Репетиция - основа механического формирования
вокальных данных
Муниса Бахриддиновна Умарова Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт
Аннотация: Репетиция это - деятельность в исполнительском искусстве, которая происходит как подготовка к выступлению в музыке, театре, танце и смежных искусствах, таких как опера, музыкальный театр и кинопроизводство. Это делается как форма практики, чтобы обеспечить надлежащую подготовку и координацию всех деталей последующего выступления. Репетиция - основа механического формирования вокальных данных. Репетиция - это сложный художественно - педагогический процесс, в основе которого лежит культурно -творческая деятельность. Репетиция это - именно процесс со своим временным течением, разнообразием творческой деятельности, планированием и результативностью.
Ключевые слова: разработка оптимальных условий, основа механического формирования, детское сольное пение, развитие вокального слуха
Rehearsal - the basis of the mechanical formation of vocal
data
Munisa Bahriddinovna Umarova Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute
Abstract: Rehearsal is an activity in the performing arts that takes place as preparation for performance in music, theatre, dance and related arts such as opera, musical theater and film production. This is done as a form of practice to ensure proper preparation and coordination of all the details of the subsequent performance. Rehearsal is the basis of the mechanical formation of vocal data. Rehearsal is a complex artistic and pedagogical process, which is based on cultural and creative activity. Rehearsal is precisely a process with its own temporal flow, variety of creative activity, planning and effectiveness.
Keywords: development of optimal conditions, basis of mechanical formation, children's solo singing, development of vocal ear
Одной из наиболее актуальных проблем современной школы продолжает оставаться разработка оптимальных условий обеспечения высокого качества образования. Своей целью она определила гармоничное развитие личности, а основным принципом педагогической деятельности личностно -ориентированный подход, предполагающий глубокое знание педагогом всех сторон индивидуальности воспитанника. Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. Причина заключается в том, что иногда занятия приводят к приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем бывает трудно устранить. В то же время заметно, что вокалисты, начинающие обучение в 16-17 лет, сильно отстают от инструменталистов в вопросах музыкальной грамотности и восприятия.
Поэтому работа с детьми очень непроста и ответственна. Вокал - это выражение человеком своего настроения, отпечатанного в голосе, оно развивается и становится предметом особого искусства. Благодаря пению, речь, в соединении с ним, производит особенно сильное, захватывающее действие на человека. Для вокала, как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос.
Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре. Умение пользоваться голосовым аппаратом так, чтобы красиво, правильно и ярко озвучить музыкальное произведение. Можно смело сказать, что вокал это - искусство. Вокалист должен обладать определенными способностями: правильно воссоздавать звуки различной высоты; владеть чувством ритма; знать нотную грамоту, теоретические основы; уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом. Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении. Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они
добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.
Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени. Когда связки максимально открыты, тембр голоса при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее.
Школьный возраст-наиболее ответственный этап духовного и культурного становления личности ребенка. Учитывая, что музыкальная культура это - часть всей духовной культуры, отметим, что воспитание юного певца как творца и художника невозможно без знаний национальных музыкальных традиций, основой которых послужила узбекская народная песня.
Репетиция - это сложный художественно - педагогический процесс, в основе которого лежит культурно - творческая деятельность.
Понятие репетиции как повторение, заучивание чего - либо, пробу, подготовку путем многократных повторений. Оба эти определения соответствуют сути процесса, но смотрят на него под разным углом: первое определение более широкое, объёмное, целеполагающее.
Репетиция это - именно процесс со своим временным течением, разнообразием творческой деятельности, планированием и результативностью. Каждому временному отрезку процесса, наполненному своим содержанием, соответствует определённый вид репетиции. Самым протяжённым по времени и наполненности содержания является ординарный или рабочий вид репетиции. Здесь происходит вся основная эмоционально - образная и техническая работа над подготовкой музыкального произведения к концертному исполнению.
Прогонная репетиция проводится для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установления правильного соотношения темпов и динамики. Устранение небольших погрешностей и определение степени готовности разучиваемого произведения к публичному исполнению завершает генеральная репетиция.
Она является итогом рабочих репетиций, поэтому назначается, когда произведение детально проработано и готово к исполнению на концерте.
Последний вид репетиции - акустический требуется для знакомства с новым залом в случае выездных концертов или конкурсных выступлений, соотношения расположения певца и концертмейстера или певца и оркестра.
Существенное влияние на методику репетиционной работы оказывает ряд объективных факторов: степень подготовленности ученика, степень трудности произведения, опыт педагога, количество репетиционного времени. В зависимости от сочетания этих факторов, педагог вынужден постоянно искать такие приемы и методы работы, которые бы позволяли успешно решать, стоящие перед ним творческие, технические и воспитательные задачи. Разумеется, у каждого со временем, опытом вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов проведения урока - репетиции, исходя из которых каждый преподаватель может подобрать такие формы работы, которые бы соответствовали его индивидуальной творческой манере.
Руководящими принципами репетиционной работы являются:
- сознательность и активность;
- стабильность возрастания сложности технических и художественных задач;
- систематичность и последовательность, обеспечивающиеся планированием процесса обучения;
- доступность для возраста, голоса, способностей.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, а урок в системе дополнительного образования - это творческая репетиция. Вопросы организации любого творческого процесса основываются на синтезе ряда условий, определяющих результативность выполнения эмоционально -технических задач за единицу затраченного учебного времени (урок). В основании этих условий лежит личностно - ориентированный подход, морально - психологический климат на уроке, комплекс продуктивных методов работы и выполнение самостоятельных заданий учеником.
В расшифровке личностно - ориентированного подхода главная роль принадлежит возрасту обучающегося, его темпераменту, уровню творческого и интеллектуального развития. Такое условие формирует здоровье - сберегающее и рациональное использование возможностей ребенка, стимулирует его развитие, способствует обогащению эмоциональной сферы. Поэтому требования к детям не могут одинаковыми, и по-своему, тоже являются творческим процессом.
Любая учебная репетиция - это непрерывный процесс общения. Чтобы строить общение на гуманных началах, т.е. с учетом детской психологии, преподаватель должен быть доброжелательным, эмоциональным,
целеустремленным и участливым. Желательно не высмеивать манеру пения или поведения ребенка. Дети могут простить строгость, но не насмешки, особенно в присутствии других певцов. Хотя воспитанник должен чувствовать авторитет взрослого, не пытайтесь «давить» на него, чтобы не уронить его личностную самооценку. Поддерживайте детей в трудную минуту неудачных выступлений. Они это оценят и будут больше доверять вам. Относитесь ко всем детям ровно, не выделяя никого своим вниманием. Артистизм педагога, его умение мыслить яркими образами, излучать уверенность остаются важными факторами создания творческой обстановки на уроке.
Для хорошей организации репетиционной работы необходимо продуктивно использовать учебное время. Во избежание ослабления внимания учащегося, следует чередовать разные формы работы с такой частотой, как того требует возраст ребенка, кратко и чётко формулировать требования. Приводит к пустой трате времени и бесцельные прогоны с начала до конца или частые, необоснованные остановки, лишающие ребенка цельного восприятия исполняемого произведения. Поддержание дисциплины на уроке тоже способствует экономии использования репетиционного времени. Но работа должна идти без излишней спешки, суеты и нервозности.
Организация самостоятельной работы учащегося включает в себя не только выполнение домашнего задания. Часто мы обговариваем и анализируем исполнение музыкальных произведений из нашего репертуара профессионалами или певцами - любителями, самостоятельно прослушанные детьми на полях интернета. Это формирует интерес юных певцов к самообразованию и воспитывает вокальный слух. Поскольку главная трудность работы с голосом состоит в том, что певец не может видеть свой инструмент, его устройство, следить визуально за его работой, важным фактором верной организации певческого процесса является развитие вокального слуха.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Science and education. Scientific Journal 3 (3), 897-903
2. Саидий, Саид Болтазода, Простые, сложные и смешанные размеры музыки при проведении уроков дирижирования, креативные методы обучения. Science and Education 3 (5), 1484-1492
3. Саидий, Саид Болтазода, Саидий Саид Болта-Зода Влияние музыки на человека. Academy 4 (4), 63-65
4. Saidiy Said Boltazoda, Ways to take into assount individual capabilities high school music students. Procedia of Theoretical and Applied Sciences 1 (1), 32-37
5. Саидий, Саид Болтазода, Оценка характеристик волнообразных голосов в хоровом пении/ Science and Edukatific journal 3 (3), 865 - 871
6. Саидий, Саид Болтазода, Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and Education 3 (3), 837-844
7. Саидий, Саид Болтазода, Некоторые аспекты формирования и развития музыкального воздействий с ее последствиями на развитии ребёнка. Science and education. Scientific Journal ISSN 3 (12), 2181-0842
8. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в дошкольных организациях на основе современных методик. Science and Education Scientific journal 3, 851-857
9. Саидий, Саид Болтазода, Интерпретация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. SCIENCE AND Science and education. Scientific Journal 3 (3), 1193-1199
10. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Education 3 (3), 845-850
11. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов: дутар и уд Science and Education 3 (3), 858864
12. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 1200-1205
13. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Science and education. Scientific Journal 3 (4), 930-936
14. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивные методы обучения творчеству русских композиторов классе фортепиано в детской музыкальной школы. Science and education. Scientific Journal 4 (4), 1605-1611
15. Саидий, Саид Болтазода, Продвижение новых принципов творческого фортепианного исполнительства в профильных школах искусств и культуры. Science and education. Scientific Journal 4 (3), 1612-1617
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.