Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 26-32.
П. В. Масычев
репрезентации проблем толерантности
И ИНТОЛЕРАНТНОСШ В СОВРЕМЕННОМ РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ
В статье рассматриваются репрезентации этнорелигиозной толерантности в пространстве существующего медийного поля. Руководствуясь мотивом получения полной картины, автор прибегает к анализу поставленной проблемы в рамках федерального и регионального уровней. Основным методом для проведения социологического исследования выступает контент-анализ СМИ. В результате автор находит особенности в социальной среде Саратовского региона.
Ключевые слова: средства массовой информации, религиозный экстремизм, социальная политика, межконфессиональный диалог.
В современной России остро стоит проблема религиозных отношений, толерантности и интолерантности представителей религиозных верований, что часто отражается в медийном поле. Важность рассмотрения репрезентации проблемы и возможностей ее решения в СМИ обусловлены следующими утверждениями. С одной стороны, «открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации»1: здесь происходит кристаллизация реальных социальных проблем, придание им знаково-символической формы, их вербализация. И, с другой стороны, СМИ может формировать общественное мнение, в большей степени в той читательской среде, на которую их деятельность направлена.
Осуществление анализа материалов СМИ, по нашему мнению, эффективно проводить с позиций конструкционизма. Этот подход дает нам основание утверждать, что «представление о том, что социальные проблемы суть вид условия»2, должно быть оставлено в пользу понимания социальных проблем как вида деятельности»3. Справедливо замече-
но, что в целях публикации «выбор материала и его трактовка ориентируются не только на интересы владельцев органа СМИ, но и на предпочтения публики, на ее желание или нежелание знать о чем-либо, сопротив-
_ _ 4
ление или приветствие какой-то позиции»4. Поэтому «репертуар и рамки интерпретаций, предлагаемые в СМИ, играют важную роль в процессе, посредством которого общество признает или игнорирует те или иные социальные проблемы в качестве фокуса конфликтных интересов, намерений и целей»5, что также актуализирует проведение исследования, предметом которого становится репрезентация проблемы в СМИ. Через данные источники осуществляется попытка понимания феномена религиозной терпимости и нетерпимости, ставятся предположения о причинах возникновения и механизмах воздействия данного явления, а также прогнозируются последствия, к которым то или иное явление может привести.
Итак, цель исследования мы видели в анализе возможностей решения проблемы религиозной толерантности в СМИ, которая
рассматривается в контексте социальной политики по отношению к межконфессиональ-ным отношениям, а также в контексте определения позиций самих СМИ в рассмотрении данного вопроса. Для реализации поставленной цели мы будем исследовать печатные СМИ при помощи метода контент-анализа, который позволяет нам рассмотреть тексты статей журналов и газет «не как грамматическую форму, содержащую информацию о фактах, а в качестве социальной репрезента-ции»6. В нашем исследовании контент-анализ совмещает в себе как количественную, так и качественную техники, что позволит нам увидеть более полную картину репрезентации решения проблемы религиозной толерантности в СМИ. Именно «качественный анализ предполагает первоначально как бы целостное видение всего объекта, живое его
7 ~
представление»', который, совмещаясь с числовыми показателями, выводит целостную картину происходящего. В качестве единицы анализа мы рассматриваем одну печатную статью. Анализ репрезентаций проблемы религиозной толерантности в СМИ рассматривается на двух уровнях - федеральном и региональном (Саратовский регион). Это рассмотрение позволяет нам вычленить особо значимые моменты в двух плоскостях, увидеть варианты решений ряда противоречий, найти возможные причины, факторы и условия.
Для осуществления анализа на уровне федерации нами был проанализирован интернет-портал «Религия и СМИ» (http: www. religare.ru), содержащий в себе мониторинг информационных ресурсов - печатных изданий, лент новостей, информационных агентств. Портал работает с 2002 года, поддерживается Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Задача портала - оказание экспертной помощи представителям профессий, чья деятельность связана с религией. Ресурс обновляется каждый день, содержит более 16 тысяч документов по всем аспектам современного состояния конфессий в России и за ее пределами. Мы осуществляли контент-анализ одной из рубрик портала «Мониторинг СМИ», где содержится подробное сканирование в Рунете всех публикаций о религии, носящих экспертный характер, рассмотрев 117 статей за период января 2005 года по декабрь 2010 года. Поиск статей осуществлялся посредством постраничного просматривания архива интер-
нет-ресурса. Статьи отбирались по принципу соответствия содержания проблеме религиозной толерантности.
Для исследования регионального уровня нами было выбрано печатное издание, читаемое в городе Саратове, - газета «Богатей». Статьи, опубликованные в газете «Богатей», рассматривались нами за период шести лет (с января 2005 года по декабрь 2010 года) в количестве 72 единицы. Газета «Богатей» (www.bogatej.ru) - еженедельное печатное издание, тираж - 4,5 тысячи экземпляров. Распространяется по Саратовской области как по подписке, так и в розницу. За время своего существования газета зарекомендовала себя как независимое деловое издание, которое отстаивает либеральные ценности и права человека. Основная направленность освещаемых в газете тем - социальная.
Таким образом, обоснованием выборки служат следующие критерии: ориентация на решение социальных проблем; доступность; относительно высокий рейтинг; религиозная независимость. В данном исследовании категорией анализа является решение социальной проблемы, в той или иной степени связанной с религиозной толерантностью. Данная категория включает в себя несколько групп переменных, или секторов, тем.
1. «Ислам» - включает в себя такие компоненты, как развитие ислама в России, решение вопросов веротерпимости, взаимодействие с иными конфессиями, исламофобия и «исламский фактор».
2. «Православие» - представлено такими составляющими, как взаимоотношение с властью и светским миром, взаимодействие с другими конфессиями и религиозными культами, деятельность представителей епархий РПЦ относительно учреждений иных конфессий.
3. «Основы православной культуры»
- включает в себя полемику по поводу толерантности различных конфессиональных групп и СМИ к обязательному внедрению одноименного названию группы переменных предмета в общеобразовательную программу средней школы.
4. «Религиозные культы» - представлено такими составляющими, как отношение к нетрадиционным культам со стороны традиционных конфессий, проблемы развития толерантности к культам в России.
5. «Социальная политика» - в данную группу входят такие компоненты, как факты,
причины, предпосылки и последствия ведения политики межконфессиональной толерантности, проявляющейся в налаживании всестороннего диалога между различными вероисповеданиями, а также изучение условий, в которых этот диалог возможен.
По описанным секторам печатные публикации распределились следующим образом. На региональном уровне сектор «ислам» составили 25,7 % статей, сектор «православие» - 32,9 % публикаций, сектор «основы православной культуры» - 14,2 % статей, сектор «религиозные культы» - 24,3 % статей, сектор «социальная политика» составил
2.9 % от всего количества публикаций. На федеральном уровне сектор «ислам» составили
13.9 % статей, сектор «православие» - 14,8 % публикаций, сектор «основы православной культуры» - 21,7 % статей, сектор «религиозные культы» - 10,5 % статей, сектор «социальная политика» составил 39,1 % от всего количества публикаций.
Напряженность отношений между конфессиями может быть обусловлена проблемой внедрения в систему образования религиозно-культурных дисциплин. Примечательно, что региональный уровень находит выражение проблем религиозной толерантности во взаимоотношениях двух конфессий - ислама (25,7 %) и православия (32,9 %). Такая ситуация на фоне низкого уровня обсуждения социальной политики на региональном уровне может трактоваться как критическая, требующая неотложного решения. По сути это актуализированная проблема в совокупности с отсутствием действий, направленных на ее решение. Бездействие приводит к ослаблению противовеса и нарастанию проблематики, даже несмотря на высокую степень репрезентаций социальной политики федерального уровня.
В ходе отбора единиц для анализа мы рассмотрели массив публикаций за период, начиная с 2005 года по настоящее время. Из всего количества статей нами было отобрано 189 статей (117 на федеральном и 72 на региональном уровнях), касающихся решения проблем, связанных с религиозной толерантностью. Из всего массива отобранных материалов на уровне региона за 2005 год было выделено 6,9 % статей, за 2006 год - 8,3 % публикаций, за 2007 год - 29,2 % статей, за 2008 год - 20,8 %, за 2009 год - 25 % и за 2010
- 9,3 % публикаций. На федеральном уровне
динамика публикаций распределилась следующим образом: за 2005 год - 26,5 % статей, за 2006 год - 23,9 %, за 2007 год - 12,8 %, за 2008 год - 10,3 %, за 2009 год - 17,1 %, за 2010 - 9,4 % статей.
На региональном уровне освещение в СМИ решения проблемы религиозной толерантности в контексте ислама шло достаточно ровно. Исключением является 2008 год, что связано, скорее всего, с привлечением внимания печатных СМИ к проблеме введения в школах предмета «Основы православной культуры». Данное явление становится ясным, если рассматривать его с точки зрения теории конструирования социальных проблем в СМИ, в рамках которой С. Хилгартнер и Ч. Боск выдвигают утверждение о том, что «социальные проблемы конкурируют между собой за то, чтобы попасть в публичную повестку дня»8. Исходя из этого, можно предположить, что на момент 2007 года обсуждение внедрения в общеобразовательную программу школ дисциплины «Основы православной культуры» оказалось более конкурентоспособным и в большей степени привлекающим внимание общественности, нежели проблема ислама в контексте религиозной толерантности.
Пик решения вопросов религиозной толерантности в контексте рассмотрения тем, связанных с деятельностью православия, приходится на 2007 год. Прежде всего, это связано с активным обсуждением православия как религии большинства, деятельности Саратовской епархии РПЦ для православного населения региона. Проблема установления поклонных крестов в общественных местах и полемика по поводу внедрения изучения основ православной культуры в школе, создавшие скачок межконфессионального напряжения, ложится в основание широкого обсуждения данной конфессии в 2007 году.
Особенностью динамики сектора «Основы православной культуры» является его невостребованность в 2004 и 2005 годах, что указывает на отсутствие актуальности данной проблемы. Актуальность данный вопрос приобретает только в конце ноября
2006 года, когда полемика о введении нового школьного предмета начала приобретать характер эксперимента, связанного с подготовкой решения Министерства образования Саратовской области о начале преподавания в школах «Основ православной культуры» как регионального компонента в образователь-
ной системе. В 2007 году споры и протесты вокруг данного предмета переросли в острую дискуссию, разделившую общественность на два лагеря - «за» и «против». И в 2008 году данная проблема остается нерешенной.
На 2007 год приходится также пик освещения деятельности нетрадиционных религиозных культов, который неразрывно связан с такими событиями, как проведение большого числа конференций по противодействию деструктивному сектантству и санкционирование пикета православной молодежной организации против ремонта Дома собраний Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Решение вопроса религиозной толерантности, в первую очередь, проявляется в обсуждении нетерпимости к подобным нетрадиционным религиозным группам. В секторе тем, посвященных социальной политике, явных всплесков и падений внимания к данным вопросам не прослеживается. Это может свидетельствовать, прежде всего, о низкой активности региональной социальной политики в направлении решения проблем, связанных с религиозной толерантностью.
При анализе общего распределения публикаций по годам за период 2005-2008 годов можно увидеть, что наибольшее внимание к проблемам религиозной толерантности отмечалось в 2007 году. Прежде всего, такое внимание было получено за счет увеличения активности деятельности православных и исламских учреждений. При этом 2007 год характеризуется активными спорами о введении в школах Саратовской области региональной дисциплины «Основы православной культуры», вследствие чего пресса уделила большое внимание православной конфессии как заинтересованной стороне, инициирующей данный проект. Мы также видим, что в 2008 году актуальность решения проблемы религиозной толерантности остается на высоком уровне, что обусловлено отсутствием компромисса в решении многих межконфес-сиональных вопросов.
Полученные данные анализа федерального уровня показывают, что религиозная толерантность, выраженная в аспекте ислама, имеет тенденцию к снижению. Данная тема на уровне федерации практически исчерпана, яркие события, окрашенные религиозной нетерпимостью, практически отсутствуют, все конфликты переходят в контекст политический. Прежде всего, это противостояние Вос-
тока и Запада, США, Ирака и Афганистана, Палестины и Израиля. В контексте же происходит конструирование альтернативного образа мусульманина, мирного и толерантного.
Религиозная толерантность в контексте православия имеет стабильный характер: практически ежегодно пишутся статьи, повествующие о веротерпимости в контексте православия. Исключение составляет
2007 год. Скорее всего, это связывается с тем, что репрезентации религиозной толерантности в контексте православия растворились в прочих тематических блоках. Проблематика религиозного образования в школе остается на протяжении нескольких лет, о чем свидетельствуют полученные в ходе анализа данные. Понятна причина усиленного внимания к этой теме со стороны СМИ в 2005-2006 годах, когда тема была новой, острой, дискуссионной.
Лидер репрезентаций в СМИ - сектор «Социальная политика». Эта тематика получает большой процент освещения в СМИ на протяжении всех лет. Благодаря этому повышается общественное сознание наличия проблемы, обсуждаются пути решения, демонстрируются примеры - формируется и развивается норма религиозной толерантности, ценность взаимоуважения представителей различных вероисповеданий. Отражение социальной политики в СМИ действительно формирует религиозную толерантность общества, возводя ее в ранг ценностного ориентира, делает решение социальной проблемы приемлемым и возможным.
Таким образом, мы видим, что федеральный и региональный уровень имеют отличия в развитии тематик за указанный период. Прежде всего, это различие находит себя в репрезентации социальной политики, которое может оказывать воздействие на формирование религиозной толерантности. Во-вторых, в регионе религиозная толерантность рассматривается через призму религиозной принадлежности к той или иной конфессии, конкретной деятельности мусульманских и православных учреждений, влияющих на рост межконфессиональной толерантности/ интолерантности. На наш взгляд, это может рассматриваться как стигматизация того или иного вероисповедании как терпимого или нетерпимого.
Анализ статей позволяет выделить, как минимум, четыре типа письменной речи, с
помощью которых осуществляется повествование в рассматриваемых нами печатных изданиях: «похвала», «критика», «рассуждение» и «защита». Похвала, прежде всего, связана с положительным оцениванием автора описываемых в статье событий, стремлением вызвать положительные эмоции у читателя (восхищение, гордость, согласие и т. п.). Применение критики в статьях служит для осуждения каких-либо действий, лиц или явлений, указанных в публикации; она формирует у читателя негативную оценку по отношению к содержанию статьи. Рассуждение связано с описанием хода мысли автора, предоставление читателю какой-либо информации, однако отличительной чертой данного типа речи является отсутствие положительной либо отрицательной оценки. Если в статье применяются речевые обороты, построенные таким образом, что у читателя возникает сочувствие обсуждаемому лицу или группе, желание встать на его позицию, тогда в статье используется тип речи «защита».
Тип письменной речи большинства рассмотренных статей связан с критикой существующей ситуации за рассмотренный период. Примерно равное количество публикаций выражает позитивное реагирование на определенную деятельность, связанную с решением вопросов веротерпимости, а также на констатацию фактов существующей действительности. Рассуждение и защита - наименее часто используемый тип письменный речи в статьях по решению рассматриваемой проблемы. Для того, чтобы проанализировать, какой тип речи используется при описании тематических секторов, рассмотрим распределение типов речи по каждой тематике.
Региональный уровень. Проанализировав данные, мы увидели, что критика в большинстве случаев используется при рассмотрении таких тематических блоков, как «Православие» и «ОПК». Скорее всего, такое распределение связано с деятельностью Саратовской епархии РПЦ по внедрению в обязательное образование регионального компонента -школьного предмета «Основы православной культуры». При этом сам факт проекта внедрения критикуется в равной степени с деятельностью епархии. Критика православия наряду с вышеописанными действиями идет также в контексте интолерантного его отношения к нетрадиционным религиозным культам, что, по мнению СМИ, противоречит
принципу свободы вероисповедания и совести в Российской Федерации. Остальные тематические секторы практически не подвергаются критике.
Похвала используется в большей части в статьях, посвященных проблеме религиозной толерантности в контексте деятельности мусульман. Прежде всего, это связано с деятельностью ДУМП в регионе, описанием традиций ислама, точки зрения представителей данной конфессии на некоторые ценности жизни таких, как, например, семья и воспитание. При этом авторы публикаций выражают свое согласие и одобрение деятельности ДУМП, позитивно оценивают ислам как конфессию. При описании других тематических блоков похвала практически не используется.
Использование защиты как типа письменной речи ведется в тех случаях, когда авторы статей стремятся оградить от «нападков» нетрадиционные религиозные культы. В частности, это касается Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В большинстве случаев нетрадиционные религии позиционируются в СМИ как угнетаемые, а действия, направленные на ограничения деятельности культов, - как дискриминирующие вероисповедальные меньшинства по религиозному признаку.
С другой стороны, при описании религиозной толерантности в контексте ислама преобладает позитивная оценка восприятия прессой его деятельности. Если во главу угла при описании проблем веротерпимости ставится деятельность православных учреждений, статьи носят в большинстве своем критикующий характер. Когда внимание прессы переносится на обсуждение введения в школьное образование дисциплины «Основы православной культуры», тексты статей приобретают характер осуждения и жесткой критики данных действий. При описании проблем, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных культов, авторы статей чаще всего прибегают к защите малочисленных религиозных меньшинств.
Федеральный уровень. Анализируя данные, полученные в исследовании, мы видим, что критика занимает доминирующие значения практически во всех тематических блоках. Примерно в одинаковой степени критикуется и православие, и ислам за действия, расцениваемые как интолерантные. Яркая критика направлена против преподавания религии в
школе, религиозных культов. Присутствует критика социальной политики. Критика здесь не просто говорит о недопустимости тех или иных явлений, но в большинстве случаев направлена на анализ действий, исправление ошибок, улучшение уровня.
Похвала также используется при описании практически всех тематик. Исключение составляет блок «Религиозные культы». Это свидетельствует о построении негативного образа этих двух явлений, недопустимости их проявлений в современной действительности. Критика религиозных культов склонна носить характер навешивание ярлыка «секта». В поле «Социальная политика» описываются действия, направленные на развитие толерантности, либо делаются призывы к ней, либо даются модели устройства толерантного общества.
Безоценочное рассуждение используется только в четырех статьях. Прежде всего, это статьи, описывающие положение дел в рамках социальной политики, где автор не высказывает своего мнения. Это попытка взвешенного подхода к проблеме, а право, каким образом оценивать явление, предоставляется читателю. С другой стороны, малая доля безоценоч-ных статей говорит, прежде всего, об актуальности изучаемого вопроса, высокой степени трудности абстрагироваться и выключить собственное субъективное отношение.
Защита используется, когда авторы говорят о религиозном меньшинстве, в частности
об исламе и религиозных культах. Защита
- это своеобразный противовес критике, нападкам на эти вероисповедания. В большей степени защита используется при снятии авторами ярлыков агрессии с ислама и описания этой конфессии как миролюбивой.
Если рассмотреть применение тех или иных типов письменной речи для поля «Социальная политика», можно увидеть следующую динамику. При наличии и критики, и похвалы в рамках временного развития существуют следующие особенности:
• 2005-2006 годы - период преобладания похвалы социальной политики, позитивного формирования ее образа;
• 2007 год - время перелома, когда критика встает «на равных» с похвалой;
• 2008-2009 годы - период, когда социальная политика критикуется, ставятся вопросы, требующие решения, осуществляется поиск слабых сторон и призыв к их исправле-
нию. Это анализ, необходимый для понимания формирования нового уровня политики, направленной на формирование религиозной толерантности;
• 2010 - период критики социальной политики в аспекте пропаганды толерантности. Вектор конструирования перешел крайнюю точку, этнорелигиозная толерантность начала конструироваться с ущемлением прав этнического и религиозного большинства.
Таким образом, в Саратовском регионе в настоящий момент времени сложилось неполное и одностороннее восприятие религиозной ситуации в регионе, связанное с наличием ряда недостатков. Во-первых, деятельность мусульманских учреждений воспринимается прессой как правильная и способная решить вопрос о конфессиональной нетерпимости, СМИ видят в данных действиях только плюсы. С нашей точки зрения, такая позиция не позволяет полно осветить проблему религиозной толерантности и тем более предоставить адекватные решения вопроса по причине того, что в вопросах межконфессионального взаимодействия существуют, как минимум, две стороны. Во-вторых, практически отсутствует поиск плюсов и полезных действий православных учреждений, что также говорит об отсутствии попыток полного понимания проблемы, так как только одна критика связана с ограничением действий и неспособна решить проблему религиозной толерантности. В-третьих, вопрос о введении в школах ОПК воспринимается прессой «в штыки». Такая приверженность одной позиции также неспособна решить вопросы веротерпимости в регионе. В-четвертых, пресса защищает нетрадиционные религиозные культы, ссылаясь на принципы свободы совести в нашей стране. При этом в стороне остаются мнения традиционных конфессий. В-пятых, такой односторонний подход не позволяет осуществить возможность диалога конфессий. В-шестых, отсутствие описания социальной политики, ее оценки с различных позиций, исключает возможность формирования религиозной толерантности.
Различия социальной политики двух уровней выражает себя в искаженном восприятии вероисповеданий и их стигматизации как «правильных» и «неправильных» конфессий на уровне региона; здесь мы находим критику или же, наоборот, похвалу не действиям,
а конкретным вероисповеданиям. С нашей точки зрения, это является недопустимым в настоящих условиях, при наличии современных принципов общественной жизни и легко может интерпретироваться как дискриминация по религиозному признаку. Такое искаженное восприятие препятствует адекватному рассмотрению действий социальной политики или же приводит к ее бездействию: искаженное конструирование заставляет воспринимать наличие действий, направленных на развитие религиозной толерантности, в штыки, делает эти действия нулевыми, исключает возможность их конструктивного обсуждения.
На федеральном уровне в большей степени репрезентируются действия социальной политики, наблюдается тенденция к росту критических публикаций. Репрезентациям федерального уровня в большей степени свойственен разносторонний подход к религиозной толерантности. Тем не менее, следует обратить внимание на возникновение радикализма в плане защиты принципов меньшинства, который неизбежно приводит к ущемлению свобод большинства и нарушению баланса в социальной политике. Религия используется как средство для осуществления борьбы общественных объединений за сферы влияния. Такая борьба вступает в противоречие с принципом разделенности государства и религии и представляет меж-конфессиональные отношения как предмет социологии, политологии и социальной политики, а не как камень преткновения в религиозных воззрениях.
Примечания
1 Карпова, Г. Г. Репрезентация гендерных отношений в аспектах социальной политики, законодательства, социального обеспечения и социальной работы в региональной прессе / Г. Г. Карпова, С. С. Рыгина // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне : сб. ст. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и Н. И. Лов-цовой. Саратов : Науч. кн., 2003. С. 295.
2 Блумер, Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современ-ности-П : хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева ; 2-е изд., доп. и перераб. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 153.
3 Спектор, М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз // Там же. С. 161.
4 Романов, П. В. Женщины-террористки в интерпретативных моделях российских СМИ : дискурс-анализ газетных публикаций / П. В. Романов, В. В. Щебланова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Полит. исслед. 2003. № 6. С. 149.
5 Там же. С. 151.
6 Романов, П. В. Исследования в социальной работе : оценка, анализ, экспертиза / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. Саратов : СГТУ, 2005. С. 63.
7 Ядов, В. А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология : методология, методы, математические модели. 1991. № 1. С. 15.
8 Ясавеев, И. Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. Т. 2, № 4. С. 41.