О.А. Плоцкая*
РЕПЛИКАЦИЯ
ОБЫЧНО-ПРАВОВЫХ НОРМ КОМИ (ЗЫРЯН) КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ**
Аннотация. В статье представлен анализ зырянских обычно-правовых норм, регулировавших воспитательный процесс. Целью настоящей работы является изучение обычно-правового опыта коми (зырян) в этно-воспитательном процессе, а также возможности применения обычно-правовых особенностей в современном воспитательном процессе в условиях реформирования системы российского образования и формирования компетентностного подхода. В качестве предмета исследования выступают обычно-правовые нормы, традиционные воззрения и установления, регулировавшие этно-воспитательный процесс у коми (зырян). Методологическую основу исследования составляет социологическая феноменология, раскрывающая восприятие индивидом мира через призму сложившихся в практическом мире субъективных представлений и значений. Среди методов, применяемых в настоящей работе, необходимо выделить следующие: истори-ко-правовой, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, системный, социально-правовой. Кроме того, в качестве основных принципов теоретико-правового анализа обычно-правовых аспектов этно-воспитательного процесса у коми (зырян) применяются методологические разработки современной педагогики, психологии, социологии, этнологии. В статье представлено исследование роли обычно-правовых норм в правовом воспитании у коми (зырян) в XIX — начале XX вв. Отдельное внимание уделяется синкретизму зырянского обычно-правового опыта и инновациям в современном воспитательном процессе. На основе работ этнографов, этнолингвистов, разработок социальной психологии, педагогики, истории права в настоящем исследовании будет произведена реконструкция генезиса и репликации особенностей обычно-правового регулирования этно-воспитательного процесса у коми (зырян). В результате автором выделены особенности юридических воззрений коми (зырян) в этно-воспитательном процессе. На основе обычно-правового опыта предложена авторская концепция воспитательной системы, включающая набор коллективных дел, направленных на реализацию воспитательных мероприятий и выработку компетентностно-го подхода. Автором предложен также и план действий по реализации системы коллективных дел в современной студенческой группе. Отдельного внимания заслуживают также индикаторы реализации системы воспитательной работы в студенческой группе и соответственно рефлексия уровня сформированности компетенций в виде количественных и качественных показателей. Новизна данной научной работы состоит в том, что она является самостоятельным
© Плоцкая О.А., 2015
* Плоцкая Ольга Андреевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории государства и права и основ правоведения Сыктывкарского государственного университета. [[email protected]]
167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д. 55.
** Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Коми, проект № 14-13-11001 «Этно-правовой мир коми (зырян)».
^ ПЛОЦКАЯ LEX RUSSICA
научным исследованием общетеоретических и историко-правовых, психолого-педагогических аспектов генезиса и развития обычно-правового регулирования этно-воспитательного процесса у коми (зырян) и применения опыта прошлого в современном образовательном процессе. Сегодня в России результаты данного исследования могут быть применены в системе российского образования, что обуславливает также и ее новизну.
Ключевые слова: обычно-правовые нормы, правовое воспитание, коми (зыряне), инновации, этно-воспитательный процесс, компетенции, образовательный процесс, ФГОС, репликация, юридические обычаи.
Исследование роли обычно-правовых норм в этно-воспитательном процессе народов, проживающих на территории РФ, в современных условиях политических, правовых, экономических, социальных преобразований представляется все более актуальным. Юридические обычаи, формировавшиеся в обществе на протяжении многих веков, являлись традиционными регуляторами процесса обеспечения жизнедеятельности общества, и в том числе эт-но-педагогического процесса.
Изучение обычно-правовых норм в этно-воспитательном процессе особенно актуально сегодня в условиях реформирования системы российского образования и формирования ком-петентностного подхода.
Обычно-правовые нормы в этно-воспита-тельном процессе сложились в результате многократного и единообразного повторения однотипного варианта поведения и постепенно приобретали статус обязательного правила, которое обеспечивалось социальным (общественным) принуждением.
Специальное комплексное изучение, посвященное репликации обычно-правовых норм коми (зырян) как условию реализации современного воспитательного процесса, не составляло самостоятельного предмета исследования ни диссертационных, ни монографических научных трудов. Однако некоторые аспекты объекта исследования неоднократно находились в центре внимания различных ученых досоветского, советского и современного периодов.
В дореволюционной российской литературе1 особенности обычно-правовых норм и традиционных воззрений у коми (зырян) в воспитательном процессе рассматривались, как правило, применительно к промысловому праву, общинно-земельным и брачно-семейным отношениям.
В отечественной историографии советского и современного периода практически нет специаль-
1 См.: Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы // Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX в. / общ. ред. В.А. Лимеровой. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2010. С. 42-52; Берг Ф. Заметки о зырянах // Вятские губернские ведомости. 1854. № 29; Большаков М.А. Община у зырян // Живая старина. 1906. Вып.1. С. 1-54; Волков Н. Удорский край. Этнографический очерк // Вологодские губернские ведомости. 1879. № 34; Труды экспедиции по исследованию земель Печерского края Вологодской Губернии: в 2 т. / общ. ред. П.И. Соколова. Т. I. СПб.: б.и., 1909 и др.
ных юридических исследований, посвященных рассматриваемой теме. Отдельные работы2 частично касались ряда проблем развития этно-педагогики, практики воспитания в зырянской семье, роли обычаев и традиций как элемента жизненного уклада зырянской семьи. Однако данная проблема прежде не подвергалась отдельному научному анализу, что обосновывает необходимость проведения исследования в означенной сфере.
Рассмотрим условия реализации этно-вос-питательного процесса у конкретного народа — коми (зырян), то есть носителя обычно-правовой информации, которая формировалась и передавалась из поколения в поколение.
В воспитательном процессе младшее поколение, постепенно становясь носителем информации, усваивало не только необходимые знания и практический опыт, но и обычно-правовые нормы, регулировавшие различные сферы общественной крестьянской жизни.
Одним из основополагающих аспектов народной педагогики было трудовой воспитание.
Воспитание трудолюбия как базовой черты характера, которая не даст пропасть в будущей жизни, крестьяне считали едва ли не самой главной своей задачей, поскольку именно в процессе приобщения к трудовой деятельности ребенок не только приобретал необходимые навыки в сфере жизнеобеспечения, но и осознавал значимость и необходимость глубокого овладения многовековым опытом.
Таким образом, осознавая роль и значение труда как жизненной необходимости, детей достаточно рано начинали приобщать к разным видам трудовой деятельности.
Применяя индивидуальный подход с самого раннего возраста, ребенка готовили к будущей трудовой деятельности, опираясь на существовавшие зырянские обычаи и традиции. Традиционное зырянское обучение младшего поколения проходило совместно со взрослыми, как правило, чаще всего — в несловесной форме.
С раннего возраста — 4-5 лет мальчиков и девочек приучали сидеть на лошади верхом. Девочки
2 См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Инфра-М, 1999; Конаков Н.Д. Охотничьи артели у коми // Труды Ин-
ститута языка, литературы и истории. 1978. № 20: Традиционная культура и быт народа коми. С. 16-28; Краева И.Ю.
Традиционная коми семья: особенности воспитания. Сык-
тывкар: Изд-во СыктГУ 2010 и др.
уже с 6-7 лет привлекались матерями в помощь при уборке жилых помещений, приготовлении пищи, уходе за младшими детьми.
Мальчиков 8-9 лет приобщали к охотничьей культуре, рыболовному промыслу. К 14 годам промысловое обучение у коми (зырян) практически заканчивалось, и с 16 лет, достигнув полной правоспособности в соответствии с нормами обычного права, молодые охотники отправлялись на дальний промысел.
Параллельно с трудовым профессиональным обучением зырянская молодежь постигала и основы обычно-экологических норм, а также уважительное отношение к природе, способствовавшее экономному расходованию ее биоресурсов.
В связи с этим у коми (зырян) существовал своеобразный «экологический кодекс», обычно-правовые нормы которого предписывали бережное отношение к экологическим ресурсам: к природе необходимо относиться как к живому существу; от природы можно взять лишь столько, сколько необходимо человеку для жизни; нельзя оставлять незатушенным костер в тайге, чтобы не нанести ущерб ее богатству или человеку; нельзя загрязнять воду отходами от добычи; при рубке деревьев на постройку помещения нормы обычного зырянского права запрещали валить лишнее дерево; при охоте нельзя было убивать лишнюю добычу и т.д. «Меня дед учил охоте. Он часто говорил: "Леса лишнего не руби, свежий лес не трогай". Я один раз срубил около охотничьей избушки дерево — показалось, мешает, так он меня долго ругал»3; «Даром не загубит птицы»4. Подобное бережное отношение к биоресурсам было связано с тем, что коми (зыряне) понимали особую важность той роли, которую играли лес, река, водные и лесные биоресурсы в их повседневной жизни, что, в свою очередь, культивировалось в обычном праве и передавалось из поколения в поколение. «Для зырянина лес — стихия, взрастившая его, воспитавшая и продовольствующая»5. Такие обычно-правовые установки долгое время подкреплялись существовавшими у коми (зырян) верованиями в идолов, духов, которых они почитали, приносили им подношения, учили детей почитать. Нарушение подобного обычая, по убеждению аборигенного населения, могло привести к серьезным негативным последствиям вплоть до потери удачи на охоте. «Почтение к идолам было в высшей степени, несмотря на их многочисленность <...> приносили им в жертву дорогие шкуры пушных зверей <...> Эти приношения считались собственностью идолов и, по
продаже, употреблялись на их украшение. Никто не смел пользоваться ими, из опасения лишиться благодеяний, или, что всего несчастнее, быть неудачным стрелком»6. Сращивание обычно-правовых норм с языческими представлениями также передавалось в процессе воспитания молодежи.
Подрастающее мужское поколение обучали обычно-промысловым нормам, или промысловой морали, сохранявшейся в виде неписаных норм, имевших обязательное значение для каждого коми-промысловика. Нормы промысловой морали включали в себя не только моральный кодекс, но и обычно-правовые нормы, регулировавшие различные вопросы. К ним относились: правила поведения в лесу во время охоты, на реке во время артельного лова рыбы; права и обязанности охотника или рыбака при коллективном артельном промысле и т.д. Промысловая мораль также включала и вырабатываемое с детства уважение к частной собственности. Это целый комплекс правил, обязывающих охотников к взаимовыручке, честности при разделе добычи, достойному поведению в промысловом коллективе.
Однако наряду с трудовым воспитанием коми (зыряне) большое внимание придавали и физическому воспитанию. «Прежде всего, активнее происходило развитие физических способностей детей и подростков, что благотворно сказывалось на овладении исконными промыслами. Веками выработанные обычаи воспитания в полной мере соответствовали всесторонней подготовке искусного промысловика — кормильца семьи»7.
Воспитательный процесс у коми (зырян) в XIX — начале XX вв. основывался не только на обычно-правовых нормах, но и на религиозных воззрениях. Постепенно подростки включались в религиозные обряды.
Народные представления у коми (зырян) о воспитательном процессе напрямую были связаны с существованием семьи и отражались в обычно-правовых воззрениях и в национальном фольклоре: «одно дерево — не бор; если дерево не пустит корней глубоко, то и не поднимется высоко и др.»8.
Сегодня необходимо знакомить подрастающее поколение с правовым опытом и традициями, образами и идеалами поведения народа в прошлом, где уровень защищенности отдельно взятой личности и, соответственно, уровень правовой культуры являлся достаточно высоким.
3 ЧуДество. URL: http://chudetstvo.ru/detskaya_ploschadka/ stixi-i-skazki/narodnye/2697-poslovicy-i-pogovorki-naroda-komi.html (дата посещения: 31.01.2013).
4 Волков Н. Указ. соч.
5 Там же.
6 Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы // Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX в. / общ. ред. В.А. Лимеровой. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2010. С. 11.
7 Берг Ф. Заметки о зырянах // Вятские губернские ведомости. 1854. № 29.
8 URL: http://chudetstvo.ru/detskaya_ploschadka/stixi-i-ska-zki/narodnye/2697-poslovicy-i-pogovorki-naro da-komi.html (дата посещения: 31.01.2013).
Таким образом, необходимо отметить, что обычно-правовые нормы и традиционные воззрения, формировавшиеся на протяжении веков, нельзя предавать забвению. Возрождение обычно-правовых традиций невозможно без пересмотра устоявшегося отношения к обучению и воспитанию детей. Накопленный богатый этно-воспитательный опыт должен быть сегодня использован в реформировании системы российского образования. Формированию общекультурных и профессиональных компетенций современных обучающихся будет способствовать изучение обычного этнического права в традиционных обществах и применение его элементов на практике. Так, например, выработке таких общекультурных и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (Квалификация (степень) «Бакалавр») утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464, как:
■ ОК-1 — осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
■ ОК-6 — наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону;
■ ПК-11 — способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
■ ПК-4 — способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, способствовало бы изучение обучающимися правовых обычаев коми (зырян), запрещавших посягать на чужое имущество, оставленное без присмотра. Также выработке профессиональных компетенций, таких как:
■ ПК-2 — способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
■ ПК-19 — способность эффективно осуществлять правовое воспитание, позволило бы ознакомление обучающихся с обычно-правовыми традициями коми (зырян), применявшимися в трудовом воспитании детей и приучении их с раннего детства к разделению труда.
Пробуждение интереса к будущей профессии путем выработки мотивации обучающихся, закрепление уважения к традиционным занятиям населения и реальная наглядность с использованием интерактивных методик, в том числе и демонстрации, позволяющей обучающимся приобщаться к профессиональной деятельности, уже сегодня являются этапами образова-
тельного процесса и должны реализовываться в процессе обучения и воспитания. Однако нечасто субъекты образовательного процесса задумываются над тем, что все эти элементы основываются на обычно-правовых и традиционных воззрениях выработанных народным правом.
Таким образом, воспитательный процесс в прошлом у коми (зырян) зиждился на:
— трудовом воспитании;
— промысловом обучении (приобщении молодых парней к охотничьей и рыболовной культуре), то есть приобщении к профессиональной деятельности;
— правовом воспитании (изучении подрастающим поколением обычно-экологических норм, обычно-промысловых норм);
— системе табу;
— физическом воспитании;
— религиозных воззрениях;
— семейных ценностях.
Поэтому, используя опыт обычного этнического права коми (зырян), автором была разработана концепция воспитательной системы в современной студенческой группе, в которой обычно-правовые нормы синкретизированы с инновациями и интерактивными формами работы.
Предлагаемая концепция воспитательной системы включает в себя цель и задачи, представленные в табл. 1, систему коллективных дел, направленную на реализацию воспитательных мероприятий, в табл. 2, а также план действий, включающий воспитательный мероприятия, в табл. 3.
В данной концепции воспитательной системы в студенческой группе учитываются требования ФГОС. В частности, согласно п. 7.2. ФГОС на вуз возлагается обязанность создания социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности.
Важным итогом проводимой воспитательной работы является достижение в результате основной цели, то есть создание развивающейся активной молодежной среды в студенческой группе, готовой к социальному партнерству с различными структурными подразделениями вуза, и иными организациями и органами государственной власти.
Индикаторами реализации системы воспитательной работы в студенческой группе и, соответственно, рефлексией уровня сформиро-ванности компетенций будут являться: количественные показатели (количество студенческих инициатив, направленных на образование традиций группы, проведение праздников; количество студентов первого курса, посещающих тренинги, проводимые куратором совместно со старшекурсниками; количество студентов первого курса, участвующих в проведении студенческих научных конференций; количество
Таблица 1
Цель — создать развивающуюся активную молодежную среду в студенческой группе
1
ЗАДАЧИ
> Г 1 г ) ' 1 Г 1 г 1 1 1 Г 1 Г 1 г
Выработать готовность к интеграции Сформировать сплоченный коллектив Создать студенческий актив группы Выработать толерантность «Возбудить» интерес к профессии Создать корпоративную культуру в группе Повысить нравственность и сформировать ценностные ориентиры «Научить учиться» Вовлечь в активную университетскую жизнь Информировать о потенциальных возможностях
Таблица 2
Система коллективных дел (системообразующий вид деятельности студенческого сообщества)
1 < ^ ' 1 ' 1 Г 1 г )
Профессионально-практическое направление Проведение (групповых, факультетских) корпоративных Духовно-нравственное и эмоциональное Культурно-эстетическое воспитание Гражданско-патриотическое воспитание Формирование культуры здорового образа жизни
Таблица 3
План действий по реализации системы коллективных дел
№ Воспитательные мероприятия Результат
Вырабатываемые компетенции в соответствии с требованиями ФГОС Достижение поставленных задач Реализация коллективно-творческих мероприятий
1. Знакомство с вузом и налаживание информационной связи с родителями (опекунами): — торжественная линейка «Здравствуй университет»; — игра по станциям «Дозор»; — посещение университетского музея; — день первокурсника; — проведение родительского собрания. ОК-1 — вырабатывается социальная, национальная, половая, расовая, религиозная, межличностная терпимость; — выработана готовность к интеграции; — вовлечены студенты в активную университетскую жизнь; — создается корпоративная культура в группе. — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий; — культурно-эстетическое воспитание; — духовно-нравственное и эмоциональное воспитание.
2. Цикл тренингов, проводимых куратором совместно со старшекурсниками: — проведение анкетирования с целью изучить интересы группы; — выбор актива группы и распределение функций между студентами; — формирование обще учебных навыков; — налаживание контроля успеваемости. ОК-1; ОК-5; ОК-7 — «пробужден» интерес к профессии; — сформирован сплоченный коллектив; — выработана готовность к интеграции; — «научили учиться»; — информировали о потенциальных возможностях вуза; — создали студенческий актив группы. — профессионально-практическое направление; — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий.
3. Участие в спартакиаде и спортивных мероприятиях: — университетские, межвузовские спортивные соревнования; — ежегодные республиканские лыжные гонки; — спортивные соревнования по секциям. ОК-14 — сформирован сплоченный коллектив; — выработана готовность к интеграции; — вовлечены в активную университетскую жизнь. — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий; — гражданско-патриотическое воспитание; — формирование культуры здорового образа жизни.
4. Выработка культуры здорового образа жизни студентов: — проведение бесед с сотрудниками Федеральной службы по борьбе с наркотиками; — проведение бесед с сотрудниками некоммерческой организации Центр «Возрождения» по проблемам СПИДа; — организация участия студентов в круглом столе посвященного проблемам наркомании; — проведение дня здоровья; — проведение дня донора. ОК-14 — сформирован сплоченный коллектив; — выработана готовность к интеграции; — вовлечены в активную университетскую жизнь; — повышается нравственность и формируются ценностные ориентиры. — гражданско-патриотическое воспитание; — формирование культуры здорового образа жизни.
5. Взаимодействие с практиками-профессионалами: — мастер-классы; — экскурсии в органы государственной власти; — встречи с практикующими профессионалами; — проведение круглых столов. ОК-6; ОК-10; ПК-1; ПК-4; ПК-7 — «пробужден» интерес к профессии; — «научили учиться»; — создали студенческий актив группы. — профессионально-практическое направление; — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий — гражданско-патриотическое воспитание.
6. Образование традиций группы, проведение праздников, походы: — новогодний бал; — день факультета; — празднование дня победы; — посещение музеев города; — празднование «Татьяниного дня»; — посещение филармонии, галереи; — посещение театров города. ОК-9 — создана корпоративная культуру в группе; — выработана социальная, национальная, половая, расовая, религиозная, — межличностная терпимость; — повышается нравственность и формируются ценностные ориентиры. — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий; — культурно-эстетическое воспитание; — духовно-нравственное и эмоциональное воспитание.
7. Вовлечение студентов в научную жизнь: — проведение студенческих научных конференций; — подготовка студентов к участию в научных региональных, всероссийских, международных конференциях; — подготовка студентов к участию в конкурсах по правовым дисциплинам. ПК-13; ПК-15; ПК-18 — «пробужден» интерес к профессии; — выработана готовность к интеграции; — «научили учиться»; — студенты вовлечены в активную университетскую жизнь. — профессионально-практическое направление; — проведение (групповых, факультетских) корпоративных мероприятий.
встреч, проведенных во взаимодеиствии с практиками-профессионалами; количество инициатив студентов первого курса при проведении мероприятии, направленных на создание культуры здорового образа жизни студентов и т.д.) и качественные показатели (успешность у студентов предложенных куратором различных направлении (мероприятии) воспитательной деятельности; активное участие студентов в рассматриваемых мероприятиях по воспитатель-нои деятельности; одобрение или неодобрение студентами предложенных куратором различ-
ных мероприятии воспитательной деятельности либо генерирование собственных студенческих идеи, что обуславливает появление обратнои связи между студентами и куратором; наличие или отсутствие интереса к проводимым мероприятиях по воспитательнои деятельности со стороны других групп и т.д.)
От уровня заинтересованности обучающихся в мероприятиях по воспитательнои деятельности, проводимых куратором, зависит не только их мотивация, но и уровень сформированности компетенции будущего специалиста.
Библиография:
1. Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы // Зыряне и зырянскии краи в литературных документах XIX века / общ. ред. В.А. Лимеровои. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2010. — С. 42-52.
2. Берг Ф. Заметки о зырянах // Вятские губернские ведомости. — 1854. — № 29.
3. Большаков М.А. Община у зырян // Живая старина. — 1906. — Вып. 1. — С. 1-54.
4. Волков Н. Удорскии краи. Этнографическии очерк // Вологодские губернские ведомости. — 1879. — № 34.
5. Конаков Н.Д. Охотничьи артели у коми // Труды Института языка, литературы и истории. — 1978 . — № 20: Традиционная культура и быт народа коми . — С. 16-28.
6. Краева И.Ю. Традиционная коми семья: особенности воспитания. — Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010. — 112 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Инфра-М, 1999. — 368 с.
8. Труды экспедиции по исследованию земель Печерского края Вологодскои Губернии: в 2 т. / общ. ред. П.И. Соколова. — Т. I. — СПб.: б.и., 1909. — 338 с.
Материал поступил в редакцию 18 ноября 2014 г.
REPLICATING CUSTOMARY LEGAL NORMS OF THE KOMI (ZYRYAN) PEOPLE AS A CONDITION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION PROCESS AND THE FUNDAMENTAL BASIS FOR THE FORMATION OF COMPETENCES OF MODERN STUDENTS
Plotskaya , Olga Andreevna — PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory of State
and Law and Fundamental Provisions of Legal Studies of the Syktyvkar State University.
167001, Russai, Syktyvkar, Oktyabrskiy prt., 55.
Review. The article provides the analysis of the Zyryan customary legal norms, regulating educational process. The goal of this article is to study the customary law experience of the Komi people (the Zyryans) within the ethnic educational process, as well as the possibilities for the application of customary law specificities of their education in the modern educational process in the conditions of the reform of Russian legislation and formation of the competence-based approach. The object of studies concerns customary legal norms, traditional views and positions regulating ethnical educational process among the Komi people (Zyryans). The methodological basis for the studies is formed with the sociological phenomenology, revealing the perception of the world by an individual through the prism of subjective values and understanding, having been formed in the practical world. Among the methods used in this work, one should single out the following: historical legal method, structural functional method, comparative legal method, systemic method, social legal method. Additionally, the main principles for theoretical legal analysis among the Komi people (Zyryans), the modern methodological developments of pedagogy, psychology, sociology, ethnology. The article provides the study of customary legal norms in legal education of the Komi people (Zyryans) in XIX — early XX centuries. Special attention is paid to the syncretical character of the Zyryan customary legal experience and the innovations in the modern educational process. Based upon the work of the ethnographers, ethnic language specialists, developments of social psychology, pedagogy, history of law this study shall reconstruct the genesis and replicate the specificities of customary legal regulation of the ethnic educational process of the Komi people (Zyryans). As a result, the author singles out the specificities of the legal views of the Komi (Zuryans) in the ethnic educational process. Based upon the customary legal experience the author provides her concept of an educational system, involving a number of collective chores, which are aimed at the implementation of educational events and development of the competence-based approach. The author also offers a plan for the implementation of the system of collective activities in the modern groups of students. Special attention is paid to the indictors for the implementation of the system of educational work in the group of students, reflecting the levels of formation of the competences based upon their quantity and quality markers. The novelty of this scientific work is due to the fact that it is a novel scientific research of general theoretical and historical legal, psychological and pedagogical aspects of genesis and development of the customary legal regulation of the ethnic educational process among the Komi (Zyryans), as well as application of this experience in the modern educational process. The results of these studies may be implemented within the system of Russian education, which shows their novelty for Russia today. Keywords: customary legal norms, legal education, Komi (Zyryans), innovations, ethnic educational process, competences, educational process, FSES, replication, legal customs.
Bibliography:
1. Arseniev, F.A. The Zyryans and their hunting grounds // The Zyryans and the Zyryan region in the documents of XIV Century / Gen. ed. by V.A. Limerova. — Syktyvkar: Komi kn. izd-vo, 2010. — P. 42-52.
2. Berg, F. Notes on Zyryans // Vyatskie gubernskie vedomosti. — 1854. — № 29.
3. Bolshakov, M.A. Zuryan's community // Zhivaya starina. — 1906. — Issue 1. — P. 1-54.
4. Volkov, N. Yudorian region. Ethnographic essay // Vologodskie gubernskie vedomosti. — 1879. — № 34.
5. Konakov, N.D. Hunting associations of Komi people. Works of the Institute of Language, Literature and History. — 1978 . — № 20: Traditional culture and everyday life of the Komi people. — P. 16-28.
6. Kraeva, I.Y. Traditional Komi family: specific features of upbringing. — Syktyvkar: Izd-vo SyktGU, 2010. — 112 p.
7. Mudrik, A.V. Social pedagogy. — M.: Infra-M, 1999. — 368 p.
8. Works of the expedition on the studies of the lands of the Pechersky region of the Vologda Province. In 2 vol. / Gen. ed. by P.I. Sokolov. — V. I. — SPb.: b.i., 1909. — 338 p.