать, все, а ему ничего, им все права, им наследство, а он только повар [10: 483]. Как видно, в представленных примерах концепт «богатство», выраженный словом наследство, имеет негативный оттенок, поскольку в значении, связанном с этим словом, заключено представление о ненависти, зависти, тяжбе и т.п. Это связано с содержанием романа.

Концепт «богатство» в романе вербализуется и с помощью такого понятия, как «приданое». Приданое, как часть богатства, тоже играет значительную роль в мировоззрении различных героев, например Ивана Карамазова: ...и Катерину Ивановну приобретет, по которой сохнет, да и шестьдесят ее тысяч приданого тяпнет [9: 121]. Просторечный глагол тяпнуть, имеющий здесь значение «взять, схватить», характеризует Ивана Карамазова как человека беспринципного и эгоистичного. Следующий пример определяет образ мыслей другого главного героя романа -Дмитрия Карамазова: ...одного стыжусь вечно: упомянул, что она теперь богатая и с приданым, а я только нищий бурбон - про деньги упомянул! [9: 163]. В данном примере прилагательное богатая, относящееся к ядру концепта, является однородным членом с предложно-падежным сочетанием, в котором употребляется слово, относящееся к ближней периферии концепта - с приданым. Подобное сочетание усиливает содержательную составляющую понятия. По этому отрывку из монолога героя можно сделать вывод, что Дмитрий Карамазов благодаря своей горячей и вспыльчивой натуре способен на необдуманные слова и поступки, о которых потом будет жалеть.

Также в романе представлены примеры, объективирующие концепт «богатство» при помощи лексем, имеющих значение «убыток, потеря материального богатства». Подобные лексемы используются писателем при характеристике одного из главных героев романа - Дмитрия Карамазова: Но так непременно бывает с теми, которые, как и Дмитрий Федорович, всю жизнь свою умеют лишь тратить и мотать доставшиеся по наследству деньги даром, а о том, как добываются деньги, не имеют никакого понятия [9: 54]. При помощи глагольных лексем тратить и мотать передается значение утраты материальных благ, к которой приводят Д. Карамазова его легкомыслие и ветреность. Данная языковая но-

минация сигнализирует о негативных составляющих концепта, активизируя их в сознании носителей языка.

Представление о богатстве в рассматриваемом произведении может быть актуализировано с помощью сочетаний количественных числительных со словом деньги. В таком случае содержится конкретное указание на денежную сумму: Федор Павлович, например, начал почти что ни с чем, помещик он был самый маленький, бегал обедать по чужим столам, норовил в приживальщики, а между тем в момент кончины его у него оказалось до ста тысяч рублей чистыми деньгами [9: 31]; А тогда как нарочно у меня в кармане, у нищего, очутились четыре тысячи [9: 165]. В подобных случаях репрезентируется первое значение слова, что позволяет дать четкую характеристику степени богатства обладателя. Это свидетельствует о наличии параметрического компонента в значении рассматриваемого слова.

Анализируемый концепт выражается с помощью ключевого слова-репрезентанта «богатство» таким образом: Люди были немалые, имели богатство, влияние и силу, меня принимали ласково и радушно [9: 378]. В данном случае концепт «богатство» представлен и на понятийном уровне, поскольку в его содержание входят понятия, указывающие на позитивные следствия богатства - влияние и силу. Таким образом, восприятие богатства, по мнению Достоевского, целиком зависит от нравственных качеств людей, которым оно досталось. Человека с моральными принципами богатство не портит, не оказывает пагубного влияния, так как для него важны другие ценности. Поэтому в данном контексте слово богатство не имеет негативной характеристики. В следующем примере Ф.М.Достоевский, как глубоко верующий человек, показывает, что богатство может быть и Божьим даром: Столько тайн разрешенных и откровенных: восстановля-ет Бог снова Иова, дает ему вновь богатство... [9: 373].

Понятие «богатство» заключается также в существительных со значением лица, являющихся наименованием категории людей, обладающих определенным состоянием: богач, капиталист и др.: Раз Белявский, - красавчик один тут был и богач, за ней волочился... [9: 187]. В данном примере слово красавчик, которое несет определенную стилистическую окраску, подчеркивает и дополняет понятие богач, указывая, таким образом, на успешного и влиятельного человека, выступающего в качестве претендента на роль жениха:... вы бы мне эти три тысячи выдали. так как кто же против вас капиталист в

этом городишке... [10: 58]. Понятийный уровень концепта, объективируемый лексемой капиталист, представлен как исключительное положение героя в обществе: ...кулачат Масловы -отец с сыном, стотысячники: что положат, то и бери., а из здешних никто не смеет против них тягаться [9: 356]. В последнем примере слово стотысячник является контекстуальным синонимом слова богач и указывает на конкретную сумму денег, которой обладает персонаж романа.

Посредством таких прилагательных, как богатый, обильный и подобные, концепт «богатство» выражается в следующих примерах: Теперь они опять богаты, у них много денег [10: 234]; Кушанье подавалось хоть и не изысканное, но обильное, кулебяки готовились превосходные, а вина хоть и не блистали качеством, зато брали количеством [10: 149]. Сюда же можно отнести и прилагательные, имеющие антонимичное значение: бедный, нищий и т.д.: Сотворите... Радость, радость каких-нибудь бедных, очень бедных людей... [9: 46]; Отцы и учители, берегите веру народа, и не мечта сие. сам свидетельствовать могу, видел и удивлялся, видел, несмотря даже на смрад грехов и нищий вид народа нашего [10: 401].

В некоторых случаях прилагательное богатый, представляющее ядро концепта «богатство», приобретает ряд метафорических значений, наиболее употребительные из которых «насыщенный»: Да, полагаю, что наши зрительницы дамы остались довольны: зрелище было богатое [10: 428] или же «обильный»: Именно, если нас, например, обуяет некоторая, так сказать, художественная игра, потребность художественного творчества, так сказать, создания романа, особенно при богатстве психологических даров, которыми Бог оделил наши способности [10: 470].

Данный концепт в романе вербализуется и с помощью таких глаголов, как, например, разбогатеть: Разбогатели у нас с той поры, вот что-с, прежде бедность была [10: 402] или нажить: Я вам скажу вашу идею: вы отыщете прииски, наживете миллионы, воротитесь и станете деятелем, будете и нас двигать, направляя к добру [10: 75]. Миллион в XIX веке считался огромной суммой и был показателем богатства, следовательно, «нажить миллионы» означает «разбогатеть».

Кроме того, вербализация концепта «богатство» в романе «Братья Карамазовы» осуществляется словами драгоценный, золото, солидный, которые указывают на ценность, значимость определенных предметов и явлений для героев романа. Данные эпитеты используются при харак-

теристике не только материальных, но и нематериальных ценностей, что включает последние в систему концептуальных признаков, релевантных для его содержания. Наиболее часто встречается слово драгоценный, в значении которого «очень важный, нужный» [5: 174] отражается представление о богатстве, так как в обеих частях сложного слова содержится указание на это. Приведем примеры, иллюстрирующие сочетаемость данных лексем в контекстах, позволяющую выявить когнитивные признаки данного концепта:

• Информация: Драгоценное, однако же, сведение, несмотря на свое «совсем не то» [9: 336].

• Жизненный путь: .не принял бы я иноческого сана и не вступил бы на драгоценный путь сей [9: 365].

• Событие, ситуация: Вам же, милые гости, хочу я поведать о сем юноше, брате моем, ибо не было в жизни моей явления драгоценнее сего, более пророческого и трогательного [9: 366].

• Слово: Я спрашивал сейчас: что такое отец, и воскликнул, что это великое слово, драгоценное наименование [10: 489].

• Новость: Говорю тебе, вести жду. Золотой такой одной весточки... [9: 31]. В последнем примере ценность новости для конкретного человека выражается с помощью прилагательного «золотой», употребленного в переносном значении.

• Ум: Прокурор же, то есть товарищ прокурора, но которого все у нас звали прокурором, Ипполит Кириллович, был у нас человек особенный... самолюбивый и раздражительный, при весьма солидном, однако, уме и даже доброй душе [10: 150].

Представление о нематериальных ценностях, заложенное в смысловой структуре концепта «богатство», может быть выражено и при помощи такого понятия, как сокровище: Я шел сюда злую душу найти - так влекло меня самого к тому, потому что я был подл и зол. А нашел сестру искреннюю, нашел сокровище - душу любящую... [10: 36]. В данном примере понятие «сокровище» обозначает любовь как нематериальную ценность.

Богатство - противопоставление бедности. Проблему бедности и богатства, а главное, проблему отношения общества к материальному достатку писатель Ф.М.Достоевский выразил через следующие слова героя романа: Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей...» [9: 398]. Здесь мы можем видеть ситуацию, которую с успехом

можно отнести к современности: потребительское отношение к жизни, выраженное известным слоганом «бери от жизни все». Но такое отношение имеет свои негативные последствия, о которых автор также говорит словами героя, старца Зосимы: У богатых уединение и духовное самоубийство, у бедных зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности не указали [9: 398]; У тех, которые небогаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством [9: 399]. По мнению Ф.М.Достоевского, для русского менталитета богатство материальное пагубно: Воистину, если не говорят сего (ибо не умеют еще сказать сего), то так поступают, сам видел, сам испытывал, и верите ли: чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве уже развращены, и много, много тут от нерадения и недосмотрения нашего вышло! [9: 401].

Всего в романе «Братья Карамазовы» насчитывается 185 слов, репрезентирующих концепт «богатство». Из них 86 (47%) существительных, 79 (43%) прилагательных, 13 (6,5%) числительных, обозначающих конкретную сумму богатства, и 7 (3,5%) глаголов.

На основании анализа этих единиц мы можем сделать вывод, что концепт «богатство» в романе «Братья Карамазовы» имеет следующие составляющие:

1. Образный уровень (образная составляющая, складывающаяся из изображения конкретных эталонов богатства, характерных для данного произведения): капитал, состояние, имуще -ство, приданое, наследство. Необходимо упомянуть также, что данный концепт реализуется на этом уровне не только посредством существительных, но и посредством других частей речи, которые также репрезентируют концепт «богатство»: прилагательными богатый, обильный, драгоценный и глаголами разбогатеть, нажить (миллионы).

2. Понятийный уровень (то есть лексическая фиксация концепта, отражение в человеческом сознании объектов действительности и их отношений). К этому уровню мы можем отнести представления о нематериальных ценностях, заложенные в смысловой структуре концепта «богатство». Нематериальные ценности представлены в романе с помощью таких понятий, как информация, жизненный путь, ум, любовь и т.п.

3. Ценностный уровень (ценностная составляющая, иначе оценочная, положительная или отрицательная характеристика концепта). Наиболее четко оценочная характеристика понятий-

ного наполнения концепта «богатство» представлена при противопоставлении понятий богатство и бедность. Ф.М.Достоевский через призму мировосприятия одного из героев произведения, старца Зосимы, доносит мысль о негативном влиянии материального, «земного» богатства на человеческую душу.

Реализация концепта «богатство» в романе «Братья Карамазовы» свидетельствует об индивидуальном восприятии Ф.М.Достоевским данного явления. Отрицательное отношение к материальной составляющей богатства и признание высшей ценностью духовного богатства составляет основу авторского видения мира. А так как художественная картина мира в литературных произведениях является вариантом языковой картины мира, отражает взаимодействие общего и индивидуального, можно сделать вывод о том, что подобное восприятие богатства типично для русского языкового сознания. В идиостиле Достоевского отразились все семантико-типологи-ческие характеристики русского языка, составляющие русское национальное самосознание.

1. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2010. - 314 с.

2. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Академия, 2001. - 365 с.

3. Кубрякова Е.С. Горизонты современной лингвистики. Традиции и новаторство: сборник в честь Кубряковой Е.С. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 207 с.

4. Ерофеева И.В. Реконструкция концепта воля в русской языковой картине мира Средневековья (По материалам летописей) // Предложение и слово. Сборник научных трудов. - Саратов: Научная книга, 2013. - С.72 - 78.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1995. - 752 с.

6. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI веков. - М.: Инфра-Инженерия, 2009. - 592 с.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2т. - М.: Художественная литература, 1984. - Т.1. - 306 с.

8. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. -Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. - 447 с.

9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы в 2 т. - М.: Правда, 1991. - Т.1. - 416 с.

10. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы в 2 т. - М.: Правда, 1991. - Т.2. - 529 с.

IMPLEMENTING THE CONCEPT OF «WEALTH» IN FYODOR DOSTOYEVSKY'S NOVEL «THE BROTHERS KARAMAZOV»

S.G.Safonova

This article discusses the representation of the concept of "wealth" in F.M.Dostoevsky's novel "The Brothers Karamazov." In the novel, the content of the concept is studied in accordance with its field structure: the core and the near and far peripheries. It is proved that it is the peripheries which represent the expression of Fyodor Dostoyevsky's concept of "wealth" and constitute the characteristic features of artistic reflection of reality in the novel "The Brothers Karamazov." The implementation of the concept of "wealth" indicates Dostoyevsky's individual perception of this concept, and its study makes it possible to reconstruct the artistic picture of the world in the novel and the author idiostyle.

Key words: concept, "wealth", cultural linguistics, idiostyle, Fyodor Dostoyevsky, "The Brothers Karamazov".

1. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. -M.: AST: Vostok - Zapad, 2010. - 314 s. (in Russian)

2. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika. - M.: Aka-demiya, 2001. - 365 s. (in Russian)

3. Kubryakova E.S. Gorizonty sovremennoj lingvistiki. Tradicii i novatorstvo: sbornik v chest' Kubryako-voj E.S. - M.: Yazyki slavyanskix kul'tur, 2009. -207 s. (in Russian)

4. Erofeeva I.V. Rekonstrukciya koncepta volya v russ-koj yazykovoj kartine mira Srednevekov'ya (Po mate-rialam letopisej) // Predlozhenie i slovo. Sbornik

nauchnyx trudov. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2013. - S.72 - 78. (in Russian)

5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russ-kogo yazyka. - M.: Az", 1995. - 752 s. (in Russian)

6. Uvarov N.V. E'nciklopediya narodnoj mudrosti: poslovicy, pogovorki, aforizmy, krylatye vyraz-heniya, sravneniya, ustojchivye slovosochetaniya, vstrechayushhiesya v russkom zhivom yazyke vo vtoroj polovine XX - nachale XXI vekov. - M.: In-fra-Inzheneriya, 2009. - 592 s. (in Russian)

7. Dal' V.I. Poslovicy russkogo naroda: v 2 t. - M.: Xu-dozhestvennaya literatura, 1984. - T.1. - 306 s. (in Russian)

8. Novyj zavet Gospoda nashego Iisusa Xrista. - 9. Dostoevski] F.M. Brat'ya Karamazovy v 2 t. - Mos-Svyato-Troickaya Sergieva lavra, 1993. - 447 s. (in kva: Pravda, 1991. - T.1. - 416 s. (in Russian) Russian) 10. Dostoevski] F.M. Brat'ya Karamazovy v 2 t. - Mos-

kva: Pravda, 1991. - T.2. - 529 s. (in Russian)

Сафонова Светлана Григорьевна - аспирант кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: svetik-pervii@mail.ru

Safonova Svetlana Grigor'evna - graduate student, Department of Russian Language and Instruction, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: svetik-pervii@mail.ru

Поступила в редакцию 30.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.