РЕЦЕНЗИИ
Репников, А. В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX - начало XX веков) : монография / А. В. Репников. -М. : Готика, 2006. - 424 с.
В течение последнего десятилетия произошел мощный интеллектуальный прорыв в изучении феномена российского консерватизма. Идеологическая модель консерватизма, как отмечалось в одном из фундаментальных исследований, оказала существенное влияние на создание модернизированного (современного) общества, отражая достаточно реалистичный взгляд на человека и общество, отказ от веры в идеальное общественное устройство будущего и критику утопических учений, установку на противодействие революции и обоснование диктатуры для выхода из конституционных кризисов и восстановление легитимного режима [1]. Публикация работ переписки русских консерваторов Л. А. Тихомирова, К. Н. Леонтьева, предпринятая в 1990-х - начале 2000-х гг., отразила интерес интеллектуальной элиты к поискам оптимальной модели социально-экономического развития России.
Автор рецензируемой монографии - доктор исторических наук, сотрудник Центра по разработке программ документальных публикаций федеральных государственных архивов Российского государственного архива социально-политической истории А. В. Репников по праву относится к крупнейшим исследователям российского консерватизма. После издания своей первой монографии [2] он предпринял существенные усилия по изданию документального наследия теоретиков консервативной политической мысли, публикуя также свои работы в российских и зарубежных изданиях.
Формулируя замысел нового исследования, автор подвергает аргументированной критике устойчивые стереотипы в восприятии консерваторов как «реакционеров» и «мракобесов» (с. 4). В этой связи перед учеными возник ряд новых проблем, отражающих необходимость переосмысления содержания дефиниций, выражающих идеологию и практику общественно-политических направлений и течений [3].
Композиция книги отличается четкостью и соответствует авторскому замыслу - проанализировать проекты преобразования России, рассмотреть восприятие консерваторами сложнейших модернизационных процессов.
В первой главе рассмотрена историографическая ситуация, представлена характеристика источниковой базы монографии. Отмечу кропотливую работу
А. В. Репникова по изучению сотен работ российских и зарубежных исследователей. Между тем характеристика источниковедческого потенциала могла быть более пространной (при этом публикаторская деятельность автора представляет собой достойный пример серьезной археографической работы).
Теоретическим основам консервативного мировоззрения посвящена вторая глава монографии. Автором отмечена ошибочность утверждений части научного сообщества, отделявшего консерваторов от идеи прогресса.
Вместе с тем нельзя не учитывать и то обстоятельство, что именно консерваторы стремились обратить внимание на противоречивое (негативное) последствие капитализации для экологии, физического и нравственного здоровья индивида.
Анализируя место самодержавия в историческом процессе, А. В. Репников отмечает, что сакрализация царской власти, в конечном итоге, обусловила отставание в оформлении политико-правовой доктрины, что не могло не повлиять на судьбу империи в начале XX в. (с. 92). Стремление к синтезу религиозных и правовых понятий, переносу их на социальную структуру российского общества обусловило то своеобразие в трактовке права, которое было выражено К. П. Победоносцевым. Для него закон являлся как правилом поведения, так и характером заповеди, освящавшимся религией. В этой связи принципиальное значение приобретает восприятие консерваторами парламентаризма (с. 101), понимаемого К. П. Победоносцевым «великой ложью нашего времени».
В четвертой главе рассмотрена достаточно сложная составляющая консервативной традиции - отношение к конфессиональному и национальному вопросам. Автор справедливо отмечает, что изучение отношения консерваторов к роли Русской Православной церкви, взаимоотношениям с другими концессиями и нациями должно быть основано на признании аксиоматического положения: «В России начала XX века только еще начинали складываться традиции мирного разрешения национальных, социальных и религиозных противоречий, обострившихся в ходе модернизации страны» (с. 211). Именно в этом ракурсе (лишенном эмоций) и следует рассматривать отношение консерваторов к еврейским погромам, «Делу Бейлиса».
Уязвимой стороной в деятельности теоретиков консерватизма являлась неэффективность наработок в сфере социальной политики. М. О. Меньшиков весьма пессимистично констатировал, что на смену обществу, основанному на традиции, идет общество, построенное на эгоизме, у которого нет будущего (с. 253).
Завершающие главы исследования посвящены изучению представлений консерваторов о месте Российской империи в мировом пространстве и судьбам лидеров этого направления после двух революций 1917 г.
Мое внимание привлекли отличающиеся логичностью и выверенно-стью выводы. В их основе - признание ценностных качеств консервативной доктрины: стремление к сохранению стабильности в обществе, признание необходимости строгой дисциплины и иерархии, поиск оптимального места страны в мировой цивилизации.
В целом, монография (в книге опубликованы дневники записей Л. А. Тихомирова) оставляет весьма благоприятное впечатление своей основательностью и аналитическим подходом. Отсутствие списка литературы и источников, именного указателя, отдельные недочеты в корректуре текста, убежден, связаны, очевидно, с ограниченным количеством печатных листов, выделенных издательством.
Исследование А. В. Репникова представляет большой интерес для историков, юристов, политологов, размышляющих и небезразличных к судьбе своей страны.
Список литературы
1. Медушевский, А. Н. Идеологии как явление мировой истории / А. Н. Меду-шевский // Модели общественного переустройства России. XX век / отв. ред.
В. В. Шелохаев. - М., 2004. - С. 42.
2. Репников, А. В. Консервативная концепция российской государственности / А. В. Репников. - М., 1999.
3. Общественная мысль России XVIII - начала XX века : энциклопедия. - М., 2005.