Научная статья на тему 'Реорганизация в форме присоединения как способ предупреждения банкротства туроператора по соглашению с другой туристской организацией'

Реорганизация в форме присоединения как способ предупреждения банкротства туроператора по соглашению с другой туристской организацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ТУРОПЕРАТОР / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ / ЭТАПЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОПРЕЕМСТВО / LEGAL ENTITIES / TOUR OPERATOR / THE PREVENT OF BANKRUPTCY / REORGANIZATION / INCLUSION / FINANCIAL SOUNDNESS INDICATORS / RESTORATION OF SOLVENCY / THE STAGES OF REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьев Анатолий Владимирович

Цель настоящей статьи теоретическое изучение и разработка методологии применения механизмов реорганизации туроператора в форме присоединения как одного из способов предупреждения его банкротства. Задача статьи правовой анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения по реорганизации юридических лиц в форме присоединения, а также внедрение в практику наработок предупреждения банкротства туроператоров с целью стабилизации их предпринимательской деятельности. В ходе анализа проводилось сопоставление данных из различных источников. Горизонтальный сравнительный анализ позволил уточнить правовое содержание исследуемых терминов. По аналогии с механизмом правового регулирования кредитных организаций предложен механизм регулирования реорганизации в форме присоединения с особенностями, которые характерны для туроператоров. Определены требования к финансовому состоянию присоединяющей туристской организации, для чего дается формула расчета показателя финансовой состоятельности туроператора. Сделан промежуточный вывод о том, что реорганизацию следует рассматривать не как правопреемство, а как сделку, в ходе которой происходит переход прав и обязанностей реорганизуемого (реорганизуемых) юридического лица (юридических лиц). В заключение сделан вывод о том, что реорганизация в форме присоединения является эффективным способом предупреждения банкротства туроператора, но при этом данный способ должен применяться только в случае неудовлетворительного результата проведения иных мероприятий по восстановлению платежеспособности туроператора. Библиогр. 8 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANIZATION THROUGH INCLUSION AS A WAY TO PREVENT BANKRUPTCY OF A TOUR OPERATOR IN AGREEMENT WITH ANOTHER TOURISM ORGANIZATION

The purpose of the article is the theoretical study and research into the methodology of applying mechanisms of tour operator reorganization in the form of accession as one of the means of preventing its bankruptcy. A task of the article is the legal analysis of the current legislation governing the public relations on reorganization of legal entities in the form of accession, and also the introduction of practices for the prevention of bankruptcy of tour operators for the purpose of stabilizing their business activity.During the analysis comparison of the studied data from various sources was carried out. The horizontal and comparative analysis has allowed to specify the legal contents of the studied terms.The author, by analogy with credit institutions, has offered a mechanism of legal regulation of reorganization by the form of accession with features characteristic for tour operators. The author has defined the requirements for the financial conditions of the attaching tourist organization by putting forth a formula for calculating an indicator of a tour operator’s financial solvency.The intermediate conclusion is drawn that reorganization should be considered not as succession but as a deal during which there is a transition of the rights and duties of reorganized party/parties and the legal entity/entities. The author has drawn a conclusion that reorganization by the form of accession is an effective way of prevention the tour operator’s bankruptcy, but at the same time, this way has to be applied only in case of the unsatisfactory result of carrying out other actions for the restoration of tour operator solvency. Refs 8.

Текст научной работы на тему «Реорганизация в форме присоединения как способ предупреждения банкротства туроператора по соглашению с другой туристской организацией»

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2016. Вып. 3

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

УДК 347.736 А. В. Гурьев

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА ТУРОПЕРАТОРА

ПО СОГЛАШЕНИЮ С ДРУГОЙ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Цель настоящей статьи — теоретическое изучение и разработка методологии применения механизмов реорганизации туроператора в форме присоединения как одного из способов предупреждения его банкротства. Задача статьи — правовой анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения по реорганизации юридических лиц в форме присоединения, а также внедрение в практику наработок предупреждения банкротства туроператоров с целью стабилизации их предпринимательской деятельности. В ходе анализа проводилось сопоставление данных из различных источников. Горизонтальный сравнительный анализ позволил уточнить правовое содержание исследуемых терминов. По аналогии с механизмом правового регулирования кредитных организаций предложен механизм регулирования реорганизации в форме присоединения с особенностями, которые характерны для туроператоров. Определены требования к финансовому состоянию присоединяющей туристской организации, для чего дается формула расчета показателя финансовой состоятельности туроператора. Сделан промежуточный вывод о том, что реорганизацию следует рассматривать не как правопреемство, а как сделку, в ходе которой происходит переход прав и обязанностей реорганизуемого (реорганизуемых) юридического лица (юридических лиц). В заключение сделан вывод о том, что реорганизация в форме присоединения является эффективным способом предупреждения банкротства туроператора, но при этом данный способ должен применяться только в случае неудовлетворительного результата проведения иных мероприятий по восстановлению платежеспособности туроператора. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: юридическое лицо, туроператор, предупреждение банкротства, реорганизация, присоединение, показатель финансовой состоятельности, восстановление платежеспособности, этапы реорганизации, правопреемство.

A. V. Guryev

REORGANIZATION THROUGH INCLUSION AS A WAY TO PREVENT BANKRUPTCY OF A TOUR OPERATOR IN AGREEMENT WITH ANOTHER TOURISM ORGANIZATION

The purpose of the article is the theoretical study and research into the methodology of applying mechanisms of tour operator reorganization in the form of accession as one of the means of preventing its bankruptcy. A task of the article is the legal analysis of the current legislation governing the

Гурьев Анатолий Владимирович — аспирант, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская Федерация, 400131, Волгоград, ул. Гагарина, 8; tolya_gurev@mail.ru

Guryev Anatoly V. — Postgraduate, Volgograd branch of the Russian academy of national economy and public administration by the President of Russian Federation, 8, ul. Gagarina, Volgograd, 400131, Russian Federation; tolya_gurev@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

public relations on reorganization of legal entities in the form of accession, and also the introduction of practices for the prevention of bankruptcy of tour operators for the purpose of stabilizing their business activity.

During the analysis comparison of the studied data from various sources was carried out. The horizontal and comparative analysis has allowed to specify the legal contents of the studied terms.

The author, by analogy with credit institutions, has offered a mechanism of legal regulation of reorganization by the form of accession with features characteristic for tour operators. The author has defined the requirements for the financial conditions of the attaching tourist organization by putting forth a formula for calculating an indicator of a tour operator's financial solvency.

The intermediate conclusion is drawn that reorganization should be considered not as succession but as a deal during which there is a transition of the rights and duties of reorganized party/parties and the legal entity/entities. The author has drawn a conclusion that reorganization by the form of accession is an effective way of prevention the tour operator's bankruptcy, but at the same time, this way has to be applied only in case of the unsatisfactory result of carrying out other actions for the restoration of tour operator solvency. Refs 8.

Keywords: a legal entities, the tour operator, the prevent of bankruptcy, reorganization, inclusion, financial soundness indicators, the restoration of solvency, the stages of reorganization, inclusion.

Статья 8 Конституции РФ1 закрепляет единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, что делает предпринимательское право одной из важнейших отраслей. Туризм — активно развивающаяся отрасль экономики нашей страны, которая реализует конституционное право человека на отдых. Однако из-за произошедших в последние годы банкротств туроператоров («Асент Трэвел», «Эль-Вояж», «Синяя птица» и др.) тысячи туристов лишаются уже оплаченного отдыха. Возникла необходимость теоретического изучения и внедрения в практику механизмов (наработок) предупреждения банкротства туроператоров с тем, чтобы стабилизировать их предпринимательскую деятельность.

В данном случае речь идет о реорганизации неплатежеспособного хозяйствующего субъекта в форме присоединения как одного из способов предупреждения банкротства.

Законодательную основу реорганизации юридического лица составляет Гражданский кодекс Российской Федерации2 (далее — ГК РФ) (ст. 58-60.2) и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3 (гл. 5). Особенности правового регулирования реорганизации отдельных видов юридических лиц содержатся в специальных федеральных законах.

Доктринальную основу изучения правовой природы института реорганизации юридического лица составляют работы таких ученых-правоведов, как В. С. Марте-мьянов [1, с. 68], С. В. Мартышкин [2, с. 17], Т. В. Вагайцева [3, с. 27] и др.

Законодатель не дает легального определения понятия «реорганизация юридического лица». Вместе с тем в ст. 57 ГК РФ представлены формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. По мнению Е. А. Суханова [4, с. 29], реорганизацию юридического лица можно охарактеризовать как прекращение деятельности организаций с одновременным переходом

1 Конституция РФ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445; 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 5 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3431.

прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т. е. реорганизация есть правопреемство. По нашему мнению, правопреемство нужно рассматривать как результат реорганизации, но не как синоним термина «реорганизация». Между тем реорганизацию юридического лица можно определить как одностороннее (разделение, выделение, преобразование) или двустороннее (слияние, присоединение) действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т. е. как сделку.

Расматривая способы предупреждения банкротства туроператора, обратимся далее к правовому регулированию такой формы реорганизации юридического лица, как присоединение.

Законодатель в п. 1 ст. 53 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 дает легальное определение понятия «присоединение»: прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Аналогичное определение содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»5.

Присоединение можно определить как двустороннюю сделку, при совершении которой присоединяющееся юридическое лицо прекращает свое существование и происходит переход прав и обязанностей к присоединяемому (существующему) юридическому лицу на основании передаточного акта.

Следует обратить внимание на то, что до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 части первой ГК РФ»6 российское гражданское законодательство содержало лишь одно ограничение реорганизации юридического лица в форме присоединения: невозможность осуществить присоединение юридического лица одной организационно-правовой формы к юридическому лицу другой организационно-правовой формы. Указанный запрет до настоящего времени содержится в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"»7. По нашему мнению, в целях избежания путаницы в правоприменении, необходимо в п. 20 указанного Постановления внести изменения, которые соответствовали бы внесенным в ГК РФ изменениям относительно возможности проведения реорганизации в форме присоединения двух и более юридических лиц, созданных в разных организационно-правовых формах. При этом ввиду принятых законодательных изменений следует предусмотреть процедуру взаимной конвертации долей в уставном капитале и акций.

В настоящее время процедура реорганизации в форме присоединения обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ полностью идентична и, по нашему мнению, условно и в общих чертах состоит из следующих этапов:

1) подготовка и проведение общего собрания участников (акционеров) каждого из потенциально реорганизуемых хозяйствующих субъектов для решения вопроса о необходимости реорганизации в форме присоединения. Принятие решения о реорганизации;

4 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

5 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

6 Российская газета. 2014. 7 мая. № 101.

7 Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.

2) письменное уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о присоединении;

3) публикация реорганизуемым юридическим лицом в средствах массовой информации (дважды с периодичностью один раз в месяц) уведомления о реорганизации после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации;

4) подготовка и проведение совместного общего собрания реорганизуемых хозяйствующих субъектов; принятие общим собранием участников (или акционеров) юридических лиц, участвующих в реорганизации, решения о присоединении;

5) заключение договора о присоединении на основании принятого решения вместе с составлением и подписанием передаточного акта, в соответствии с которым имущество, а также права и обязанности присоединяющегося юридического лица переходят присоединяемому (существующему) юридическому лицу (следует согласиться с мнением С. А. Зинченко и А. И. Гончарова, согласно которому целью договора о реорганизации в форме присоединения является приобретение присоединяющим юридическим лицом имущественного комплекса присоединяемого [5, с. 384]);

6) подача в регистрирующий орган документов для государственной регистрации реорганизации юридического лица в форме присоединения; также в случае внесения изменений в устав присоединяемого юридического лица необходимо зарегистрировать указанные изменения в регистрирующем органе.

В настоящее время законодатель в п. 1 ст. 189.19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»8 предусматривает обязанность руководителя кредитной организации провести реорганизацию в случае, если причины финансовой несостоятельности не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Особенности реорганизации в формах слияния и присоединения кредитных организаций установлены Положением Банка России от 29 августа 2012 г. № 386-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»9.

По нашему мнению, с целью соблюдения прав и законных интересов кредиторов, в частности потребителей туристского продукта, аналогичную обязанность по проведению реорганизации нужно законодательно предусмотреть и для туроператоров. В первую очередь необходимо ввести исчерпывающий перечень оснований для инициирования мероприятия по реорганизации в форме присоединения несостоятельного туроператора. Перечень таких оснований должен содержать в себе указание на признаки неплатежеспособности туроператора, а также предусматривать оценку финансового состояния туроператора. С целью правового обеспечения исполнения туроператором указанной обязанности Ростуризму необходимо издать соответствующий нормативный акт, который предусматривал бы особенности проведения реорганизационных мероприятий различных форм.

Одной из таких особенностей реорганизации туроператора в форме присоединения должно быть наличие стабильной финансовой состоятельности присоеди-

8 Российская газета. 2014. 26 дек. № 296.

9 Вестник Банка России. 2012. № 61.

няющего туроператора. Данная особенность связана с тем, что размер денежных обязательств присоединяемого туроператора может превышать стоимость принадлежащего ему имущества (включая денежные средства), а также размер прав требований к контрагентам. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой после завершения реорганизационных мероприятий у присоединяющего туроператора за счет возложения дополнительных обременений могут появиться признаки несостоятельности. Указанное обстоятельство входит в противоречие с основной целью реорганизации — восстановлением платежеспособности и своевременным и в полном объеме удовлетворением требований кредиторов.

Полагаем, что для выявления присоединяющего туроператора со стабильным финансовым состоянием можно использовать показатель (коэффициент) его финансовой состоятельности (КФСТО). В данном случае для обеспечения запаса финансовой состоятельности, который позволил бы исполнять текущие обязательства, показатель финансовой состоятельности должен быть больше единицы (КФСто > 1).

Предлагаем следующую формулу расчета показателя финансовой состоятельности туроператора:

КФСто = Тто / Ото > 1,

где: Тто — это сумма требований туроператора к должникам в текущем месяце; Ото — это сумма денежных обязательств и обязательных платежей, срок исполнения которых наступает в текущем месяце;

1 (единица) — целевой размер соотношения суммы требований туроператора и суммы денежных обязательств и обязательных платежей туроператора за текущий календарный месяц.

В данном случае фактическое значение КФСто > 1 показывает, что денежных средств, поступивших от контрагентов, достаточно для исполнения текущих денежных обязательств перед кредиторами и для исполнения текущих обязательных платежей, а запаса финансовой состоятельности достаточно для исполнения обязательств в течение последующих двух месяцев.

Однако может сложиться ситуация, при которой на рынке в сфере туризма отсутствуют туроператоры, чья хозяйственная деятельность отвечала бы признакам стабильной финансовой состоятельности. При таком развитии событий необходимо предусмотреть право присоединяющего туроператора на получение долгосрочного банковского кредита на льготных условиях, при которых процентная ставка равна ставке рефинансирования либо ключевой ставке. Указанные показатели устанавливаются Банком России. Кроме того, в случае изменения в период действия кредитного договора в сторону увеличения ставки рефинансирования или ключевой ставки размер процентов, указанный в кредитном договоре, должен оставаться неизменным. Исполнение обязательств по кредитному договору должно обеспечиваться солидарно со стороны саморегулируемой организации (СРО), в которой состоял присоединяемый туроператор, а также СРО, в которой состоит присоединяющий туроператор. О целесообразности саморегулирования путем передачи отдельных властных полномочий СРО говорилось в совместной работе С. В. Васильевой, С. С. Заикина, А. О. Лебедева, А. В. Чаплинского [6].

Помимо изложенного необходимо предусмотреть порядок проведения реорганизационных мероприятий в форме присоединения. В частности, по нашему мнению, указанный порядок должен состоять из следующих четырех этапов.

1. Подготовительный этап. На этом этапе неплатежеспособный туроператор направляет в СРО, членом которой он является, уведомление о намерении начать процедуру реорганизации в форме присоединения. В указанном уведомлении туроператор должен сообщить информацию о причинах финансовой несостоятельности, о предпринятых мерах для восстановления платежеспособности, о размере обязательств перед контрагентами, а также о стоимости имеющегося у туроператора имущества (включая денежные средства и права требования). К уведомлению неплатежеспособный туроператор вправе приложить согласие присоединяющего туроператора о готовности начать процедуру реорганизации в форме присоединения. Указанное согласие подкрепляется документами, подтверждающими стабильное финансовое состояние туроператора. В свою очередь СРО рассматривает эти документы на предмет целесообразности проведения реорганизации в форме присоединения, проверяет на соответствие документы относительно финансового состояния потенциально присоединяющего туроператора, составляет мотивированное заключение. Заключение должно содержать в себе мнение о целесообразности либо нецелесообразности проведения реорганизации. Указанное заключение вместе со всеми документами направляется в Ростуризм.

2. Организационный этап. В ходе этого этапа Ростуризм на основании заключения, полученного из СРО неплатежеспособного туроператора, определяет потенциального присоединяющего туроператора. Для этого Ростуризм проводит оценку состояния рынка в сфере туризма, делает запросы во все СРО туроператоров на предоставление информации о наличии либо отсутствии туроператоров со стабильным финансовым состоянием. Приоритет должен отдаваться туроператорам, которые осуществляют свою деятельность в том же субъекте РФ, что и неплатежеспособный туроператор. Далее Ростуризм направляет запрос в адрес потенциально присоединяющего туроператора о готовности либо неготовности начать процедуру реорганизации туроператора. Для стимулирования состоятельных туроператоров присоединить к себе неплатежеспособного туроператора необходимо предусмотреть в налоговом законодательстве возможность предоставления присоединяющему туроператору налоговых каникул от 1 до 5 лет (в зависимости от объема обязательств присоединяемого туроператора). Получив положительный ответ, Ростуризм направляет участникам реорганизации предписание о необходимости организовать проведение общих собраний учредителей (акционеров) каждого из участников реорганизации, совместного общего собрания учредителей (акционеров), а также о сроках их проведения.

Исходя из характеристики первых двух этапов, мы предлагаем нормативно ограничить принцип свободы договора в части выбора хозяйствующим субъектом контрагента. Указанное ограничение направлено на обеспечение исполнения обязательств неплатежеспособного туроператора, что в свою очередь влечет за собой соблюдение прав и законных интересов общества и государства.

3. Предрегистрационный этап. На этом этапе на основании предписания Рос-туризма проводятся общие собрания учредителей (или акционеров) — участников реорганизации, а также совместное общее собрание, по результатам которых при-

нимается решение о проведении реорганизации в форме присоединения, заключается договор о присоединении, составляется передаточный акт, в случае необходимости вносятся соответствующие изменения в устав присоединяющего туроператора. В договоре в качестве причины реорганизации должна быть указана утрата платежеспособности присоединенного туроператора. Такое указание необходимо в целях возможного получения присоединяющим туроператором банковского кредита, о котором мы говорили выше.

4. Государственная регистрация реорганизации в форме присоединения. В ходе этого этапа осуществляются действия, направленные на юридическое оформление присоединения. Общая характеристика положений Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ относительно процедуры государственной регистрации реорганизации в форме присоединения (в том числе порядок уведомления регистрирующего органа, кредиторов и порядок самой регистрации) была дана выше. В соответствии с Письмом Федеральной налоговой службы РФ от 3 ноября 2009 г. № КЕ-20-1/1657 «О сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности»10 указанным Законом предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации, который направлен на сокращение административных барьеров при осуществлении хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Законодательством установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не установлено федеральным законом. Представляется, что для государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, которая происходит по причине финансовой несостоятельности туроператора, необходимо установить специальные сокращенные сроки. По нашему мнению, срок такой регистрации должен составлять пять календарных дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Установление подобного сокращенного срока позволит оперативно решить задачу по удовлетворению требований кредиторов присоединенного туроператора.

По мнению М. В. Телюкиной [7, с. 12], реорганизационные мероприятия, включая присоединение, нецелесообразны. Этот довод обосновывается наличием нормы, дающей право кредиторам предъявить требования о прекращении либо досрочном исполнении обязательств должника с возмещением убытков в полном объеме, что может привести к банкротству даже вполне платежеспособного должника. Однако мы не можем согласиться с этим утверждением по следующим основаниям.

Во-первых, при наличии у должника устойчивой платежеспособности нет никакой необходимости в проведении реорганизационных мероприятий с целью предупреждения банкротства. В данном случае платежеспособный хозяйствующий субъект продолжает в соответствии с платежным календарем самостоятельно исполнять свои обязательства перед кредиторами.

Во-вторых, в случае появления у хозяйствующего субъекта признаков несостоятельности проведение реорганизационных мероприятий, включая присоединение к другой организации, с экономической точки зрения выгодно для кредиторов. Данное обстоятельство подтверждается тем, что обязательства присоединившегося

10 Официально не публиковалось, доступно в СПС «КонсультантПлюс».

юридического лица не аннулируются, а сохраняются в полном объеме. Кроме того, появляется высокая вероятность исполнения указанных обязательств за счет более устойчивого в финансовом плане юридического лица. Применительно к изложенному научный интерес представляет правовой анализ способов защиты нарушенных прав кредиторов реорганизуемых хозяйственных субъектов, проведенный Р. А. Кислицыным [8].

С формально-юридической точки зрения реорганизация в форме присоединения не является способом предупреждения банкротства, так как неплатежеспособный хозяйствующий субъект прекращает свою деятельность, происходит универсальное правопреемство, при котором все права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к присоединяющему. Соответственно, невозможно предупредить банкротство того субъекта предпринимательской деятельности, который формально уже не существует.

Вместе с тем инициирование процедуры реорганизации в форме присоединения нужно рассматривать не только как меру по недопущению возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве в отношении неплатежеспособного туроператора, но и как способ экономического оздоровления рынка в сфере туризма. Данное утверждение основано на том, что из системы туристского сектора экономики исчезают финансово несостоятельные элементы этой системы, банкротство которых может привести к неблагоприятным последствиям для успешной хозяйственной деятельности других элементов этой системы, а также для развития российской экономики в целом.

Таким образом, реорганизация неплатежеспособного туроператора в форме присоединения к финансово состоятельному туроператору является эффективным способом предупреждения банкротства туроператора. При этом указанный способ применяется в случае неудовлетворительного результата проведения иных мероприятий по восстановлению платежеспособности туроператора. Основной целью присоединения, помимо оздоровления рынка туристских услуг, является соблюдение прав и законных интересов кредиторов несостоятельного туроператора. По нашему мнению, для достижения поставленной цели необходимо нормативно урегулировать основания и порядок проведения реорганизации туроператоров в форме присоединения.

Литератуа

1. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: курс лекций. Т. 1. Общие положения. М.: Издательство «БЕК», 1994. 312 с.

2. Мартышкин С. В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград: юрид. ин-т МВД России, 2000. 25 с.

3. Вагайцева Т. В. К вопросу о понятии реорганизации юридических лиц // Юрист. 2009. № 10. С. 26-29.

4. Суханов Е. А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996. № 1. С. 29-40.

5. Зинченко С. А., Гончаров А. И. Предупреждение банкротства коммерческой организации: методология и правовые механизмы: монография. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. 480 с.

6. Васильева С. В., Заикин С. С., Лебедев А. О., Чаплинский А. В. Саморегулирование как основание передачи публично-властных полномочий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 14. Право. 2011. № 3. С. 72-80.

7. Телюкина М. В. Способы предупреждения банкротства юридического лица // Адвокат. 1999. № 9. С. 11-17.

8. Кислицын Р. А. Способы защиты нарушенных прав кредиторов при реорганизации хозяйственных обществ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 14. Право. 2012. № 1. С. 25-35.

Для цитирования: Гурьев А. В. Реорганизация в форме присоединения как способ предупреждения банкротства туроператора по соглашению с другой туристской организацией // Вестник СПбГУ Серия 14. Право. 2016. Вып. 3. С. 65-73. DOI: 10.21638/11701/spbu14.2016.306

References

1. Martem'ianov V. S. Khoziaistvennoe pravo: kurs lektsii. T. 1. Obshchie polozheniia [Economic law. A course of lectures. Vol. 1. General provisions]. Moscow, "BEK" Publ., 1994. 312 p. (In Russian)

2. Martyshkin S. V. Poniatie i priznaki reorganizatsii iuridicheskogo litsa. Authoref. diss. kand. iurid. nauk [The concept and features of the reorganization of the legal entity. Thesis of PhD]. Volgograd, Jurid. Institute of the Russian Home Office Publ., 2000. 25 p. (In Russian)

3. Vagaitseva T. V. K voprosu o poniatii reorganizatsii iuridicheskikh lits [To a question about the concept of reorganization of legal entities]. Iurist [Lawyer], 2009, no. 10, pp. 26-29. (In Russian)

4. Sukhanov E. A. Reorganizatsiia aktsionernykh obshchestv i drugikh iuridicheskikh lits [Reorganization of joint stock companies and other legal entities]. Khoziaistvo ipravo [Economy and Law], 1996, no. 1, pp. 29-40. (In Russian)

5. Zinchenko S. A., Goncharov A. I. Preduprezhdenie bankrotstva kommercheskoi organizatsii: metodologiia i pravovye mekhanizmy: monografiia [Warning bankruptcy of the commercial organization: methodology and legal mechanisms. The monograph]. Moscow, Jurisprudence Publ., 2006. 480 p. (In Russian)

6. Vasil'eva S. V., Zaikin S. S., Lebedev A. O., Chaplinskii A. V. Samoregulirovanie kak osnovanie peredachi publichno-vlastnykh polnomochii [Self-regulation as a cause of public authority transfer]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 14. Law, 2011, no. 3, pp. 72-80. (In Russian)

7. Teliukina M. V. Sposoby preduprezhdeniia bankrotstva iuridicheskogo litsa [Ways to prevent the bankruptcy of a legal entity]. Advokat [Lawyer], 1999, no. 9, pp. 11-17. (In Russian)

8. Kislitsyn R. A. Sposoby zashchity narushennykh prav kreditorov pri reorganizatsii khoziaistvennykh obshchestv [Ways to protect the violated rights of creditors during the reorganization of economic legal entities]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 14. Law, 2012, no. 1, pp. 25-35. (In Russian)

For citation: Guryev A. V. Reorganization Through Inclusion as a Way to Prevent Bankruptcy of a Tour Operator in Agreement with Another Tourism Organization. Vestnik SPbSU. Ser. 14. Law, 2016, issue 3, pp. 65-73. DOI: 10.21638/11701/spbu14.2016.306

Статья поступила в редакцию 7 февраля 2016 г., рекомендована к публикации 20 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.