Научная статья на тему 'Репрезентация этничности коренных малочисленных народов. Введение к специальной теме номера'

Репрезентация этничности коренных малочисленных народов. Введение к специальной теме номера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / репрезентация этничности / идентичность / киберэтнография / картография / северные народы / саамы / Всероссийская перепись населения / indigenous peoples / representation of ethnicity / identity / cyberethnography / cartography / northern peoples / Sami / All-Russian Population Census

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Светлана Юрьевна Белоруссова

Коренные малочисленные народы России существуют как отдельная категория согласно официальному перечню, включающему 47 этнических групп. Коренной народ небольшой численности сохраняется не только благодаря унаследованной от предков традиционной культуре и связи с исконной территорией своего формирования, но и благодаря сложившимся отношениям с окружающими народами. Данная тематическая рубрика включает исследование процессов и стратегий трансформации жизни коренных малочисленных народов. Как меняется образ коренных народов с течением времени? Как киберреальность сливается с реальностью, а киберэтничность становится неотъемлемой частью современной этничности? Как меняются привычные модели поведения и активности, а локальность соединяется с глобальностью? Подборка статей имеет широкий тематический и временной охват – от исследования восприятия этничности 1920-х гг. до современных реалий. Авторы изучали стратегии репрезентации этничности 1920–1930-х гг., а также современные этнические процессы, включая виртуальное взаимодействие. В статьях применяются различные инструменты для анализа современных форм этничности, в том числе картография и киберэтнография. В рубрике затрагивается тема недавно опубликованных результатов Всероссийской переписи населения среди коренных малочисленных народов, которая актуализирует и объединяет опыты позиционирования идентичности среди этнических сообществ. Надеемся, что данная подборка поможет увидеть новые ракурсы этнической идентичности коренных малочисленных народов, а новые методы и широкие тематические и временные рамки дадут возможность комплексного анализа. Результаты исследований станут подспорьем для расширения тематики, ее актуализации и акцентирования нынешних реалий. Сегодня коренные малочисленные народы сегодня отличаются адаптивностью, пластичностью и стратегическим мышлением, а изучение ресурсного потенциала их идентичности – задача современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the Ethnicity of Small Indigenous Peoples. Introduction to the Special Topic of the Issue

The indigenous peoples of Russia exist as a separate category according to the official list, which includes 47 peoples. The indigenous people of small numbers are preserved not only due to the traditional culture inherited from their ancestors and the connection with the ancestral territory of their formation, but also due to the established relations with the surrounding peoples. This thematic section includes a study of the processes and strategies for transforming the lives of indigenous peoples. How does the image of indigenous peoples change over time? How does cyberreality merge with reality, and cyberethnicity become an integral part of modern ethnicity? How do habitual patterns of behavior and activity change, and does locality connect with globality? The selection of articles has a wide thematic and temporal coverage from the study of the perception of ethnicity in the 1920s to today's realities. The authors studied the strategies of representation of ethnicity in the 1920s — 1930s, as well as modern ethnic processes, including virtual interaction. The papers use various tools to analyze modern forms of ethnicity, including cartography and cyberethnography. The topic of the recently published results of the All-Russian Census of the Population among Small Indigenous Peoples is touched upon in the section, which actualizes and unites the experiences of positioning identity among ethnic communities. We hope that these papers will help to see new perspectives on the ethnic identity of small indigenous peoples, and new methods and broad thematic and time frames will enable a comprehensive analysis. The research results will help to expand the topic, update it and emphasize the current realities. Meanwhile, indigenous minorities today are characterized by adaptability, plasticity and strategic thinking, and the study of their resource potential is the task of modern researchers.

Текст научной работы на тему «Репрезентация этничности коренных малочисленных народов. Введение к специальной теме номера»

Сибирские исторические исследования. 2024. № 2. С. 6-14 Siberian Historical Research. 2024. 2. рр. 6-14

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

(отв. ред. спец. темы номера С.Ю. Белоруссова)

Научная статья

УДК 394

doi: 10.17223/2312461X/44/1

Репрезентация этничности коренных малочисленных народов. Введение к специальной теме номера

Светлана Юрьевна Белоруссова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Коренные малочисленные народы России существуют как отдельная категория согласно официальному перечню, включающему 47 этнических групп. Коренной народ небольшой численности сохраняется не только благодаря унаследованной от предков традиционной культуре и связи с исконной территорией своего формирования, но и благодаря сложившимся отношениям с окружающими народами. Данная тематическая рубрика включает исследование процессов и стратегий трансформации жизни коренных малочисленных народов. Как меняется образ коренных народов с течением времени? Как киберреальность сливается с реальностью, а киберэтничность становится неотъемлемой частью современной этничности? Как меняются привычные модели поведения и активности, а локальность соединяется с глобальностью? Подборка статей имеет широкий тематический и временной охват - от исследования восприятия этничности 1920-х гг. до современных реалий. Авторы изучали стратегии репрезентации этничности 1920-1930-х гг., а также современные этнические процессы, включая виртуальное взаимодействие. В статьях применяются различные инструменты для анализа современных форм этничности, в том числе картография и киберэтнография. В рубрике затрагивается тема недавно опубликованных результатов Всероссийской переписи населения среди коренных малочисленных народов, которая актуализирует и объединяет опыты позиционирования идентичности среди этнических сообществ. Надеемся, что данная подборка поможет увидеть новые ракурсы этнической идентичности коренных малочисленных народов, а новые методы и широкие тематические и временные рамки дадут возможность комплексного анализа. Результаты исследований станут подспорьем для расширения тематики, ее актуализации и акцентирования нынешних реалий. Сегодня коренные малочисленные народы сегодня отличаются адаптивностью, пластичностью и стратегическим мышлением, а изучение ресурсного потенциала их идентичности - задача современных исследователей.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, репрезентация этнич-ности, идентичность, киберэтнография, картография, северные народы, саамы, Всероссийская перепись населения

Для цитирования: Белоруссова С.Ю. Репрезентация этничности коренных малочисленных народов. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования. 2024. № 2. С. 6-14. doi: 10.17223/2312461X/44/1

© Белоруссова С.Ю., 2024

Original article

doi: 10.17223/2312461X/44/1

Representation of the Ethnicity of Small Indigenous Peoples. Introduction to the Special Topic of the Issue

Svetlana Yu. Belorussova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The indigenous peoples of Russia exist as a separate category according to the official list, which includes 47 peoples. The indigenous people of small numbers are preserved not only due to the traditional culture inherited from their ancestors and the connection with the ancestral territory of their formation, but also due to the established relations with the surrounding peoples. This thematic section includes a study of the processes and strategies for transforming the lives of indigenous peoples. How does the image of indigenous peoples change over time? How does cyberreality merge with reality, and cyberethnicity become an integral part of modern ethnicity? How do habitual patterns of behavior and activity change, and does locality connect with globality? The selection of articles has a wide thematic and temporal coverage from the study of the perception of ethnicity in the 1920s to today's realities. The authors studied the strategies of representation of ethnicity in the 1920s — 1930s, as well as modern ethnic processes, including virtual interaction. The papers use various tools to analyze modern forms of ethnicity, including cartography and cyberethnography. The topic of the recently published results of the All-Russian Census of the Population among Small Indigenous Peoples is touched upon in the section, which actualizes and unites the experiences of positioning identity among ethnic communities. We hope that these papers will help to see new perspectives on the ethnic identity of small indigenous peoples, and new methods and broad thematic and time frames will enable a comprehensive analysis. The research results will help to expand the topic, update it and emphasize the current realities. Meanwhile, indigenous minorities today are characterized by adaptability, plasticity and strategic thinking, and the study of their resource potential is the task of modern researchers.

Keywords: indigenous peoples, representation of ethnicity, identity, cyberethnography, cartography, northern peoples, Sami, All-Russian Population Census

For citation: Belorussova, S.Yu. (2024) Representation of the Ethnicity of Small Indigenous Peoples. Introduction to the Special Topic of the Issue. Sibirskie Istoriches-kie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 2. pp. 6-14. (In Russian). doi: 10.17223/2312461X/44/1

Коренные малочисленные народы России существуют как отдельная категория согласно официальному перечню, включающему 47 этнических групп. Из них семь проживают в европейской части страны и 40 в регионах Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они расселены среди других народов как компактными группами, так и дисперсно. Коренной народ небольшой численности сохраняется не только благодаря унаследованной от предков традиционной культуре и связи с исконной

территорией своего формирования, но и благодаря сложившимся отношениям с окружающими народами. Сегодня, когда традиции природопользования заметно теряют удельный вес на фоне урбанизации, виртуализации и прочих нетрадиционных систем жизнеобеспечения, все более важной для сохранения этничности становится окружающая социальная среда (Киссер 2023: 111). Если в прошлом под окружающей средой понималась прежде всего природа, то сегодня - главным образом общество и его система коммуникаций.

Согласно исследованию А.В. Головнёва и Т.С. Киссер, идентичность коренных малочисленных народов сочетает в себе множество измерений - от мифологии, исторической памяти и этнических стереотипов до ситуативных проявлений в коммуникативных диапазонах семьи, селения, региона, страны, мира. Ей присущи глубина и многослойность, в ней выражаются как глобальные, так и предельно частные, в том числе индивидуальные, мотивы и ракурсы. Окраинные коренные/туземные/автохтонные народы в разные годы назывались «малыми» или «малочисленными», что по-своему верно, но недостаточно для их адекватного позиционирования» (Головнёв, Киссер 2021: 80-81). Для России со времен империи и в течение советской эпохи культурное многообразие было одним из стержней политики; так, коренные народы Севера всегда выступали показательным примером или даже образцом этой политики (Го-ловнёв 2020: 171). Отчасти благодаря политическому поощрению «национальной формы», вопреки колхозно-совхозной советизации, коренные малочисленные народы сохранили заметно больше самобытности, чем другие этнические сообщества, и в этом состоит конкурентное преимущество России при сравнении этнокультурных стратегий коренных жителей в различных государствах. Сегодня уже не принято считать коренные меньшинства консервативно традиционными сообществами и связывать их этничность исключительно с культурой предков. Этноресурс коренных малочисленных народов состоит не в их «первобытности», а в их по-своему высоких экологических, материальных, социальных и духовных технологиях (Головнёв и др. 2022).

Данная тематическая подборка имеет широкий тематический и временной охват - от исследования восприятия этничности 1920-х гг. до современных реалий. Авторы изучали стратегии репрезентации этничности 1920-1930-х гг., а также современные этнические процессы, включая виртуальное взаимодействие. В статьях применяются различные инструменты для анализа современных форм этничности, в том числе картография и киберэтнография. В рубрике затрагивается тема недавно опубликованных результатов Всероссийской переписи населения среди коренных малочисленных народов, которая актуализирует и объединяет опыты позиционирования идентичности среди этнических сообществ.

Ракурсы советского периода и сюжеты нового времени дают возможность проследить процесс формирования восприятия этнической идентичности как у сторонних наблюдателей, так и среди самих этнических групп. На протяжении XIX и большей части XX в. публичные образы коренных малочисленных народов конструировались почти исключительно через взгляд извне, т.е. с позиции российских чиновников, миссионеров, этнографов, публицистов, литераторов, кинематографистов и т.д. Устойчивые репрезентации этих народов были производны от политики государства в отношении территорий, занимаемых коренными малочисленными народами в каждый конкретный период российской и советской истории. Первые возможности для саморепрезентации возникают не ранее 1960-1970-х гг. с появлением национальных литератур коренных народов, но их потенциал ограничен идеологическими, эстетическими и другими фильтрами, налагаемыми советским культурным мейнстримом. Современные интернет-технологии значительно расширяют возможности для саморепрезентации, самоконструирования этнической идентичности. При этом артикуляции этничности, опосредованные сетевой коммуникацией, нельзя рассматривать в полном отрыве от предшествующих периодов. Только анализ формул, по которым строился образ представителя коренных малочисленных народов в XIX и XX вв., позволяет в должной мере оценить потенциал и динамику кибер-технологий в конструировании этничности.

Применение инструментов ГИС и анализ баз данных представляется важным в нынешних исследовательских реалиях, поскольку с течением времени современные картография и геоинформатика стали держательницами огромных массивов данных. В современных условиях, когда происходит широкая интеграция научных дисциплин, в стороне не остались этнография, картография и геоинформатика, и в арсенал этнографа все больше входит богатый инструментарий геоинформатики. Средствами геоинформационного картографирования и компьютерного моделирования актуально исследовать процессы и явления, протекающие в геосистемах, в том числе в отношении виртуальной этничности коренных малочисленных народов.

Виртуальные коммуникации в социальных сетях позволяют преодолеть территориальную удаленность в реальной жизни, что особенно важно для дисперсно расселенных этнических групп. На сегодняшний день исследование новых практик и технологий виртуальной коммуникации этнических сообществ и специфика формирования киберэтнично-сти вызывают повышенный интерес этнографов и антропологов. Исследование особенностей виртуальной жизни коренных малочисленных народов является актуальной проблематикой, поскольку позволяет раскрыть вопросы, касающиеся современных форм самовыражения и репрезентации этничности в условиях глобальных социокультурных трансформаций.

Данная тематическая рубрика включает исследование процессов и стратегий трансформации жизни коренных малочисленных народов. Как меняется образ коренных народов с течением времени? Как киберреальность сливается с реальностью, а киберэтничность становится неотъемлемой частью современной этничности? Как меняются привычные модели поведения и активности, а локальность соединяется с глобальностью? Как рождаются новые авторитеты и рушатся ментальные границы?

Статья Н.А. Черняевой «"Как живут и чем промышляют" северные народы: стратегии репрезентации коренных народов Севера и Сибири в изданиях для детей, 1920-1930-е гг.» показывает, что десятилетие 1920-х было отмечено ростом государственных просветительских проектов в сфере советской национальной политики, включавших, в том числе, издания для детей (книги, брошюры, плакаты, диафильмы), посвященные народам СССР. Просветительская деятельность Комитета Севера при Президиуме ВЦИК, энтузиазм отдельных этнографов-севе-роведов, нашедших в научно-популярном жанре свое призвание и ставших авторами десятков книг для детей, способствовали особой популярности книг о коренных народах Севера в общем объеме изданий.

В статье анализируются устойчивые образы и нарративы, как текстовые, так и визуальные, в репрезентации коренных народов Севера в изданиях для детской аудитории, выходивших стране с 1917 по 1940 г. Используя методы дискурс-анализа, автор показывает, что особенности репрезентации коренных народов диктовались сложной конфигурацией экспертных компетенций авторов, меняющейся государственной идеологией в отношении северных народов и условностями популярного жанра. Система персонажей и логика повествования в этих изданиях отражали сложную диалектику чужого и своего, романтического и прагматического взглядов на коренные народы. Герои книг отличались от предполагаемого русскоязычного читателя внешностью, бытовыми привычками, образом жизни и представлений, при этом совпадая с ним в главном: в содержании общего советского будущего.

Визуальный язык, используемый издателями книг, был неоднородным и свидетельствовал о поисках изобразительных формул северности. Создатели использовали три типа изображений: фотографии, аутентичные рисунки, сделанные представителями коренного населения, и рисунки профессиональных художников. Каждый из типов изображения диктовал свою оптику в отношении коренных народов, конструируя взгляд как извне, так и изнутри культуры. Произведенный в статье анализ тиражей и изданий свидетельствует, что период массового увлечения коренными народами Севера и Сибири был довольно коротким: к середине 1930-х гг. он сменился интересом к территориям. Тема северных этносов перестает быть востребованной, зато усиливается тема путешествий, географических открытий и экспедиций.

Как продолжение исследования Н.А. Черняевой в статье С.Ю. Бело-руссовой «Взлеты и падения: как меняется численность коренных малочисленных народов (по результатам переписи 2021 г.)» изучаются причины снижения и увеличения количества представителей коренных малочисленных народов, а также стратегии по привлечению членов сообщества к обозначению себя в переписи. В декабре 2022 г. был опубликован пятый том Всероссийской переписи 2021 г., который представил новые сведения по языковому и национальному составу населения страны. Особенную значимость перепись представляет для групп коренных малочисленных народов, поскольку их числовые показатели являются одним из критериев включения в «Единый перечень коренных малочисленных народов России». В данной статье рассматриваются сюжеты четырех народов, у которых произошли изменения в количественных показателях в период между 2010 и 2021 гг.: у сойотов и тубаларов исследуются причины увеличения численности, у нагайбаков и шапсугов -уменьшения. Отдельно рассматриваются бесермяне, количество которых осталось прежним, однако их стратегия подготовки к переписи представляет интерес для данной работы. Цель статьи заключается в изучении условий и обстоятельств, которые привели к колебанию численности этнических групп.

Как показывает исследование, изменение численности связано не с демографическими причинами, а является следствием социокультурных процессов, происходящих в сообществе. Бурятским сойотам важно возрождение собственной культуры и сохранение памяти о предках. Для ту-баларов значимость представляет не только именование себя представителем этнической группы, но и поддержка ее культурного потенциала. Последние 10 лет нагайбаки проявляют себя не столь ярко, однако новые обстоятельства способны активизировать интерес к своей идентичности. Разные именования шапсугов дают им возможность выбора обозначений себя в зависимости от текущих условий. Угроза исчезновения мотивировала бесермян к консолидации сообщества и актуализации собственной идентичности.

Нельзя не отметить, что немаловажную роль в обозначении в переписи играет наличие преференций для коренных малочисленных народов. Не исключено, что значимость в этом представляют не сами блага, а ощущение самоценности народа через поддержку со стороны. Данное исследование демонстрирует изменчивость и дрейф этничности, а также ее зависимость от внешних и внутренних обстоятельств. Сегодня невозможно предсказать, что случится с численностью рассматриваемых этнических групп в будущем - тем интереснее и ценнее наблюдать за этим в дальнейшем.

В качестве отдельного case study в статье О.А. Сулеймановой «Репрезентация этничности кольских саамов в киберпространстве» рассматривается этническая идентичность кольских саамов - одного из коренных малочисленных народов Российской Федерации, который демонстрирует успешную адаптацию к современным информационным технологиям и создает собственные киберсообщества. Они используют различные онлайн-платформы, включая социальные сети и мессенджеры, не только для общения и расширения социальных контактов, но и с целью этнической манифестации. В рамках данной статьи рассмотрены виртуальные практики репрезентации этнической культуры кольских саамов в киберсообществе. Анализ контента наиболее популярного саамского веб-сообщества в социальной сети «ВКонтакте» («Самь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте») позволил выявить ключевые темы, которые активно обсуждаются внутри данной виртуальной группы и служат цели актуализации этнической идентичности.

Данное исследование открывает широкие перспективы для изучения особенностей репрезентации этнической идентичности кольских саамов в киберпространстве. В дальнейшем оно может быть расширено за счет привлечения материалов из других социальных сетей и мессенджеров («Одноклассники», Telegram и др.). С целью выявления специфичности саамского варианта репрезентации этничности, необходимо проведение сравнительного анализа, для которого потребуется привлечение материалов по другим этническим группам.

В статье «Картография в киберэтнографии (на примере коренных малочисленных народов России)» С.Ю. Белоруссова с А.А. Сюзюмовым предприняли попытку сочетания двух методов для исследования - картографии и киберэтнографии. C появлением в России этнографических знаний, т.е. исследований национальностей и этнических групп, населяющих территорию страны, карты стали использоваться для характеристики этнического состава российского общества. Размышляя о роли интернета в повседневном общении, современные этнографы дополняют традиционные методы так называемой киберэтнографией: изучением онлайн-коммуникации внутри этнических сообществ и между ними. Задача данной статьи заключается в исследовании возможностей использования картографии для визуализации не физического, а виртуального пространства межэтнической коммуникации.

Посредством картографирования виртуального пространства авторы попытались определить современные тенденции в репрезентации идентичности коренных малочисленных народов, а также выявить роль традиции и новации в их этнической культуре. В статье рассматривается виртуальный опыт трех этнических групп - води (Ленинградская область), бесермян (Республика Удмуртия) и нагайбаков (Челябинская область).

Данные для картографирования собирались на основе информации в группах в социальной сети «ВКонтакте», которая является наиболее востребованной среди коренных малочисленных народов России. Карты подразделяются на три блока:

1. «Общая информация»: динамика создания групп по годам, функциональность групп (живые и мертвые группы), классификация по организации групп, классификация по внутреннему содержанию.

2. «Пользователи»: гендерное и возрастное распределение подписчиков и модераторов, количество уникальных подписчиков, география подписчиков.

3. «Язык»: использование родного и неродного языка в комментариях, анализ часто используемых слов.

Соединение одной из древнейших технологий картографирования и нового метода киберэтнографии дает возможность детализированного учета этнического взаимодействия в цифровом пространстве. Методика «плотного описания», картографическое наблюдение и анализ баз данных позволяют проследить за процессами динамики и статики, активизации и пассивизации этнической идентичности в сети. Данная работа - первая попытка опробовать инструменты ГИС-технологий для коренных малочисленных народов России в цифровом пространстве, а последующие исследования имеют перспективы углубления и расширения, детальной проработки с привлечением дополнительных источников и материалов. Цифровая среда предоставляет возможности визуализированного отображения этничности, а как ее охватить, изучить и представить - зависит порой не только от конкретного инструментария, но и от фантазии исследователя.

Как видно из статей данной рубрики, сегодня сообщества демонстрируют адаптивность к современным реалиям жизни: с одной стороны, они участвуют в цифровых процессах, с другой - реальный мир остается истинной опорой их идентичности. В этом отношении традиционные устои представляются не архаикой, а выверенной временем системой ценностей, которые вполне адаптивны к современным высоким технологиям. Надеемся, что данная рубрика поможет увидеть новые ракурсы этнической идентичности коренных малочисленных народов, а новые методы и широкие тематические и временные рамки дадут возможность комплексного анализа. Результаты исследований станут подспорьем для расширения тематики, ее актуализации и акцентирования нынешних реалий. Переживаемые в последние годы глобальные вызовы и стремительные перемены заставляют экстренно пересмотреть научные подходы, прежде всего в части их системной дигитализации. Между тем коренные малочисленные сегодня отличаются пластичностью и стратегическим мышлением, а изучение их ресурсного потенциала - задача современных исследователей.

Список источников

Головнёв А.В. Арктика: конспект 40-летних исследований // Кунсткамера. 2020. № 3 (9). С. 163-173.

Головнёв А.В., Албогачиева М.С.-Г., Белоруссова С.Ю., Беляева-Сачук В.А., Киссер Т.С., Перевалова Е.В. Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции. СПб.: МАЭ РАН, 2022. Головнёв А.В., Киссер Т.С. Проекции этничности коренных малочисленных народов России (по данным веб-опроса) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 80-89.

Киссер Т. С. «Новые коренные»: проектная этничность на Ямале // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 4 (40). С. 111-117.

References

Golovnev A.V. (2020) The Arctic: a Synopsis of 40 Years of Research. Kunstkamera [Kunstkamera], no. 3 (9), pp. 163-173. Golovnev A.V., Albogachieva M.S.-G., Belorussova S.Iu., Beliaeva-Sachuk V.A., Kisser T.S., Perevalova E.V. (2022) Korennye malochislennye narody Rossii: etnokul'turnye proektsii [Indigenous peoples of Russia: ethnocultural projections]. St. Petersburg: MAE RAN. Golovnev A.V., Kisser T.S. (2021) Projections of the ethnicity of the indigenous peoples of Russia (according to the data of the web survey). Ural'skii istoricheskii vestnik [Ural Historical Journal], no. 2 (71), pp. 80-89. Kisser T.S. (2023) "New Indigenous": project ethnicity in Yamal. Vestnik Omskogo universi-teta [Bulletin of Omsk University], 10, no. 4 (40), pp. 111-117.

Сведения об авторе:

БЕЛОРУССОВА Светлана Юрьевна - кандидат исторических наук, бораторией музейных технологий, старший научный сотрудник, Музей этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author: Svetlana Yu. Belorussova, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 01 мая 2024; принята к публикации 20 июня 2024.

The article was submitted 01.05.2024; accepted for publication 20.06.2024.

заведующая ла-антропологии и Россия). E-mail:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.