Репрезентация аксиологической доминанты естественности в современной блогосфере
Машкович Ольга Александровна,
кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра маркетинга, рекламы и связей с общественностью, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»» E-mail: mashkovich.olya@yandex.ru
Целью исследования является выявление средств репрезентации аксиологической доминанты естественности в текстах речи блогера и дизайнера Артемия Лебедева, отмеченного студентами в качестве риторического лидера современности. Методами исследования выступили анкетирование и лингво-аксиологическая интерпретация. Статья описывает, выявленные в ходе опроса, коммуникативно-речевые ценности современного студенчества, их риторические ориентиры и предпочтения в условиях информативного консьюмеризма и цифровизации общества. Анализ речи риторического лидера позволил выявить следующие средства выражения доминирующей аксиологемы естественности: разговорная, сниженная, обсценная лексика, сленг, экспрессивно-эмоциональные выражения, англицизмы, а также личные комментарии-вставки. Разговорная и сниженная лексика позволяют оратору устанавливать контакт с аудиторией. Использование инвективы объясняется и мотивируется форматом коммуникации в интернет-пространстве, предполагающем большее количество свободы, а также необходимостью привлечения и удержания внимания аудитории в условиях высокой контентной конкуренции в меди-апространстве. Сленг позволяет сократить дистанцию между говорящим и слушающими. Экспрессивно-эмоциональные выражения создают эффект личного повествования. Англицизмы демонстрируют открытость к новым идеям и взглядам. Личные комментарии-вставки свидетельствуют о комфортном и естественном ощущении оратора перед аудиторией. Результаты исследования демонстрируют трансформацию речевых идеалов и развитие новой области цифровой риторики, как формы убеждения аудитории через цифровые каналы коммуникации.
Ключевые слова: риторический идеал, российское студенчество, лингвоаксиология, лингвоаксиологическая интерпретация, цифровая риторика, цифровая коммуникация, блогинг, информатизация.
Введение
Особую роль в развитии и становлении коммуникативных норм современного общества играет медиа-пространство, в том числе пространство видеоплатформ и социальных сетей. Согласно определению из словаря «коммуникалогии», «медиапростран-ство» - это «социальное пространство, формируемое и информационно-насыщаемое средствами массовой информации» [18].
Средства массовой информации также подвергаются трансформации. С возникновением самогенерируемого пользовательского контента и бло-гов возникает «необходимость пересмотреть соотношение в дихотомиях: "публичная сфера vs частная сфера" и "индивидуальное vs массовое"» [11, с. 26]. Спецификой нового медиапространства становится стирание границ между личным и частным, формирование новых систем взаимоотношений, появление новых форматов взаимодействия. Помимо традиционных медиа, современное меди-апространство формируют «новые и конвергентные медиа» [19, с. 560].
В условиях массового общества средства массовой информации начинают выполнять функцию массовой коммуникации. Принципиальным отличием становится возникновение обратной связи от получателей информации. Теперь адресат не просто пассивно получает данные, но имеет возможность и активно на эти данные реагирует, высказывая свое мнение, согласие или несогласие с адресантом в формах обратной связи и комментариях. Более того, массовая коммуникация становится важнейшим связующим звеном и институтом для интегрирования социума. Рупором современных средств массовой коммуникации становятся не только традиционные СМИ, но и представители блогосферы, лидеры мнений. Формируя и транслируя ценности и идеи, блогеры и лидеры мнений формируют общественное мнение, культурную и национальную идентичность.
С большой долей уверенности мы можем говорить о развитии новой цифровой риторики, где современными ораторами становятся не классические спикеры, выступающие перед живой аудиторией, а лидеры мнений и блогеры, воздействующие на слушателей через контент социальных сетей и видеоплатформ в онлайн-формате.
Литературный обзор
О возникновении новой цифровой риторики [21, 22, 23] пишет А.А. Шмаков. Согласно его пониманию, цифровая риторика есть «развивающаяся форма
сз о со -а
I=i А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
коммуникации, созданная и распространяемая через медиатексты, как наука и искусство информирования, убеждения и побуждения к действию аудитории через цифровые каналы» [20, с. 108]. Ме-диатекстами в данном случае становятся форматы видео, текстов постов и подкастов, размещаемых блогерами на различным площадках. Главная задача всех этих форматов - формирование мнения аудитории по тому или иному вопросу, в той или иной мере воздействие и убеждение слушателей, так как речь блогеров всегда носит субъективный оценочный характер, а не нейтральную объективную передачу информации.
Грань между реальной и виртуальной коммуникацией стирается все больше, сегодня мы наблюдаем новые синкретичные формы коммуникации. О новых разновидностях публичной сферы пишет также И.В. Привалова, отмечая блогосферу как «результат прогресса новейших цифровых технологий и действия глобализационных тенденций» [11, с. 27].
Блогеры ведут за собой аудиторию, используя классические приемы убеждения, манипулирования и удержания аудитории. Классические приемы риторики находят новые форматы применения. Заполняя информационное пространство, контент блогосферы становится примером и ориентиром речевой и ценностной деятельности современного поколения.
Возникновение новой формы риторики видится нам логичным и закономерным, так как представление о риторике и ораторе трансформируется и приобретает разные представления о норме этих понятий в различные периоды истории: античная риторика описывает образцовые речи судебных ораторов [12, с. 105], эллинистическая и римская риторика ориентируется на судебные и парадные речи, в средневековье возникает христианское ораторское искусство, в эпоху Возрождения риторика распространяется в область художественной прозы, XX же век дает толчок развитию роли пропаганды и авторитарного речевого лидера [10].
Целью настоящего исследования является определение и описание современного оратора в новых условиях цифровой риторики и коммуникации.
Представление об идеальном ораторе основывается на системе ценностно-речевых приоритетов. Согласно А.К. Михальской, риторический идеал (далее - РИ) представляет собой «иерархию коммуникативных ценностей, отражающих требования к речи и речевому поведению носителей определенной культуры» [10, с. 47].
Обладая свойствами культуроспецифичности, социальной обусловленности и исторической изменчивости, РИ трансформируется и видоизменяется.
° В современной лингвистике существует не" сколько подходов к пониманию РИ. Так, С.С. Аве-^ ринцев под риторическим идеалом понимает ^ обобщенное представление об оптимальном типе личности «идеального» оратора, принадлежа-
щего той или иной исторической эпохе [1, с. 358— 359]. И. А. Стернин использует такое понятие как «коммуникативный идеал», рассматривая такое его воплощение как «русский коммуникативный
идеал» [15, с. 53—55]. А.П. Сковородников под современным РИ понимает концепт национального сознания, то есть совокупность особых ментальных представлений русского народа, обусловленных условиями жизни в российском обществе [13]. Более того, понимая под РИ национальный РИ, А.П. Сковородников рассматривает его как эффективный «инструмент» речевой деятельности
[13, с. 27—31], позволяющий достигать говорящим поставленных целей с помощью использования такого речевого поведения, которое максимально соответствует представлениям данной аудитории о «хорошей речи». С понятием национального риторического идеала связывает современный РИ и В.В. Смолененкова, выделяя универсальные особенности русского национального идеала [14].
Материалы и методы
Настоящее исследование представлено тремя последовательными этапами.
На первом этапе путем использования метода анкетирования были определены риторические лидеры молодого поколения.
На втором этапе были определены коммуникативно-речевые ценности современного студенчества, среди которых особое внимание уделяется естественности, определяется ее аксиологический статус.
На третьем этапе исследования реализуется лингвоаксиологическая интерпретация естественности на материале текстов лидера мнений студенчества, блогера и дизайнера Артемия Лебедева.
Результаты
Теоретическим основанием анкеты выступила концепция типов РИ А.К. Михальской [10]. Анкетирование проводилось среди студентов вузов России (НГТУ, НГУ, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, НГУЭУ, МГУ, СПбГУ, ВГУ, ДФУ, КГУ им. К.Э. Циолковского, РГПУ им. А.И. Герцена, СахГУ, Смоленского государственного медицинского университета и др.) в возрасте от 18 до 23 лет в период с 2015 по 2023 год. В общей сложности получено 736 анкет, соответственно структуре анкеты,- 5004 реакции. Целевой аудиторией исследования было выбрано современное студенчество, так как именно эта группа активно участвует в существующих коммуникативных ситуациях, а в будущем будет определять и формировать ценностные нормы речевого взаимодействия.
Данная статья представляет собой анализ результатов и наблюдений 2023 года. Общее количество анкет 2023 года составило 161 единицу и 1094 реакции.
Первый этап исследования
В ходе анкетирования студентами также были обозначены медийные личности, являющиеся в их представлении успешными ораторами: «Назовите российского современника из числа известных широкой общественности лиц, которого Вы считаете успешным оратором».
Спецификой ответов 2023 года, в сравнении с ответами респондентов предыдущих лет, является доминирующее количество единичных не повторяющихся ответов. Можно с полной уверенностью говорить об отсутствии единого ценностно-речевого идеала у молодого поколения. В перечне единичных ответов студенты указывают разнообразных медийных личностей и блогеров, что подтверждает нашу гипотезу о трансформации классического понимания оратора в условиях цифро-визации общества. Наиболее часто повторяющимися речевыми лидерами стали: Владимир Путин, Сергей Лавров, Ирина Хакамада, Андрей Курпа-тов, Сергей Минаев, Ксения Собчак, Артемий Лебедев и др.
Первая группа упомянутых лиц (В. Путин, С. Лавров) представляет медийных личностей, часто упоминаемых и популярных в традиционных и новых медиа в силу активизации отдельных политических и социальных ситуаций.
Вторая группа отмеченных риторических лидеров осуществляет коммуникацию со своей аудиторией преимущественно посредством социальных сетей и видеоплатформ в формате различных видео (вертикальное/горизонтальное видео, влог, обзор, сторис и т.п.) стримов, подкастов и текстовых сообщений в виде постов. Во всех форматах указанные риторы выступают в роли блогеров и лидеров мнений.
В совокупности эти две группы формируют речевые, ценностные и культурные ориентиры, идентичность аудитории.
Важно отметить, что студенты выбирают риторических лидеров не по оценке и анализу их речи, а в соответствии с уровнем популярности и активности присутствия в инфополе. Цифровизация медиа и коммуникации обязывает лидеров мнений генерировать контент и существовать в медиа и онлайн-среде. Личность человека существует пока она существует и фиксируется в цифровом формате.
Второй этап исследования
На втором этапе студентам требовалось из общего перечня параметров отечественного и американизированного РИ [10] выделить свойства, обеспечивающие, с позиции респондента, речевую успешность: «В приведенном ниже списке отметьте свойства, которые, на ваш взгляд, обеспечивают успех речи».
• Демонстрация уважения аудитории
• Установка на успешность речи
• Соревновательность речи и стремление одержать победу посредством речи
• Естественность
• Стремление к гармонизации диалога со слушателями
• Агрессивность
• Истинность
• Нравственность
• Скромность
• Диалогичность в отношении к аудитории
В условиях множественного выбора ответов позиции распределились следующим образом: 77% респондентов отметили естественность, понимаемую как открытую демонстрацию желаний и эмоций говорящего; 58% в качестве фактора речевой успешности опрошенных выбрали демонстрацию уважения аудитории; 53% испытуемых указали стремление к гармонизации диалога со слушателями; 41% отметил истинность в качестве критерия речевой эффективности; установка на успешность - 40%; гармонизация - 40%; диало-гичность - 36%; нравственность - 12%; соревновательность речи - 6%; агрессивность - 3%; скромность - 0%. Таким образом, результаты опроса демонстрируют вхождение естественности в ядро коммуникативно-речевых приоритетов испытуемых.
Третий этап исследования
Материалом лингвоаксиологического исследования стали тексты речи и выступлений одного из активно упоминаемых респондентами риторических лидеров - блогера и дизайнера Артемия Лебедева, а именно: выступление на конференции АМО-КОНФ AmoCRM «Будущее дизайна и возможности» [7], а также выпуск обзора новостей на видеоплатформе ЯиШЬе от 3.11.2023 [4].
Согласно нашей гипотезе, естественность как ак-силогическая доминанта вербализуется элементами разговорной речи, экспрессивно-эмоциональной лексикой, сниженной лексикой и просторечными единицами, словообразовательными окказионализмами, англицизмами, сленгом, жаргонизмами, иногда арготизмами [5, с. 152].
Ключевой особенностью речи Артемия Лебедева становится активное использование разговорной, сниженной и обсценной лексики: «<Потому что я родился еще был Советский Союз, с возможностями было херовато; Вот водитель грузовика какого-нибудь амазона, который писает в бутылку, потому что у него нету времени остановиться отлить даже на обочине; Охрененная зарплата не понятно с чего; Потому что ты будешь делать то, что тебе не свойственн, о то это всегда будет через жопу» [7].
В отличие от публичного выступления на конференции, в формате выпусков обзора новостей на видеоплатформе ЯиТиЬе отмечается большее количество обсценной лексики. Это объясняется спецификой форматов: речепорождение в онлайн-среде происходит в условиях большей свободы и раскрепощенности. В целом, интернет-пространство характеризуется стиранием дистан-
сз о со "О
1=1 А
—I
О
сз т; о т
О от
З
и о со
о с
и
со
ции между говорящим и слушающим/адресатом и адресантом, свободой форм и выражения мыслей, а также повышенным уровнем экспрессии и эмоций. Высокая конкуренция, стремление захватить внимание аудитории, бесконечный поток информации и контента повышают градус эмоциональности и гротескности материалов. Инвектива, как табуированная в подсознании носителей языка лексика, вызывает максимальный отклик и вовлечение, что активно используется блогера-ми в сети для привлечения внимания и удержания аудитории.
Следующей отличительной особенностью речи является вкрапление в речь оратора сленговых выражений: «Именно поэтому, кстати, всякие ребята типа известных нам американских миллиардеров, они все время ставят перед собой цель полететь на луну на Марс; Он залетает, они его стирают, ещё один завожу» [7], «А иногда нужно просто перенести конфиденциальный чемоданчик с наликом; Чувак сделал такой роскошный подарок и подарил инстасамке стол за 23 ляма рублей; Но с таким же успехом идут и все это тупо дона-тят в каких-то своих играх » [8].
Использование сленга, характерного для субкультуры молодого поколения, позволяет блогеру приблизиться к аудитории, сократить дистанцию между авторитетным ритором и неопытным слушателем, а также упростить восприятие информации.
Экспрессивно-эмоциональная, оценочная лексика создает эффект личного повествования с субъективной окраской. Слушатели получают не сухую теоретическую информацию, а личност-но окрашенный контент, что также отвечает требованиям современного контента, транслирующего эмоциональные вовлекающие тексты с целью привлечения и удержания аудитории: «Спасибо, что пришли в такой дождливый денечек; мне 48,5 годиков; Нет каких-то страшных ужасных стран» [7]. «Пока что никому в мире не удалось отказаться полностью от наличных, потому что слишком много ребят из правительства, налоговых, банков и так далее знают, кто, кому и какую денюж-ку перевел; Я тут наверное звучу как старый пердун» [8]. Использование оценочной лексики отражает аффективную функцию языка, благодаря которой у адресата «возникает определенная психическая (осознанная или неосознанная) реакция, формируется некоторое эмоциональное восприятие предмета обсуждения и, как результат, появляются положительные и отрицательные ориентирующие установки в рамках существующих социокультурных и личностных концептов и категорий» [17, с. 64].
Также отмечается присутствие в речи англицизмов, что также позволяет блогеру демонстрировать свою открытость к молодой аудитории и новым идеям: «Сегодня вкратце будет такой вот дайджест моих наблюдений» [7].
Дополнительной демонстрацией естественного речевого поведения и открытой демонстра-
ции эмоций и мыслей Лебедева становятся личные комментарии-вставки, возникающие по ходу выступления: личный комментарий-вставка демонстрирует естественность и открытость говорящего, оратор чувствует себя непринужденно и позволяет себе отходить от темы выступления, комментируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас на глазах аудитории: «Это, кстати, очень удобная штука, в этом году сделали. В прошлый раз, когда выступал на АтоСЯМ, это было самое ужасное выступление в моей жизни вообще, потому что я вышел на сцену, не знаю, что здесь будет, я говорю "привет', а эхом отвечает; Чем хорош микрофон, который в руке? Вот эта хрень, которая из головы растет, как у кассирши или охранника. Тем, что можно его отвести в сторону, рыгнуть и продолжить речь, никто не заметит» [7].
Обсуждение
Коммуникативно-прагматической задачей Артемия Лебедева как представителя медиасферы и бло-гинга является функция воздействия на адресата. Тексты речей блогера, являясь индикатором состояния блогосферы, отвечают запросам современного общества. Обильное использование инвективы, эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика, англицизмы, сленговые выражения в полной мере отражают запрос аудитории на карнавализацию [2] контента и информации. В текстах блогера мы наблюдаем высокий уровень экспрессивности, что проявляется в репрезентованных средствах вербализации естественности. Акцент на экспрессивности наряду с необходимостью вовлечения и удержания внимания аудитории объясняется сформированными принципами общества потребления [4; 5; 16], требующими бесконечного генерирования и потребления не только физических продуктов, но и информации/контента, что автор данной статьи оценивает, как негативную тенденцию, разрушающую традиционные культурные ценности общества и нивелирующую границы между «добром и злом», что также размывает ценностные ориентиры молодого поколения. Основы представлений о консью-меризме и обществе потребления лежат в работах Э. Фромма, Ж. Бодрийяра, У. Бека, Т. Веблена и др. [16; 4; 3; 5]. Современные исследователи фиксируют возникновение нового, информационного потребления, где «информационный консьюмеризм связан с потреблением (перепотреблением) принципиально нового продукта - информации» [6, с. 109].
Заключение
Таким образом, лингвоаксиологическая интерпретация естественности как доминанты РИ современного студенчества верифицирует активное оперирование разговорной, сниженной, обсценной лексики, сленгом, экспрессивно-эмоциональными выражениями и англицизмами в речи популярного блогера Артемия Лебедева как яркого представителя новой развивающейся области знания - цифровой ритори-
ки. Полученные результаты отражают ценностные запросы современной аудитории, сформированные в условиях технологического прогресса и общества информационного потребления, а также демонстрируют воздействующие способности языковых средств естественности на формирование и трансформацию сознания и картины мира современного студенчества.
Литература
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейкой литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 448 с.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990 (1-е изд. 1965). 543 с.
3. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / пер. с нем.
A. Григорьева, В. Седельника. М.: Прогрес-страдиция, 2001. 303 с.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Москва: Издательство АСТ, 2021. 384 с.
5. Веблен Т. Теория праздного класса = The theory of the leisure class. An economic study of institutions / пер. с англ., вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной; общ. ред В. В. Мотылева. 4-е изд. М.: URSS, 2011. 368 с.
6. Гурьянова А.В., Тимофеев А.В. Трансформация консьюмеризма в современном обществе потребления: от классического к цифровому консьюмеризму // ЭСГИ. 2023. № 2 (38). С.100-111.
7. Лебедев А.А. Будущее дизайна и возможности [Электронный ресурс]. URL: https://www.you-tube.com/watch?v=60yl4eMAgX4&t=1118s (дата обращения 10.11.2023).
8. Лебедев А.А. Выпуск новостей № 456 [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/video/ c32ab8ff713a9dc25cbd20d7164306e4/ (дата обращения 10.11.2023).
9. Машкович О.А. Риторический идеал современного студенчества в лингвоаксиологиче-ском рассмотрении: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Машкович Ольга Александровна; [Место защиты: ФГА-ОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»]. Новосибирск, 2022. 195 с.
10. Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика: учебное пособие. М.: ФОРУМ; ИН-ФРА-М, 2015. 320 с.
11. Привалова И.В. Деиндивидуализация сообщений в блогосфере // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39 (1). С.25-35.
12. Рождественский, Ю.В. Принципы современной риторики / Ю.В. Рождественский; под ред.
B.И. Аннушкина. 3-е изд. испр. М.: Флинта: Наука, 2003. 176 с.
13. Сковородников А.П. О содержании понятия «национальный риторический идеал» при-
менительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. 1997. № 5. С. 27-37.
14. Смолененкова В.В. Риторическая критика как филологический анализ публичной аргументации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 26 с.
15. Стернин И.А. Экспериментальное изучение категории русский коммуникативный идеал // Мир русского слова. 2003. № 2. С. 53-55.
16. Фромм Э. Искусство быть: [сб.] / [пер. с англ. А. Александровой, С. Скворцовой]. М.: АСТ, 2017. 352 с.
17. Худякова О.С. К вопросу о функциях языка блогосферы (на материале русскоязычных тематических блогов) // Magister Dixit. 2011. № 4. С.60-70.
18. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М., 2009.
19. Шарков Ф.И., Силкин В.В. Генезис социологии медиапространства // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 557-566.
20. Шмаков А.А., Ермишина А.А. Цифровая риторика как инструмент создания позитивного речевого образа власти // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. № 18. С. 107-109.
21. Casey Boyle, James J. Brown Jr. & Steph Cera-so. The Digital: Rhetoric Behind and Beyond the Screen // Rhetoric Society Quarterly. 2018. 48:3. P. 251-259.
22. Laurie E. Gries and Collin Gifford Brooke, eds. Circulation, Writing, and Rhetoric. Logan, UT: Utah State University Press, 2018. 338 pages.
23. Pérez-Curiel, C.; Rivas-de-Roca, R.; García-Gordillo, M. Impact of Trump's Digital Rhetoric on the US Elections: A View from Worldwide Far-Right Populism / Social Science, 2021, 10. 152 pages.
REPRESENTATION OF THE AXIOLOGICAL DOMINANT OF NATURALNESS IN THE MODERN BLOGOSPHERE
Mashkovich O.A.
Novosibirsk State University of Economics and Management
The purpose of the study is to identify the means of representing the axiological dominant of naturalness in the speech texts of blog-ger and designer Artemy Lebedev, noted by students as a rhetorical leader of our time. The research methods were questionnaires and linguaxiological interpretation. The article describes the communicative and speech values of modern students, identified during the survey, their rhetorical guidelines and preferences in the conditions of informative consumerism and digitalization of society. Analysis of the speech of the rhetorical leader made it possible to identify the following means of expressing the dominant axiologeme of naturalness: colloquial, reduced, obscene vocabulary, slang, expressive-emotional expressions, anglicisms, as well as personal comments and inserts. Colloquial and reduced vocabulary allows the speaker to establish contact with the audience. The use of invective is explained and motivated by the format of communication in the Internet space, which implies a greater amount of freedom, as well as the need to attract and retain the attention of the audience in conditions of high content competition in the media space. Slang allows you to reduce the distance between the speaker and the listeners. Expressive and emotional expressions create the effect of a personal narrative. Anglicisms demonstrate openness to new ideas and
C3
о
CO
-a
I=i А
-i
о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со
views. Personal commentary inserts indicate a comfortable and natural feeling of the speaker in front of the audience. The results of the study demonstrate the transformation of speech ideals and the development of a new field of digital rhetoric as a form of persuasion of the audience through digital communication channels.
Keywords: rhetorical ideal, Russian students, linguoaxiology, lin-guoaxiological interpretation, digital rhetoric, digital communication, blogging, informatization.
References
1. Averintsev S.S. Rhetoric and the origins of the European literary tradition. M.: School "Languages of Russian Culture", 1996. 448 p.
2. Bakhtin M.M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. M.: Artist. lit., 1990 (1st ed. 1965). 543 pp.
3. Beck U. What is globalization? Mistakes of globalism - responses to globalization / trans. with him. A. Grigorieva, V. Sedelnik. M.: Progresstraditsiya, 2001. 303 p.
4. Baudrillard J. Consumer Society. Moscow: AST Publishing House, 2021. 384 p.
5. Veblen T. The theory of the leisure class. An economic study of institutions / trans. from English, intro. Art. and note. S.G. Sorok-ina; total edited by V.V. Motylev. 4th ed. M.: URSS, 2011. 368 p.
6. Guryanova A.V., Timofeev A.V. Transformation of consumerism in modern consumer society: from classical to digital consumerism // ESGI. 2023. No. 2 (38). pp. 100-111.
7. Lebedev A. A. The future of design and possibilities [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=60yl4eMAgX-4&t=1118s (accessed 11/10/2023).
8. Lebedev A.A. News release No. 456 [Electronic resource]. URL: https://rutube.ru/video/c32ab8ff713a9dc25cbd20d7164306e4/ (access date 11/10/2023).
9. Mashkovich O.A. The rhetorical ideal of modern students in lin-guaxiological consideration: dissertation ... candidate of philological sciences: 02.10.01 / Mashkovich Olga Aleksandrovna; [Place of defense: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Omsk State University named after. F.M. Dostoevsky"]. Novosibirsk, 2022. 195 p.
10. Mikhalskaya A.K. Comparative-historical rhetoric: a textbook. M.: FORUM; INFRA-M, 2015. 320 p.
11. Privalova I.V. Deindividualization of messages in the blogo-sphere // Issues of journalism, pedagogy, linguistics. 2020. No. 39 (1). pp. 25-35.
12. Rozhdestvensky, Yu.V. Principles of modern rhetoric / Yu.V. Christmas; edited by IN AND. Annushkina. 3rd ed. corr. M.: Flinta: Nauka, 2003. 176 p.
13. Skovorodnikov A.P. On the content of the concept of "national rhetorical ideal" in relation to modern Russian reality // Theoretical and applied aspects of speech communication: Scientific and methodological bulletin. 1997. No. 5. pp. 27-37.
14. Smolenenkova V.V. Rhetorical criticism as a philological analysis of public argumentation: abstract. dis. ...cand. Philol. Sci. M., 2005. 26 p.
15. Sternin I.A. Experimental study of the category of Russian communicative ideal // World of Russian Word. 2003. No. 2. P. 5355.
16. Fromm E. The art of being: [collection] / [trans. from English A. Alexandrova, S. Skvortsova]. M.: AST, 2017. 352 p.
17. Khudyakova O.S. On the question of the functions of the language of the blogosphere (based on Russian-language thematic blogs) // Magister Dixit. 2011. No. 4. pp. 60-70.
18. Sharkov F. I. Communicology: encyclopedic dictionary-reference book. M., 2009.
19. Sharkov F.I., Silkin V.V. Genesis of the sociology of media space // Bulletin of RUDN University. Series: Sociology. 2021. Vol. 21. No. 3. pp. 557-566.
20. Shmakov A.A., Ermishina A.A. Digital rhetoric as a tool for creating a positive speech image of power // Altai Bulletin of State and Municipal Service. 2020. No. 18. pp. 107-109.
21. Casey Boyle, James J. Brown Jr. & Steph Ceraso. The Digital: Rhetoric Behind and Beyond the Screen // Rhetoric Society Quarterly. 2018. 48:3. P. 251-259.
22. Laurie E. Gries and Collin Gifford Brooke, eds. Circulation, Writing, and Rhetoric. Logan, UT: Utah State University Press, 2018. 338 pages.
23. Perez-Curiel, C.; Rivas de Roca, R.; Garcia-Gordillo, M. Impact of Trump's Digital Rhetoric on the US Elections: A View from Worldwide Far-Right Populism / Social Science, 2021, 10. 152 pages.
o d
u
CO