УДК 331.526:371.124.96(470+571)
https://doi.org/10.24158/tipor.2019.4.13
Кашурников Сергей Николаевич
Kashurnikov Sergey Nikolaevich
кандидат политических наук, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве РФ
Кириллов Андрей Андреевич
PhD in Political Science, Associate Professor, Risk Analysis and Economic Security Subdepartment,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Kirillov Andrey Andreev^h
студент факультета анализа рисков и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова Финансового университета при Правительстве РФ
РЕПЕТИТОРСТВО В РОССИИ: СТАТУС, ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
Student, Risk Analysis and Economic Security Department, Financial University under the Government of the Russian Federation
TUTORING IN RUSSIA: STATUS, MEANING, CONCERNS
Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам правового и финансового статуса репетитора. Исследование проведено на основе данных известного сайта поиска работы trud.com. Проанализированы особенности социально-правового статуса репетитора и ряда показателей его деятельности, дана оценка качества услуг, выявлены налоговые и иные риски акторов этого процесса. Определены предпосылки репетиторской деятельности и факторы ее влияния на экономику России. При изучении совокупного спроса и совокупного предложения на рынке репетиторства, правового регулирования отношений в этой области оценены параметры соответствующей деятельности и эффективности мер управления таким рынком. Посредством различных методов, в том числе исторического, статистического и логического анализа, по итогам сравнительной характеристики состояния российского рынка репетиторских услуг выявлены причины уклонения от уплаты налогов и криминальных проявлений репетиторства. Авторы обращают внимание на потери для экономики России из-за неуплаты налогов и одновременно на положительные стороны труда репетитора, его востребованность. Разработаны предложения по регулированию развивающегося сегмента (репетиторства) в условиях трансформации системы образования. Сделан вывод о том, что теневой рынок соответствующих услуг - комплексное и обширное явление. В его регулировании важно руководствоваться научным обоснованием рассматриваемой деятельности, правовой и экономической составляющей, факторами спроса и предложения, что в перспективе поможет реализовать возможности, предоставляемые репетиторством, минимизировать угрозы теневого сектора, привлечь в бюджет государства дополнительные средства. По мнению авторов, полученные в процессе исследования результаты могут быть применены в сферах государственного управления рынком труда и в работе Федеральной налоговой службы (ФНС) России.
Ключевые слова:
репетиторство, образовательная деятельность, налогообложение, регулирование репетиторства, самозанятость, угроза, риск, статистика.
Summary:
The paper deals with the topical issues of the legal and financial status of a tutor. The database of the famous job search website www.trud.com serves as the basis for the analysis. The research investigates the social and legal status of tutors and the indicators of their activity, assesses the quality of their services, and identifies tax and other risks of the actors involved in this process. The study focuses on the background to tutoring and its impacts on the Russian economy. When examining the aggregate demand and aggregate supply on the tutoring market and the legal regulation of relations in this field, the authors evaluate the properties of tutoring and the effectiveness of measures to control this market. The historical, statistical, and logical analysis and a comparative review of the Russian tutoring market help reveal the reasons for tax evasion and illegal behavior in this regard. The emphasis is placed on Russian economic losses caused by tutors' failure to pay taxes on the one hand and the positive aspects of tutoring and the demand for it on the other. The proposals are developed to regulate tutoring in the education system under transformation. It is concluded that the shadow tutoring market is a comprehensive and widespread phenomenon. Its regulation should be guided by scientific explanation, legal and economic factors, supply and demand in order to take advantage of tutoring opportunities, minimize the threats posed by the shadow economy, and attract additional funds to the state budget. The research findings can be applied by public managers of the labor market and the Federal Tax Service of Russia.
Keywords:
tutoring, educational activity, taxation, tutoring regulation, self-employment, threat, risk, statistics.
Практика репетиторства в сфере образования используется издавна. Отношение к этому виду деятельности у акторов процесса неоднозначное, а подчас и противоречивое. Наиболее полное, на наш взгляд, определение термина «репетиторство» предлагает С.М. Вишнякова в книге «Профессиональное образование. Словарь», а именно: вспомогательная форма обучения,
происходящая в форме индивидуальных или групповых занятий, целью которых является увеличение знаний ученика для получения им возможности как выполнять требования стандартной программы, так и получить сверхпрограммные знания для успешной сдачи экзаменов с последующим поступлением в высшие образовательные учреждения [1]. В пояснении к рассматриваемому понятию С.М. Вишнякова отмечает, что рост репетиторства может служить идентификатором низкого уровня предоставления образовательных услуг в школах.
Любой человек, который занят таким трудом, делает для себя выбор: регистрировать деятельность официально, платить налоги или пойти по рискованному пути, не платить налоги, действовать без соответствующей регистрации, быть «пойманным». Как регулируется репетиторство в российском законодательстве, сколько налогов должны платить репетиторы, какой статус иметь, какие санкции применяются к нарушителям, какие причины побуждают граждан действовать легально или уходить в тень - эти и другие важные вопросы возникают как перед регулирующими органами, так и перед каждым лицом, оказывающим репетиторские услуги. Изначально репетитор должен выбрать приемлемый вариант: регистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП) или оформить статус самозанятого гражданина. Рассмотрим последствия в каждом из случаев.
Статья 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется и на сферу образования. ИП необходимо оформить тому, кто планирует расширять штат, приглашать на работу сотрудников. В этом случае следует подать в налоговую инспекцию на местном уровне пакет документов: заявление, копии свидетельства ИНН, паспорта, квитанцию об уплате пошлины, подобрать код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД (чаще всего используется 85.41, предоставление дополнительных образовательных услуг) [2]. В дальнейшем при выборе, как правило, упрощенной системы налогообложения (УСН) предприниматель снижает налоговую нагрузку с 13 % НДФЛ до 6 % от общей суммы выручки. Кроме того, существует необходимость уплачивать страховые взносы в бюджет, как показано в таблице 1 [3].
Таблица 1 - Ставки страховых взносов для ИП по состоянию на 2019 г. [4]
Фонд Ставка
В ПФР (обязательный платеж; не зависит от дохода) до 31 декабря 2019 г. 29 354 р.
В ФОМС (обязательный платеж; не зависит от дохода) до 31 декабря 2019 г. 6 884 р.
В ПФР с доходов ИП свыше 300 000 р. до 1 июля 2020 г. 1 % (но не более 234 832 р. - первый платеж в ПФР)
Помимо приведенных выше затрат владельцы ИП вынуждены иметь, а соответственно, и обслуживать контрольно-кассовую технику. Обслуживание контрольно-кассового аппарата и покупка специальной электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) оцениваются специалистами в 15 000-20 000 р.
Существует и альтернативная система налогообложения, которой также вправе отдать предпочтение индивидуальный предприниматель. Рассмотрим, например, патентную систему налогообложения (ПСН) при реализации репетиторской деятельности в столице.
За год репетитору, проживающему в районе Коньково Москвы, придется заплатить 19 800 р., согласно калькулятору расчета стоимости патента для ИП. При отсутствии наемных рабочих индивидуальный предприниматель вынужден перечислить за себя взносы по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в размере 5 840 р. и 26 545 р. соответственно, согласно пп. 2 п. 1 ст. 430 действующего Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и 1 % от дохода, если его величина за год превышает 300 000 р.
С учетом п. 7.3 ст. 83 НК РФ репетиторы входят в число лиц, оказывающих услуги другому физическому лицу для личных нужд без привлечения наемных работников, т. е. могут являться самозанятыми. С 2017 по 2018 г. граждане этой категории могли воспользоваться преимуществом налоговых каникул, освобождающих от уплаты налогов. По истечении соответствующего периода репетитор, относящийся к числу самозанятых лиц, находится перед выбором:
1) прекратить профессиональную деятельность;
2) зарегистрироваться как ИП;
3) продолжить действовать в качестве самозанятого и уплачивать 4 % [5].
В настоящее время в Министерстве финансов РФ рассматривается возможность введения налога на профессиональный доход для самозанятых, оказывающих услуги физическим лицам репетиторов по ставке 4 % и, как альтернатива, продления налоговых каникул до 2021 г.
Несмотря на принятие мер, направленных на вывод репетиторов из тени, показатели неутешительны. На официальном сайте ФНС России размещена информация о том, что по состоянию на 1 января 2018 г. в нашей стране 936 человек официально зарегистрировались, приняв статус самозанятых граждан. В то же время, согласно данным, предоставленным экспертами
Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, по состоянию на 2018 г. на теневом рынке работают примерно 33 млн официально незарегистрированных и, соответственно, не платящих налоги граждан [6]. К сожалению, статистика свидетельствует о несостоятельности принятых мер. Ввиду ст. 116 НК РФ за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ответственность в виде штрафа. В частности, нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 000 р. За осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе предусмотрен штраф в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени вследствие такой деятельности, но не менее 40 000 р.
Профессор А.А. Малиновский утверждает, что важна не столько тяжесть наказания, сколько его неизбежность. По информации на 2017 г., 8 % репетиторов - студенты или аспиранты. 23 % репетиторов составляют бывшие школьные учителя и родственники. Причины их деятельности вполне понятны. Для студентов и аспирантов репетиторство - подходящий способ подработки с возможностью гибкого графика, территориальной близости или онлайн-услуг. Для вчерашних школьных учителей репетиторство - источник дохода, позволяющий получать прибыль дополнительно к пенсии [7]. Однако важнее, как нам кажется, в контексте темы нашего исследования вопрос о мотивах и причинах, побуждающих к репетиторской деятельности действующих учителей, занимающихся с учениками из других школ, по данным edumarket, составляющих 49 % общего числа репетиторов в России, или преподавателей вузов (19 % общего числа репетиторов). Очевидна потребность в сравнительном анализе соотношения загруженности и заработной платы на их основных работах [8].
Итак, репетиторство всегда связано с образовательной деятельностью за определенную плату. Подобную работу выполняют педагоги общеобразовательных школ. В соответствии с информацией Росстата, по состоянию на 2016 г. в России насчитывалось 41,9 тыс. общеобразовательных школ. Вместе с тем, по данным Минобрнауки РФ, на рынке труда в сфере педагогических услуг для учеников общеобразовательных школ существует дефицит кадров, оцениваемый в 17 тыс. человек. Эксперты в этой области утверждают, что источник проблемы не в количестве преподавателей, квалифицированных специалистов, окончивших педагогические институты. Проблема в том, что работать в школу приходят не более 25 % выпускников. Причины сложившейся ситуации разные. Одна из существенных - сопоставление заработной платы учителя и ставок репетиторов в Москве, например, по оценкам Superjob на 2017 г., что отражено в таблице 2 [9].
Таблица 2 - Сравнительная характеристика заработной платы учителей
и ставок репетиторов по состоянию на 2017 г. [10]
Предмет Средняя зарплата учителя в месяц, р. Среднее Средняя ставка репетитора, р./час Среднее При работе с четырьмя учениками в день (5 дней в неделю) Насколько зарплата репетитора выше зарплаты учителя,%
Математика 40 000-60 000 50 000 900-1 500 1 200 96 000 92
Физика 40 000-60 000 50 000 900-1 800 1 350 108 000 116
Русский язык 35 000-60 000 47 500 800-1 300 1 050 84 000 76,84211
Английский язык 35 000-57 000 46 000 1 000-1 700 1 350 108 000 134,7826
Музыка 35 000-50 000 42 500 1 000-1 500 1 250 100 000 135,2941
Анализ показателей заработной платы и ставок репетиторов за 2017 г. показывает, что в среднем доход репетитора, при условии что он обучает четырех учеников в день, работая 5 дней в неделю, на 110,9838 % больше, чем у учителя. Многих преподавателей это подталкивает к совмещению репетиторской и преподавательской деятельности или к прекращению преподавания.
Ряд специалистов отмечают, что в сфере образования сложилась ситуация, которую называют не иначе как шантаж [11]. При отставании по программе школьный учитель сообщает родителям, что их ребенок способен хорошо учиться и соблюдать программу, если его родители оплатят внеклассные занятия, которые будет проводить этот же учитель. Фактически педагог предлагает родителям оплачивать хорошую успеваемость ребенка [12]. По наблюдениям специалистов, нередки случаи, когда учитель целенаправленно преподает не на должном уровне, чтобы ученик и родители видели существующие пробелы в знаниях и вынуждены были оплачивать дополнительные занятия. Кроме нанесения репутационного ущерба школе и психологического урона ученикам, чьи родители по разным причинам отвергают предложение репетиторства со стороны школьного учителя, такие педагоги намеренно ограничивают объем подачи материала школьной программы, а значит, уровень образования падает, что влечет множество негативных последствий.
Рассмотрим причины, по которым родители нанимают репетиторов для детей. В ситуациях криминального проявления репетиторства, допущенного школьным учителем в отношении своего же ученика, причины ясны. Родители не выдерживают давления со стороны такого педагога на их ребенка и соглашаются вступить в преступную схему. Существуют и иные причины обращения к репетиторам, различающиеся в зависимости от уровня подготовки, возраста учеников и желаний родителей. К примеру, П.Г. Егоров пишет о том, что в начальной школе (1-5-е классы) родители преследуют цель соответствия знаний учеников школьной программе. Поэтому главным индикатором эффективной работы репетитора являются школьные оценки ученика. На основе этого составляется учебный план, а родителям проще оценивать качество услуг репетитора. Именно в работе с данной возрастной группой возникает наибольшее количество возможностей для шантажируемых родителей.
Следующая возрастная группа - ученики 6-8-х классов. Помимо обычной школьной программы появляется множество промежуточных государственных экзаменов. Родители начинают задумываться о продолжении обучения в колледжах, что побуждает их обращаться к репетиторам, тратить на них больше денег, чем раньше [13].
Резкое увеличение трат на репетиторов происходит при переходе ученика в 9-й класс в связи с предстоящей сдачей основного государственного экзамена (ОГЭ). Целевым результатом занятий с репетитором в этот период является успешная сдача экзаменов. При переходе в старшую школу, на протяжении 10-11-х классов, ведущей целью занятий с репетитором становится успешная сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяющая поступить в желаемый вуз. Не случайно В. Чеха отмечает, что с репетитором занимается более 60 % учащихся 10-11-х классов. Данный спрос обоснован разницей в результатах ЕГЭ, полученных при обучении с репетитором и без него [14]. По статистике, представленной Центром подготовки «100 баллов», можно провести сравнительный анализ средних баллов ЕГЭ у учеников после занятий с репетитором и без подготовки с его участием, представленный в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительная характеристика средних баллов ЕГЭ после обучения у репетитора и в России в целом [15]_
Год Предмет Средний балл ЕГЭ в РФ Средний балл ЕГЭ после обучения у репетитора
1 2 3 4
2014/15 Математика 45,4 67
Русский язык 65,9 76
Обществознание 53,3 71
История 46,7 57
Физика 51,2 59,8
Химия 56,3 80
Биология 53,2 70,5
Английский язык 64,8 60
2013/14 Математика 46,4 63,3
Русский язык 62,5 63,1
Обществознание 55,4 64
История 45,3 52,2
Физика 45,4 54,1
Химия 55,3 60,7
Биология 54,1 63,8
Английский язык 62,8 54,7
2012/13 Математика 48,7 55,6
Русский язык 63,4 70,5
Обществознание 59,5 67,1
История 54,8 59,6
Физика 53,5 60,7
Химия 67,8 91,7
Биология 58,6 65,8
Английский язык 63,8 77
2011/12 Математика 45,2 59,3
Русский язык 61,5 68,5
Обществознание 55,5 65,9
История 52,1 61,9
Физика 47,3 52,2
Химия 57,8 63
Биология 56,1 68,5
Английский язык 61,2 63
1 2 3 4
2010/11 Математика 48,2 65,1
Русский язык 60,5 72,2
Обществознание 56,6 67
История 51,3 59,2
Физика 51,5 64,7
Химия 58 67
Биология 54,2 54,6
Английский язык 60 57,7
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что средняя разница между средним баллом, полученным учениками после подготовки к итоговой аттестации с участием репетитора, и средним показателем сдачи ЕГЭ в России составляет 9,0975 баллов по каждому предмету. С одной стороны, рынок репетиторства, субъекты которого не платят налоги и в ряде случаев прибегают к шантажу, является угрозой национальной безопасности. Соответственно, ее необходимо устранить. С другой - данная деятельность способствует повышению уровня грамотности населения, человеческого капитала, что позволит в будущем улучшить экономические показатели.
Приведенная нами статистика раскрывает причины спроса на репетиторские услуги на существующем рынке. По данным «Новой газеты», рынок этих услуг может оцениваться более чем в 30 млрд р. [16]. Сегодня государство теряет 1,2 млрд р. в год, по минимальным оценкам, если учитывать, что самозанятые платят 4 %, оказывая услуги физическим лицам (такие налоговые условия в настоящее время применены в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане). По нашему мнению, один из возможных вариантов решения данного вопроса - систематизация и качественная оценка государством услуг репетиторов.
Наиболее распространенным видом поиска репетиторов для учеников по-прежнему считается так называемое сарафанное радио. Все, на что могут полагаться родители при выборе преподавателя, - отзывы нескольких человек и результаты ЕГЭ, полученные детьми друзей. Проблему пытаются решить сервисы «Ваш репетитор» и «Профи.ру», но и на этих ресурсах отсутствует должный контроль за достоверностью информации и отзывов клиентов. Необходимы дополнительные меры в отношении деятельности репетиторов в виде создания единой информационной базы, контролируемой государственными органами. Для детей и их родителей, являющихся покупателями репетиторских услуг, такой вариант упростит поиск репетитора с подходящими компетенциями и дипломами, которые будут проверены и подтверждены в установленном порядке. Для репетиторов - это ресурс с обширной клиентской базой, при обращении к которой минимизируются риски неисполнения нанимателями обязательств и облегчается работа с ФНС России. У репетиторов увеличится доход, несмотря на уплату налогов, а государство привлечет с учетом инфляции как минимум 1,5 млрд р. в год.
Ссылки и примечания:
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. 538 с.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Упрощенная система налогообложения [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/usn/ (дата обращения: 28.01.2019).
4. Таблица 1 составлена авторами по: Тарифы страховых взносов на 2019 г.: таблица со ставками [Электронный ресурс] // Блог кадровика. 2018. 18 сент. URL: https://blogkadrovika.ru/tarify-straxovyx-vznosov-2019/ (дата обращения: 05.02.2019).
5. Госдума одобрила в первом чтении эксперимент для самозанятых [Электронный ресурс] // Новости для бухгалтера. 2018. 6 нояб. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Покида А.Н. «Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
7. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс] // EdTech Think Tank. 2017. URL: https://i.foxford.ru/uploads/inner_file/file/13944/edumarket_full_rus_Nov.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
8. Там же.
9. Обзор статистики зарплат профессии «репетитор» в России [Электронный ресурс] // Trud.com : сайт поиска работы. URL: https://russia.trud.com/salary/692/4097.html/ (дата обращения: 06.02.2019) ; Репетиторы зарабатывают в 3 раза больше учителей [Электронный ресурс] // Исследовательский центр портала Superjob.ru. 2015. 5 июня. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/111806/repetitory-zarabatyvayut-v-3-raza-bolshe-uchitelej/ (дата обращения: 22.01.2019).
10. Таблицы 2 и 3 составлены авторами.
11. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 65-83.
12. Чеха В.В. Может ли учитель оказывать репетиторские услуги? // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013. № 9. С. 36-39.
13. Егоров П.Г. Репетиторство как форма обучения : аттестационная работа. М., 2015. 31 с.
14. Чеха В.В. Указ. соч.
15. Таблица результатов [Электронный ресурс] // Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «100 баллов». URL: https://cen-terege.ru/#stat (дата обращения: 23.01.2019).
16. Махненко С.И., Ильченко И.С. Анализ рынка репетиторских услуг // Наука и образование третьего тысячелетия : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. М., 2018. С. 101-103.
References:
Bray, M 2007, 'Private Extra Tuition (Tutoring): A Comparative Analysis of Models and Consequences', Voprosy obra-zovaniya, no. 1, pp. 65-83, (in Russian).
Chekha, VV 2013, 'Can a Teacher Provide Tutoring Services?', Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, no. 9, pp. 36-39, (in Russian).
Egorov, PG 2015, Tutoring as a Form of Education: a certification work, Moscow, 31 p., (in Russian). 'Insurance Premium Rates for 2019: A Table with Rates' 2018, Blog kadrovika, Sept. 18, viewed 05 February 2019, <https://blogkadrovika.ru/tarify-straxovyx-vznosov-2019/>, (in Russian).
Makhnenko, SI & Ilchenko, IS 2018, 'Analysis of the Tutoring Services Market', Nauka i obrazovaniye tret'yego tysyache-letiya: sb. nauch. trudov po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, in 2 parts, part 2, Moscow, pp. 101 -103, (in Russian).
Pokida, AN 2016, The "Shadow" Labor Market: State and Features of Formation, viewed 28 January 2019, <https://www.ranepa.ru/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf>, (in Russian).
'Research of the Russian Market of Online Education and Educational Technologies' 201 7, EdTech Think Tank, viewed 28 January 2019, <https://i.foxford.ru/uploads/inner_file/file/13944/edumarket_full_rus_Nov.pdf>, (in Russian).
'Review of Statistics on the Salary of the Profession Tutor in Russia' 2019, Trud.com, viewed 06 February 2019, <https://rus-sia.trud.com/salary/692/4097.html/>, (in Russian).
'The Table of Results' 2019, Tsentr podgotovki k YeGE i OGE «100 ballov», viewed 23 January 2019, <https://cen-terege.ru/#stat>, (in Russian).
'Tutors Earn 3 Times More than Teachers' 2015, Superjob.ru, June 5, viewed 22 January 2019, <https://www.superjob.ru/re-search/articles/111806/repetitory-zarabatyvayut-v-3-raza-bolshe-uchitelej/>, (in Russian).
Vishnyakova, SM 1999, Professional Education. Vocabulary. Key Concepts, Terms, Actual Vocabulary, Moscow, 538 p., (in Russian).